Взаимоотношения Шарикова и Преображенского: сочинение

«Взаимоотношения Шарикова и Преображенского»

В повести «Собачье сердце» – булгаковский миф о Москве осложняется конфликтом, неведомым «петербургскому тексту», – конфронтацией иронически поданного утрированного научного прогресса и агрессивной и всесокрушающей невежественной стихии. Булгаков вновь использует фантастическое допущение – возможность создания из ошпаренного кипятком пса с Пречистенки и завсегдатая пивных, трижды судимого Клима Чугункина фантастического существа – человекопса Полиграфа Полиграфовича Шарикова – пародийное воплощение идеи о «новом человеке», которого можно якобы создать из люмпенизированной массы.

Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пытается «зарегистрироваться» с барышней, претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства.

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются благодаря существованию провокатора – представителя низовой власти Швондера, который стремится «уплотнить» профессора Преображенского, занимающего квартиру из семи комнат.

В изображении Булгакова посягательство на жилплощадь Преображенского превращается в посягательство на место Преображенского в мире. Для наступления на профессора Швондер использует Шарикова: производит его в «товарищи», внушает ему мысль о его пролетарском происхождении и о преимуществах последнего. Это Швондер дает Шарикову для чтения не элементарные учебники, а «переписку Энгельса с этим. как его, дьявола. с Каутским», находит ему службу в соответствии с влечением его «сердца», «выправляет» ему «бумаги» и внушает мысль о праве на жилплощадь профессора. Он же вдохновляет Шарикова написать донос на профессора.

В связи с образом Шарикова и его судьбой исследователи ставят вопрос об отношении М. Булгакова к нравственным традициям русской литературы, полагая, что Булгаков в своей повести выступил против традиционного для русской литературы комплекса вины и преклонения перед народом. Не снимая вины ни с Преображенского, ни со Швондера, он смело показал своего рода невменяемость народа, ничем не защищенного ни от экспериментов Преображенского (символична наивная готовность Шарика обменять свою свободу на кусок колбасы), ни от «идейной» обработки Швондера. С этой точки зрения конец повести также пессимистичен – Шарик не помнит, что с ним произошло, ему отказано в прозрении.

В этой ситуации пересмотру подлежало и традиционное представление о «неотразимости безоружной истины» (Б. Пастернак), лишающей интеллигента права на самозащиту. Подобная идеальная модель поведения интеллигента опровергается как в спорах Преображенского с Борменталем о допустимых мерах воздействия, так и самим развитием ситуации, требующим перехода в наступление.

Профессор Преображенский пытается опровергнуть право на насилие по отношению к другому человеку, призывает Борменталя во что бы то ни стало сохранять «чистые руки». Борменталь же выступает как представитель нового поколения интеллигенции, готового к самозащите. Борменталь первым решается на «преступление» – возвращает Шарику его первоначальный облик, утверждая тем самым право человека культуры на борьбу за свое право быть.

При всей остроте проблематики последняя повесть не самая удачная среди трех «московских». Отход от традиционного психологического реализма в «Собачьем сердце» не столь последователен, как в «Роковых яйцах» и «Дьяволиаде». Городской пейзаж, психологическая мотивация поведения персонажей в «Собачьем сердце» переданы в традиционно реалистической манере. В повести отсутствует то, что является основным признаком фантастики, – колебания между рациональным и сверхъестественным объяснением необычных явлений. Фантастическая метаморфоза словно остается у порога развивающихся событий. Мы видим просто люмпена Клима, а не фантастическое существо, поставленное в жизнеподобную ситуацию.

«Московский роман» с его «фантастическим реализмом» был заявкой на фантасмагорию «Бега» и карнавализованный мир Москвы в «Мастере и Маргарите».

Публикация «Белой гвардии» оборвалась, так как закрылся журнал «Россия». «Собачье сердце» напечатать не удалось. Книга рассказов сразу после издания была уничтожена. Критика не щадила писателя. И вдруг для Булгакова началась новая творческая полоса, связанная с драматургией. 1925-1928 годы в его биографии отданы исключительно театру: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Багровый остров»(1928).

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского

В повести «Собачье сердце» – булгаковский миф о Москве осложняется конфликтом, неведомым «петербургскому тексту», – конфронтацией иронически поданного утрированного научного прогресса и агрессивной и всесокрушающей невежественной стихии. Булгаков вновь использует фантастическое допущение – возможность создания из ошпаренного кипятком пса с Пречистенки и завсегдатая пивных, трижды судимого Клима Чугункина фантастического существа – человекопса Полиграфа Полиграфовича Шарикова – пародийное воплощение идеи о «новом человеке», которого можно якобы создать из люмпенизированной массы.

Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пытается «зарегистрироваться» с барышней, претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства.

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются благодаря существованию провокатора – представителя низовой власти Швондера, который стремится «уплотнить» профессора Преображенского, занимающего квартиру из семи комнат.

В изображении Булгакова посягательство на жилплощадь Преображенского превращается в посягательство на место Преображенского в мире. Для наступления на профессора Швондер использует Шарикова: производит его в «товарищи», внушает ему мысль о его пролетарском происхождении и о преимуществах последнего. Это Швондер дает Шарикову для чтения не элементарные учебники, а «переписку Энгельса с этим… как его, дьявола… с Каутским», находит ему службу в соответствии с влечением его «сердца», «выправляет» ему «бумаги» и внушает мысль о праве на жилплощадь профессора. Он же вдохновляет Шарикова написать донос на профессора.

В связи с образом Шарикова и его судьбой исследователи ставят вопрос об отношении М. Булгакова к нравственным традициям русской литературы, полагая, что Булгаков в своей повести выступил против традиционного для русской литературы комплекса вины и преклонения перед народом. Не снимая вины ни с Преображенского, ни со Швондера, он смело показал своего рода невменяемость народа, ничем не защищенного ни от экспериментов Преображенского (символична наивная готовность Шарика обменять свою свободу на кусок колбасы), ни от «идейной» обработки Швондера. С этой точки зрения конец повести также пессимистичен – Шарик не помнит, что с ним произошло, ему отказано в прозрении.

В этой ситуации пересмотру подлежало и традиционное представление о «неотразимости безоружной истины» (Б. Пастернак), лишающей интеллигента права на самозащиту. Подобная идеальная модель поведения интеллигента опровергается как в спорах Преображенского с Борменталем о допустимых мерах воздействия, так и самим развитием ситуации, требующим перехода в наступление.

Профессор Преображенский пытается опровергнуть право на насилие по отношению к другому человеку, призывает Борменталя во что бы то ни стало сохранять «чистые руки».

угому человеку, призывает Борменталя во что бы то ни стало сохранять «чистые руки». Борменталь же выступает как представитель нового поколения интеллигенции, готового к самозащите. Борменталь первым решается на «преступление» – возвращает Шарику его первоначальный облик, утверждая тем самым право человека культуры на борьбу за свое право быть.

При всей остроте проблематики последняя повесть не самая удачная среди трех «московских». Отход от традиционного психологического реализма в «Собачьем сердце» не столь последователен, как в «Роковых яйцах» и «Дьяволиаде». Городской пейзаж, психологическая мотивация поведения персонажей в «Собачьем сердце» переданы в традиционно реалистической манере. В повести отсутствует то, что является основным признаком фантастики, – колебания между рациональным и сверхъестественным объяснением необычных явлений. Фантастическая метаморфоза словно остается у порога развивающихся событий. Мы видим просто люмпена Клима, а не фантастическое существо, поставленное в жизнеподобную ситуацию.

«Московский роман» с его «фантастическим реализмом» был заявкой на фантасмагорию «Бега» и карнавализованный мир Москвы в «Мастере и Маргарите».

Публикация «Белой гвардии» оборвалась, так как закрылся журнал «Россия». «Собачье сердце» напечатать не удалось. Книга рассказов сразу после издания была уничтожена. Критика не щадила писателя. И вдруг для Булгакова началась новая творческая полоса, связанная с драматургией. 1925-1928 годы в его биографии отданы исключительно театру: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Багровый остров»(1928).

Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

В повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” центром сюжета стала история эксперимента, во время которого собаку превращают в человека. Довольно известный профессор Преображенский в своей работе много уделял времени вопросу омоложения организма. В результате он хотел получить совершенно нового человека. Совместно с коллегой доктором Борменталем профессор проводит пересадку гипофиза скончавшегося мужчины на место мозга собаки.

Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.

Среда в которой обитал человек сыграла свою немалую роль в становлении личности. Шарикову перешли от собаки самые плохие качества такие, как ловля блох, бег за кошками. От человека ему передались черты пьяницы и дебошира. Это было меньшей проблемой. Революционная среда повлияла на Шарикова не лучшим образом. Преображенский пытался сделать Шарикова интеллигентным человеком, но находились люди, которые препятствовали попыткам профессора. Так Швондер становится союзником и только ухудшает ситуацию.

Со временем Шариков начинает считать, что нужно стремиться к уравниванию всего. Он приносит бумагу о том, что ему положена часть жилья профессора. Полиграф Полиграфович не стесняется грубить и доносить на человека, которому должен быть благодарен. Герой эгоистичен и хитер, когда его пытаются выгнать из квартиры, он уже имеет на руках бумаги, подтверждающие его права на жилплощадь. Ему понятна выгода проживания у профессора. В один день он приходит домой с девушкой, на которой обещает жениться. Выясняется, что Шариков соврал о себе. Узнав правду, она сбегает.

Шариков оказывается не таким глупым и простым, как кажется на первый взгляд. Везде он находит выгоду. Полиграф Полиграфович становится не просто рабочим, а завотделом по отлову бездомных кошек. Его операция и шрам также играют на руку Шарикову. Когда его пытаются призвать в армию, он находит причину отказа, связанную с операцией. Где-то он выдает свой шрам за последствия боевого ранения.

Главный герой с каждым днем становится всё более наглым. Поступки Шарикова вынуждают профессора и доктора вернуть Шарику образ собаки.

2 вариант

Сделав одним из главных героев произведения человека, созданного из собаки М.А. Булгаков продемонстрировал свое отношение к новой власти и социальным изменениям, принесенным ее установлением.

Само происхождение Шарикова, ставшего членом человеческого общества и введенного в квартиру профессора, показывает неодобрение автором романа возвышения людей из низов. Булгаков не против такого в принципе, но при условии получения образования и восприятия культуры. Недаром профессор Преображенский пытается наставлять бывшего пса. Показывая хамство и невежество Шарикова, его нежелание стать культурным человеком. Булгаков в скрытой форме проводит мысль о бесполезности новой социальной мобильности.

При этом в романе ярко демонстрируется принятие Шарикова советской властью. Швондер также воспитывает Шарикова и его идеи и даваемая для изучения марксистская литература, лучше воспринимаются героем, чем старый строй жизни в квартире Преображенского. Шариков быстро воспринимает новую культуру, что подчеркивается выбором «революционного» имени Полиграф Полиграфыч.

Новая власть открывает перед ним возможность сделать карьеру. При этом, возглавляемый Шариковым подотдел ничего не создает, даже не дублирует функции другого полезного ведомства. Учреждение борется не с действительно приносящими вред мышами или крысами, а истребляет безобидных домашних животных, служа лишь удовлетворению неизжитых инстинктов своего начальника.

Читайте также:  Начало романа М. А. Булгакова Белая гвардия (анализ 1 главы первой части).: сочинение

В конце концов, продемонстрировав с помощью нескольких диких выходок Шарикова не только его неспособность адаптироваться в «приличном» обществе, но и его опасность для окружающих, автор, руками превращает, неудавшегося по его мнению человека, обратно в пса. Шарик становится хорошей собакой и живет у профессора, который не испытывает более к нему неприязни. Булгаков, тем самым, показывает свое отношение к низшим слоям общества, к большинству народа. Массы должны выполнять свои функции и не выходить за рамки, определенные для них более образованными и культурными представителями «верхов». Если же кто-либо желает подняться выше, то он должен доказать свой возросший уровень и быть принятым новой средой. Советская же власть, своими экспериментами нарушила естественное течение жизни.

Вариант 3

Образ Шарикова в «Собачьем сердце» заслуживает пристального внимания, потому как он является одним из главных героев известного произведения.

Пес Шарик – дворняга, у которой не было хозяина, он практически ничего не ел, лишь изредка питался тем, что находил на свалках. Через некоторое время повар, который выносил помои, обольет пса горячей водой.

Шарик очень боялся людей, вероятно, в связи с таким несправедливым поступком повара. Люди обижали его, выгоняли отовсюду, он ждал лишь скорейшей своей кончины.

Однажды, на счастье пса, в его жизни появился профессор Преображенский. Пес, не ожидавший внимания в свой адрес, с невероятным чувством благодарности плелся до самого дома за профессором.

Он был безумно счастлив от осознания, что он может быть кому-то нужен, что его судьба небезразлична человеку. В то же время он не знал, чего следует ожидать от профессора, как он поступит с ним в дальнейшем. У него было какое-то предчувствие, что все это не просто так, и он будет что-то должен дать взамен.

Как мы знаем, из произведения, Шариков появился вследствие научного эксперимента профессора Преображенского. Профессор пересадил животному человеческие органы, которые принадлежали умершему преступнику Климу Чугункину.

О внешности автор пишет, что это был человек несимпатичной наружности, имел маленький рост, у него был гулкий глухой голос, свободная походка.

Шариков был довольно нахальным и бесцеремонным существом, он не знал элементарных правил этикета, за что профессор Преображенский его многократно попрекал.

При всем этом любые свои умозаключения он произносил с абсолютным чувством уверенности и превосходства. С окружающими он также ведет себя слишком нагло.

Персонаж очень любит выпить, вполне вероятно, что это передалось от человека, от которого были пересажены органы.

Несмотря на свою некоторую безграмотность, невоспитанность, он хочет, чтобы у него были все документы, справки, которые имеют все люди.

Через некоторое время Шариков решает начать ловить животных, это у него неплохо получается.

Конечно, от такого недочеловека профессор Преображенский быстро устает, вследствие этого он решает превратить его обратно в животное.

Про шарикова

Собачье сердце – одно из самых захватывающих произведений М.А.Булгакова. Это ироничное, полуфантастическое повествование, в котором автор рассказывает о судьбе бродячего пса Шарика.

Собака стала объектом научного эксперимента профессора Преображенского, типичного интеллигента дореволюционной России. Псу провели операцию на мозг, пересадили гипофиз человека, да ещё какого человека. Донором оказался молодой человек двадцати пяти лет Клим Григорьевич Чугункин. Завсегдатай питейных заведений, дважды судимый, не обремененный ни моральными, ни нравственными качествами человек. Основной род деятельности – кражи и игра на балалайке по трактирам.

С этого момента в повести разворачивается круговорот невероятных событий. Шарик мгновенно очеловечивается, получает паспорт и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Пес перенимает все малопривлекательные качества и собаки, и Чугункина. Он ненавидит кошек и бродячих животных, ловит блох, кусается, в то же время увлекается алкоголем и домогается женщин. Это существо разнузданное, вороватое, циничное, вызывающее у любого нормального человека чувство брезгливости и отвращения.

Мало того, он устраивается на работу в отдел по отлову бродячих животных и примыкает к революционной ячейке во главе с домкомом товарищем Швондером. Гомункулус удивительно легко вписывается в общество пролетариев, которые не упускают возможности провести с ним революционный ликбез. С легкой руки Швондера Шариков обнаруживает, что его создатель, профессор Преображенский – классовый враг и начинает вести борьбу за свои права. Ситуация доходит до абсурда, когда Шариков приводит в дом профессора девушку, объявив о своем желании жениться и требует «на законных основаниях» выделить ему отдельную комнату.

Действие происходит в России первых послереволюционных лет. Шариков – продукт новой действительности. Малограмотность, отсутствие элементарной культуры, цинизм, замешанные на идее классовой ненависти – вот благодатная почва для создания чудовищ.

Булгаков не скрывает своего негативного отношения к новой власти и считает революцию неоправданным экспериментом над социумом. Кровопролитие, ненависть к себе подобным, террор, разруха – закономерный результат деятельности «Шариковых», которые стали слепым оружием в руках политиков.

Сочинение Характеристика Шарикова

Известный классик русской литературы Михаил Афанасьевич Булгаков является автором повести «Собачье сердце». Произведение было написано в январе-марте 1925 года, однако в свет вышло лишь в 1987 году. Все дело в том, что при обыске в доме Булгакова в 1926 году произведение было изъято. Главным героем повести является Шариков – начальник подотдела очистки Москвы от домашних животных.

Шариков появился на свет с помощью операции профессора Преображенского, который пересадил псу Шарику гипофиз убитого алкоголика и вора Клима Чугункина. Желая создать из собаки человека, профессор, сам того не осознавая, оживил вора и рецидивиста Клима Чугункина. Таким образом, из милого, ласкового и доброго пса Шарика вырос негативный во всех отношениях Шариков. Главному герою оказались присущи все негативные черты умершего человека – социальная распущенность, злость и капризность.

Булгаков очень ярко описал своего главного героя на страницах произведения. Даже внешний вид его говорит о его непростом характере – порванный пиджак, вымазанные краской брюки, небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. От Шарикова всегда неприятно пахло, хотя он уже давно существовал в роли человека. Неопрятность в одежде дополняли грязные волосы и постоянная щетина. Всем этим Булгаков подчеркивал, что для Шарикова внешний вид неважен, а ухаживание за собой для него является даже постыдным. Он уверен, что обычный человек из рабочего класса не обязан обращать внимания на свой внешний вид.

Себя он причисляет также к рабочему классу. Шариков как типичный представитель рабочего класса того времени не приемлет образования. Это читается в каждом выражении главного героя. В какой-то степени он выражает презрение к учебе. Именно его необразованность играет негативную роль в его жизни. Шариков попадает под влияние Швондера – председателя домкома. Именно речи Швондера впечатляют Шарикова. Главный герой начинает излагать чужие мысли, преподнося это как собственное мнение. Именно из-за необразованности Шариков позволяет себе грубые речи в споре с профессором. Сам мало разбираясь, он свободно и безапелляционно рассуждает на острые социально-политические темы, хотя большая часть его высказываний идет от Швондера.

Имеет место и политика в лице Шарикова. Главного героя можно сравнить с типичным представителем рабочего класса, который в одночасье получил ряд свобод и прав, но не знает, как ими должным образом воспользоваться. Вместо этого в Шарикова проявляется эгоизм, и желание добиться своей цели любым путем. И тому есть ряд подтверждений в повести. Самым ярким является, пожалуй, тот факт, что для социального роста по карьерной лестнице он убивает бездомных животных, хотя совсем недавно был таким же.

В главном герое Булгаков раскрыл такую негативную черту человека, как эгоизм. Шариков, получив ряд прав в роли человека, опять же по советам Швондера, начинает требовать свою долю от профессора Преображенского, причем нагло и эгоистично. Для достижения своих целей он начинает даже угрожать профессору. Шариков считает, что профессор ему должен часть жилплощади. Ему эгоизм в ряде ситуации не знает предела, в том числе тогда, когда он требует, чтобы его кормили. Эгоизм тесно связан с необразованностью, ведь Шариков видит ситуацию лишь с той стороны, в какой ему она была представлена Швондером.

Вообще квартирная проблема неплохо раскрыта Булгаковым в лице Шарикова. В этой ситуации главный герой выступает лишь связующим звеном между более зажиточным классом в лице профессора Преображенского и членами домкома во главе со Швондером. Через Шарикова члены домкома давят на профессора, поднимая острый вопрос нехватки жилья. Шариков из-за своей необразованности становится пешкой в руках членов домкома. Квартирный вопрос действительно в то время стоял очень остро, и Булгаков сумел поднять и раскрыть эту тему на страницах своего произведения.

Острые социальные и политические проблемы раскрыл Булгаков на страницах своей повести в лице Шарикова. Произведение хоть и повествует о таких острых проблемах, но написано в сатирическом и фантастическом стиле, благодаря чему повесть легко читается и популярно до сих пор.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце

Популярные сегодня темы

В жизни каждого человека наступает момент, когда его касается проблема выбора профессии. Для того чтобы правильно решить ее, в первую очередь нужно понять для себя, что такое профессия

В рассказе Чехова «Ионыч», на примере земского врача Старцева показано, как понемногу деградирует человек, попадая под влияние окружающей обстановки.

Антон Павлович Чехов в своем рассказе раскрывает образ северного города России, Петербурга. Из рассказа известно, что город является многолюдным, в котором проживают холодные и черствые люди.

Сюжетная композиция произведения построена вокруг постановки любительского спектакля, участниками которого являются представители русской интеллигенции, проживающие в летний период на дачных участках.

Свой небольшой рассказ хочу начать с того, что мне очень сильно повезло. Многие дети просят родителей, чтобы у них родился братик или сестричка, а моя мечта сбылась. И когда я узнала одной из первых, что у нас в семье скоро будет пополнение

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

Читайте также:  Живучесть шариковщины как явления: сочинение

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Образ и характеристика Шарикова Собачье сердце Булгакова сочинение

Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» считается одной из самых известных работ писатель. Описанная там история является фантастической, интересной и поучительной. Основой сюжета выступает опыт ученого Преображенского и его коллеги доктора Борменталя. Их целью было создание нового, лучшего человека.

В ходе эксперимента бродячему псу Шарику пересадили гипофиз покойного мужчины Клима Чугункина, надеясь на то, что собачьи качества победят негативные человеческие наклонности. Получилась новая личность, которой дали имя Полиграф Полиграфович Шариков. Но результат эксперимента оказался неожиданным.

Главный герой Шариков стал носителем всех негативных качеств своего прежнего хозяина. От вора и рецидивиста Клима к нему перешли капризность, злость и распущенность. Он был груб со всеми и не следил за своей речью.

Внешний вид бывшей собаки всегда оставлял желать лучшего. Несмотря на свое человеческое существование, Шариков считал гигиену и уход за собой бесполезным и унизительным занятием. По его мнению, обычный рабочий человек должен быть грязным и неопрятным.

Как и любой представитель рабочего класса в то время, Шариков пренебрегал и образованием. Но благодаря своей общительности и способности находить друзей он сходится во мнениях с председателем домкома Швондером. Речи председателя кажутся Шарикову убедительными, и он начитает считать его мнение своим собственным. Словами Швондера он смело высказывается и политике, хотя сам в этом ничего не понимает.

Являясь представителем рабочего класса, Шариков получил много свобод и прав, но как пользоваться ими он не знал. Ко всему этому в нем начинает проявляеться эгоизм и целенаправленность, способствующая любой ценой добиваться задуманного. Подтверждением этому является его жестокость к бездомным животным, хотя совсем недавно и он был таким. Но это способствовало продвижению его по карьерной лестнице.

Полученные Шариковым права все больше развивали в нем эгоистические черты. По наставлению Швондера, он нагло начинает требовать от профессора долю жилплощади. И, чтобы добиться своего, прибегает к угрозам. Его наглости и эгоизму не было придела. Автор считает, что это связано в первую очередь с необразованностью и неосведомленностью, так как Шариков видит ситуацию только глазами Швондера.

В образе Шарикова Булгаков раскрывает серьезные социально-политические проблемы общества. Но серьезность не мешает произведению считаться сатирическим и фантастическим. В такой форме оно легко читается и проще усваивается.

Сочинение про Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» – это история эксперимента по превращению собаки в человека.

Успешный профессор, Филипп Филиппович Преображенский со своим помощником Доктором Борменталем в роскошной советской квартире совершают сложную операцию по пересадке части человеческого мозга собаке.

Так начинается история нового человека.

Ключевая фигура в повести Булгакова – это Полиграф Полиграфович Шариков.

Сначала он несчастный, голодный и замученный уличный пес. Он просто ищет, где бы раздобыть еды, да тихое место, что б зализать свои раны. Как и любому живому существу, ему хочется тепла и ласки. И вот счастливая случайность! Появляется «Маг и кудесник из собачьей сказки» – именно так выглядит профессор в глазах дворняги. Он подбирает добродушного пса, но не для того что бы подарить ему дом и заботу. Шарику предназначено стать объектом эксперимента профессора.

Проведя операцию по пересадке гипофиза, Преображенский и Борменталь наблюдают за переменами в физиологии собаки, за постепенным превращением пса в человеческое существо.

На протяжении всей повести происходит становление Шарикова как гражданина. Постепенно он превращается из обычного бродячего пса в личность. И вот он уже не обычная дворняга Шарик, а новый гражданин Шариков.

Это новый человек, хоть и «существо лабораторное». И как любой другой, он желает иметь свое имя, права и свободы. Желает быть гражданином в советском государстве. Из него не выходит добропорядочного гражданина, но он пытается развиваться: требует документы и даже получает работу по отлову бродячих животных.

В Шарикове проявляются черты характера Чугункина, чей гипофиз был пересажен псу. Чугункин – тип, весьма, аморальный – вор и рецидивист. Эти черты делают из персонажа Булгакова личность не самую приятную. Шариков безобразничает, сквернословит, пристает к женщинам, пьет. Профессор не теряет надежды перевоспитать своего подопечного, но поведение Полиграфа становится только хуже. Преображенский понимает, что эксперимент оказался неудачным, когда Шариков пишет на него донос и угрожает убить.

Филипп Филиппович и не подозревал, что эксперимент обернется таким образом. Шариков становится проблемой для профессора. Преображенский проводит еще одну операцию и совершает обратное превращение Полиграфа Шарикова в добродушного пса.

Читайте также:  Проблема творчества в романе Мастер и Маргарита Булгакова М.А.: сочинение

Полиграф Полиграфович Шариков – фигура довольно неоднозначная. Он уже не добрый уличный пес, но и не Клим Чугункин. Он невероятный симбиоз пса и человека, неудавшийся эксперимент.

В конце концов, обычный бродячий пес не хотел становиться человеком. “Я, может, своего разрешения на операцию не давал», заявляет Шариков.

Имел ли право профессор Преображенский распоряжаться судьбами живых существ? Эксперимент на благо науки, который перешел границы моральных устоев. Именно поэтому повесть «Собачье сердце» остается актуальной и в наши дни.

Вариант 3

Полиграф Полиграфович Шариков – центральная фигура повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», результат смелого эксперимента профессора Преображенского, пересадившего дворовому псу Шарику гипофиз убитого ножом в пивной алкоголика Клима Чугункина. Операция эта имела последствия воистину катастрофические, превратив умного и, в своём роде, тактичного пса в мерзкого хама, жить рядом с которым оказалось совершенно невозможно.

М. А. Булгаков воплотил в образе Шарикова все самые отвратительные черты так называемого «нового» человека, которого превозносила советская власть. Даже выбор замысловатого имени – Полиграф Полиграфович в сочетании с «наследственной» фамилией, что было характерной чертой того времени, вызывал у автора саркастическую улыбку. Шариков унаследовал от Клима Чугункина всё самое худшее, что было в этом человеке, начиная с внешности и заканчивая характером, привычками и мировоззрением.

Внешность «нового человека» тоже была отталкивающей. Низкорослый, с очень низким лбом, едва заметным между кустистыми бровями и щёткой жёстких волос на голове, одетый безвкусно и неряшливо, но с претензией, Полиграф Полиграфович, тем не менее, был очень доволен собой. Кем он был недоволен, так это своим создателем, профессором Преображенским, который пытался учить его прилично вести себя в обществе, постоянно одёргивал, говорил Шарикову, что он дурак и ограничивал его различными запретами.

Однако, Полиграф Полиграфович очень быстро нашёл себе союзника в борьбе с «тиранией» профессора. Им оказался управляющий жилтовариществом Швондер, который давно мечтал «потеснить» профессора Преображенского и отнять у него «лишнюю» жилплощадь. Для этого Шариков пришёлся как нельзя более кстати. Швондер начал воспитывать его в духе демагогии советской пропаганды, и это «воспитание» быстро принесло свои плоды. Считая совесть, мораль, стыд, сострадание «пережитками», новые хозяева жизни демонстрируют вместо них злобу, ненависть, подлость, стремление отнять и поделить всё то, что было создано не ими.

С каждым днём поведение Шарикова становилось всё безобразнее. Он пьёт, хамит, бесчинствует, ворует, пристаёт к женщинам, лишая всех обитателей квартиры покоя и душевного равновесия.

Вершиной «человеческой» карьеры Шарикова становится его назначение заведующим подотделом по очистке столицы от бездомных животных. Это тот самый случай, когда работа приносит истинное удовольствие.: «Уж мы этих кошек душили, душили!»

Последней каплей, переполнившей чашу терпения профессора Преображенского, стало заявление Шарикова, что он хочет расписаться с машинисткой и жить с нею в квартире профессора. Чтобы избавиться от Преображенского, он пишет на профессора донос, после чего тот превращает его снова в собаку.

К сожалению, в реальной жизни избавиться от «шариковых» не так просто. Сколько их среди нас – плюющих на пол, матерящихся, не обременённых воспитанием и нормами морали, считающих своё поведение единственно возможным и правильным. Вот бы им всем пересадить гипофизы умных воспитанных собак!

Шарик в повести Булгакова Собачье сердце

В рассказе Булгакова М. А «Собачье сердце» не просто идет речь о эксперименте профессора. Булгаков, обращает внимание, на первый типаж человека, который появился в лаборатории ученых. Вся суть рассказа основывается на взаимоотношение одного ученного и Шарика, не естественно появившегося человека и собаки. Сначала повествование идет о речи внутри голодного дворового пса. Он делает выводы о жизни на улице, ее быте, характере Московских нравов, о ее ресторанах и магазинах. Он дорожит добротой, и лаской, он очень сочувственный пес.

В какой миг в жизни Шарика появляется полный переворот, он живет с профессором, где огромное количество комнат. Но собака нужна профессору для его эксперимента. Преображенский пересаживает псу мозг человека, который в прошлом, был Чугункин, играл на балалайке, вел разгульный образ жизни, за что был убит. В итоге эксперимента, у профессора все получилось, Шарик стал человеком, но он взял гены своего предка, он был, наглый хамоватый, не воспитанный, неадекватный, вообще не чего не зная, и не понимая о человеческих отношениях.

Между профессором и Шариковым начались разногласия. Вся суть проблемы заключается в том что едва получившийся человек находит в обществе себе поддержку для того что бы противостоять своему творцу. И они внушают Шарикова на то, что Профессор ему злейший враг номер один. Дошло до того что Шариков принес ему бумагу на то что он имеет долю на его квартиру.

Он лично осознает главное мировоззрение новых хозяев жизни: делай что хочешь, воруй, громи все, что сделали другие, но главное что бы был похож на других. И все же неблагодарный бывший пес, принес профессору бумагу, где ему полагается, какая-то доля в его квартире. Такие качества как моральные принципы, постыдность, или совесть Шарикову чужды.

Чем дальше, тем хуже он себя вел, пил, веселился, приводил в профессорский дом, кого попала, буянил там, как ему хотелось. Но точкой стало, что он нашел себе работу заведующим очистки города, от бездомных животных. Но в этом нет ничего удивительного он всегда старался своих же подставить. В один момент он привел в квартиру девушку, и сказал что хочет, женится на ней. Профессор рассказал прошлое Шарикова, девушка рыдая, ничего естественно не знала, он ее обманул придумав о себе различные легенды. В рассказе Преображенскому удалось все вернуть на круги своя, он из человека Шарикова превратил собаку Шарика. И жизнь пошла обычным чередом.

В этой повести, я думаю, что автор хотел донести до людей, что в любой ситуации нужно оставаться человеком.

Образ и характеристика Шарикова Собачье сердце

Несколько интересных сочинений

Аглая Ивановна Епанчина – девушка из богатой дворянской семьи, имеющая двух старших сестер – Александру и Аделаиду. Отец семейства – генерал, мать – из княжеского рода. Младшая сестра является любимицей всего семейства.

Произведение входит в состав сборника коротких новелл писателя, названного «Донскими рассказами». События произведения происходят на небольшом хуторе в период установления большевистской власти в донских краях в годы страшной засухи

Платов является важным персонажем в произведении Н. С. Лескова «Левша». Это бравый казак, который сопровождает царя в его поездках.

Еще с древнего времени связь между природой и человеком была очень тесна. В древние времена первобытный человек полностью был зависим от природы. Они считали божеством воду, огонь, землю, воздух, а также природные явления.

Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары

Сочинение Собачье сердце – Взаимоотношения Шарикова и Преображенского

Булгаков “Собачье сердце” – сочинение “Взаимоотношения Шарикова и Преображенского”

В повести «Собачье сердце» – булгаковский миф о Москве осложняется конфликтом, неведомым «петербургскому тексту», – конфронтацией иронически поданного утрированного научного прогресса и агрессивной и всесокрушающей невежественной стихии. Булгаков вновь использует фантастическое допущение – возможность создания из ошпаренного кипятком пса с Пречистенки и завсегдатая пивных, трижды судимого Клима Чугункина фантастического существа – человекопса Полиграфа Полиграфовича Шарикова – пародийное воплощение идеи о «новом человеке», которого можно якобы создать из люмпенизированной массы.

Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пытается «зарегистрироваться» с барышней, претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства.

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются благодаря существованию провокатора – представителя низовой власти Швондера, который стремится «уплотнить» профессора Преображенского, занимающего квартиру из семи комнат.

В изображении Булгакова посягательство на жилплощадь Преображенского превращается в посягательство на место Преображенского в мире. Для наступления на профессора Швондер использует Шарикова: производит его в «товарищи», внушает ему мысль о его пролетарском происхождении и о преимуществах последнего. Это Швондер дает Шарикову для чтения не элементарные учебники, а «переписку Энгельса с этим. . . как его, дьявола. . . с Каутским», находит ему службу в соответствии с влечением его «сердца», «выправляет» ему «бумаги» и внушает мысль о праве на жилплощадь профессора. Он же вдохновляет Шарикова написать донос на профессора.

В связи с образом Шарикова и его судьбой исследователи ставят вопрос об отношении М. Булгакова к нравственным традициям русской литературы, полагая, что Булгаков в своей повести выступил против традиционного для русской литературы комплекса вины и преклонения перед народом. Не снимая вины ни с Преображенского, ни со Швондера, он смело показал своего рода невменяемость народа, ничем не защищенного ни от экспериментов Преображенского (символична наивная готовность Шарика обменять свою свободу на кусок колбасы), ни от «идейной» обработки Швондера. С этой точки зрения конец повести также пессимистичен – Шарик не помнит, что с ним произошло, ему отказано в прозрении.

В этой ситуации пересмотру подлежало и традиционное представление о «неотразимости безоружной истины» (Б. Пастернак), лишающей интеллигента права на самозащиту. Подобная идеальная модель поведения интеллигента опровергается как в спорах Преображенского с Борменталем о допустимых мерах воздействия, так и самим развитием ситуации, требующим перехода в наступление.

Профессор Преображенский пытается опровергнуть право на насилие по отношению к другому человеку, призывает Борменталя во что бы то ни стало сохранять «чистые руки». Борменталь же выступает как представитель нового поколения интеллигенции, готового к самозащите. Борменталь первым решается на «преступление» – возвращает Шарику его первоначальный облик, утверждая тем самым право человека культуры на борьбу за свое право быть.

При всей остроте проблематики последняя повесть не самая удачная среди трех «московских». Отход от традиционного психологического реализма в «Собачьем сердце» не столь последователен, как в «Роковых яйцах» и «Дьяволиаде». Городской пейзаж, психологическая мотивация поведения персонажей в «Собачьем сердце» переданы в традиционно реалистической манере. В повести отсутствует то, что является основным признаком фантастики, – колебания между рациональным и сверхъестественным объяснением необычных явлений. Фантастическая метаморфоза словно остается у порога развивающихся событий. Мы видим просто люмпена Клима, а не фантастическое существо, поставленное в жизнеподобную ситуацию.

«Московский роман» с его «фантастическим реализмом» был заявкой на фантасмагорию «Бега» и карнавализованный мир Москвы в «Мастере и Маргарите».

Публикация «Белой гвардии» оборвалась, так как закрылся журнал «Россия». «Собачье сердце» напечатать не удалось. Книга рассказов сразу после издания была уничтожена. Критика не щадила писателя. И вдруг для Булгакова началась новая творческая полоса, связанная с драматургией. 1925-1928 годы в его биографии отданы исключительно театру: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Багровый остров»(1928).

Ссылка на основную публикацию
×
×