СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА МАСТЕР И МАРГАРИТА: сочинение

Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

Скачать сочинение

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” был опубликован в 1966—1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры.
Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут. Повествование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные.
Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных. Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр, — роман в романе. Один — о судьбе Мастера, другой о Понтии Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой — как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаим, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.
Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь — вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит из любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону. На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу. В романе присутствуют три сюжетные линии: философская- Иешуа и Понтии Пилат, любовная — Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая — Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени. Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, “кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле”, если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: “Сам человек и управляет”. Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу.
Что является правдой автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе. Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтии Пилате. Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты — его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну. Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями. Сюжетные линии завершаются, соединяясь в одной точке — в Вечности.
Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное — бессмертным произведением.

40651 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Своеобразие жанра и композиции романа Мастер и Маргарита

Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” давался писателю нелегко. К этому произведению он был особенно требователен, ибо в эту книгу Михаил Афанасьевич вложил все свои переживания, сомнения, замыслы, силы. Он без конца переписывал целые главы, что-то исправлял, что-то изменял. И делал это не зря. Это произведение стало шедевром. Оно заставляет читателя думать, верить, сочувствовать. В нём необычно всё и, прежде всего, его жанр и композиция.

Однозначно определить жанр произведения невозможно. Философия соседствует с мистикой, сатира с фантазией. И всё это бок о бок с реальностью. Этот чудесный сплав даёт такую окраску сюжету, что заинтересованный читатель может явно ощущать себя и во дворце Понтия Пилата, и на балу у Воланда, и в бедном жилище Мастера. Кроме того, такое разнообразие жанров даёт возможность Булгакову соединить в одном повествовании две сюжетные линии, они перекликаются между собой, хотя и разделены во времени.

Композиция романа выстроена так, что события, происходящие две тысячи лет тому назад в Ершалаиме, выглядят вполне реально, нет даже намёка ни на какие чудеса, очень напряжённое, драматическое повествование. В то же время события, происходящие в современной Булгакову Москве, наполнены мистикой и буйной фантазией уже с начала повествования. Здесь и загадочный иностранный профессор, и таинственно обставленная смерть Берлиоза, и мистическое перемещение в пространстве Стёпы Лиходеева. Шабаш ведьм, бал у сатаны, проделки Бегемота и Коровьева и, наконец, превратившаяся в ведьму Маргарита, продавшая душу дьяволу, чтобы спасти любимого. А связующими звеньями этих сюжетных линий становятся фигуры Иешуа и Мастера. Их судьбы так похожи: молодой философ, живший почти две тысячи лет назад, преданный мнимым другом, и молодой писатель. Сливаются сюжетные линии в конце романа в той Вечности, которая дарит им прощение и покой.

А Булгаков подарил миру уникальный, глубокий по содержанию роман, который уже много лет пользуется у читателей заслуженной любовью.

Вариант 2

Данное произведение автор писал на протяжении нескольких лет. И вышедший в свет роман покорил сердца многих читателей и ценителей всего прекрасного. После выхода данного произведения литературные критики так и не смогли отнести его ни к одному из направлений творчества известных писателей.

Поистине фантастический и необычный по своему сюжету роман стал классикой литературного жанра. Но до сих пор так и неопределенна его судьба, по направлению литературного жанра. Одни писатели относят его к разряду мистики другие к философии, а третьи к фантастике.

Но это поистине необычное произведение не оставило равнодушным ни одного читателя. В данном произведении переплелись такие литературные жанры как мистика, философия и фантастика.

События, происходящие в данном произведении это две сюжетные линии которые происходят в настоящее время. В них главные герои это мастер и Маргарита. Вторая сюжетная линия это события, происходящие в далеком прошлом. Эти события происходят в Иерусалиме в них главные герои естественно Иисус и Понтий Пилат.

Но главным библейским героям в данном произведении даны совсем другие имена. Читатель, видя данные события, сразу понимает кто на самом деле эти герои и что это за события.

Любой читать данного романа попадает с одного времени в другое, граница данных времен новая глава или часть романа. При чтении романа все узнают известные имена. От этого читатель ожидает трактовку православного чуда в результате, которого воскрес Иисуса Христос. Но нет, такие события в роман не включены. Автор в форме притчи рассказывает о событиях того далекого времени когда распяли Иисуса Христа.

И четко и точно рассказывает о причине данной казни о терзаниях Понтия Пилата. О мыслях Иисуса, но никаких чудес автор не приносит в данное произведение, просто констатирует все события прошлого.

При этом добавляет в роман таких героев как дьявол, в данном случае это Во ланд, и его мелких помощников, которые явившись в настоящее время, приносят смуту и страх всем жителям злополучной картины.

Маргарита безумно полюбившая Мастера согласна отдать душу дьяволу ради того чтобы быть с любимым. В результате она превращается в ведьму и присутствует на адском балу в роли спутницы самого дьявола.

Вывод из данной ситуации простой человек слаб и беспомощен, он зависит от своих чувств желаний и прочих жизненных проблем. Ради того чтобы быть с любимым или получить новую квартиру или определенную сумму денег человек готов пойти на сделку с самим Волан дом.

Автор вложил в данное произведение всю душу и все свое мастерство. Многие критики относят данное произведение к сатирическому роману с элементами фантастики и философии. Но никто не остается равнодушным после прочтения данного романа.

Также читают:

Картинка к сочинению Своеобразие жанра и композиции романа Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

В племени уралмов беда, после проигранного сражения со своими врагами сбежал их вождь. Племя потеряло много людей, но главной потерей стал огонь. Возникла угроза смерти всего племени.

Жизнь человека неразрывно связана с литературой и книгами. За свою жизнь мы успеваем прочесть множество самых разных произведений. Какие-то из них нравятся нам, другие

Читайте также:  Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова Мастер и Маргарита): сочинение

По законам природы в мире существует четыре времени года – начинает и заканчивает год зима, затем холода отступают, уступая дорогу весне, за которой следует жаркое лето, а после него, уже – осень.

Комаровский – это один из персонажей романа Пастернака, Доктор Живаго. По профессии он адвокат, он сильно прогрессирует в своей работе. Благодаря своему удачному положению, он переманивает к себе в совместное сожительство молодую девушку

Александр Александрович Блок очень много времени уделил написание произведение о Родине и своем родном крае. О Куликовском сражении Блок говорит как о событие и как он утверждает

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

Сюжетно-композиционное своеобразие романа Булгакова “Мастер и Маргарита” — Литература и русский язык

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры. Его определяют как роман миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут. Повествование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные. Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных.

Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр, – роман в романе. Один-о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой-как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалайм, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читайте также:  Рассуждения над страницами повести: сочинение

Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы ХХ века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь-вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автор, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит их любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону.

На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская-Иешуа и Понтий Пилат, любовная-Мастре и Маргарита, мистическая и сатирическая-Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, “кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле”, если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: “Сам человек и управляет”. Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что является правдой автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе.

Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтий Пилате.

Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты-его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну. Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями. Сюжетные линии завершаются, соединяясь в одной точке-в Вечности. Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное – бессмертным произведением.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как р

Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут. Повествование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные.

Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных. Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр, — роман в романе. Один — о судьбе Мастера, другой о Понтии Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой — как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия.

Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаим, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество.

И все же основным героем романа является любовь. Любовь — вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя.

По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит из любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты.

Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону. На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская — Иешуа и Понтии Пилат, любовная — Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая — Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: «Сам человек и управляет». Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что является правдой автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе.

Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтии Пилате. Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты — его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну.

Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями. Сюжетные линии завершаются, соединяясь в одной точке — в Вечности.

Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное — бессмертным произведением.

Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

Другие сочинения по теме:

Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в.

Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень сложен в композиционном плане. В его сюжете параллельно существуют два мира: мир, в.

Художественное своеобразие романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые.

Первое прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» С одной стороны, можно сказать, что этот роман — фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное.

«Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа Роман «Мастер и Маргарита» является вершиной прозы М. Булгакова. Его можно рассматривать как совокупность всех предыдущих творческих наработок автора и.

Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита» Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» — «последнего, закатного» произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры.

Композиция романа «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков известный русский писатель. Любой человек, вспоминающий творчество Булгакова, назовет в первую очередь «Мастера и Маргариту». Интересно, почему.

Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?» Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка произведения, более свойственная французским авантюрным романам, — загадочное самоубийство, описанное в.

План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении.

Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В.

Смысл названия романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» создавался Булгаковым с1928 года до конца его жизни, но так и не был полностью закончен. Уже.

По страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» А дальше — свет невыносимо щедрый, Как красное горячее вино… Уже душистым, раскаленным ветром Сознание мое опалено. А. Ахматова «Мастер.

Читайте также:  «Принадлежит вечности»(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинение

Мое впечатление от романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», мне кажется, одно из самых загадочных и интересных произведений в русской литературе. Каждый пласт романа.

Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое.

Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа «Белая гвардия», книга.

Анализ 19-й главы второй части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Свой последний роман «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков писал на протяжении двенадцати лет. Этим произведением он словно подвел итоги.

Сюжетное построение романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Талант художника был у Булгакова от бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей.

Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к.

Сочинение на тему — Полифония романа Мастер и Маргарита» Когда в конце 1966 — в начале 1967 г. в журнале «Москва» был впервые опубликован роман М. Булгакова «Мастер и.

«Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова История создания Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был написан в 1928-1940 гг. и опубликован с цензурными купюрами в журнале Москва.

Художественное своеобразие сюжета и композиции по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» может служить примером удач¬ного сочетания формы и содержания. Его построение необычно, и это обусловлено содержанием.

В чем же своеобразие формы этого произведения? Во-первых, мы не сразу знако¬мимся с главными героями, то есть с персонажами, давшими ему название. Мастер появляется только в тринадцатой главе, причем мы застаем его уже в тот момент, когда практически все значимые события в его жизни позади. О его книге и отклике, который она вызвала в обществе, о любимой женщине, о друге, который предал его, мы узнаем только из рассказа одного пациента психиатрической клиники (Мастера) другому (Ивану Бездомному). Маргарита же появляется только в девятнадцатой главе, когда читатель начинает воспринимать ее только как воспоминание или галлюцинацию умалишенного.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Вместе же мы видим их только в самом конце романа.

Во-вторых, это не единственная деталь, придающая своеобразие произведению Булгакова. И даже не самая основная. Гораздо интереснее все то, что касается книги, которую написал Мастер, герой романа. Этот «роман в романе» повествует читателю о последних днях жизни бродячего проповедника Иешуа Га-Ноцри и о его смерти, а также о прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В образе Иешуа легко и безошибочно узнается фигура Иисуса Христа, а в содержании романа — самый известный сюжет Нового Завета, рассказывающий о смерти пророка.

Этот «роман в романе», посвященный событиям, происходившим в Иудее два тысячелетия назад, переплетается с другой частью произведения, описывающей жизнь в Москве в начале двадцатого века. Здесь следует отметить, что деление романа на части и главы довольно условно: в обеих частях, указанных в оглавлении, присутствуют главы, посвященные и Москве, и Ершалаиму. Переплетение же двух этих частей наиболее заметно в тех местах романа, где теми же словами, которыми оканчивается «московская» часть романа, начинается его «ершалаимская» часть. Так, в мыслях и снах различных персонажей, как главных, так и второстепенных, появляются картины, описанные Мастером в романе о Понтии Пилате. Например, уставший, сошедший с ума Иван Бездомный под действием лекарства и под впечатлением от рассказа соседа по палате увидел во сне, что «солнце уже снижалось над Лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением». Этими словами заканчивается пятнадцатая глава произведения, посвященная московским событиям. И ими же начинается следующая, шестнадцатая глава, в которой описывается казнь Иешуа Га-Ноцри.

«Роман в романе» сам по себе является очень необычным выразительным приемом, к тому же с ним связана основная интрига «московской» части этого, как бы двухслой¬ного, произведения. Однако Булгаков не ограничился только необычным сюжетным ходом. Наиболее важно то, что в обеих переплетающихся частях романа присутствуют персонажи, которые как бы дополняют друг друга или являются одними и теми же людьми. Так, Мастер, как автор романа о Понтии Пилате — то есть «ершалаимской» части произведения — применил один достаточно распространенный в литературе прием. Он сделал себя прообразом Иешуа Га-Ноцри, своего героя. Именно поэтому образы этих двух персонажей являются как бы двумя сторонами одного и того же образа. Читая об одном из них, мы узнаем в нем другого. Мастер даже вложил в уста Иешуа открытие, которое сделал сам и которое являлось основной мыслью его романа: «Злых людей нет на свете».

Кроме того, в переплетающихся частях «Мастера и Маргариты» есть еще ряд таких «парных» образов. Причем тут мы видим очередной необычный поворот сюжета: придумывая их, Мастер предсказал свою собственную судьбу. Так, в его романе Иешуа доверился Иуде из Кириафа, который, выслушав «крамольные» речи, тут же сделал донос в обмен на тридцать сребреников. И у самого Мастера также появился свой Иуда. Его роль сыграл журналист Алоизий Могарыч, который действовал практически так же, как и его «близнец» из Кириафа, и преследовал практически ту же цель. Правда, причиной доноса стали не деньги, а жилье: таким способом Алоизий попытался решить для себя пресловутый «квартирный вопрос».

Другой похожей парой персонажей стали критик Латунский и первосвященник Каифа. И в этом случае Мастер предсказал свою судьбу, описав интриги Каифы, которые привели к смерти Иешуа. В конце концов разгромные критические статьи и придуманное Латунским словечко «пилатчина» стали причиной творческой гибели самого Мастера, который так и не смог опубликовать свой роман.

Однако параллели на этом не заканчиваются. Мастер изобразил Га-Ноцри пророком. И точно так же, как пророка, описал самого Мастера Булгаков. Ведь как и у Иешуа, так и у писателя, сочинившего о нем роман, были ученики. Для Мастера эту роль выполнял Иван Бездомный, поэт, оказавшийся тоже в психиатрической больнице. Он был одним из тех немногих, включая Маргариту, кто смог выслушать и понять писателя, которого все считали сумасшедшим. Именно поэтому он оказался хорошим учеником.

Последователями Иешуа Га-Ноцри можно назвать двоих. Первый из них — бывший сборщик податей Левий Матвей, который, побеседовав с бродячим философом и про-никнувшись его учением, отрекся от богатства и, «бросив деньги на дорогу», последовал за своим учителем. Левий Матвей был искренне предан своему учителю. Для того чтобы спасти его или отомстить за его смерть, он был готов на все, включая даже убийство. Однако был ли он хорошим учеником? Нет, похоже, не был. Именно из-за того, что собрался из-за мести лишить жизни другого человека. Ведь Иешуа учил его совсем не этому.

Второй ученик бродячего философа упрекает Левия Матвея в жестокости и не¬умении прощать. «Ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил», – говорит он. Эти обвинения звучат очень странно в устах человека, которого жители Ершалаима шепотом называли «свирепым чудовищем» — Понтия Пилата. Тем не менее именно он стал вторым, гораздо более благодарным учеником Иешуа, хотя даже сам не осознавал этого.

Итак, каждому из пророков удалось изменить в лучшую сторону если не мир, то хотя бы нескольких человек. Так, для бездарного и необразованного поэта Ивана Бездомного произошла переоценка ценностей, и он превратился в начитанного историка Ивана Николаевича Понырева. Однако даже не это главное: после короткого общения с Мастером он научился верить в то, что делает, стал более искренним и честным. Что же касается Понтия Пилата, то и он очень изменился после общения с Иешуа: хотя проку-ратору не хватило силы и смелости, чтобы защитить осужденного на смерть пророка, он осознал, что творит зло, и раскаялся.

Таким образом, своеобразие романа «Мастер и Маргарита», кроме всего прочего, заключается в параллелях, проведенных автором между двумя частями романа — «московской» и «ершалаимской» — и их героями. Однако помимо близости образов Мастера и Иешуа, мы можем увидеть и еще одну нить между автором и героем. Как и Мастер, Булгаков в написанном им произведении предсказал свою судьбу. Ведь роман о Понтии Пилате и писатель, его создавший, подверглись практически таким же испытаниям, что и роман «Мастер и Маргарита» и его автор. У Булгакова наверняка был свой критик Латунский, хотя и с другой фамилией, его роман так же отказывались публиковать, и даже причина отказа была похожа на описанную им самим.

Правда, ничего удивительного в этом нет: в отличие от Мастера, сам Булгаков был хорошо знаком с литературной средой, с людьми, к которым попало его произведение, и поэтому смог угадать их реакцию. Однако от этого сама близость судеб автора и его героя не кажется менее удивительной и необычной.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3167

Ссылка на основную публикацию
×
×