Революция в поэме Блока «Двенадцать»: сочинение

Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.

Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.

Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.

Весь старый мир озлобился на новый. Людям кажется, что это конец света, а раз так, то на фоне анархии и безвластия выползают на свет бандиты всех мастей, выдающие себя за революционеров. И начинается разгульная вакханалия – убийства, грабежи, насилие. В их руках обычный ножик становится грозным оружием против обывателей, простых людей. Об этом говорит строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!»

Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.

Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.

Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.

Число 12 – это число людей в отряде, это – число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.

Интересно, что он смотрит на все происходящие события как-бы со стороны, оценивает их. Об этом говорят фразы: «А вон…», « А вот…» Русская интеллигенция по-разному восприняла революцию. Многие, как и Блок, были сторонними наблюдателями. Некоторые в ней потеряли себя так, что потом не смогли найти в ней своё место.

2 вариант рассуждения

Поэма Блока «Двенадцать» явилась настолько же неожиданным произведением для его интеллигентного происхождения, сколько же знаковой стала для зарождающегося советского государства.

При анализе поэму стоит помнить, что Блок принадлежал к направлению писателей-романтиков. А для них основной темой творчества являлось противостояние человека и природы, добра и зла. Противостояние драматичное и зачастую трагическое. Поэтому революция в поэме представлена как всепоглощающее буйство стихии, сметающее все на своем пути.

Сам Блок позднее писал, что революция может смести доблестных и положительных людей, и неожиданно вознести недостойных и жалких. Но на то она и стихия, что зародившись от рук человеческих, перестает им подчиняться в дальнейшем. Словно бушующее пламя она мчится по стране, верша свои порядки.

Но пламя это не только разрушает старые устои, оно очищает землю от несправедливых пережитков времени. Как бы не сложилась история в дальнейшем, но свержение зарвавшейся власти и передача ее народу, были очень прогрессивным шагом.

Не стоит забывать и том, что Блок принадлежал к тем слоям интеллигенции, которая постоянно чувствовала свою вину перед другими слоями населения из-за имевшихся у них привилегий. Именно поэтому народный гнев, вылившийся в революцию вызвал у него такое благоговение. Народ восстал и требует справедливости для себя.

Конечно этот бунт жесток и беспощаден, как писал другой классик. Но и это является отражением того тяжелого времени. Любое буйство стихии наносит непоправимый вред. Однако с течением времени природа стихает, и на месте разрушений строится новый мир. Так и революция должна пройти свой путь, смести устаревшие конструкции, а на их месте выстроить новое государство.

Символичен и образ Христа, на первый взгляд неуместного при описании атеистического государства. Однако Блок воспринимал зародившуюся христианскую религию как своеобразную революцию рабов, восставших против своих хозяев. Поэтому у него Христос тоже соответствует революционной тематике. Он ведь тоже бунтарь, поведший за собой уверовавших, чтобы сломать старые порядки.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Популярные сегодня темы

Я хорошо учусь в школе. С выполнением домашнего задания, у меня никогда не бывает проблем. Школьный материал усваивается без проблем, поэтому домашнее задание делается легко

Очерк «Чудная» был написан писателем в пересыльной тюрьме, а после нелегально отправлен на волю. Однако с публикацией рукописи возникли некоторые сложности – ни одно из известных издательств не хотело браться за это противоречивое творение.

Здравствуй, друг. Сколько лет прошло с нашей последней встречи? Думаю, ты неплохо изменился с тех пор. Я знаю, что никогда не получу от тебя ответа, но, может, оно и к лучшему. Не хорошо знать о том, что тебя ждёт впереди. Никакой интриги, верно?

Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.

Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так.

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Скачать сочинение

Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.
Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек.
В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”. В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в “Двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение.
Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури — символы очистительной стихии.
Двуплановость образного строя “Двенадцати” ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:

Черный вечер,
Белый снег,
Ветер, ветер!

В основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением — настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. Автор конкретизирует содержание “черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”, “барыня в каракуле”. Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп — “стороной за сугроб”, барыня — “к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали. ”. Особенно непримирим к новому давний недруг Блока — либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: “Длинные волосы и говорит вполголоса. Должно быть, писатель-вития. ”.
Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически. В их изображении он использует сравнения — броские и емкие:

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавши хвост паршивый пес.

Но “пес” так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Читайте также:  Борьба есть условие жизни В. Г. Белинский. (По творчеству А. Блока): сочинение

Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”.
Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: “Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем”. Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.
Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции.
Поэма “Двенадцать” впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма была новаторской.
В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах.
Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова.

36042 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Двенадцать / Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Смотрите также по произведению “Двенадцать”:

Тема: – Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”

–>Просмотров : 222 | –>Добавил : AnnStar (05.04.2019) (Изменено: 05.04.2019)

Обсуждение вопроса:

Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о “толстоморденькой” Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь”? Сегодня, спустя более трети века, все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма “Двенадцать” вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этой поэмы.
Нынешние толкователи порой пытаются прочесть поэму “Двенадцать” “от противного”, доказать, что Блок в ней дал сатиру на революцию, а его Христос — на самом деле Антихрист. Однако так ли это? Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий смысл. В центре произведения — стихия. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, этот разгул символизирует собой противостояние самому страшному — обывательскому покою и уюту. Это передано в “Двенадцати” множеством образов: ветер, снег, вьюга. Сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции (в своей статье “Интеллигенция и Революция” он призывал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию”). И главное, что услышал поэт в этой музыке, — ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы — она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка. И за всем этим многоголосием автору слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.
Стихийна в произведении и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве.


Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.
Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек.
В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”. В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в “Двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение.
Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури — символы очистительной стихии.
Двуплановость образного строя “Двенадцати” ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:

Черный вечер,
Белый снег,
Ветер, ветер!

В основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением — настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. Автор конкретизирует содержание “черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”, “барыня в каракуле”. Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп — “стороной за сугроб”, барыня — “к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали. ”. Особенно непримирим к новому давний недруг Блока — либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: “Длинные волосы и говорит вполголоса. Должно быть, писатель-вития. ”.
Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически. В их изображении он использует сравнения — броские и емкие.

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавши хвост паршивый пес.

Но “пес” так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”.
Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: “Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем”. Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.
Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции.
Поэма “Двенадцать” впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма была новаторской.
В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматических и контрастных образах.
Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова.

Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Блок Александр Александрович – поэт, чьи стихотворения пробирают до мурашек, их хочется перечитывать и перечитывать, постоянно находя в них новые символы, значения и открывая новые горизонты как литературные, так и разумные.

В поэме «Двенадцать» Александр Александрович показал противостояние двух миров: старого и нового. В первом царит разруха, страх и лютый холод. Этот мир уже умирает, он находится в агонии. На смену ему приходит новый революционный мир, полный амбиций и стремлений, мир агрессивный и настроенный на переворот и изменения. Действие поэмы происходит в Петрограде. Раньше это был красивый величественный город, но за короткое время из прекрасной столицы он превратился в чёрный мрачный город без каких-либо признаков жизни. Люди ничуть не отличаются от места своего проживания, они тоже перестали походить на себя прежних, становятся жестокими и злыми. Прошлый мир уже не сражается, он не может воевать с представителями нового, его единственная цель, как бы грустно и печально это ни звучало, – выжить. Будущее не щадит никого, оно убивает даже тех, кто ратует за перемены, людей-соратников. Пример этого можно увидеть в сцене после убийства Кати. Виновник раскаивается, он подавлен, но его окружение не поддерживает этого человека, а наоборот, критикует это сентиментальное и человеческое чувство. Всё это лишний раз доказывает, что для революционеров человек был лишь винтиком, главным они считали идею, к осуществлению её и шли по головам.

Данное произведение живёт контрастами. В нём нет полутонов, оно наполовину белое, а на половину чёрное. Блок показывает то бедную старуху и страдающего от переворота писателя, то уходит в сторону революционеров и описывает уже «белое»: отряд из двенадцати. Контраст идёт также и по отношению к революции. В противовес бедным и голодным людям старого мира выступают люди, для которых революция была выгодна. Они нуждались в ней, в их сердцах давным-давно теплилась надежда на перемены, и вот наконец этот прекрасный день настал. Они поднялись на верх социальной лестницы только из-за одного этого события.

Однозначного отношения к революции в «Двенадцать» не прослеживается, но можно предположить, проведя аналогию переворота с ветром. Ветер – символ переворота. Многие люди не любят эту стихию, они прячутся от него и ждут, пока он закончится, а другая часть человечества считает ветер нормальным и даже нужным явлением. Ветер преодолевает любые преграды, как и революционные действия. Нельзя однозначно относиться к этим двум явлениям. Некоторых и ветер, и революция подкашивает и сшибает с ног, а некоторых наоборот, укрепляет на земле, делает выносливее и помогает продолжать двигаться дальше, по направлению к свободе, к изменениям и к новому миру. Счастливому миру.

Тема революции в поэме Двенадцать

Несколько интересных сочинений

Уважаемый водитель, очень прошу не нарушать правила дорожного движения. Пристегивайте ремни безопасности, это может сохранить вам жизнь. Не садитесь пожалуйста за руль выпившим и будьте внимательны

Рассказ «Тоска» является вершиной, завоеванной мастерством Чехова. Чуткий лиризм и угнетающее чувство грусти представлены им в безупречности и именно из-за этого читать это произведение физически больно.

В данном произведении автор говорит о множестве вещей, которые имеют место быть в нашей жизни. В нём он размышляет над такими вещами как лицемерие, лживость, продажность, неоправданное невежество.

Учитель – это важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка целым багажом необходимых для жизни знаний, а также, способствует формированию у него множества умений и навыков.

Прекрасны леса в белом убранстве, горы с лавиноопасными спусками, реки замершие, заливные луга под снегом. Но по своему красива зима в окрестностях города.

Революция в поэме Блока «Двенадцать»: сочинение

  1. Почему поэма называется “Двенадцать”?
  2. Почему именно Иисус Христос у Блока предваряет шествие отряда красногвардейцев?
  3. Какова роль контраста в художественном строе поэмы?

    Поэма “Двенадцать” была создана после долгих размышлений поэта о судьбах родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один &#151 конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой &#151 скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как “мирового пожара”.

Мотив движения &#151 главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры “Двенадцати”. Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу &#151 двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: “В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз”. Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу &#151 носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: “писатель, вития”, “барыня в каракуле”, “невеселый товарищ поп”.

Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик “влит” в повествование, его голос &#151 такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие “Двенадцати” &#151 это воспроизведение многоголосия “переворотившейся” эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей “судьбы” двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.

Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат “Вся власть Учредительному Собранию!”, оплакивающая Россию “барыня в каракуле”, злобно шипящий “писатель, вития”, отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.

С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.

Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои &#151 представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к “верхам”. “Святая злоба” владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?

Главный вопрос поэмы: “Что впереди?” &#151 для Блока был ясен, он внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев.*

Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа &#151 антитеза псу-волку, как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ “двенадцати”, и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения &#151 от приветствия новой революционной России, “идущей державным шагом”, до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: “Идут без имени святого все двенадцать вдаль”. И их незримый враг вовсе не “нищий” пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади.

– Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались &#151 поколочу!

Как видим, от голодного пса &#151 старого мира &#151 красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.

– Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома? Духовно слепым “двенадцати” не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом “товарищ”, но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то “черное”, что несет с собой революция, есть в ней и “белая” правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев. Открывается поэма строками:

Черное небо и белый снег &#151 символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция несет и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В поэме “Двенадцать” автором дана объективная, беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта время от времени появляется на страницах поэмы. (“В очи бьется красный флаг”). Цветовая гамма поэмы почти исчерпывается этими тремя цветами, символизирующими главные стороны жизни революционного Петрограда.

От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. “Как пошли наши ребята В красной гвардии служить. “, явно не долго раздумывая &#151 это народная частушка, “Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина. ” &#151 в поэму вступает плавная музыка русского городского романса. И речь в этом отрывке идет о “буржуе. безмолвном, как вопрос”, о верхних слоях общества, враждебных революции. Несколько раз повторяется чеканный революционный лозунг: “Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!”, сразу же после выхода поэмы попавший на уличные плакаты. Блок призывал “слушать музыку революции”, именно эту музыку он передал в своей поэме. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией. Эту особенность “Двенадцати” отметил О. Мандельштам, назвав поэму “монументальной драматической частушкой”, которая обречена на бессмертие, как фольклор.

Действия и чувства героев тоже контрастны, они мгновенно переходят от любви к “черной злобе”, от убийства к отчаянию, услышав оправдание “нынешним временем”, Петруха тут же “опять повеселел” и готов на грабежи.

Народная стихия пронизывает поэму, расширяя “личный” план повествования и углубляя “общественный”. Центральный кульминационный эпизод поэмы &#151 убийство Катьки &#151 является вершиной драматических страданий Петрухи &#151 одного из “двенадцати”, который в отличие от своих товарищей никак не может подавить своих чувств: то бешеной ревности к неверной Катьке, то глубокого отчаяния и любви к ней, то мрачного приступа тоски ко всему окружающему. Казалось бы, какое историческое значение могут иметь переживания самого обычного, далеко не идеального человека? Но в этом и сказалась гениальная прозорливость Блока. Он, сосредоточив внимание на интимно-личных переживаниях человека, раскрыл их социальную и общественную значимость. Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже &#151 в душе бандитов-красногвардейцев, идущих “без имени святого”, которым “ничего не надо, ничего не жаль”. Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что “вот проснется лютый враг”.

Мысли и чувства солдат противоречивы, но их действия носят глобальный, необратимый характер:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови &#151
Господи, благослови!

* К Чуковский в статье “Александр Блок как человек и поэт” вспоминает интересный эпизод: “Гумилев сказал, что конец поэмы “Двенадцать” (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:

Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красо­ты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» ре­волюции мыслится поэтом как очищающая и возрождаю­щая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла А. А. Блока при­зывать в статье «Интеллигенция и революция», которая уви­дела свет в то же время, что и поэма: «Всем телом, всем серд­цем, всем сознанием — слушайте Революцию». Как писала в своих воспоминаниях М. А. Бекетова, в то время поэт «хо­дил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами — и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству…».

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенад­цать».

Обобщенный образ революции на страницах поэмы со­здается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, — все это под­чинено одной авторской цели — представить эпоху слома, хаоса. Не случайно А. А. Ахматова назвала А. А. Блока «тра­гическим тенором эпохи». Мотив ветра, гуляющего «на всем белом свете», становится лейтмотивным, придавая изобра­жаемому времени черты стихийного начала — это и есть са­ма революция. Она вбирает в себя и стихию мира природы, и стихию человеческих страстей (даже убийство Катьки яв­ляется стихийным поступком героя). Но вот останется эта стихия разрушительной или сможет преобразоваться в сози­дательное начало? Возможны ли гармония и достижение идеала через пролитие крови? Сам образ Христа становится символом нового времени, где отношения между людьми будут строиться на основе вечных ценностей, братской люб­ви. Появление в заключительной части поэмы образа Хрис­та с кровавым флагом предлагает несколько трактовок фина­ла: кровь — революция, трагедия, Христос — спасение, выс­шая справедливость. Сам А. А. Блок не давал однозначного решения финалу: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К со­жалению, Христос», а затем — «Что Христос идет перед ни­ми — несомненно».

Особенности композиции и художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

Жанровое своеобразие поэмы связано с раскрытием эпи­ческого сюжета и реализацией в рамках произведения лири­ческих принципов композиционного строения «Двенадца­ти». Поэма представляет собой некий калейдоскоп лиц и со­бытий (из 12 главок), на фоне которых предстает судьба Петьки. Страдания и исторические потрясения, по замыслу автора, должны привести героя нового мира к преображе­нию.

Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в худо­жественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представлен­ного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг).

Поэма «Двенадцать» стала одним из знаковых произведе­ний своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: «… в январе 1918 г. я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэто­му те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги и друзья моей поэмы».

Ссылка на основную публикацию
×
×

Всего ответов: 3