Тоска по гармонии в поэзии Ш. Бодлера (2): сочинение

Тоска по гармонии в поэзии Ш. Бодлера (2): сочинение

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

УРОК № 25

Цель: проанализировать стихи из сборника «Цветы зла», углубить знания учащихся о творчестве Ш. Бодлера, особенности поэтики художника; добиться усвоения понятия «суггестия»; развивать навыки анализа поэтического произведения, выразительного чтения, свяВНОй речи, логического мышления, творческие способности; способствовать формированию читательской культуры школьников.

Оборудование: учебник; тексты стихотворений Ш. Бодлера (в переводах на выбор учителя и учащихся); словарь литературоведческих терминов, толковый словарь.

Одна из самых характерных примет поэзии

Бодлера заключается в органическом сочетании

глубокого и интенсивного лиризма

с пластическим совершенством формы.

Философская идея или драматическое переживание

находят у него удивление полное воплощение в образах,

визуально выразительных до скульптурності

и одновременно поднятых до высоты символа.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Дайте определение понятий «символизм», «модернизм».

– Назовите основные признаки символизма.

– Раскройте особенности эстетических взглядов Ш. Бодлера.

– Расскажите о структуре сборника «Цветы зла».

– Какое символическое значение названия сборника «Цветы зла»?

2. Выразительное чтение наизусть поэзии Ш. Бодлера «Альбатрос».

(Стихотворение декламируют наизусть 3-4 ученика.)

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФА УРОКА

Двоплановість сборника «Цветы зла»

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

Как известно, композиционную особенность структуры сборника «Цветы зла» составляет ее двоплановість. Это касается прежде всего основной части «Сплин и идеал», в которой утверждается божественная природа человека и низость обычной жизни. Поэт стремится взлететь вверх, его «трепетный дух» бежит от «земного болезнетворной гнили», чтобы подняться в «светлую даль», в «тайные сферы». Но ему трудно удержаться на этой высоте. От первой части «Сплина и идеала» к заключительной (стихи «Сплин», «Марево», «Жажда небытия», «Алхимия страдания», «Часы») четко прослеживается нисходящая линия, которая ведет не от «сплина» до «идеала», а наоборот, от «идеала» до «сплина», от Бога – к Сатане.

Цикл «Сплин и идеал», как и в целом вся коллекция – это лирическая драма, где идеалу противостоит не сама действительность, а «сплин» – болезненное душевное состояние, порожденный этой действительностью. Бодлеру удалось заглянуть в бездну человеческого отчаяния и душевного мрака.

2. Выразительное чтение поэзии Ш. Бодлера «Вечерняя гармония».

(Ученик или учитель декламируют стихотворение в переводе Д. Павлычко (или другом на выбор учителя).)

Приходит время, когда стебель поет росне,

Словно кадило цвет димує в тишине;

Мелодий дуновения всплывают душистые,

Меланхоличный вальс и обалдения томное!

Словно кадило, цвет димує в тишине,

И сердце скрипки где-то тремкоче стоголосне,

Меланхоличный вальс и обалдения томное,

Как алтарь, небеса высокие и грустные.

И сердце скрипки где-то тремкоче стоголосне,

То сердце, что гроб ненавидит и в сне!

Как алтарь, небеса высокие и смутные,

Упало в кровь свою светило життєносне.

То сердце, что гроб ненавидит и в сне,

Из прошлого берет рассвета високосне,

Упало в кровь свою светило життєносне,

И сияет, как потир*, твое лицо мне.

3. Анализ стихотворения.

– Какие чувства вызывает у лирического героя вечер? (Вечер вызывает у героя разные чувства и ассоциации. Глубокое впечатление на него производят закат, ночная тишина, буйство трав и деревьев.)

– Как в стихотворении достигается ощущение гармонии? (С помощью сочетания звуков и ароматов, чувств и впечатлений.)

– Проследите за особенностями мелодики. (Стих очень мелодичный. Эта мелодичность обеспечивается повторами, приемами асонансу (частое повторение звуков «о» и «у», передают протяженность мелодии) и аллитерации по (много сонорных звуков «м», «л», «н». Вместе с тем частое повторение «г» вносит ощущение тревоги).)

– Какую роль играет образ меланхолического вальса? (Это мелодия сердца лирического героя – меланхоличная, то есть печальная, несколько возвышенная, но трагическая.)

– Можете ли вы сказать, о чем этот стих? (О невыразимую тоску личности, стремление к гармонии, недостижимость идеала, о жизни и смерти.)

– Какое значение имеет закат, изображенный в конце стихотворения? (Кровавый закат приобретает символическое значение. Он олицетворяет душевные потери, которые всегда сопровождают жизнь человека. Но в последней строке звучит светлая нота: упоминание о любимой «И сияет, как потир, твое лицо мне». Неслучайным является упоминание о потир, ведь любовь приобретает признаков святости. Именно таким и является это чувство.)

– Какой прием использует автор в финале произведения? (Прием синтаксического противопоставления: «Упало в кровь свою светило життєносне, / И сияет, как потир, твое лицо мне».)

4. Слово учителя.

В стихотворении «Вечерняя гармония» чувствуется какая-то недосказанность, незавершенность. И все это происходит в душе лирического героя. Перед нами пример суггестивной лирики.

5. Словарная работа.

Суггестия – внушение, спонтанное проявление эмоций.

Суггестивная лирика – жанровая группа лирических произведений, которая опирается не на логически оформленные связи, а на ассоциации и интонационные оттенки, обращена к эмоциональной сфере читателя. Предметом изображения в сугестивній лирике есть духовная сфера, внутренние конфликты морально-психологического характера.

6. Продолжение слова учителя.

Поэзия «Вечерняя гармония» имеет глубокий подтекст. Стихотворение демонстрирует тезис поэта о том, что настоящее искусство должно быть незавершенным, таинственным. В произведении воедино сливается Красота и Тайна, которые символизируют разные первоисточники. Так автор утверждает гармоничную цельность личности во всех ее чувствах. Подобная цельность является одним из проявлений Идеала, способом утверждения духовного величия человека.

Известный российский поэт-символист В. Брюсов писал: «Два стихотворения Бодлера определяют границы его поэзии, но и поэзии вообще: “Красота” и “Соответствия”. В одном из них поэт преклоняется перед Красотой мира, а в другом – перед его Тайной. Человечество издавна знает эти два направления, два эти идеалы. Античный мир преклонялся перед Красотой, мир христианский – перед Тайной. Борьба этих двух идеалов и составляет всю историю человечества».

7. Выразительное чтение поэзии Ш. Бодлера «Соответствия».

(Ученик или учитель декламируют стихотворение в переводе М. Драй-Хмары (или другом на выбор учителя).)

Природа – мудрый храм, где ряд живых колонн

Неслышно шепчеться, как вечереет день;

Лесами символов проходит там человек

И встречает приветливый взгляд.

Как верховинских лун глухие, протяжные гуки,

Сливаются в протяжный аккорд и крепкий,

Где все соединилось: и ночь, и день ясный,-

Так сочетаются духи, краски и звуки.

Есть свежие ароматы, как тельца младенцев,

Зеленые, как лука, мягкие, как звук гобоя,

И есть торжественно-развратный аромат –

Дух амбры, ладана, дух пижмы и бензоя,

Что в беспредел ширится, как и сама жизнь,-

В нем экстаза дум, в нем восторг чувства.

8. Анализ стихотворения.

– Можно ли определить тему стихотворения? (Четко ее определить трудно. Ведь в поэзии много таинственного, интуитивного, подсознательного.)

– Какой в этом стихе есть позиция автора? (Автор призывает читателей приобщиться к загадочной и непознанной тайны бытия, ощутить целостность и единство всего сущего. Каждый читатель по-своему может трактовать символы поэзии, ведь они всегда многозначны.)

– Какой в стихотворении предстает природа? («Природа – мудрый храм».)

– В чем заключается особенность изображения мира в поэзии? (В стихотворении много зрительных и чувственных образов. Автор передает звуки и запахи. Читатель «чувствует» запах духов, «дух амбры, ладана, дух пижмы и бензоя», «видит» зеленые луга, леса, бескрайние поля. Каждый должен найти свои «соответствия» и познать смысл бытия.)

– Определите жанр поэзии. (Сонет: 14 строк, два катрены и два терцети. В конце – основная мысль: жизнь многогранна и непознанное.)

9. Работа с эпиграфом.

– Выразительно прочитайте эпиграф к уроку.

– Какие особенности поэтики Ш. Бодлера определил Д. Наливайко? (Органическое сочетание глубокого лиризма, философская насыщенность стиха, символизм образов.)

10. Проблемные вопросы и задачи.

– В чем заключается особенность поэтики Ш. Бодлера?

– Найдите воплощение черт символизма в поэзии Ш. Бодлера.

11. Комментарий учителя.

Основополагающий структурный принцип сборника «Цветы зла» является таким, что соответствует романтическому направлению. Это определяется контрастным противопоставлением поэта, который стремится к идеалу, и жестокого окружающего мира. Доминантами, которые организуют обраВНО-поэтическую структуру сборника, выступают принцип контраста, характерный для романтизма, и символика.

Каждый художественный образ той или иной степени является символом, потому что он не только что-то непосредственно отображает, но и символизирует шире, больше, шире.

Стихи Бодлера часто полны ужасных, гадких, откровенных картин порока, грязи, распущенности («Падаль»). Но если поэзия насыщена образами, которые символизируют общественный и моральный упадок, это не означает, что сама она излучает зло. Наоборот, любое стихотворение Бодлера обязательно несет веру и надежду на лучшее. Об этом свидетельствуют слова самого поэта: «. В эту жестокую книгу я вложил все мое сердце, всю свою нежность, всю мою віру. всю мою ненависть. ».

«Цветы зла» – это осуществленный с редкой последовательностью и завершенностью синтез значительного эпохи европейской поэзии эпохи романтизма, и в то же время своеобразный пролог к другой выдающейся поэтической эпохи конца XIX – начала XX века. Поэтому неслучайно Бодлера называют и поздним романтиком и поэтом эпох импрессионизма, и предтечей символизма.

«Цветы зла» повлияли на развитие современной поэзии. Французские последователи Бодлера – С. Малларме, А. Рембо. Сильное влияние Бодлера можно обнаружить в творчестве австрийского поэта Р.-М. Рильке.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Творческое задание. Ролевая игра.

– Ознакомившись со стихами из сборника «Цветы зла», представьте себя «адвокатом» Ш. Бодлера. Попробуйте «защитить» его на суде.

2. Заключительная беседа.

– Каково ваше личное впечатление от поэзии Ш. Бодлера?

– В чем проявляется особенность композиции сборника «Цветы зла»?

– Каким поэт видит искусство?

– В чем заключается особенность поэтики Бодлера?

– Какие особенности символизма присущи поэзии художника?

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить материал о символизме, его эстетические принципы.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути П. Верлена.

* Потир – чаша, в которой на литургии смешивают вино с водой для причастия.

Сочинение «Тоска по гармонии в поэзии Ш. Бодлера (2)»

Я — строгий образец для гордых изваяний,
И, с тщетной жаждою насытить глад мечтаний,
Поэты предо мной склоняются во прах.
Но их ко мне влечет, покорных и влюбленных,
Сиянье вечности в моих глазах бессонных,
Где все прекрасное, как в чистых зеркалах.
Ш. Бодлер

Читайте также:  Документальная проза Бондарева о войне: сочинение

Первая половина XX века отмечена возникновением и широким распространением нового течения в литературе. Это время можно по праву назвать началом новой эры — эры символизма в искусстве. И одним из основателей новой литературы является Шарль Бодлер. Именно его произведения Элиот называл вещью «наиболее приближенной к сложному обновлению, с которым мы экспериментируем».
В своем стремлении к идеалу, в поисках высшей гармонии Бодлер был очень близок к поэтам-романтикам. Но его поэзия, в отличие от поэзии романтиков, более реальна, жизненна, объективна; его стихотворения лишены абстрактной эмоциональности. В произведениях этого поэта четко прослеживается слияние внешнего и внутреннего мира, что выражается в наполненности метафорами, аналогиями, сравнениями. Поэзия Бодлера, центральные мотивы которой наиболее ярко отразились в сборнике «Цветы зла», основывается на понимании и отражении трагической несовместимости художника и буржуазного мира, по законам которого он вынужден существовать. Это общество, в котором господствуют зло, несправедливость, жестокость, насилие и низость нравов, совершенно неприемлемо и отвратительно поэту, но он понимает свое бессилие перед этим страшным, властным и сильным миром.

Стихотворения Бодлера выступают своеобразными «предметными уроками» несчастья, отчаяния, продажности цивилизации,
раздвоением человеческой души между добром и злом. С глубоким сочувствием относится поэт к людям труда и обездоленным, что наиболее ярко отразилось в его стихотворениях «Вечерние сумерки», «Утренние сумерки» и некоторых других. Автор чувствует острую необходимость понимания природы окружающего людей зла, греховности и обреченности этого мира. Так как только с таким пониманием можно надеяться найти выход из этого замкнутого круга. Честно и открыто анализируя собственный опыт, собственную душу, собственную природу, Бодлер постепенно открывает все новое, неизведанное или запрещенное в человеческой природе. И с этих открытий начинается поиск красоты, то есть в какой бы то ни было реальности.
Герой произведений поэта исключительный, непохожий на других человек, он не хочет принимать ту мораль, которой подчиняются все, не может примириться с окружающей его действительностью. «Не хочу», — решительно заявляет он всем тем, кто хочет подчинить его, заставить пойти против движения собственного сердца. И вместе с тем это человек, который несет в себе страдания всего мира, его боль:

Я оплеуха и щека,
Я рана — и удар булатом,
Рука, раздробленная катом,
И я же — катова рука!
Мне к людям больше не вернуться,
Я — сердца своего вампир,
Глядящий с хохотом на мир
И сам бессильный улыбнуться.

В этих строках наиболее ярко чувствуется то основное противоречие, которым пронизана вся лирика Бодлера — стремление человека к преодолению зла, и вместе с тем сознание неосуществимости своих стремлений.
Стихотворения поэта пронизаны вечным поиском идеала, гармонии, тягой к свободному полету. Не случайно в его поэзии часто можно встретить образы птиц, как олицетворение мечты автора о душевной свободе и чистоте. Таким является, например, его сонет «Альбатрос», где звучит мотив символического сопоставления:

Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
Летаешь в облаках, средь молний и громов,
Но исполинские тебе мешают крылья
Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.

Поэт придает исключительно большое значение органичному и цельному выражению духовной жизни, мироощущения и идеалов человека. Душа его постоянно стремится к полету, к свободе от тоски и тревог жизни. Его дух «взмахом быстрых крыл» поднимается над греховным и больным миром, чтобы там, в высоте, очиститься от отравленных испарений. И он искренне завидует тем, кто смог достичь этих лучезарных высот.
Трагически сознает поэт, что его и подобных ему людей окружает лишь зло и боль. Именно поэтому все его произведения проникнуты неисчерпаемым гуманизмом, состраданием к окружающим его людям, таким же несчастным и тоскующим по красоте, как и он. В каждом человеке — будь то одинокий, никем не понятый искатель справедливости или же несчастные старушки — автор видит в первую очередь живую душу, страдающую от противоречий, исканий, нужды.
Рассуждения поэта о вечном стремлении к недосягаемой мечте, о бесчисленных обманах на пути жизни в конце концов приводит его к горькому выводу, что исходом человеческих исканий является только смерть. А что он там найдет — безразлично:

Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
На дно твое нырнуть — Ад или Рай — едино! —
В неведомую глубь — чтоб новое обресть!

Сущность творчества Бодлера довольно точно отразил М. Горький, который говорил, что поэт «жил во зле, добро любя», и погиб, «оставив Франции свои мрачные, ядовитые, звучащие холодным отчаянием стихи. ».

Тоска по гармонии и мотивы неодолимости зла в поэзии Бодлера

Глупость, грех беззаконный, законный разбой Растлевают нас, точат душу и тело. И, как нищие — вшей, мы всю жизнь, отупело Угрызения совести кормим собой.

Ш. Бодлер. Вступление

Творчество Бодлера до сих пор выдерживает лавину критики, споров, негодования. Его ненавидят, осуждают, обожают, любят. Его называют «последним романтиком», «первооткрывателем и следопытом», «мастером, гранильщиком, чеканщиком прихотли­вых видений». Я согласна со всеми этими определениями, но до­бавила еще и свое — певец безысходности:

Стая бесов, глистами сплетаясь в клубки, Наше сердце буравит, наш мозг прогрызает. Что ни вздох, в наши легкие Смерть заползает С монотонным хрипением горной реки.

Бодлера можно обвинить в однобокости, чрезмерном пессимиз­ме, граничащем с безумием, ведь он во всем видит только одну сто­рону. Й эта сторона — самая отвратительная. Здесь все равны: что светское общество с его наигранным благородством, что презрен­ные низы. У всех одна цель, один крест, один исход:

С каждым днем, с каждым шагом мы близимся к аду, В отвратительном тайную видим отраду И бесстрашно бредем сквозь зловонье и мрак.

Единственный сборник стихов Бодлера называется «Цветы зла». Зло проникло в сущность людскую и стало неотделимым от нее, оно так же естественно, как и смерть. Человек порочен, за­вистлив, глуп, похотлив, во всем ищет только личную выгоду. Он смешон в жалких попытках цепляться за жизнь, которая во мно­гом сходна с разлагающейся тушей мертвой лошади (стихотворе­ние «Падаль»):

Ио вспомните: и вы, заразу источая, Вы трупом ляжете гнилым, Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, Вы, лучезарный серафим.

Его стихотворения не несут радости, света, оптимизма. Жен­щина у Бодлера не богиня, а «нечистая», «жестокая тварь», которая из скуки и тоски «высасывает мозг человечий», а точнее сказать — мужской. Однако хоть женщина и «глухое орудье увечий», способ­ное «что ни день, разрывать сердца на куски», Бодлер признается, что любовь не обходит стороной и его:

Я влюблен в тебя так, как в ночной небосвод.

Мой рассудок тебя никогда не поймет.

Бодлер обладал своеобразным мышлением, понять которое дано не каждому, поэтому его поэзия до сих пор вызывает у читателя массу противоречивых чувств.

Характерной чертой сборника «Цветы зла» является неудер­жимая и необузданная нагая откровенность, порой выставляю­щая самого автора в неприглядном виде. Многие из его стихов звучат как вызов обществу и морали. Но Бодлер сознательно шел на это:

Ну, кто придумает и кто создаст мученья

Для тела без души, для тленья среди тленья ?

Высшее общество в изображении Бодлера ничем не отличает­ся от деклассированных элементов — и там и тут действуют ни­зость и подлость. Ночной ненасытный Париж полон отврати­тельных пугающих призраков. Нервы поэта напряжены, он тщет­но пытается преодолеть тоску и отчаяние в прогулках по безум­ному городу:

Будь мудрой, Скорбь моя,

И подчинись Терпенью.

Всюду и во всем — ощущение несостоятельности, непрочности этого лучшего из миров:

Вы, ангел кротости, знакомы с тайной злостью ?

С отравой жгучих слез и яростью без сил ?

К вам приводила ночь немая из могил

Месть, эту черную, назойливую гостью?

Архитектоника книги продумана до мелочей. Это не сборник разнородных стихов, но роман о трагическом одиночестве, книга- исповедь. Бодлер, этот одинокий мастер причудливых и безобраз­ных видений, последний романтик, видел будущее как полный хаос и де града ци ю чел овечес ких душ:

Если грязь на пути, мы как будто ей рады, —

Слезы смоют все пятна — так кажется нам.

Мрачен внутренний мир поэта, безысходно и скорбно его оди­ночество. Стихи Бодлера были названы современниками безнрав­ственными, но грубый, местами дерзки-откровенный реализм ка­ким-то чудом пробуждает в сердцах читателей чистые и благород­ные чувства. А любовь его красива. Да, любовь у Бодлера очень красива. Как и его роскошные цветы — «Цветы зла».

Один лишь только раз Вы мраморной рукою @ руку оперлись мою.

Я в недрах памяти, мой добрый друг, с тоскою Миг этой близости таю.

Любовная лирика Бодлера чем-то напоминает романсы Вер­тинского, такие же грациозно-легкие и печальные, о которых удивительно удачно отозвался Я. Смеляков: «Я могу смеяться над его искусством. Я могу заплакать над его тоской». Тоска Бодлера светла и способна очистить сердца, покрытые налетом равнодушия.

Примечательно, что первоначальным названием сборника сти­хов Бодлера было «Преддверие ада».

Сочинение на тему Бодлер ш. – Тоска по гармонии в поэзии ш. бодлера

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-09

О смертный, как мечта из камня, я прекрасна!
И грудь моя, что всех погубит чередой,
Сердца художников томит любовью властно,
Подобной веществу, предвечной и немой.
Ш. Бодлер
Литературный дебют Бодлера состоялся в 1845 году, когда в журнале «Художник» был опубликован сонет «Даме креолке».
В истории французской литературы творчество Шарля Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии. Его считают предшественником символизма, одним из первых поэтов-урбанистов. Артур Рембо – лидер мирового поэтического авангарда, восторженно называл его «королем поэтов, настоящим Богом», потому что трудно найти другого поэта, который сделал бы так много для радикального обновления поэтического сознания, а Поль Валери считал, что именно Бодлер «вернул . поэзии ее сущность».
Сегодня Бодлера часто называют «последним романтиком», и это не случайно. Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу – основное содержание всех его произведений. Об это свидетельствует и его культ красоты, и признание им великой миссии поэта, и противопоставление гения толпе.
Поэтический сборник «Цветы зла» – главный труд всей его жизни, вызвавший громкий скандал и в то же время принесший ему мировую известность. Он представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер не воспринимает природу как источник обновления чувств или способ защиты от цивилизации. Наоборот, природа у него – враг человека. «Я никогда не поверю, – писал Бодлер, – что Божественная душа обитает в растениях, а если бы она там и обитала . я все равно считал бы, что моя собственная душа куда ценнее души священных овощей. Разумеется, порядок и гармония природы и помимо человека исполнены вдохновляющей силы, вложенной в них свыше; но вне человеческой мысли, способной воодушевиться ею, эта сила словно бы и не существует». Поэт вообще стремился отыскать, преувеличить все слабости романтического искусства, подвергнуть окружающий мир анализу и отыскать в нем свою Красоту и свою Гармонию. Бодлер ищет вдохновения в «иной природе» – в произведениях искусства и продуктах человеческого труда. Он стал одним из первых поэтов-урбанистов. В цикле «Парижские картины» на первый план выступает тема большого города. Бодлер любит и одновременно ненавидит свой Париж, называя его «славной и скорбной картиной нашей цивилизации». Славной, потому что возникновение мировых городов – это вершина развития человеческого общества, скорбной, потому что город-гигант является знаком заката культуры. Исследуя и анализируя окружающую действительность, Бодлер погружается
в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования: унижающую нищету и смерть, опьянение, ночные кошмары, запретную любовь. Его мир «как лицо в слезах», где «в сырой, белесой мгле дома, сливаясь, тонут», «в больницах сумрачных больные тихо стонут», а «нищета, дрожа, прикрыв нагую грудь, встает и силится скупой очаг раздуть». Невозможность вести спокойную, красивую и гармоничную жизнь вынуждает человека бежать от пугающей действительности, топить тоску в вине или искать других наслаждений. А неизбежной платой за обладание земными благами становится разрушение личности (это основная тема цикла «Вино»). Равнодушие мира по отношению к человеку, несостоятельность религиозных доктрин вынуждают человека к бунту. Бодлер не принимает существующий порядок вещей и посягает даже на его основу – Бога, безразличного к страданиям людей. Поэт желает разрушить такой несправедливый порядок и ниспровергнуть установленные ценности. В «Литании Сатане» восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе.
В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. В стихотворении «Альбатрос» поэт противопоставляется бездушной толпе. Поэт – тот же изгой, «проклятый», «сосланный с небес на землю», чья участь особенно драматична, так как он обладает даром познания и прозрения. Предназначение искусства Бодлер видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине. Бодлер открывает для поэзии новые области и новый эстетический принцип: изображение жестокой реальности в совершенной поэтической форме. Его слова точны, образы емки, а рифмы строги. Поэзию Бодлера отличают, если можно так выразится, скульптурная огранка каждой поэмы, величавость и звучность стиха. Уже само название сборника «Цветы зла» емко отражает смысл всего творчества этого самобытного художника. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем – отрицательной действительности и мира прекрасного – говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения поэта. Бодлер стремится извлечь красоту из зла. Он писал: «Я нашел определение Прекрасного – моего прекрасного. Это нечто пылкое и печальное, нечто смутное, оставляющее место для догадок. Я почти не в силах вообразить себе Красоту, которая не была бы связана с Горем. ». В стихотворении «Гимн Красоте» автор провозглашает, что ему нет разницы, откуда она пришла, его не пугает, что Красота может быть жестокой, гадкой, ступающей «по мертвецам», он готов все простить Красоте, только бы она дала ему возможность забыть о гнетущей действительности .
Романтизм для него заключается не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой манере чувствования. И эта особая манера чувствования притягивает и завораживает, заставляет задумываться вновь и вновь о смысле и форме человеческого существования, оценивать окружающую действительность и стремиться к преодолению противоречий и зла в этом мире, стремиться ко всему прекрасному и гармоничному.
Я – строгий образец для гордых изваяний,
И, с тщетной жаждою насытить глад мечтаний,
Поэты предо мной склоняются во прах.
Но их ко мне влечет, покорных и влюбленных,
Сиянье вечности в моих глазах бессонных,
Где все прекрасное, как в чистых зеркалах.
Ш. Бодлер
Первая половина XX века отмечена возникновением и широким распространением нового течения в литературе. Это время можно по праву назвать началом новой эры – эры символизма в искусстве. И одним из основателей новой литературы является Шарль Бодлер. Именно его произведения Элиот называл вещью «наиболее приближенной к сложному обновлению, с которым мы экспериментируем».
В своем стремлении к идеалу, в поисках высшей гармонии Бодлер был очень близок к поэтам-романтикам. Но его поэзия, в отличие от поэзии романтиков, более реальна, жизненна, объективна; его стихотворения лишены абстрактной эмоциональности. В произведениях этого поэта четко прослеживается слияние внешнего и внутреннего мира, что выражается в наполненности метафорами, аналогиями, сравнениями. Поэзия Бодлера, центральные мотивы которой наиболее ярко отразились в сборнике «Цветы зла», основывается на понимании и отражении трагической несовместимости художника и буржуазного мира, по законам которого он вынужден существовать. Это общество, в котором господствуют зло, несправедливость, жестокость, насилие и низость нравов, совершенно неприемлемо и отвратительно поэту, но он понимает свое бессилие перед этим страшным, властным и сильным миром.
Стихотворения Бодлера выступают своеобразными «предметными уроками» несчастья, отчаяния, продажности цивилизации,
раздвоением человеческой души между добром и злом. С глубоким сочувствием относится поэт к людям труда и обездоленным, что наиболее ярко отразилось в его стихотворениях «Вечерние сумерки», «Утренние сумерки» и некоторых других. Автор чувствует острую необходимость понимания природы окружающего людей зла, греховности и обреченности этого мира. Так как только с таким пониманием можно надеяться найти выход из этого замкнутого круга. Честно и открыто анализируя собственный опыт, собственную душу, собственную природу, Бодлер постепенно открывает все новое, неизведанное или запрещенное в человеческой природе. И с этих открытий начинается поиск красоты, то есть в какой бы то ни было реальности.
Герой произведений поэта исключительный, непохожий на других человек, он не хочет принимать ту мораль, которой подчиняются все, не может примириться с окружающей его действительностью. «Не хочу», – решительно заявляет он всем тем, кто хочет подчинить его, заставить пойти против движения собственного сердца. И вместе с тем это человек, который несет в себе страдания всего мира, его боль:
Я оплеуха и щека,
Я рана – и удар булатом,
Рука, раздробленная катом,
И я же – катова рука!
Мне к людям больше не вернуться,
Я – сердца своего вампир,
Глядящий с хохотом на мир
И сам бессильный улыбнуться.
В этих строках наиболее ярко чувствуется то основное противоречие, которым пронизана вся лирика Бодлера – стремление человека к преодолению зла, и вместе с тем сознание неосуществимости своих стремлений.
Стихотворения поэта пронизаны вечным поиском идеала, гармонии, тягой к свободному полету. Не случайно в его поэзии часто можно встретить образы птиц, как олицетворение мечты автора о душевной свободе и чистоте. Таким является, например, его сонет «Альбатрос», где звучит мотив символического сопоставления:

Читайте также:  Жизненный и творческий путь Ю. Бондарева: сочинение

Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
Летаешь в облаках, средь молний и громов,
Но исполинские тебе мешают крылья
Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.
Поэт придает исключительно большое значение органичному и цельному выражению духовной жизни, мироощущения и идеалов человека. Душа его постоянно стремится к полету, к свободе от тоски и тревог жизни. Его дух «взмахом быстрых крыл» поднимается над греховным и больным миром, чтобы там, в высоте, очиститься от отравленных испарений. И он искренне завидует тем, кто смог достичь этих лучезарных высот.
Трагически сознает поэт, что его и подобных ему людей окружает лишь зло и боль. Именно поэтому все его произведения проникнуты неисчерпаемым гуманизмом, состраданием к окружающим его людям, таким же несчастным и тоскующим по красоте, как и он. В каждом человеке – будь то одинокий, никем не понятый искатель справедливости или же несчастные старушки – автор видит в первую очередь живую душу, страдающую от противоречий, исканий, нужды.
Рассуждения поэта о вечном стремлении к недосягаемой мечте, о бесчисленных обманах на пути жизни в конце концов приводит его к горькому выводу, что исходом человеческих исканий является только смерть. А что он там найдет – безразлично:
Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
На дно твое нырнуть – Ад или Рай – едино! –
В неведомую глубь – чтоб новое обресть!
Сущность творчества Бодлера довольно точно отразил М. Горький, который говорил, что поэт «жил во зле, добро любя», и погиб, «оставив Франции свои мрачные, ядовитые, звучащие холодным отчаянием стихи. ».

Анализ стихотворения «Альбатрос» Шарля Бодлера

Автор: Guru · 08.05.2018

Шарль Бодлер — великий мастер 19 века. Его творчество весьма неоднозначно: его произведения имеют некую демоническую, разрушительно-созидательную окраску и составлены «от обратного». Они преисполнены аллегоричности и двойственности образов. Ярким примером служит стихотворение «Альбатрос», являющееся одним из самых известных стихов из сборника «Цветы Зла».

Читайте также:  Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева: сочинение

История создания

Данное стихотворение написано в 1842 году. Это период раннего творчества Бодлера. В 1842 году он стал наследником весьма крупного состояния (75000 франков), которое получил в наследство от своего отца. В этом же году Шарль Бодлер познакомился со своей возлюбленной Жанной Дюваль. Этот период стал для него настоящим переворотом.

Постепенно Бодлер начинает набирать популярность. Деньги, легкомыслие и разврат убили в поэте всё живое и чистое, человечное, но это положительно сказалось на его творчестве и придало ему узнаваемость и «изюминку». Бодлер прозвучал похоронным маршем, сарабандой в сознании миллионов слушателей. Так же его творчество плотно сопряжено с произведениями Эдгара По, который так же отличался трагичностью и мрачностью судьбы, был заядлым алкоголиком и придерживался такого литературного течения, как символизм. Знакомство с его литературой наложило глубокий отпечаток на стихотворения Бодлера. Также поэт посвятил 17 лет своей жизни переводам работ По на французский язык.

Шарль Бодлер не был принят и признан своей эпохой. Его убили недопонимание со стороны общества и собственная распущенность. Это нашло своё отражение в его стихотворении «Альбатрос».

Жанр, направление, размер

Произведение написано в размере шестистопного ямба, имеет перекрёстную рифму. Жанр данного стихотворения — элегия.

Стихотворение можно бесспорно отнести к декадансу в чистом его проявлении. Черты, характерные для данного литературного течения, прослеживаются в произведении: ощущения, полученные в процессе эмпирического опыта, имеющие двойственную, контрастную окраску (от прекрасного и возвышенного к отвратительному и вульгарному), некая безысходность в слоге (мечты поэта останутся лишь иллюзорностью), мрачность.

Образы и символы

Центральный образ в этом стихотворении Шарля Бодлера — это альбатрос — воплощение облика самого поэта. Матросы — аудитория писателя, которая питается его творчеством, подобно паразиту, воспринимая это не как высокое искусство, а лишь как некое развлечение:

Когда в морском пути тоска грызет матросов,
Они, досужий час желая скоротать,
Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов,
Которые суда так любят провожать.

Корабль и лодка — это символ человеческой шаткой судьбы, раскачиваемой бурей и ненастьем. Море в данном контексте символизирует бушующую, кипящую и жестокую, губительную для автора жизнь. Бодлер говорит нам, что поэт является невольным пленником своего творчества, некой красивой, гордой птицей, заключённой в клетке. Он возвышает поэзию до облаков, молний и громов. «Крылья» лирического героя мешают ему сойти на землю и быть принятым обществом, которое так далеко от его философских, неземных и высокоорганизованных воззрений, необремененных материей. Альбатрос – это еще и символ свободы в заточении у одной лишь стихии — творчества.

Темы и проблемы

Смысл

Смысл стихотворения заключается в том, что поэт никогда не будет свободен от осуждений и «шиканья глупцов». Его творчество служит мимолётным развлечением для вульгарного и легкомысленного общества. Его «исполинские крылья» — это неосознанное заточение, причина для насмешек и критики. Однако подлинную свободу возможно обрести лишь в одиночестве, созидании и гармонии с собой, поэтому отдаваясь на волю стихии, творец обретает независимость.

Также идея данного стихотворения вмещает в себя авторскую позицию по отношению к социуму и жизни в целом. Бытие представляется ему тоскливым, однообразным морским путешествием сквозь смертоносные пучины, где люди глупеют, черствеют и не находят ничего лучшего, чем жестокие забавы и травля тех, кто обрел свободу над убожеством действительности.

Средства художественной выразительности

Произведения Бодлера изобилуют эпитетами. Стихотворение «Альбатрос» — не исключение. Только настоящий гений может позволить себе многообразие и изобилие эпитетов. Например, в описании альбатросов поэт использует такие прилагательные как «беспечные» и «огромные», тем самым подчёркивая их наивность, открытость и некую одухотворённую, возвышенную лёгкость. Автор акцентирует внимание на идеальности птицы: «быстрейший из гонцов», «снежные крылья», «исполинские крылья».

Также Бодлер активно использует антитезу, например, противопоставляя «быстрейший» и «грузный», «краса» и «смешон», «летать» и «ходить», тем самым подчёркивая несовершенство мира, огромный разрыв между восприятием поэта и общества.

Критика

Стихотворение «Альбатрос» признано всемирно известным и является классикой эпохи символизма и декаданса. Как и все произведения Бодлера, оно вызвало волну бурных обсуждений среди критиков. Жан-Поль Сартр писал о его творчестве следующее:

Для самого себя он избрал существование, тогда как для других – бытие.

Бодлер – человек, попытавшийся увидеть себя со стороны, словно другого, и вся его жизнь есть история этой неудавшейся попытки.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Тоска по гармонии в поэзии Ш. Бодлера

Литературный дебют Бодлера состоялся в 1845 году, когда в журнале «Художник» был опубликован сонет «Даме креолке». В истории французской литературы творчество Шарля Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии. Его считают предшественником символизма, одним из первых поэтов-урбанистов. Артур Рембо – лидер мирового поэтического авангарда, восторженно называл его «королем поэтов, настоящим Богом», потому что трудно найти другого поэта, который сделал бы так много для радикального обновления поэтического сознания, а Поль Валери считал, что именно Бодлер «вернул… поэзии ее сущность».

Сегодня Бодлера часто называют «последним романтиком», и это не случайно. Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу – основное содержание всех его произведений.

Об это свидетельствует и его культ красоты, и признание им великой миссии поэта, и противопоставление гения толпе.

Поэтический сборник «Цветы зла» – главный труд всей его жизни, вызвавший громкий скандал и в то же время принесший ему мировую известность. Он представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер не воспринимает природу как источник обновления чувств или способ защиты от цивилизации. Наоборот, природа у него – враг человека. «Я никогда не поверю, – писал Бодлер, – что Божественная душа обитает в растениях, а если бы она там и обитала… я все равно считал бы, что моя собственная душа куда ценнее души священных овощей… Разумеется, порядок и гармония природы и помимо человека исполнены вдохновляющей силы, вложенной в них свыше; но вне человеческой мысли, способной воодушевиться ею, эта сила словно бы и не существует». Поэт вообще стремился отыскать, преувеличить все слабости романтического искусства, подвергнуть окружающий мир анализу и отыскать в нем свою Красоту и свою Гармонию. Бодлер ищет вдохновения в «иной природе» – в произведениях искусства и продуктах человеческого труда. Он стал одним из первых поэтов-урбанистов. В цикле «Парижские картины» на первый план выступает тема большого города. Бодлер любит и одновременно ненавидит свой Париж, называя его «славной и скорбной картиной нашей цивилизации». Славной, потому что возникновение мировых городов – это вершина развития человеческого общества, скорбной, потому что город-гигант является знаком заката культуры.

  • О смертный, как мечта из камня, я прекрасна!
  • И грудь моя, что всех погубит чередой,
  • Сердца художников томит любовью властно,
  • Подобной веществу, предвечной и немой.
  • Ш. Бодлер

Исследуя и анализируя окружающую действительность, Бодлер погружается в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования: унижающую нищету и смерть, опьянение, ночные кошмары, запретную любовь. Его мир «как лицо в слезах», где «в сырой, белесой мгле дома, сливаясь, тонут», «в больницах сумрачных больные тихо стонут», а «нищета, дрожа, прикрыв нагую грудь, встает и силится скупой очаг раздуть». Невозможность вести спокойную, красивую и гармоничную жизнь вынуждает человека бежать от пугающей действительности, топить тоску в вине или искать других наслаждений. А неизбежной платой за обладание земными благами становится разрушение личности (это основная тема цикла «Вино»). Равнодушие мира по отношению к человеку, несостоятельность религиозных доктрин вынуждают человека к бунту. Бодлер не принимает существующий порядок вещей и посягает даже на его основу – Бога, безразличного к страданиям людей. Поэт желает разрушить такой несправедливый порядок и ниспровергнуть установленные ценности. В «Литании Сатане» восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе.

В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. В стихотворении «Альбатрос» поэт противопоставляется бездушной толпе. Поэт – тот же изгой, «проклятый», «сосланный с небес на землю», чья участь особенно драматична, так как он обладает даром познания и прозрения. Предназначение искусства Бодлер видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине. Бодлер открывает для поэзии новые области и новый эстетический принцип: изображение жестокой реальности в совершенной поэтической форме.

Его слова точны, образы емки, а рифмы строги. Поэзию Бодлера отличают, если можно так выразится, скульптурная огранка каждой поэмы, величавость и звучность стиха. Уже само название сборника «Цветы зла» емко отражает смысл всего творчества этого самобытного художника. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем – отрицательной действительности и мира прекрасного – говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения поэта. Бодлер стремится извлечь красоту из зла. Он писал: «Я нашел определение Прекрасного – моего прекрасного. Это нечто пылкое и печальное, нечто смутное, оставляющее место для догадок… Я почти не в силах вообразить себе Красоту, которая не была бы связана с Горем…». В стихотворении «Гимн Красоте» автор провозглашает, что ему нет разницы, откуда она пришла, его не пугает, что Красота может быть жестокой, гадкой, ступающей «по мертвецам», он готов все простить Красоте, только бы она дала ему возможность забыть о гнетущей действительности.

Романтизм для него заключается не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой манере чувствования. И эта особая манера чувствования притягивает и завораживает, заставляет задумываться вновь и вновь о смысле и форме человеческого существования, оценивать окружающую действительность и стремиться к преодолению противоречий и зла в этом мире, стремиться ко всему прекрасному и гармоничному.

Ссылка на основную публикацию
×
×