Сочинение Двенадцать – Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать”
Блок “Двенадцать” – сочинение “Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать””
Поэму Блока “ Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не предавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Александр Александрович использовал символы для того, чтобы с их помощью предать глубокий смысл самым обычным, казалось бы , ничего не значащим сцену. Блок употреблял в своей поэме множество символов: это и имена, и числа, и цвета.
Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении «белого» и «черного». Два противоположных цвета, я думаю, могут означать только раскол, разделение. Черный цвет – цвет смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего. В поэме встречаются словосочетания: чёрное небо, чёрная злоба, белые роза. Я думаю, что «черное небо», нависшее над городом, сродни «черной злобе», скопившейся в сердцах «двенадцати». Здесь угадывается давняя обида, боль, ненависть, по отношению к «старому» миру.
Злоба, грустная злоба.
Кипит в груди
Чёрная злоба, святая злоба…
В поэме также фигурирует красный цвет. Он символизирует кровь, огонь. Блок размышляет о возможности перерождения человека в очистительном огне революции. Революция для автора – рождение гармонии из хаоса. Символично также число двенадцать. Двенадцать – число апостолов Христа, число присяжных заседателей в суде, число человек в отрядах, которые патрулировали Петроград. Главные герои поэмы немыслимы в не данной эпохи, эпохи революции. Двенадцать идущих, зачатки нового сознания, противопоставлены воплощению « старого» мира – «буржую на перекрёстке» , «барыня в каракуле», «писателю – витие». «Двенадцать» символизируют, я думаю, саму революцию стремящуюся избавиться от прошлого, идущую стремительно вперёд, уничтожая всех своих врагов.
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём–ка пулей в Святую Русь…
«Нищий пес голодный» символизирует в поэме «старый», уходящий мир. Мы видим, что этот пёс везде преследует «двенадцатью» так же, как прежний мир преследует новый строй, революцию. Из этого можно сделать вывод, что сторонники нового времени ещё не могут избавиться от пережитков прошлого. Блок так же не дает прогнозов, каким будет будущее, хотя и осознаёт, что оно не будет радужным:
Впереди – сугроб холодный,
-Кто ещё там? Выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади.
-Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались – поколочу!
Образ Христа также символичен в поэме. Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель чистоты, святости и очистительного страдания. Для Блока его «двенадцать» – настоящие герои, так как они являются исполнителями великой миссии, совершают святое дело – революцию. Как символист и мистик, святость революции автор выражает религиозно. Подчёркивая святость революции, её очистительную силу, Блок ставит перед этими «двенадцатью» незримо идущего Христа. По мнению Блока красногвардейцы несмотря на стихийность их движения, впоследствии, перерождаются и становятся апостолами новой веры.
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пёс,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди – Иисус Христос.
Литературная символика способна тонко выразить симпатию героя или личный взляд на что-то важное. Блок использует её во всей полноте. Поэма «Двенадцать» полна загадок и откровений, она заставляет задуматься над каждым словом, каждым знаком, с целью правильно расшифровать его. Это произведение хорошо иллюстрирует творчество А. Блока, по праву занимающего своё место в ряду символистов.
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока. «Двенадцать»
Блок Александр Александрович – Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока. «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока. «Двенадцать»
Александр Блок — один из самых крупных и значительных поэтов «серебряного века» и центральная фигура литературного направления, получившего название «русский символизм». Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма «Двенадцать». Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота 1917 года. Не изменяя прежним литературным традициям, Блок вводит в свой поэтический язык новую символику.
Один из основных символов поэмы — ветер. Он «завивает», «свищет», «гуляет», «рвет», «мнет», «носит». Ветер даже имеет свой характер: он то «хлесткий», то «веселый», он «зол и рад». Однако ветер — не только явление природы. На образном языке поэта — это ветер, стихия революции, ветер глубоких перемен, величайший всплеск человеческих мыслей, чувств, желаний и надежд.
Разрушение прежнего порядка, созданного «старым миром», высвобождает громадные силы, вырывающиеся на волю хаотично, разнузданно, безудержно. Силы стихии — ветер, метель, вьюга — не могут быть определены однозначно как добро или зло. Это глубокие внутренние противоречия в человеке, которые являются источником развития, движения. Однако в своей стихийной безудержности и слепоте они могут стать причиной разрушения, гибели.
Возникновение в глубине пустых, черных улиц двенадцати красногвардейцев символизирует явление на исторической сцене новых героев. Прежде всего двенадцать — это коллективный герой. Он противопоставляется одиночным персонажам старого мира — «буржую», «писателю», «попу», «барыньке в каракуле». Красногвардейцы — люди массы, низов. В значительной мере они представляют деклассированные элементы, число которых значительно пополнилось в предреволюционное и военное время. Среди двенадцати есть разные люди. Одни, как «убийца» Катьки Петруха, живут неуправляемыми страстями. Другие организуют «революционный шаг» и четко знают, куда они должны идти сами и вести за собой остальных. Именно поэтому Блок принимает революцию: он надеется, что более развитые в духовном и культурном плане люди сумеют обуздать стихийность деклассированных элементов.
Красногвардейцы, в начале поэмы гонимые ветром, к концу произведения преодолевают стихию и идут намеченным путем. И на белом метельном фоне вспыхивает красный флаг как символ революционной стихии, которая должна снести старый мир.
В финале поэмы возникает образ Иисуса Христа. Блок использует неожиданный для читателя прием: ведь в предшествующем тексте неоднократно подчеркиваются воинствующие атеистические взгляды новых героев. Они идут «без имени святого», высмеивают попа, для них свобода — «без креста». Они напоминают Петрухе, что его вера в Бога не спасла от страшного греха совершения убийства.
Двенадцать идут «державным шагом» сквозь вьюгу. Всюду им мерещатся враги: за сугробом, за домом. Они кричат, приказывают остановиться, грозят «пощекотать штыком», — но им отвечает только эхо. Впереди двенадцати «с кровавым флагом», «в белом венчике из роз» выступает Христос. Смысл такого финала расшифровывают по-разному. Одни видят в нем признание святости революции, другие обращают внимание на то, что красноармейцы «постреливают» в Христа, и считают, что Блок интуитивно чувствовал антигуманную сущность революции.
Разочарование Блока в Октябре придет позже, а в то время, когда писалась поэма, он верил в очистительную силу революции и эта вера вдохновила его на создание прекрасного произведения.
simvolicheskie-obrazy-i-ih-smysl-v-poeme-a.-a.-bloka.-dvenadcatсимволические образы и их смысл в поэме а. а. блока. «двенадцать»
Александр Блок — один из самых крупных и значительных поэтов «серебряного века» и центральная фигура литературного направления, получившего название «русский символизм». Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма «Двенадцать». Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота 1917 года. Не изменяя прежним литературным традициям, Блок вводит в свой поэтический язык новую символику.
Один из основных символов поэмы — ветер. Он «завивает», «свищет», «гуляет», «рвет», «мнет», «носит». Ветер даже имеет свой характер: он то «хлесткий», то «веселый», он «зол и рад». Однако ветер — не только явление природы. На образном языке поэта — это ветер, стихия революции, ветер глубоких перемен, величайший всплеск человеческих мыслей, чувств, желаний и надежд.
Разрушение прежнего порядка, созданного «старым миром», высвобождает громадные силы, вырывающиеся на волю хаотично, разнузданно, безудержно. Силы стихии — ветер, метель, вьюга — не могут быть определены однозначно как добро или зло. Это глубокие внутренние противоречия в человеке, которые являются источником развития, движения. Однако в своей стихийной безудержности и слепоте они могут стать причиной разрушения, гибели.
Возникновение в глубине пустых, черных улиц двенадцати красногвардейцев символизирует явление на исторической сцене новых героев. Прежде всего двенадцать — это коллективный герой. Он противопоставляется одиночным персонажам старого мира — «буржую», «писателю», «попу», «барыньке в каракуле». Красногвардейцы — люди массы, низов. В значительной мере они представляют деклассированные элементы, число которых значительно пополнилось в предреволюционное и военное время. Среди двенадцати есть разные люди. Одни, как «убийца» Катьки Петруха, живут неуправляемыми страстями. Другие организуют «революционный шаг» и четко знают, куда они должны идти сами и вести за собой остальных. Именно поэтому Блок принимает революцию: он надеется, что более развитые в духовном и культурном плане люди сумеют обуздать стихийность деклассированных элементов.
Красногвардейцы, в начале поэмы гонимые ветром, к концу произведения преодолевают стихию и идут намеченным путем. И на белом метельном фоне вспыхивает красный флаг как символ революционной стихии, которая должна снести старый мир.
В финале поэмы возникает образ Иисуса Христа. Блок использует неожиданный для читателя прием: ведь в предшествующем тексте неоднократно подчеркиваются воинствующие атеистические взгляды новых героев. Они идут «без имени святого», высмеивают попа, для них свобода — «без креста». Они напоминают Петрухе, что его вера в Бога не спасла от страшного греха совершения убийства.
Двенадцать идут «державным шагом» сквозь вьюгу. Всюду им мерещатся враги: за сугробом, за домом. Они кричат, приказывают остановиться, грозят «пощекотать штыком», — но им отвечает только эхо. Впереди двенадцати «с кровавым флагом», «в белом венчике из роз» выступает Христос. Смысл такого финала расшифровывают по-разному. Одни видят в нем признание святости революции, другие обращают внимание на то, что красноармейцы «постреливают» в Христа, и считают, что Блок интуитивно чувствовал антигуманную сущность революции.
Разочарование Блока в Октябре придет позже, а в то время, когда писалась поэма, он верил в очистительную силу революции и эта вера вдохновила его на создание прекрасного произведения.
Символы и образы в поэме Александра Блока «Двенадцать»
Глядя на мир глазами Александра Блока, легко можно провести аналогию между его вымышленными персонажами и реальностью. Образы и символы в поэме «Двенадцать» служат предзнаменованиями и отражениями революционной России. Значимо и само название произведения, выбранное автором неспроста. Поэт-символист пытался создать поэму, наполненную трансцендентными понятиями, доступными любому читателю.
Символические особенности поэмы
Использующиеся Блоком в поэме «12» образы и символы по своей природе сложно назвать однозначными. Каждый знак или персонаж несет в себе несколько сакральных мыслей, что придает произведению невообразимую глубину и порой непонятную двусмысленность с противоположными понятиями.
Реальный поэтический мир, представленный в произведении — революционная Россия, поглощенная огнем и страданиями. Восприятие неприятных политических действий оттеняется положительными красками или нейтральными оттенками слов. Метель сменяется темнотой, снег заливается алой кровью. Также в сюжете представлена любовная линия, переплетающаяся с убийствами. Все эти образы весьма символичны, поэтому в них следует разобраться подробнее.
Главные предзнаменования
Революционные волнения, охватившие Россию в начале XX столетия, были отражены в работах многих литераторов. В прозе и стихотворениях преподносились читателям ушедшие события 1917 года. Каждый писатель понимал их по-своему. Вдохновился этим историческим периодом и Александр Блок. Свое неоднозначное восприятие переворота автор отразил в образах и символах поэмы «12». Некоторые искусствоведы по сей день не могут понять всю значимость этого произведения из-за большого количества интерпретаций.
Анализ символики следует начинать с названия произведения. Двенадцать — число, наделенное особым значением. Оно соизмеримо с количеством красноармейцев и божественных апостолов, присутствующих на Тайной вечере. Последняя интерпретация отразилась и в именах центральных персонажей. Евангельские символы стали для автора основополагающими при написании поэмы. Предполагается, что события 1917 года напоминали писателю Страстную неделю.
Число ассоциируется с двенадцатью месяцами года, сменяющими друг друга, что говорит о начале новой жизни и окончании старой. К прочим важным символам и авторским предзнаменованиям стоит отнести:
- Ветер — знак восстания и революции. Его порывы усиленно взвихряют снег, чтобы унести вдаль все пережитое ранее.
- Перекресток, обозначающий проблематичность выбора, по какому пути пойдет страна.
- Метель, сметающая и ослепляющая все на своем пути. Она не выбирает предметы своего разрушения.
- Вьюга, символизирующая смутность времени, хаос, перемены.
- Ночь, таящая опасность, несущая следом за собой свет и положительные перемены.
- Яркие огни, символизирующие жестокую и беспощадную революцию.
- Мировой пожар, ассоциирующийся с катаклизмами, потрясениями, коренными переворотами.
- Красный флаг, символизирующий борьбу, пролитую кровь солдат.
Отдельного внимания заслуживает символ беспородного уличного пса, снующего под ногами красногвардейцев. Он, словно признак ушедшего старого времени, мечется, пытаясь вернуть все на круги своя, но это невозможно. Прежний уклад жизни уже разрушен.
Образы, выбранные писателем
Возвращаясь к евангельской теме, стоит сразу сказать о символичных именах красноармейцев. Названы автором далеко не все. Но имена известных солдат вовсе не случайно совпадают с апостольскими. Например, Ванька, Андрюха и Петька сразу ассоциируются с помощниками Христа Иоанном, Андреем и Петром. Последний также рассказывает читателям о совершенном им убийстве из ревности. Как и апостол Петр, он выступает в роли предателя, отрекшегося от Христа. К другим центральным образам относятся:
- Сам автор, выступающий в качестве проповедника, летописца, Пимена. Он пытается запечатлеть происходящее, донести его до читателей. Именно поэтому поэма напоминает собой летописное сказание. Александр Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, поэтому рассуждает о грядущих переменах символично.
- Иисус Христос, возникающий в конце повествования. В его руках виднеется красный флаг, который присутствовал в тексте с самого начала. От этого создается эффект присутствия Спасителя на месте событий все время, только в начале он является читателю Святым духом, дуновением ветерка. В конце произведения Христос телесно воплощается, что говорит о перемене мира, пришествии новой эры, ранее начавшейся с посланника Божьего и апостолов.
- Катька, появляющаяся в строках неспроста. Она позволяет автору показать, что грядущий переворот касается всех сфер деятельности, любых слоев общества. Девушка является возлюбленной одного из офицеров. Ее можно возненавидеть, так как она гуляет с врагом «рабочего народа». Вместе с тем Катерина выступает в роли великой мученицы, казненной, согласно библейским историям, по приказу римского императора Максимиана.
Блок пытается перенести читателей в библейские времена, показав рождение новой эры. Меняются события, имена, главные персонажи, но суть проблемы остается извечно неизменной.
События в цветовой гамме
Цветовая гамма в поэме Александра Блока «Двенадцать» передана тремя мощнейшими оттенками. Они весьма символичны в литературе. Например, черный, просматривающийся в ночном мраке, ассоциируется с насилием и смертью. Белоснежные оттенки, представленные снегом, говорят о чистоте духа. Красные тона являются квинтэссенцией революционного цвета, огня, крови, разрушения.
Черное и белое, как аналогия борьбы добра и зла, правдивости и лживости, светлых и темных сил, проходит красной нитью сквозь каждую строчку произведения.
Белоснежность говорит читателям об обновлении и стремлении к счастливому будущему. Черный цвет символизирует мрак и безысходность старого мира, страдания. Красный же выступает заглавным тоном сопротивления и желания перемен.
Писатель-символист в своей поэме «Двенадцать», написанной в 1918 году, хотел преподнести события новаторским способом. Для этого им применялись не только знаковые образы, но и эффект контрастов.
В произведении мелкое и жалкое находится рядом с масштабным и величественным, греховное сосуществует со святым, а низменность нивелируется возвышенностью.
Целостность произведения базируется на единстве пересекающихся планов.
Символические образы и их смысл в поэме А. Блока “Двенадцать”
Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!
На всем божьем свете! А. Блок Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX-XX веков.
Будучи поэтом-символистом, Блок сумел в ярких и многозначных образах передать грандиозные события и предсказать грядущее. Блок услышал загадочную музыку времени, перелил ее в свои стихи, благодаря которым эта мелодия звучит и для нас, его потомков. Читая поэму “Двенадцать”, мы слышим
взволнованную речь автора – очевидца и участника того великого события.
Поэма “Двенадцать” – своеобразная и правдивая летопись большевистской революции. Блок оригинально и образно попытался запечатлеть для потомков свое время, “остановить мгновение” хотя бы в своем произведении. Завивает ветер
Белый снежок. Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка!
Два цвета преобладают в поэме: черный и белый. Все события происходят вечером или ночью. Почему Блок выбирает это время суток?
Поздний вечер. Пустеет улица. Один бродяга
Сутулится, Да свищет ветер…
Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь – самое подходящее для них время суток. Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное.
Ветер веселый И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: “Вся власть Учредительному Собранию”… В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу. Недаром впереди революционного патруля оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще высветится ярко и зримо в других его произведениях.
Здесь же крепко “держится”, стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира – голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались – поколочу! …
Скалит зубы – волк голодный – Хвост поджал – не отстает – Пес голодный – пес безродный… Как беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир! Он ведь тоже принадлежит к нему. Но такова действительность, и автор не может покривить душой.
Временами в поэме четко слышится радостное возбуждение лирического героя, он приветствует ветер перемен. А поэт, что ждет от будущего сам Блок? Скорее всего, он предвидит свою гибель вместе со старым, привычным и ненавистным миром, но противостоять этому невозможно, как немыслимо остановить стихию. И велика заслуга поэта, что он не просто сумел услышать время, а запечатлел его в своей поэме.
Трах-тах-тах! – И только эхо Откликается в домах… Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
Другие работы по этой теме:
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Александр Блок – один из самых крупных и значительных поэтов “серебряного века” и центральная фигура литературного направления, получившего название “русский символизм”. Символические образы всегда играли.
Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и.
Символы и образы в поэме А. А. Блока “Двенадцать” 1. Стихи – душа поэта. 2. Общие сведения о творчестве Блока. 3. Символ – глубокий и точный образ действительности. 4. Символика цвета. 5. Революционный образ.
Роль символов в поэме “Двенадцать” А. А. Блока Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие.
Роль символов в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие.
Смысл образа Христа в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил “ветер”, “страшный шум” времени, переломный характер.
Борьба двух “миров” в поэме А. Блока “Двенадцать” Черный вечер-Белый снег. Ветер, ветер! Ветер, ветер – На всем Божьем свете! Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” И.
Символика цвета по поэме Двенадцать (Блок Александр) Символика цвета в поэме А. Блока “Двенадцать”. Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году, сразу же после революции и прихода к власти большевиков. Наверное, поэтому.
Революция и старый мир в поэме “Двенадцать” А. А. Блока Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего.
Какова символика вьюги в поэме Блока “Двенадцать”? Безусловно, одним из ведущих и талантливейших поэтов Серебряного века можно назвать А. Блока. За свою короткую жизнь Блок оставил нам богатейшее литературное наследие. Оно включает.
Тема: – Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать»
–>Просмотров : 344 | –>Добавил : Ferst (05.04.2019) (Изменено: 05.04.2019)
Всего ответов: 9 |