Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита и поэмы В. Гете Фауст): сочинение

Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст»)

Скачать сочинение
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это могут быть глобальные философские проблемы, связанные с человеком и окружающим миром, общественные проблемы, вопросы, связанные с внутренним миром человека и т.д.

Во все времена одной из самых волнующих проблем был вопрос взаимоотношений Художника и его творений с читателями, критиками, просто людьми – в общем, отношения Художника со всем миром. Этому вопросу посвящены многие великие произведения мировой литературы. В своем сочинении я коснусь двух прекрасных произведений, посвященных, каждый по-своему, данной теме. Это роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и поэма «Фауст» В. Гете.

В центре внимания романа «Мастер и Маргарита» находится судьба Художника, вынужденного жить и творить в тоталитарном обществе. Судьба Мастера, создавшего великий роман, печальна, если не сказать трагична.

Когда-то герой был историком, «работал в одном из московских музеев» и занимался переводами с пяти языков. Жил он почти незаметно, «не имея ни друзей, ни родственников в столице». Его жизнь коренным образом переменилась благодаря тому, что по счастливой случайности он «выиграл сто тысяч рублей». Тогда Мастер оставил службу в музее, купил подвальчик и сумел написать потрясающий по силе своего проникновения роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

Этот «золотой век» жизни и творчества героя был освящен встречей с той женщиной, в которой воплощен идеал «настоящей, верной, вечной любви». Эта судьбоносная встреча была подобна молнии: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера.

Но этот недолгий период творческого и личностного счастья заканчивается катастрофой. Судьба сталкивает Мастера с жестоким миром советских псевдолитераторов.

Эти людишки травят героя, доводят его до сумасшедшего дома, до полного отказа от своего любимого детища – романа. Дело довершает донос Алоизия Могарыча, вследствие чего Мастер три месяца проводит в таком месте, о котором можно рассказывать только «на ухо». Запуганный, затравленный и доведенный до отчаянья, он выбирает уход из жизни. Мастер считает себя недостойным света, творчества, любви. Вернуть его к жизни невозможно, «он неизлечим». И только преданная любовь Маргариты способна сокрушить все преграды.

«Извлечение Мастера» совершает Воланд. Но решает его судьбу «тот, кто ее подвесил». В художественном времени, как и в судьбе Мастера, наступает рассвет: «Там ждет уже вас дом… свечи горят, а скоро они потухнут, потому что вы встретите рассвет».

Героя приговарили к «вечному покою», который становится символом бессмертия. Мастер получил то, в чем нуждался больше всего.

Известно, что судьба Мастера во многом автобиографична. Булгаков, как и его герой, был изведен постоянными нападками со стороны критиков. Кстати, стоит заметить, что газетная кампания, развернувшаяся против Мастера и его «Понтия Пилата», основана на реальных событиях из жизни писателя. И призыв литературного критика Лавровича «ударить по пилатчине» является явной перекличкой с газетным заголовком «Ударим по булгаковщине». Увы, такова была судьба всех самобытных, интересных, талантливейших людей того страшного времени.

В поэме Гете «Фауст» также рассматривается судьба Художника. Потому что, как мне кажется, главный герой поэмы в своей жизни, в поисках Истины является настоящим Творцом:

Он рвется в бой, он любит брать преграды,

Он видит цель, манящую вдали,

И требует у неба звезд в награду

И лучших наслаждений у земли.

И ввек ему с душой не будет сладу,

Куда бы поиски не привели.

Фауст – ученый, он хочет познать все тайны мира, найти смысл жизни – Истину. Но, как любому Художнику, герою свойственны сомнения и разочарования. Будучи уважаемым и известным человеком, Фауст вдруг начинает сомневаться в своих знаниях, в своих возможностях что-то сделать, познать, улучшить жизнь людей. В отчаянии он хочет покончить с собой, и только колокольный звон, напомнивший о детстве, останавливает героя. Но Фауст полон сарказма. Он проклинает всех и вся, а особенно то, что всегда ограничивало человека в его творческих свершениях. Фауст ненавидит заветы общества: «Смиряй себя! Умей отказываться! Желай достижимого!»

В минуту отчаянья героя подстерегает Мефистофель. Он заключает с Фаустом договор. Дьявол обещает дать герою все наслаждения мира. Когда же Фауст больше ничего не захочет от жизни, то он отдаст Мефистофелю свою душу. Но герой уверен, что этого никогда не произойдет: он всегда будет стремиться к большему, к совершенству.

Путешествуя с дьяволом, герой встречает свою любовь – Маргариту (как и герой романа «Мастер и Маргарита»). К сожалению, девушка погибает. Судьбою Фаусту нанесен еще один тяжелый удар. Но герой не сломлен, он поддается на заманчивые уговоры беса. Фауста не привлекают ни богатство, ни распутство, ни военная слава. Он стремится созидать, а не разрушать. Герой отвоевывает у моря землю, населяет ее народами, строит города. Фауст наконец-то находит смысл жизни, свою Истину. Она в том, чтобы помогать людям, созидать на благо человечества. С этой мыслью герой умирает, счастливый и просветленный.

Таким образом, в «Мастере и Маргарите» Булгакова, как и в «Фаусте» Гете, изображена судьба Художника. Эти произведения показывают разные стороны жизни творческого человека. М.А. Булгаков выводит на первый план недоброжелательное окружение, губящее талант и жизнь Мастера. Гете останавливается на внутренних проблемах Художника, на его духовных поисках, смятениях, разочарованиях, прозрениях.

Нужно заметить, что в обоих произведениях судьба героя связана с Высшими Силами. Это неслучайно, ведь талант – это подарок свыше. Художник всегда связан с чем-то мистическим. Эти силы помогают ему творить, познавать Истину.

У обоих героев в жизни была настоящая любовь, которая позволяла их душе воспарить, давала поддержку, желание жить.

Мастер отказался от своего творения, Фауст прошел свой путь до конца… Но оба они остались Художниками, несущими людям свет.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст»)

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” и поэмы В. Гете “Фауст”)

Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это могут быть глобальные философские проблемы, связанные с человеком и окружающим миром, общественные проблемы, вопросы, связанные с внутренним миром человека и т. д.
Во все времена одной из самых волнующих проблем был вопрос взаимоотношений Художника и его творений с читателями, критиками, просто людьми – в общем, отношения Художника со всем миром. Этому вопросу посвящены многие великие произведения мировой литературы. В своем сочинении я коснусь двух прекрасных произведений, посвященных, каждый по-своему, данной теме. Это роман “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова и поэма “Фауст” В. Гете.
В центре внимания романа “Мастер и Маргарита” находится судьба Художника, вынужденного жить и творить в тоталитарном обществе. Судьба Мастера, создавшего великий роман, печальна, если не сказать трагична.
Когда-то герой был историком, “работал в одном из московских музеев” и занимался переводами с пяти языков. Жил он почти незаметно, “не имея ни друзей, ни родственников в столице”. Его жизнь коренным образом переменилась благодаря тому, что по счастливой случайности он “выиграл сто тысяч рублей”. Тогда Мастер оставил службу в музее, купил подвальчик и сумел написать потрясающий по силе своего проникновения роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
Этот “золотой век” жизни и творчества героя был освящен встречей с той женщиной, в которой воплощен идеал “настоящей, верной, вечной любви”. Эта судьбоносная встреча была подобна молнии: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”. И не красота, а “никем не виданное одиночество в глазах” Маргариты поразило Мастера.
Но этот недолгий период творческого и личностного счастья заканчивается катастрофой. Судьба сталкивает Мастера с жестоким миром советских псевдолитераторов.
Эти людишки травят героя, доводят его до сумасшедшего дома, до полного отказа от своего любимого детища – романа. Дело довершает донос Алоизия Могарыча, вследствие чего Мастер три месяца проводит в таком месте, о котором можно рассказывать только “на ухо”. Запуганный, затравленный и доведенный до отчаянья, он выбирает уход из жизни. Мастер считает себя недостойным света, творчества, любви. Вернуть его к жизни невозможно, “он неизлечим”. И только преданная любовь Маргариты способна сокрушить все преграды.
“Извлечение Мастера” совершает Воланд. Но решает его судьбу “тот, кто ее подвесил”. В художественном времени, как и в судьбе Мастера, наступает рассвет: “Там ждет уже вас дом. свечи горят, а скоро они потухнут, потому что вы встретите рассвет”.
Героя приговарили к “вечному покою”, который становится символом бессмертия. Мастер получил то, в чем нуждался больше всего.
Известно, что судьба Мастера во многом автобиографична. Булгаков, как и его герой, был изведен постоянными нападками со стороны критиков. Кстати, стоит заметить, что газетная кампания, развернувшаяся против Мастера и его “Понтия Пилата”, основана на реальных событиях из жизни писателя. И призыв литературного критика Лавровича “ударить по пилатчине” является явной перекличкой с газетным заголовком “Ударим по булгаковщине”. Увы, такова была судьба всех самобытных, интересных, талантливейших людей того страшного времени.
В поэме Гете “Фауст” также рассматривается судьба Художника. Потому что, как мне кажется, главный герой поэмы в своей жизни, в поисках Истины является настоящим Творцом:
Он рвется в бой, он любит брать преграды,
Он видит цель, манящую вдали,
И требует у неба звезд в награду
И лучших наслаждений у земли.
И ввек ему с душой не будет сладу,
Куда бы поиски не привели.
Фауст – ученый, он хочет познать все тайны мира, найти смысл жизни – Истину. Но, как любому Художнику, герою свойственны сомнения и разочарования. Будучи уважаемым и известным человеком, Фауст вдруг начинает сомневаться в своих знаниях, в своих возможностях что-то сделать, познать, улучшить жизнь людей. В отчаянии он хочет покончить с собой, и только колокольный звон, напомнивший о детстве, останавливает героя. Но Фауст полон сарказма. Он проклинает всех и вся, а особенно то, что всегда ограничивало человека в его творческих свершениях. Фауст ненавидит заветы общества: “Смиряй себя! Умей отказываться! Желай достижимого!”
В минуту отчаянья героя подстерегает Мефистофель. Он заключает с Фаустом договор. Дьявол обещает дать герою все наслаждения мира. Когда же Фауст больше ничего не захочет от жизни, то он отдаст Мефистофелю свою душу. Но герой уверен, что этого никогда не произойдет: он всегда будет стремиться к большему, к совершенству.
Путешествуя с дьяволом, герой встречает свою любовь – Маргариту (как и герой романа “Мастер и Маргарита”). К сожалению, девушка погибает. Судьбою Фаусту нанесен еще один тяжелый удар. Но герой не сломлен, он поддается на заманчивые уговоры беса. Фауста не привлекают ни богатство, ни распутство, ни военная слава. Он стремится созидать, а не разрушать. Герой отвоевывает у моря землю, населяет ее народами, строит города. Фауст наконец-то находит смысл жизни, свою Истину. Она в том, чтобы помогать людям, созидать на благо человечества. С этой мыслью герой умирает, счастливый и просветленный.
Таким образом, в “Мастере и Маргарите” Булгакова, как и в “Фаусте” Гете, изображена судьба Художника. Эти произведения показывают разные стороны жизни творческого человека. М. А. Булгаков выводит на первый план недоброжелательное окружение, губящее талант и жизнь Мастера. Гете останавливается на внутренних проблемах Художника, на его духовных поисках, смятениях, разочарованиях, прозрениях.
Нужно заметить, что в обоих произведениях судьба героя связана с Высшими Силами. Это неслучайно, ведь талант – это подарок свыше. Художник всегда связан с чем-то мистическим. Эти силы помогают ему творить, познавать Истину.
У обоих героев в жизни была настоящая любовь, которая позволяла их душе воспарить, давала поддержку, желание жить.
Мастер отказался от своего творения, Фауст прошел свой путь до конца. Но оба они остались Художниками, несущими людям свет.

Читайте также:  Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

  • Пользователей: 19
  • Гостей: 144
  • Мобильных: 65
  • Роботов: 17

Сочинение

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате – это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», – говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться – не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, – вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть – верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью – кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.

Мастер и Маргарита сочинение

Мастер и Маргарита сочинение по плану

2.Тема любви в романе

3.Добро и зло в романе

5.Рассуждение о романе

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” до сих пор остается одним из самых востребованных и загадочных произведений мировой литературы. Увлекательная история, в которой удивительным образом переплетаются реальность с фантастикой и прошлое с настоящим, никого не может оставить равнодушным.

За забавными и трагичными приключениями главных героев скрываются серьезные философские вопросы о сущности любви, противостоянии добра и зла, вечности и бессмертии человеческой души. Публикация романа при жизни писателя была невозможна.

В 1939 г. Булгаков впервые полностью прочитал его в узком литературном кругу. О реакции слушателей сообщает Е. С. Булгакова: “Последние главы слушали почему-то закоченев. Все их испугало”. Впервые в СССР произведение было опубликовано в 1966 г.

Любовная тема насквозь пронизывает роман. На отношениях Мастера и Маргариты построен весь сюжет. Любовь между главными героями вспыхивает после первого взгляда. По словам Мастера, она подобна удару молнии или финского ножа. Встреча Мастера и Маргариты была предначертана самой судьбой. Эта любовь поистине вечна.

Маргарита с радостью готова сменить обеспеченную жизнь на скромный подвал, лишь бы всегда быть с любимым. Не ее вина в том, что Мастер пал духом и очутился в сумасшедшем доме. Из-за тревоги за судьбу возлюбленной он скрывает свое местонахождение. Так же бескорыстна и чиста любовь Маргариты. Она соглашается на сделку с самим дьяволом, только бы встретиться с Мастером и сделать его счастливым. Влюбленные даже не задумываются о дальнейшей жизни. Им достаточно быть снова вместе в скромном, но уютном жилище Мастера. В награду за свою неземную любовь и все перенесенные страдания Мастер и Маргарита получают вечную жизнь, вдали от забот и волнений грешного мира. Любовь в романе не ограничивается отношениями между мужчиной и женщиной. Более широкий смысл она получает в образе Иешуа. Любовь к ближнему – главное качество бедного проповедника, которое отличает его от всех остальных людей. Это качество позволяет ему безошибочно идти по пути истины. Безграничная любовь и доверие Иешуа к людям сначала вызывают удивление, а затем гнев Понтия Пилата. Лишь после казни он начинает испытывать раскаяние и возрастающее желание вернуть все обратно. От вечной пытки Пилата избавляет опять же любовь Мастера, сжалившегося над прокуратором Иудеи.

Читайте также:  СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА МАСТЕР И МАРГАРИТА: сочинение

Проблема добра и зла рассматривается в романе под интересным ракурсом. Повелитель темных сил не вызывает осуждения, напротив, все его действия выглядят вполне справедливо. Добро и зло словно меняются местами. Разоблачение черной магии, которого добивались от Воланда, действительно происходит, но не сцене театра Варьете, а в реальной жизни. Дьявол со своей свитой срывает маски с обычных добропорядочных людей. При этом обнаруживается, что большинство из них являются лжецами, вымогателями, доносчиками и т. д. и т. п.

Ужас вызывают именно они, а не потусторонняя нечисть. Ведьмой и королевой сатанинского бала становится Маргарита, но это не делает из нее бездушное чудовищное существо. Маргарита выплескивает свою ярость только при разгроме квартиры критика Латунского. При этом она успокаивает маленького мальчика, добивается прощения несчастной Фриды и в целом сохраняет всю свою доброту и сострадание. Непримиримым противником Воланда остается Левий, на что дьявол ему справедливо возражает: “Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла. “. По сути, дьявол в романе выступает на стороне добра, защищая его от современных злодеев. К Воланду может быть применена знаменитая фраза Фауста: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.

В романе “Мастер и Маргарита” упоминается множество зданий и мест, которые существовали и существуют в действительности. Прежде всего стоит остановиться на “нехорошей квартире”, где поселился Воланд со своей свитой. Это квартира из дома №10 на Большой Садовой, где когда-то жил Булгаков. Берлиоз и Бездомный встречают Воланда на Патриарших прудах. На самом деле пруд в этом парке один. Название напоминает о том, что когда-то их было три. При советской власти место получило название Пионерские пруды.

По поводу прототипа дома Маргариты существует три основных версии: особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, №17); готическое здание на Малом Ржевском, №6 и дом по адресу Остоженка, №16. Здание, на террасе которого Воланд и Азазелло прощались с Москвой, – знаменитый дом Пашкова. В эпоху Булгакова с него действительно открывался великолепный вид на столицу. По самой распространенной версии прототипом Дома Грибоедова является Дом Герцена (Сивцев Вражек, 27). Под клиникой профессора Стравинского, судя по всему, скрывается Химкинская городская больница №1.

Помимо уже затронутых главных тем романа следует подробно остановиться на судьбе главного героя, которая очень близка самому Булгакову. Гениальный писатель в порыве вдохновения создает удивительный роман. Неожиданный выигрыш крупной суммы и встреча с Маргаритой окрыляют его, позволяют полностью отрешиться от неприглядной действительности. Мастер достигает абсолютной творческой свободы. Писатель забывает о строгой советской цензуре, которую не интересуют художественные достоинства его произведения.

Отказ от публикации романа и яростная травля критиков доводят его до сумасшествия. Даже придя в себя, Мастер уже не в силах вернуться домой. Он понимает, что не сможет спокойно жить в этом мире. Главная трагедия романа заключается в том, что единственное убежище для гения – психиатрическая клиника. Главы из романа Мастера органически встраиваются в общее повествование. Древний Ершалаим, Москва эпохи Булгакова и потусторонний мир сливаются воедино. Счастливый итог роману подводит сцена освобождения Понтия Пилата от вечных страданий и его долгожданная повторная встреча с бродячим философом Иешуа.

Сочинение Проблемы романа Мастер и Маргарита Булгакова

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.

Одной из них является противоборство Добра и Зла. Какая сила одержит в конце концов победу? Автор приходит к выводу, что обе силы уравновешивают друг друга, а к какой стороне пойти, выбирает человек. Зло в романе олицетворяет образ Воланда и его свиты. При этом они не являются абсолютным злом. Они предоставляют людям выбор, поэтому справедливы. Добро выражено в образе Иешуа. Этот персонаж вовсе отрицает, что есть злые люди. Также перед выбором добра или зла стоит Понтий Пилат. Он мечется между справедливостью и карьерой, выбрав последнее. За свой выбор он получил заслуженное наказание.

Второй важной проблемой, поднимаемой автором, является тема истинного и ложного искусства. Члены МАССОЛИТа пишут лишь то, что нужно партии. Их произведения не поднимают важные и серьезные, возвышенные темы. Они озабочены лишь своими материальными потребностями. Истинным творцом в романе является Мастер, который противостоит графоманам МАССОЛИТа. Он пишет книгу про Иисуса Христа, где есть и добро, и справедливость, и борьба, и любовь. Произведение не может быть понято современниками, поэтому отвергается. Берлиоз, один из членов МАССОЛИТа, попадает под трамвай. Этот эпизод выражает наказание ложному искусству, а также подчеркивает отношение автора к нему. Михаил Булгаков не одобряет такого искусства, хочет с ним бороться.

Третьей важной проблемой является тема истинной и ложной любви. Во времена, описываемые автором, были распространены гражданские браки, браки по расчету. В современном ему мире Михаил Булгаков увидел, что любовь уходит на последний план. Намного важнее положение в обществе и связи. Ему, как писателю, больно это слышать, поэтому в своем произведении автор вводит любовную линию между Мастером и Маргаритой. Это чистая, возвышенная, нежная, самоотверженная любовь. Маргарита идет на договор с Воландом. В классических формах договора с Дьяволом (именно его олицетворяет Воланд) сторона зла обманывает того, с кем подписывает договор. Однако, здесь такого не произошло. Воланд обеспечивает Маргарите счастье и покой со своим возлюбленным.

Все эти темы смотрятся особенно остро на фоне исторических событий времени, в котором жил автор. В романе «Мастер и Маргарита» писатель не одобряет советскую идеологию. Он замечает, как она пагубно влияет на душу. Это и обостряет противоречия, описываемые автором.

В романе «Мастер и Маргарита» поднято множество проблем, которые всегда останутся ценными и важными для любого человека вне зависимости от его возраста, места жительства, места работы, окружения.

2 вариант

Михаил Афанасьевич Булгаков за свою жизнь создал множество произведений замечательных произведений. Они завораживают своим сюжетом, заставляют читателя задуматься о вещах, связанных с моралью, обществом и выбором. Итогом жизни писателя стал роман “Мастер и Маргарита”, который по-настоящему можно назвать легендарным.

В произведении раскрывается множество проблем и их решения. Здесь можно встретить много противоположностей: добро и зло, любовь и ненависть, разум и безумие, правда и лож. В романе всё является не таким, каким кажется. Воланд, олицетворение самой тьмы, вопреки ожиданиям честен, благороден, справедлив, возможно, и добр. Вместо одного желания Маргариты он выполняет два, говоря, что первое было не для неё. Его придворные также являются “частью зла” только с виду. Они не вредят людям, а наказывают их за аморальность, жадность и лож перед близкими. В романе чётко прослеживается, как происходит возмездие за сделку со своей совестью. Одни лишатся жизни, вторые – рассудка, третьи – головы. Иронично, что практически все, кто попадал под гнев Сатаны, оказывались в одном месте, в “сумасшедшем доме”. Этим писатель хотел сказать, что возмездие приходит всегда к людям, совершившим к зло по отношении к другим, их наказание едино.

Проблема любви также поднимается в “Мастере и Маргарите”. Она в романе показана светлым и искренним чувством, которому не подвластно время. Маргарита готова на всё ради того, кого любит. Женщина готова продать свою душу Сатане, чтобы хотя раз увидеть любимого человека. Мастер тоже испытывает к ней тёплые чувства. Он не хочет, чтобы Маргарита страдала из-за него, поэтому скрывается в больнице для душевно больных. Это приносит лишь боль обоим героям. Однако в конце произведения пара воссоединяется, обретают “вечный дом”.

Роман М.А. Булгакова хоть и является незавершённым, вызывает много эмоций и переживаний у читателей. Автор поднимает значимые для человека проблемы, показывает тёмные стороны души и тайные желания. Он показывает жизнь такой, какая она есть. В заключение, хочется сказать, что настоящим злом в романе являются не Сатана и его приближённые, а люди.

Сочинение 3

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!

Читайте также:  Юмор и сатира в пьесах Булгакова: сочинение

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы романа Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Роман Гессе Германа «Степной волк», был написан в 1927 году и опубликован в этот же год. Для всего литературного общества, появление на свет этого произведения, стало новым уровнем в развитии литературы

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» является самым запоминающимся и ярким среди других не менее интересных, но таких, же порочных героев. Прозвище персонажа говорит само за себя

Что же такое обломовщина? Откуда появилось данное слово, и каково его значение? Данное понятие появилось в тот момент, когда Гончаров выпустил свой роман, который назывался Обломов. Выпустил он данное произведение

Наша жизнь бывает, полна неприятностей различного рода, под воздействием которых нам необходимо совершать те или иные действия, и герой романа А. С. Пушкина отнюдь не исключение

Большинство людей считают воспоминания о школе самыми лучшими и приятными в своей жизни. Вспоминая о тех хороших деньках люди, обычно, описывают это как абсолютно беззаботное время

Проблемы в романе «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до сих пор остается не разгаданным до конца, волнует воображение читателя, не дает покоя критикам. Широта проблематики произведения впечатляет. Уникальность проблематики в том, что все проблемы завязаны на одной главной, обозначенной в эпиграфе, – проблеме добра и зла, если говорить шире – света и тьмы. Говорим ли мы о нравственных терзаниях героев, постоянной необходимости взвешивать и делать выбор, о проблеме любви и одиночества, все зависит от того, какую сторону принимает герой – свет или тьму, добро или зло.

Проблема выбора

Каждый участник действий, разворачивающихся в Москве 30-х годов или в историческом романе, написанном Мастером, стоит перед проблемой выбора. Каждый на своем уровне. Позариться на деньги, падающие с неба, квартиру соседа или остаться порядочным человеком. Даже эпизодические персонажи постоянно решают, быть или не быть, взять или не взять. Мелочные подленькие проявления все больше погружают мир во тьму. На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины.

Мастер
Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение. Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро. Он свой выбор уже сделал.

Маргарита
Маргарита – женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви – получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера. С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор. На бытовом уровне – смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло – выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью. Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки.

Главное испытание Маргариты – бал сатаны. Согласиться быть королевой бала – не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор – просить для себя или для несчастной Фриды – рубеж, который решил все. Нравственный выбор героини был вознагражден.

Понтий Пилат
Выбор этого героя – спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, – одна из кульминаций всего романа. Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях. Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти.

Есть в романе герои, освобожденные от необходимости принимать решения. Это те, кто знает Истину, служит ей. Иешуа Га-Ноцри несет истину людям, проповедуя добро. Однажды сделанный им выбор определяет его дальнейшую судьбу, поэтому без колебаний он принимает все, что ему уготовано. Как ни странно, той же истине служат высшие силы Тьмы в лице Воланда и его свиты. Парадоксальность роли сатаны и его спутников обозначена еще в эпиграфе к роману: «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Служителям Истины не надо делать выбор, потому что они орудие в ее руках.

Нравственные проблемы

Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях. В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели.
В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание.
Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Проблема творчества

Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота – отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать.
Иван Бездомный – тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям. Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху.
Высшее проявление творческого начала – Мастер. Для него роман – это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера – смысл жизни, сама жизнь.

Проблема любви

Линия главных героев, Мастера и Маргариты, – это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни. Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было.
Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман – гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть.

Проблема одиночества

Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность.
Понтий Пилат – временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, – собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью – еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности – Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей.
М.А. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.

Ссылка на основную публикацию
×
×