Вера и духовность в русской литературе XIX и XX вв.
Разделы: Литература
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в бога.
Н. С. Гумилёв. “Фра Беато Анджелика”
К понятию русской религиозности непосредственное отношение имеет духовная культура, нравственным и мировоззренческим стержнем которой является вера. Прежде всего следует понимать святую веру в существование и чудодейственную силу Бога, восстановление связи с Творцом, русские святыни, мировоззрение и мироощущение, направленные на общение с Ним и получение помощи, религиозную этику, искусство, литературу и народные традиции, непосредственно связанные с религией, отражающие её содержание.
Вера и мировоззрение всегда были самыми важными составляющими жизни каждого отдельного человека и целых народов, ибо это и есть критерий совести, именно эти факторы определяют весь образ жизни, человеческую судьбу, отношения в семье, в государстве, в быту. Именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений. Она формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником творческого вдохновения. Лучшие творения русской литературы, поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Общаясь с учеником, следует знать, что для него и его семьи свято, как он может понять те или иные поступки, мысли и чувства героев изучаемого художественного произведения.
При современном недостатке знаний в области религий тема духовного бытия и поиска Истины обрастает фантазиями, искажающими Божественное учение и души подростков. Потому наиважнейшей задачей учителя русской литературы является открытие для ребёнка богатства православной культуры, стремление указать путь духовного поиска и самосовершенствования, путь открытый и ясный для каждого человека, но пока невидимый.
Образцом иного бытия является Иисус Христос, бытия, противоположного эгоистическому существованию, заключённого в действенной любви к ближнему и служении ему.
Христос есть Любовь. Жить в Любви (во Христе) – это путь, заповеданный Спасителем мира. Это и есть Истина, ибо Любовь имеет Божественное происхождение и является источником жизни и земной, и вечной. “Я есмь путь и истина, и Жизнь” (Ин.14:6) Кого и как учит любить Спаситель, какой любовью может возродиться мир? Эти и другие извечно живые и “проклятые” вопросы помогают решить религиозные сюжеты русской литературы XIX и XX веков. Русская литература пронизана библейскими мотивами и темами, проповедью добра и милосердия, служения людям. По правильному замечанию А. М. Горького, “русская литература была очень сильна своим демократизмом, своим страстным стремлением к решению задач социального бытия, проповедью человечности, песнями в честь свободы, глубоким интересом к жизни народа, целомудренным отношением к женщине, упорными поисками всеобщей, всеосвещающей правды”. О тесной связи нашей литературы с жизнью человека, его мыслями и переживаниями, мучительными поисками Истины говорят произведения великих мыслителей – Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, М.А.Булгакова, Л.Н.Андреева, А.И.Солженицына и многих других. Немалый интерес представляют произведения региональной литературы, как, например, сказка-притча Е.Н.Левшова “Вошь”.
Нельзя не выделить мысль об интегрированных связях русской литературы с живописью, музыкой, скульптурой и архитектурой, тоже пронизанных легендами и сказаниями Ветхого и Нового Заветов. Вот почему при изучении лучших страниц русской литературы одновременно мы обращаемся к великим творениям Микеланджело, Леонардо да Винчи, М. Врубеля и многих других художников, к духовной музыке М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и современного композитора Г. В. Свиридова. Диапазон выбора очень широк и многогранен. Это обогащает знаниями обучаемых и способствует совершенствованию мира их чувств и восприятия.
Проникнуть в душу ученика, заронить в неё семя Добра, Красоты, Любви, Милосердия помогает прежде всего поэзия. В основу замечательных поэтических творений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматовой и многих других положены молитвы, сказания, сюжеты и притчи великой книги Мира – Библии.
В стихотворение А. С. Пушкина “Отцы пустынники и жены непорочны…”, созданном в 1836 году, полностью включена молитва дней печальных Великого поста Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…”
“Отцы пустынники и жены непорочны”, по глубокому убеждению поэта, “сложили множество божественных молитв, // Чтоб сердцем возлетать во области заочны, // Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв”. “Отцы пустынники” – это знаменитые в истории церкви слагатели песнопений, святые мудрецы, к которым относятся Иоанн Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий. К этому ряду принадлежит и прославленный сирийский поэт и проповедник Ефрем Сирин, живший в III веке и названный пророком. “Жены непорочны” – это Мария, мать Христа, и мироносица Мария Магдалина, искупившая свои грехи постом и молитвой. Черты их характера очень близки поэту. Это великий поэтический дар (“ сложили множество божественных молитв”), способность “укреплять” свои сердца, “возлетать во области заочны”, праведно жить “средь дольних бурь и битв”.
Строка о благотворном воздействии молитвы: “…И падшего крепит неведомою силой…” – не только подчёркивает непревзойдённое значение божественных слов и обращений, но и является переходом ко второй части стихотворения, к молитве. Она состоит из семи стихов, носящих просительные интонации и смиренность. Смирение, с каким поэт произносит молитву, воспринимается учащимися как редкое в настоящее время качество человека. И, к сожалению, это так. Вот почему ценно это пушкинское произведение. Ученики могут почувствовать проникновенность, эмоциональность и силу, лаконизм слова поэта. Они не без труда находят прежние темы стихотворений “каменноостровского цикла”, которые здесь синтезируются.
Мировоззренческая концепция Александра Сергеевича получила предельно ясное выражение: “… дух праздности унылой,// Любоначалия …// И празднословия не дай душе моей”.
И как наставление, поучение и добрый совет воспринимается желание поэта иметь “ дух смирения, терпения, любви и целомудрия”:
…дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья.
Эта нравственная основа человеческих отношений не только утверждена поэтом, но она обогащается суждениями учащихся о необходимости терпения и всепрощения в современном сложном мире. Явственно ощущается в этом стихотворении мастерски созданная духовная перспектива человека, стремящегося приблизиться к своему идеалу – Иисусу Христу.
И будет благословен такой человек во веки веков.
О возможности приобретения и укрепления веры, об обращении человека и приближении его к Богу мучительно раздумывал великий мыслитель XIX века – Фёдор Михайлович Достоевский. “Сияющая личность” Христа вошла в его жизнь навсегда. Самопознание, самоанализ и совершенствование есть принятие вечной борьбы, выживания добра в хаосе зла, любви среди всеобщей ненависти и жестокости. С христианской точки зрения, у человека один главный и страшный грех – гордыня, следствием которой является богоотступничество. Именно отсюда ненависть к людям, презрение, чувство разъединённости с человечеством, преступление и непокорность Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
“Несчастные” окружающие люди, “твари дрожащие” бесят Родиона своей жертвенностью, которую он отвергает, смирением и долготерпением. Вопрос, почему они так слабы и бессильно-покорны, не даёт ему покоя, он мучительно ищет на него ответ. Покорилась судьбе и Соня, ради детей пошла на панель, но внутренне осталась чиста, не сломилась. Сохранить в себе искру человеческого ей помогают вера в Бога и Евангелие. Раскольников понял это через мучения, страдания совести, через унижения каторги. Возрождение героя – нравственный центр романа. Поэтому очень важно донести до учащихся сложное значение сцены воскрешения Лазаря. В момент чтения Соней Евангелия главный герой Достоевского стремится ответить на роковой вопрос: что делать? Сердцем он хочет спастись, но в то же время ему кажется, что он, подобно Христу, уполномочен спасать людей.
Эпизод чтения Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря наглядно свидетельствует и доказывает десятиклассникам, что героев спасает вера, глубокая и искренняя, способная творить чудеса. Библейский сюжет говорит о возможности каждого простого, грешного человека очистить свою душу, вернуться к Богу, в праведную жизнь, даже если он совершил страшное преступление.
Путь к воскрешению, возвращению к Богу и возрождению очень труден, тернист и требует неимоверных усилий, напряжения духовных сил. Однако ещё страшнее богоотступничество. Это доказывает предательство Иуды Искариота, главного героя одноименного произведения Леонида Андреева. Писатель даёт свою трактовку известного сюжета.
При работе над текстом указанного произведения наиболее интересными для ребят являются проблемы грехопадения человека, его порочности и уродства. Почему предательство считается самым презренным грехопадением, почему Иуда из Кариота пошёл на предательство своего любимого Учителя, почему после сознательно содеянного преступления он кончает жизнь самоубийством, а возможна ли была его дальнейшая жизнь – эти и многие другие вопросы являются животрепещущими и трудно разрешимыми. Однозначного ответа на них нет, тем увлекательнее рассуждать и спорить со старшеклассниками, вступающими на путь самостоятельной жизни. Во всех страстных спорах помогает писатель. Леонид Андреев убедительно доказывает, что Иуда Искариот не случайно был приглашён Иисусом путешествовать с Ним, быть Его учеником. Иуда из Кариота действительно отличался незаурядным умом, любил Иисуса Христа, понимал великое и чудоспасительное значение Его учения и действий. Ум Иуды признавали все апостолы. И именно он был вовлечён в горячий спор о первом месте рядом с Учителем:
“ – Говорю тебе, Иуда, ты самый умный из нас. Зачем только ты такой насмешливый и злой? Учитель не любит этого. А то ведь и ты мог бы стать любимым учеником, не хуже Иоанна. Но только и тебе, – Пётр угрожающе поднял руку, – не отдам я своего места возле Иисуса, ни на земле, ни там! Слышишь!
Иуда старался доставить всем приятное, но и своё что-то думал при этом.
– Да, – подтвердил снисходительно Иоанн, – скажи ты ему, кто будет первый возле Иисуса.
Не отрывая глаз от Христа, Иуда медленно поднялся и ответил тихо и важно:
Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в грудь костлявым пальцем, Искариот повторил торжественно и строго:
Я! Я буду возле Иисуса!”
Поражает цинизм поступка, страстная целеустремлённость, с какой ученик шёл к предательству Спасителя. Иуда добился своей грязной и единственной цели. Он действительно навеки остался рядом с Иисусом, а по другую сторону Христа мы видим Понтия Пилата. Тайная зависть, стремление быть первым, спасти свою беспредельную власть и многие другие пороки двигали этими историческими личностями. Невольно хочется отметить, что в споре по поднятым писателем вопросам нет и не бывает равнодушных юношей и девушек, выпускников одиннадцатых классов, так как вопросы эти судьбоносные и глубоко философские.
Достаточно вспомнить смятение ума и совести Искариота, когда он узнаёт, что цена за жизнь Иисуса Христа дана смехотворная – тридцать серебреников. Не деньги обусловили выбор Иуды, а стремление увековечить своё имя – даже ценою предательства. В конечном итоге, делают учащиеся вывод, Иуду постигла незавидная участь – удавился. Страшная кара: вечное имя предателя рядом с великой святостью и любовью Иисуса Христа к людям.
Гибель и предсмертные страдания сына Божьего за спасение людей – яркое доказательство его всеохватывающей и всепрощающей любви.
Вечным темам: Бог, Любовь, Жертвенность, Сострадание – посвящены и творения нашего земляка, кемеровчанина Евгения Николаевича Левшова. Как прозаик он настолько многоплановый и неожиданный, настолько наблюдательный, житейски опытный и аналитически мыслящий, что это позволяет ему удачно сочетать в своих произведениях глобальное, вселенское с обыденной жизнью, зачастую бездуховной и безнравственной, сиюминутное с вечным, философское с тонкой иронией и искромётным юмором. Обращаясь к его творчеству на уроках регионального компонента, мы предлагаем ребятам поразмышлять над смыслом жизни, над вариантами “исправления” неразумных поступков, задуматься о Духовной Сущности Бытия и приземлённости, примитивности обывательских, “телесных” взглядов на мир.
Евгений Левшов привлекает учащихся прежде всего своим неизменным стремлением бороться за Человека и Человечность, Веру и Красоту, за христианскую Любовь к людям, ибо только Любовь, Доброта и Милосердие спасут нас от духовной нищеты. Лучше самого писателя об этом не скажешь: “…Кто честнее, добрее, сердечней… тот богаче, красивее, милее. У того больше жизненных возможностей…” Постичь философскую мудрость этих слов помогает сказка – притча Евгения Николаевича “Вошь”. Сам жанр придаёт общий, высокий смысл отдельно изображённому событию и всей человеческой жизни. Законы притчи, знакомые старшеклассникам, позволяют понять им общезначимую ситуацию нравственного выбора, имеющего основополагающее значение в Библии.
Сказка кузбасского писателя воспринимается учащимися как обобщённое философское размышление, как своеобразное пророчество. Понять это помогает эпиграф из Книги Пророка Исайи (41:22): “Пусть они представят и скажут нам, что произойдёт; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось…” Обратившись к учению Исайи, Левшов возрождает его высказывание, предупреждая каждого из нас о возмездии за нарушение нравственно – этических законов жизни, за утрату веры в Высший Смысл Бытия.
Персонаж сказки – вошь – вольготно расположилась на теле хозяина, которое даёт абсолютно всё для беспечного и бесцельного существования: “… и тепло, и пищу, и возможность размножаться…” Таким образом “древний вшиный род” живёт мирно и дружно, заботясь только о материальном преуспевании и телесном пресыщении: “Много ели, пили, шутили, отплясывали свои вшиные народные пляски”. Чтобы “удержаться на облюбованном участке тела” хозяина, беззаботный сказочный народ день ночь обзаводится “погребами – убежищами”, пытаясь таким способом скрыться от возмездия – бурных водных потоков, которые через каждые семь дней обрушиваются сильным ливнем. Жизнь вшей в сказке Евгения Левшова уподоблена, как считают учащиеся, грехопадению людей, которые, нарушив однажды Заповедь Божию, потеряли рай, бессмертие: “И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время” (Ветхий Завет, Первая Книга Моисеева, Бытие, 6:5) И в наказание послал Спаситель на землю великий потоп. Наказан и “ древний вшиный народ” в притче писателя: “внеурочные, ужасные водные потоки” унесли “в никуда” “маленькие трупики”. Исполнилось библейское пророчество: бурлящие потоки воды смыли всю грязь, мусор на своём пути.
Аллегорический смысл известного библейского сюжета о всемирном потопе понимается детьми по-разному: одни размышляют о возможностях человека, другие – о высоте идеалов, о ясности духовного видения, третьи – о созидательном начале и цельности человеческой души. Но все вместе они воспринимают сказку – притчу необычного прозаика как предупреждение (тем более что книга, в которую вошла притча, так и называется – “Предупреждение”): “Человек, кем бы ты ни был, остановись ненадолго! Постарайся вдуматься и ответь самому себе: для чего ты живёшь? Для продолжения рода человеческого? Для получения материальных благ и удовольствий? Для удовлетворения тщеславия или установления истины? Для потакания страстям или для поиска душевного покоя? Не поленись, дойди мысленно до итоговой цели твоего существования”.
Это глубокомысленное обращение Евгения Николаевича Левшова к читателям, в том числе и к нашим ученикам, помогает им спасти себя, свою душу, утвердить в ней законы Красоты, Любви и Веры и, возможно, приблизиться к Богу.
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.: сочинение
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.1. Как проявляются фольклорные традиции в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?
2.2. Каким предстаёт в лирике Ф.И. Тютчева образ моря? (По двум–трём стихотворениям поэта.)
2.3. Какое значение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет образ Еремеевны?
2.4. Творчество какого писателя второй половины XX века интересно Вам и почему? (По одному из произведений по выбору учащихся.)
2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
2.1. Как проявляются фольклорные традиции в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?
Фольклорные традиции в «Песне» ярко выражены в народной мелодичности, используемой лексике, трактовке основных характеров.
Калашников — народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти.
Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Несмотря на то, что у него «сильные плечи», подобно богатырю Калашникову,он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни».
Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и его ранних поэмах. Царский опричник Кирибеевич — продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и готового принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей. Купец Калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте.
2.2. Каким предстаёт в лирике Ф.И. Тютчева образ моря? (По двум–трём стихотворениям поэта.)
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1865 году. Стихотворение мы можем отнести к пейзажно-медитативной лирике, с элементами философского размышления. Стиль его – романтический. Основная тема – человек и природная стихия.
В первой строфе лирический герой обращается к морю, восхищаясь игрой его красок:
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
Здесь присутствует местоимение «ты». Тютчев обращается к морю как к живому существу, как и А.С. Пушкин в своем стихотворении «К морю». Однако затем герой как будто отделяет себя от водной стихии, передавая впечатление со стороны. При этом он наделяет море «живой душой»:
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Игра красок, света и тени дана здесь в движении, в динамике, она сливается с звуковой симфонией. Лирический герой Тютчева является здесь частью природного мира. Море очаровывает и гипнотизирует его, погружает душу в какой-то таинственный сон. Словно бы погружаясь в море своих чувств, он жаждет полного слияния с великой стихией.
Этот же мотив слитой с морем души возникает в стихотворении «Ты, волна моя морская»:
Душу, душу я живую
Схоронил на дне твоем.
Исследователи отмечали метафорический смысл стихотворения, намекая на обращение поэта к любимой женщине, Е. Денисьевой.
Таким образом, стихи Тютчева о море передают отношения человека и природы. Как замечает критик, «так проникнуться физическим самоощущением, чтобы почувствовать себя неотделимою частью природы, — вот что удалось Тютчеву более, чем кому-либо.
2.3. Какое значение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет образ Еремеевны?
С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу.
2.4. Творчество какого писателя второй половины XX века интересно Вам и почему? (По одному из произведений по выбору учащихся.)
Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли – проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.
2.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Разное, Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской
Тема добра и зла – вечная тема в литературе. До тех пор, пока будет жить человек, до тех пор будет идти борьба добра и зла. И всегда, во все времена будут жить люди, проповедующие добро. Вот и роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен этой теме. Удивительной особенностью жанра этого произведения является то, что он представляет из себя роман в романе. И . библейской истории, сочиненной Мастером, ложится на все остальные главы “Мастера и Маргарита”.
Перенесемся же мысленно в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой” появляется он перед человеком ” лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон, . руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью”. Звали его Иешца Га-Ноури. Он обвиняется в том, что ” подговаривал народ разрушить ершалаимский храм”. Арестованный пытается оправдаться: “Добрый человек! Поверь мне. “. Но Пилат
позвал Кентуриона Крысобоя, который, размахнувшись, ударил бичом и “связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились”. Пилат уверен в своем могуществе. Он убежден, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся. Именно таким, как он, по его мнению, принадлежит решать: перерезать или нет!
волосок, на котором висит человеческая жизнь. А тут вдруг появляется человек, который смеет ему возражать: “И в этом ты ошибаешься, согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?”. Причем, говорит он эти слова со светлой улыбкой. И все это приводит в замешательство прокурора. В невинности Иешца Пилат убедился сразу.
Более того, он попытался даже спасти этого бродячего философа: “Слушай, Га -Ноури, ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Или. не . говорил?”.И все же Понтий Пилат совершает зло. Почему? Когда-то он был воином, человеком прямого действия и прямого слова. Умел ценить мужество, отвагу. И сам не знал страха. Но выслужил высокую должность, стал, так заявить, аппаратным работником. И переродился. И не за жизнь свою боится Пилат. Он боится за карьеру. Из-за болезни доноса он совершает зло, идет против своей совести. Он трус, верный пес кесаря. Хотя потом он наказан
бесконечной головой болью и пыткой от воспоминания о той минуте, когда он выдал палачам Иешца. А у Иешца остался его ученик – Левин Матвей, который служит Добру.
Для чего же Булгаков рассказал эту историю о Иешца? Я думаю, что он хотел подчеркнуть, что все, что два тысячелетия назад происходило в Ершалаиме, очень похоже было на то, что видел Булгаков. Во время сеанса черной магии Воланд затевает
разговор со своим ассистентом о том, изменились ли горожане. Выходит не изменились. Времена разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим окружают Мастера. То же зло он видит вокруг. Частью этого зла является руководитель
писательской организации, который все оценивает по принципу: “Этого не может быть”. Он “настучал” на Мастера, а когда того посадили в тюрьму, занял и его квартиру. Именно такие, как Берлиоз, травили в свое время и Булгакова. Но несмотря ни на что, Мастер верит в добро и справедливость. Обнажать и наказывать зло в романе предоставлено шайке Воланда. Но в булгаковской “нечистой силе” есть что-то привлекательное, потому что, обнажая зло, она наказывает людей вовсе не безвинных, выводит их на чистую воду.
Это взяточники, мошенники, дураки-начальники. Иногда читаешь страницы, где речь идет о наказании, так и хочется сказать: “И поделом тебе. “.
Роман “Мастер и Маргарита” и в наше время имеет большое значение.
Тема Добра и Зла очень злободневна в данный момент. Чтобы выжить в таких условиях, в которых мы оказались надо быть верным добру, служить ему, творить его, сеять вокруг. Все эти проблемы мы называем нравственными. И наше поколение само должно решать эти проблемы.
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.: сочинение
Главная » СОЧИНЕНИЯ по литературе для школьников » Сочинения по авторам » » Сочинение на тему Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.. Булгаков М.А.
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.
Тема добра и зла – вечная тема в литературе. До тех пор, пока будет жить человек, до тех пор будет идҭи борьба добра и зла. И всегда, во все времена будуҭ жить люди, проповедующие добро. Вот и роман М.Булгакова Мастер и Маргарита посвящен этой теме. Удивительной особенностью жанра этого произведения является то, что он представляет из себя роман в романе. И . библейской истории, сочиненной Мастером, ложиҭся на все остальные главы Мастера и Маргарита. Перенесемся же мысленно в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понҭия Пилата. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой появляется он перед человеком лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон, ..ки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Звали его Иешца Га-Ноури. Он обвиняется в том, что подговаривал народ разрушить ершалаимский храм. Арестованный пытается оправдаться: Добрый человек! Поверь мне. Но Пилат позвал Кенҭуриона Крысобоя, который, размахнувшись, ударил бичом и связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились. Пилат уверен в своем могуществе. Он убежден, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся. Именно таким, как он, по его мнению, принадлежиҭ решать: перерезать или нет! волосок, на котором висиҭ человеческая жизнь. А ҭуҭ вдруг появляется человек, который смеет ему возражать: И в этом ҭы ошибаешься, согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?. Причем, говориҭ он эҭи слова со светлой улыбкой. И все это приводиҭ в замешательство прокурора. В невинности Иешца Пилат убедился сразу. Более того, он попытался даже спасти этого бродячего философа: Слушай, Га -Ноури, ҭы когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Или. не . говорил?.И все же Понҭий Пилат совершает зло. Почему? Когда-то он был воином, человеком прямого действия и прямого слова. Умел ценить мужество, отвагу. И сам не знал страха. Но выслужил высокую должность, стал, так сказать, аппаратным работником. И переродился. И не за жизнь свою боиҭся Пилат. Он боиҭся за карьеру. Из-за болезни доноса он совершает зло, идет против своей совести. Он трус, верный пес кесаря. Хотя потом он наказан бесконечной головой болью и пыҭкой от воспоминания о той минуте, когда он выдал палачам Иешца. А у Иешца остался его ученик – Левин Матвей, который служиҭ Добру. Для чего же Булгаков рассказал эҭу историю о Иешца? Я думаю, что он хотел подчеркнуть, что все, что два ҭысячелетия назад происходило в Ершалаиме, очень похоже было на то, что видел Булгаков. Во время сеанса черной магии Воланд затевает разговор со своим ассистентом о том, изменились ли горожане. Выходиҭ не изменились. Времена разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим окружаюҭ Мастера. То же зло он видиҭ вокруг. Частью этого зла является руководитель писательской организации, который все оценивает по принципу: Этого не может быть. Он настучал на Мастера, а когда того посадили в ҭюрьму, занял и его кварҭиру. Именно такие, как Берлиоз, травили в свое время и Булгакова. Но несмотря ни на что, Мастер вериҭ в добро и справедливость. Обнажать и наказывать зло в романе предоставлено шайке Воланда. Но в булгаковской нечистой силе есть что-то привлекательное, потому что, обнажая зло, она наказывает людей вовсе не безвинных, выводиҭ их на чистую воду. Это взяточники, мошенники, дураки-начальники. Иногда читаешь страницы, где речь идет о наказании, так и хочется сказать: И поделом тебе. Роман Мастер и Маргарита и в наше время имеет большое значение. Тема Добра и Зла очень злободневна сейчас. Чтобы выжить в таких условиях, в которых мы оказались надо быть верным добру, служить ему, ҭворить его, сеять вокруг. Все эҭи проблемы мы называем нравственными. И наше поколение само должно решать эҭи проблемы.
Права на сочинение “Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.: сочинение
Обоснование
для сопоставления
Тема «отцов и детей» в русской литературе
В каких произведениях русской классики нашла своё отражение тема «отцов и детей», и в чём эти произведения перекликаются с «Тихим Доном» М.А. Шолохова?
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин живёт в соответствии с кодексом, сформулированным его отцом), А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (завет отца «Береги честь смолоду»), Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку»), И.С.Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир»
Истоки характера и духовного мира центрального образа – персонажа; конфликт между поколениями и идеологиями; «диалектика» взаимоотношений «отцов и детей»; общечеловеческая проблематика; семейные и внесемейные связи; «частная жизнь» и движение истории
Тема чести и долга
Что сближает роман «Отцы идети» спроизведениями русской классической литературы, в которых звучит темабессмысленного, жестокого предрассудка – дуэли?
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой «Война и мир»
Дуэль становится апогеем конфликта, к которому приводят острые личные противоречия; дуэль жестока, её можно было предотвратить, но стороны не могли найти компромисс; герои гибнут или получают ранение
Тема детства в русской литературе
В каких произведениях русской классики звучит тема детства и в чём,
по-вашему, особенность звучания этой темы в романе«Преступление и наказание»?
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир»,
А.Н. Островский «Гроза»
Описание детства даёт возможность понять, почему сформировались те или иные черты характера героев
Тема творчества в русской литературе
В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества, и что сближает их с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (автор о создании своего романа),
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (лирическое отступление автора о писателе: «Счастлив писатель, который. »),
С.Д. Довлатов «Чемодан», «Филиал»
Авторская рефлексия по поводу собственного творчества; проблема взаимоотношения художника и толпы, художника и власти; «драма непонимания; утверждение вдохновенности и свободы творчества; проблема мастерства; творчество как особая, «иная» реальность, не подчинённая земному бытию человека; традиция и новаторство в творчестве; средства воплощения художественной концепции автора
Типы проблемных героев в русской литературе
В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои, и что их сближает с Печориным из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников), И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Базаров), М.А.Шолохов «Тихий Дон» (Мелехов)
Социально-философская и нравственная проблематика; особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями; психологизм как средство создания центрального образа – персонажа; соотношение теоретических идей и их практического выражения; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы её выражения
Кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей?
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков), И.А.Гончаров «Обломов» (Штольц), А.П. Чехов «Вишнёвый сад» (Лопахин), Л.Н.Толстой «Война и мир» (Берг)
При всём различии, в характерах названных персонажей можно выделить черты сходства: движение к цели, деловитость, практическая энергия; рассудочность, эгоизм, отсутствие «равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа»; отсутствие общественного идеала; замкнутость на собственных интересах. Авторское стремление «показать физиономию общества», поиски «героя времени»; анализ существующих форм жизни; авторская «тоска» по гармонической, соединяющей духовную и практическую энергию личности, у которой «ум и сердце вместе»
В каких произведениях русской классики изображены герои, подобные князю Андрею и Пьеру, и что сближает
их с героями «Войны и мира»?
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»(Раскольников)
Главные герои – герои «пути»; персонажи – самоценные личности; индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности; «мир романов Достоевского и Толстого строится на взаимонаправленном движении и заинтересованности друг в друге личности и народа» (В.Недзвецкий); поиск ответов на «вечные вопросы»; эволюция; «авторитет» Наполеона для Болконского и Раскольникова; движение к «живой жизни»; своеобразие психологизма; любовь в жизни героев; соотношение теории и «живой жизни»; слияние различных характеров в общенациональном типе; приёмы и средства раскрытия центральных образов-персонажей
Кто из русских писателей обращался к теме «маленького человека»?
А. С. Пушкин «Станционный смотритель» (Самсон Вырин), М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Максим Максимыч), Н.В.Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин), Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Семён Мармеладов)
Обоснования для сопоставления: писатели обращаются к созданию одного и того же типа проблемного героя – «маленького человека» (социально обиженного, униженного обществом, раздавленного нищетой, оскорблённого); изображение внутреннего мира «маленького человека»; гуманизм как основа авторской позиции («…и милость к падшим призывал…»)
В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников, и что сближает эти произведения с пьесой Н.В.Гоголя «Ревизор»?
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся»,
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Механистичность, «формализованность» поведения чиновников (оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных законов; средства сатирической типизации (М.Е.Салтыков-Щедрин, В.В.Маяковский,
М.А. Булгаков): гипербола, гротеск, фантастика
В творчестве каких писателей затрагивалась проблема «хамелеонства», и в чём их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А.П. Чехова?1
А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Ревизор»,
А.Н. Островский «Гроза»
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (рассказ о дяде Фамусова Максиме Петровиче, который сумел обратить абсолютно проигрышную ситуацию («…упал, да так, что чуть затылка не пришиб»)
в выигрышную для себя, нарочно упав ещё дважды и получив за это «хамелеонство» компенсацию в виде особого расположения развеселившейся императрицы);
Н.В. Гоголь «Ревизор» («хамелеонство» проявляется в поведении чиновников: то, что социально выше, возбуждает подобострастие и безотчётный страх; страх чиновников перед ревизором организует ход событий в комедии);
А.Н. Островский «Гроза» (лицемерие и ханжество Кабанихи» «нищих оделяет, адомашних заела совсем»; прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю; движима страхом потерять свою власть над окружающими). Обоснования для сопоставления: «хамелеонство» как способ и форма существования человека, готового постоянно, вугоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные; почтительность и подобострастие по отношению квышестоящим персонам; чинопочитание; страшная сила застывших норм ипредставлений, побуждающих человека мыслить и поступать постандарту; авторское развенчание ложных представлений; авторская позиция
В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян, и что сближает их с пьесой Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
Н.В. Гоголь «Мёртвые души», М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Изображение невежества и паразитизма правящих классов; контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики)
Кто из русских писателей обращался к теме «недорослей», и в чём заключается сходство их изображения?
Д.И. Фонвизин «Недоросль»,
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.А. Гончаров «Обломов» (сон Обломова)
Изображение дворянской семьи; знаки дворянской культуры; особенности воспитания (юный Петруша Гринёв, подобно Митрофанушке, гоняет по крышам голубей; бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжают в Россию «учительствовать»
и пр.).
Имя Митрофанушки стало нарицательным (так называют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать и делать). «Недоросль» Петруша Гринёв оказывается носителем лучших традиций дворянской культуры – чувства собственного достоинства, чести, верности.
Рисуя ушедшее детство Обломова, автор, с одной стороны, поднимается до лиризма, а с другой стороны показывает отсутствие уОбломовых духовной жизни
Что сближает старуху Изергиль с героями рассказанных ею историй?
М.А. Горький «Старуха Изергиль»
Изергиль как героиня романтического произведения несёт всвоём характере «единственное начало», которое считает наиболее ценным: она уверена, что содержанием всей её жизни была любовь клюдям. Такие «единственные начала», доведённые домаксимальной степени, несут и герои рассказанных ею легенд: Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра– крайний индивидуализм. Повествуя о Ларре иДанко, Изергиль говорит и о себе самой. Даже портрет старухи соединяет в себе черты и Данко, и Ларры. «Я, как солнечный луч, живая была…» – очевидная параллель с Данко; «сухие губы», «сухая… кожа» – детали, перекликающиеся счертами облика Ларры, у которого «солнце высушило… тело, кровь и кости». «Тень» – общий мотив в описании Ларры и Изергиль. Одиночество – общая судьба и Ларры, и Изергиль, и Данко. Индивидуализм, доведённый до крайности, равнодушие к людям, встречавшимся ей на пути (рыбак, маленький турок и др.), сближают Изергиль с Ларрой, хотя сама старуха ставит себя рядом с Данко
В каких произведениях русской классики изображены типы личности, подобные Данко и Ларре?
М.А. Горький «Старуха Изергиль», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», В.В.Маяковский «Облако в штанах», Л.Н. Толстой «Война и мир», военная проза второй половины XXвека
Эгоцентризм Ларры и его превосходство над окружающими побуждают вспомнить об идее «сверхчеловека» и теории «сильной личности» Раскольникова, развенчанной автором; альтруизм Данко, его способность противостоять обстоятельствам, подвиг во имя любви к людям, образ горящего сердца в какой-то степени отражаются в Сонечке Мармеладовой; лирический герой Маяковского тоже похож на Данко («…вам я / душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! – / и окровавленную дам, как знамя»), как и Пьер Безухов с его решимостью «убить Наполеона» и «герои подвига» изпроизведений военной прозы второй половины XX века
Человек и война в русской литературе
В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне, и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого «Война и мир»?
В.В. Быков «Сотников», В.С. Гроссман «Жизнь и судьба», М.А. Шолохов «Судьба человека», В.Л.Кондратьев «Сашка» и др.
Изображение войны как человеческой трагедии; проблема нравственного выбора; психологизм; преодоление парадного представления о войне и воинском подвиге, антиэстетизм; гуманизм; патриотизм
Сатирические образы в русской литературе
В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян, и что сближает их с пьесой Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
Н.В. Гоголь «Мёртвые души», М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Изображение невежества и паразитизма правящих классов; контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики)
В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников, и что сближает эти произведения с пьесой Н.В.Гоголя «Ревизор»?
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся»,
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Механистичность, «формализованность» поведения чиновников (оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных законов; средства сатирической типизации (М.Е.Салтыков-Щедрин, В.В.Маяковский, М.А.Булгаков): гипербола, гротеск, фантастика
Человек и природа в русской литературе
В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы, и что сближает эти произведения с соответствующими страницами
И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А.Шолохов «Тихий Дон», В.П. Астафьев «Царь-рыба», В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» и др.
Соотнесённость природной и человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа
Тема дуэли в русской литературе
Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?
А.С. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Дуэль», А.И. Куприн «Поединок»
Тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью
Образ города в русской литературе
В каких произведениях русской классики город становится предметом художественного изображения?
А.С. Пушкин «Медный всадник», Н.В. Гоголь «Шинель» (Петербург), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», А.Н.Островский «Гроза» (Калинов), М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Ершалаим, Москва)
а) Петербург – «мёртвый», «самый фантастический город», наделённый мрачной мистической силой, угнетающий личность. Парадный Петербург контрастирует с его изнаночной стороной. Этот город – особое духовное пространство, где всё приобретает символическое и психологическоезначение.
б) Петербург Гоголя – это мир невероятных происшествий, абсурда, будничной фантастики.
в) Вымышленный город Калинов («Гроза» Островского) изображён подробно и многосторонне. Калинов противоречив. С одной стороны, это прекрасное место на берегу Волги. Сдругой – жизнь в городе, где господствуют «жестокие нравы», ужасна. Красоту природы хозяева города подчинить себе не способны.
г) Москва 20-х гг. – город, где происходят плутовские похождения Воланда и его свиты, прибывших с «ревизией» нового мира.
Город в произведениях русских писателей – не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа; самостоятельный художественный образ. Город – метонимия государства; пространственный образ, имеющий символическое значение
Мотив сна в русской литературе
Какую функцию выполняет сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), и кто из русских писателей обращался к изображению сновидений?
В.А. Жуковский «Светлана», А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны Лариной), И.А.Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»), Н.Г.Чернышевский
«Что делать?» (сны Веры Павловны), Ф.М.Достоевский «Преступление инаказание» (сон Раскольникова)
Сам Пётр Гринёв называет увиденный им сон «пророческим». Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например, «чёрная борода» вожатого, окоторой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегория будущих событий, их пророческая схема.
Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, психологической мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют всоздании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны
Тема дворянского воспитания в русской литературе
Кто подобно А.С.Пушкину обращался к теме дворянского воспитания, и в чём их можно сопоставить с повестью «Капитанская дочка»?
Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С.Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин», И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Тема дворянского воспитания является сквозной для русской литературы; образ героя, который не находит себе места в жизни, потому что не приучен к труду, к постоянной работе; герои, которые интеллектуально уступают своим предшественникам, людям, их окружавшим.
Тема отечественной истории в русской литературе
Кто из русских писателей обращался к теме русской истории, и в чём их произведения сопоставимы с романом Л.Н. Толстого «Война и мир»?
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
Вовлечённость героев в круговорот социально-исторических событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство героя (героини) и родины; историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого и настоящего России; поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная образность
ценности человеческой личности в народной литературе
Повести и сказания о Смутном времени поднимают тему ценности человеческой личности, которая становится главной в литературе XVII в. Наиболее полное воплощение она получает в неофициальной, народной литературе. Ее авторы — простые люди, иногда даже не имевшие собственного угла и «скитавшиеся меж двор*. Эта литература распространялась среди ремесленного люда, мелких торговцев, низшего духовенства, в крестьянской среде в виде небольших рукописных сборничков на плохой бумаге. Это было соединение старой книжной литературной традиции, языка устного народного творчества и «деловой* письменности XVII в.
«Некнижная* литература имела еще одну существенную черту, впоследствии повлиявшую на все формы литературного творчества: она не стремилась решать глобальных проблем. Герои этих произведений находились не на вершине власти или в центре значительных исторических событий: они населяли пространство повседневности.
Новый литературный герой — безвестный человек, ничем не примечательный, но узнаваемый. Читатели видели в этих героях многих, кто был рядом, а иногда и самих себя. И это делало нового литературного героя интересным и значительным, хотя и безымянным. Впрочем, имя мешало бы этому герою. И писатели XVII в. стремятся избавиться от имени. Так появляется вымышленный герой с вымышленной биографией и вымышленным именем, а чаще вообще без него. Это было начало движения литературы к «реалистическому вымыслу* и обобщенному образу. Народная литература, возникавшая в гуще городской жизни, пыталась создать обобщенный образ реальности. Героями произведений становились безымянные «молодец*, «голый и небогатый*, «бражник* или «девица*. Безымянность героев облегчала путь к вымыслу и созданию типических, а не идеализированных образов.
Именно в этих произведениях человек все больше выступал как участник реальной жизни с ее бедами и несчастьями, радостями и огорчениями. Неофициальная, народная, или «демократическая», литература XVII в. не отрывалась от традиции, скорее наоборот, она пользовалась теми традиционными формами литературного творчества, с помощью которых можно было выйти из пределов средневекового «историзма*. Отсюда столь распространенная в XVII в. пародия, которая становится средством обобщения явлений городской жизни. Д.С. Лихачев объясняет ее появление так: «. средневекового читателя пугала ложь; все, что не «исторично*, чего не было в действительности, — обман, а обман от дьявола. Но открыто признанный вымысел — не ложь, тем более что этот вымысел прикрыт шуткой*.
Таким образом, пародия становилась способом объяснения происходящего. Она позволяла не только обобщать явления жизни, но и выразить свое отношение к ним, прикрывшись маской вымысла. Такую же роль в народной литературе выполняют небылицы, животный эпос. В этом смысле показательна «Повесть о Ерше Ершовиче*, в которой автор пытается сделать шаг в реальность, придав ей форму вымысла. Он еще не решается обойтись без имени. Но имена всех героев — «рыбьи*: Ерш Ершович, Белуга Ярославская, Щука-трепуха и т.д. Но явление описывается реальное — суд. И хотя его участники «не существуют*, их характеры типичны и узнаваемы.
В большинстве произведений народной литературы обсуждаются мироощущение и судьба человека в «бунташном веке*: «Повесть о Ерше Ершовиче*, «Повесть о Шемякином суде*, «Повесть о бражнике», «Повесть о Горе-Злосчастии*. Это рассуждения о жизни человека во время перемен, начавшихся в обществе, государстве.
Но более всего индивидуализация литературного творчества повлияла на осмысление судьбы человека. В средневековой культуре судьба человека рассматривалась с провиденциальной точки зрения. Теперь же судьба человека становится результатом его собственных усилий. Эта литература не посягала на главные святыни старины — царя, государство, веру, но она оставляла за собой право человека оценивать, иметь собственное мнение об институтах власти, церкви.
Авторов непритязательных произведений с «несерьезными* сюжетами интересовали очень серьезные вопросы: нищета одних и незаслуженное богатство других, бесправность простого человека перед властью и т. д.
Основными жанрами этой литературы стали пародия и сатира. Для произведений этого направления характерен конфликт личности с окружающей средой, вызов общественным порядкам, иногда — страх и неуверенность в себе, ощущение собственной беззащитности и в то же время первые попытки противостоять обстоятельствам, исправить несправедливость.
Вопросы социальной справедливости поднимались и раньше, в литературе XVI в. Но то были философские рассуждения сторонних наблюдателей. Теперь же об этом пишут сами «босые» и «голодные*. В «Азбуке о голом и небогатом человеке», составленной в виде расположенных по алфавиту горьких высказываний, собраны беды и несчастья городской жизни:
А. Аз есть голоден и холоден, наг и бос, и всем своим богатством
Б. Бог животы мои ведает, что у меня нет ни полушки.
Ж. Живу я на Москве, поесть мне печево и купить не на што,
а даром не дают.
Напрасно искать в этом герое исключительные качества. Эта литература стремится к разоблачению действительности с помощью нового литературного языка, наполовину разговорного, наполовину делового. Здесь грубость изображаемого быта и разъедающая ирония по отношению ко всему на свете, в том числе и к самому себе. Человек в этой’ литературе не возвышается над читателем ни особой ролью в исторических событиях, ни своей моральной высотой. Но именно отсутствие какой-либо идеализации и вызывает сочувствие.
Произведения народной литературы передавали растерянность и недоумение существующим положением вещей, но не обвиняли и не обличали. Ближе всего к обличительной сатире стоит «Повесть о Шсмякином суде*, автор которой взял за основу сюжет сказки о богатом и бедном братьях. Это рассказ о неудачливом, но находчивом бедняке, который перехитрил трех подавших на него в суд истцов, добился справедливости, сумев обойти судью-мздоимца.
В этом произведении причудливо соединился мир сказки, смеха и реальности. Нельзя не заметить новых черт в деятельности «простого» человека, поставленного в экстремальные обстоятельства: он действует самостоятельно, надеясь только на себя. Бытовые коллизии «Повести* настолько соответствовали тому, что происходило в России, что это произведение прочно укоренилось в народной среде и дошло в лубочных изданиях до XIX в.
В результате оказалось, что в народной литературе острее и ярче, чем в других жанрах, переживалась идея ценности человеческой личности. Утверждалась нехитрая истина, что человек ценен сам по себе, просто потому что он человек. Взгляните на человека, как бы приглашают авторы этих произведений, посмотрите, как ему тяжело на этой земле!