Мысль семейная в русской литературе: сочинение

«Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века.

Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Один из аспектов романа Толстого «Война и мир» — семейно—бытовой. В романе пересекаются сюжетные линии, связанные с историей нескольких семей. Семья у Толстого связана с главным, сущностными вопросами человеческого бытия. Несчастлива та семья, в которой дают трещину или рушатся её основы или если семейные отношения держатся на внешних условиях, формальных связях. Такой часто бывает светская семья (например, семья Курагиных).

Чем ближе люди к «естественным» началам жизни, тем глубже и прочнее у них внутрисемейные связи. Внутренняя жизнь семьи Ростовых – это «домашние сцены», милые детские эпизоды, поэзия и уют дома. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. В семье добрые и доверительные отношения. Единственным человеком, который живёт по иному принципу, является Вера Ростова.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни. На этих же основах строятся отношения и в семье Болконских.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» также присутствует «мысль семейная», вопрос взаимоотношения поколений. Главный герой – Евгений Базаров, человек, которому чуждо понятие семьи. Он отрицает все основы традиционного общества, опорой которой является именно семья. Базаров в глубине души любит своих родителей, но презирает их. Он мало обращает внимания на чувства, переживания своей матери и отца, которые боготворят сына, называют его не иначе, как «Енюшка». Но в их доме не принято показывать своих чувств. Даже отец не смеет при Базарове выказывать свою любовь, поэтому он пытается удержать и свою жену от всяческих «слабостей».

В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Другой, более «счастливый» пример взаимоотношения поколений показан на примере Николая Петровича Кирсанова. Он рано овдовел и воспитывал своего сына один. Николай Петрович обожает своего Аркадия, старается не вмешиваться в его дела, а понять «причуды молодых». Именно поэтому он не критикует Базарова так, как Павел Петрович, а старается уяснить его нигилистические позиции.

Много лет спустя после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую девушку Фенечку, от которой у него рождается еще один сын. Кирсанов вновь обретает всю полноту счастья и смысл жизни, который он видит в любви и детях.

Его сын Аркадий перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию счастья – семья, дети, хозяйство.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

«Мысль семейную» затрагивал в своих произведениях и М.Е. Салтыков-Щедрин. Его роман «Господа Головлевы» повествует об истории семьи провинциальных дворян. Автор пишет, что это не столько история семьи, сколько «история умертвий». И, действительно, на протяжении произведения семья Головлевых постоянно вымирает: сначала умирает старший сын Степка-балбес, затем средний – Павел. Вслед за ним уходит и глава семейства – мать Арина Петровна. И во всех смертях родственников «участвовал» младший брат, прозванный Иудушкой.

В своем романе писатель показывает вырождение провинциального дворянства в России, проявляющееся в распаде семьи, родственных отношений. Арина Петровна воспитывала своих детей как пасынков, жестоко обращаясь с ними, моря их голодом и суровым обращением. Один Иудушка, имея свои цели, всегда был сыт и доволен, потому что умел угодить маменьке. Герой задумывает захватить все богатство семьи в свои руки, постепенно сживает со свету всех родственников. К концу романа семья Головлевых почти исчезает. Только в конце своей «вымороченной» жизни к Иудушке приходит раскаяние, но поздно: он умирает по дороге на семейное кладбище.

Таким образом, «мысль семейная» – одна из ведущих тем отечественной литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны.

Мысль семейная в русской литературе

Разделы: Литература

Цель:

  • Образовательная доказать взаимосвязь произведений русской литературы, преемственность в раскрытии тем, умение проводить параллели, сопоставлять произведения разных писателей;
  • Воспитательная определить важность семейных уз, родственных отношений, понять роль семьи в развитии гармоничной личности.
  • Развивающая развитие исследовательских навыков, умение работать самостоятельно и в группе.

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, кластер, стикеры и маркеры, магниты.

Методические приёмы: слово учителя, исследовательская работа, аналитическая беседа, сочинение-рассуждение (подготовка к ЕГЭ), игра “Мои Ценности”

Ход урока

1. Вступление (учитель о семье)

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Еще в 19 веке Федор Достоевский сказал: “Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собой, одно из другого вытекают, тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи”. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, и, пытаясь понять его.

ЭПИГРАФ Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой: В.Распутин

Это слова современника, писателя нашего времени, нашего земляка Валентина Григорьевича Распутина. А как освещалась тема дома, семьи в русской литературе? Вспомним пьесу Ф. И. Фонвизина “Недоросль”, роман-эпопею Л. Н. Толстого “Война и мир”, роман Шолохова “Тихий Дон” – это и будет целью нашего урока: проследить мысль семейную в русской литературе и сформулировать семейные ценности, прописанные русскими писателями.

2. Запись темы. Откройте тетради, запишите тему и цель урока. Предлагаю вам записать слово “семья”. В течение урока рядом со словом должны появиться записи с семейными ценностями.

3. Проверка домашних заданий групп.

18 век Фонвизин комедия “Недоросль” (повесить на доску)

1 группа выступает представляет работу в виде иллюстраций комедии Фонвизина “Недоросль”, опираясь на образы матери и сына.

ВЫВОД: сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

19 век Л.Н.Толстой роман “Война и мир” (повесить на доску)

2 группа представляет свою работу над проблемой: Что же такое семья в понимании Льва Николаевича Толстого в бессмертном романе “Война и мир”?

Презентация исследования в форме кластера на доске.

ВЫВОД: Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители, которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

20 век М.Шолохов “Тихий Дон” (повесить на доску)

3 группа: исследовательская проблема: Что же такое семья в понимании Шолохова и что значит она для героев? (представление в форме презентации)

ВЫВОД: мы увидели семью в представлении Шолохова и те вечные ценности, которые необходимы для ее счастья. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, работа – вот то, что нужно человеку для полного счастья.

4. Итог. Подводя итоги нашим небольшим исследованиям, предлагаю ответить на следующие вопросы:

А) прослеживается ли преемственность в раскрытии семейной темы в произведениях русских писателей?

Б) какую роль играет семья в раскрытии личности героев? в литературе?

Действительно русские писатели изображают своих героев сквозь призму семейных отношений. Многие герои проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок. Они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. И, безусловно, каждый художник слова в своем произведении уделяет достаточно много внимания “мысли семейной”, так как считает, что прочная семья – основа государства, России.

5. Рефлексия.

На доске изображены 3 сундучка (большой, средний и маленький).

Представьте, что вы находитесь в сокровищнице. Но в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого.

Запишите на карточках по три семейные ценности, которые считаете должны быть в вашей будущей семье, и разложите их по сундучкам: от самого ценного, по вашему мнению, до вещей менее дорогих.

6. Домашнее задание. Раздать тексты. Написать сочинение-рассуждение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

Читайте также:  Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова: сочинение

Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе! Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (По Ф.Искандеру)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы “очаровательной красоты” (так говорила о них Катерина Ивановна).

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог! Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Читайте также:  Лисович: сочинение

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

«Мысль семейная» в русской литературе

Дружно… живите. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях. Его роман «Белая гвардия» рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектически рассуждает о деяниях рук человеческих: о войне и мире, о вражде человеческой и прекрасном единении — «семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса». Начало романа повествует о событиях, предшествующих описанным в романе.

В центре произведения семья Турбиных, оставшаяся без матери, хранительницы очага. Но эту традицию она передала своей дочери — Елене Тальберг. Молодые Турбины, оглушенные смертью матери, все же сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и братство. Именно поэтому их дом притягивает к себе близких друзей и знакомых.

К ним посылает сестра Тальберга своего сына, Лариосика, из Житомира. И вот интересно, нет самого Тальберга, мужа Елены, сбежавшего и бросившего жену в прифронтовом городе, но Турбины, Николка и Алексей, только рады, что очистился их дом от чуждого им человека. Не надо лгать и приспосабливаться. Теперь вокруг только родные и родственные души. Всех жаждущих и страждущих принимают в доме 13 по Алексеевскому спуску.

Сюда, как к спасительной пристани, прибывают Мышлаевский, Шервинский, Карась — друзья детства Алексея Турбина, сюда приняли и робко приставшего Лариосика — Лариона Суржанского. Елена, сестра Турбиных,- хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол. А дом этот не просто гостеприимный, но еще и очень уютный, в котором «мебель старого и красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле… бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, золоченые чашки, серебро, портьеры — все семь пышных комнат, воспитавшие молодых Турбиных…».

В одночасье может этот мир рассыпаться, так как на город наступает Петлюра, а потом и захватывает его, но нет в семье Турбиных злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора.

«Мысль семейная» в русской литературе

Другие сочинения по теме:

«Мысль семейная» в «Войне и мире» Л. Толстого Известны слова писателя, сказанные им по поводу главной идеи «Войны и мира» и «Анны Карениной»: «В «Войне и мире» я.

«Мысль семейная» и «мысль народная» 8 марта 1877 г. Софья Андреевна Толстая записала в своем дневнике слова Льва Николаевича: «…чтоб произведение было хорошо, надо любить.

«Мысль семейная» в романе «Обломов» Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на.

«Мысль семейная» в эпизоде «Приезд Николая Ростова в отпуск» Семейная тема — одна из ключевых тем в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». На мой взгляд, «мысль семейная».

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Семья… Значение этого слова знакомо каждому из нас. Каждый стремится к своему определенному идеалу. Многие писатели не раз обращались к.

Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон» М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если.

«Мысль семейная» в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской Роман «Война и мир» — одно из центральных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и.

«Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Тема дома и семьи уже поднималась на уроках литературы в 5-м классе при изучении народных и литературных сказок , повести.

Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе Необычно начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную память»… Кого хоронят. «Живаго». На противопоставлении живого и мертвого строится все.

«Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века Тема семьи в русской литературе — одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье.

Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx века Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из.

Образы героев войны в русской литературе В таком образе жизни Невероятно тяжело остаться в здравом уме, сохранить свое мышление, не позволить темной стороне завладеть твоим сердцем.

Историческая память в русской литературе Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия «На дыбе» и.

Тема любви в русской литературе …Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих… М. Булгаков Любовь — высокое.

Образ Петра первого в русской литературе То академик, то герой. То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. Пушкин Могучая, противоречивая.

Эволюция жанров военной прозы в русской литературе XX века Проза о войне заняла особое место в послевоенной литературе. Она стала не просто темой, а целым континентом, материком в литературе.

Город и Дом — центральные образы романа. Дом Турбинных Булгаков — писатель, который самые сложные и высокие философские вопросы мог освещать в своих произведениях ясно и просто. Его роман.

Возрождение героической поэмы в русской литературе ХХ века К середине десятилетия Русская поэзия осознает в себе уже достаточно силы не только для воспроизведения «биографических сведений» (Н. Асеев), но.

Борьба идей в русской литературе в 18 веке Постепенно в русском обществе того времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и определила всю общественную и.

Образ кавказского пленника в русской литературе Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения: поэму А. Пушкина «Кавказский пленник».

Мысль семейная в русской литературе

Мысль семейная в русской литературе (по роману Пастернака «Доктор Живаго»)

Семья — идеал, являющийся неотъемлемой частью любой культуры. Именно это подтверждает её вечность. В христианской культуре этот идеал занимает едва ли не центральное место, так как образ семьи — это образ любви, человеческого единства, а тюке веры — веры в жизнь.

В русской литературе образ семьи отобразился во многих произведениях писателей и ХIХ и ХХ века. В ХХ веке, с наступлением нового времени, этот образ рождается в великих произведениях М. Булгакова, Б. Пастернака и других. В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» образ семьи явился продолжением образа, созданного Л. Н. Толстым в разных произведениях, но прежде всего в романе «Война и мир».

«Мысль семейную» можно назвать одной из основных в романе Пастернака. Главный герой романа доктор Живаго проходит через время, которое можно назвать самым страшным временем новой эпохи. Семья — это самое ценное, что есть у человека в жизни. В романе это высказано тихими поэтическими образами, передающими всю полноту этой удивительной мысли и этого удивительного чувства. Эта мысль и это чувство очень близки и доктору Живаго, и самому Пастернаку, так как Пастернак, создавая образ доктора, вдохнул в него свою душу.

Читайте также:  Начало романа М. А. Булгакова Белая гвардия (анализ 1 главы первой части).: сочинение

Направляясь в неизвестность, расставшись с прошлым, доктор Живаго проснулся от чувства счастья, которое переполняло его. Чувством счастья было ощущение того, что семья — то единственное и самое ценное, что у него есть, — рядом с ним. Семья есть истинный мир, к которому стремится человек, в котором он живет, и этот мир живет в его душе, открывая красоту и добро человеческого бытия.

Живаго, осознающий ценность и красоту этого мира, вместе с Ларой, образ которой по-своему выражает его идеал, уезжает в Варыкино, укрывая этот святой мир от зла эпохи. В Варыкино не настает покоя, который, казалось бы, не соответствует реальности, но именно в этом великая сила семьи, которая преодолевает смятение и злой вихрь времени, утверждая любовь и добро. Именно любовь — начало семьи. Любовь матери и отца, любовь в семье зажигает в душе человека огонь, который горит в нем всю его жизнь, который в нем должен гореть, несмотря на холод,
который может окружить человека. Это семейное начало, любовь пронес в своей душе доктор Живаго.

Стремление к идеалу в противоборстве со временем сначала с Тоней, потом с Ларой и Мариной было стремлением к любви, к человеческому теплу семьи, к воплощению идеала. Образы матери Юрия Андреевича, Тони, Лары символизируют материнскую любовь в романе. Прнмечтельно, что роман начинается со сцены смерти матери Юрия Андреевича. Эта смерть обозначала и разрыв с прошлым, и начало новой эпохи для Юрия Андреевича. Эта смерть оставила его наедине со временем, но любовь матери, воспоминание о ней сохраняли святой образ семьи в его душе. Божественный образ семьи тем не менее имеет человеческий смысл. Это есть во всем. Это радость, которая у всех в сердцах на елке у Свентицких; это тепло, которое есть родной дом, и само ощущение тепла уже связывается с семьей; это тихий, мягкий свет, который увидел Живаго в окне,- это была свеча — символ души. Живая душа человека, которая хранит любовь, — это тоже семья. Не случайно Пастернак называет главного героя Живаго.

В простой жизни души, в жизни семьи видит автор романа смысл жизни. Это простой человеческий
смысл, несущий в себе идею творения. Стремление к идеалу тоже есть творение. Доктор Живаго, придя к идее, не останавливается, а продолжает творить, и силу ему лае: любовь. В Москве он в числе тех немногих, кто из истинно патриотических, но прежде всего гуманистических соображений остается работать в больнице. На войне, служа месяц, он творит добро. Уехав из Москвы в Юрятин, доктор Живаго работает в больнице. Но началом этого добра все же была семья. Стремление к теплу семьи, к любви и покою — это путь преодоления эпохи, времени, но и путь преодоления зла в себе самом. Судьба Стрельникова может служить трагическим примером. Стрельников, стремясь к добру и красоте, шел путем зла, он пошел вместе со временем, не разобравшись в его сущности.

Любовь и семья есть великий дар человеку, но человек должен его увидеть и суметь его принять. Вернувшись в Москву, доктор Живаго живет один, эпоха разрушила его жизнь, но Марина становится его новой, грустной жизнью, потому грустной, что раны не душе уже не заживут никогда. Семья — это вера в жизнь, которая есть вера в счастье и в самого человека. Вера дает силу человеку, борющемуся с миром войны, холода и злой мощи людей. В романе семья противопоставляется времени. Это противоборство двух на чал есть и в самом человеке, так как время врывается в человеческую душу. Время являет собой разрушение; оно разрушает дом доктора Живаго в Москве, заставляя переселиться в Юрятин.

Разрушению времени противостоит творение, любовь, скрытые в семье. Проявлением такого творения стали стихи доктора Живаго, написанные им в минуты покоя. Это подтверждает то, что гармония семьи несет в себе исток творчества. Одна удивительная сцена передает атмосферу мира семьи. Эта сцена в доме в Варыкине, когда после тихого, семейного вечера Юрий Андреевич садится за стол и пишет стихи.
«В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что
выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в ее историческом развитии». Эти слова раскрывают мысль о единстве божественного и семьи, которая озаряет душу человека светом, силой творения. Поэзия оказывается изменением света, который есть в семье и в человеке, хранящем в своей душе этот идеал.

Вообще весь роман «Доктор Живаго» соткан из поэтических образов, которые выражают то, что не в силах выразить логически высказанная мысль. Красота идеала, которую Пастернак видит в
семье, — спокойная, мудрая, тайная красота, — есть и в природе. Природа гармонична, поэтому она близка семье. Часто природа противопоставляется шуму времени и суете жизни, утратившей цель или основу. Единство людей в семье можно понимать как прообраз единства всех людей. Мысль о семье в романе «Доктор Живаго» — это утверждение красоты и добра, противоборствующих злу времени. Мысль семейная — это внутренний свет произведения и его сила. Это возможный внутренний свет и сила каждого!

Ответы по литературe для 11 класса. «Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века

ЕГЭ Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Один из аспектов романа Толстого «Война и мир» — семейно—бытовой. В романе пересекаются сюжетные линии, связанные с историей нескольких семей. Семья у Толстого связана с главным, сущностными вопросами человеческого бытия. Несчастлива та семья, в которой дают трещину или рушатся её основы или если семейные отношения держатся на внешних условиях, формальных связях. Такой часто бывает светская семья (например, семья Курагиных).

Чем ближе люди к «естественным» началам жизни, тем глубже и прочнее у них внутрисемейные связи. Внутренняя жизнь семьи Ростовых – это «домашние сцены», милые детские эпизоды, поэзия и уют дома. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. В семье добрые и доверительные отношения. Единственным человеком, который живёт по иному принципу, является Вера Ростова.

Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни. На этих же основах строятся отношения и в семье Болконских.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» также присутствует «мысль семейная», вопрос взаимоотношения поколений. Главный герой – Евгений Базаров, человек, которому чуждо понятие семьи. Он отрицает все основы традиционного общества, опорой которой является именно семья. Базаров в глубине души любит своих родителей, но презирает их. Он мало обращает внимания на чувства, переживания своей матери и отца, которые боготворят сына, называют его не иначе, как «Енюшка». Но в их доме не принято показывать своих чувств. Даже отец не смеет при Базарове выказывать свою любовь, поэтому он пытается удержать и свою жену от всяческих «слабостей».

В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Другой, более «счастливый» пример взаимоотношения поколений показан на примере Николая Петровича Кирсанова. Он рано овдовел и воспитывал своего сына один. Николай Петрович обожает своего Аркадия, старается не вмешиваться в его дела, а понять «причуды молодых». Именно поэтому он не критикует Базарова так, как Павел Петрович, а старается уяснить его нигилистические позиции.

Много лет спустя после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую девушку Фенечку, от которой у него рождается еще один сын. Кирсанов вновь обретает всю полноту счастья и смысл жизни, который он видит в любви и детях.

Его сын Аркадий перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию счастья – семья, дети, хозяйство.

«Мысль семейную» затрагивал в своих произведениях и М.Е. Салтыков-Щедрин. Его роман «Господа Головлевы» повествует об истории семьи провинциальных дворян. Автор пишет, что это не столько история семьи, сколько «история умертвий». И, действительно, на протяжении произведения семья Головлевых постоянно вымирает: сначала умирает старший сын Степка-балбес, затем средний – Павел. Вслед за ним уходит и глава семейства – мать Арина Петровна. И во всех смертях родственников «участвовал» младший брат, прозванный Иудушкой.

В своем романе писатель показывает вырождение провинциального дворянства в России, проявляющееся в распаде семьи, родственных отношений. Арина Петровна воспитывала своих детей как пасынков, жестоко обращаясь с ними, моря их голодом и суровым обращением. Один Иудушка, имея свои цели, всегда был сыт и доволен, потому что умел угодить маменьке. Герой задумывает захватить все богатство семьи в свои руки, постепенно сживает со свету всех родственников. К концу романа семья Головлевых почти исчезает. Только в конце своей «вымороченной» жизни к Иудушке приходит раскаяние, но поздно: он умирает по дороге на семейное кладбище.

Таким образом, «мысль семейная» – одна из ведущих тем отечественной литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны.

Ссылка на основную публикацию
×
×