Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

«Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита»»

1. Роман М. А. Булгакова — уникальное произведение русского реализма.
2. Сочетание реальности и фантастики в романе.
3. Нравственно-философский смысл романа.

М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» с 1928 года по 1938 год. Он считал это произведение самым важным в своем творчестве. Роман подводил итог развитию условной, гротескной повествовательной линии в русского реализма. Булгакову удалось соотнести трагических героев с целостным обликом сатирической круговерти жизни, вовлечь в реалистический роман фантастику. Это не является противоречием принципам реалистической эстетики, чем-то новым. Новыми становятся лишь цели, к которым обращается Булгаков, совмещая реальное и фантастическое. Для русской литературы было трудной задачей — создать в романе целостный сатирический облик. Писатель пришел к разрешению этой задачи, используя возможности различных прозаических форм.

Жанровая уникальность «Мастера и Маргариты» не позволяет однозначно определить булгаковский роман. Это очень хорошо подметил американский литературовед М. Б. Крепе в своей книге «Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго» (1984): «Роман Булгакова для русской литературы, действительно, в высшей степени, новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со старой стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так. Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф — на скрупулезную историческую достоверность, теософия — на демонизм, романтика — на клоунаду».

Такое смелое и оригинальное соединение фантастического и реального, трагического и комического в одном произведении ставит роман М. А. Булгакова в ряд уникальных явлений мировой культуры, имеющих вечное, неприходящее художественное значение.

Роман М. А. Булгакова не похож на исторический, в нем нет изображения связи эпох и культур по законам причинно-следственным. Эпохи соединяются иным способом. Прошлое и настоящее не просто сосуществовали в «Мастере и Маргарите», но представляли собой единое бытие, бесконечно длящееся событие какого-то не исторического, а нереального действия. Уже в первых главах романа Булгаков без всякого насилия над нашим воображением сводит рядом высокое и низкое, временное и вечное.

Первая глава дает ключ для понимания художественного метода Булгакова, для понимания своеобразия его реализма. «Я — мистический писатель», — говорил он, называя своим учителем Н. В. Гоголя.

В. В. Лакшин заметил, что «Булгаков обнаруживает подлинные чудеса и мистику там, где их мало кто видит — в обыденщине, которая порой выделывает шутки постраннее выходок Коровьева. Это и есть основной способ, основной рычаг булгако-вской сатиры, фантастической по своей форме, как сатира Щедрина, но оттого не менее реальной в своем содержании. ».

Одним из основополагающих художественных принципов романа становится столкновение социальной и бытовой реальности Москвы 30-х годов с шайкой Воланда, способной органично включиться в эту реальность и взорвать ее изнутри. Столкновение бытового с фантастическим формирует эстетически значимое противоречие. Таким образом, Булгаков создает новое эстетическое качество реализма: он обращается к мистике, противопоставляя ее скверной действительности. Он высмеивает самодовольную крикливость рассудка, уверенного в том, что он создаст точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений и гармонию в душе самого человека. Когда Воланд размышляет о кирпиче, который никогда и никому просто так на голову не свалится, он отвергает не просто наивную философию слепого случая. Он утверждает тотальную причинно-следственную связь между событиями и явлениями, то есть ту связь, которая утверждалась классическим реализмом. Когда он размышляет о том, кто управляет всем распорядком на земле и отказывает в этом праве человеку, он отвергает самоуверенность советских исторических концепций и утверждает предопределенность. Булгаков устами своего странного героя формулирует свои эстетические принципы. Следование нравственному закону или отступление от него прямо предопределяет в романе судьбы героев. Атеизм Берлиоза влечет немедленную смерть и лишает его надежды на бессмертие. Но такую судьбу он предопределил себе сам, Воланд лишь дает ему возможность получить по своей вере. На балу у сатаны — получает свое и барон Май-гель, политический доносчик и осведомитель, чью кровь пьет Воланд из черепа Берлиоза. Воланд предстает не только и не столько как судья героев, но лишь как персонаж, воплощающий силу, способную на немедленную реализацию причинно-следственных связей между поступками героев, обнаруживающих их способность или неспособность следовать нравственному закону, и тему, как в прямой зависимости от этого складывается их судьба.

Ставя своих героев перед лицом Вечности, Булгаков утверждает незыблемость нравственных ценностей. Переплетение фантастического и реального создает в романе глубокий пласт философских рассуждений. У Булгакова перераспределяется соотношение Света и Тьмы на земле, в частности в России. Две главные силы добра и зла воплощаются в романе в образах Иешуа Га-Ноцри и Воланда. Нигде в романе не говорится о каком-либо равновесии добра и зла, света и тьмы. «Покой» Мастеру дает Воланд, Л евий приносит на то согласие силы, излучающей свет. Принципиальный спор с Воландом — отражение нескончаемой борьбы за право светить или покрывать мраком «грустную» землю.

Во всем романе настоящей творческой личностью является Мастер, с его бесконечными поисками и страданиями. Он пишет произведение всей своей жизни, не жалея времени, не щадя себя, по зову сердца. Он никогда не вращался в кругу литераторов. И первое же столкновение с ними приносит ему гибель: тоталитарное общество раздавило его морально. Ведь он был писатель, а не сочинитель «на заказ». Кампания по травле Мастера разрушает его личное счастье, заставляет его уйти в клинику Стравинского. Булгаков утверждает, что все великие произведения перемещаются в вечность и настоящее признание подлинному художнику будет дано за пределами человеческой жизни, что и показывает нам финал романа.

Подобно своему герою, создавшему никому не нужный роман о Понтии Пилате, М. А. Булгаков оставил нам свою последнюю книгу, роман-завещание. Булгаков писал его как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным документом той эпохи.

По справедливому замечанию Ф. А. Искандера, «Мастер и Маргарита» — это «плод отчаяния и выход из отчаяния сильного человека. Это философский итог жизни и это духовное возмездие бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности. Здесь каждый навеки пригвожден к своему месту. Поражает благородная возвышенность требований к художнику, то есть к самому себе. Вероятно, так и должно быть»

Фантастический реализм в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Роман М. А. Булгакова — уникальное произведение русского реализма. 2. Сочетание реальности и фантастики в романе. 3. Нравственно-философский смысл романа. М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» с 1928 года по 1938 год. Он считал это произведение самым важным в своем творчестве.

Роман подводил итог развитию условной, гротескной повествовательной линии в русского реализма. Булгакову удалось соотнести трагических героев с целостным обликом сатирической круговерти жизни, вовлечь в реалистический роман фантастику. Это не

Для русской литературы было трудной задачей — создать в романе целостный сатирический облик. Писатель пришел к разрешению этой задачи, используя возможности различных прозаических форм. Жанровая уникальность «Мастера и Маргариты» не позволяет однозначно определить булгаковский роман. Это очень хорошо подметил американский литературовед М. Б. Крепе в своей книге «Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита»

Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф — на скрупулезную историческую достоверность, теософия — на демонизм, романтика — на клоунаду». Такое смелое и оригинальное соединение фантастического и реального, трагического и комического в одном произведении ставит роман М. А. Булгакова в ряд уникальных явлений мировой культуры, имеющих вечное, неприходящее художественное значение. Роман М. А. Булгакова не похож на исторический, в нем нет изображения связи эпох и культур по законам причинно-следственным. Эпохи соединяются иным способом.

Читайте также:  От чьего лица ведётся повествование в повести Собачье Сердце: сочинение

Прошлое и настоящее не просто сосуществовали в «Мастере и Маргарите», но представляли собой единое бытие, бесконечно длящееся событие какого-то не исторического, а нереального действия. Уже в первых главах романа Булгаков без всякого насилия над нашим воображением сводит рядом высокое и низкое, временное и вечное. Первая глава дает ключ для понимания художественного метода Булгакова, для понимания своеобразия его реализма. «Я — мистический писатель», — говорил он, называя своим учителем Н. В. Гоголя. В. В. Лакшин заметил, что «Булгаков обнаруживает подлинные чудеса и мистику там, где их мало кто видит — в обыденщине, которая порой выделывает шутки постраннее выходок Коровьева. Это и есть основной способ, основной рычаг булгако-вской сатиры, фантастической по своей форме, как сатира Щедрина, но оттого не менее реальной в своем содержании…».

Одним из основополагающих художественных принципов романа становится столкновение социальной и бытовой реальности Москвы 30-х годов с шайкой Воланда, способной органично включиться в эту реальность и взорвать ее изнутри. Столкновение бытового с фантастическим формирует эстетически значимое противоречие. Таким образом, Булгаков создает новое эстетическое качество реализма: он обращается к мистике, противопоставляя ее скверной действительности. Он высмеивает самодовольную крикливость рассудка, уверенного в том, что он создаст точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений и гармонию в душе самого человека. Когда Воланд размышляет о кирпиче, который никогда и никому просто так на голову не свалится, он отвергает не просто наивную философию слепого случая.

Он утверждает тотальную причинно-следственную связь между событиями и явлениями, то есть ту связь, которая утверждалась классическим реализмом. Когда он размышляет о том, кто управляет всем распорядком на земле и отказывает в этом праве человеку, он отвергает самоуверенность советских исторических концепций и утверждает предопределенность. Булгаков устами своего странного героя формулирует свои эстетические принципы.

Следование нравственному закону или отступление от него прямо предопределяет в романе судьбы героев. Атеизм Берлиоза влечет немедленную смерть и лишает его надежды на бессмертие. Но такую судьбу он предопределил себе сам, Воланд лишь дает ему возможность получить по своей вере.

На балу у сатаны — получает свое и барон Май-гель, политический доносчик и осведомитель, чью кровь пьет Воланд из черепа Берлиоза. Воланд предстает не только и не столько как судья героев, но лишь как персонаж, воплощающий силу, способную на немедленную реализацию причинно-следственных связей между поступками героев, обнаруживающих их способность или неспособность следовать нравственному закону, и тему, как в прямой зависимости от этого складывается их судьба. Ставя своих героев перед лицом Вечности, Булгаков утверждает незыблемость нравственных ценностей. Переплетение фантастического и реального создает в романе глубокий пласт философских рассуждений. У Булгакова перераспределяется соотношение Света и Тьмы на земле, в частности в России.

Две главные силы добра и зла воплощаются в романе в образах Иешуа Га-Ноцри и Воланда. Нигде в романе не говорится о каком-либо равновесии добра и зла, света и тьмы. «Покой» Мастеру дает Воланд, Л евий приносит на то согласие силы, излучающей свет. Принципиальный спор с Воландом — отражение нескончаемой борьбы за право светить или покрывать мраком «грустную» землю.

Во всем романе настоящей творческой личностью является Мастер, с его бесконечными поисками и страданиями. Он пишет произведение всей своей жизни, не жалея времени, не щадя себя, по зову сердца. Он никогда не вращался в кругу литераторов. И первое же столкновение с ними приносит ему гибель: тоталитарное общество раздавило его морально. Ведь он был писатель, а не сочинитель «на заказ».

Кампания по травле Мастера разрушает его личное счастье, заставляет его уйти в клинику Стравинского. Булгаков утверждает, что все великие произведения перемещаются в вечность и настоящее признание подлинному художнику будет дано за пределами человеческой жизни, что и показывает нам финал романа. Подобно своему герою, создавшему никому не нужный роман о Понтии Пилате, М. А. Булгаков оставил нам свою последнюю книгу, роман-завещание. Булгаков писал его как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным документом той эпохи. По справедливому замечанию Ф. А. Искандера, «Мастер и Маргарита» — это «плод отчаяния и выход из отчаяния сильного человека.

Это философский итог жизни и это духовное возмездие бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности… Здесь каждый навеки пригвожден к своему месту. Поражает благородная возвышенность требований к художнику, то есть к самому себе.

Вероятно, так и должно быть».

Дайджест:

Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»? по роману Мастер и Маргарита В «Мастере и Маргарите» М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные. .

На тему: Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита», бесспорно, является одним из лучших творений М. А. Булгакова — гениального писателя и. .

Трагедия писателя в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Принято считать, что культовое произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» — это его лучший роман, подводящий итог под творчеством писателя. Одна из основных проблем, поднятых автором в романе — это трагедия. .

Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. .

Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема добра и зла волновала многих замечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в романе «Преступление и наказание» о том, что мы перестаем видеть грань между хорошим. .

В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения? В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»? а. Гоголь б. Достоевский в. Гофман г. .

Художественное мастерство Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» Рукописи не горят! М. Булгаков С необыкновенным интересом читается роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По-моему, это гениальное произведение. Сначала меня поразило то, что писатель создавал его в течение двенадцати. .

План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным. .

На тему: История любви Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» История любви Мастера и Маргариты Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был по-своему уникален. Ему не было, и нет равных, поэтому это произведение до сих пор продолжает поражать читателей и. .

Борьба добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» — Так кто ж ты, наконец? Я — часть той силы, что вечно хочет зла И вечно совершает благо. Гете Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока живы. .

На тему: Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в том, что он жил и творил в стране, где творец, непризнанный при жизни, не. .

Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»&;;;;;#039 Роман «Мастер и Маргаита»- один из последних романов М. А Булгакова. Он явился итогом жизни самого автора, чья судьба была похожа на судьбу его героя. В своем произведении Булгаков органично. .

Планы сочинений по теме: О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что вы знаете об истории создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? За написание романа автор взялся в 1928 году, когда переживал сложный период, связанный со всесторонними нападками на его. .

Мастер и его ученик в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»- нравственно-философский сатирический роман М. А. Булгакова о смысле жизни, творчестве и нравственных ценностях, о борьбе доброго и злого начала в людях, о человеческой смертности и бессмертии и. .

Приемы создания портрета героя в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Булгакова нельзя назвать писателем-фантастом, как, например, братьев Стругацких. Но повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», безусловно, будут отнесены к области научной фантастики; роман «Мастер и Маргарита» — роман притчевый, философский. .

На тему: Любовь и судьба мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Любовь и судьба мастера Роман «Мастер и Маргарита» по праву считается вершиной творчества М. А. Булгакова. Это произведение уникально хотя бы потому, что пока ни один критик до конца не. .

На тему: Художественное мастерство Булгакова в романе Мастер и Маргарита, Булгаков ­Художественное мастерство Булгакова Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков начал писать в конце 1920-х годов и продолжал работать над ним до конца своей жизни. В сюжете произведения переплетаются два мира: древний. .

Сатирические мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» — сложное и многоплановое произведение. Прежде чем начать рассуждения по теме, хочу отметить, что критика неоднократно отмечала «избыточную субъективность» булгаковского взгляда на современную ему действительность, что сказалось. .

Временные пространства в романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и знал, что жизнь одно и после смерти нет ничего. Родители. .

Проблема поиска истины в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова М. А Без истории трудно жить. А. Платонов Есть писатели, в мир книг которых входишь легко, «без приглашения». Среди таких художников слова можно выделить Пушкина, Есенина, Тургенева. А есть такие, чьи книги. .

Роль фантастики в романе «Мастер и Маргарита» Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что. .

Судьба писателя и его творения в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. Многоплановость произведения. 2. Евангельские мотивы. 3. Неразрывность добра и зла. 4. Общечеловеческие ценности романа. Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? М. А. Булгаков М. А. .

Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру, утверждением. .

Как решается в романе М. Булгакова «Мастер и Маргари­та» проблема воздаяния за добро и зло? В чем состоит художественное своеобразие романа М. Булга­кова «Белая гвардия»? Художественное своеобразие романа «Белая гвардия» состоит в сочетании исторического и автобиографического начал, семей­ного романа и исторической хроники; сочетании разных планов. .

Личность и толпа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков показывает противостояние неординарной личности и недалекой толпы. Взаимоотношения безликой толпы и настоящего героя волновали писателей всех времен. В роли яркой личности выступает Мастер. .

Образ Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. Булгаковский образ Воланда и его место в литературе. 2. Жизнь Москвы 30-х годов, обыватели в романе. 3. Идейно-художественная роль сил зла в романе «Мастер и Маргарита». Он едва самого. .

Понтий Пилат в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. Пилат в разных литературных источниках. 2. Образ Пилата в романе Булгакова. 3. Наказание и прощение прокуратора. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын. .

Как в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»? Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и. .

Сюжетное построение романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Талант художника был у Булгакова от бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20. .

Сатирическое изображение советских обывателей и функционеров Москвы 30-х годов ХХ ст. в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Цель: помочь ученикам осознать мастерство писателя в художественно-психологическом осмыслении современной ему действительности; развивать навыки анализа художественного произведения, его образов и явлений, сопоставление с современностью, высказывание своих мыслей; воспитывать стремление к. .

На тему: Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В книге «Мастер и Маргарита» автор гениально обрисовал тему Добра и Зла. Обе темы развиваются параллельно как в. .

На тему: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема добра и зла волновала умы писателей во все времена. Не обошла она и гениального литератора XX века Михаила. .

Мои впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» Прочитав всемирно известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до. .

Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одним из ярчайший произведений. В нем переплелись время настоящее и время прошлое. В настоящем времени. .

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда Эпиграф М. Булгакова ко всему роману «Мастер и Маргарита» из «Фауста» Гете однозначно характеризует персонаж Воланда: «… так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно. .

САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» План. I. Сущность приема «романа в романе», значение его для понимания образов. II. Отражение в образах Понтия и Иешуа «вечных» проблем и проблем современных автору. 1. Ответственность человека за все. .

Образ времени в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Михаила Булгакова настолько своеобразен, что к нему можно обращаться снова и снова. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола, лиризм и высокий реализм. .

Описание образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Борьба добра и зла — центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении дни далекого прошлого очень тесно связаны с днями тогдашней Москвы. Проявления сил зла в. .

Традиции русской литературы в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. .

Читайте также:  Все, кружась, исчезает во мгле: сочинение

Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к тем произведением, место действия в которых можно по праву назвать «действующим лицом». Булгаковская Москва — это не просто улицы и переулки. .

Фантастика в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Роман «Мастер и Маргарита» прекрасно вписывается в ряд блестящих сатирических произведений, разоблачающих бюрократизм, мещанство, убогий уровень культуры граждан «первого в мире социалистического государства». В этом ряду и рассказы М.М.Зощенко, и пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня», и бессмертная дилогия И.Ильфа и Е.Петрова о жизни и удивительных приключениях великого комбинатора Остапа Бендера. Бытовые главы романа Булгакова стоят где-то рядом с перечисленными произведениями.

Высокий бытийный тон роману задают главы о Иешуа и Понтии Пилате, где ведётся спор о вечном: жизни и смерти, верности и предательстве, чести и трусости. Такой герой как мастер тоже во многом способствует высоте заданного автором тона. Мастер – интеллигент, человек не только высокообразованный, но, главное, внутренне абсолютно свободный. Годы и десятилетия советской пропаганды прошли мимо него, не затронув высокого строя его души, не разучив самостоятельно мыслить и выбирать свой путь в жизни. Писатель не раз в своих письмах и статьях подчёркивал, что считает характерным для своего творчества упорное изображение интеллигентов как лучших людей. Поэтому мастер – любимый герой Булгакова.

Сатирику нелегко жилось в Советском Союзе, да если ещё его любимые герои интеллигенты, ни за что не желающие подстраиваться под пролетариат. Такому сатирику и выжить-то в тридцатые годы прошлого века было, казалось бы, невозможно, а не то чтобы опубликовать свои произведения. И в эти трагические годы на помощь Булгакову приходит фантастика, сначала научная, как в «Собачьем сердце» или «Роковых яйцах», а потом уж и просто какая-то дьяволиада.

События, происходящие в романе «Мастер и Маргарита», часто фантастичны настолько, что мы отказываемся в них верить. Но приглядевшись внимательно, начинаем понимать, что проделки Коровьева и Бегемота вовсе не бессмысленны, они являются лишь продолжением, доведением до гротеска нелепостей окружающей жизни.

Множество чудес и феноменов обнаруживает пристальный взгляд художника в обстановке репрессий тридцатых годов. Примером тому может служить «нехорошая квартира» № 50, из которой один за другим пропадают жильцы. Так что фантастическое перенесение Стёпы Лиходеева в Ялту не столь уж фантастично, это наказание за многочисленные неприглядные его поступки. Вот в чём обвиняют директора Варьете всезнающие Коровьев и Бегемот: «Они, они! – козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Стёпе, – вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! – Машину зря гоняют казённую! – наябедничал и кот, жуя гриб».1

Призванием сатаны всегда было совращение людей с пути истинного, он должен сеять вокруг себя зло и разрушение. Однако булгаковская нечистая сила почему-то не вызывает у нас неприязни. Что касается Воланда, то этого спокойного, исполненного достоинства мудреца просто невозможно не уважать. Особенно после прочтения главы «Чёрная магия и её разоблачение».

Целый каскад фантастических трюков, проделанных Коровьевым и Бегемотом, нужен был лишь для того, чтобы Воланд понял, изменились ли москвичи «внутренне», то есть действительно ли в первом в мире социалистическом государстве создан и новый тип личности. Уже после первых трюков Воланд делает свои выводы. И выводы эти очень неутешительны: «Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»2. В сердца легкомысленных и алчных людей милосердие лишь «стучится», да и то «иногда».

Дальнейшее представление в Варьете только подтверждает эти горестные размышления Воланда. Трюк с появившимся из ниоткуда парижским модным магазином показывает нам, насколько падки москвичи на материальные блага, как любят они то, что достаётся бесплатно. Когда многие зрительницы уже сказочно преобразились, обменяв свои платья на вечерние парижские туалеты, Фагот объявил, что через минуту магазин закрывается. Тогда-то и проявилась во всей полноте алчность зрителей: «Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, – шёлковым, в громадных букетах халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».3 Ослеплённая жадностью дама даже не подумала, что обмен костюма на халат – сделка не очень выгодная.

Фантастические события в Варьете, а именно денежный дождь, посыпавшийся на зрителей, имели множество последствий. Червонцы, как мы знаем, превратились в этикетки от минеральной воды, а буфетчик Андрей Фокич Соков отправился к иностранному артисту искать правду. Правду он и услышал от Воланда, которого очень возмутили безобразия, творящиеся в буфете: «Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Драгоценный мой! Брынза не бывает зелёного цвета, это вас кто-то обманул. Ей подобает быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои! Я своими глазами видел, как какая-то неопрятная девушка подливала из ведра в ваш громадный самовар сырую воду, а чай между тем продолжали разливать. Нет, милейший, так невозможно!»4

Наделённые необычайной способностью знать прошлое и будущее, слуги Воланда предсказывают скорую смерть буфетчика. Значит, огромные деньги, накопленные Андреем Фокичем (двести сорок тысяч рублей и двести золотых десяток), ему не пригодятся. Для чего же этот человек десятилетиями обманывал, обсчитывал, обвешивал? На что он потратил свою жизнь? Писатель не задаёт этих вопросов, но читатель уже задумался. Его заставили задуматься над обычными, привычными явлениями жизни необычные, фантастические герои Булгакова.

В главе «Полёт» фантастика помогает писателю показать то, о чём он не может сказать прямо. И видим мы это глазами Маргариты. Волшебный крем Азазелло наделил её не только чудной красотой, но и необычным качеством: она стала невидимой. Половая щётка понесла Маргариту-ведьму по воздуху, и мы вместе с героиней увидели роскошную громаду Дома Драматурга и Литератора.
В этом доме жил тот самый критик Латунский, которого Маргарита считала главным виновником всех несчастий мастера. Вместе с Латунским в роскошных квартирах проживали более восьмидесяти членов МАССОЛИТа, и, скорее всего, большинство из них, подобно Латунскому, за почёт и материальные блага заплатили предательством или клеветой. Огромная квартира критика хорошо обставлена, Булгаков обращает наше внимание на рояль, зеркальный шкаф, пышно взбитую двуспальную кровать. У жильцов Дома Драмлита есть домработницы, в подъезде дежурит швейцар в фуражке с золотым галуном, фасад их дома выложен чёрным мрамором. Невольно вспоминается квартирка Мастера, которой он так гордился: «Совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой, маленькие оконца над самым тротуарчиком». В этой убогой квартирке мастер писал свой роман о вечном: о добре и зле, о чести и предательстве, о власти и праве интеллигенции поправлять и учить власть имущих. А Латунский в своём просторном кабинете сочинял гнусную клевету на роман мастера, которого он, скорее всего, и не читал.

Воланд, подобно героям сказок, обладает волшебными вещами. Удивительный глобус, так поразивший Маргариту, показывает, как жесток и безжалостен, полон горя и страданий наш мир. «Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик земли расширился, многокрасочно расписался и превратился как бы в рельефную карту. А затем она увидела и ленточку реки, и какое-то селение возле неё. Домик, который был размером в горошину, разросся и стал как спичечная коробка. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом чёрного дыма, а стенки рухнули, так что от двухэтажной коробочки ничего не осталось, кроме кучечки, от которой валил чёрный дым. Ещё приблизив свой глаз, Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле неё в луже крови разметавшего руки маленького ребёнка».5

Город, в который попали необычные герои Булгакова, наполнен несправедливостью, завистью, злобой. Все эти пороки люди приобрели сами, без помощи сатаны. Напротив, кажется, что его самого поражают человеческие пороки и он не упускает возможности каким-то образом воззвать к людской совести. Убедившись, что москвичи нисколько не превосходят в нравственном плане тех людей, которых он наблюдал тысячелетиями, Воланд больше не интересуется ни Москвой, ни её жителями. Зато неразлучные Коровьев и Бегемот последний день своего пребывания в столице тратят на то, что в буквальном смысле выжигают огнём всё низкое, подлое, что им встречается.

Первой очищению огнём подвергается «нехорошая квартира» № 50 дома 302-бис по Садовой улице. Даже экстравагантное поведение кота Бегемота, пьющего керосин, прыгающего по люстрам и карнизам, не может отвлечь нас от суровой реальности: привычно спланированной и беспощадной операции, которую проводит НКВД. Нечистой силе у Булгакова не присуща жестокость, поэтому стрельба, поднявшаяся в квартире, не принесла никому никакого вреда. Начавшийся следом пожар тоже не причинил серьёзного вреда нападавшим. Вся месть нечистой силы заключалась в том, что в квартире № 50 невероятным образом появился труп осведомителя НКВД барона Майгеля, который сумел проникнуть на бал сатаны и был там убит.

Следующим местом, которое подвергается очищению огнём, является валютный магазин. В главе «Последние похождения Коровьева и Бегемота» совсем мало фантастического, разве только необычайная способность Бегемота поедать шоколадки вместе с фольгой и целиком глотать селёдку. Эта глава сатирическая, основным средством художественной изобразительности здесь является ирония, от которой особенно достаётся «иностранцу» в сиреневом пальто и рыжих лайковых перчатках. Этот «иностранец», скорее всего, является высокопоставленным партийным функционером или крупным государственным чиновником. В «первом в мире государстве рабочих и крестьян» только такие люди могли позволить себе покупать лососину в валютном магазине. Когда покупатели, послушав «политически вредную» речь Фагота, обращают свой гнев не этого гражданина, совершается чудо: «Сиреневый, провалившись в кадку, на чистом русском языке, без признаков какого-либо акцента, вскричал: – Убивают! Милиция! Меня бандиты убивают! – очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком».6

Этот магазин для избранных, куда даже не хотели пускать бедно одетых Бегемота и Коровьева, они поджигают, но о пострадавших во время пожара ничего не говорится, скорее всего, их не было. Нечистая сила не стремится жестоко покарать, уничтожить людей. Невольно думается, что этим она сильно отличается от тогдашней власти, жертвами которой оказались сотни тысяч, если не миллионы человек.

Такой же участи, как и валютный магазин, подвергается «Дом Грибоедова», о котором с ядовитой иронией говорит Коровьев: «Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов».7 На самом деле этот дом собрал под своей крышей бездарных и завистливых людей, твёрдо веривших в то, что они писатели. И эту уверенность давала им маленькая книжечка – удостоверение члена МАССОЛИТа. Коровьев и Бегемот называют себя фамилиями известных литераторов XIX века «Панаев» и «Скабичевский», но на скучающую гражданку, которая пропускает в ресторан только по писательским удостоверениям, это не производит никакого впечатления: она плохо знает русскую литературу девятнадцатого века. Зато она твёрдо усвоила, что имеющий удостоверение – писатель, а не имеющий удостоверения писателем быть не может.

«Дом Грибоедова», этот оплот литературной бездарности, загадочным образом загорается, как только необычных посетителей пытаются арестовать. Сжигая рукописи, которые находятся в редакции, нечистая сила восстанавливает справедливость: ничего общего с подлинной литературой опусы поэта Рюхина, новеллиста Поприхина, критика Абабкова, беллетриста Бескудникова, конечно, не имеют. Подлинно же талантливое произведение, роман мастера, нечистая сила чудесным образом воскрешает после сожжения. Именно в этот момент Воланд произносит удивительно мудрую и точную в своей парадоксальности фразу: «Рукописи не горят».

Мы видим, что, попав в Москву, фантастические булгаковские герои поражены царящими вокруг беспорядками. Они часто не могут понять, насколько же глубоко ложь, подхалимство, зависть проникли в мысли и чувства некоторых людей. Алчность «чумы Аннушки» поражает даже дьявола Азазелло, поэтому он пытается вразумить эту женщину, уже составившую себе план продажи не принадлежащей ей золотой подковы с бриллиантами: «Ты, старая ведьма, если когда-нибудь ещё поднимешь чужую вещь, в милицию её сдавай, а за пазуху не прячь!»8 Конечно, апелляция дьявола к милиции здесь выглядит комично, но писатель заставляет нас задуматься об очень серьёзном, о том, каков же на самом деле нравственный уровень советских людей?

Нечистая сила не только карает зло, но и выручает из беды мастера, которому неоткуда было ждать помощи. Затравленный властями, тяжело больной, он оказался буквально выброшенным из жизни. Только в клинике Стравинского мастер встречает гуманное отношение. Но для профессора психиатрии мастер только тяжёлый больной, а клиника – это всё-таки сумасшедший дом, окна которого закрыты решётками, а пациенты лишены самого главного для человека – свободы. Подлинное внимание, сочувствие встречает мастер, оказавшись в компании Воланда и его слуг, куда он чудесным образом был перенесён из клиники. В этой сцене Воланд и его свита выглядят удивительно чуткими, тактичными, доброжелательными.

Сатана и его слуги вынуждены вступиться за мастера, доведённого до крайней степени отчаяния. И как же им ещё поступить, если в обществе, в котором они оказались, всё перевёрнуто с ног на голову: талант становится причиной несчастий и гибели человека, а низость, подхалимство, подлость возводятся в ранг достоинства и приносят их обладателю успех и почёт. В обществе, где некому защитить добрых, порядочных людей от подлецов и предателей, в том обществе, в котором некому отстаивать справедливость, эту функцию берёт на себя нечистая сила. И, в конечном счёте, как ни парадоксально это звучит, Воланд и его свита оказываются в романе единственной силой, способной реально разоблачить и покарать зло.

Характеры фантастических героев получили у Булгакова яркие человеческие черты. И следует сознаться, что с самого начала романа эти герои не вызывают у нас каких-либо негативных чувств. Читая «Мастера и Маргариту», мы проникаемся всё большей и большей симпатией к нечистой силе. В поступках Воланда, Коровьева, Бегемота, Азазелло сквозит что-то благородное, рыцарское. Им приходится делать усилие, чтобы понять мелких и пустых людишек, они никогда не карают невинных, напротив, все их жертвы совершили множество неблаговидных поступков, порой даже преступлений, и их наказание мы воспринимаем с чувством удовлетворения.

Вера в торжество справедливости смертельно больного, лишённого возможности общения с читателем Булгакова поражает. Но, не видя в реальной жизни никакой силы, способной противостоять как правовой машине сталинских репрессий, так и низости, пошлости многих людей, писатель посылает вершить справедливый суд дьявола. Когда заканчиваешь читать роман, понимаешь, что большинство сцен, связанных с похождениями фантастических героев, смешны только на первый взгляд. На самом деле это безнадёжно грустно, когда, кроме нечистой силы, некому вступиться за справедливость и добро.

Фантастика для Булгакова является не самоцелью, а средством сатирического изображения действительности, средством разоблачения «бесчисленных уродств» быта, бесчеловечных проявлений тоталитарного режима, царящего в стране. Не имея возможности высказать свои мысли прямо, писатель обращается к фантастике, которая, с одной стороны, как бы отдаляет содержание романа от действительности, а с другой стороны, помогает увидеть за невероятными событиями алогичность и жестокую бессмысленность много из того, что происходит в стране в эти годы. Фантастика позволяет сатире Булгакова проникать в совершенно запретные для литературы зоны, она, как увеличительное стекло, наведённое на недостатки общества и человеческие пороки, делает их видимыми для всех, разоблачает их в глазах читателей.

Читайте также:  Булгаковская Москва: сочинение

1 М.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман». Воронеж, 1987. Стр.81
2 Там же. С. 123
3 Там же. С. 128-129
4 Там же. С. 203
5 Там же. С.255
6 Там же. С.347
7 Там же. С.348
8 Там же. С.293

1. Лакшин В. Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Высшая школа, 1989
2. Николаев П.А. Михаил Булгаков и его главная книга.// Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М.: Художественная литература, 1988. – С. 3-10
3. Сахаров В. Прекрасное начало. // Булгаков М.А. Багровый остров. Ранняя сатирическая проза. – М.: Художественная литература, 1990. – С. 3-20

Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Реальное и фантастическое в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Главная
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Мои работы
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Обучающимся
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />ЕГЭ
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Тропы и стилистические фигуры
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Родителям
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Доклад «Когда появляются трудные дети?»
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Средний подростковый возраст
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Как помочь ребёнку в учёбе
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Коллегам
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Л. Н. Толстой
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Патриотизм русского народа в войне 1812 года в романе «Война и мир»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Кутузов в романе «Война и мир»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Андрей Болконский
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Война в романе «Война и мир» ( Правда о войне в романе)
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Образ русского воина-труженика в романе «Война и мир»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наташа и Анатоль
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наташа и Андрей
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наташа и др. герои
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Наташа Ростова
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Отъезд князя Андрея на войну
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Пьер Безухов
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Пьер Безухов и Наташа Ростова
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Пьер Безухов и Элен
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />М. А. Булгаков
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Многообразие тематики
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Пейзаж в романе «Мастер и Маргарита»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Реальное и фантастическое
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Иешуа и Понтий Пилат
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Тема человеческой судьбы (тема греха и покаяния)
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Н. В. Гоголь
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Роль лирических отступлений
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Павел Иванович Чичиков
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Помещики
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Чиновники и Чичиков
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Чиновники
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Чичиков и народ
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Чичиков и Ноздрёв
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Селифан и мужики
    • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />Методические материалы
      • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/red/arrow-s3.png” />программы курса литературы в 11 классе

      В философском романе , А. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплотились раздумья писателя о трагической истории человечества за два тысячелетия, об ответственности за добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

      Эти идейные устремления мастерски совмещаются с мифом и современной действительностью — повседневной обывательской жизнью Москвы 30-х годов ХХ века.

      В произведении реальное и фантастическое переплетаются, как в волшебном зеркале, с первых страниц, кода Берлиоз и Иван Бездомный встречают на Патриарших прудах «в час небывалого жаркого заката» Воланда, предсказывающего их судьбу. Михаилу Александровичу Берлиозу он говорит: « Вам отрежут голову. », а поэту Бездомному пророчит шизофрению — и его предсказания сбываются. Призрачно, прозрачно, загадочно не толь появление Князя Тьмы, но и его помощников: глумливого Коровьева, в сажень росту, узкого в плечах, с жокейским картузиком на голове, в клетчатом кургузом воздушном пиджачке, и неизвестно откуда взявшегося громадного чёрного кота «с отчаянными кавалерийскими усами».

      Реальное при этом не теряет своей реальности (аллея парка, скамья, «на которой помещались редактор и поэт», «высокие дома, квадратом окаймлявшие пруд»), а фантастические персонажи вписываются в повседневную жизнь большого города («. в аллее показался. человек. остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей»).

      С помощью фантастики, гротеска и сатиры осмеивается безобразное в жизни и одновременно утверждаются общечеловеческие ценности.

      Применяя эти приёмы, М. А. Булгаков рисует портрет выдвиженца 30-х годов, который, не зная дела, использует свой пост в личных целях и ведёт себя как сановник, не признающий ничего святого на свете.

      Таков Стёпа Лиходеев, отражающийся в зеркале, как под увеличительным стеклом «в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытой чёрной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и носках». Вся сцена встречи с помощниками нечистой силы раскрывает порочную натуру директора Варьете: «Вообще, они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё служебное положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!» – гнусавит Коровьев, издеваясь над Стёпой – « сволочью, склочником, приспособленцем и подхалимом».

      Развивая сюжетные события, создавая ярчайшие картины, в которых реальное обретает фантастический характер, а демоническое — свою силу, в сцене с магическим сеансом в Варьете М. А. Булгаков обнажает мещанское нутро обывателей с их вульгарным представлением о красоте, жаждой наживы. Экзамен, который устраивает Коровьев-Фагот зрителям, выявляет: никакой прогресс не способен изменить натуру человека. Несмотря на трамваи, автобусы, телефоны, сущность его остаётся прежней: «. Люди как люди. Любят деньги, но это всегда было. » Собственнические инстинкты — вечный закон жизни. Так думает не только Воланд, но и сам писатель, срывающий после представления в театре «парижские» платья с «мадам» и показывающий их в реальном безобразном виде. «В ярком свете сильнейших уличных фонарей» Римский видит в окно «даму в одной сорочке и панталонах фиолетового цвета. На голове у дамы, правда, была шляпа, а в руках зонтик».

      Реалистически изображая аферистов, взяточников, спекулянтов, автор «Мастера и Маргариты» показывает пройдоху и хапугу буфетчика Сокова, который, нажив целое состояние обманом, хочет обвести вокруг пальца самого Воланда, но. терпит крах. «Вторая свежесть – . вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. » – говорит мессир.

      М. А. Булгаков подчёркивает, что все пути мошенников нажиться бессмысленны: Соков умрёт от рака печени, и никакие деньги и светила медицины его не спасут; домоуправ Босой сойдёт с ума; валютчика Дунчиля выдаст любовница, которой он доверил своё состояние.

      Используя фантастический элемент, писатель гротескно рисует образ бюрократа, чья бездушность возведена в символ и представлена в виде пустого костюма, который перекладывает кипу бумаг, накладывает резолюции «сухим пером», отдаёт распоряжения в одних и тех же выражениях. Бюрократия — сродни безумию, поэтому легко поддаётся влиянию дьявольской силы, заставляющей чиновников петь, не переставая, любимую песню каторжан: «Славное море, священный Байкал. »

      Сатирически изображённую реальность нельзя отделять от фантастики. Сталкиваясь с дьявольской силой Сатаны, безобразное обнажает своё мерзкое существо и становится ещё безобразнее, а Воланд, Коровьев, Азазелло, кот Бегемот привлекательнее, умнее тех мерзавцев, которых они разоблачают или проделывают с ними разные фокусы.

      Если в первой части романа демоническое начало вторгается в повседневную жизнь, то во второй оказывается там, где должно быть — в потустороннем мире, усиливая трагическое ощущение зыбкости существования и глобальных явлений жизни.

      Фантастические картины великого бала Сатаны предстают бесконечной цепью человеческих преступлений и злодеяний. Реальность распадается, и действие переходит в колдовскую карнавальную буффонаду.

      Вот из камина, как из исчадия ада, хлынула толпа убийц и отъявленных негодяев — воскресшие тени прошлого.

      М. А. Булгаков выбирает типы злодеев их разных эпох, но с особым пристрастием описывает госпожу Тофану, помогшую своим ядом набожным неаполитанкам отправить на тот свет около пятисот мужей. Омерзение вызывает бесконечный поток убийц, карьеристов, людей без чести и совести во фрачных костюмах и «голые женские тела», на которых в «. в ливне света играли и плясали, рассыпали искры драгоценные камни». «Ах, какой чудесный публичный дом был у неё в Страсбурге», – говорит Коровьев, увидев мнимую красавицу.

      Кажется, нет границ нравственного падения этих героев, которые, в отличие от персонажей дантовского ада, не обречены на вечные муки, а раз в году веселятся на великом бале Сатаны, своеобразной кульминацией которого является сцена расправы Воланда над ожившей головой Берлиоза и доносчиком бароном Майгелем — двумя представителями современной действительности.

      Князь Тьмы карает тех, кто больше всего нанёс оскорблений самому Булгакову как писателю, травил его, заставляя мучиться: это рапповское руководство (Берлиоз), доносчики и стукачи, добровольные соглядатаи, по сигналам которых у автора происходили обыски и конфисковывались рукописи. Наказывая негодяев, Воланд творит добро, хотя в принципе он сам есть воплощение зла.

      Глубокая серьёзная сатира и ирония позволяет автору романа и в реальной жизни, и в фантастических сценах говорить об ответственности человека за свои деяния, ведущие или к любви и милосердию, или к преступлению и злу. Борьба противоположных сил, света и тьмы, высокой справедливости и низменных страстей — это всеобщий закон развития человечества, который М. А. Булгаков выражает в неповторимо своеобразной форме романа «Мастер и Маргарита», создав особый художественный мир — реальный и фантастический.

      Фантастический реализм в романе “Мастер и Маргарита”

      1. Роман М. А. Булгакова – уникальное произведение русского реализма.
      2. Сочетание реальности и фантастики в романе.
      3. Нравственно-философский смысл романа.
      М. А. Булгаков работал над романом “Мастер и Маргарита” с 1928 года по 1938 год. Он считал это произведение самым важным в своем творчестве. Роман подводил итог развитию условной, гротескной повествовательной линии в русского реализма. Булгакову удалось соотнести трагических героев с целостным обликом сатирической круговерти жизни, вовлечь в реалистический роман фантастику.

      Почему ошибся профессор Преображенский Главный герой повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” профессор Филипп Филиппович Преображенский – потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик, вынужденный заниматься своими научными опытами в послереволюционной Москве 20-х годов, где власть принадлежит.

      Анализ 13-ой главы 1-ой части романа М Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” – итог творческой жизни замечательного мастера слова Михаила Булгаков Ахматова после прочтения этого произведения назвала его гением. Композиционно-сюжетная сложность романа заключается в том, что он включает.

      Тема бессмертия и воскресения души в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков величайший мастер, умеющий показать человеческую душу с самых разных сторон. Видимо, он, как и Гоголь, не верит в то, что душа человеческая не способна воскреснуть, возродиться, и это.

      “Ведомство” Воланда Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия.

      Почему Мастер заслужил “покой”, а не “свет” М. А. Булгаков – русский писатель, основной период творчества которого пришелся на трудные 1920-1940 годы, когда отношения между художником и властью до крайности усложнились. Булгаков неоднократно обращался к теме “Художник.

      Начало романа М. Булгакова “Белая гвардия” (первая глава) Белая гвардия первый роман Булгакова. В нем много автобиографического, но это уже исторический роман. Это книга о русской истории, ее философии, о судьбах классической русской культуры в новую эпоху. Именно.

      Анализ главы 11 романа Булгакова “Мастер и Маргарита” Любой здравомыслящий человек, по мнению М. А. Булгакова, задумывается о смысле жизни, о правильности совершаемых поступков, подвергая их сомнению, что свойственно умным людям, стремящимся к познанию мира, к самосовершенствованию. Главный.

      Человек и история в романе М. Булгакова “Белая гвардия” Роман “Белая гвардия” начинается с замечательной словесной, патетической и скорбной, увертюры: “Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918 г., от начала же революции второй.” перед читателями сразу.

      Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи В своем романе М. А. Булгаков показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла. Причем делает это своеобразно – перед нами появляются два романа. Автор в одной книге описывает события.

      М. Булгаков. “Собачье сердце” Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На.

      Символика пьесы Булгакова “Бег” К “Бегу” писатель пришел совершенно естественным и внутренне необходимым путем. Тема, начатая в первом романе и “Днях Турбиных”, требовала какого-то художественного завершения и разрешения. Ситуация, сложившаяся вокруг мхатовского спектакля, учитывалась.

      Сатирические мотивы в романе М А Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – сложное и многоплановое произведение. Критика неоднократно отмечала “избыточную субъективность” Булгаковского взгляда несовременную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа. Например, Константин.

      Преображенского в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор.

      Мастер и Маргарит “Из всех писателей 20-х – 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей Биографией, из которой вспоминают обычно его.

      Философское кредо “Мастера и Маргариты” Булгакова и учение Сковороды Прочитав роман, что называется, на одном дыхании, остаешься наедине с вопросами: а есть ли в этой блестяще описанной вакханалии адских сил какой-то философский, нравственный смысл? Какова точка отсчета тех временных.

      “Кита для каждого освещает наше личное движение к истине”. М. Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.)” Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”, над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его Архиве и был опубликован в тысяча девятьсот шестьдесят шестом – тысяча девятьсот.

      Собачье сердце, Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести “Собачье сердце”. Эта идея реализуется писателем в аллегорической.

      Гибель Най-Турса и спасение Николки Трагические события революции и братоубийственной Гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения. Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за свое счастье, писатели, не разделявшие большевистских.

      Бегемот в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Этот кот оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Сведения о Бегемоте автор “Мастера и Маргариты” почерпнул из книги М. А. Орлова “История сношений.

      Судьба русской интеллигенции в пьесе “Дни Турбиных” В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем “Дней Турбиных”, друг М. Булгакова П. С. Попов писал: “Дни Турбиных” одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и.

      Сейчас вы читаете: Фантастический реализм в романе “Мастер и Маргарита”

Ссылка на основную публикацию
×
×