Любовная лирика А. Блока (Блок Александр)
Особое место в русской литературе XX века занимает любовная лирика. Каждый писатель по-своему описывал волшебное чувство любви, создавал особенные женские образы, находил их воплощение в различных предметах и явлениях. На мой взгляд, одним из самых выдающихся поэтов, обращавшихся в своём творчестве к любовной лирике, является А.А. Блок. Он имел свое, иное, неповторимое, восприятие любви, стремился найти идеал.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Творческий путь этого поэта необычайно сложен и противоречив. На первый взгляд разные этапы его творчества ничем не схожи друг с другом, имеют разные замыслы и идеи. Однако, изучив биографию Блока, я поняла целостность, неразрывность его творческого пути – от “Стихов о Прекрасной Даме” до поэмы “Двенадцать”. Сам Блок определял свой жизненный и творческий путь как “трилогию вочеловечения”, вкладывая в это понятие поиски земного воплощения всем великим истинам, идеалам. Он рассматривал свои произведения в его единстве и нерасторжимой цельности, что и подтверждают слова А. Белого.
Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Главной и единственной женщиной, вдохновлявшей его на всём пути, стала Л.Д.Менделеева. На первом этапе своего творчества он посвятил возлюбленной сборник «Стихов о Прекрасной Даме», сюжет которого – это сюжет страстного ожидания и волнующей встречи. Молодой, окрылённый чувством неземной любви поэт, видел в обычных вещах нечто неземное. Пространство цикла «Стихов о Прекрасной Даме»- это мир конкретно-чувственных явлений, наполненный иным таинством содержания. В нём автор создал образ идеальной, недосягаемой женщины, называя её по-разному: Владычица вселенной, Душа Мира, Непостижимая, Прекрасная Дама, Царица Неба. О силе чувств поэта свидетельствует приравнивание его любви к чему-то мистическому, наделение возлюбленной признаками настоящего божества. Себя же поэт называет коленопреклонённым монахом, рабом, рыцарем. Лирический герой не испытывает радость обретения счастья, он мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение возлюбленной. Создавая цикл «СПД», Блок отрешился от реальности, ушел в созданный им мир. Дальнейший путь его творчества Прекрасная Дама сопровождала уже в других образах. Именно начальный период творчества Блока назван «тезой», о чём свидетельствует вера поэта в нереальное, неземное.
Становясь старше, А.А.Блок переоценивал жизненные ценности, своё отношение к происходящему. События начала XX века отразились на писателе, теперь он уже отходил от прежних идеалов, в поисках нового смысла. На втором этапе творчества меняется тематика стихотворений Блока: тема возвышенной любви переходит в тему борьбы – любиви. Он противопоставлен первому этапу, поэтому получил название «антитеза». Главным стихотворением, характеризующим данный жизненный период, является «Незнакомка». Образ Прекрасной Дамы в новом творчестве приобретает реальные черты. Трудно понять, существует ли девушка наяву или лишь снится герою во сне, но в ней ясно видны черты Прекрасной Дамы. На мой взгляд, в этом стихотворении А.А. Блок показал столкновение прекрасной мечты и реальной действительности. Второй период его творчества наполнен такими образами как вьюга, огонь, комета, что говорит о не спокойствии на душе поэта. Он был запутан реальностью, пытался найти свой новый идеал, но в его сердце всё ещё жила любовь к прекрасно даме.
Поэма «Двенадцать» стала финалом в творчестве Блока. Казалось бы, она не имеет ничего общего с прекрасным женским образом возлюбленный. Но даже здесь Блок находит воплощение Прекрасной Дамы. Два образа реальной и неземной женщины находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности – «белом венчике из роз». В смерти Катьки поэт находит решение вопроса «Вечной Женственности». Автор дал мне понять, что конце всего останется только высший, потусторонний идеал. Центральным символом поэмы являются 12 солдат-апостолов, которые идут из старого мира в новый во тьме ночной. На мой взгляд, в этой символике Блок воплотил собственное душевное состояние, которые преследовало его в течение всей жизни. Поэт жил, не ждав идеального будущего, а ища идеалы в настоящем. Вероятно, в конце жизни он разочаровался в своих убеждениях, понял, что революция неизбежна для достижения прекрасного.
Данный этап творчества поэта так же, как и остальные, наполнен различными образами, цветами, ритмичностью и носит название «синтез».
Анализируя творческий путь Блока, я поняла смысл высказывания А. Белого. Действительно, этот писатель через весь путь пронёс свои жизненные убеждения, воплощая их в творчество. Все произведения различных этапов его жизни связывает символика образов, цвета, таинственность, поиски идеала, образ Прекрасной Дамы. Отличительной чертой женщины в произведениях Блока является нереальность, туманность, загадочность. Всех их связывает одно — отношение автора к героине. Причиной тому стало единственность вдохновительницы поэта с героинями произведений. Ведь именно Менделева и была Прекрасной Дамой, Незнакомкой и Катькой в произведениях Блока.
Её облик полуреален, она отстранена от окружающей действительности, как будто не принадлежит ей. В то же время Незнакомка вполне реальна, ее внешность невольно возникает перед мысленным взором благодаря мелким деталям:
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id56003
Тема и образ России в творчестве Блока (в лирике, стихах) сочинение
Основной темой творчества Блока является тема Родины. Образ России проходит через всю лирику поэта, начиная с самых первых произведений. Отечество предстает в его стихах то в образе старой загадочной Руси, то, как революционная страна, ставшая на путь индустриализации. В развитии промышленности Блок видит будущее России. Даже такое далекое, казалось бы, событие как Куликовская битва нашло отражение в его творчестве.
“О, Русь моя! Жена моя!” с такими словами Блок обращается к Родине в цикле стихов «На поле Куликовом». Это подчеркивает то, что он относится к ней как к живому родному существу. В произведении перед читателем открываются картины, в которых страна предстает в огне, крови и дыму. Истерзанной, но не сломленной, гордой.
Совсем другой Россию можно увидеть в стихотворении «Русь». Это загадочная земля, наполненная преданиями, сказаниями, суевериями. Здесь обитают ведуны с ворожеями, здесь можно встретить с «мутным взором колдуна», чертей и ведьм. Это дико страшно таинственно, и в то же время прекрасно. Но за такими сказочными, казало бы, образами прослеживается совсем другая действительность: образ нищей убогой жизни. Это прослеживается всего лишь в нескольких словах произведения: «утлое жилье», «страны родимой нищету», «в лоскутах ее лохмотий». А разгадка тайны, которая присутствует в стихотворении в том, что Русь “укачала на своих просторах живую душу”, не запятнав ее начальной чистоты.
Еще с одной стороны страна открывается в стихотворении «Россия». В произведение отсутствует мистика, все образы носят вполне реальный характер. Поэт обращает внимание на то, что Россия остается такой же «как в годы золотые», она все та же «лес, да поле». Несмотря на тяжелую жизнь русского народа, стихотворение наполнено нескончаемой любовью к родине. Верой в лучшее: «не пропадешь, не сгинешь ты».
Блок чувствует свою неразрывную связь с Россией, с народом, с судьбой страны. Творчество Блока тесно перекликается с творчеством Лермонтова и Некрасова. Можно встретить немало сходства в форме и размере стиха, и, что самое главное, в их содержание. Ведь лирика этих поэтов наполнена гордостью, уважением и любовью к России.
Блок жил в годы революции, поэтому его лирика не могла пройти стороной мимо вопроса будущего страны. В чем же видит будущее России Блок? Конечно же, в обновлении, в создании фабрик и мануфактур, в развитии промышленности. Таким образом, творчество поэта охватывает достаточно большой период из жизни страны. В начале это загадочная таинственная Русь, страна разбитых дорог и нищих деревень. В более поздних стихах Родина преображается и становится местом, где дым заводов и фабрик возвещает о приближении новой жизни русского народа.
Сочинение Тема России в лирике Блока
Тема России занимает одно их главных мест в творчестве Блока. Он придерживался её всю жизнь. Будучи молодым, он пишет про богатую историю страны, затрагивает монголо-татарское иго. А потом закономерно перетекает в цикл «На поле Куликовом». Именно на этом поле решалась судьба России, именно здесь русское войско одержало победу над монголо-татарами. А его фраза: «И вечный бой! Покой нам только снится…» стала крылатой.
«Рождённые в года глухие…» Стихотворение показывает обречённость ровесников поэта. Он их называет всех «дети страшных лет России».
Эту фразу вложил в уста одной из своих героинь Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие». Вот именно это стихотворение читает вслух студентка Соня Гурвич, она очень любит Блока. И эта фраза приобретает конкретный смысл. Девушка погибает за Россию от рук фашистов. Она тоже дитя «страшных лет России».
Россия никогда не застынет, не закостенеет. Её ждёт много перемен хороших и плохих. И не видно конца, только мелькают верстовые столбы. Для Блока Россия не мать, она – жена, невеста. Он так и пишет: «О Русь! Жена моя!» В другом стихотворении называет её «невестой». Сравнивает свою любовь к родине с любовью к женщине.
Стихотворение «Сытые» – это отклик Блока на события 1905 года, первая русская революция. Он надеется, что грядущие перемены изменят жизнь людей в лучшую сторону. Сколько же можно жить в доме без света!
Ещё одна, ставшая крылатой фраза о том, что к России надо подходить с особой меркой, а не мерить традиционным «аршином». У неё своя особая судьба. Она не поддаётся никаким расчётам, таинственная и непредсказуемая, как истинная женщина. В неё надо просто верить.
Социалистическая Революция 1917 года получила отражение в поэме «Двенадцать». Прежняя забитая Россия перестала существовать. Грандиозные перемены в России всегда сопровождаются погромами и пьянками. Вот и тут Блок пишет про грабежи и разгул в Петрограде. Но, несмотря на все издержки, поэт принимает революцию.
Поэт верил в свою страну. Верил в то, что пройдя свой нелёгкий путь, хлебнув горя и предательства, Россия всё-равно останется великой державой. Эти слова очень своевременны в наши дни.
В своих произведениях о России поэт стирает границу между вымыслом и реальностью. Поэтому, в поэме «Двенадцать» красногвардейцы представлены в виде ангелов, и вместе с ними идёт Иисус Христос. Конечно, это довольно трудно для восприятия.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема России в творчестве Блока
Популярные сегодня темы
Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.
«Медной горы хозяйка» – произведение, написанное П.П. Бажовым в 1936 году. Жанр своего повествования сам Бажов определил как сказ – особый вид эпоса, опирающийся на народные предания и легенды
Очень правильно, я считаю, что появился день и пожилого человека. Есть женский день, мужской… День детский тоже есть – летом. А вот про день стариков я слышу впервые. Да, и название правильное – лучше, чем старик, звучит.
Мою старшую сестру зовут Катя. Ей уже целых 16 лет. Несмотря на это, папа и мама до сих пор считают, что она не вполне самостоятельная. Это ее очень огорчает. Катя невысокого роста, у нее длинные рыжие волосы (почти до пояса) и веснушки.
Перечитывая произведения великого писателя, задумываешься над тем, как изумительно отражен каждый из его героев и, наверное, так бы никто кроме Николая Васильевича и не смог создать такие гениальные творения.
Тема пути в лирике А. А. Блока
А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью.
Никто в семье его никогда не “преследовал”, все только любили и баловали. “Музыка старых русских семей” звучала вокруг ребенка. “Бабушки, тетушки, нянюшки”, красота окружающей природы, отдаленность и огражденность дома Бекетовых от всех проблем и невзгод жизни – все это формировало душу и сознание будущего поэта.
Но вот “Сашурочка”
Душа лирического героя, да и самого поэта, раздваивается между любовью и долгом, между бекетовским долгом и внешним миром. Это смятение выражено в вопросе:
Наказанье ли ждет иль награда,
Если я уклонюсь от пути?
Лирический герой так и не находит покоя, он понимает необходимость выбора и одновременно его невозможность, ибо душа и сознание раздваиваются между любовью и долгом. Это трагическая тема. Лирический герой, погружаясь в новый для него мир, постепенно начинает узнавать и понимать его.
Но тема пути, по Блоку, – это еще путь познания, искания.
Поэт “выходит” во внешний мир, в “ночь”, и начинается его самостоятельная жизнь, полная трудностей и препятствий.
В 1898-1904 годах А. Блок создает первый цикл – “Стихи о Прекрасной Даме”. Ранний период творчества поэта прошел под знаком мистически окрашенных мечтаний, “Стихи о Прекрасной Даме” стали попыткой Блока разобраться в вопросах, которые будут волновать его на протяжении всей жизни.
“Серафим из своего беспредметного мира упал прямо в петербургскую ночь”, – писал К. И. Чуковский в своей книге о Блоке. И действительно, в начале 900-х годов поэт открывает для себя кричащее противоречие реальной действительности. Это изменяет весь строй его поэтического мира.
В 1902-1904 годах Блок создает второй цикл стихов – “Распутья”. Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей. “Распутья” воспринимаются поэмой познания конкретной жизни. Она еще не понята, но стремление проникнуть в тайны живого мира главенствует. В дальнейшем эта тема получит свое развитие в циклах стихов “Город” (1904- 1908), “Страшный мир” (1909-1915) и в других произведениях.
Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога. Все непонятно и страшно. Поэт пристально всматривается в новый мир и по-своему рассказывает о нем.
В конце 1903 года было написано стихотворение “Фабрика” , которое можно рассматривать как точку поворота на творческом пути Блока. Здесь он заговорил о несчастных, нищих, голодных людях, обездоленных, униженных, обманутых “сытыми”.
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
Так начинается стихотворение “Фабрика”. Слово “жолты” сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств – отвращения, отчуждения. Другой “говорящий” эпитет стихотворения – черный. “Недвижный кто-то, черный кто-то” – воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми.
Здесь не назван этот “кто-то”: это и фабричный гудок (“Он медным голосом зовет”), и те неизвестные, которые “в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели”. Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Нетрудно догадаться, на чьей стороне автор. Поэт сочувствует, сострадает миру “нищих”, но он ужасается той покорности, которую проявляют люди:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
Мотивы “Фабрики” получают свое дальнейшее развитие в творчестве Блока в период революционного подъема 1905 года. Место действия стихотворений – город. Каков же город Блока?
Серый, туманный… У него серокаменное тело, тусклые площади, жители – серые виденья мокрой скуки. Переулки, улицы, тротуары… Жизнь кошмарна… “Забвенье купить” могут только люди, предающиеся пьянству, разврату, или самоубийцы.
За картинами блоковского города узнается город конкретный – Петербург, он в тогдашнем восприятии и изображении поэта превращается в арену “странных и ужасных” происшествий. Это город “жуткий” и “демонический”, населенный фантастическими персонажами – безмолвными “черными человечками”, “пьяными красными карликами”, хохочущими “невидимками”. И надо всем царит грозный город: “И меня поглотили дома…” В стихотворении “Сытые” из цикла “Город” Блок выражает искреннюю ненависть к миру “сытых”, которые “скучали и не жили”. Поэт рисует их мертвыми красками: “желтые” круги на лицах, “пергаментные речи”.
Автор показывает антидуховность, мещанство, внутреннее убожество мира “сытых”.
Блок увидел, что внешний мир – это мир социального неравенства, социальной несправедливости, социального разъ единения, и поэтому – мир зла. В стихотворении “На железной дороге” читаем:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – все больно.
Это стихотворение заканчивается смертью героини, которой раньше поклонялся Блок. Разрушены все надежды. Душевное состояние лирического героя выражено словом “больно”. Для поэта внешний мир – это еще мир боли и скорби.
Нет здесь. радости и любви.
В цикле “Страшный мир” Блок заявляет новое понимание мира. Мы становимся свидетелями взаимоотношений героя со своей душой: “Взглянул в свое сердце… и плачу”, – потому что “на дне твоей души, безрадостной и черной, безверие и грусть”. Эта раздвоенность души героя свидетельствует об углублении драматизма.
Окружающий мир сбивает душу человеческую с истинного пути, калечит жизнь людей. Но это происходит незаметно для самого человека:
Тело тихо холодело,
Пробудился: тридцать лет.
Хвать-похвать, – и сердца нет.
Таким образом, главное в пейзаже души лирического героя – страшно все.
Страшный мир – это не только мир внешний, но и мир внутренний, мир в душе лирического героя, так как это предчувствие гибели, смертельной усталости, это безрадостный мир.
Та же тема пути и в стихотворениях о России. Блок считал, что Россия как движение, как путь – это путь всего человечества к обретению идеала, гармонии. Вот что мы читали в письме к Станиславскому от 9 декабря 1906 года:
“Этой теме (теме родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…”
Образ родины, России, “проявляется” в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – это чувство безоглядной любви. “Как и жить и плакать без тебя”, – восклицает Блок, в России для него все – “жизнь или смерть, счастье иль погибель”.
Таким образом, мы видим, что лирический герой поэмы Блока, выйдя в “ночь” и поставив перед собой задачу “узнать, понять”, добивается цели. Путь этот сложен и труден, но познаваем. Личность творит сама себя.
Тема пути – это тема самоопределения, процесс духовного движения. И несмотря на весь трагизм, Блок заявляет: “И я люблю сей мир ужасный!”
Разное, Тема пути в лирике А. А. Блока
А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью. Никто в семье его никогда не “преследовал”, все только любили и баловали. “Музыка старых русских семей” звучала вокруг ребенка. “Бабушки, тетушки, нянюшки”, красота окружающей природы, отдаленность и огражденность дома Бекетовых от всех проблем и невзгод жизни — все это формировало душу и сознание будущего поэта.
Но вот “Сашурочка” постепенно превратился в “Сашуру”, в “Сашу”. И Блока из его уютного бекетовского дома “позвал” внешний мир:
Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел.
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел.
Мир притягивает поэта своей новизной. Но его Блок называет “севером” — это тревожный, неизведанный край. Это было только предчувствие желанного и вместе с тем тревожного поворота в собственной судьбе, а окончательному разрыву с бекетовским домом послужила любовь Блока к Л. Д. Менделеевой. Это чувство помогает поэту выйти за пределы мира, созданного семьей. И он покидает родной бекетовский дом, уют и спокойствие меняет на неизвестность: “Я вышел в ночь. “. Основная тема этого стихотворения — это путь жизненный, человеческий. Поэт называет внешний мир “ночью”, так как он не знает его и не готов к самостоятельной жизни, но Блок надеется все “узнать” и “понять”:
О, как понять, откуда стук,
Откуда будет слышен голос.
У каждого человека свой жизненный путь. У Блока — это путь познания, искания, это путь изменения человека.
Тема пути получает свое развитие в поэме “Соловьиный сад”. Мы видим непокой, смятение лирического героя, желание любви и успокоения. Но так как для Блока жизнь — это вечный поиск и движение, то необходим выбор: бекетовский дом или внешний мир. Душа лирического героя, да и самого поэта, раздваивается между любовью и долгом, между бекетовским долгом и внешним миром. Это смятение выражено в вопросе:
Наказанье ли ждет иль награда,
Если я уклонюсь от пути?
Лирический герой так и не находит покоя, он понимает необходимость выбора и одновременно его невозможность, ибо душа и сознание раздваиваются между любовью и долгом. Это трагическая тема. Лирический герой, погружаясь в новый для него мир, постепенно начинает узнавать и понимать его. Но тема пути, по Блоку, — это еще путь познания, искания.
Поэт “выходит” во внешний мир, в “ночь”, и начинается его самостоятельная жизнь, полная трудностей и препятствий.
В 1898—1904 годах А. Блок создает первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Ранний срок творчества поэта прошел под знаком мистически окрашенных мечтаний, “Стихи о Прекрасной Даме” стали попыткой Блока разобраться в вопросах, которые будут волновать его на протяжении всей жизни.
“Серафим из своего беспредметного мира упал прямо в петербургскую ночь”, — писал К. И. Чуковский в своей книге о Блоке. И действительно, в начале 900-х годов поэт открывает для себя кричащее противоречие реальной действительности. Это изменяет весь строй его поэтического мира.
В 1902—1904 годах Блок создает второй цикл стихов — “Распутья”. Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей. “Распутья” воспринимаются поэмой познания конкретной жизни. Она еще не понята, но стремление проникнуть в тайны живого мира главенствует. В дальнейшем эта тема получит свое развитие в циклах стихов “Город” (1904— 1908), “Страшный мир” (1909—1915) и в других произведениях. Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога. Все непонятно и страшно. Поэт пристально всматривается в новый мир и по-своему рассказывает о нем.
В конце 1903 года было написано стихотворение “Фабрика” , которое можно рассматривать как точку поворота на творческом пути Блока. Здесь он заговорил о несчастных, нищих, голодных людях, обездоленных, униженных, обманутых “сытыми”.
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
Так начинается стихотворение “Фабрика”. Слово “жолты” сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств — отвращения, отчуждения. Другой “говорящий” эпитет стихотворения — черный. “Недвижный кто-то, черный кто-то” — воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми. Здесь не назван тот самый “кто-то”: это и фабричный гудок (“Он медным голосом зовет”), и те неизвестные, которые “в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели”. Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Нетрудно догадаться, на чьей стороне автор. Поэт сочувствует, сострадает миру “нищих”, но он ужасается той покорности, которую проявляют люди:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
Мотивы “Фабрики” получают свое дальнейшее развитие в творчестве Блока в срок революционного подъема 1905 года. Место действия стихотворений — город. Каков же город Блока? Серый, туманный. У него серокаменное тело, тусклые площади, жители — серые виденья мокрой скуки. Переулки, улицы, тротуары. Жизнь кошмарна. “Забвенье купить” могут только люди, предающиеся пьянству, разврату, или самоубийцы. За картинами блоковского города узнается город конкретный — Петербург, он в тогдашнем восприятии и изображении поэта превращается в арену “странных и ужасных” происшествий. Это город “жуткий” и “демонический”, населенный фантастическими персонажами — безмолвными “черными человечками”, “пьяными красными карликами”, хохочущими “невидимками”. И надо всем царит грозный город: “И меня поглотили дома. ” В стихотворении “Сытые” из цикла “Город” Блок выражает искреннюю ненависть к миру “сытых”, которые “скучали и не жили”. Поэт рисует их мертвыми красками: “желтые” круги на лицах, “пергаментные речи”. Автор показывает антидуховность, мещанство, внутреннее убожество мира “сытых”.
Блок увидел, что внешний мир — это мир социального неравенства, социальной несправедливости, социального разъ единения, и поэтому — мир зла. В стихотворении “На железной дороге” читаем:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Это стихотворение заканчивается смертью героини, которой раньше поклонялся Блок. Разрушены все надежды. Душевное состояние лирического героя выражено словом “больно”. Для поэта внешний мир — это еще мир боли и скорби. Нет здесь .радости и любви.
В цикле “Страшный мир” Блок заявляет новое понимание мира. Мы становимся свидетелями взаимоотношений героя со своей душой: “Взглянул в свое сердце. и плачу”, — потому что “на дне твоей души, безрадостной и черной, безверие и грусть”. Эта раздвоенность души героя свидетельствует об углублении драматизма. Окружающий мир сбивает душу человеческую с истинного пути, калечит жизнь людей. Но это происходит незаметно для самого человека:
Тело тихо холодело,
Пробудился: тридцать лет.
Хвать-похвать, — и сердца нет.
Таким образом, главное в пейзаже души лирического героя — страшно все.
Страшный мир — это не только мир внешний, но и мир внутренний, мир в душе лирического героя, так как это предчувствие гибели, смертельной усталости, это безрадостный мир.
Та же тема пути и в стихотворениях о РФ. Блок считал, что Россия как движение, как путь — это путь всего человечества к обретению идеала, гармонии. Вот что мы читали в письме к Станиславскому от 9 декабря 1906 года:
“Этой теме (теме родины) я обдуманно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни. “
Образ родины, РФ, “проявляется” в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта — это чувство безоглядной любви. “Как и жить и плакать без тебя”, — восклицает Блок, в РФ для него все — “жизнь или смерть, счастье иль погибель”.
Таким образом, мы видим, что лирический герой поэмы Блока, выйдя в “ночь” и поставив перед собой задачу “узнать, понять”, добивается цели. Путь тот самый сложен и труден, но познаваем. Личность творит сама себя. Тема пути — это тема самоопределения, процесс духовного движения. И несмотря на весь трагизм, Блок заявляет: “И я люблю сей мир ужасный!”
Тема пути в лирике А. А. Блока
А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью. Никто в семье его никогда не “преследовал”, все только любили и баловали. “Музыка старых русских семей” звучала вокруг ребенка. “Бабушки, тетушки, нянюшки”, красота окружающей природы, отдаленность и огражденность дома Бекетовых от всех проблем и невзгод жизни – все это формировало душу и сознание будущего поэта.
Но вот “Сашурочка” постепенно превратился в “Сашуру”, в “Сашу”. И Блока из его уютного бекетовского дома “позвал” внешний мир:
Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел.
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел.
Мир притягивает поэта своей новизной. Но его Блок называет “севером” – это тревожный, неизведанный край. Это было только предчувствие желанного и вместе с тем тревожного поворота в собственной судьбе, а окончательному разрыву с бекетовским домом послужила любовь Блока к Л. Д. Менделеевой. Это чувство помогает поэту выйти за пределы мира, созданного семьей. И он покидает родной бекетовский дом, уют и спокойствие меняет на неизвестность: “Я вышел в ночь…”. Основная тема этого стихотворения – это путь жизненный, человеческий. Поэт называет внешний мир “ночью”, так как он не знает его и не готов к самостоятельной жизни, но Блок надеется все “узнать” и “понять”:
О, как понять, откуда стук,
Откуда будет слышен голос.
У каждого человека свой жизненный путь. У Блока – это путь познания, искания, это путь изменения человека.
Тема пути получает свое развитие в поэме “Соловьиный сад”. Мы видим непокой, смятение лирического героя, желание любви и успокоения. Но так как для Блока жизнь – это вечный поиск и движение, то необходим выбор: бекетовский дом или внешний мир. Душа лирического героя, да и самого поэта, раздваивается между любовью и долгом, между бекетовским долгом и внешним миром. Это смятение выражено в вопросе:
Наказанье ли ждет иль награда,
Если я уклонюсь от пути?
Лирический герой так и не находит покоя, он понимает необходимость выбора и одновременно его невозможность, ибо душа и сознание раздваиваются между любовью и долгом. Это трагическая тема. Лирический герой, погружаясь в новый для него мир, постепенно начинает узнавать и понимать его. Но тема пути, по Блоку, – это еще путь познания, искания.
Поэт “выходит” во внешний мир, в “ночь”, и начинается его самостоятельная жизнь, полная трудностей и препятствий.
В 1898-1904 годах А. Блок создает первый цикл – “Стихи о Прекрасной Даме”. Ранний период творчества поэта прошел под знаком мистически окрашенных мечтаний, “Стихи о Прекрасной Даме” стали попыткой Блока разобраться в вопросах, которые будут волновать его на протяжении всей жизни.
“Серафим из своего беспредметного мира упал прямо в петербургскую ночь”, – писал К. И. Чуковский в своей книге о Блоке. И действительно, в начале 900-х годов поэт открывает для себя кричащее противоречие реальной действительности. Это изменяет весь строй его поэтического мира.
В 1902-1904 годах Блок создает второй цикл стихов – “Распутья”. Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей. “Распутья” воспринимаются поэмой познания конкретной жизни. Она еще не понята, но стремление проникнуть в тайны живого мира главенствует. В дальнейшем эта тема получит свое развитие в циклах стихов “Город” (1904- 1908), “Страшный мир” (1909-1915) и в других произведениях. Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога. Все непонятно и страшно. Поэт пристально всматривается в новый мир и по-своему рассказывает о нем.
В конце 1903 года было написано стихотворение “Фабрика” , которое можно рассматривать как точку поворота на творческом пути Блока. Здесь он заговорил о несчастных, нищих, голодных людях, обездоленных, униженных, обманутых “сытыми”.
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
Так начинается стихотворение “Фабрика”. Слово “жолты” сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств – отвращения, отчуждения. Другой “говорящий” эпитет стихотворения – черный. “Недвижный кто-то, черный кто-то” – воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми. Здесь не назван этот “кто-то”: это и фабричный гудок (“Он медным голосом зовет”), и те неизвестные, которые “в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели”. Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Нетрудно догадаться, на чьей стороне автор. Поэт сочувствует, сострадает миру “нищих”, но он ужасается той покорности, которую проявляют люди:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
Мотивы “Фабрики” получают свое дальнейшее развитие в творчестве Блока в период революционного подъема 1905 года. Место действия стихотворений – город. Каков же город Блока? Серый, туманный… У него серокаменное тело, тусклые площади, жители – серые виденья мокрой скуки. Переулки, улицы, тротуары… Жизнь кошмарна… “Забвенье купить” могут только люди, предающиеся пьянству, разврату, или самоубийцы. За картинами блоковского города узнается город конкретный – Петербург, он в тогдашнем восприятии и изображении поэта превращается в арену “странных и ужасных” происшествий. Это город “жуткий” и “демонический”, населенный фантастическими персонажами – безмолвными “черными человечками”, “пьяными красными карликами”, хохочущими “невидимками”. И надо всем царит грозный город: “И меня поглотили дома…” В стихотворении “Сытые” из цикла “Город” Блок выражает искреннюю ненависть к миру “сытых”, которые “скучали и не жили”. Поэт рисует их мертвыми красками: “желтые” круги на лицах, “пергаментные речи”. Автор показывает антидуховность, мещанство, внутреннее убожество мира “сытых”.
Блок увидел, что внешний мир – это мир социального неравенства, социальной несправедливости, социального разъ единения, и поэтому – мир зла. В стихотворении “На железной дороге” читаем:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – все больно.
Это стихотворение заканчивается смертью героини, которой раньше поклонялся Блок. Разрушены все надежды. Душевное состояние лирического героя выражено словом “больно”. Для поэта внешний мир – это еще мир боли и скорби. Нет здесь. радости и любви.
В цикле “Страшный мир” Блок заявляет новое понимание мира. Мы становимся свидетелями взаимоотношений героя со своей душой: “Взглянул в свое сердце… и плачу”, – потому что “на дне твоей души, безрадостной и черной, безверие и грусть”. Эта раздвоенность души героя свидетельствует об углублении драматизма. Окружающий мир сбивает душу человеческую с истинного пути, калечит жизнь людей. Но это происходит незаметно для самого человека:
Тело тихо холодело,
Пробудился: тридцать лет.
Хвать-похвать, – и сердца нет.
Таким образом, главное в пейзаже души лирического героя – страшно все.
Страшный мир – это не только мир внешний, но и мир внутренний, мир в душе лирического героя, так как это предчувствие гибели, смертельной усталости, это безрадостный мир.
Та же тема пути и в стихотворениях о России. Блок считал, что Россия как движение, как путь – это путь всего человечества к обретению идеала, гармонии. Вот что мы читали в письме к Станиславскому от 9 декабря 1906 года:
“Этой теме (теме родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…”
Образ родины, России, “проявляется” в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – это чувство безоглядной любви. “Как и жить и плакать без тебя”, – восклицает Блок, в России для него все – “жизнь или смерть, счастье иль погибель”.
Таким образом, мы видим, что лирический герой поэмы Блока, выйдя в “ночь” и поставив перед собой задачу “узнать, понять”, добивается цели. Путь этот сложен и труден, но познаваем. Личность творит сама себя. Тема пути – это тема самоопределения, процесс духовного движения. И несмотря на весь трагизм, Блок заявляет: “И я люблю сей мир ужасный!”
Сочинение по литературе на тему: Тема пути в лирике А. А. Блока
Другие сочинения:
Тема дома и бездомья в лирике А. Блока Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы Read More .
“Моя тема-тема о России” (по лирике А. А. Блока) На мой взгляд, смело можно сказать, что А. А. Блок – поэт одной темы. Все творчество этого художника, так или иначе, посвящено теме Родины – теме России. Хрестоматийным является ответ Блока на просьбу прочитать что-то из его сочинений о родной Read More .
Тема искусства в лирике Александра Блока Странное то было время… Грань веков, грань эпох, время смутных предчувствий и новых идей. Период, когда искусство слова напрочь лишилось плоти, обретя дух. Тема искусства в поэзии эпохи символизма была одной из ведущих. Не чужд этой теме и ранний Блок: Read More .
Тема России в лирике А. А. Блока “Этой теме (теме Родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь” (А. Блок – К. Станиславскому). Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении “Русь” (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, Read More .
Тема любви в творчестве Блока. Анализ стихотворения Незнакомка Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, Read More .
Тема родины в лирике А. Блока В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно – своеобразное звено в цепи. Открывается книга циклом стихов о Куликовом поле. Read More .
Мелодией одной звучат печаль и радость…” (Тема любви в лирике А. А. Блока.) Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в тревожные дни накануне и во время Октябрьской революции. Его лирика – это душевные переживания поэта о происходящих на Родине событиях Read More .
“Мелодией одной звучат печаль и радость…” (тема любви в лирике А. Блока) Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге в семье профессора. Впервые его стихи публикуются в 1903 году в журнале “Новый путь”. Творческую судьбу Блока во многом определили сильные чувства к Любови Дмитриевне Менделеевой, ставшей в 1903 году Read More .
Сочинение по творчеству Блока
Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.
В литературу А. Блок входит с любовной лирикой. Первый сборник стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме». Источник вдохновения этого цикла сам поэт определяет как «острые мистические и романтические переживания». Мистические переживания – это увлечение философией В. Соловьева, в основе которой представление женского начала мира, а романтические – любовь к Л.Д. Менделеевой. Возлюбленная в его стихотворениях предстает в образе Величественной Вечной Жены. Лирический сюжет этого цикла стихов строится на мотиве ожидания встречи с Прекрасной Дамой («…предчувствую тебя…»). Душа лирического героя страстно томится в преддверии этой встречи. Мир воспринимается с позиции идеала. Лирический герой – рыцарь, давший обет вечного служения идеалу. Ему страшно, что Прекрасная Дама обернется земной женщиной («И страшно мне: изменишь облик ты…»). В стихотворении «Незнакомка» появляется женщина-тайна, женщина-мечта. Образ Незнакомки нарисован воображением поэта, его творческой фантазией.
Постепенно в поэзии Блока появляется тема города («Фабрика», «Сытые»). Поэт показывает мир социального неравенства: мир сытых, с одной стороны, и мир нищих – с другой. Блок использует при описании «страшного мира» мертвые цвета – желтый и черный. По Блоку, быть богатым и сытым неприлично, потому что это делает тебя глухим к нуждам бедных. В стихотворении «Ангел-хранитель» звучит отношение поэта к миру нищих: «…О нищих и бедных скорблю». Новое узнавание мира заявляет Блок в стихотворении «На железной дороге». Это мир унижений и душевных страданий. Поругание женщины, женской судьбы им воспринимается как трагедия. Отношение лирического героя к происходящему выражено словом «больно».
В цикле стихов о России помогают нам осмыслить отношение к ней уже знакомые художественные образы: образ-идеал Вечной Женственности и образ пути, движения к идеалу как осознание своей миссии, своего назначения. В стихотворении «Русь» поэт изображает Русь как нечто святое, заколдованное. В цикле «На поле Куликовом» звучит тревога поэта за будущее страны. Но он верит, что Россию ожидает великое будущее. В стихотворении «Россия» поэт говорит о единстве своего пути и своей судьбы с единством пути и судьбы России.
Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя не все в ней понимал. В статье «Интеллигенция и революция» он призывает слушать музыку революции. В поэме «Двенадцать» Блок сопоставляет два мира, и старый мир показан жестоким. Образ Христа рожден в сознании поэта, это символ нового мира. В своей поэме Блок утверждал высокий смысл шествия двенадцати и благословил этот путь.
Творчество Блока
Писатель по фамилии Блок довольно интересная личность. Этот человек был не просто обычным обывателем, который хотел заработать на литературе и на продаже своих произведений. Блок преследовал цель гораздо большую, чем просто материальные блага общества и человека. Современники называли его человеком чести, и говорили о том, что для Блока не было ничего важнее, чем, правда, в истинном её проявлении. Он был человеком, который не терпел лжи, и старался добиться правды в любом деле, при любых обстоятельствах, что также очень заметно по его произведениям. Всё его мировоззрение вылилось через его многочисленные произведения, которые были тепло, восприняты публикой.
В своих произведениях автор затрагивал темы, которые были близки каждому человеку его времени. Он старался достучаться до души своего читателя, выявить те проблемы, которые царят в обществе, и вместе с читателем найти их решение. Он говорил о том, что хоть и очень сложно создать связь с читателем через произведение, но ему всё равно удаётся это на ура, и потому он продолжает заниматься тем, чем занимается. Творчество для Блока было некоторым способом высказаться, сказать, что он думает, раскритиковать то, что он не мог раскритиковать в обычном разговоре. И таким образом, он также доносил свою точку зрения до читателя, заставляя его тем самым размышлять на данную тему, и попытаться найти решение или логический вывод оной.
Автор также очень часто говорил о темах связанных с политикой, и потому также отражал это в своих произведениях. Он отнюдь не всегда был доволен правящей властью, и потому ему приходилось высказывать своё недовольство в произведениях, так как сказать об этом напрямую, не через большое количество человек он не мог, так как просто опасался за свою жизнь. В начале своего творческого пути Блок хоть особо и не презирал правительство, однако он довольно критично относился ко всем видам власти, говоря о том, что на данный момент она имеет множество недочётов и недостатков. Подобным образом автор выражал своё неприятие установленных порядков, и готовность пойти на борьбу с ними же.
Таким образом, мы видим, что на творчество Блока очень сильно повлияло его мировоззрение, которое впоследствии и изменило мировоззрение множества его читателей. С помощью своих уникальных произведений он мотивировал людей на протест, мотивировал на несогласие с тем, что уже есть.