Христианская символика поэмы А. А. Блока Двенадцать: сочинение

Символика поэмы «Двенадцать» (Блок Александр)

Восприятие обществом исторических событий очень непостоянно. Каждое поколение осмысливает их по-своему, обращая внимание на разные детали. Как проще размышлять о каком-либо событии? С позиции современника, когда можно видеть событие своими глазами и, может быть, даже участвовать в нем? Или, наоборот, через много лет, когда станут видны последствия? С одной стороны, со временем забываются мелкие детали и становится проще понять сущность общественных явлений. С другой — многое искажается в свете разных идеологий. Мне кажется, что понимать явление проще “свысока”, через какое-то время, когда станут видны последствия. Но в то же время интересно и важно знать мнение современников события.

А. А. Блок написал поэму “Двенадцать”, посвященную Октябрьской революции, в январе 1918 года, всего через три месяца после вооруженного восстания в Петрограде.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Поэт, как известно, видел в революции стихию, поддерживал ее. В одно время с созданием поэмы Блок писал в своих статьях о “буре” и “мировом пожаре”, рассматривал революцию как явление природы и наделял ее высокой ценностью.

Закончив работу над произведением, Блок написал: “Сегодня я — гений”. Поэма “Двенадцать” — одно из самых загадочных произведений русской литературы. Несмотря на то что на момент написания поэмы Блок все еще “горел” идеями революции, в поэме отношение автора к описываемым событиям проследить, на мой взгляд, достаточно трудно; Блок не скрывает отрицательные стороны революции — он рисует цельный ее образ. Интерпретаций поэмы существует огромное множество, причем некоторые из них являются противоположностями друг другу.

Не стоит забывать, что Блок начинал свой творческий путь с символизма, хотя и отошел от этого направления к 1918 году. Символично в поэме даже название: двенадцать красногвардейцев как двенадцать апостолов в Библии. Первоначально их было даже тринадцать, но предал их (по аналогии с Иудой) Ванька.

Блок рисует черно-белую картину города, в котором верх над всем взяла стихия. Почему черно-белую? Я считаю, что автор использует прием контраста, чтобы как можно явственнее противопоставить новое и старое, как добро и зло. Мир находится на грани. Единственный отличный от белого и черного цвет в поэме — это красный, который символизирует кровь. Блок утверждает, что кровавое настоящее — это путь от черного прошлого к белому будущему.

“Ветер”, “снег”, “вьюга” символизируют революцию, они сильны и непобедимы. Эти образы в поэме не менее важны, чем “двенадцать”. На стороне большевиков оказалась даже природа.

В то же время “на ногах не стоят” “буржуй”, “старушка”, “поп” — символы старого мира. “Вития” (писатель) “говорит вполголоса”, потому что боится и понимает, что бессилен, как и все герои, которые не могут принять революцию. Этим героям не позавидуешь: им придется либо смириться с происходящим и молчать, либо умереть. В любом случае у них не будет светлого будущего.

Во второй главе поэмы впервые упоминаются патрульные:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Опять же, Блок подчеркивает стихийность происходящего. Красногвардейцы — опора революции, автор поэмы показывает их постоянно в движении, они не останавливаются ни на секунду.

“Кто был никем, тот станет всем” — пелось в “Интернационале”. Эти слова идеально описывают патрульных. Все они, вероятнее всего, бывшие крестьяне, Блок подчеркивает это в их речи: “Запирайте етажи”, “Ужь я времячко проведу, проведу“. Они не имели никаких прав, никакой власти, но у них появились “винтовочки стальные” — и они стали уверенно шагать по городу:

И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Именно они — опора революции. Когда-то Иисус Христос и его двенадцать апостолов изменили мир — теперь это делают лидеры большевизма и красногвардейцы. Революция, как считают патрульные, стерла все старые порядки с лица земли. Ими движет хоть и “черная”, но “святая злоба”. Теперь их цель — очистить Россию от грехов, чтобы построить новую державу, раздуть “мировой пожар” (еще один символ революции).

У “двенадцати” появилась власть — и они почувствовали себя вседозволенными (“Эх, эх! Позабавиться не грех!”). Жертвой этого — хоть и случайной — пала Катька. Петька целился в Ваньку — того самого, который предал революцию (“был наш, а стал солдат”) — но выстрелил в Катьку. Ему стало жаль ее, ведь он любил девушку, какой бы она ни была, но остальные патрульные не разделили его чувства (“Верно душу наизнанку / Вздумал вывернуть? Изволь!”). Петька продолжил идти как ни в чем не бывало. Можно подумать, что повествователь прощает герою убийство, ведь Катька была далеко не идеальна, но это не так. Как уже было отмечено, автор поэмы не рисует идеальную картинку — он создает цельный образ революции со всеми ее негативными сторонами. Убийства — одна из них.

Образ Катьки также символичен. Девушка символизирует старую, грешную Россию. Многие критиковали Блока за этот образ, ведь женщины в его произведениях всегда были прекрасными и таинственными. Катька же абсолютно не похожа на героиню стихотворения “Незнакомка”. Смерть Катьки — символ обновления жизни, избавления от всего плохого.

Еще одним символом старого мира в поэме является “пёс паршивый” (“голодный”, “безродный”). Он впервые появляется в девятой главе и не единожды упоминается вплоть до конца поэмы. Пёс преследует патрульных, будто умоляя не бросать его. Но в итоге он остается “позади”, впереди же идет не кто иной, как “Исус Христос”.

Споры о том, каково же значение этого образа, не утихают по сей день. Одни считают, что Христос ведет “двенадцать” и поддерживает то, что они делают, ведь это все с благой целью. Другие — что Христоса гонят с Руси (большевики проводили кампанию против религии). Третьи приводят в доказательство опечатку (опечатку ли?) Блока в слове “Иисус” и утверждают, что “Исус Христос” — это не кто иной, как антихрист, а “кровавый флаг” тогда интерпретируют как залитый кровью настоящего Христа. Я все же склоняюсь к первому варианту истолкования. Мне кажется, что Блок видит в революции очистительную силу и позволяет “двенадцати” действовать в ее целях. Христос же выступает в роли не столько религиозной фигуры, сколько предводителя духовного возрождения России.

В поэме Блока действительно много символов, и от интерпретации одного из них может меняться понимание всего произведения. Несмотря на то что на момент написания “Двенадцати” поэт еще не потерял веру в революцию, его отношение к ней в поэме проследить трудно. Я склоняюсь к тому, что Блок выразил восхищение революцией в своем произведении, хоть и не отрицал ее негативных аспектов. На стороне революции — “двенадцать”, какими бы они ни были, “ветер”, “вьюга”, “снег” и даже Христос. А на стороне старого мира — слабые, бессильные, немощные “старушка”, “поп”, “Вития”, “пёс”. Очевидно, победа за первыми.

Блок позже разочаровался в революции, потому что его мечты так и не воплотились в жизнь. Но поэма “Двенадцать”, являясь примером произведения, в которое действительно вложена душа, продолжает поражать читателей многозначностью символов и порождать споры о том, каков же их смысл. Спустя 100 лет после написания.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id53850

Сочинение: Христианская символика поэмы А.А. Блока Двенадцать

Христианская символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать»

Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют. Между тем двенадцать красногвардейцев как будто законченные атеисты и недаром предлагают: «Пальнем-ка пулей в святую Русь. » И в момент работы над «Двенадцатью» подобные богоборческие мотивы были свойственны самому Блоку. Вспоминает Корней Чуковский: «Как-то в начале января 1918 года Блок был у знакомых и в шумном споре защищал революцию октябрьских дней. Его друзья никогда не видели его таким возбужденным. Прежде спорил он спокойно, истово, а здесь жестикулировал и даже кричал. Вскоре он сказал между прочим: «А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами»». Так зародился замысел знаменитой поэмы.

Блок отвергал православную церковь. Поэтому одна из сатирических зарисовок в «Двенадцати» — православный священник:

А вон и долгополый —

Сторонкой за сугроб..

Что нынче невеселый.

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Для поэта существовало другое, мистическое христианство. И в революции он видел возможность наступления Царства Божия на земле. В статье «Интеллигенции и Революция»

Блок писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой». И заключал: «Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Поэт услышал музыку Революции и решил, что впереди двенадцати апостолов веры должен идти Иисус Христос «с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной. ». Несмотря на то, что двенадцать красногвардейцев ведут себя, точно двенадцать разбойников легендарного Кудеяра из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», несмотря на то, что они убивают невинного человека — Катьку, бывшую любовницу одного из них, Блок все равно готов освятить дело революции образом Иисуса Христа, взявшего в руки «кровавый флаг». Поэт надеялся, что ужасы революции в конце концов будут преодолены путем достижения гармонии красоты. Он писал через два года после создания поэмы: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря — легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»; оттого в поэме осталась капля политики. Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит и разложит все остальное; может быть, она не убьет смысла моей поэмы; может быть, наконец, — кто знает’ — она окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но — не будем сейчас брать на себя решительного суда».

В 1918 г. Блок верил, что Революцию можно будет совместить с каким-то новым христианством, преодолев тем самым связанные с ней насилие и кровь. Художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему «Двенадцать», поэт так объяснил свое понимание образа Христа в финале: «Самое конкретное, что могу сказать о Христе, белое пятно впереди, белое, как снег, и оно маячит впереди, полумерещится — неотвязно; и там же бьется красный флаг.

Христианская символика поэмы А. А. Блока “Двенадцать”

Поэма Александра Блока “Двенадцать”, в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале “в белом венчике из роз”, как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют. Между тем двенадцать красногвардейцев

Прежде спорил он спокойно, истово, а здесь жестикулировал и даже кричал. Вскоре он сказал между прочим: “А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами””. Так зародился замысел знаменитой поэмы.

Товарищ поп? Помнишь, как бывали Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ? Для поэта существовало другое, мистическое христианство. И в революции он видел возможность наступления Царства Божия на земле.

В статье “Интеллигенции и Революция” Блок писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой”. И заключал: “Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности?

Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки.

Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”. Поэт услышал музыку Революции и решил, что впереди двенадцати апостолов веры должен идти Иисус Христос “с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной…”. Несмотря на то, что двенадцать красногвардейцев ведут себя, точно двенадцать разбойников легендарного Кудеяра из поэмы Николая Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, несмотря на то, что они убивают невинного человека – Катьку, бывшую любовницу одного из них, Блок все равно готов освятить дело революции образом Иисуса Христа, взявшего в руки “кровавый флаг”. Поэт надеялся, что ужасы революции в конце концов будут преодолены путем достижения гармонии красоты.

Он писал через два года после создания поэмы: “Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания “Двенадцати” я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный … Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря – легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал “Двенадцать”; оттого в поэме осталась капля политики. Посмотрим, что сделает с этим время.

Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит и разложит все остальное; может быть, она не убьет смысла моей поэмы; может быть, наконец, – кто знает’ – она окажется бродилом, благодаря которому “Двенадцать” прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но – не будем сейчас брать на себя решительного суда”. В 1918 г. Блок верил, что Революцию можно будет совместить с каким-то новым христианством, преодолев тем самым связанные с ней насилие и кровь.

Художнику Ю. П. Анненкову, иллюстрировавшему “Двенадцать”, поэт так объяснил свое понимание образа Христа в финале: “Самое конкретное, что могу сказать о Христе, белое пятно впереди, белое, как снег, и оно маячит впереди, полумерещится – неотвязно; и там же бьется красный флаг.

Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М. Горького скрашивал тусклость обыденщины. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь.

“Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…” В наше сложное, трудное время немного осталось праздников, но есть один, который волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ. В День Победы мы особенно остро ощущаем цену.

Оружие Победы – 7 ДШК – 12,7-ММ СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ ОБРАЗЦА 1938 ГОДА С тех пор как на полях сражений появились бронированные боевые машины, а в небо поднялись военные самолеты, мощности обычных станковых пулеметов не.

Секрети ввічливої людини. Виховна година у 1 класі Мета:розширювати і поглиблювати уявлення про правила ввічливості, дати дітям можливість відчути ” чарівну” силу слів ввічливості, сприяти формуванню доброти, делікатності, чуйності, виховувати пошану до оточуючих. Хід заходу 1. Організація класу.

Подарок другу Мы с Денисом дружим восемь лет. Познакомились когда еще ходили в детский сад. Вместе поступили в первый класс одной и той же школы. Ни у него, ни у меня нет.

Тема любви в романе Толстого “Война и мир” В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно, эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне.

Анализ стихотворения “Письмо матери” С. А. Есенина Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми волосами посреди березовой рощи – именно таким я представляю себе великого русского.

Анализ рассказа А. П. Чехова “Страх” Рассказ А. П. Чехова “Страх” имеет подзаголовок – “Рассказ моего приятеля”. Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что описанная им история является будничной и весьма распространенной. И действительно.

Тема женской доли в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н. А. Некрасова – поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди.

Двойственность изображения светского общества в романе “Евгений Онегин” Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве. Особое.

Художественные особенности рассказа М. Шолохова “Судьба человека” Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни. Именно.

Часть С ЕГЭ по тексту С. Маршака “О лексическом значении слова” “Какое же необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!”, с этой фразы русский литературный критик С. Маршак повествует читателю о лексическом значении слова. Лишь словами мы способны передавать различные чувства и.

Свято “Масляна в гостях у нас” Лунає запис українських народних мелодій. Вбігають ведучі, в руках у них гілки, прикрашені червоними і білими стрічками 1 ведучий. Поспішали ми до вас, Щоб віддати цей наказ! 2 ведучий. Він.

Мое восприятие Татьяны Лариной План. I Система образов II Образ Татьяны в романе 1.Татьяна в семье А) Одинока Б) любовь к природе 2. Влюбленность Татьяны А) страстность Б)письмо к Онегину 3.Замужество Татьяны 4.Встреча с.

О любви Любовь – это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать, что это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее. Тема любви – одна из ведущих тем мировой.

Сочинение по тексту Ю. Лотмана В своем тексте публицист Ю. Лотман обращает внимание читателей на проблему расизма в современном обществе. В наши дни эта проблема очень актуальна т. к. многие люди испытывают “клиническое безумие ненависти.

Как училась моя мама Учеба в школе, как говорят многие, – одни из самых лучших лет в жизни. Особенно так любит говорить моя мама и с наслаждением вспоминает, как она ходила в школу с.

“Гоголь в современном мире” … А в современной школе?! Круглый стол “Гоголь в современном мире” , приуроченный к 200-летию со дня рождения писателя, прошел в середине марта в Москве на ВВЦ в рамках XII Национальной выставки-ярмарки “Книги России”. Рассказать.

Тема войны в повести Ю. Бондарева “Батальоны просят огня” “Батальоны просят огня” – второе по счету произведение Ю. Бондарева о войне, но первая его повесть, в которой настолько ярко проявился талант писателя, соединяющего в своих работах анализ человеческой души.

Анализ стихотворения В. Брюсова “Юному поэту” Стихотворение В. Брюсова “Юному поэту” было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения. Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы.

Сейчас вы читаете: Христианская символика поэмы А. А. Блока “Двенадцать”

Тема: – Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать»

–>Просмотров : 344 | –>Добавил : Ferst (05.04.2019) (Изменено: 05.04.2019)

Название: Христианская символика поэмы А.А. Блока Двенадцать
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 17:28:47 22 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 11 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Обсуждение вопроса:


Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.
Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!
В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный врасплох ураганом перемен.
В поэме встречается еще один яркий символ – “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон. ”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” — символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.
В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть – вечные чувства, которые руководят поступками человека.
Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя – они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция:
На канате — плакат:
“Вся власть Учредительному Собранию!”
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят.



Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме “Двенадцать”.
Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. И в поэме “Двенадцать” революция описана Блоком не прямо, а при помощи символов. Она представляется в виде ветра, ветра перемен, сносящего все старое и несущего новую жизнь:

Черный вечер.
Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете.

Символы являются в поэме основным средством изображения. Они многообразны и различны, и все глубоки по смысловой нагрузке. Например, старый мир Блок сравнивает с безродным псом:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Старый мир представлен в поэме еще несколькими образами-символами: барыней в каракуле, старушкой, невеселым “товарищем попом”, “писателем, витией”.
Надо сказать, что символика поэмы “Двенадцать” не только образная, но и цветовая. Черный вечер, черное небо и “черная, черная злоба в груди” — эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черны, пусты и холодны.
А белый снег — это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых “черных” глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым “ничего не жаль”. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного — поэт в это искренне верил.
Блок показывает и двойственность поступков двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с “шелудивым псом”, с другой стороны, их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катьки — еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. “Эка тьма!” — говорит один из них. Тьма — это тоже символ, символ тьмы безверия. Недаром они радостно скандируют: “Свобода, эх, эх, без креста!” Что же это за свобода?

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба.
Ужъ я ножичком
Полосну, полосну.
Ты, лети, буржуй, воробышком.

Но почему же тогда “В белом венчике из роз — впереди — Иисус Христос”? Этот символ поэмы наиболее сложный. Гумилев, обсуждая с Блоком эту тему, выразил мнение, что это место в поэме кажется ему “искусственно приклеенным”. Блок же на это ответил: “Мне тоже не нравится конец. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос. Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа”. Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием Блоком революции, другие, напротив, утверждают, что он хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе. Как бы то ни было, Александр Блок при помощи символа Христа — Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях — добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям.
Роль символов в поэме Блока “Двенадцать” очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы — это не только борьба нового со старым, но и более широко — противостояние света и тьмы, добра и зла.
Символы позволяют нам также более явственно почувствовать описанные поэтом события. Удачное художественное воплощение в поэме революционных событий поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.

По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных приемов — метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему это нравится, и так, как он их лично понимает. Точно так же и в художественном тексте символы появляются не столько благодаря сознательному расчету автора на то, что читатель увидит в них что-то конкретное, сколько по причинам подсознательным, зачастую они связаны с весьма абстрактными ассоциациями писателя по отношению к разным словам, предметам и действиям. В какой-то мере символы могут послужить при раскрытии авторской позиции, но из-за неоднозначности их восприятия никаких точных выводов, как правило, сделать нельзя.
Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.
Ритм первой главы “Двенадцати” выдержан в стиле народном, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи представления. Такой прием сразу дает ощущение нереальности. Тут же добавлен такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными контрастами “черное — белое”, создает впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или выступление того же самого вертепа, и это впечатление не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки графичен: белый снег — черное небо — ветер — огни. Эти легко представимые детали отнюдь не придают реальности картинам, зато легко ассоциируются с кадрами из фильма “Терминатор”, который, в свою очередь, сюжетно связан с Апокалипсисом. Черно небо, снег и огонь — вполне подходящие символы для земли, над которой навис гнев Божий.
Для продолжения темы Страшного суда можно взять главную песнь исландской “Старшей Эдды” — “Прорицание Вёльви”. Согласно скандинавской мифологии, концу света предшествует трехлетняя зима, называемая “Фимбульветр”, которая начинается с того, что волк поедает солнце. Во время этой зимы происходят братоубийственные войны, так про нее и говорится — “. время волков и троллей — великий блуд”. На это прямо указывают некоторые детали “Двенадцати” — все тот же черно-белый пейзаж, сход проституток, даже волк имеется, — правда, в виде облезлого пса! По “Эдде”, после этой зимы произойдет Последняя Битва, когда “хорошие” божества — асы и герои выйдут против нехороших троллей, великанов, волка, Феприза и змеи Мидгард — “мировой змеи”. Вспомним эпизод из последней главы, когда “двенадцать” грозят именно штыком псу, то есть волку, и снежным сугробам, в которых, как известно, справляют свадьбы ведьмы, тролли и прочая нечисть. Однако роль “двенадцати” в этой системе четко не определена — то ли это “хорошие” асы, то ли кровавые тролли, пожиратели трупов, разжигатели мирового адского пожара, вместе с которыми — волк.

Двенадцать — ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде всего это двенадцать часов — полночь, двенадцать месяцев — конец года. Получается какое-то “пограничное” число, так как конец старого дня (или года), а также начало нового — это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что впереди. Наверное, “мировой пожар” вскоре перекинется на все сущее. Но это вселяет и некоторую надежду, ведь гибель старого мира обещает рождение чего-то нового. Так в христианстве, где избранные обретут рай, так у скандинавов, где во время Последней Битвы рухнет мировой ясень Иидрасиль, обрушатся и небеса, и преисподняя (кстати, созданные из трупа некоего великана). Но спасутся некоторые асы, и мужчина с женщиной, которые

Будут питаться
Росой по утрам
И людей породят.

Другая числовая ассоциация — это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них — Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он — убийца своей бывшей возлюбленной.

Замотал платок на шее —
Не оправиться никак.

Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька (Иоанн).

И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Их винтовочки стальные
На незримого врага.

А чуть раньше: “Эх, эх, без креста!” Получаются какие-то антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, грабители, убийцы, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в собаку, хоть во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа. И вдруг А. Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов — тем, что возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым флагом! Еще одна важная деталь связана с этими “двенадцатью”: “На спину б надо бубновый туз!” Здесь можно подобрать разные объяснения. Во-первых, “двенадцать” — это каторжники, а туз — знак отличия от мирных граждан. Во-вторых, это красочно наряженное языческое шествие, святочные колядки, например. В-третьих — крестный ход, тогда и Иисус Христос на месте. Далее, “туз” по-английски “асе”, и снова вспоминаются скандинавские асы, которых, кстати, было тоже двенадцать. А может быть, это просто революционный патруль и красные тузы — опять-таки для отличия.
Сложная система символики Александра Блока не дает возможности сказать, кто такие эти “двенадцать”. Но это не столь и важно. Благодаря символике поэма получилась весьма емкой. Здесь и история греха с последующей расплатой, и убийства с раскаянием и забвением, но самое главное — это идея гибели и поругания старого мира. Был ли он хорош или плох, уже не имеет значения. Падение свершилось, и можно только надеяться, что впереди будет нечто лучшее.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На всем божьем свете!
А. Блок

Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX—XX веков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел в ярких и многозначных образах передать грандиозные события и предсказать грядущее. Блок услышал загадочную музыку времени, перелил ее в свои стихи, благодаря которым эта мелодия звучит и для нас, его потомков.
Читая поэму “Двенадцать”, мы слышим взволнованную речь автора — очевидца и участника того великого события. Поэма “Двенадцать” — своеобразная и правдивая летопись большевистской революции. Блок оригинально и образно попытался запечатлеть для потомков свое время, “остановить мгновение” хотя бы в своем произведении.

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!

Два цвета преобладают в поэме: черный и белый. Все события происходят вечером или ночью. Почему Блок выбирает это время суток?

Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер.

Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь — самое подходящее для них время суток.
Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное. Ветер веселый И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: “Вся власть Учредительному Собранию”. В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу.
Недаром впереди революционного патруля оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще высветится ярко и зримо в других его произведениях. Здесь же крепко “держится”, стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира — голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого.

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу! .
Скалит зубы — волк голодный —
Хвост поджал — не отстает —
Пес голодный — пес безродный.

Как беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир! Он ведь тоже принадлежит к нему. Но такова действительность, и автор не может покривить душой. Временами в поэме четко слышится радостное возбуждение лирического героя, он приветствует ветер перемен. А поэт, что ждет от будущего сам Блок? Скорее всего, он предвидит свою гибель вместе со старым, привычным и ненавистным миром, но противостоять этому невозможно, как немыслимо остановить стихию.

И велика заслуга поэта, что он не просто сумел услышать время, а запечатлел его в своей поэме.

Трах-тах-тах! —
И только эхо
Откликается в домах.
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах.

Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Всего ответов: 9

  1. А. Блок и поэма «Двенадцать».
  2. Символика в поэме «Двенадцать»: ритм поэмы; цветовая символика в поэме; символика числа «двенадцать».
  3. Образ старого мира.
  4. Вьюга как стихийное начало революции.
  5. Образ Иисуса Христа в поэме «Двенадцать».

Александр Блок — один из талантливейших и крупнейших поэтов России. В своем творчестве он попытался отобразить сложное и переломное время рубежа XIX— XX веков. Будучи поэтом-символистом, он пользуется привычным для себя языком символов для того, чтобы передать те грандиозные события, которые происходили в стране в тот момент.

Наиболее полно символическое мышление Блока сказалось в его знаменитой поэме «Двенадцать». Не будет ошибкой сказать, что вся поэма — это не просто текст с определенным сюжетом, а настоящее метафорическое единство, в котором сим-волическое настолько плотно сплетено с реальным, что уже невозможно отличить одно от другого.

Символика в поэме начинается с ее ритма. Вся первая глава ритмически выдержана в том народном стиле, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи представления. Кроме них мы можем услышать и русскую, древнюю, простонародную песню:

Ох ты горе-горькое! Скука скучная, Смертная. Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку.
И русский старинный романс:
Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина.
И русскую солдатскую частушку:
Эх ты, горе-горькое. Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье.

В ритмах и интонациях поэмы, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа слышится шум крушения старого мира.

Важное место в поэме «Двенадцать» занимает цветовая символика. В поэме присутствуют только два цвета: черный и белый. Из-за этого пейзаж в поэме графи-чен: белый снег — черное небо — ветер — огни. На фоне такой контрастности еще резче выступают образы персонажей поэмы.

Множество ассоциаций можно связать и с числом двенадцать. Прежде всего, это полночь, переход из одного дня в другой. В данном контексте такой символ можно понимать как преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее.

Другая числовая ассоциация — это двенадцать красногвардейцев в роли двенадцати апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них — Андрюхи и Пет-рухи. Однако у Блока — этот символ скорее обратный, чем прямой. Если в Библии апостол Петр за од!гу ночь трижды отрекается от Христа, то у А. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. Встречается в поэме и такая реплика: «Эх, эх, без креста!». По всему получаются какие-то антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, грабители и убийц, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа.

// идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. Их винтовочки стальные На незримого врага

И вдруг А. Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов — тем, что возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым флагом.

Метафоричен и такой персонаж поэмы, как шелудивый пес, следующий за крас-ногвардейцами. У Блока — это символ старого, отжившего мира. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого.

Отвяжись ты, шелудивый Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались – поколочу! Скалит зубы – волк голодный -Хвост поджал – не отстает -Пес голодный – пес безродный.

Так беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир. Он. ведь тоже принадлежит к нему. Однако такова действительность, и автор не может покривить душой.

Одним из самых ярких образов в поэме является — образ вьюги. Он символизирует стихийное, природное начало революции.

Как любая стихия, вьюга не подчинена человеческой воле. Она поступает только по своей прихоти, и людям остается только подчиняться.

Так, например, ветер в поэме хлещет врагов революции: барыню в каракуле, попа, писателя, но одновременно Рвет, мйет и косит Большой плакат:

«Вся власть Учредительному собранию!»

Несмотря на то, что вьюга является символом революции, символом коренного переустройства мира, красногвардейцы видят в ней угрозу для себя. Они никак не могут избавиться от той непонятной тревоги, которая сначала проявилась у Петрухи, а потом охватила и других. В вихрях разыгравшейся вьюги красногвардейцам мерещится «незримый враг» Даже то, что он «машет красным флагом» не уменьшает тревоги солдат, и они стреляют в него. В ответ на стрельбу

«. вьюга долгим смехом Заливается в снегах. »

Очень символичен в поэме и образ Христа, который в финале возглавляет шествие красногвардейцев. Блок исходил при этом из собственных представлений о раннем христианстве как бунтарской силе, сокрушившей в свое время старый языческий мир. Для поэта — образ Христа — олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, символ того нового мира, во имя которого герои поэмы творят свое историческое возмездие над силами мира старого. Блок признавал, что впереди красногвардейцев должен был идти кто-то «другой», но не мог найти иного образа такого же масштаба в том арсенале художественно-исторических образов, которым владел.

Использование многочисленных и далеко не однозначных символов позволило А. Блоку создать необыкновенно сильную поэму, ставшую одним из выдающихся произведений русской литературы. Несмотря на противоречивость многих образов использованных автором, поэма «Двенадцать» стала символом мирового движения, без которого невозможна любая жизнь.

Христианская символика поэмы А.А. Блока Двенадцать

Христианская символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать»

Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют. Между тем двенадцать красногвардейцев как будто законченные атеисты и недаром предлагают: «Пальнем-ка пулей в святую Русь. » И в момент работы над «Двенадцатью» подобные богоборческие мотивы были свойственны самому Блоку. Вспоминает Корней Чуковский: «Как-то в начале января 1918 года Блок был у знакомых и в шумном споре защищал революцию октябрьских дней. Его друзья никогда не видели его таким возбужденным. Прежде спорил он спокойно, истово, а здесь жестикулировал и даже кричал. Вскоре он сказал между прочим: «А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами»». Так зародился замысел знаменитой поэмы.

Блок отвергал православную церковь. Поэтому одна из сатирических зарисовок в «Двенадцати» — православный священник:

А вон и долгополый —

Сторонкой за сугроб..

Что нынче невеселый.

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Для поэта существовало другое, мистическое христианство. И в революции он видел возможность наступления Царства Божия на земле. В статье «Интеллигенции и Революция»

Блок писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой». И заключал: «Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Поэт услышал музыку Революции и решил, что впереди двенадцати апостолов веры должен идти Иисус Христос «с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной. ». Несмотря на то, что двенадцать красногвардейцев ведут себя, точно двенадцать разбойников легендарного Кудеяра из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», несмотря на то, что они убивают невинного человека — Катьку, бывшую любовницу одного из них, Блок все равно готов освятить дело революции образом Иисуса Христа, взявшего в руки «кровавый флаг». Поэт надеялся, что ужасы революции в конце концов будут преодолены путем достижения гармонии красоты. Он писал через два года после создания поэмы: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря — легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»; оттого в поэме осталась капля политики. Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит и разложит все остальное; может быть, она не убьет смысла моей поэмы; может быть, наконец, — кто знает’ — она окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но — не будем сейчас брать на себя решительного суда».

В 1918 г. Блок верил, что Революцию можно будет совместить с каким-то новым христианством, преодолев тем самым связанные с ней насилие и кровь. Художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему «Двенадцать», поэт так объяснил свое понимание образа Христа в финале: «Самое конкретное, что могу сказать о Христе, белое пятно впереди, белое, как снег, и оно маячит впереди, полумерещится — неотвязно; и там же бьется красный флаг.

Читайте также:  Содержание стихотворения Александра Блока «О доблестях о подвигах о славе»: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×