Сочинение по произведениям М. А. Булгакова: сочинение

«Сочинение по произведениям М. А. Булгакова»

«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» Строки Ф. И. Тютчева из стихотворения «Цицерон» услышаны и восприняты нашим поколением особенно остро: мы живем в эпоху перемен.

Каким будет завтрашний день? Оттого, вероятно, мы так пристально вглядываемся в творчество писателей, живших во времена бурных социальных катаклизмов. Наверно, этим объясняется наш повышенный интерес к наследию М. Булгакова, писателя, чьи герои разделили судьбу России в годы тяжелейших испытаний, пережили роковой для нашей истории 1917 год и Гражданскую войну.

Вихрь драматических событий, увлекший героев «Белой гвардии», повестей «Собачье сердце», «Роковые яйца», запечатлелся и в судьбе самого писателя. В родном Киеве он был свидетелем более десяти переворотов, как враг не мог избежать мобилизации сначала в армию Петлюры, затем в белую гвардию. Узнал красный и белый террор, да и в новой, изменившей свой социально-политический облик России жил в сложнейших условиях небывалого государственного эксперимента, опасного своей непредсказуемостью. Писателя неотступно мучил вопрос: «Что же будет с нами дальше?» В 1919 году появляется его статья «Грядущие перспективы». Мрачным пророчеством звучат в ней слова: «. придется много драться, много пролить крови, потому что, пока за зловещей фигурой Троцкого еще топчутся с оружием в руках одураченные им безумцы, жизни не будет, а будет смертная борьба. Мы будем завоевывать собственные столицы». Булгаков говорит о неминуемой расплате за безумие октябрьских дней, за самостихийных изменников, развращение рабочих, за Брест, за безудержное пользование станками для печатания денег. «И только тогда, — продолжает он, — когда будет очень поздно, мы вновь начнем кой-что созидать, чтобы стать полноправными, чтобы нас впустили опять в версальские залы».
Время подтвердило правоту Булгакова, но в те грозные годы, на которые пришлась жизнь писателя, его позиция воспринималась как вражеская. Новые идеологи, охваченные эйфорией победы, имели немало именитых союзников среди литераторов, готовых служить делу революции.

Роман «Белая гвардия», написанный в 1923—1924 годах, прозвучал совершенно неожиданно: в нем отсутствовала революционная героика, но была боль за Отечество, поруганное, истерзанное войной, и боль за людей, попавших под колеса истории.
«Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». Кровавые вершатся в нем дела под сиянием «красного дрожащего Марса». Нет привычного мира. «Город жнл странною неестественной жизнью. » Киевом пытались овладеть разные политические силы: здесь столкнулись войска гетмана, поддерживаемые немецкими оккупантами, петлюровцы и большевики. Кто победит? За кем должна будет пойти Россия?

Эпиграф романа, взятый из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», передает состояние растерянности, неизвестности, тяжелых предчувствий, в котором оказались люди. Ощущения катастрофы переживает милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных.
Жестокое время, как пишет автор, -«перебило им жизнь на самом рассвете». Их духовная красота, казалось бы, должна быть вознаграждена счастливой судьбой, но им «придете^ мучиться и умирать». Страшная действительность, в которой они оказались, заставляет вспомнить картины Апокалипсиса: «Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь». Только за кремовыми шторами могут укрыться Турбины от разрушительной стихии улицы. Сколь непрочна эта преграда!
Турбины еще молоды, но нравственный мир их уже сформирован всем укладом предыдущей жизни: прекрасными семейными отношениями и традициями, теплом их гостеприимного дома, высокой культурой. Несмотря на трудности времени, Турбины поддерживают заведенный порядок. В их доме по-прежнему уютно: скатерть накрахмалена, полы лоснятся, в вазе стоят голубые гортензии и знойные розы. Здесь находят приют и спасение старые друзья: Мышлаевский и Карась, мужественные, честные офицеры, верные присяге, брошенные на произвол судьбы продажными штабными командирами;

Шервинский, адъютант гетмана, позорно бежавшего из Киева с немцами;
Лариосик, милый романтик, поэт, бесконечно добрый и, к несчастью, совсем не готовый к суровым испытаниям.
Политическая сумятица, война не изменили их убеждений. Совесть не позволяет им, подобно Тальбергу, бросить Россию, хотя они понимают, что положение их безнадежно Им хотелось бы ве-рить в то, что, может быть, государь жив или что удастся попасть
на Дон к Деникину. Сейчас, когда мы знаем трагический итог белогвардейского сопротивления, возможная дальнейшая судьба этих героев вызывает смешанные чувства уважения и скорби.
Булгаков оставляет своих героев в самый напряженный момент: следом за Петлюрой уже звучит красная канонада. Что будет с Еленой, Алексеем, Николкой, их друзьями? Что будет с Россией? Автор, безусловно, знал ответы на эти вопросы, поскольку на его глазах возникал государственный монстр, не знающий аналогов в мировой истории.
Революцию, да еще такую безжалостную, кровавую, писатель воспринимал как чудовищный эксперимент над народом. Словно бесстрастный, с холодным рассудком ученый ставит опыт над живыми существами, из которых в результате уцелеют единицы. Только в нашей стране в качестве подопытных оказались люди. Их искалеченные или погубленные жизни не принимались в расчет великими экспериментаторами, не представлявшими даже, каким будет результат.
М. Булгаков берет на себя недозволенную по законам времени смелость рассуждать о правомерности подобных экспериментов. Его новыми героями становятся ученые-исследователи Преображенский («Собачье сердце») и Персиков («Роковые яйца»). Они проделывают фантастические с точки зрения науки опыты. Преображенский обыкновенную дворовую собаку Шарика превращает в человека. Персиков создает красный луч, ускоряющий процесс развития организмов. Опыты удались, но вскоре всеобщее ликование сменилось жестокими разочарованиями.
Человек с собачьим сердцем, с наследственностью закоренелого преступника, Шариков сделал совершенно невыносимой жизнь своего создателя. Профессор-интеллигент оказался вынужденным терпеть возле себя хама, претендующего вдобавок на роль хозяина в доме.

Раньше профессору достаточно было позвонить высокопоставленному лицу, чтобы выпроводить председателя домкома Швонде-ра, пытающегося отнять у Преображенского часть жилой площади. Теперь в его квартире нагло расположился Шариков, получивший у Швондера паспорт, прописку, то есть законный вид на жительство. Профессор и его ассистент, доктор Борменталь, не только страдают от непристойного поведения человека-собаки, но и выслушивают угрозы в свой адрес. Их терпение кончилось, и они смогли дать обратный ход своему эксперименту: Шариков вновь превратился в Шарика.
Красный луч Персикова самым неожиданным образом спровоцировал нашествие на страну гадов чудовищных размеров. От полной гибели город спасла случайность — восемнадцатиградусный мороз в середине лета.
Идея произведений заключена в размышлениях о целесообразности экспериментов, их обоснованности.

Булгаков предупреждает о величайшей ответственности тех, кто берется решать судьбу народа. Социальные потрясения, сопряженные с большими жертвами, по мнению писателя, нарушают естественный ход истории развития общества. Нельзя разом изменить людей. Булгаков, к примеру, решил проследить судьбу известных гоголевских персонажей из поэмы «Мертвые души». Он переместил их в
свою эпоху, и получилось новое произведение «Похождения Чичикова». Оказалось, что и в Советской России они остались прежними, изменились лишь только внешние формы их деятельности: Чичиков приобретает несуществующие предприятия. Коробочка мечтает открыть булочную в Манеже. Словом, проходимцы, подобные Чичикову, менее всего страдают от перемены политической власти. Замена формы государственного устройства для них не играет никакой роли: это все равно что переименовать гостиницу в общежитие.
Все творчество М. А. Булгакова – размышление о будущем России. Он разделил ее трудную судьбу, как это сделали А. Ахматова, А. Платонов и многие другие русские писатели и поэты. Он жил с надеждой на лучшее и своими книгами призывал образумиться людей, толкающих страну к гибели: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

TESTSOCH.RU

Сочинения по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему: Верность и измена по роману «Мастер и Маргарита».

Проблемы верности и измены ставит в своем произведении М. А. Булгаков. Самым ярким олицетворением верности в романе М. Булгакова является Маргарита. Она…

Сочинение на тему: Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита».

В образе Ивана Бездомного в романе представлен тип советского поэта. Даже псевдоним выбран похожим на псевдонимы современных советских поэтов: Бедный,…

Характеристика Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита».

Важно шествует по страницам романа Понтий Пилат в белом плаще с кровавым подбоем, олицетворяющем единство святости и крови. Понтий Пилат сразу является…

Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

Воланд – властитель тьмы. Имя Воланд (второй вариант Фаланд) позаимствовано из «Фауста» Гете. Это сатана, пришедший в советскую Москву с целью проверить,…

Характеристика Иешуа в романе «Мастер и Маргарита».

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» – произведение, охватившее две разные эпохи и поднявшее жизненно важные и вечные вопросы. Неоднозначное восприятие…

Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита».

Изъяны на теле общества вне времени и пространства. Об этом роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором ставятся вопросы: «Где истина?» и «Каковы…

Сочинение на тему: Чему учат нас книги Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» многогранен и интересен, он околдовывает читателя. С каждым прочтением открываешь в романе что-то новое. Тот, кто…

Сочинение на тему: Проблема одиночества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» заслуженно считается вершиной творчества М.Булгакова. Это одновременно и философское, и мистическое, и романтическое произведение.

Сочинение на тему: Почему роман Булгакова «Мастер и Маргарита» назван именно так.

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько известен, что я не сомневался в первоначальности его названия. Однако выяснилось, что автор рассматривал…

Сочинение на тему: Образ Маргариты (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Маргарита в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает одно из центральных мест. Она представлена читателю как муза Мастера. Именно с ее образом связана…

Читайте также:  Мои впечатления после прочтения романа: сочинение

Сочинение на тему: Тема добра и зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» завораживает при прочтении своей необычностью. Время творчества автора совпадает с запретом его деятельности в нашей…

Сочинение на тему: Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образ Маргариты интерес и сложен. У нее было все: муж, который был крупным специалистом, он обожал свою жену, большой дом с красивым видом на Арбат, большой…

Сочинение на тему: Любовь в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тематика романа Булгакова очень разнообразна, в нем поднимается тема милосердия, ответственности, трусости, а также раскрывается тема любви и верности.…

Сочинение на тему: Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» является апогеем творчества Михаила Булгакова. В каждой строчке книги прослеживается проблема, которая была характерна для Советской…

Сочинение на тему: Основная идея романа «Мастер и Маргарита».

Свой роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков писал в течение целого десятилетия. Закончена книга была всего за несколько недель до смерти писателя. Над…

Сочинение на тему: Любовь и прощение в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

акие понятия, как прощение и любовь являются общечеловеческими понятиями. Они лежат в основе всех мировых религий. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита»…

Сочинение на тему: Образ Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Мефистофель

Сочинение на тему: Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Одним из качеств характера человека, которых стало не хватать в современном мире, это ответственность – ответственность за себя и свои поступки, ответственность…

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Читайте также:  Особенности булгаковской и чеховской характерологии: сочинение

Сочинение по произведениям М. А. Булгакова: сочинение

Собачье сердце анализ произведения

1. История создания. Повесть “Собачье сердце” впервые была прочитана М. А. Булгаковым на двух собраниях “Никитских субботников” в марте 1925 г.

У слушателей произведение вызвало большой восторг, однако они сошлись во мнении, что его публикация абсолютно невозможна.

Повесть понравилась многим известным литераторам. В частности, В. Вересаев назвал ее “чудесной вещью”. Цензурный приговор, однако, был неумолим.

Булгаков пробовал обратиться к члену Политбюро Л. Б. Каменеву. Прочитав произведение, последний назвал “Собачье сердце” “острым памфлетом на современность”, опубликовать который “ни в коем случае нельзя”.

Результатом безнадежной попытки стал обыск в квартире писателя и конфискация его рукописей. По некоторым свидетельствам, при жизни Булгакова “Собачье сердце” распространялось в самиздате.

Швондер образ и характеристика

Швондер образ и характеристика героя повести Булгакова

1. Общая характеристика. Швондер – второстепенный персонаж повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”.

Это председатель домкома в доме, где живет профессор Преображенский. Швондер – типичный человек новой власти. Свою глупость и невежество он скрывает за громкими революционными фразами.

Весьма показательно, что Шариков пользуется полным доверием и поддержкой председателя домкома.

2. Внешний вид и поведение. Швондер скромно одевается, обычно он носит кожаную тужурку. В глаза сразу же бросается “копна густейших вьющихся черных волос”. Держится председатель домкома всегда вызывающе. Он уверен в огромной значимости и общественной пользе всех своих действий.

Доктор Борменталь образ и характеристика

Доктор Борменталь образ и характеристика

1. Общая характеристика. Доктор Иван Арнольдович Борменталь – один из главных героев повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”.

Это молодой ученый, ближайший и преданный друг, коллега и ассистент профессора Преображенского.

В равной степени с наставником и учителем Борменталь негативно относится к крайностям советского режима. Он готов поддержать Филиппа Филипповича в любой ситуации.

2. Внешний облик и манера поведения. В лице Борменталя ярко выражены честность и искренность. Обычно его глаза “смелые и прямые”, но при подготовке Шарика к операции в них появляется фальшивое выражение.

Шариков образ и характеристика

Шариков образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Полиграф Полиграфович Шариков – один из главных персонажей повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”.

Это “человек, полученный при лабораторном опыте”, бывший бездомный пес Шарик. В фантастическом существе удивительным образом сочетаются “собачье сердце” и постепенно пробуждающееся сознание умершего преступника Клима Чугункина.

2. Значение имени и фамилии. Полиграф Полиграфович сам выбирает себе имя по совету домкома. В этом открыто выражается насмешка автора.

После революции широко распространилась практика давать детям необычные, “красивые” и звучные имена.

Профессор Преображенский образ и характеристика

Профессор Преображенский образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Профессор Филипп Филиппович Преображенский – одно из главных действующих лиц повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Прототипом персонажа является дядя писателя – врач-гинеколог Н. М. Покровский.

Профессор выглядит очень внушительно. Его глаза выражают спокойствие и непоколебимую уверенность в себе. На лице выделяются “пушистые усы” и “ястребиный нос”.

Филипп Филиппович преображается только в крайних случаях: во время операции его лицо становится страшным; в разговорах с Шариковым он может выйти из себя и побагроветь. Преображенский – типичный представитель дореволюционной интеллигенции, чудом выживший в годы Гражданской войны.

Собачье сердце сочинение

Собачье сердце сочинение по плану

2.Кто из героев выражает мнение автора

3.Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце

4.Сравнение фильма и повести

5.В чем смысл повести

Сочинение Мастер и Маргарита тема любви

Сочинение Мастер и Маргарита тема любви

3.Вмешательство черной силы

Произведение «Мастер и Маргарита» включает в себя широкий круг философских проблем. Не обошел писатель стороной и тему любви, которая напрямую отражена в названии романа. Любовь Мастера и Маргариты – одна из центральных нитей произведения, вокруг которой разворачиваются основные события.

Впервые читатель узнает о трагической любви в 13-й главе романа.

Сочинение «М. А. Булгаков и современность»

М. А. Булгаков – писатель необыкновенной, даже драматичной судьбы. Медик по образованию, выходец из семьи религиозного философа, он рано понял, что его подлинное призвание – это литература и театр. Оказавшись в отдаленном районе Киевской губернии в качестве земского врача, он пишет свои первые рассказы под впечатлением врачебной практики. В рассказах цикла «Записки юного врача» речь идет о первых шагах практикующего медика, о неизбежных трудностях и о том, что знания и честность всегда помогут выполнить долг.

Одним из первых в русской литературе М. А. Булгаков написал о «чуме двадцатого века» – о наркомании. Герой рассказа «Морфий» сам врач, переживший любовную драму. Чтобы забыться, он стал принимать морфий. Писатель с болью рисует профессиональную и человеческую деградацию своего героя, который в конце концов кончает жизнь самоубийством.

В начале двадцатых годов М. А. Булгаков приезжает в Москву с твердой уверенностью, что здесь состоится его писательская судьба. Он начинает работать репортером, пишет зарисовки о Москве, о ВДНХ, и уже тогда, в этот самый ранний период творчества, формируется его скептическое, даже саркастическое, отношение к новой советской действительности.

В середине 20-х годов появляются два программных сатирических произведения М. А. Булгакова, которые как нельзя более актуальны и сегодня. Это повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце», первая из которых была опубликована, но сразу и запрещена, а вторая увидела свет только в конце 80-х годов.

Профессор Персиков из повести «Роковые яйца» сфокусировал удивительный красный луч, под воздействием которого все жизненные процессы в организме проходят в несколько раз быстрее. Эксперименты еще не были завершены, но к профессору уже пришел представитель власти по фамилии Рокк с предписанием изъять аппарат для нужд народного хозяйства.

Рокк, музыкант по образованию, в течение жизни выполнял настолько далекие друг от друга и от профессии поручения партии (орошение засушливых земель, борьба с басмачеством и, наконец, восстановление поголовья кур), что это не может не производить на читателя комического впечатления, Действительно, в течение всех семидесяти лет советской власти партия посылала своих людей на различные участки, руководствуясь не профессиональными качествами, а исключительно преданностью партийному делу, так что сатира М. А. Булгакова, прозвучавшая в середине 20-х годов, была актуальна многие десятилетия.

Под руководством дилетанта Рокка могло родиться только полчище змей, которое и двинулось на столицу. Спасет страну от большевизма, который представляется писателю нашествием гадов, разве что чудо вроде августовского мороза…

В повести «Собачье сердце» другой профессор – Преображенский, желая установить функции гипофиза в организме, произвел гениальную операцию. Дворняжке Шарику был пересажен гипофиз погибшего в пьяной драке Клима Чугункина. Существо, порожденное в результате этой операции и взявшее «родовую» фамилию Шариков, очень быстро получает от новой власти все необходимое: жилплощадь в прекрасной квартире, работу с хорошим жалованьем. М. А. Булгаков увидел, что результатами революции прежде всего воспользовались люди ничтожные в интеллектуальном и моральном отношениях.

«К власти на долгие годы пришли шариковы» — вот булгаковская оценка революционных перемен. И с тех пор, как в конце 80-х годов увидела свет эта повесть, а затем был снят фильм, имя Шарикова стало нарицательным для обозначения партийной номенклатуры, которая в массе своей ни по интеллекту, ни по нравственным качествам не отличалась от булгаковского персонажа.

Главное дело всей жизни писателя – это, конечно, его гениальный роман «Мастер и Маргарита». Он не мог появиться в печати при жизни автора, но сбылись бессмертные слова о том, что «рукописи не горят». Благодаря усилиям многих людей, текст романа был восстановлен и напечатан, а совсем недавно вышло в свет и полное собрание сочинений писателя.

«Мастер и Маргарита» – произведение многоплановое, касающееся многих сторон как общественной, так и внутренней жизни человека. Но, наверное, важнее всего для нашего современника тот высокий нравственный ориентир, который связан с обликом Иешуа Га-Ноцри. Только теперь наше общество признало, что атеизм – вовсе не истина в последней инстанции. Недаром многие гениальные люди, в том числе и ученые-естественники были глубоко верующими. Самоуверенность атеиста высмеивается М. А. Булгаковым как тупое чувство. Человек, который не просто смертен, но слишком часто «внезапно смертен», не хозяин своей судьбы, и логичнее предположить высшие силы, управляющие мирозданием.

По свидетельству жены писателя, последними словами умирающего Булгакова были такие: «Чтобы знали…» Он имел в виду рукопись «Мастер и Маргарита». Сегодня книги М. А. Булгакова пришли в каждый дом. Они нужны людям как талантливое свидетельство Мастера о своей эпохе, как напутствие в жизни.

Сочинение по произведениям М. А. Булгакова: сочинение

Тема выбора в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман Н.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых ярких произведений. В нем переплелись настоящее время (время написания романа) и время прошедшее (время прихода сына Божьего на землю). В настоящем времени мы видим борьбу ума, образованности с ерундой, жадностью и неучтивостью. С самых первых страниц романа автор показывает, что дерзость должна быть наказана. Так, директор МАССОЛІТА Берлиоз заплатил жизнью за свое отношение к творцу всего человечества. Он, не зная о том, что спорит с самим дьяволом, высказывал свое пренебрежение высшими материями, не погружаясь в глубину проблемы.
В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков ярко изобразил нам так называемую тему выбора. Это прежде всего касается проблемы выбора Маргариты между «хорошей жизнью» с богатым и любящим мужем и настоящим счастьем с нищим и никому не нужным писателем – Мастером. Также мы видим проблему выбора Понтия Пилата между своим долгом и здравым смыслом, своим желанием. Понтий Пилат сделал свой выбор, но оказалось, что от него в данный момент совсем ничего не зависит. Прокуратор знал, что, объявляя смертный приговор Иешуа, делает ужасную ошибку, которую исправить будет невозможно. В его мозгу путаются мысли, он разрывается между работой и совестью.
Мастер и Маргарита встретились однажды на улице и сразу, с первого взгляда поняли, что они созданы друг для друга. С того времени между ними возникло чувство любви. До этого героиня жила в прекрасном доме со своим мужем, который ее любил и удовлетворял все желания, но, несмотря на все это, Маргарита не была счастливой в браке с ним. Женщина имела все, что желала, и деньги не приносили ей счастья. Все это она согласилась отдать ради того, чтобы быть вместе с Мастером, который жил в полуподвальном помещении и единственным занятием которого был роман, который он писал. Это был рассказ про Понтия Пилата, всевластного прокуратора. В своем произведении Мастер видел смысл жизни, а Маргарита его вдохновляла. Когда роман был завершен, просьба Мастера напечатать его произведение было отклонено. Начали появляться различные критические заметки и статьи в газетах. Мастер очень переживал по поводу этих статей, и так сильно, что решился даже сжечь главную работу своей жизни. После этого поступка Мастер совсем заблудился в собственных кошмарах и сам обратился за помощью в психиатрическую больницу.
Ради того, чтобы вернуть своего возлюбленного и отомстить обидчикам, Маргарита идет на компромисс с Воландом и его свитой. Она соглашается продать свою душу дьяволу, сделаться ведьмой и на некоторое время побыть королевой бала у Сатаны. Вместе с тем Маргарита не потеряла своей душевности и на вопрос Воланда о больше всего ее желание, спасает несчастную мученицу Фриду от угрызений совести, вместо того, чтобы вернуть себе Мастера. В конце ее самое большое желание осуществилось. Мастер и Маргарита остались навек вместе, и им было даровано спокойствие. Всех остальных, кто поддался искушениям дьявола, было наказано.
Безусловно, зло никогда не остается безнаказанным, а добро, как и должно быть, побеждает. «Настоящие», благородные люди сделали свой выбор, и он стал правильным, потому что действовали они не из собственных интересов, а на пользу окружающих, а также ради светлых чувств.

Читайте также:  «Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Многогранность человеческой натуры (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Роман «Мастер и Маргарита» был произведением, который принес Булга-кову мировую славу. Судьба писателя очень необычная. Появление в 1962-1967 годах нескольких весомых и до этого неизвестных произведений Булгакова, который был известен в России и Европе главным образом как автор пьес «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира», переместило его имя в ряд лучших русских писателей.
Он был художником, которого не признавали в течение жизни. Некоторые пьесы Булгакова запрещали ставить в театрах, его произведения не печатались. Автор хотел принести пользу своей стране, работая режиссером, но его не принимали на работу по специальности. В этом была его
трагедия.
Роман «Мастер и Маргарита» – крупнейшее произведение Булгакова, в котором отражена многогранность человеческой души, показаны суть человеческой натуры.
Герои романа проявляют себя по-раВНОму, в зависимости от обстоятельств. Чувства и окружения, которые определяют поступки, ярко показаны в романе на примере Пилата Понтийского и Иешуа Га-Ноцри. Мирный философ Иешуа был схвачен за свои проповеди, в которых упоминал имя императора и говорил: «. наступит время, когда не будет власти ни кесарево, никакой другой власти». Исповедуя доброту и справедливость, называя людей «добрыми», Иешуа Га-Ноцри предстает перед представителем римской власти в провинции Пилатом Понтийским.
Сначала Пилат относится к Иешуа равнодушно, как к обычному мятежника, который призывает народ разгромить храм: «. прокуратор поглядел на арестованного, . подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: «Повесить его». Равнодушие базируется на том, что надоела такая работа, что у него болит голова и ему легче было бы быстрее закончить с этим делом и пойти в темную комнату отдохнуть. Булгаков показывает, что Пилат – обычный человек, которому не нравится безсуттєвість его дела: «. какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Но в то же время Пилат является прокуратором, и он должен делать свое дело – карать или миловать. Здесь Пилат показан человеком, который уважает закон, свои обязанности, человеком, который не может, вернее, боится пойти против закона. Это и сыграло роль в утверждении Пилатом приговора, вынесенный Малым Синедрионом Иешуа. Булгаков показывает Га-Ноцри в романе личностью, которая выдвигала нестандартные, необычные идеи, заставила Пилата почувствовать еще что-то, кроме своей головной боли, почувствовать, что существует мир, которому хотел посвятить себя Иешуа. Римский прокуратор больше не хочет смерти Иешуа, пытается спасти его, дает ему возможность, которой Иешуа не воспользовался, так как это, то есть ложь, могло нарушить его принципы: «Слушай, Га-Ноцри,- заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозным, но глаза были турботні,- ты когда-нибудь говорил что-нибудь про великого кесаря? Ответь: говорил. Или не говорил?- Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это должно быть на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую вроде бы хотел внушить арестанту». Из последних сил пытается Пилат-человек спасти от смертной казни Иешуа. Но когда тот признается в речи вещей о кесаря, Пилат-прокуратор утверждает смертную казнь. Писатель хотел показать непримиримость двух противоположных сторон человека: Пилат как человек не хочет казни доброго философа, но согласно закону он не может допустить речей Иешуа о императора, которые могут всколыхнуть народ. До этого примішується и страх, что он может потерять место прокуратора. Но даже после того, как Пилат утвердил приговор, он пытается добиться освобождения Иешуа Малым Синедрионом, который в день великого праздника должен был помиловать одного из четырех осужденных к смертной казни. В сцене казни Булгаков описывает человечность героя. Когда Иешуа, привязанном к столбу, давали губку, смоченную водой, он, который очень хотел пить, услышав вопль одного из двух преступников, которых казнили вместе с Иешуа, «оторвался от губки и, стараясь, чтобы его голос звучал ласково и убедительно, хрипло поблагав палача: «Дай попить ему».
Человечность Иешуа показана в этом эпизоде не случайно. Автор подчеркивает этим, что даже перед смертью Иешуа остается верным своим идеям, которые проповедовал, что эти идеи вечны.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько тесно переплелись реальные и мистические сюжеты, что зачастую невозможно отличить одно от другого, провести четкие границы. В произведении есть автобиографические эпизоды: Мастер сжигает рукопись романа, чтобы потом восстановить по памяти, как и Булгаков, который сначала тоже уничтожил первый рукопись романа, а затем восстановил его.

Мастеру дарован покой (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков начал писать в 1928 году. Доведенный до 15-го раздела, в 1930-м году роман был уничтожен автором, а в 1932 году он был начат снова. В этом романе описывается жизнь людей 20-30-х годов XX ст. Параллельно с этим описанием автор рассказывает историю о Понтии Пилате и Иешуа.
Главным действующим лицом в романе является Мастер. Он историк по образованию; который, выиграв сто тысяч, «купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой и нанял ниже от застройщика в переулке близ Арбата. Труд в музее бросил и начал создавать роман о Понтии Пилате». Его другом была Маргарита. Она поддерживала, когда герой падал духом, заставляла продолжать писать роман. Произведение было закончено, пришло время, когда надо покинуть тайную забегаловку и выйти в жизнь». С «выходом в жизнь» закончилось спокойное существование Мастера.
Через некоторое время в газетах появились статьи, в которых авторы критиковали Мастера и его роман. Для писателя начались «совсем безрадостные дни». Статьи не прекращались. В них слышалось что-то фальшивое и неуверенное», вроде бы авторы этих статей говорили не то, что хотели сказать.
Вскоре Мастер начал пугаться темноты, у него началось психическое заболевание.
Таким образом, несколько людей смогли разрушить жизнь Мастера, его счастье, довести до того, что он попал в психіатрічної больницы. Сначала Мастер очень волновался. Он понял, что ничего не сможет изменить, отказался не только от своей фамилии, но вообще от всего в жизни.
За все страдания, перенесенные Мастером, за роман о Понтии Пилате, ему было даровано спокойствие.
Левий Матвей, придя к Воланда, сообщил: «Он прочитал сочинение Мастера и просит тебя, чтобы ты взял с собой автора и наградил .ее покоем». Но на вопрос Воланда о том, почему же они не хотят взять Мастера к себе, Левий Матвей ответил: «Он не заслужил света, он заслужил покой». «Кто-то отпускал на свободу Мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел без возврата. »
Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова – это произведение, не похожий на другие. В нем показана и высмеяна власть одних людей над другими. Эта власть возникла много веков назад и сохранилась до наших дней.

Ссылка на основную публикацию
×
×