Урбанистическая тема в поэзии Брюсова: сочинение

Урбанистическая тема в поэзии Брюсова

Претерпевает существеннейшие изменения урбанистическая тема — одна из центральных в творчестве Брюсова. Наметившись еще в 90-е годы, она становится теперь социально-конкретной. Как поэт-урбанист Брюсов откровенно любуется городом — его культурой, динамичностью, движением городских толп. Поэт рисует облик будущего города — города дворцов «из стали и стекла», небоскребов и т. д.

Капиталистический город предстает то «чудовищем размеренно-громадным» , то неким собирательным символом «в царственной смене сверканий и тьмы»

Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой.

Урбанистические стихотворения Брюсова, продолжив после Некрасова и П. Якубовича «городскую» тему в русской поэзии, оказали влияние на А. Белого, А. Блока и др. Кое в чем они проложили дорогу и В. Маяковскому. Мало кто из поэтов начала XX века так благоговейно воспевал человеческий труд, как это делал Брюсов.

Образ человека-труженика, творца всего прекрасного на земле, появился в его творчестве, как только он обратился к реальной действительности. В 90 году Брюсов пишет стихотворение «Работа», проникнутое пафосом утверждения человеческого труда, приносящего человеку подлинное счастье:

Здравствуй, тяжкая работа, Плуг, лопата и кирка! Освежают капли пота, Ноет сладостно рука! Прочь венки, дары царевны, Упадай порфира с плеч!

Здравствуй, жизни повседневной Грубо кованная речь!

С новой силой тема труда зазвучала у Брюсова в годы первой русской революции. Великие свершения Человека воспевает поэт в стихотворении «Хвала человеку» :

Верю, дерзкий! ты поставишь Над землей ряды ветрил. Ты по прихоти направишь Бег в пространстве, меж светил. . И насильники вселенной, Те, чей путь ты пересек, Повторят привет священный: Будь прославлен, Человек!

Тяготея к историческим и философским обобщениям, Брюсов мыслил труд в общечеловеческих масштабах как огромную, почти космическую ценность, как великую преемственность бесчисленного ряда поколений.

Дайджест:

Тема сочинения: Индивидуализм в ранней поэзии Брюсова Индивидуализм В ранней поэзии Брюсова по сути проистекал из стихийного недовольства наступающей властью капитала, ведущей к обезличиванию человека. Брюсов яростно защищал права личности, но эта защита не опиралась на какую-либо. .

Анализ стихотворения Брюсова «Труд» К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения с одинаковым названием — «Работа». Первое датировано 1901 годом, второе —. .

Урбанистическая тема в стихотворениях Бодлера В 6-летнем возрасте потерял отца, участника Великой французской революции. Мать в скором времени вышла замуж за майора Опика, будущего генерала, посла и сенатора. Такое быстрое замужество матери нанесло Бодлеру душевную. .

Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях — поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и. .

Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью. .

Образ лирического героя в творчестве Брюсова В поэзии Брюсова этих лет звучат грустные интонации, но их содержание становится теперь более жизненным, изображаемые картины утрачивают прежнюю условность. Поэт понимает, что, независимо от его настроения, жизнь течет по. .

Анализ стихотворения Брюсова «Облака» До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и. .

Тяготение Брюсова к Пушкину и Лермонтову В его дневниках 90-х годов поражает обилие противопоставлений, наметок на будущее и стоящее за этим чувство обязанности перед собой, какого-то высшего императива, о котором позже Брюсов говорил в одном из. .

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную. .

Анализ стихотворения Брюсова «У себя» В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название «Urbi et Orbi» . В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя. .

Анализ стихотворения Брюсова «Отреченье» «Отреченье» — стихотворение, написанное в 1896 году и относящееся к раннему творчеству Брюсова. Оно входит в последнюю часть сборника «Me eum esse» , увидевшего свет на закате девятнадцатого столетия. В. .

Анализ стихотворения Брюсова «В будущем» Стихотворение «В будущем» относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник «Chefs d’oeuvre» , созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет. .

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине» В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя. .

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны» Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905. .

Анализ стихотворения Брюсова «К моей стране» События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России — за. .

Анализ стихотворения Брюсова «Умирающий костер» Валерий Брюсов никогда не считал себя гражданским поэтом, так как привык наблюдать за общественными переменами со стороны. Поэтому он довольно редко позволял себе публичные высказывания относительно того, что ждет его. .

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик» Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел. .

Тема России в поэзии А. Блока Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть один писатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы тема родины. Не вобрав в себя всю. .

На тему: Тема трагедии личности и народа в поэзии 0. Мандельштама У Осипа Мандельштама есть стихотворение «Нашедший подкову». Подкова всегда приносит счастье. У Мандельштама такой «подковой» был его поэтический талант. И все же «подкова» не принесла ему счастье. Судьба поэта была. .

Пушкинская тема в поэзии Лермонтова В. Г. Белинский в письме к Боткину писал: «Пушкин умер не без наследника». Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина в поэзии и прозе. Несмотря на то что эти два. .

На тему: Тема любви в поэзии Блока А. А. Блок — поэт-символист «серебряного века» русской литературы. Сложность, неоднозначность, подавляющая масштабность социальных потрясений революционной эпохи породила богатую, сложную, таинственную символику творчества Блока. Поэт воспринимает происходящее скорее не сознанием. .

План сочинения — Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представ­ление о поэте у Пушкина, Лермонтова, Некрасова. II. Главная часть 1. Своеобразие постановки. .

На тему: Тема любви в поэзии «серебряного века» У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль. .

На тему: ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова по праву можно назвать поэтом прошлого и настоя­щего. Историческая тема, тема смены поколений, Нравов, традиций, устоев является одной из важ­нейших в его творчестве, И. .

Влияние символизма на ранее творчество Брюсова В процессе самоопределения поэзии Брюсова и его эстетических взглядов очень важным оказалось воздействие на него творчества Эдгара По, отчасти парнасцев, Бодлера и особенно французских символистов, в первую очередь Верлена, а. .

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти. .

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно это и. .

Стихотворение Брюсова «Хвала человеку» Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек, Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, Человек! По глухим тропам столетий Ты проходишь с топором, Целишь луком, ставишь сети. Торжествуешь над врагом! Камни, ветер, воду, пламя. .

Тема природы в поэзии вагантов Современный человек иногда забывает о роли и значении природы в своей жизни. А как относились к природе раньше? Объектом для исследования мы избрали поэзию вагантов. Определение эстетичного значения поэзии вагантов. .

Основное содержание поэзии Кузмина Обращаясь к самым «истокам бытия», Впоследствии, оценивая историко-литературное место акмеизма в русской поэзии, С. Городецкий писал: «Нам казалось, что мы противостоим символизму. Но действительность мы видели на поверхности жизни, в. .

Тема Петербурга в творчестве Гоголя В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах. .

Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики Поэзия Н. А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики Н. А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова — жизнь русского крестьянства. .

Серебряный век русской поэзии Игорь Северянин Период конца XIX начала XX века был в русской литературе отмечен своеобразным, во многом неожиданным всплеском художественного творчества, который был назван серебряным веком. Множество направлений, различных творческих объединений, авторов, которые. .

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX — в начале XX столетия. Основы эстетики символизма начали французские поэты конца 70-х годах позапрошлого столетия П. Верлен, А. .

Читайте также:  Владимир Набоков русский и американский писатель: сочинение

Московская тема в творчестве Цветаевой М. И Марина Цветаева родилась и выросла в Москве и всегда считала себя частью города. Для нее этот город — воплощение гармонии. В стихотворении «Домики старой Москвы» он предстает как символ прошедшего. .

Лики «страшного мира» в поэзии А. А. Блока Образ «страшного мира» возникает в лирике Александра Блока в годы первой русской революции, когда поэт начинает критически относиться к философской и эстетической концепции символизма. Его уже не устраивают прежние идеалы. .

Мои размышления о русской поэзии Самое главное, что меня удивляет в русской поэзии, — это то, что она почти всегда ученица «западной», однако всегда ее перерастает, на мой взгляд. Действительно, из уроков литературы мы знаем. .

Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн В своем творчестве А. И. Куприн часто обращается к теме любви. Однако, это возвышенное. .

Образ родины России в поэзии стихотворениях Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров. Он оказался последним поэтом старой дооктябрьской России. Родился поэт в 1880 году, умер в 1921. Стихи писать начал рано в конце. .

Своеобразность поэзии В. Уитмена В. Уитмен — поэт-новатор. Волт Уитмен считается реформатором поэзии. Его новаторство, в частности относительно формы поэтического произведения, вошло в мировую литературу. Впрочем, его стихи имеют выразительную национальную специфику. Его известнейший. .

Сочинение Основные темы и мотивы поэзии Брюсова

С приходом двадцатого века, приходит, популярное в то время, течение в литературе. Это был символизм. Одним из его лидеров стал В. Я. Брюсов. Этот человек занимался поэзией, прозой, литературной критикой, наукой. Благодаря ему, многим поэтам открылась дорога в русскую литературу.

В начале своей карьеры, поэт издавал сборники, посвященные символистам. По началу, он отдавал предпочтение французскому символизму, неоднократно об этом писал. Его очень сильно интересовала культура и религия заморских народов. Отдельное внимание уделял истории и античным обычаям.

Прославился безграничным количеством образов в своих произведениях, сила его воображения была неописуемой. Часто о нем говорили, что он имеет возможность путешествовать во времени, по всему миру. Прославился за рубежом, благодаря своему стилю, многих удивляло как ему удавалось так писать. Самую большую популярность поэту принес сборник «Венок». Это был его пятый глобальный шедевр. Символизмом Брюсов увлекался в ранние годы, далее он, понемногу, начал уклоняться от этого течения.

Благодаря символизму, автор смог раскрыть себя, изображал, таким образом, идеи и мысли, которые его мучали в тот момент. Произведения автора продуманы до самых мелких деталей, эмоций в них немного. Брюсов не прятал проблему за красивыми словами, он каждый раз старался обращаться к читателю напрямую.

Автор был очень романтичным человеком. Об этом свидетельствует его произведение «Кинжал», которое никого не оставило равнодушным в девятнадцатом веке. Автор часто сам себе ставил задачи, при этом всегда старался их решить.

Если читать его стихи, можно подумать, что он разговаривает сам с собой, пытаясь достучаться до нас через строки. Он, всячески, презирает такие пороки человечества, как мелочность, суета ради достижения своих корыстных целей, зло, правящее в этом мире.

Поэту очень трудно дается эта борьба. Он не прячется и не боится трудностей. Его главной мыслью считалось, что через поэзию нужно нести свободу и любовь к жизни. Брюсов утверждал, что все писатели находятся на передовой между народом и властью.

Брюсов никогда не придавал свои идеалы, снисходительно относился к несчастным и удрученным. Из прозы видно, что свобода всегда одержит победу, служба людям главная его задача.

После того, как юность прошла на смену романтическим произведениям, пришла серьезность и трезвая оценка происходящему. Увлекался чтением книг про эволюцию и революцию. Ему удалось предусмотрел на перед приход индустрии. Часто восхвалял села, при этом описывая, ничтожность городов.

Сделал большой взнос в литературу, писал про вещи, которые не приходили на ум никому до этого.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы поэзии Брюсова

Популярные сегодня темы

Саша учится в гимназии и живет в мещанском доме в чужой семье. Тетя Варя заменила ему мать. Женщина часто сравнивала мальчика с подснежником за открытость миру, доверчивый взгляд, чистоту души

Произведение повествует о сложных взаимоотношениях людей. Главными героями являются три человека. Это молодой человек Саня Григорьев, Катя Татаринова и Николай Антонови

Картина написана за пять лет до конца 19 века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.

Произведение «Двойник» относится к жанру фантастической повести. Достоевский закончил её в 1846 году и после еще год дорабатывал ее перед выпуском в печать.

При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.

Своеобразие поэзии В. Я. Брюсова

Школьное сочинение

В конце 90-х годов XIX века в русской литературе возникает новое направление — символизм. Основоположником этого направления считается Валерий Брюсов — поэт, прозаик, переводчик и главный теоретик символизма. Его творчество было настолько новым, непривычным, своеобразным, что, хотя и вызывало в свое время различные толки, ни для кого не могло остаться незамеченным. Как писатель-символист, Брюсов в своей поэзии особое внимание уделял символу, “туманной неясности”, полутонам. Даже сама личность поэта является загадкой для современников, что создает некий ореол таинственности и недоступности всего, что бы он ни делал. Его творчество, как и сама его жизнь, отражает противоречивые искания человека, стоящего на рубеже двух веков. О своеобразии его поэтического мира можно судить по тому, как описывает поэт сам процесс творчества:

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

“Кто из художников не знает, что в эти моменты в его душе родятся самые фантастические картины, — писал Брюсов. — С целью внушить читателю то же настроение я могу прибегать к самым сильным, к самым неестественным преувеличениям. ” Само понятие символизма поэт определил как “поэзию оттенков” в противоположность прежней “поэзии красок”.

Тематика творчества В. Брюсова широка и многообразна. Здесь мы встречаем и гимн мечте, и одиночество лирического героя в современном городе, и традиционное обращение к античности, и собственное восприятие поэзии, жизни, любви. Но о чем бы ни писал поэт, главным всегда оставалось его стремление “вызвать в душе читателя совершенно особые движения”, которые он называл “настроениями”. В. Брюсов был убежден в том, что именно символизм должен стать “поэзией оттенков”, “выразить тонкие, едва уловимые настроения” и тем самым “как бы загипнотизировать читателя”.

Поэта всегда волновали события современности. В его душе неизгладимый след оставили первая русская революция 1905-1907 годов и Первая мировая война, рост промышленного производства, строительство и расширение городов, словом, все социально-экономические преобразования, происходившие в стране. Одной из основных тем поэзии Брюсова стала урбанистическая тема.

Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот “коварный змей с волшебным взглядом” притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный “стальной”, “кирпичный”, “стеклянный” город является центром науки, искусства и прогресса:

Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках.

Можно сказать, что Валерий Брюсов, обеспокоенный судьбой и жизнью города, считавший, что тот, совмещая все ужасы цивилизации, сам “подымает” над собой “нож, с своим смертельным ядом”, отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, —

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространства люблю площадей,

Стенами кругом огражденные, —

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, —

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия,

В душе поэта постоянно жила жажда обновления, ожидания счастливых перемен. Погружаясь в романтические мечты, он создавал в своем воображении яркие экзотические картины, ирреальные, неожиданные образы. Реальная жизнь, к сожалению, не могла дать ему те настроения, которые он мечтал испытать. Поэтому, как признавался сам поэт, он искал эти настроения в творчестве и создавал “поэзию, чуждую жизни”, творил свой собственный мир, устремленный к неземной красоте, вечной любви, высокому искусству:

Создал я в тайных мечтах

Мир идеальной природы, —

Что перед ним этот прах:

Степи, и скалы, и воды!

Именно красоту Брюсов считал источником всего лучшего, источником истинного вдохновения. А единственным божеством для поклонения стихотворца является творчество. Поэтому он не замыкался на переживании мрачных минут настоящего, не оглядывался с тоской на прошлое. Он всеми средствами художественного слова и художественного образа стремился приблизить будущее. Тема будущего, космоса все чаще звучит в его стихотворениях (“Сын Земли”, “Детские упования” и др.). в поисках связующего звена истории, в попытках осмыслить закономерности происходящих процессов, предопределить будущее автор старается установить связь времен: между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. И все чаще таким связующим звеном снова оказывается гармонии, красота, единство культуры, людей, природы. Мысли о гармонии, счастье и всеобщем единстве заставляют поэта все чаще обращаться к античному миру, где он находил торжество добра, милосердия, человеколюбия, справедливости—тех жизненных ценностей, которых так не хватало в реальном современном мире.

Читайте также:  В. Брюсов - поэт серебряного века: сочинение

В традициях античности Брюсов осмысливает всю жизнь. (“Правда вечная кумиров”, “Последний мир”), отдельную личность (“Юлий Цезарь”, “Ассаргадон”), природу. Следуя античной традиции в описании окружающего мира, поэт не просто воспевает природу, ее красоту, естественность и гармоническое совершенство, но и стремится проникнуть в тайный смысл простых, обыденных явлений. Так, весна для Брюсова — символ надежды, мечты, обновления мира:

Что же! Пусть не мед, а горечь тайную

Собрал я в чашу бытия!

Сквозь боль души весну приветствую,

Как прежде, светлой песней я!

“Словно строгий счет мгновений”, проходят облака над землей, а “вечер на лесном пути во всей с иным, далеким, сходен”. Пейзажная лирика Валерия Брюсова отличается ясностью, простотой, образностью. Она и заставляет задуматься о смысле жизни, и позволяет проникнуть в тайны Вселенной, и окутывает небывалым ощущением возвышенного, волшебства, поражает красотой и гармонией:

Волна набегает, узорно

Извивами чертит песок

И снова отходит покорно,

Горсть раковин бросив у ног.

Так же как в описании природы, в описании любовного чувства поэт часто обращается к экзотическим образам, к античным традициям. Подобно художникам далекого прошлого, Брюсов воспевает чувственную любовь, настоящую страсть, пылкие сильные чувства. Хотя при этом в любовной лирике поэта часто звучит мотив обреченности, трагичности:

И ты вошла в неутолимый сад

Для отдыха, для сладостной забавы?

Цветы дрожат, сильнее дышат травы,

Чарует все, все выдыхает яд.

День проскользнет. Глаза твои смежатся.

То будет смерть. — И саваном лиан

Я обовью твой неподвижный стан.

И все же красоту, очарование, прелесть автор стремится видеть абсолютно во всем. “Все семь цветов радуги одинаково прекрасны, — писал он, — и все земные переживания не только счастие, но и печаль, не только восторг, но и боль”. Поэт любил жизнь во всех ее проявлениях, пытался осмыслить, понять, проникнуть в суть всех явлений на земле. Но для своего времени он, его поэзия были не всегда понятны, потому что были необычны, новы. Сам Брюсов осознавал это, потому в предисловии к одной из своих книг писал: “Бедная моя книга. Ты будешь похожа. на безумного певца, который вышел на поле битвы, в дым, под выстрелы, — только с одной арфой. Одни, пробегая, не заметят тебя, другие оттолкнут со словами: “не время!”, третьи проклянут за то, что в руках у тебя не оружие. Не отвечай на эти упреки. Они правы: ты не для сегодняшнего дня. Проходи мимо, чтобы спокойно ждать своего часа”. И поэзия его, книга его жизни дождалась своего часа, прошла через упреки, критику, непонимание. Прошла — для того, чтобы теперь светить людям, очаровывать, покорять, поражать, вдохновлять, волновать сердца. И теперь эта книга по праву заняла свое почетное место на золотой полке русской поэтической классики.

Стремясь постигнуть творчество этого незаурядного человека, нужно прежде всего видеть в нем поэта, о стихотворениях которого А. Блок писал: “Книга совсем тянет, жалит, ласкает, обвивает. долго просижу еще над ней, могу похвастаться и поплясать по комнате, что не всю еще прочел, не разгадал всех страниц, не пронзил сердце всеми запятыми”.

Урбанистическая тема в поэзии Брюсова

Претерпевает существеннейшие изменения урбанистическая тема – одна из центральных в творчестве Брюсова. Наметившись еще в 90-е годы, она становится теперь социально-конкретной. Как поэт-урбанист Брюсов откровенно любуется городом – его культурой, динамичностью, движением городских толп (“Жадно тобой наслаждаюсь”, 1899; “Сумерки”, 1906). Поэт рисует облик будущего города – города дворцов “из стали и стекла”, небоскребов и т. д.
Капиталистический город предстает то “чудовищем размеренно-громадным” (“Замкнутые”,

Значение сновидений в романе “Огненный Ангел” Автобиографичность повествователя в романе предполагает последовательное воспроизведение событий от собственного рождения до момента встречи со сверхъестественным, повествователь становится летописцем сверхъестественного, призывая всех, имевших с ним дело, оставлять записи. Описать неописуемое.

Признанный лидер символизма Брюсова Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, “в принципах материализма и атеизма”. С детства Брюсову прививались рационалистические взгляды на жизнь, интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. “От.

Владимир Набоков русский и американский писатель В его творчестве выделяются два периода: “русский”, когда были созданы книги, вошедшие в фонд литературы русской эмиграции, и “американский”, когда он начал писать на английском языке. В 1945 г. Набоков.

Литературное творчество Набокова Родился Набоков 22 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге. Отец – из старинного дворянского рода, известный правовед, один из лидеров кадетской партии, принимал участие в первом составе Временного правительства. Мать принадлежала.

Период Октябрьской революции в творчестве Брюсова Процесс идейно-политического расслоения интеллигенции, значительно усилившийся под влиянием событий 1905-1906 годов, в период Октябрьской революции приобрел бурный и острый характер. Часть интеллигенции, наиболее прочно связанная со старым миром, примкнула к.

Роман Брюсова “Огненный Ангел” В школах и классах с углубленным изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля знакомство учащихся с творчеством Валерия Яковлевича Брюсова начинается еще в шестом классе. В школьной программе для этих.

Становление Брюсова, как поэта Брюсов родился в зажиточной купеческой семье. Отец Валерия Брюсова, Яков Кузьмич, в зрелые годы отошел от торговых дел и жил на проценты. Это был человек, не сумевший найти свое место.

Стихи Брюсова 1914-1917 годов о войне Стихи Брюсова 1914-1917 годов о войне собраны в трех отделах “Семи цветов радуги” и в одном из отделов “Девятой Камены”. По духу и стилю они сравнительно мало отличаются от журнальной.

Что же представляла собой поэзия Брюсова Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо отметить различие в художественном уровне перечисленных выше сборников. Среди них “Зеркало теней” – наиболее сильная и творчески-значительная книга (я не могу считать ее.

Героизированный образ человека в поэзии Брюсова Большее значение приобрела у Брюсова тема человека как завоевателя природы, неутомимого труженика и вдохновенного созидателя. Героизированный образ человека-строителя лег в основу широко известного одического стихотворения “Хвала человеку” (1906). Забота о.

Образ города в первых произведениях Брюсова Наряду с декадентским индивидуализмом молодого Брюсова общей, объединяющей основой его лирики того времени является, как уже упоминалось, ее урбанистический характер. Лирический субъект Брюсова полон тривиальными и пряными впечатлениями городского быта.

“Воля к жизни” в стихотворениях Брюсова Счастье работы, сладостное чувство удовлетворения свершенным, желание идти дальше – все это ясно сочетается в стихотворениях “Работа”, “Блудный сын” и многих других. Тяжким повседневным трудом представляется Брюсову и само поэтическое.

Влияние символизма на ранее творчество Брюсова В процессе самоопределения поэзии Брюсова и его эстетических взглядов очень важным оказалось воздействие на него творчества Эдгара По, отчасти парнасцев, Бодлера и особенно французских символистов, в первую очередь Верлена, а.

Индивидуализм в ранней поэзии Брюсова Индивидуализм в ранней поэзии Брюсова по сути проистекал из стихийного недовольства наступающей властью капитала, ведущей к обезличиванию человека. Брюсов яростно защищал права личности, но эта защита не опиралась на какую-либо.

У истоков творчества Валерия Брюсова В Москве 1 декабря 1873г. в доме Херодиновых по Милютинскому переулку у Матрены Александровны и Якова Кузьмича Брюсовых родился мальчик. Был он Некрасив, с большой головой “толкачом”, но матери первенец.

“МНЕ ВИДЕТЬ НЕ ДАНО, БЫТЬ МОЖЕТ.” Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза – это все несомненно бросается в глаза читателю, даже впервые взявшему в руки книгу Брюсова.

Смысл современной поэзии Дробление литературы на группы решительно не привлекало Брюсова. Более того, он видел в падении групповых барьеров и в слиянии литературы в общем русле одну из предпосылок ее успешного творческого роста.

Анализ стихотворения Брюсова “Кинжал” Стихотворение Брюсова “Кинжал” отсылает сразу к двум классическим стихотворениям – пушкинскому “Кинжалу” и стихотворению Лермонтова “Поэт”. От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд. Стихотворение Пушкина в меньшей степени.

Лирический герой Брюсова Героев Брюсова объединяет ясность и определенность характера, дерзновенность мысли, преданность избранному пути, страстность служения своему призванию и своему историческому назначению. Брюсова привлекает сила ума и духа этих людей, дарующая им.

Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны” (Брюсов В. Я.) Стихотворение “Грядущие гунны” Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г. В “Грядущих гуннах” – наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание.

Сейчас вы читаете: Урбанистическая тема в поэзии Брюсова

Мое отношение к поэзии В. Брюсова

Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока “серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой, очень волевой человек. Этот облик возник у меня после прочтения мемуаров о нем и различных литературоведческих статей, где его имя так или иначе фигурировало. Его не любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина или Е. Бальмонта. В нем, видимо, не было определенного личного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в городском пейзаже. Я уверена, что на любой, пусть даже самый красивый город никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж.
Такое направление его творчества было подготовлено семейными традициями. Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, “в принципах материализма и атеизма”. Особо почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С детства Брюсову прививались интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. Такие начала воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова.
Основой поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в поэзии и искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное — только форма. Другой темой Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена, Бодлера и Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX века, отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города. Вначале он ищет в городских лабиринтах красоту, называет город “обдуманным чудом”, любуется “буйством” людских скопищ и “священным сумраком” улиц. Но при всей своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством, где свершаются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т. д.
Стихи Брюсова перекликались со стихами сверхурбаниста Маяковского. Брюсов пытается предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него это получается хуже, чем у Маяковского или, например, у Блока. Протест против бездушия городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе, оздоравливающих начал которой поэт не признавал в своем раннем творчестве. Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармоничность бытия. Но следует отметить, что его “природные” стихи значительно уступают его урбанистической лирике.
С большой художественной силой миру растворенной в городе пошлости противостоит у Брюсова поэзия любви. Стихи о любви сгруппированы, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы — “Еще сказка”, “Баллады”, “Элегии”, “Эрот, непобедимый в битве”, “Мертвые напевы” и другие. Но мы не найдем в стихотворениях этих циклов напевности, душевного трепета, легкости. У Брюсова любовь — всепоглощающая, возведенная до трагедии, “предельная”, “героическая страсть”. За Брюсовым, как известно, всю жизнь влачился темный хвост различных сплетен и слухов. Он появлялся в самых шумных ресторанах, имел романы с известными дамами. Во времена новых революционных преобразований в городе наступила довольно неуютная и тревожная жизнь, нищета была всеобщей. Но Брюсов относился к атому с присущим ему сарказмом. Недаром в свое время было написано:

Читайте также:  Что же представляла собой поэзия Брюсова: сочинение

Прекрасен, в мощи грозной власти,
Восточный царь Ассаргадон
И океан народной страсти,
В щепы дробящий утлый трон.

В поэзии Брюсова город неотделим от его личности, и в трагедийности города, прежде всего, чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии превращаются в фарс.
Поэт с живой страстью откликался на все важнейшие события современности. В начале XX века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство. В те годы Брюсов заявлял о своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии проявлял недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника. Однако в революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал счастливое будущее “нового мира” как торжество “свободы, братства, равенства”:

Поэт — всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей – вечно сестры.

Стихи Брюсова о первой русской революции, наряду со стихами Блока, являются вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века. А вот в годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса. Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости и одиночества:

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий.
Все во мне — лишь смерть и тишина,
Целый мир — лишь твердь и в ней луна.
Гаснут в сердце невзлелеянные сны,
Гибнут цветики осмеянной весны.

Но и в этот период творчества поэт продолжает славить человека-труженика, искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции. Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают последний период его литературного пути, представленный сборниками “В такие дни”, “Миг”, “Дали”. Поэт ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и для воссоздания в искусстве революционной действительности (“Третья осень”, “К русской революции”).
Оригинальное художественное творчество Брюсова не ограничивается стихами. Зная основные классические и европейские языки, Брюсов активно занимался переводами. Он переводил Метерлинка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и армянских поэтов. В Брюсове помимо дара художника жил неукротимый дух исследователя, который искал рационалистические “ключи тайн” к самым сокровенным человеческим чувствам, а также стремился понять причины рождения новых форм в искусстве, логику их развития. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны ему за то, что он своим творчеством создавал эпоху “серебряного века”, эпоху блистательных достижений отечественной поэзии.

Урбанистическая тема в поэзии Брюсова

Претерпевает существеннейшие изменения урбанистическая тема – одна из центральных в творчестве Брюсова. Наметившись еще в 90-е годы, она становится теперь социально-конкретной. Как поэт-урбанист Брюсов откровенно любуется городом – его культурой, динамичностью, движением городских толп (“Жадно тобой наслаждаюсь”, 1899; “Сумерки”, 1906). Поэт рисует облик будущего города – города дворцов “из стали и стекла”, небоскребов и т. д.
Капиталистический город предстает то “чудовищем размеренно-громадным” (“Замкнутые”, 1901), то неким собирательным символом “в царственной смене сверканий и тьмы” (“Слава толпе”, 1904), то “улицей-бурей” “с рокотом колес и скоком” (“Конь блед”, 1904). Но в каждом случае его картины ярко современны: поэт живет жизнью предреволюционной эпохи. Город Брюсова – это город резких социальных контрастов. “Блестящие приюты” и “дворцы золотые”, “ликующие вывески наглых огней”, “хрустальные залы”, где “хохочет огненный Разврат”, и как изнанка всего этого – “руки, что хотят подаяний”, “бешенство проклятий среди железа и огня”, “бедные дети земли… города дети и ночи” – все это не может не напомнить горьковских картин “города желтого дьявола”. Рисуя образ города, Брюсов отказывается от прежних приемов условной, абстрактной символики. Дремлет Москва, словно самка спящего страуса, Грязные крылья по темной почве раскинуты, – писал он в 1895 году (“Ночью”). И совершенно иной предстает картина засыпающего города в стихотворении 1906 года “Сумерки”:
– Круги циферблатов янтарных
– Волшебно зажглись над толпой,
– И жаждущих плит тротуарных
– Коснулся прохладный покой.
Урбанистические стихотворения Брюсова, продолжив после Некрасова и П. Якубовича “городскую” тему в русской поэзии, оказали влияние на А. Белого, А. Блока и др. Кое в чем они проложили дорогу и В. Маяковскому. Мало кто из поэтов начала XX века так благоговейно воспевал человеческий труд, как это делал Брюсов. Образ человека-труженика, творца всего прекрасного на земле, появился в его творчестве, как только он обратился к реальной действительности. В 90 году Брюсов пишет стихотворение “Работа”, проникнутое пафосом утверждения человеческого труда, приносящего человеку подлинное счастье:
– Здравствуй, тяжкая работа, Плуг, лопата и кирка!
– Освежают капли пота, Ноет сладостно рука!
– Прочь венки, дары царевны, Упадай порфира с плеч!
– Здравствуй, жизни повседневной Грубо кованная речь!
С новой силой тема труда зазвучала у Брюсова в годы первой русской революции. Великие свершения Человека воспевает поэт в стихотворении “Хвала человеку” (1906):
– Верю, дерзкий! ты поставишь
– Над землей ряды ветрил.
– Ты по прихоти направишь
– Бег в пространстве, меж светил.
– . И насильники вселенной,
– Те, чей путь ты пересек,
– Повторят привет священный:
– Будь прославлен, Человек!
Тяготея к историческим и философским обобщениям, Брюсов мыслил труд в общечеловеческих масштабах как огромную, почти космическую ценность, как великую преемственность бесчисленного ряда поколений (“Век за веком”, 1907).

Сочинение по литературе на тему: Урбанистическая тема в поэзии Брюсова

Другие сочинения:

Мое отношение к поэзии В. Брюсова Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока “серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой, очень волевой человек. Этот облик возник у меня Read More .

Любовь к труду и вера в человека в поэзии Брюсова Любовь к труду и вера в него, вера в человека труда – умного и дерзостного – определяла оптимизм Брюсова. Он непрестанно славил “подвиг мысли и труда”, его героями становятся и безымянные труженики – пахарь и каменщик, рабочий и швея, и Read More .

Индивидуализм в ранней поэзии Брюсова Индивидуализм в ранней поэзии Брюсова по сути проистекал из стихийного недовольства наступающей властью капитала, ведущей к обезличиванию человека. Брюсов яростно защищал права личности, но эта защита не опиралась на какую-либо продуманную систему, не связывалась с утверждением идеи положительного общественного устройства. Read More .

Героизированный образ человека в поэзии Брюсова Большее значение приобрела у Брюсова тема человека как завоевателя природы, неутомимого труженика и вдохновенного созидателя. Героизированный образ человека-строителя лег в основу широко известного одического стихотворения “Хвала человеку” (1906). Забота о судьбе человека на земле и во вселенной с тех пор Read More .

“Мне видеть не дано, быть может” (О поэзии Валерия Брюсова) Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза – это все, несомненно, бросается в глаза читателю, даже впервые взявшему в руки книгу Брюсова. Величав и торжествен строй его поэзии. У Брюсова как будто Read More .

Своеобразие поэзии В. Я. Брюсова В конце 90-х годов XIX века в русской литературе возникает новое направление – символизм. Основоположником этого направления считается Валерий Брюсов – поэт, прозаик, переводчик и главный теоретик символизма. Его творчество было настолько новым, непривычным, своеобразным, что, хотя и вызывало в Read More .

Новаторство в поэзии Валерия Яковлевича Брюсова Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). С Брюсовым произошло то, что часто бывает с основоположниками каких-либо направлений и систем: они первыми перерастают их рамки и затем сами отрицают эти направления и системы. В предисловиях к сборникам “Русские символисты”, в “Интервью о символизме”, Read More .

Анализ стихотворения Брюсова “Кинжал” Стихотворение Брюсова “Кинжал” отсылает сразу к двум классическим стихотворениям – пушкинскому “Кинжалу” и стихотворению Лермонтова “Поэт”. От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд. Стихотворение Пушкина в меньшей степени значимо для понимания брюсовского “Кинжала”: Пушкин воспевает кинжал как орудие Read More .

Ссылка на основную публикацию
×
×