««Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой»
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности “Разумное и нравственное всегда совпадают”, — считал П Н Толстой В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления
Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром” Профессор Персиков (“Роковые яйца”) погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности
В повести “Собачье сердце” (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку “Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу ” Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
Ситуация, описанная в “Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию “нового героя”. Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается “служить”, начав с истребления “врагов”. Булгаков пытается исследовать источник бюрократической “заразы”, акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными “официальными полномочиями”. Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: “Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.
«Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности “Разумное и нравственное всегда совпадают”, — считал П Н Толстой В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления
Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром” Профессор Персиков (“Роковые яйца”) погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности
В повести “Собачье сердце” (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедлив
Ситуация, описанная в “Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию “нового героя”. Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается “служить”, начав с истребления “врагов”. Булгаков пытается исследовать источник бюрократической “заразы”, акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными “официальными полномочиями”. Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: “Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.
«Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности “Разумное и нравственное всегда совпадают”, — считал П Н Толстой В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления
Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром” Профессор Персиков (“Роковые яйца”) погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности
В повести “Собачье сердце” (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку “Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу ” Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
Ситуация, описанная в “Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию “нового героя”. Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается “служить”, начав с истребления “врагов”. Булгаков пытается исследовать источник бюрократической “заразы”, акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными “официальными полномочиями”. Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: “Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.
Разумное и нравственное всегда совпадают». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы — М А Булгаков «Собачье сердце»)
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности «Разумное и нравственное всегда совпадают», — считал П Н Толстой В своих «дьявольских» произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения» подобных критериев, абсурдность их противопоставления
Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром» Профессор Персиков («Роковые яйца») погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности
В повести «Собачье сердце» (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку «Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу » Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
Ситуация, описанная в «Собачьем сердце», имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию «нового героя». Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается «служить», начав с истребления «врагов». Булгаков пытается исследовать источник бюрократической «заразы», акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными «официальными полномочиями». Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.
Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце» Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца. А. Пушкин Михаил Афанасьевич Булгаков — мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать. Читать далее.
Булгаков хронологічна таблиця Хронологічна таблиця Булгакова його життя і творчості наведена в цій статті. Булгаков хронологічна таблиця 3 (15) травня 1891 — Михайло Опанасович Булгаков народився в Києві. Батько Булгакова був доцентом Київської духовної академії. Михайло був старшим з її сімох дітей. 1901. Читать далее.
«Три неділі на одному тижні» Едгар По «Три неділі на одному тижні» (англ. Three Sundays in a Week) — сатиричне оповідання Едгара Аллана По, спочатку опубліковане під назвою «A Succession of Sundays» в журналі The Saturday Evening Post 27 листопада 1841. У центрі розповіді — умова, яку. Читать далее.
Толстой «Юність» головні герої «Юність» — третя і остання повість у псевдо-автобіографічній трилогії Льва Толстого, описує університетські роки життя головного героя і його однокурсників. Головні герої повісті «Юність» Толстого проживають насичене, цікаве життя. Толстой «Юність» головні герої Микола Іртеньєв — від його імені ведеться. Читать далее.
Олексій Толстой біографія Олексій Толстой біографія скорочено Олексій Миколайович Толстой (1883 — 1945) — російський письменник, поет. Народився 29 грудня 1882 (10 января 1883) в Ніколаєвську Саратовської області в сім’ї графа. Першу освіту здобув вдома. Потім після переїзду в Самару навчається в училищі. Читать далее.
Лев Толстой біографія скорочено Лев Толстой біографія скорочено українською мовою відкриє шлях російського письменника до популярності Лев Толстой коротка біографія Лев Толстой народився 9 вересня 1828 в Тульської губернії в дворянській сім’ї. У 1830 році, коли мати Толстого померла, двоюрідний брат батька взяв на. Читать далее.
Толстой «Дитинство» скорочено Толстой «Дитинство» скорчено Читати українською Ви можете за 12 хвилин. Толстой «Дитинство» скорочено Жанр : автобіографічна повість. Розповідь ведеться від імені Миколи Іртеньєва, дорослої людини, який згадує окремі події і глибокі переживання свого дитинства. Основна ідея — основа характеру закладається. Читать далее.
Лев Толстой хронологічна таблиця Лев Толстой — один з відомих класиків і мислителів, шанований як один з найвидатніших письменників світу. Хронологічна таблиця Льва Толстого наведена в цій статті. Хронологічна таблиця життя і творчості Толстого 28 серпня 1828 — Лев Миколайович Толстой народився в маєтку. Читать далее.
«Вафельне сердце» скорочено Марія Парр «Вафельне сердце» скорочено читати повесть Парр М. Ви можете за 5 хвилин «Вафельне сердце» короткий зміст У норвезькій бухті під дивною назвою Тріски-Матільди в невеликому селищі живе хлопчик, якого батьки назвали «великим» ім’ям Теобальд Родрік Даніельсен Уттергорд, але. Читать далее.
«Чорнильне сердце» скорочено «Чорнильне сердце» скорочено Ви можете прочитать за 5 хвилин. «Чорнильне сердце» короткий зміст (переказ) Чорнильне серце — перша книга з «чорнильної» трилогії Корнелії Функе. Мой, батько дванадцятирічної Меггі, володіє дивовижною здатністю: коли він читає вголос, герої книг оживають, причому в. Читать далее.
Сочинение на тему: «Художественный мир русской прозы» «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения», — эти слова принадлежат великому русскому писателю. Читать далее.
Творчество М. А. Булгакова Совсем недавно я познакомился с творчеством М. А. Булгакова. Это был очень образованный человек. Рос он в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на мед факультет. Стремление к искусству. Читать далее.
Цікаві факти з життя Булгакова Булгаков цікаві факти з життя ви можете прочитати в цій статті. Михайло Опанасович Булгаков (3 травня [15 травня] 1891, Київ — 10 березень 1940 Москва) — радянський письменник, драматург, театральний режисер і актор. Булгаков цікаві факти На Андріївському узвозі містилася. Читать далее.
Почему В. Г. Белинский назвал повесть «Шинель» «одним из глубочайших созданий Гоголя»? Почему В. Г. Белинский назвал повесть «Шинель» «одним из глубочайших созданий Гоголя»? Покажите в своих размышлениях, что в повести «Шинель» представлено не просто развитие темы «маленького человека» (его бедность, униженность), но и воплощено выражение великих гуманистических идей (осуждение ничтожества личности. Читать далее.
Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика) Раскольников и Свидригайлов — герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если. Читать далее.
«Майстер і Маргарита» жанр «Майстер і Маргарита» Булгаков жанр не можна визначити, оскільки твір багатограний. У романі поєднано історію, філософію, сатиру, що зумовило його поліфонію. У ньому є риси детектива, психологічного, філософського, історичного, любовного, авантюрного роману. «Майстер і Маргарита» жанр Роман «Майстер і Маргарита». Читать далее.
РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ» Герой поэмы «Мцыри» и его трагедия. Он вырос взаперти и неприспособлен к жизни на воле. Страстное желание увидеть родину. Структура поэмы. Роль пейзажа в поэме: пейзаж отражает душевное состояние героя, либо показывает необычайные картины природы. Романтические пейзажи, как правило, яркие. Читать далее.
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть «Максим. Читать далее.
В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова? В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — это тайна, в особенности русский человек. «Русские люди вообще широкие. Читать далее.
Автор и главный герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Кто главный герой романа «Евгений Онегин»? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу, конечно, Евгений — кто же еще? Даже Татьяна и Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем. Читать далее.
Нравственная проблематика повести «Собачье сердце»
НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
Проза М. А. Булгакова.
2. Основная часть.
2.1Повесть «Собачье сердце» — размышление над нравственной стороной жизни.
2.2 Сюжет произведения.
2.3 Образ профессора Преображенского.
2.4 Шариков — тип нового человека.
2.5 Швондер — представитель власти.
Социальный подтекст произведения.
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Жизненный и творческий путь Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из крупнейших русских писателей, совпал с трагическими событиями истории нашей страны начала ХХ века. В его творчестве особенно ярко отразились социальные и нравственные противоречия эпохи. Проза писателя, сочетавшая необычным образом черты сатиры и фантастики, передавала его мировосприятие в период всеобщего беспорядка и хаоса. М. А. Булгакова более всего волновали нравственные проблемы, особенно обострившиеся в этот период истории.
Повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году. Однако широкий круг российских читателей смог познакомиться с произведением только в 1987 году, когда повесть была опубликована в журнале «Знамя». В основе сюжета лежит
научный эксперимент талантливого профессора Преображенского, который путём хирургического вмешательства смог превратить собаку в человека. Новый человек, Шариков, быстро выходит из-под контроля профессора и начинает жить
своей жизнью. Шариков оказывается недалёким, грубым, жестоким созданием.
Профессор Преображенский — образ талантливого учёного и прекрасного человека. Он, несомненно, умён, образован, интеллигентен. Преображенский не только является светилом в своей области науки. Он культурный, тонко чувствующий искусство человек. Разносторонние интересы профессора не ограничиваются одной медициной. Он интересуется общественной жизнью своей страны, глубоко пере живая за её судьбу. Преображенский любит музыку, разбирается в ней, восхищается произведениями искусства. Он обладает гражданской смелостью, вступая в конфликт с представителями новой власти. В уста Преображенского Булгаков вкладывает свои мысли о советском строе и тех страшных событиях, которые происходят в России в эпоху революции. Однако этот прекрасный человек забыл о моральной стороне дела, когда взялся за эксперимент по созданию человека. Преображенский, не задумываясь, берёт на себя функцию творца, Бога, забыв, что человеку это не по силам. Трагедия профессора в том, что он не смог предвидеть последствия своих действий.
Произведение открывается монологом Шарикова — собаки, бездомной и несчастной. Читая эти строки, испытываешь сочувствие и жалость к бедному существу, обиженному людьми. Но, пересадив несчастному Шарику гипофиз рецидивиста и алкоголика Клима Чугункина, профессор оказал ему плохую
услугу. Превратившись в человека, Полиграф Полиграфович Шариков вызывает омерзение: «человек маленького роста … Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над чёрными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Первые слова Шарикова представляют собой грубые уличные выражения и ругательства. Он нагл, агрессивен, самоуверен. От человека Шариков взял худшие черты. Профессор Преображенский, увидев своё творение, сначала надеется перевоспитать Шарикова. Он пытается приучить его жить среди людей, обучить элементарным правилам поведения. Но всё напрасно. Клим Чугункии побеждает Преображенекого. Жизнь обитателей квартиры Преображенского превращается в кошмар. Шариков становится грозой не только профессора и его домочадцев, но и жителей всего дома. Наблюдая за ним, учёный понимает, к каким последствиям может привести деятельность Шарикова. С горечью профессор понимает свою ошибку и возвращает всё на свои места. Но в жизни подобные эксперименты не так легко исправить. Писатель предупреждает общество о том, что любые действия, от которых зависят судьбы людей, должны быть хорошо продуманны, а последствия предсказуемы. Размышления об ответственности за собственные поступки Булгаков переносит и на социальную почву. Перед его взором разворачивался великий социальный эксперимент, когда Советская власть пыталась создать новое общество пролетариев. Действуя жестокими методами, творцы революции, как и профессор Преображенский, не думали о последствиях. Швондер, представитель новой власти, не менее уродлив и неприятен, чем Шариков. Он так же глуп, недалек, бескультурен и одновременно злопамятен, жесток. Швондер считает, что он имеет право учить других и пытается воспитать из Шарикова истинного пролетария. Именно результат
деятельности Швондера ужасает профессора и вынуждает его прекратить страшный эксперимент. Булгаков не ограничивается мыслью об ответственности
учёного-создателя за свои поступки, об опасности экспериментов над природой. Несомненно, опасность представляют и социальные эксперименты, проводимые в России в ту эпоху. Революционные изменения, слишком быстрые и кардинальные, не принесут ничего хорошего, а породят такие уродливые явления жизни, как Шариков. Попытки создать новое общество, нового советского человека, действуя при этом непродуманными жестокими методами, обречены на неудачу.
“Разумное и нравственное всегда совпада-ют”. Л. Н. Толстой
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности “Разумное и нравственное всегда совпадают”, – считал П Н Толстой В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления Появление таких
произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении,
он должен нести ответственность за дела свои перед миром” Профессор Персиков погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности В повести “Собачье сердце” иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность: ” если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах – несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи. Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку “Вот, доктор, – обращается он к своему коллеге, – что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу “. Сюжет повести поучителен, экспериментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события. Ситуация, описанная в “Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека.
Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию “нового героя”. Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается “служить”, начав с истребления “врагов”. Булгаков пытается исследовать источник бюрократической “заразы”, акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными “официальными полномочиями”. Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов.
Мысль автора достаточно прозрачна – союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: “Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня.
Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства. Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности.
В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.