Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева: сочинение

Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева

Генерал, возглавивший гвардейскую армию, выдержавшую нечеловеческой силы удар танковой громады Манштейна, входит в роман как вполне реальная, остро-индивидуализированная, ни с кого не списанная личность и как своего рода художественное обобщение, как тип, вобравший в себя мужество и силу народа, дающие ему право распоряжаться человеческой жизнью во имя высоких и общих интересов Отечественной войны.

По видимости ситуация и поступки Дроздовского и Бессонова могут показаться в чем-то сходными: и тот, и другой, выполняя задачу, проявляют непреклонность, граничащую с жестокостью. Но это только видимость. По сути же поведение Дроздовского во всем противоположно бессоновскому и представляет собою акт бессмысленной жестокости. Бессонов находит себя в единении с другими — с теми, кто в силу его положения был бесконечно удален от командарма и по его приказу бился до последнего во имя общей цели. Дроздов-ский переживает трагедию отчуждения от тех, с кем так близко свела его жизнь, не только с подчиненными, но и с товарищами.

И оба, без сомнения, постигнут ту истину, которую Толстой определил словами: «жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью».

Подобно Бессонову, но по иным мотивам-эгоистическим и тщеславным,- Дроздовский устанавливает дистанцию, отделяющую его от товарищей по батарее. Свой командирский долг он превратил в догму, в абстрактное понятие, лишенное самого важного — гуманистического смысла. И это обернется против него самого: Дроздовский надломится под тяжестью своей отчужденности от людей, неразделимости своего одиночества. Единственный человек, любивший Дроздовского,- Зоя — останется, даже мертвая, не с ним, а с Кузнецовым, с тремя другими артиллеристами, похоронившими ее в своей траншее.

Действия Бессонова объективно и исторически оправданы поставленной целью: ломая фашистскую военную машину и неся при этом огромные людские потери, наша армия совершала подвиг во имя человечества, которому грозил гибелью германский фашизм. Победа досталась дорогой ценой, но жертвы были ие напрасны. Это понимал Бессонов.

Ну, а гибель только одного человека, будь то Овчинников, Сергуненков или Меженин,- что определяет ее правомерность и неправомерность? Безграничны ли, в самом деле, права командира? Всегда ли цель оправдывает жертвы и каждая ли цель? Да и вообще уместен ли подобный критерий?

Эти вопросы вопросов задаст Юрий Бондарев своим героям, читателям и, думается, самому себе. Ответить на них совсем не просто. Да и возможен ли простой ответ? Бондарев, во всяком случае, уклоняется от категорических и окончательных решений, предоставляя нам самим разбираться в логике и обоснованности поведения персонажей, в законности и справедливости их поступков.

Он же остается в тени. Его личное отношение и чувство проникает ткань художественного повествования, вносит в него особые интонации и настроение. Об этом уже шел разговор. Но писатель ни на минуту не дает нам почувствовать своего указующего перста, не навязывает никаких назиданий.

И вот что важно: вопросы в первую очередь возникают у героев и читателей, а не формулируются автором. Чем вдумчивее и внимательнее читатель, тем более он проникается аналитическим пафосом книг Бондарева, тем больше встает перед ним этих самых вопросов, заданных не риторически, а заключенных в непосредственно изображаемых событиях и переживаниях.

Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева

Другие сочинения по теме:

Изображение «глубин души» героев произведений Достоевского Часто обстоятельства жизни персонажа, узнаваемые в ходе повествования значительно позднее и внешне безотносительно к тем сценам, о которых раньше шла.

Трагические образы героев произведений Бальзака («Отец Горио») До романа «Отец Горио» Бальзак писал произведения, в центре которых была судьба героя — Рафаэля де Валантена, Гобсека, Евгении Гранд.

Эпические романы Юрия Бондарева Русская литература наследует эту философско-эстетическую концепцию жизни, особенно близкую нашему времени и идеям социалистического гуманизма и интернационализма, наполняя ее новым.

Сознание героя-гуманиста в повести Бондарева «Батальоны просят огня» В военной повести Бондарева «Батальоны просят огня» принцип действенной защиты человека получил художественное осуществление, хотя едва ли сам автор использовал.

Трагедия и драматизм личности в рассказе «Жажда жизни» Читая произведения Джека Лондона, нельзя не отождествлять жизни его героев с личной судьбой выдающегося писателя, который прожил всего сорок лет.

«Война и мир» — книга исканий Черновые наброски к «Войне и миру» отражают семилетний процесс поиска и сомнений, завершившийся философско-историческим синтезом 2-й части эпилога. Описание ряда.

Краткое содержание романа Бондарева «Горячий снег» Дивизию полковника Деева, в состав которой входила артиллерийская батарея под командованием лейтенанта Дроздовского, в числе многих других перебрасывали под Сталинград.

Сложность и драматизм пути Нехлюдова и Толстого В биографических повестях Толстого многое намечает будущее и предвещает его. Так, в них уже звучит та весьма характерная для Толстого.

Исследование социально-нравственных коллизий в творчестве Быкова В душной атмосфере тоталитаризма, под таким прессом литература, однако, продолжала нелегкое дело осмысления трагических событий войны. Особую роль в семидесятые.

Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе Владимир Федорович Тендряков 1923-1984. Кончина Повесть (1968). Действие разворачивается в селе Пожары колхоза «Власть труда». Народ собирается у дома умирающего.

ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность.

Смысл изображения исканий главного героя в поэме Вергилия «Энеида» «Весь мир находился в руках победителей римлян. Они владели и морем, и сушей, и небом, усеянным звездами, но им всего.

Трагизм философских и художественных исканий Пушкина Вопрос о дальнейшем развитии созданной Пушкиным драматургической системы в истории русской национальной драматургии XX-XX веков исследован далеко не достаточно. Нередко.

Философский смысл исканий Достоевского Философский смысл исканий Достоевского станет нам несколько яснее, если мы вспомним о философских соседях Достоевского в русской и европейской мысли.

Нравственно-этические проблемы в произведениях Юрия Бондарева Какие уроки извлекло молодое поколение из пережитого и как воспримет оно представший взору разоренный войною мир, как сложится нравственное развитие.

Достоверность военной прозы Бондарева С высоким сознанием своего долга и ответственности перед павшими и живыми вступали в литературу недавние фронтовики — Ю. Бондарев, В.

О родстве искусства Юрия Бондарева с творчеством Льва Толстого Гений Льва Толстого постоянно служит Юрию Бондареву высочайшим примером постижения души человека, проблем, которые ставит перед человеком его время. Русскую.

Какова основная идея романа Бондарева «Берег»? В «Береге» Бондарев опирается на образно-ассоциативное мышление, а не на понятийное. Публицистические эпизоды в романе — только один из моментов.

Ранние рассказы Юрия Бондарева О рассказах Юрия Бондарева, которых у него несколько десятков, критика высказывалась не часто. Об этом можно только пожалеть. И потому.

Общение с природой в ранних произведениях Бондарева Будущий автор повести «Батальоны просят огня», демобилизованный из армии после второго ранения двадцатилетний лейтенант Бондарев, никак не предполагал, что станет.

Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева: сочинение

В романе «Берег», пожалуй, впервые так мощно проявилась наметившаяся тяга Ю. Бондарева к прозе нравственно-философской. Философская мысль романа высекается сближением, перекрестом таких далеких и различных берегов, как мир послевоенный и мир войны, и одновременно берега отечественного, родного и дальнего, чужеземного, чужого. Роман потому и интересен и своеобразен, что представляет собой книгу не только о войне, но и о послевоенном времени. В нем есть столкновение различных идеологических и нравственных позиций.

Действие романа происходит в начале 70-х годов. Московские писатели Вадим Никитин и Платон Самсонов прилетают в Гамбург для участия в дискуссии «Писатель и современная цивилизация». Главный герой «Берега» – известный писатель. В концепции произведения выбор профессии для героя не случаен. Творчество, будучи самым увлекательным видом человеческой деятельности, наиболее полно и убедительно выявляет могущество человека, его потенциальные возможности. У Бондарева – не простые служители муз, но одаренные художники, завоевавшие своим талантом и великим трудом широкое признание в нашей стране и далеко за ее пределами.

Конечно, показ жизни творческой интеллигенции, ее специфического труда, психологии творчества – уже сам по себе представляет большой интерес. Но это, однако, не главное для Бондарева – не повествование о специфике и своеобразии писательского труда задача его. Художник пытается понять, что толкает героя на тот или иной поступок, что заставляет его сделать тот или иной выбор, автор стремится обнажить сущность сложнейших проблем современности, увидеть их связи с «вечными» вопросами, над решением которых тысячелетия мучается человечество.

Осмотр памятника в Гамбурге погибшим и пропавшим без вести немецким солдатам и офицерам 1939 – 1945 годах – одна из ключевых сцен в романе, та грань, которая разделяет и в то же время незримыми нитями связывает два этапа в жизни Никитина, а шире – в истории Европы: прошлый, военный и современный, мирный. Здесь проходит как бы перекличка времен, отозвавшаяся в сердце героя новой болью, размышлениями и обобщениями. Памятник этот «был тяжел, мрачен, чернел смоченным дождем камнем, немо, угольно выступали очертания барельефов, будто размытые темнотой ночи силуэты солдатских фигур, шагающих куда-то плотным строем – в ад или небытие; оружие, краски, едва различимые, без выражения глаз смертные лица».

С годами у Никитина обострился и углубился взгляд на многое в этой жизни, но осталось все таким же чистым и трепетным его отношение к добру, Родине, истории народа. Все так же непримирим он к злу, как и в военной молодости своей.

Преодолев все тяготы жизни на войне, Никитин приходит к ощущению собственной вины за происходящее в послевоенном мире. Недовольство самим собой, осознание призрачности человеческой жизни приводит его к мечте о некотором волшебном береге.

Мотив «вины перед чужой бедой», или, вернее, мотив ответственности, неумолчно звучащий на протяжении всего романа, достигает необычайной остроты в спорах Никитина с Дицманом и разрешается мощными, приобретающими трагическую окраску аккордами в последних двух, написанных в форме «потока сознания», фрагментах романа. Как морским узлом, они связаны между собой темой берега, рассуждением героя о счастливых мгновениях жизни, когда человек вдруг испытывает ощущение «берега, зеленого, обетованного, пахнущего медовым летним счастьем», и о том, что «ничто не исчезает бесследно».

Что хотел сказать писатель сокровенным размышлением своего героя, подчеркивая, что у каждого человека «свой берег», и вынося эту метафору, этот образ-символ в название произведения?

В упоминавшемся выступлении во время обсуждения романа в Московском университете автор сказал: «Образ берега – это вечное движение к чему-то, к идеальной цели, к истине, к высотам духа». И добавил: «Писатель обязан ставить проблемы, но не всегда должен решать их. Решая задачу, художник порой рискует показаться одномерным и однозначным. Поставленная проблема может иметь несколько ответов. К тому же писатель дает возможность читателям самим ответить на поставленные им вопросы» [13, с. 13]. Читателю предоставляется самому решить множество проблем и главнейшую из них – проблему нравственного выбора и возможности достижения человеческого счастья, проникая в философские глубины, в которые погружает содержание романа вместе с все углубляющимися, расширяющимися, приобретающими почти вселенский размах размышлениями Никитина и других героев.

С честью выдержав в военные годы испытание на героическую нравственность, Никитин через всю свою жизнь пронесет ненависть к жестокости, насилию, цинизму, прикрывающемуся маской показной храбрости, которая особенно ярко выразилась в его столкновении с сержантом Межениным. В основе меженинщины как жизненной позиции лежит трусость, неверие в человека, отсутствие высоких идеалов. Из-за трусости Меженина гибнет лейтенант Княжко, человек удивительной душевной красоты. С меженинщиной связано для Никитина понятие вседозволенности, которое ничего общего не имеет с высокими гуманистическими нормами нравственности.

Никитин выступает как достойный преемник эстафеты нравственного преобразования мира, переданной ему друзьями, погибшими во имя мира и счастья всего человечества. И если даже он порой и ошибается, несомненным остаётся его верность высоким идеалам добра и человечности, за которые он сражался в годы войны, которые он отстаивает своей деятельностью писателя и публициста. Ими определяется его активная жизненная позиция, его непрерывный нравственный поиск, неотделимые от его творчества.

Принципиальное значение имеет прямое обращение Юрия Бондарева к проблеме толстовских традиций в современной литературе. Писатель, изображая диспут Никитина с Дицманом, в уста последнего вкладывает утверждение, характерное для искусства модернизма с его философией отчаяния и унижения человека: «Современному миру машин не нужны ни Шекспир, ни Толстой, ни Достоевский. Западный роман отошел от прошлого реализма…».

Бондарев отстаивает жизненность принципов классической литературы с её гуманизмом, верой в высокое назначение человека на земле. Общая идейно-эстетическая концепция романа вопреки литературе модернизма с её неверием в человека, утверждает принципы реализма – его стремление к раскрытию и наиболее полной реализации высоких духовных качеств человека. Сложные духовные искания героя романа направлены на утверждение полноты человеческого бытия, которое предусматривает творческую реализацию сил и возможности человека, его активное участие в борьбе за мир, за утверждение высокого гуманистического смысла новых общественных отношений. Только в связи с прогрессивными тенденциями исторического развития возможно непрерывное внутреннее развитие героя, его движение к «берегу», к истине.

В активных моральных исканиях Княжко и Никитина ощутима связь с интенсивностью внутренней жизни главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Неслучайно критика говорила о том, что Княжко в какой-то степени близок в своих моральных исканиях к Андрею Болконскому, а Никитин – к Пьеру Безухову. На вопрос: «Не кажется ли вам, что лейтенант Никитин – это Пьер Безухов?» – писатель ответил: «Не задумывался над этим, и все-таки, может быть, действительно Никитин напоминает Пьера, хотя это совсем разные фигуры. Никитин, как и Пьер, ищет высший смысл, познавая действительность и самого себя. И в то же время герой стоит на новом, обусловленном новой эпохой уровне самосознания» [7, с. 4].

Читайте также:  Документальная проза Бондарева о войне: сочинение

«Скажите, господин Никитин, неужели мы все ещё помним, что была война?» – спросит фрау Герберт при первой же встрече в Гамбурге.

«К сожалению», – ответит Никитин.

Для людей его поколения и судьбы, да, пожалуй, вообще для людей второй половины XX столетия война навсегда осталась важнейшей точкой отсчета, с которой начинается новый этап истории. Оценить смысл и дальнейшие перспективы современного исторического развития без прямого или косвенного учета событий войны и ее итогов было бы просто невозможно. Все сколько-нибудь значительные явления последующей жизни народов, втянутых во вторую мировую войну, так или иначе восходят к этому трагическому периоду.

Писатель Никитин, с его понятием совести, гуманизма, любви к своему народу, не может побороть в себе неприязни к врагам. Другие – могут, по крайней мере, копаются в их душах, пытаясь отыскать нечто человеческое. Для Никитина же немецкие солдаты пришли на нашу землю как поработители, стремящиеся уничтожить цвет нации, перечеркнуть ее историю, ее культуру, – и нет им прощения. В завоевателе превалирует одна черта – равнодушие и ненависть ко всему русскому, поэтому никакого сочувствия к себе он вызвать не может. Никитину непонятны, он не воспринимает и никогда не будет должным образом воспринимать те проявления человеческих черт в фашистском солдате, которые при известных обстоятельствах могут обнаружиться в нем как в сыне, отце, муже.

Высказанные в ходе дискуссии в Гамбурге Никитиным мысли интересны для нас своим глубоким идеологическим и философским подтекстом. Это и широкий взгляд на мир, и страстный протест против извращения человеческой природы, и бескомпромиссное отстаивание социальных, нравственных, эстетических идеалов; это, наконец, высокий пафос поиска истины, служения правде и красоте. Рядом с Никитиным журналист Дицман выглядит довольно-таки невзрачной фигурой, несмотря на всю его словесную эквилибристику насчет «коммунистического оптимизма», отсутствия идеалов и пресловутой свободы западных немцев.

Иные представления о мире, иной масштаб у Никитина. Отвечая на один из колких пассажей Дицмана, Никитин говорит: «Мы знаем ряд истин, но это лишь слагаемые одной и главной. Мы не знаем конечную сумму истин. В противном случае – если бы мы знали о человеке все – не было бы никакого смысла писать книги, заниматься наукой и вести дискуссии, как мы ведем с вами. Человек – такая же тайна, как и мироздание. Об этом думали и тысячи лет назад. Я уверен, что если бы люди завтра открыли все законы мира, а значит, и человеческой души, то движение истории прекратилось бы…» [12, с. 154].

Опыт героической нравственности, приобретенный народом в Великой Отечественной войне, вынесенные из нее уроки подлинного гуманизма помогают главному герою романа «Берег» в его напряженных поисках истины, в постоянной активности жизненной позиции, определяемой стремлением всегда быть в рядах передовых борцов за высокие нравственные идеалы.

Герой «Берега» как бы живет в самом процессе познания, но он не ограничивается размышлениями либо чувственным восприятием мира. Нравственную философию Никитин переносит в сферу деятельного поиска правды. Вот смотрит он на послевоенный Гамбург, его обитателей и хочет понять, что толкало немцев к войне, почему и зачем эти вот благодушного вида люди некогда с такой ожесточенностью и ненавистью пытались поработить народ Никитина. Что заставляло их сделать этот выбор?

«- Кто же в конце концов орал «хайль» и стрелял? – заворчал Самсонов. – Все, оказывается, милые, добрые, прекрасные люди… Кто же стрелял?

– Не «кто», наверное, а «почему» и «зачем» – в этом суть».

Это принципиальная поправка. Ибо погиб в этой войне цвет нации, и среди них такие, как Андрей Княжко. В подвиге Княжко, утверждающем высокий гуманизм мира социализма, нашло своё отражение величие народного героизма и трагизм потерь, ценою которых была завоёвана победа, мир на земле.

Стремлением писателя максимально насытить философско-нравственную сферу романа проблемами, идеями, волнующими все человечество, обусловлено введение в произведение многочисленных ретроспекций, таких, как история, случившаяся с Никитиным в Чикаго, как описания Нью-Йорка, Рима, а также подробное воссоздание споров Никитина с Дицманом. В немногих произведениях нашей литературы с такой яркостью и глубиной созданы образы различных представителей современной западной интеллигенции, как это сделано в «Береге».

Избегая обычного в таких ситуациях гротеска, не сглаживая и не выпячивая трудностей нравственного и идеологического порядка, стоящих на пути к взаимопониманию между буржуазной интеллигенцией и советскими людьми, Юрий Бондарев делает успешную попытку проникнуть в сознание лучших представителей этой интеллигенции, чтобы разобраться в ее заблуждениях, равно как и в природе ее критицизма по отношению к сытой бездуховности своего общества. Свежо и мастерски выписанные сцены быта и нравов большого западногерманского города, захлебывающегося в угаре «свободного» предпринимательства и столь же неограниченного материального потребления, вызывают гнетущее ощущение человеческой малоценности в этой пресыщенной благополучной среде. При этом становится очевидным, что сущность бездуховности чрезвычайно многообразна и разнохарактерна в своих проявлениях как в большом, так и в малом, по отношению к человеку, вещам и природе.

Здесь все предваряет, подготавливает, углубляет многозначный образ единого берега, к которому должно прорваться через пропасть человечество. Много вложено в этот образ писателем и прежде всего – наша вера в человека, в его всесильные руки, в его все утончающуюся душу, в его все углубляющийся разум, в то, что хотя он, человек, и не знает всей правды, но упорно и последовательно приближается к ней, стремясь устранить наконец-то раскол на земле, установить гармонию между человеком и человеком, человеком и миром, человеком и вселенной. Бондарев подводит читателя к мысли о том, что перед нравственным выбором стоят не только герои романа, но все человечество должно сделать правильный выбор на пути к миру, добру, гуманности.

Таким образом, Роман «Берег» написан в лучших, непрерывно развивающихся и обогащающихся традициях великого русского реализма, с заметной опорой на Льва Толстого и Ивана Бунина, в явном творческом соревновании, а иногда и в полемике с такими достижениями современной советской литературы, как «Живи и помни» В. Распутина, «И всему роду твоему» К. Воробьева, с лучшими произведениями С. Залыгина, В. Астафьева, В. Быкова, В. Шукшина. Он с новой силой демонстрирует неисчерпаемость художественных возможностей социалистического реализма как творческого метода, романа как всеобъемлющей формы отображения мира и человека.

Изображаемые порознь периоды жизни героя существуют в образной системе романа в тесном взаимодействии, без которого невозможно понять ни сущности драматических нравственных исканий Никитина, ни сложного комплекса идейно-эстетических проблем романа в целом. Автор продолжает творческое развитие традиций реализма Л. Толстого. В романе нашел свое воплощение связанный непрерывными духовными исканиями героев принцип расширяющейся жизненной перспективы, характерной для романов «Анна Каренина» и «Воскресенье».

Однако, роман «Берег», при всей приверженности автора к традиционной манере письма, – произведение остро современное по существу, по проблематике, по внутреннему «нерву». Писатель утверждает здесь современный взгляд на события минувшей войны и – шире – на движение истории, на судьбу послевоенного мира и человека. В «Береге» достигают нового уровня присущие Ю. Бондареву динамика и драматизм воссоздания внутреннего мира героев, стоящих перед мучительным нравственным выбором между жизнью и смертью, предательством и самопожертвованием, жестокостью и человечностью.

Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева

Генерал, возглавивший гвардейскую армию, выдержавшую нечеловеческой силы удар танковой громады Манштейна, входит в роман как вполне реальная, остро-индивидуализированная, ни с кого не списанная личность и как своего рода художественное обобщение, как тип, вобравший в себя мужество и силу народа, дающие ему право распоряжаться человеческой жизнью во имя высоких и общих интересов Отечественной войны.

По видимости ситуация и поступки Дроздовского и Бессонова могут показаться в чем-то сходными: и тот, и другой, выполняя задачу, проявляют

Бессонов находит себя в единении с другими — с теми, кто в силу его положения был бесконечно удален от командарма и по его приказу бился до последнего во имя общей цели. Дроздов-ский переживает трагедию отчуждения от тех, с кем так близко свела его жизнь, не только с подчиненными, но и с товарищами.

И оба, без сомнения, постигнут ту истину, которую Толстой определил словами: «жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь

Подобно Бессонову, но по иным мотивам-эгоистическим и тщеславным,- Дроздовский устанавливает дистанцию, отделяющую его от товарищей по батарее. Свой командирский долг он превратил в догму, в абстрактное понятие, лишенное самого важного — гуманистического смысла. И это обернется против него самого: Дроздовский надломится под тяжестью своей отчужденности от людей, неразделимости своего одиночества.

Единственный человек, любивший Дроздовского,- Зоя — останется, даже мертвая, не с ним, а с Кузнецовым, с тремя другими артиллеристами, похоронившими ее в своей траншее.

Действия Бессонова объективно и исторически оправданы поставленной целью: ломая фашистскую военную машину и неся при этом огромные людские потери, наша армия совершала подвиг во имя человечества, которому грозил гибелью германский фашизм. Победа досталась дорогой ценой, но жертвы были ие напрасны. Это понимал Бессонов.

Ну, а гибель только одного человека, будь то Овчинников, Сергуненков или Меженин,- что определяет ее правомерность и неправомерность? Безграничны ли, в самом деле, права командира? Всегда ли цель оправдывает жертвы и каждая ли цель?

Да и вообще уместен ли подобный критерий?

Эти вопросы вопросов задаст Юрий Бондарев своим героям, читателям и, думается, самому себе. Ответить на них совсем не просто. Да и возможен ли простой ответ?

Бондарев, во всяком случае, уклоняется от категорических и окончательных решений, предоставляя нам самим разбираться в логике и обоснованности поведения персонажей, в законности и справедливости их поступков.

Он же остается в тени. Его личное отношение и чувство проникает ткань художественного повествования, вносит в него особые интонации и настроение. Об этом уже шел разговор.

Но писатель ни на минуту не дает нам почувствовать своего указующего перста, не навязывает никаких назиданий.

И вот что важно: вопросы в первую очередь возникают у героев и читателей, а не формулируются автором. Чем вдумчивее и внимательнее читатель, тем более он проникается аналитическим пафосом книг Бондарева, тем больше встает перед ним этих самых вопросов, заданных не риторически, а заключенных в непосредственно изображаемых событиях и переживаниях.

Дайджест:

Каковы итоги нравственных исканий Пьера Безухова? В эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой описывает жизненный путь большого количества действующих лиц, но лишь немногим удается достичь нравственного роста и духовной эволюции. Но «любимчик» автора Пьер Безухов. .

Пути духовных исканий любимых героев Л. Н. Толстого 1. Л. Н. Толстой — создатель произведения общенационального масштаба. 2. На пути к Истине. 3. Жизнь в единении со своим народом. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение. .

Нравственный выбор героев в повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» Писателей можно по праву назвать поверенными Истории, хранителями памяти человеческой. В своих произведениях каждый по-своему сумел передать те «мгновения» войны, те глубинные процессы, происходящие в сознании людей, которые и определяют. .

Изображение «глубин души» героев произведений Достоевского Часто обстоятельства жизни персонажа, узнаваемые в ходе повествования значительно позднее и внешне безотносительно к тем сценам, о которых раньше шла речь, дают важнейший материал для психологического анализа. Ретроспективное объяснение ожесточенности. .

Эпические романы Юрия Бондарева Русская литература наследует эту философско-эстетическую концепцию жизни, особенно близкую нашему времени и идеям социалистического гуманизма и интернационализма, наполняя ее новым социально-историческим содержанием. Не подлежит сомнению, что эпические романы Юрия Бондарева. .

Трагические образы героев произведений Бальзака До романа «Отец Горио» Бальзак писал произведения, в центре которых была судьба героя — Рафаэля де Валантена, Гобсека, Евгении Гранд. Эти персонажи были тесно связаны со своим окружением, созданные своей. .

Кто из героев прочитанных вами произведений пытался бежать в Америку? Продолжите «цепочку» наблюдений за собы­тиями в балладе Жуковского «Роланд-оруженосец» или в любом другом недавно прочитанном произ­ведении. В балладе «Роланд-оруженосец» собы­тия развиваются таким образом: великий Карл посылает своих рыцарей за талисма­ном. .

Характеристики героев и персонажей литературных произведений для школы ­Характеристики героев: Авдий Агафья Пшеницына Азазелло Акакий Акакиевич Аксинья Актер Александр Павлович Алексей Алена Ивановна Алеша Пешков Анатоль Курагин Андрей Болконский Андрей Дубровский Андрей Соколов Андрий Анна Анна Андреевна Анна. .

Сознание героя-гуманиста в повести Бондарева «Батальоны просят огня» В военной повести Бондарева «Батальоны просят огня» принцип действенной защиты человека получил художественное осуществление, хотя едва ли сам автор использовал его вполне осознанно. Вспомним последнюю ночь Бориса Ермакова на разгромленном. .

Трагедия и драматизм личности в рассказе «Жажда жизни» Читая произведения Джека Лондона, нельзя не отождествлять жизни его героев с личной судьбой выдающегося писателя, который прожил всего сорок лет. Закон равных возможностей американского общества будто полностью сработал на примере. .

Как в портретах героев солженицынских произведений «просвечивает» «басенный жи­вотный мир», юмор русских народных сказок и былин? Во-первых, мы не можем говорить о произведениях Солже­ницына вообще; мы обсуждает сейчас только повесть «Матренин двор». Во-вторых, неясно, что подразумевается под «просвечивани­ем» «басенного животного мира»: то ли то, что герои-люди. .

О нравственных калеках Наличие в нашем обществе духовных калек — вот проблема, над которой размышляет А. Н. Кузнецов. Нравственный вопрос, рассматриваемый автором, относится к категории вечных. Сколько существует человечество, столько и спорят люди. .

Нравственные ценности. О нравственных калеках Наличие в нашем обществе духовных калек — вот проблема, над которой размышляет А. Н. Кузнецов. Автор считает, что духовные калеки во все времена демонстрировали и демонстрируют полную атрофию нравственных качеств. .

«Война и мир» — книга исканий Черновые наброски к «Войне и миру» отражают семилетний процесс поиска и сомнений, завершившийся философско-историческим синтезом 2-й части эпилога. Описание ряда событий в движении народов с запада на восток и с. .

Читайте также:  Тоска по гармонии в поэзии Ш. Бодлера (2): сочинение

В чем заключается драматизм образа Базарова? В романе » Отцы и дети » образ нового человека Евгения Васильевича Базарова представляется сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным как читателя прошлого века, так. .

ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде. .

Человек и власть. Драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя В чем заключается драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя-вот проблема, над которой рассуждает Н. В. Горланова. Автор данного текста с болью описывает судьбу советской учительницы Елены Николаевны. Н. .

Драматизм прилучення до нового життя У повісті А. П. Платонова » Котлован » піднімається одна з найважливіших проблем російської літератури XX століття — проблема прилучення людини до нового життя. Герой Платонова Вощев попадає в бригаду. .

В чем заключается драматизм любовной лирики М. Ю. Лермонтова? Любовной теме в лирике поэтов отводится особенное место. Существует связь между описанными в произведении событиями и событиями, взятыми из жизни автора. Поэт, счастливо проживший свою жизнь, и стихотворения создает светлые. .

Смысл изображения исканий главного героя в поэме Вергилия «Энеида» «Весь мир находился в руках победителей римлян. Они владели и морем, и сушей, и небом, усеянным звездами, но им всего было мало! Их до дна нагруженные корабли бороздили моря. Если. .

В чем заключается драматизм судьбы Онегина? по роману Евгений Онегин А. С. Пушкин создал ярчайшее произведение. Роман «Евгений Онегин» стал отображением русской жизни, и одновременно, повествованием о судьбе уникального персонажа, для русской литературы не совсем обычного. Дворянин Евгений Онегин проживал. .

Сложность и драматизм пути Нехлюдова и Толстого В биографических повестях Толстого многое намечает будущее и предвещает его. Так, в них уже звучит та весьма характерная для Толстого тема нравственного совершенствования, которая со временем будет играть все более. .

Как решает проблему сложных нравственных поисков человека Розов в пьесе «Вечно живые»? Как решает проблему сложных нравственных поисков человека В. С. Розов в пьесе «Вечно живые»? Рассуждая по поводу заявленной проблемы, укажите, что написанная в разгар Великой Отечественной войны участником народного ополче­ния. .

С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? Тема родины — одна из вечных тем поэзии. Однаж­ды на поэтическом вечере Александра Блока попросили почитать «что-нибудь о России». На это он ответил: «Это все о России». А. Блок, великий. .

Достоверность военной прозы Бондарева С высоким сознанием своего долга и ответственности перед павшими и живыми вступали в литературу недавние фронтовики — Ю. Бондарев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Богомолов, А. Адамович, Е. Носов, К. .

Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» План Любимый герой Странная внешность Заблуждения Пьера Забавы светской молодежи Роковая любовь Увлечение масонством Героический порыв Жизненный опыт Настоящая жизнь Счастливый итог Любимый герой Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь. .

На тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов Путь исканий Григория Мелихова Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» — это произведение о жизни донских казаков в период гражданской войны. Главный герой романа Григорий Мелехов — достойный сын своего. .

Путь исканий Андрея Болконского План Введение Идеалы Андрея Разочарования Болконского Любовь к Наташе Ростовой Смерть Болконского Введение На протяжении всего романа Л. Н. Толстого » Война и мир » мы встречаемся с разными героями. .

Жизнь скучна без нравственных целей Каждому человеку свойственно ставить перед собой цели и не переставая стремиться к ним. Однако, к сожалению, не все поддержаны такому стремлению. У кого-то оно ярко выражено, такие люди «рвутся в. .

По тексту Бондарева Я проснулся глубокой ночью от неистового бега Почему мы перестали чувствовать свою ответственность перед окружающим миром? Почему мы уничтожаем нашу Землю, превращая ее в мусорную свалку? Такие вопросы возникают после прочтения текста Ю. В. Бондарева. В своем. .

На тему: Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир, Толстой Путь исканий Пьера Безухова Роман-эпопея «Война и мир» является ярчайшим произведением, ставшим великим достижением в русской литературе. Л. Н. Толстым захватываются и объединяются в единое целое многие важные вопросы той. .

Нравственно-этические проблемы в произведениях Юрия Бондарева Какие уроки извлекло молодое поколение из пережитого и как воспримет оно представший взору разоренный войною мир, как сложится нравственное развитие еще юных, но в чем-то уже и «состарившихся» солдат, сержантов. .

Трагизм философских и художественных исканий Пушкина Вопрос о дальнейшем развитии созданной Пушкиным драматургической системы в истории русской национальной драматургии XX-XX веков исследован далеко не достаточно. Нередко при попытках решения этого вопроса становились на путь поисков прямых. .

Отражение нравственных критериев народа в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Горький писал: «Начало искусства слова — в фольклоре». Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления: народа об обществе, государстве, раскрываются нравственные идеалы. .

Пути исканий князя Андрея Болконского Смысл жизни… Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо. .

О родстве искусства Юрия Бондарева с творчеством Льва Толстого Гений Льва Толстого постоянно служит Юрию Бондареву высочайшим примером постижения души человека, проблем, которые ставит перед человеком его время. Русскую литературу он делит на дотолстовскую и послетолстовскую, имея при этом. .

На тему: Путь духовных исканий Андрея Болконского в романе Война и мир, Толстой ­Путь духовных исканий Андрея Болконского В работах великих писателей дорога каждая строчка, так как любая мысль гения несет в себе смысл. То же можно сказать о работах Л. Н. Толстого. .

Должно ли современное образование заниматься формированием у учащихся высоких нравственных качеств? Следует ли современным учебным заведениям уделять больше внимания на культурное воспитание, нежели на развитие интеллектуальных способностей учащихся? Вот проблема, над которой размышляет Г. Л. Матрос. В данном тексте автор, обеспокоенная. .

Философский смысл исканий Достоевского Философский смысл исканий Достоевского станет нам несколько яснее, если мы вспомним о философских соседях Достоевского в русской и европейской мысли. Это-все, отстаивающие глубочайшую реальность человеческого индивидуального бытия, все, кто, в. .

Путь исканий Пьера Безухова по роману эпопее Война и мир «Господи! Научи меня жить!». Для автора романа «Война и мир», великого писателя и великого человека, эта молитва на протяжении всей жизни была путеводной звездой. Вся жизнь Льва Толстого — это. .

Поиск смысла жизни, нравственные искания литературных героев (Сочинение на свободную тему)

Во все времена человека думающего волнуют такие вопросы: «Кто я? Зачем я живу? В чем смысл моей жизни?» И именно они выводят людей на путь духовных исканий, который часто оказывается тернистым и далеко не простым. Не всегда удается сразу найти то, к чему ты стремишься, но если долго и упорно идти, то все твои старания окупятся сторицей. Об этом свидетельствуют жизненные поиски литературных героев, показанные классиками отечественной литературы в своих произведениях.

Достаточно вспомнить путь Пьера Безухова – героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения мы можем наблюдать, как формируются взгляды передового человека той эпохи – декабриста, патриота.

В начале эпопеи Пьер – «чужестранец» в светском мире Петербурга. Воспитанный заграницей, он восхищается идеями французской революции и Наполеоном. В высшем свете Пьера принимают лишь потому, что он сын графа Безухова – одного из самых богатых и влиятельных людей России.

Молодой человек смотрит на жизнь сквозь розовые очки, мечтает о настоящей чистой любви и именно поэтому женится на Элен Курагиной.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но брак оказывается неудачным. Столкнувшись с предательством и подлостью со стороны своей супруги, Пьер пребывает в растерянности. Снова найти себя, выйти из этого состояния герою помогает встреча с Баздеевым и последовавшее за этим вступление в масонство. В нем Пьера привлекают идеи равенства, братства и любви. Безухов верит в то, что в жизни должны царить добро и правда. Воодушевленный новыми идеями, граф начинает преобразования в своих имениях. Но все прекрасные планы не осуществляются, потому что Безухов не умеет контролировать выполнение собственных распоряжений управляющими, а те беззастенчиво обманывают хозяина. Поближе познакомившись с масонами, Пьер понимает, что они преследуют личные интересы, не заботясь о других людях, а лицемерие и ханжество, процветающие в их рядах, окончательно разочаровывают графа. Он не может и не хочет мириться с подобным, а потому порывает с масонами.

Но жизнь идёт своим чередом, наступает тяжёлый для России тысяча восемьсот двенадцатый год. Пьер не является военным и может просто остаться в стороне от происходящих событий. Однако искренне любя свою страну и желая помочь ей, граф отдаёт миллион рублей на содержание ополченцев, что для тех времен считалось огромной суммой. Пребывание на Бородинском поле заставляет Пьера кардинально изменить своё мнение о войне. Он видит страдания людей, их страх и ужасную смерть, которые оказывают на него сильное влияние. Граф приходит к выводу, что в войне нет ничего прекрасного или героического, не существует победителей, а лишь проигравшие.

Окрыленный идеей во что бы то ни стало прекратить войну, Пьер остаётся в захваченной Москве, дабы убить Наполеона. Безухов убеждён, что смерть французского императора остановит военные действия, и ради этого готов пожертвовать своей жизнью. Конечно, такая мысль выглядит наивной, но не может не вызывать уважения патриотический порыв человека, готового отдать жизнь за свою страну.

Попав во французский плен, Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. Его поражает способность простого солдата испытывать добрые чувства по отношению ко всем людям, не деля их на своих и чужих. Этот совершенно новый взгляд на жизнь заставляет молодого мужчину понять подлинную её ценность, именно ту истину, которую он искал на протяжении всего своего существования. Оказывается, каждый человек имеет право на счастье и обязан быть счастливым. Вот только смерть Платона от рук французских солдат, которым он чинил одежду, шил сапоги, корректирует каратаевскую теорию: не может любовь быть безликой, она должна защищать, оберегать близких людей.

Испытания, выпавшие на долю Безухова, изменяют его, делают мудрее, и перед нами уже совершенно другой человек, четко знающий, чего он хочет добиться в этой жизни.

Отечественная война заканчивается полной победой России. Жизнь налаживается, и ничто не мешает Пьеру быть счастливым с любимой Наташей. Но, к своему ужасу, он видит, что вчерашние герои войны, проявившие чудеса мужества, отстоявшие право России на независимость, вернулись домой крепостными, лишенными каких-либо человеческих прав. Справедливо ли это? Безусловно, нет. Граф не может смириться с таким положением вещей. Понимая необходимость социальных перемен в обществе, он начинает посещать политические кружки. По всей логике событий, мы осознаём, что Безухов станет декабристом и будет среди тех, кто выйдет на Сенатскую площадь в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Его жизненный путь не будет лёгким, но это дорога чести и достоинства, то, к чему должен стремиться каждый.

Война, хотя и состоявшаяся на век позже, изменила жизнь и героя рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Перед нами предстаёт обычный труженик Андрей Соколов. В его семье царят гармония и понимание: покладистая весёлая жена, которая старается даже при небольшом достатке «сладкий кусок сготовить», любящие дети: сын и две дочери. Только этим и счастлив Соколов, но тут – война, разрушающая всё и всех на своём пути.

Герой с необычайной стойкостью, достойной уважения, выносит все тяготы и испытания, с которыми сталкивается на своём жизненном пути. На фронт провожает его вся семья. Уже тогда тонкое женское сердце чувствует, как много горя принесёт эта война, как сильно она изменит жизнь их некогда счастливой семьи: «Не увидимся мы больше на этом свете!». Дальше – хуже. На передовой шофёр получает два лёгких ранения, затем фашистский плен, где ему приходится терпеть ужасные истязания. Казалось бы, что может быть страшнее? Но судьба не останавливается на этом.

В течение всего времени, проведенного на фронте, Андрея Соколова поддерживает мысль о любящей его семье, которая ждёт его в тылу. Солдат знает, что есть те, к кому он должен вернуться, кого он должен защищать, и именно это позволяет ему двигаться вперед и выдерживать все испытания. Но, вернувшись в тыл, мужчина обнаруживает, что его дом разбомбили, ведь он стоял около авиазавода, жена и дочери погибли. Это становится для Андрея ударом намного тяжелее, чем всё, что ему приходилось переживать прежде. Однако даже в этой ситуации у него все еще остается лучик света, та нить, которая не даёт ему погрузиться в отчаяние – его сын Анатолий. Вот только война лишает героя последнего дорогого существа, капитан Соколов гибнет, не дожив до Великой Победы совсем немного.

Перенесённые эти испытания меняют Соколова, но ничто не в силах убить в нём человека. Он встречает сироту Ванюшу, никому не нужного мальчика, который спит в собачьей будке и ест то, что находит на земле. Герой понимает, что, если ему, взрослому, так трудно и тяжело в это страшное время, то, что должен испытывать этот малыш. И тогда Андрей принимает для себя единственно верное решение: называется отцом Ванюши, отдавая ему всю теплоту и любовь, которые остались в сердце, истерзанном жестокими ударами судьбы. Нельзя не вспомнить всем знакомые строки Библии: Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему. И как можно не уважать человека, способного забыть о своей собственной боли ради другого?

Читайте также:  Жизненный и творческий путь Ю. Бондарева: сочинение

Рассказ автор заканчивает фразой, полной уверенности в том, что именно такие люди, как Андрей Соколов, могут воспитать «русского человека, человека несгибаемой воли», способного, как и его предки, преодолеть все преграды и не сбиться с пути, который проведет его и Россию через все, даже самые страшные, времена.

Поиски себя и своего духовного пути часто бывают жестокими. Но, только пройдя все испытания и тяготы, посланные нам судьбой, мы можем стать настоящими людьми. В заключение хочу привести слова Иоганна Гёте, с которыми, на мой взгляд, невозможно не согласиться:

Пусть чередуется весь век

Счастливый рок и рок несчастный,

В неутомимости всечастной

Себя находит человек.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id5882

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

СРОЧНО.
Сочинение на тему: нравственный выбор героев в произведениях Астафьева и Распутина (различный материал)
Тип сочинения: сравнение

Ответ

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой — обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.

Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость — набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник — коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, — все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна — ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше — на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки — слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал — и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему — она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок — ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор

Ссылка на основную публикацию
×
×