Лирический герой А. А. Блока: сочинение

Сочинение «Лирический герой А. Блока»

Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий характер самого поэта.
Лирический герой Блока проходит через все, что испытал сам поэт. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность. Ранние стихотворения А. Блока полны романтики и оптимизма:

Я шел к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом.

Путь раннего Блока безмятежен. Поэт не думает, что что-либо может нарушить его внутреннюю гармонию, творческий настрой. Он пишет, что в его душе “любви весна”. И действительно, лирический герой Блока — это человек любящий. По утверждению самого поэта “только влюбленный имеет право на звание человека”. Любовная лирика Блока широко представлена в одном из его первых сборников “Стихи о Прекрасной Даме”. В этих стихотворениях много возвышенного, романтики и даже мистики. Они проникнуты глубокой нежностью:

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности. Лирический герой Блока выступает здесь в качестве рыцаря, отдающего жизнь служению своей Даме. И как же иначе? Ведь она — “чистейшей прелести чистейший образец”. Почти все любовные стихи Блока романтичны. Таково и его известнейшее стихотворение “Незнакомка”. Но в нем возвышенный образ Незнакомки сталкивается с реальностью, с пошлостью окружающей действительности. Символично, что прекрасная Незнакомка, “дыша духами и туманами”, появляется в трактире, среди пьяниц “с глазами кроликов”. Лирический герой этого стихотворения ожидает таинственную Незнакомку, “друга единственного” — свою мечту. Ее появление в трактире на время преображает действительность для героя. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность забыться. Единственно возможным представляется герою лишь продлить видение: “Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине”.
Но мы видим и другого Блока. Его лирический герой может быть активным, его ведет желание что-то изменить, чем-то помочь:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечитъ,
Несбывшееся — воплотить.

Лирический герой Блока отличается большой любовью к людям, в нем нет злости, он не таит обид:

Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдье
Неразделенную любовь.

Подтверждение этой мысли находим и в его стихотворном шедевре “О доблестях, о подвигах, о славе”. Оно передает всю глубину душевных переживаний поэта, которого покинула любимая женщина: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Но поэт ни обронил в ее адрес ни одного гневного слова. Любящему человеку чужда резкость, он по-прежнему превозносит женщину. И жизнь по-прежнему дорога лирическому герою Блока во всех ее проявлениях. Жизнь продолжается:

Нет! Все, что есть, что было, — живо!
Мечты, виденья, думы — прочь!
Волна возвратного прилива
Бросает в бархатную ночь!

Все, что человек пережил в прошлом, навсегда остается в его памяти. Он дорожит этим. Такой и лирический герой Блока:

Но верю — не пройдет бесследно
Все, что так страстно я любил.

Описывая лирику Александра Блока, нельзя обойти стороной его стихотворные произведения, посвященные России. Его отношение к событиям, происходившим в России в начале XX века, были порой противоречивы, но любовь к родине Блок пронес через всю свою жизнь. Он любит ее всей душой, как женщину. Россия у Блока — красавица, повязанная в “плат узорный до бровей”, лик которой “светел навсегда”:

О, Русь моя! Жена моя!
До боли Нам ясен долгий путь.
И нет конца!

Родина — это не только большая любовь поэта, но и источник жизненных сил. В стихотворении “Последнее напутствие”, лирический герой которого полон отчаяния и безысходной тоски, поэт говорит о том единственном, что выводит из “постылого “круга бытия”, наполняет жизнь смыслом:

Это “единственное” — Россия. .
еще леса, поляны, И проселки, и шоссе,
Наша русская дорога, Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе.

В стихотворении “Осенняя воля” поэт говорит о нерасторжимости судьбы лирического героя с судьбой родины: “Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!”
Лирический герой Блока вызывает у нас сопереживание, как близкий человек, — настолько открыто и искренне говорит поэт о своих чувствах. Лирика Блока, наверное, еще и потому близка нам, что в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Стихи этого поэта пробуждают в человеке самые лучшие чувства, учат быть мудрым, дарят надежду.

Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс

А. А. Блок является одним из самых ярких представителей художественного символизма в поэзии. Данное литературное направление пришло в России из Запада. Смешавшись с русской стихотворной традицией, европейский символизм образовал собственную уникальную вариацию, на основе которой было создано множество прекрасных произведений, к числу которых, в первую очередь, относится поэзия Александра Блока.

Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора. Характерным с этой точки зрения является стихотворение «Фабрика», главной идеей которого, помимо социальной направленности, является осознание поэтом себя, своего места в этом мире. В работе представлены три основных момента: первый – там, где люди собираются у ворот; второй – «недвижный кто-то, черный кто-то» наблюдает за остальными; третий – это сам лирический герой, который видит происходящее вокруг с вершины. ». Вершина эта означает первые шаги поэта на его творческом пути к реализму.

Первые стихотворения автора посвящены образу Прекрасной Дамы. Целый творческий цикл направлен на его раскрытие и постижение. Лирический герой здесь представлен в роли влюбленного поэта, который ощущает себя рыцарем и посвящает свою жизнь служению Даме сердца. Образ последней олицетворяет идеал прекрасного в этом мире, выступает воплощением женственности. Примечательно, что в жизни самого Блока существовала настоящая Дама сердца, которой он и посвятил этот любовный цикл. Это была жена поэта – Любовь Дмитриевна Менделеева.

На создание стихотворения «Вхожу я в темные храмы. » Блока вдохновила его встреча с Менделеевой в Исаакиевском соборе. Лирический герой видит перед собой образ столь возвышенный и светлый, столь чистый и прекрасный, что сравнить его можно с Мадонной А.С. Пушкина. В этом периоде творчества Александра Блока лирический герой являет собой истинного романтика, смыслом жизни которого является любовь и служение красоте.

Несколько в другом свете он предстает в стихотворении поэта «Незнакомка». Тема этого произведения выражается в идее противостояния идеала и красоты с неприглядной реальностью. Столкновение двух этих явлений Блок отразил в композиционном построении, разделив стихотворение на две части. Каждая строка первой части наполнена чудесным ожиданием воплощенного в мечтах образа идеальной незнакомки. Во второй части волшебство долгожданной встречи рушится от столкновения с реальностью. События происходят в ресторане, где царит неприятная атмосфера, пошлость. Реальный мир на время становится другим – становится ярче, светлее, обретает теплые краски жизни, когда в ресторане появляется чудесная незнакомка. Однако итог у этой истории один – возврат к реальности и невозможности забыться в мечтах.

В полной мере раскрыть внутренний мир своего героя, показать развитие его образа Блоку удается в поэме «Соловьиный сад». В основе сюжета – обреченность героя на возврат к реальной жизни из мира любви и мечтаний. В произведении заложены философские идеи, ставятся и решаются жизнеутверждающие вопросы, как-то: проблема поиска себя в этом мире, проблема любви.

Для Реферата, 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Лирический герой в поэзии Блока

Популярные сегодня темы

Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала

Вошедшие в историю великие люди и истории связанные с ними воодушевили большое количество российских мастеров слова на написание великолепных литературных трудов. И случается так, что один существовавший

Книги сопровождают нас всю жизнь. Мы познаем мир и развиваемся благодаря литературе.

Исаак Ильич Левитан очень любил изображать природу родного края. У художника большой багаж работ на тематику природы. Левитан большую часть своей жизни провел в путешествии, поэтому видел много красот большой России

«Капитанская дочка» – роман о чести, верности, любви. Главный герой произведения Петр Гринев – один из самых важных образов в русской литературе. Как сформировался его характер? Как он ведет себя в тяжелой жизненной ситуации на переломе истории?

Сочинение на тему «Лирический герой в поэзии А. Блока»

Перед вами сочинение на тему «Лирический герой в поэзии А. Блока», надеюсь данное сочинение поможет вам лучше понять творчество этого великого автора.

Лирический герой в поэзии А. Блока

Александр Александрович Блок – яркий представитель символизма в русской литературе. Символизм – литературное течение, пришедшее в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков. Образы, созданные Блоком, занимают особое место в этом течении. Символисты заняли свое место в русском искусстве в эпоху, когда социальная действительность в России была до чрезвычайности зыбкой, чреватой взрывами и катастрофами. Блок с необычайной остротой чувствовал это и ждал, и жаждал некоего обновления, даже «преображения» всего человечества.

Читайте также:  Революция в поэме Блока «Двенадцать»: сочинение

Своеобразие позиции поэта отразилось уже в первые годы его творчества в образах лирического героя. В стихотворении «Фабрика» это отчетливо видно. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, философия символизма, представляющая «новую жизнь и спасение человечества», также очень характерна для него. B стихотворении вырисовывается три образа: собравшиеся у ворот люди, «недвижный кто-то, черный кто- то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой — «Я вижу все с моей вершины... Блок поместил героя на вершину, символизируя этим начальную точку своего творчества, с которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

В первом своем поэтическом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок раскрывает перед читателем особый мир влюбленного человека, возвышенные чувства и святость неземных идеалов героя. В этом лирическом цикле стихов нашла отражение идея символистов о Мировой душе, Вечной жене, которая является синтезом гармонии, добра и любви. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком под впечатлением встречи в Исаакиевском соборе с Л.Д. Менделеевой, будущей женой поэта. Это ей он посвящает трепетные строки:

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь, культ красоты и добра являются высшей ценностью.

Самое известное стихотворение Блока «Незнакомка» становится символом самого поэта — символиста. В этом стихотворении культ красоты несколько развенчан в силу столкновения идеала с прозаичной и отталкивающей реальностью. В композиции четко отражена двойственность отношения поэта к красоте: стихотворение делится на две части. Первая часть вся пронизана настроением томного ожидания «друга единственного», мечты и сказочного образа Незнакомки. Но радужные настроения эфемерны. Используя сильный звуковой ряд, умело описывая окружающий пейзаж и место встречи — трактир, автор нагнетает унылое ощущение пошлости происходящего, чем объясняет душевное состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя. Вновь окружающий мир как бы высвечен изнутри. Но это всего лишь на время. Вновь реальный мир окружает героя и невозможно спрятаться, убежать от него. Последняя возможность в забвении: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине». В этом стихотворении Блок очень тонко раскрывает образ лирического героя, ярко описывая смену его состояний.

Стремясь полнее раскрыть внутренний мир своего героя, его жизненную эволюцию, автор пишет поэму «Соловьиный сад». Сюжетная линия поэмы – это неизбежное возвращение лирического героя из мира сладких грез и любви в серую реальность. Образ героя в этой поэме приобретает новое значение, общечеловеческую значимость. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад отделен от остального мира только оградой, но, войдя в сад, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбор жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.

С течением времени происходит переоценка ценностей в жизни и творчестве Блока, он приходит к выводу, что возможности религиозно-мистического познания жизни весьма ограничены. Изменения в блоковском мироощущении отразились и на лирике поэта, например, в драме «Балаганчик» и стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Он испытывает депрессию, связанную с чувством одиночества и безысходности:

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так, исхода нет.

Мы ясно видим неразрывную связь лирического героя с самим поэтом. Его герой всегда несет не только лирическую нагрузку, но и становится глашатаем общечеловеческих идей, вечных ценностей.

Но Блок никогда не уходит от реальных событий. Именно в синтезе реального и идеального, в умелом отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя А.А. Блока.

Тема: – Лирический герой в поэзии А. А. Блока

–>Просмотров : 248 | –>Добавил : damian (06.04.2019) (Изменено: 06.04.2019)

Обсуждение вопроса:

Блоку — верьте. Это настоящий — волею
божией — поэт и человек бесстрашной искренности.
М. Горький

Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта — это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом — особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Чем больше читаешь произведения поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок.
Очень важно то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель — сделать мир лучше, прекраснее.
В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец “туманной” любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд — поклоняется Ей, Прекрасной Даме.
Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает “неизъяснимую прелесть” интимного чувства:
Я скрыл лицо, и проходили годы.
Я пребывал в служеньи много лет.
Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорывается жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе:
Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел,
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел.
Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полностью отказался от заранее заданных теоретических установок. Радость бытия врывается в его стих “Встану я в утро туманное. “:
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

Нас пленяет гармоничность стихотворной речи, одухотворенность и изысканность чувств в ранней лирике Блока. Мы входим в новый для нас мир, где герои живут светлой любовью и искренностью. Для своего времени Блок стал таким же певцом интимного чувства, каким для своего был Пушкин. Но в этот духовно устойчивый, полный гармонии мир поэтичной души врывается социально-трагическая тема. Так, в стихотворении “Из газет” говорится о смерти женщины, оставившей сиротами детей (“Мамочке хорошо. Мама умерла”). У Блока восприятие построено во многом на контрастах — от напряженного ощущения счастья, веры в любовь, до совершенных провалов на дно, в “страшный мир”.
А какое прекрасное стихотворение “Незнакомка”. В драматическом столкновении с пошлым буржуазным дачным бытом возникает романтически возвышенное любовное переживание, рождающееся в душе лирического героя. Одухотворенность героини Блока воспринимается как протест против мира пьяниц, котелков, испытанных остряков.
Драматизм ситуации здесь не столько в непримиримости возникшего в душе героя конфликта, сколько в несовместимости мира “пьяниц с глазами кроликов” и женского облика, несущего в себе “древние поверья” и очарование “дальних берегов”.
Исторически конфликт может быть разрешен, поэтическую несовместимость преодолеть невозможно. И в этом сложном духовном столкновении в стихотворении возникает мотив глухой и заветной, доверенной герою тайны (“Глухие тайны мне поручены, мне чье-то солнце вручено. “).
Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе. ” можно поставить в один ряд с шедеврами русской и мировой лирики. Интимные переживания лирического героя становятся значительно сложнее: поэт с удивительной нравственной чистотой показывает состояние человека, охваченного всеобъемлющим чувством любви. Поэтический миг, схваченный в стихотворении, — это как бы вся жизнь: прошлое и будущее в настоящем. Здесь и воспоминание о промелькнувшем счастье (“Летели дни, крутясь проклятым роем. “), и безнадежность будущего (“Уж не мечтать о нежности, о славе. “), и горькая мимолетность сиюминутного состояния (“. Мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла. “).
Противоречие лирического героя с любимой непреодолимо, утрата неизбежна, но в конфликте нет трагизма отречения (“. Я слезы лил, но ты не снизошла. “). Вековая культура изображения человеческого переживания, восходящая к светлой пушкинской лирике, делает эти стихи непревзойденными по нравственно-эстетической силе.
Чувством любви и сострадания к ближнему исполнено стихотворение “На железной дороге”. Тема страданий личности, раздавленной “железной действительностью”, навеяна поэту толстовским “Воскресением”. Трагедия одинокой, отвергнутой души, история оскорбленной девушки приобретает обобщенное социальное содержание, превращаясь в трагедию поколения, народа.
В стихотворении “На железной дороге”, сочувствуя униженному и оскорбленному человеку, поэт утверждает свою , любовь к России.
Блок создал особенный поэтический образ Родины. Это образ красавицы женщины, возлюбленной, невесты. Ее лик светел, она хранит первоначальную чистоту души поэта:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь.
И нет конца.
Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею “невозможное возможно”, она “ведет на вечный бой”, перед ней лежит дол гий путь вперед, в будущее. Лирический герой чувствует себя неотделимым от красоты, тишины. Пусть он только путник, затерявшийся на ее гибельных, но всегда любимых просторах, но с Россией ничего не страшно.
Да, поэзия Блока прекрасна. Творческий гений поэта, его бессонная тревога, обостренная совестливость, честность перед жизнью обеспечили ему бессмертие. До нас дошел его обличающий голос:
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы,
Кровавый отсвет в лицах есть.
Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

Страстной правдой горевшее слово
Он от пламени сердца зажег.
И народ не забудет простого,
Благородного имени — Блок.
Р. Рождественский

А под маской было звездно.
А. А. Блок

В конце XIX — начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название “символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности. Среди символистов присутствовало ожидание новой Богоматери, которая являлась синтезом Марии, матери Христа, и обычной, скромной девушки. Вторым утверждением было то, что “земная жизнь несовершенна”, из чего проистекало вечное подсознательное стремление к Небесному, ирреальному. Напрямую связано с ним и следующее утверждение символистов: в реальности подавлена любовь, а Вечная Женственность есть олицетворение любви.
А. Блок очень многое из теории В. Соловьева использовал и сделал основой своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью самого Блока. Если рассматривать этого героя в общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не изменяются на протяжении всего блоковского творчества. Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противны пошлость и обыденность реальности: “Я не люблю пустого словаря любовных слов. ”; его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень нравственного и духовного развития — это от самого Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят другие. Лирический герой Блока — во многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы “безумно жить”.
“Жизнь” лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником автора становится все более и более трагичным и сложным образом.
В первом сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического и свойственная поэту бивалентность образа. Герой Блока — романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство — ниже и упрощеннее идеала и самого героя.


Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий характер самого поэта.
Лирический герой Блока проходит через все, что испытал сам поэт. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность. Ранние стихотворения А. Блока полны романтики и оптимизма:

Я шел к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом.

Путь раннего Блока безмятежен. Поэт не думает, что что-либо может нарушить его внутреннюю гармонию, творческий настрой. Он пишет, что в его душе “любви весна”. И действительно, лирический герой Блока — это человек любящий. По утверждению самого поэта “только влюбленный имеет право на звание человека”. Любовная лирика Блока широко представлена в одном из его первых сборников “Стихи о Прекрасной Даме”. В этих стихотворениях много возвышенного, романтики и даже мистики. Они проникнуты глубокой нежностью:

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности. Лирический герой Блока выступает здесь в качестве рыцаря, отдающего жизнь служению своей Даме. И как же иначе? Ведь она — “чистейшей прелести чистейший образец”. Почти все любовные стихи Блока романтичны. Таково и его известнейшее стихотворение “Незнакомка”. Но в нем возвышенный образ Незнакомки сталкивается с реальностью, с пошлостью окружающей действительности. Символично, что прекрасная Незнакомка, “дыша духами и туманами”, появляется в трактире, среди пьяниц “с глазами кроликов”. Лирический герой этого стихотворения ожидает таинственную Незнакомку, “друга единственного” — свою мечту. Ее появление в трактире на время преображает действительность для героя. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность забыться. Единственно возможным представляется герою лишь продлить видение: “Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине”.
Но мы видим и другого Блока. Его лирический герой может быть активным, его ведет желание что-то изменить, чем-то помочь:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечитъ,
Несбывшееся — воплотить.

Лирический герой Блока отличается большой любовью к людям, в нем нет злости, он не таит обид:

Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдье
Неразделенную любовь.

Подтверждение этой мысли находим и в его стихотворном шедевре “О доблестях, о подвигах, о славе”. Оно передает всю глубину душевных переживаний поэта, которого покинула любимая женщина: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Но поэт ни обронил в ее адрес ни одного гневного слова. Любящему человеку чужда резкость, он по-прежнему превозносит женщину. И жизнь по-прежнему дорога лирическому герою Блока во всех ее проявлениях. Жизнь продолжается:

Нет! Все, что есть, что было, — живо!
Мечты, виденья, думы — прочь!
Волна возвратного прилива
Бросает в бархатную ночь!

Все, что человек пережил в прошлом, навсегда остается в его памяти. Он дорожит этим. Такой и лирический герой Блока:

Но верю — не пройдет бесследно
Все, что так страстно я любил.

Описывая лирику Александра Блока, нельзя обойти стороной его стихотворные произведения, посвященные России. Его отношение к событиям, происходившим в России в начале XX века, были порой противоречивы, но любовь к родине Блок пронес через всю свою жизнь. Он любит ее всей душой, как женщину. Россия у Блока — красавица, повязанная в “плат узорный до бровей”, лик которой “светел навсегда”:

О, Русь моя! Жена моя!
До боли Нам ясен долгий путь.
И нет конца!

Родина — это не только большая любовь поэта, но и источник жизненных сил. В стихотворении “Последнее напутствие”, лирический герой которого полон отчаяния и безысходной тоски, поэт говорит о том единственном, что выводит из “постылого “круга бытия”, наполняет жизнь смыслом:

Это “единственное” — Россия. .
еще леса, поляны, И проселки, и шоссе,
Наша русская дорога, Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе.

В стихотворении “Осенняя воля” поэт говорит о нерасторжимости судьбы лирического героя с судьбой родины: “Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!”
Лирический герой Блока вызывает у нас сопереживание, как близкий человек, — настолько открыто и искренне говорит поэт о своих чувствах. Лирика Блока, наверное, еще и потому близка нам, что в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Стихи этого поэта пробуждают в человеке самые лучшие чувства, учат быть мудрым, дарят надежду.


А. А. Блок — крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в жизни самого поэта. Эта трилогия получила название “трилогия вочеловечения”. В каждом томе образ лирического героя меняется. Рассмотрим, как меняется образ лирического героя в поэзии Блока.
К самым ранним стихам поэта относятся “Стихи о Прекрасной Даме”. Прототипом Прекрасной Дамы была реальная женщина, Л. Д. Менделеева, которую Блок боготворил. Ярким примером этого цикла является стихотворение “Вхожу я в темные храмы”:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала. Здесь поэт использует устойчивые образы-символы: сумерки, свет, лампада, клики, туман, красота, тайна, загадка, тень, скрип.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока – романтик. Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожидает грядущей встречи с “душой мира”, которая и является воплощением Прекрасной Дамы, Зари, Купины. Несомненно, что в этих произведениях лирический герой является отражением самого поэта, его чувств, переживаний, стремлений. Но уже в ранней лирике обращает на себя внимание двойственность натуры лирического героя. С одной стороны, он не удовлетворен действительностью, стремится отрешиться от всего земного, как от греховного начала, но, с другой стороны, он ждет свою Прекрасную Даму, которая сможет примирить “небо и землю”, спасти мир, находящийся на грани катастрофы:
Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени.
Я озарен – жду твоих шагов.
Совсем по-другому представляется нам образ лирического героя во втором томе “трилогии”. Если в ранних стихах лирический герой все время жил в каком-то мистическом мире, то здесь появляются другие, более земные темы: описание города, низких пошлых людей, к которым лирический герой испытывает отвращение:
. А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
“In vino veritas” кричат.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

Сочинение: Лирический герой в поэзии А. А. Блока

Имя А. А. Блока тесно связано с символизмом. Это литера­турное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихо­творной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают в нем особое место.

Своеобразие поэта во многом уже проявилось в первые годы его творчества. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. В стихотво­рении три главных образа: собравшиеся у ворот люди, «не­движный кто-то, черный кто-то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины. » Быть на вершине — это как бы исходная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим ли­рическим героем к реализму.

[sms]
Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрас­ной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целую книгу. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. Этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта. Поэт преклоняется пе­ред идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыца­рем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы. », поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л. Д. Менделее­вой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Лирический герой этого периода творче­ства- Блока — романтик, для которого любовь является выс­шей ценностью.

Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — «Незнакомка». Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: иде­ал, потребность красоты приходит в соприкосновение с оттал­кивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Пер­вая часть пронизана настроением ожидания «друга единствен­ного» — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происхо­дящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появ­ление Незнакомки во второй части на время преображает дей­ствительность для героя, что в художественном плане выра­жается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятать­ся в забытьи. Единственное возможное — продлевать его: «Ты право, пьяное чудовище, Я знаю — истина в вине». В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.

Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соло­вьиный сад». Основа сюжета этого произведения — неизбеж­ность возврата лирического героя из мира сладких грез и люб­ви в реальность. Герой обретает новый, общечеловеческий ста­тус. Так, многие образы поэмы имеют библейские корни. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Хо­зяйка сада — это Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться, В по­эме решаются философские проблемы: выбора жизненного пу­ти, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.

Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе». Это стихотворение автобиографично. Незадолго до написания этого стихотворения Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом.

В каждом стихотворении образ героя несет не только кон­кретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестни­ком общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реаль­ного и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.[/sms]

Сочинение на тему “Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция”

Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию «вочеловечения».

Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической «автобиографии души» уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые испытывал в тот или иной период жизни. Блок называл свою трилогию «вочеловечения» романом в стихах. Каждая книга трилогии делилась на циклы. Стихотворения в них располагались не в хронологическом порядке, а отражали те чувства и мысли, которые испытывал поэт в данный период становления души.

В ранней лирике герой переживает сложные взаимоотношения с Прекрасной Дамой. Здесь нашли отражение одновременно пейзажная и любовная темы: воспевание красот природы и поклонение перед женщиной. В ранней лирике щедро разбросаны символы состояния души поэта: «алые зори», «розовые утра», «золотистые долины» и т. д. Герой-поэт ищет свой путь просветления, свою тему. Под влиянием философских идей Вл. Соловьева Блок воспевает Вечную Женственность.

Поиски идеала всегда трагичны. В лирике Блока появляются мотивы тревоги, приближающейся катастрофы. Поэт предчувствовал наступление исторических перемен для страны, опасность разрушения культуры. Во всех явлениях действительности поэт видел скрытый мистический смысл. Под Прекрасной Дамой он понимал божественное женское начало, способное воскресить «старый мир». Лирический герой представляет себя то рыцарем, то покорным слугой этой Дамы, «рабом Царицы». Дожидаясь ее прихода, он должен:

Туманным факелом своим.

Лирический герой измучен ожиданием, его тяготит обычная жизнь, в которой он не видит смысла, живет только в своем внутреннем мире чувств:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Произошедшие в стране исторические сдвиги, революция 1905–1907 годов вызвали резкое изменение мировоззрения Блока. Юношеские иллюзии исчезли, герой как будто впервые увидел реальный мир, в котором живет. Если раньше его герой пребывал «в храме», то сейчас – «в кабаке». Образ Прекрасной Дамы сменяется образом Незнакомки – «красивой и опасной», «влекущей» и «пугающей».

Во второй книге трилогии возникает тема города и «страшного мира». Герой пытается как-то определиться в отношении к миру. Он в отчаянии бродит по городу, где Незнакомка ходит среди пустых и как будто «слепых» людей. Прежние святыни в сознании поэта превращаются в фарс. Герой убеждается, что мир идет «путями зла». Душа героя

«замкнулась в себе». Он оценивает окружающее как «балаган и позорище». Город, с его отталкивающими картинами, притягивает поэта призрачными огнями жизни, но все в нем неживое, иллюзорное, обреченное на смерть, так как в нем нет души.

Темой третьей книги становится борьба темных и светлых сил в душе героя. Поэт выходит «из мрака» тяжелых дум и сомнений, в нем побеждает позитивное начало. Главной в его творчестве становится тема Родины, России. Это истинный Идеал для поэта. В Родине сила и стойкость, чистая, светлая, поэтическая душа. Она переживет любые испытания:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Поэт всем сердцем хочет служить добру, но его угнетает двойственность человека, в котором добро и зло слиты воедино. Ради светлого будущего поэт выбирает активную позицию, несмотря на двойные законы в обществе. Блок до конца жизни был уверен, что Россия, испытав много горестей, придет к счастливой, справедливой жизни.

Ссылка на основную публикацию
×
×

Всего ответов: 9