Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.: сочинение

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Любовная тема всегда занимала одно из главенствующих мест в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А.Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству: их стихи вошли в антологию русской поэзии о любви. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно установить, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.

Первые стихотворения Блока о любви – возвышенно-восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).

В 1904 году выходит сборник стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной Даме». И здесь впервые появляется образ возлюбленной, который впоследствии будет развиваться и трансформироваться в лирике поэта. В названии и основной идее первой книги лежит философская концепция Владимира Соловьева – идея понимания Бога, мировой души как женщины – Прекрасной Женственности.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» объединен одним важным мотивом идеальной любви-стремления. Любовь здесь не страстный порыв, а почти платоническое, воздушное чувство. Образ Героини очень возвышен. Героиня никогда не называется по имени, обращение к ней очень уважительное. Автор называет ее «Царевна Сама», «Закатная, Таинственная Дева», «Белая Ты», «Заря, Купина», “Прекрасная Дама”, “Величавая Вечная Жена”. Хотя лирический герой и обращается к героине «Ты», но это местоимение практически всегда пишется со строчной буквы.

Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образ возлюбленной идеализирован. Перед нами предстает не настоящий человек, а «милый образ, нежный сон». Эта женщина даже не материализована. Мы не находим в цикле ни одной приметы ее реального существования, ни одного физического признака. Центральное стихотворение цикла «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» раскрывает нам призрачность образа возлюбленной:

…Все в облике одном предчувствую тебя.

Стихотворением 1925 года «Незнакомка» открывается новый этап в миропонимании Блока. Женский образ теперь погружается в конкретную реальность. Еще не совсем уйдя от образа Прекрасной Дамы, Блок помещает ее в мещанскую бытовую обстановку. Мир красоты и гармонии, недостижимый в пошлой реальности, связывается с образом женщины. Любовь здесь все еще можно охарактеризовать, как, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.

В следующем цикле стихов о любви – «Снежная маска» – образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой – актрисе театра В.Ф. Комиссаржевской. В этом цикле появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься», «на конце ботинки узкой дремлет тихая змея». Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана «Золотой горшок» и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной:

Но для меня неразделимы

С тобою – ночь и мгла реки…

Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, а игра: «Я опрокинут в темных струях / И вновь вдыхаю, не любя…» Отсюда – символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Тема страстной любви, «цыганской стихии» получила отражение в цикле «Кармен», посвящённом оперной певице Любови Александровне Дельмас (стихотворения «Последнее напутствие», «Королевна», «Я помню нежность ваших плеч…», «Была ты всех ярче, верней и прелестней…», поэма «Соловьиный сад»).
Буйство красок и страстей характеризует этот цикл. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: «золото кудрей», «зубов жемчужный ряд», чуткость нервных рук и плеч. Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.

Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии этого женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека. Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен Блок делит на «здесь» и «там».

Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины. При этом он как бы материализуется, то есть, приобретает физические и материальные признаки. Но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Смотрите также по разным произведениям Блока :

Сочинение: Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Образ возлюбленной в лирике А.А. Блока претерпевал эволюцию вместе с духовной развитием самого поэта, метаморфозами в его личной жизни. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» через любовь к женщине открывается любовь ко всему миру, а облик лирической героини связан с «непостижимой тайной» и «красотой неизреченной», то в циклах «Снежная маска» и «Фаина», отразивших чувство Блока в актрисе Наталье Волоховой, в образах лирического героя и героини воплощена идея любви – страсти, наполнившей их души, которая «никому и ничему не верна». Интересно, что эти на первый взгляд абсолютно различные ипостаси возлюбленной пройдут через всю поэзию Блока, часто совмещаясь в образе одной героини.

Например, в стихотворении «И вновь, сверкнув из чаши винной…» герой вспоминает конкретные эпизоды, «поцелуи на запрокинутом лице», и идеализируя любимую женщину, ей придаются неземные черты: «И ты смеешься дивным смехом, / Змеишься в чаше золотой, / И над твоим собольим мехом / Гуляет ветер голубой». Ассоциацию героини с небесным образом усиливает эпитет «голубой», который передает эмоциональное отношение и обозначает нечто возвышенное, заветное, прекрасное. Бесплотный, отвлеченно-мечтательный образ Прекрасной Дамы, Души мира, Вечной Женственности образ ипостась, лишенную ореола святости. Не случайно эпитет «Голубой», относится к ветру, а сама героиня «змеится в чаше золотой». Золото, как известно, у Блока передает лишь видимый, наружный отблеск. Женский образ оказывает слит с хмельной стихией и стихией снежной. Поэт чувствует их тайное родство, подчеркивается стихийное начало любви. Новая «встречная» в снежной метельной мгле становится воплощением красоты, способной преобразить обыденность, затянутую незримой паутиной. «Снежные вьюги» влекут к вольной, окрыленной жизни.

Смятение героя в строках «И вновь, свернув из чаши винной, / Ты поселила в сердце страх» антитетично беззаботности героини: «И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой». Многогранность и сложность мировосприятия переданы тем, что один и тот же предмет имеет разные эпитеты: «из чаши винной» – «в чаше золотой», «в темных струях» – «в живые струи».

Настораживают метафоры, придающие образу героини змеиные черты: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься в чаше золотой». Такое уподобление возлюбленной змее в циклах «Снежная маска» и «Фаина» мы встретим еще не раз, образ змеи буквально «переползает» из одного стихотворения в другое.

Так, стихотворение «сквозь винный хрусталь» композиционно делиться на три части: с первых строк («В длинной сказке / Тайно кроясь, / Бьет условный час») у нас рождается ощущение сказочности и таинственности, во второй части поэт и дама обмениваются шутливо – колкими репликами, и в финале волшебство рассеивается: «На плече за тканью тусклой, / На конце ботинки узкой / Дремлет тихая змея…» Чувство нереальности происходящего так и остается у Блока на протяжении всего их романа с Волоховой. В «лирической поэме», так назвал поэт цикл «Снежная маска», слились «среброснежные ночи», певучие вьюги, темные дали, электрический свет, разрывающий тьму, призывные рога метели, летящие звезды, застывающий серп луны, слепая и темная страсть, восторг необратимой гибели. (В. Орлов)

Облик любимой, предательской, хищнический, змеиный, словно растворяется «в ином, высоком», лирический герой как под гипнозом готов безрассудно повиноваться всему, как року, с которым безнадежно и не нужно бороться.

От стихотворения к стихотворению растет уверенность, что боль, обида, попытка таят в себе нечто возвышенное и необходимое.

Однако характерно связанное с героиней нарастание мотива смерти, либо прямо упоминаемой ( «Волю мне твою открой, / Обойми змеей – рукой: / Буду мертвым я с тобой…» ), либо иносказательной переданной.

Нельзя не заметить навязчивое употребление эпитета «темный» по отношению к героине «Снежной маски» и «Фаины». И хотя Блока все в 1907 году вспоминают необычайно легким, стремительным, окрыленным, Андрей Белый увидел в этой метельной легкости спрятанное страданье: «Веселье то – есть веселье трагедии; и полета над бездной; я видел – грядущий надлом…» Демоническая женщина для лирического героя – и влекущая комета, влачащая звездный шлейф, и близкая героиням Достоевского инфернальная «женщина, отравленная красотой своей». Однако такой образ непокорной женщины с русской «разбойной красотой» наиболее точно выражает черты самой России, как ее понимал Блок. Если в «Снежной маске» героиня выступает как символ страсти, ей не присваивают конкретные свойства характера, то в «Фаине» обрисован портрет нервной, властной и загадочной женщины, которая стала для поэта «волей, воздухом и огнем». Фаина не похожа на бесплотное и прозрачное видение. В кипении безудержных страстей восторг поэта не знает предела:

«Вот явилась. Заслонила.

Всех нарядных, всех подруг,

И душа моя вступила

В предназначенный ей круг».

«И под знойным снежным стоном

Расцвели черты твои.

Только тройка мчит со звоном

В снежно – белом забытьи…»

И здесь опять мы видим как в женском образе поэту видится Россия, ее судьба, русская национальная стихия с традиционно символизирующими ее образами – топосами – тройкой, зимой. В Фаине со всей полнотой воплощено представление Блока о свободе и удали народного характера. «Одна Наталия Николаевна русская, со своей русской «случайностью», не знающая, откуда она, гордая, красивая и свободная. С мелкими рабскими привычками и огромной свободой», – писал поэт о Волоховой. Стихотворения, воссоздающие поэтическое представление Блока о возлюбленной, насыщены колоритом «вольной Руси»:

«Смотрю я – руки вскинула,

В широкий пляс пошла.

Цветами всех осыпала

И в песне изошла…»

«С ума сойду, сойду с ума,

Что вся ты – ночь, и вся ты – тьма,

И вся ты – во хмелю…»

В этих «щемящих звуках» русской песни есть отголосок и некрасовских поэм; образ Фаины оказывается родственным той, что «коня на скаку остановит», «в горящую избу войдет». В поэтике стихотворений не случайными оказываются «лебяжья поступь», «открытый говор», «цветистый хмель». Фаина может выступит в образе «лихой солдатки».

Глубина веры поэта в «необъятные силы» России, в ее внутреннюю свободу является отличительной чертой всей поэзии Блока. Проникаясь поэзией «Вольной Руси», меняется и сам лирический герой.

Герой трезво смотрит на кричащие противоречия окружающей действительности, мы уже видим отвлеченной мечтательности, идиллической безмятежности.

Из «безвременья», от воспевания вечности поэт бросается в современность, не отрицая в ней ни темного, ни жалкого, ни мелкого, так как без этого невозможна полная жизнь, в которой надо испытывать все чувства:

«и смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель – я знаю –

Все равно: принимаю тебя»!

Приходит понимание, что любовь способна перевести любую боль, обиду и придать им особый смысл.

Образ возлюбленной в лирике Блока

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья…

Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И с годами этот образ только лишь слегка изменяется. И как бы ни складывалась личная жизнь, каждый все равно продолжает мечтать и в мечтах своих обращаться к вечно прекрасной, мудрой, недосягаемой, бережно хранить ее образ и молиться на нее. Ибо так устроен человек.

Он не может жить без веры, без чего-то

А. Блок вошел в литературу с первым циклом стихов, так и называвшихся “Стихи о Прекрасной Даме”. И эту тему, этот образ Прекрасной Дамы, вначале такой хрупкий, романтичный, а с годами принимавший все более реальные черты, он бережно пронес через все свое творчество. И если образы ранних стихов Блока живут лишь в божественном, романтическом мире

Ты из шепота слов родилась,

В вечереющий сад забралась

И осыпала вишневый цвет,

Прозвенел твой весенний привет.

С той поры, что ни ночь, что ни день,

Надо мной твоя легкая тень, –

А мир фантазии, мир мечты обратится в легкую дымку вокруг образа. Постепенно в лирике Блока будет чувствоваться раздвоенность и восприятие образа женщины через призму двух миров: близкого и скорбного “здесь” и лучшего, прекрасного “там”. Так, вечная женственность и мудрость соединятся воедино со скорбной реальностью. Душа – ореол, идущий изнутри, окружает земную оболочку прозрачной хрупкой дымкой.

Именно в ней и заключена та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты всех веков. И это соединение двух миров возносит женщину в глазах поэта на пьедестал богини.

Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом, плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче…

Она близка, вполне реальна и в то же время недосягаема, как божество. “…Я знаю – ты здесь, ты близко – ты там”. Возможно, что именно эта удивительная способность видеть в женском образе божественное начало во многом определила отношение Блока к женщине. Живя реальной жизнью, среди людей, он отчетливо видел, как быт и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение которого в жизни он искал. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой “светлый образ”:

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Среди канав гуляют с дамами

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И кто эта девушка без имени? Кто она – сон или действительность? Богиня или падшая?

Святая или преступница? Девушка, которая в пьяном бреду представлялась поэту земным воплощением “святого образа”:

И каждый вечер, в час назначенный

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне…

… И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука…

Эти горечь и боль становятся основными мотивами в стихах Блока. И поразительно ужасными открываются контрасты между двумя мирами:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая…

…Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – все больно.

Женщина создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но если судьба распорядилась иначе и быт раздавил ее, то чья в том вина? Блок, конечно, видел и понимал это. И потому, наверное, в его стихах женщина всегда будет жертвой, всегда будет оправдана:

Я не только не имею права,

Я тебя не в силах упрекнуть

За мучительный твой, за лукавый,

Многим женщинам сужденный путь.

Возможно, это явилось одной из главных причин того, что любовь и судьба женщины в лирике Блока всегда трагичны. Женские образы из стихотворений “Перед судом” и “На железной дороге” впоследствии выльются в образ Катьки в поэме “Двенадцать”. И Катька явится олицетворением трагической женской судьбы и трагической жизни людской, ибо по положению женщины можно судить о жизни общества. И если несчастна женщина, если осквернена любовь – самое святое, что может быть в человеке, то как может быть счастливою жизнь?

Быт и серость жизни реальной женщины отодвинули дымчатый образ, и пришел ему на смену другой, вполне конкретный. Образ той “страстной, безбожной, пустой, незабвенной”. Любовь к этой женщине подобна искре.

Она загорается, мгновения светит безумным светом, чтобы испить наслаждение жизни до дна и чтобы так же скоро погаснуть, сгореть.

И пусть она “безбожная, пустая”, и пусть пыль повседневности окутала ее, она всегда будет не грешницей, а мученицей. И любовь к женщине для Блока останется светлым и святым чувством, которое он сумел сохранить и пронести через все творчество.

В снах печальных тебя узнаю

И сжимаю руками моими

Чародейную руку твою.

Повторяю далекое имя…

Похожие сочинения:

“Душа твоя прекрасна…” (образ возлюбленной в пушкинской лирике) Прочитав тему данного сочинения, каждый наверняка представит себе великое множество страниц, исписанных пушкинским мелким почерком и испещренных абрисами прекрасных женщин, вызывавших в сердце поэта любовное чувство. Как известно, великий русский.

Трагедия любви в лирике А. А. Блока В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья… А. Блок Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы.

ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА (вариант 1) Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок “Кругом тонула Россия Блока”, – именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после.

ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество.

ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА (вариант 2) И в тайне – ты почиешь, Русь. А. Блок Родина, Россия – одна из главных тем в творчестве каждого поэта. И тем не менее Россия Блока – это особое явление.

Сочинение на тему: “Образ Родины в поэзии А. Блока” Александр Блок пишет: “Тема о России не только больше меня, она больше всех нас, и она всеобщая наша тема… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”. Блок понимает трагичность.

Образ Прекрасной Дамы и символическое содержание в произведении А. Блока “Незнакомка” Творчество Александра Блока приходится на первые два десятилетия XX века. Он был олицетворением “Серебряного века” русской поэзии. Его литературное наследие многогранное, разнообразное, лирическое. В его стихах много нежности, любви, таинственности.

Образ прекрасной дамы в романтическом мире раннего А. А. Блока Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной.

Тема родины в творчестве А. А. Блока Тема родины в творчестве А. А. Блока I. “О Русь моя! Жена моя. ” 1. Обстановка замкнутой дворянской культуры и интеллигентности в семье и окружении – исток поэтического восприятия мира А.

“Страшный мир” в лирике А. А. Блока Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю.

Тема любви в лирике А. А. Блока Тема любви в лирике А. А. Блока Сама судьба мне завещала С благоговением святым Светить в преддверье идеала Туманным факелом моим. А. А. Блок Не “туманным”, а ярко пылающим факелом.

Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока А. А. Блок – крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные.

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне – изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. А. Блок С именем Блока в нашем.

РОССИЯ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА И С. ЕСЕНИНА Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: “Не может сын глядеть спокойно на горе матери.

Россия в лирике Блока и Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: “Не может сын глядеть спокойно на горе матери.

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Пускай зовут: забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет? Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта – нет. Покоя – нет. А. Блок Поэтическое творчество А. Блока – одного из величайших.

Тема пути в лирике А. А. Блока А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью. Никто в семье его никогда не “преследовал”.

Стихотворение Блока “Незнакомка” Цикл стихотворений А. А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой. Именно.

Тема искусства в лирике Александра Блока Странное то было время… Грань веков, грань эпох, время смутных предчувствий и новых идей. Период, когда искусство слова напрочь лишилось плоти, обретя дух. Тема искусства в поэзии эпохи символизма была.

Тема Родины в лирике Блока и Есенина Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя все лучшее, что было свойственно русским поэтам. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме.

Тема Родины в лирике А. А. Блока ПЛАН ОТВЕТА 1. Значение” темы Родины в творчестве А. Блока. 2. Нераздельность судеб поэта и России: “Осенняя воля”; “Русь”: “Стихи о России”; “Новая Америка”; “Россия”; “Коршун”. 3. Цикл “На поле.

Образ революционной эпохи в поэме Блока “Двенадцать” Страшный 1918 год. Позади четыре года войны, Февральская революция, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Творческая интеллигенция, к которой принадлежал Александр Блок, все эти события воспринимала как национальную трагедию.

Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова Люблю отчизну я, но странною любовью! М. Лермонтов Для каждого человека слово “родина” означает что-то свое, но всегда очень теплое, интимное, важное. Поэтому неудивительно, что в творчестве многих великих поэтов.

Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике А. А. Блока В третью книгу автобиографической трилогии “вочеловечения” Александра Блока входят циклы “Страшный мир”, “Возмездие”, “Ямбы”, “Арфы и скрипки”, “О чем поет ветер”, “Итальянские стихи”, “Кармен”, “На поле Куликовом”, “Соловьиный сад”, “Родина”.

Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда. Мудрено про тебя говорят: Для иных ты – и Муза, и чудо. Для меня ты – мученье и ад. А Блок.

Образ Руси в поэзии А. А. Блока Образ Руси в поэзии А. А. Блока Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии – обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную.

“Женские лики” в творчестве Александра Блока Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Через всю жизнь он пронес чувство безграничной любви к Л. Д. Менделеевой. Это она вдохновила его на те стихотворения.

Тема любви в поэзии Блока План I. Таинственная символика творчества Блока. II. Совершенство любовной лирики поэта. 1. Любовь к Прекрасной Даме. 2. Поиск совершенства среди земных женщин. 3. Вселенская любовь Блока. 4. Любовь Менделеева –.

“О Русь моя! Жена моя!” Образ России в поэзии А. Блока Она возникает из мистического тумана и приобретает зримые черты девушки с косой – обыкновенной, жаждущей и ждущей любви. Просто любовь, а казалась Смертью с Косой. Так всегда у этого Поэта.

Образ борца за счастье в лирике Некрасова Душно! Без счастья, без воли Ночь бесконечно длинна… Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна… – Н. А. Некрасов с горечью и гневом говорит о безрадостной атмосфере в.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока

Название: Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 22:21:57 04 марта 2011 Похожие работы
Просмотров: 158 Комментариев: 7 Оценило: 2 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать
  1. Начало поэтического пути.
  2. Женщина — таинственная незнакомка.
  3. Поклонение женщине.

Александр Блок родился в 1880 году. Он воспитывался и рос в доме деда в условиях отлично благоустроенного петербургского барского дома. В семье царили стародавние культурные традиции. Дед Блока А. Н. Бекетов не только сам любил русскую литературу, но и поддерживал личные знакомства со многими писателями того времени. В его доме, к примеру, принимали Гоголя, а с Чеховым велась дружеская переписка. Да и многие члены семьи были прекрасными переводчиками и сами неплохо писали в стихах и прозе. Нет ничего удивительно, что маленький Саша довольно рано начала пробовать себя в поэтическом направлении. С шестнадцати лет Блок пишет уже вполне серьезно.

Первую и, наверное, самую сильную влюбленность Блок пережил в 1897 году, когда отдыхал с матерью в немецком курортном городке Бад Наугайме. Это чувство не могло не оставить глубокий след в его творчестве. Через много лет, снова побывав в этом месте, поэт посвящает своей первой любви целый цикл стихов «Через двенадцать лет». Он с волнением вспоминает свои юношеские переживания: «когда мучительно восстали передо мной дела и дни, и сном глубоким от печали забылся я в лесной тени. » Он с тихой благодарностью относится к девушке, пробудившей в нем это волшебное первое чувство: «Синеокая, бог тебя создал такой. Гений первой любви надо мной». Через много лет Александр Блок понимает всю ценность тех далеких драгоценных воспоминаний: «жизнь давно сожжена и рассказана, только первая снится любовь, как бесценный ларец перевязана накрест лентою алой, как кровь». Возлюбленная в воспоминаниях поэта — это нечто неуловимо прекрасное. Это она приходит в редкие моменты в воспоминаниях, озаряя их неясным, но теплым светом. Позднее Александр Блок переживает на редкость глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой. Впоследствии она становится его женой. Именно эта любовь вдохновила поэта на создание прекрасных стихов о любви. Огромное влияние его на творчество оказали сочинения Владимира Соловьева. В том числе его размышления о «Вечной женственности». Блок как бы соединил раздумья философа со своими вполне реальными переживаниями. Именно поэтому, с одной стороны, поэт в своих произведениях творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. С другой стороны, этот мифологический образ наделен вполне «земными» чертами его возлюбленной: «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку Сердца — невестой быть мне могла. Когда я, смеясь, предложил ей руку, она засмеялась и ушла. ». Женщина, возлюбленная для Блока, это прежде всего таинственная незнакомка: «всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, она садится у окна». Она неожиданно приходит из неоткуда и также внезапно уходит, оставляя после себя только слабый аромат духов и неясное томление по другой, более насыщенной, интересной жизни. Эта женщина независима, строга и одновременно печальна. Она не прощает слабости и малодушия: «я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла». Печаль и даже страдание для поэта неотъемлемые элементы любви: «Я помню длительные муки: / Ночь догорала за окном: / Ее заломленные руки / Чуть брезжили в луче дневном». С другой стороны, Блок пытается донести до читателя, что чувство любви никогда не должно угасать в человеке: «Так как — только влюбленный / Имеет право на звание человека». Именно поэтому он с некоторой долей снисхождения относится даже к промахам своей возлюбленной. Даже досада, вызванная неосторожным обращением прекрасной дамы с толстым томом художественного журнала, быстро проходит и вот уже: «Я рассердился больше всего на то, / Что целовались не мы, а голуби. » Блок считает, что нельзя всерьез обижаться на ту, которая «наполнила комнату Ароматом воздуха и духов» и которая предпочитает «Макбету» большого пестрого кота, подстерегающего целующихся голубей. Ведь даже своей болтовней возлюбленная способна вызвать только умиление у любящего сердца.

Блок, как истинный джентльмен, возносит женщину на неведомые высоты. Она для него одновременно и недосягаемая богиня с «надменным взором», и заманивающая в свои сети колдунья:

И вновь, сверкнув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх Своей улыбкою невинной В тяжелозмейных волосах.

Но в любом случае она прекрасна и неповторима. Поэт в своих стихах воспевает красоту женщины, достойную обожания и немого восхищения: «Счастья не требую. Ласки не надо. Лишь, как художник, смотрю за ограду, Где ты срываешь цветы, — и люблю!» Таким образом, Блок показывает свое трепетное отношение к прекрасному полу и даже некоторое преклонение перед ним.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Любовная тема всегда занимала одно из главенствующих мест в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А.Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству: их стихи вошли в антологию русской поэзии о любви. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно установить, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.

Первые стихотворения Блока о любви – возвышенно-восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).

В 1904 году выходит сборник стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной Даме». И здесь впервые появляется образ возлюбленной, который впоследствии будет развиваться и трансформироваться в лирике поэта. В названии и основной идее первой книги лежит философская концепция Владимира Соловьева – идея понимания Бога, мировой души как женщины – Прекрасной Женственности.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» объединен одним важным мотивом идеальной любви-стремления. Любовь здесь не страстный порыв, а почти платоническое, воздушное чувство. Образ Героини очень возвышен. Героиня никогда не называется по имени, обращение к ней очень уважительное. Автор называет ее «Царевна Сама», «Закатная, Таинственная Дева», «Белая Ты», «Заря, Купина», “Прекрасная Дама”, “Величавая Вечная Жена”. Хотя лирический герой и обращается к героине «Ты», но это местоимение практически всегда пишется со строчной буквы.

Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образ возлюбленной идеализирован. Перед нами предстает не настоящий человек, а «милый образ, нежный сон». Эта женщина даже не материализована. Мы не находим в цикле ни одной приметы ее реального существования, ни одного физического признака. Центральное стихотворение цикла «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» раскрывает нам призрачность образа возлюбленной:

…Все в облике одном предчувствую тебя.

Стихотворением 1925 года «Незнакомка» открывается новый этап в миропонимании Блока. Женский образ теперь погружается в конкретную реальность. Еще не совсем уйдя от образа Прекрасной Дамы, Блок помещает ее в мещанскую бытовую обстановку. Мир красоты и гармонии, недостижимый в пошлой реальности, связывается с образом женщины. Любовь здесь все еще можно охарактеризовать, как, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.

В следующем цикле стихов о любви – «Снежная маска» – образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой – актрисе театра В.Ф. Комиссаржевской. В этом цикле появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься», «на конце ботинки узкой дремлет тихая змея». Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана «Золотой горшок» и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной:

Но для меня неразделимы
С тобою – ночь и мгла реки…

Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, а игра: «Я опрокинут в темных струях / И вновь вдыхаю, не любя…» Отсюда – символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Тема страстной любви, «цыганской стихии» получила отражение в цикле «Кармен», посвящённом оперной певице Любови Александровне Дельмас (стихотворения «Последнее напутствие», «Королевна», «Я помню нежность ваших плеч…», «Была ты всех ярче, верней и прелестней…», поэма «Соловьиный сад»).
Буйство красок и страстей характеризует этот цикл. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: «золото кудрей», «зубов жемчужный ряд», чуткость нервных рук и плеч. Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.

Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии этого женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека. Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен Блок делит на «здесь» и «там».

Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины. При этом он как бы материализуется, то есть, приобретает физические и материальные признаки. Но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока

Любовная тема всегда занимала одно из главенствующих мест в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А. Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству: их стихи вошли в антологию русской поэзии о любви. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно установить, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.

Первые стихотворения Блока о любви — возвышенно-восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблен . В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлекшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К. М. С., то есть Ксении Михайловне Садовской . В 1904 году выходит сборник стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной Даме». И здесь впервые появляется образ возлюбленной, который впоследствии будет развиваться и трансформироваться в лирике поэта.

В названии и основной идее первой книги лежит философская концепция Владимира Соловьева — идея понимания Бога, мировой души как женщины — Прекрасной Женственности. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» объединен одним важным мотивом идеальной любви-стремления. Любовь здесь не страстный порыв, а почти платоническое, воздушное чувство. Образ Героини очень возвышен. Героиня никогда не называется по имени, обращение к ней очень уважительное.

Автор называет ее «Царевна Сама», «Закатная, Таинственная Дева», «Белая Ты», «Заря, Купина», «Прекрасная Дама», «Величавая Вечная Жена». Хотя лирический герой и обращается к героине «Ты», но это местоимение практически всегда пишется со строчной буквы. Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образ возлюбленной идеализирован.

Перед нами предстает не настоящий человек, а «милый образ, нежный сон». Эта женщина даже не материализована. Мы не находим в цикле ни одной приметы ее реального существования, ни одного физического признака.

Центральное стихотворение цикла «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» раскрывает нам призрачность образа возлюбленной: …Все в облике одном предчувствую тебя. Стихотворением 1925 года «Незнакомка» открывается новый этап в миропонимании Блока. Женский образ теперь погружается в конкретную реальность.

Еще не совсем уйдя от образа Прекрасной Дамы, Блок помещает ее в мещанскую бытовую обстановку. Мир красоты и гармонии, недостижимый в пошлой реальности, связывается с образом женщины. Любовь здесь все еще можно охарактеризовать, как, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.

В следующем цикле стихов о любви — «Снежная маска» — образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой — актрисе театра В. Ф. Комиссаржевской. В этом цикле появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься», «на конце ботинки узкой дремлет тихая змея». Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана «Золотой горшок» и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной: Но для меня неразделимы С тобою — ночь и мгла реки…

Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, а игра: «Я опрокинут в темных струях / И вновь вдыхаю, не любя…» Отсюда — символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страстной любви, «цыганской стихии» получила отражение в цикле «Кармен», посвященном оперной певице Любови Александровне Дельмас .

Буйство красок и страстей характеризует этот цикл. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: «золото кудрей», «зубов жемчужный ряд», чуткость нервных рук и плеч. Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.

Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии этого женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека.

Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен Блок делит на «здесь» и «там». Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины.

При этом он как бы материализуется, то есть, приобретает физические и материальные признаки. Но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока

Другие сочинения по теме:

Тема и образ России в лирике Блока Александр Блок необычный писатель-символист. Его талант настолько ценен, что многие события того времени отразились в блестящих его стихотворениях. В основе.

Поэтический образ Отечества в лирике Л. А. Блока Отечество для Блока — маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то.

«Стихи о Прекрасной Даме» в лирике А. А. Блока Символистом можно только родить- ся… быть художником — значит, вы- держивать ветер из миров искусства, совершенно непохожих на этот мир.

Мечты и действительность в лирике А. А. Блока Александр Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов «серебряного века» и яркий представитель символистов.

Тема любви в поэзии Блока План I. Таинственная символика творчества Блока. II. Совершенство любовной лирики поэта. 1. Любовь к Прекрасной Даме. 2. Поиск совершенства среди.

Тема Родины в лирике А. Блока В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое.

Трагедия любви в лирике А. А. Блока В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья… А. Блок Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит.

На тему «Лирика А. Блока» Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции.

Образ Руси в поэзии Блока Поэзия А. А. Блока — это мир романтики, иллюзий, идеалов, и поэтому образ Родины в его стихах овеян мечтой, сказкой.

Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне — изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в.

Любовь в лирике А. Блока Нередко можно услышать, что тема любви чуть ли не основная в лирике Блока, он и известен стал в начале XX.

Тема дома и бездомья в лирике А. Блока Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное «романом в стихах», «трилогией вочеловечения». Главная идея этой трилогии Блока.

Россия в лирике А. Блока и С. Есенина Сочинения по литературе: Россия в лирике А. Блока и С. Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в.

Россия в лирике Блока и Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт.

Поэзия, живопись и музыка в лирике А. А. Блока В лирике Александра Блока органично соединились выразительные средства поэзии, живописи и музыки. Музыкальность блоковского стиха достигается своеобразной мелодичностью, приданию словам.

Образ Руси в поэзии А. А. Блока Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период.

Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока Первый поэтический сборник Блока, принесший ему славу, — «Стихи о Прекрасной Даме. Композиционно он был построен как роман с присущими.

Стихотворение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока.

Тема пути в лирике А. А. Блока А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать.

Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока Тема «страшного мира» является основной в третьем томе стихотворений А. Блока, выраженной в одноименном цикле . Но эту тему можно.

Читайте также:  Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге. А.А.Блок. (По произведениям русской литературы. — Александр Блок. Стихи.): сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×