Cочинение «”Вечные” вопросы и их решение в поэме А.А. Блока “Двенадцать”»
Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь?”. Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы “Двенадцать” в газете “Знамя труда”. Сегодня, спустя более трети века, все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма “Двенадцать” вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения. “Эпиграф столетия” — так называют блоковскую поэму исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения. В последние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочесть стихотворение “от противного”, доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли это?
Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме “Двенадцать”. Она имеет более широкий смысл. В центре произведения – стихия, вернее, пересечение четырех стихий: природы музыки, и стихии социальной, само действие поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, “на всем божьем свете”. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был
А. Блок, это символ, противостоящий самому страшному – обывательскому покою и уюту. Еще в цикле “Ямбы” (1907-1914) он писал: “Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет.” Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в “Двенадцати” множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции – в своей статье “Интеллигенция и Революция” он призывал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”. Главное, что услышал поэт в этой музыке, – это ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы – она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка (известно, что А. Блок начал писать свою поэму со строчек “Уж я ножичком полосну-полосну”, услышанных им и поразивших его своей звукописью). И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. Стихийна в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий: “Он головку вскидывает,/ Он опять повеселел”. А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство – нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено: “Запирайте етажи,/ Нынче будут грабежи!/ Отмыкайте погреба -/ Гуляет нынче голытьба!” Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и Двенадцать, которые пошли “в красной гвардии служить”, сами это понимают: “Петька! Эй, не завирайся!/ От чего тебя упас/ Золотой иконостас?” и добавляют: “Али руки не в крови/ Из-за Катькиной любви?” Но убийство творится не только из-за любви – в нем появилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое – бунт “голытьбы”. Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, они обвиняют Ваньку в том, что он “буржуй”, они стремятся уничтожить старый мир: “Мы на горе всем буржуям/ Мировой пожар раздуем. ” И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад: как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями “народопоклонства” и ощущением вины интеллигенции перед народом. Поэтому разгул революционной стихии, который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например, упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности – такой предстает Россия в поэме “Двенадцать”. Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же – ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме – образ, который появляется в финале, Христос. О финале этом и образе Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А. Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала – с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы – это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем “надвьюжным”, а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А.Блока:
“Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди – Иисус Христос”.
На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А.Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении – это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.
Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
просмотреть сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Творчество любого символиста уходит своими корнями в философию, потому как создаваемые им образы-символы вбирают в себя многосложные авторские преставления об окружающей действительности, требующие размышлений. Эти «беспредельные в своём значении» символы заставляют задуматься и о «вечных» вопросах, затрагиваемых в произведениях. Немало таких вопросов и в своеобразном творческом итоге Блока – поэме «Двенадцать».
Так как поэма посвящена отображению революционной эпохи, времени противопоставления старого и нового режимов, то логично предположить, что одним из центральных «вечных» вопросов поэмы является борьба старого мира с новым. Причём поэт рассматривает его гораздо глубже уровня борьбы добра со злом, белого с чёрным. Безусловно, чисто внешнее сопоставление старого мира с чёрным цветом и нового с белым присутствует, но Блок не стремится поставить на чёрных клеймо абсолютного зла, а на белых – абсолютного добра. Он пытается констатировать факт, что старое общество отмирает, оно уже не имеет прочного основания, так как представители его не способны что-либо изменить. Старушки, буржуи, писатели-витии, попы, барыни в каракуле, гулящие женщины, бродяги – вот, что осталось от «Святой Руси». Это уже даже и не «зло», а его слабый отголосок, с которым легко может справится новое общество, наполненное «святой злобой» на тех, кто противостоит ему.
Так, вопрос добра и зла, нового и старого, чёрного и белого получает в поэме социальное объяснение.
В меняющихся общественных условиях изменяется в поэме и образ «Вечной Женственности», проходящий через всё творчество Блока. Изначально это образ «Прекрасной Дамы», олицетворяющий возвышенную мечту о великой и вечной любви. Это образ, окутанный «тайной», потусторонний образ. На смену ему приходит «потусторонняя» женщина, земная, даже падшая, но не теряющая для Блока прелести и всё также окутанная тайной. В поэме «Двенадцать» эти два образа потусторонней и посюсторонней Женственности находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности – «белом венчике из роз». Катька умирает, а это ознаменовывает собой определённое решение вопроса «Вечной Женственности» Блоком. Он с помощью символа «венчика из роз» утверждает, что в конце всего останется только высший, потусторонний идеал.
С любовной темой связан также «вечный» вопрос греха и покаяния. Образы Катьки и Ваньки являются как бы искусителями Петрухи, идущего к светлой цели – осуществлять революцию. В конечном счёте, поддавшись искушению, он убивает Катьку, свою возлюбленную, тем самым освобождаясь от искушения и снова вставая в ряды своих товарищей-красноармейцев. Получается, что избавится от искушения можно, только поддавшись ему? Да, так бы был решён вопрос, если бы в поэме не было Иисуса Христа – символа будущего, оправдывающего настоящее. Именно этот образ подсказывает Петрухе, следующему вместе с товарищами за Ним, раскаяться в совершенном преступлении, чтобы войти в будущее очищенным от греха. Примечательно то, что видимый для нас образ Христа не видим для красноармейцев, идущих за ним, потому что их эпоха – это эпоха разрушения всех традиций и веры в Бога. Именно поэтому, кроме Петрухи, осознавшего свой грех, никто не чувствует себя виновным в смерти Катьки. На примере Петрухи Блок показывает, что внутри каждого человека есть божественная частичка, которая помогает ему изменить себя. Так разрешает Блок проблему становления нравственной личности.
В своей поэме Блок затрагивает и ещё один «вечный» вопрос, ответ на который пытаются дать до сих пор многие учёные в разных областях знаний. Это вопрос о сущности божества, возникающий в финале поэмы с появлением образа Иисуса Христа.
Для Блока это не конкретная личность из плоти и крови. Это высшая духовная сила, несущая в себе Абсолютную истину и Высшую справедливость. Это сила, способствовавшая внутреннему перерождению Петрухи. Это идеал будущего, к которому стремятся герои поэмы – двенадцать каторжников, по сути. Это символ Высшего милосердия по отношению ко всем людям, что ярко проявляется в том, что Иисус ведёт за собой именно людей «без креста», не узнавших его и стрелявших в него. Для Блока Иисус – это нравственный эталон человеческого бытия, заключённый в великом и всепобеждающем чувстве любви.
Христос в понимании поэта – это также символ «Вечной Женственности» с её «нежной поступью надвьюжной», символ богатства и артистизма человеческой натуры. Одним словом, поэт в этом божественном образе запечатлевает все свои представления об идеале человеческих стремлений.
Итак, поразмышляв над «вечными» вопросами, освящёнными Блоком в «Двенадцати», действительно убеждаешься в том, что эта поэма – своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Блок А.А. / Двенадцать / Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Смотрите также по произведению “Двенадцать”:
Вечные вопросы и их решение в поэме Блока Двенадцать (сочинение)
Блок писал в 1920 году: «…те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт утверждал подчиненность политического элемента поэтическому, говорил о «капле политики» в поэме и возмущался, что именно эта «капля» оказалась в центре внимания литературных критиков. «Посмотрим, что сделает с этим время», – замечал Блок, надеясь на другое понимание художественного произведения в другие времена, когда «капля политики» не станет убивать «смысла поэмы», но «окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут…».
«Двенадцать» занимает особое положение в творчестве Блока. Споры вокруг ее содержания ведутся литературоведами и поныне, да и сам поэт неоднозначно относился к своему произведению. Бесспорным является лишь то, что события 1917 года не могли и не оставили Блока равнодушным, они с новой силой всколыхнули в нем все те неотвеченные вопросы, которыми он мучился уже давно – как обрести мировую гармонию, где выход для исстрадавшейся России, можно ли найти идеал в действительности? И призывы, гул революции оказались очень близки Блоку: как и он в лирике, революционеры в жизни пытались решить по-новому вопросы мирового масштаба. Издавна чаемое «единство с миром» из области мечты и надежд на глазах поэта переходило в реальность. На миг показалось, что мир перестал быть чуждым, враждебным, бесчеловечным, а явился миром справедливости и свободы. Вот почему с таким небывалым творческим подъемом откликнулся Блок на судьбоносные для страны перемены. Основой содержания поэмы становится «буря» в море жизни:
Разыгралась, что-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
И в связи с этим Блок не мог остаться в стороне от вечной темы противоборства добра и зла. Антихрист идет по России, наполняя души людей злобой, толкая Петруху на преступление, убийство любимой. Он мешает людям осознать свои грехи и прийти к спасению:
…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
А Исус Христос в поэме призван играть роль религиозно-нравственного суда революции, являться оправданием катастрофе, разворачивающейся на всей земле. Он позволяет этому миру рухнуть под собственной тяжестью. И его присутствие обещает наступление светлого завтра. Исус находится «над» бушующим миром («невидим», «невредим», «россыпью жемчужной»), «впереди», то есть в будущем, а не перед красногвардейцами. Важно, что спустя три года после написания поэмы Блок твердо повторял: «А все-таки Христа никому не отдам…» Если в романе Пушкина «Капитанская дочка» для главных героев законы нравственности и духовности непоколебимы и в огне испытаний «беспощадного бунта» лишь укрепляются, то в «Двенадцати» нарушаются самые главные заповеди Нагорной проповеди. И остается надеяться только на Того, Кто сам «воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», Кто встанет над стихией зла как последняя надежда на воскрешение добра и Бога в душах людей.
Вообще, попытки сочетать революцию и религию в литературе начала XX века были очень распространены. Так, В. Маяковский в поэме «Облако в штанах» (которая первоначально даже называлась «Тринадцатый апостол»), несмотря на все богохульства («долой вашу религию…»), видел в появлении Христа выражение подлинного гуманизма и справедливости:
И когда мой голос
может быть, Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.
Герой поэмы С. Есенина «Товарищ» (1917), младенец Иисус, сходит с иконы, потому что к нему обратился с призывом продолжить борьбу погибшего отца «за волю, за равенство и труд» мальчик Мартин. Мартин называет его «товарищем», и для Христа нет сомнения в том, что он выбирает правое и святое дело.
А. Белый пишет в 1918 году поэму «Христос воскрес», где Россия изображается как новая Назарея – родина Христа, которая «прорезывается славами света», а революция, по представлениям поэта, – это «мировая мистерия», мистерия воскрешения Христа, его «второго пришествия»:
Исходит огромными розами
То есть Блок обратился в своем произведении к вопросам, которые будоражили умы многих, поэт подлинно «жил современностью», имея чуткий слух и понимая ветер времени.
«Вечные вопросы и их решение в поэме «Двенадцать»»
Творчество любого символиста уходит своими корнями в философию, потому как создаваемые им образы-символы вбирают в себя многосложные авторские преставления об окружающей действительности, требующие размышлений. Эти «беспредельные в своём значении» символы заставляют задуматься и о «вечных» вопросах, затрагиваемых в произведениях. Немало таких вопросов и в своеобразном творческом итоге Блока — поэме «Двенадцать».
Так как поэма посвящена отображению революционной эпохи, времени противопоставления старого и нового режимов, то логично предположить, что одним из центральных «вечных» вопросов поэмы является борьба старого мира с новым. Причём поэт рассматривает его гораздо глубже уровня борьбы добра со злом, белого с чёрным. Безусловно, чисто внешнее сопоставление старого мира с чёрным цветом и нового с белым присутствует, но Блок не стремится поставить на чёрных клеймо абсолютного зла, а на белых — абсолютного добра. Он пытается констатировать факт, что старое общество отмирает, оно уже не имеет прочного основания, так как представители его не способны что-либо изменить. Старушки, буржуи, писатели-витии, попы, барыни в каракуле, гулящие женщины, бродяги — вот, что осталось от «Святой Руси». Это уже даже и не «зло», а его слабый отголосок, с которым легко может справится новое общество, наполненное «святой злобой» на тех, кто противостоит ему.
Так, вопрос добра и зла, нового и старого, чёрного и белого получает в поэме социальное объяснение.
В меняющихся общественных условиях изменяется в поэме и образ «Вечной Женственности», проходящий через всё творчество Блока. Изначально это образ «Прекрасной Дамы», олицетворяющий возвышенную мечту о великой и вечной любви. Это образ, окутанный «тайной», потусторонний образ. На смену ему приходит «потусторонняя» женщина, земная, даже падшая, но не теряющая для Блока прелести и всё также окутанная тайной. В поэме «Двенадцать» эти два образа потусторонней и посюсторонней Женственности находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности — «белом венчике из роз». Катька умирает, а это ознаменовывает собой определённое решение вопроса «Вечной Женственности» Блоком. Он с помощью символа «венчика из роз» утверждает, что в конце всего останется только высший, потусторонний идеал.
С любовной темой связан также «вечный» вопрос греха и покаяния. Образы Катьки и Ваньки являются как бы искусителями Петрухи, идущего к светлой цели — осуществлять революцию. В конечном счёте, поддавшись искушению, он убивает Катьку, свою возлюбленную, тем самым освобождаясь от искушения и снова вставая в ряды своих товарищей-красноармейцев. Получается, что избавится от искушения можно, только поддавшись ему? Да, так бы был решён вопрос, если бы в поэме не было Иисуса Христа — символа будущего, оправдывающего настоящее. Именно этот образ подсказывает Петрухе, следующему вместе с товарищами за Ним, раскаяться в совершенном преступлении, чтобы войти в будущее очищенным от греха. Примечательно то, что видимый для нас образ Христа не видим для красноармейцев, идущих за ним, потому что их эпоха — это эпоха разрушения всех традиций и веры в Бога. Именно поэтому, кроме Петрухи, осознавшего свой грех, никто не чувствует себя виновным в смерти Катьки. На примере Петрухи Блок показывает, что внутри каждого человека есть божественная частичка, которая помогает ему изменить себя. Так разрешает Блок проблему становления нравственной личности.
В своей поэме Блок затрагивает и ещё один «вечный» вопрос, ответ на который пытаются дать до сих пор многие учёные в разных областях знаний. Это вопрос о сущности божества, возникающий в финале поэмы с появлением образа Иисуса Христа.
Для Блока это не конкретная личность из плоти и крови. Это высшая духовная сила, несущая в себе Абсолютную истину и Высшую справедливость. Это сила, способствовавшая внутреннему перерождению Петрухи. Это идеал будущего, к которому стремятся герои поэмы — двенадцать каторжников, по сути. Это символ Высшего милосердия по отношению ко всем людям, что ярко проявляется в том, что Иисус ведёт за собой именно людей «без креста», не узнавших его и стрелявших в него. Для Блока Иисус — это нравственный эталон человеческого бытия, заключённый в великом и всепобеждающем чувстве любви.
Христос в понимании поэта — это также символ «Вечной Женственности» с её «нежной поступью надвьюжной», символ богатства и артистизма человеческой натуры. Одним словом, поэт в этом божественном образе запечатлевает все свои представления об идеале человеческих стремлений.
Итак, поразмышляв над «вечными» вопросами, освящёнными Блоком в «Двенадцати», действительно убеждаешься в том, что эта поэма — своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.
Вечные вопросы и их решение в поэме А.А. Блока Двенадцать: сочинение
Творчество любого символиста уходит своими корнями в философию, потому как создаваемые им образы-символы вбирают в себя многосложные авторские преставления об окружающей действительности, требующие размышлений. Эти «беспредельные в своём значении» символы заставляют задуматься и о «вечных» вопросах, затрагиваемых в произведениях.
Немало таких вопросов и в своеобразном творческом итоге Блока – поэме «Двенадцать».
Так как поэма посвящена отображению революционной эпохи, времени противопоставления старого и нового режимов, то логично предположить, что одним из центральных «вечных» вопросов поэмы является борьба старого мира с новым. Причём поэт рассматривает его гораздо глубже уровня борьбы добра со злом, белого с чёрным. Безусловно, чисто внешнее сопоставление старого мира с чёрным цветом и нового с белым присутствует, но Блок не стремится поставить на чёрных клеймо абсолютного зла, а на белых – абсолютного добра. Он пытается констатировать факт, что старое общество отмирает, оно уже не имеет прочного основания, так как представители его не способны что-либо изменить. Старушки, буржуи, писатели-витии, попы, барыни в каракуле, гулящие женщины, бродяги – вот, что осталось от «Святой Руси». Это уже даже и не «зло», а его слабый отголосок, с которым легко может справится новое общество, наполненное «святой злобой» на тех, кто противостоит ему.
Так, вопрос добра и зла, нового и старого, чёрного и белого получает в поэме социальное объяснение.
В меняющихся общественных условиях изменяется в поэме и образ «Вечной Женственности», проходящий через всё творчество Блока. Изначально это образ «Прекрасной Дамы», олицетворяющий возвышенную мечту о великой и вечной любви. Это образ, окутанный «тайной», потусторонний образ. На смену ему приходит «потусторонняя» женщина, земная, даже падшая, но не теряющая для Блока прелести и всё также окутанная тайной. В поэме «Двенадцать» эти два образа потусторонней и посюсторонней Женственности находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности – «белом венчике из роз». Катька умирает, а это ознаменовывает собой определённое решение вопроса «Вечной Женственности» Блоком. Он с помощью символа «венчика из роз» утверждает, что в конце всего останется только высший, потусторонний идеал.
С любовной темой связан также «вечный» вопрос греха и покаяния. Образы Катьки и Ваньки являются как бы искусителями Петрухи, идущего к светлой цели – осуществлять революцию. В конечном счёте, поддавшись искушению, он убивает Катьку, свою возлюбленную, тем самым освобождаясь от искушения и снова вставая в ряды своих товарищей-красноармейцев. Получается, что избавится от искушения можно, только поддавшись ему? Да, так бы был решён вопрос, если бы в поэме не было Иисуса Христа – символа будущего, оправдывающего настоящее. Именно этот образ подсказывает Петрухе, следующему вместе с товарищами за Ним, раскаяться в совершенном преступлении, чтобы войти в будущее очищенным от греха. Примечательно то, что видимый для нас образ Христа не видим для красноармейцев, идущих за ним, потому что их эпоха – это эпоха разрушения всех традиций и веры в Бога. Именно поэтому, кроме Петрухи, осознавшего свой грех, никто не чувствует себя виновным в смерти Катьки. На примере Петрухи Блок показывает, что внутри каждого человека есть божественная частичка, которая помогает ему изменить себя. Так разрешает Блок проблему становления нравственной личности.
В своей поэме Блок затрагивает и ещё один «вечный» вопрос, ответ на который пытаются дать до сих пор многие учёные в разных областях знаний. Это вопрос о сущности божества, возникающий в финале поэмы с появлением образа Иисуса Христа.
Для Блока это не конкретная личность из плоти и крови. Это высшая духовная сила, несущая в себе Абсолютную истину и Высшую справедливость. Это сила, способствовавшая внутреннему перерождению Петрухи. Это идеал будущего, к которому стремятся герои поэмы – двенадцать каторжников, по сути. Это символ Высшего милосердия по отношению ко всем людям, что ярко проявляется в том, что Иисус ведёт за собой именно людей «без креста», не узнавших его и стрелявших в него. Для Блока Иисус – это нравственный эталон человеческого бытия, заключённый в великом и всепобеждающем чувстве любви.
Христос в понимании поэта – это также символ «Вечной Женственности» с её «нежной поступью надвьюжной», символ богатства и артистизма человеческой натуры. Одним словом, поэт в этом божественном образе запечатлевает все свои представления об идеале человеческих стремлений.
Итак, поразмышляв над «вечными» вопросами, освящёнными Блоком в «Двенадцати», действительно убеждаешься в том, что эта поэма – своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.
Сочинение Анализ по поэме Блока Двенадцать 12 рассуждение
В произведении Александра Александровича Блока описаны события октябрьской революции. Двенадцать красноармейцев патрулируют по городу в комендантское время и сохраняют порядок. В революцию, которая началась в 1917 году, многие люди не захотели принимать новую власть, и перемены им пришлось уехать навсегда из России. Остальные кто остались потихоньку начали приспосабливаться к новым устоям и правилам правительства.
Александр Александрович описывает двенадцать человек, вид у них не дружелюбный, почти у всех бубной туз на спине, а это значит что человек каторжанин. Раньше на каторгу ссылали только людей, которые совершили тяжкие преступления убийства, грабежи и насилие. Как правило, такие люди не с самым радужным и хорошим прошлым, но все они рассчитывают на хорошее будущее.
Красноармейцы обсуждают своего товарища, который вместо того что бы им помогать связался с Катькой, у которой не очень хорошая репутация. Ванька припоминает Катьке, сколько же мужчин трогало ее тело и говорит ей о том, чтобы она сейчас с ним вела себя так же как с ними.
Когда же Ванька и Катька едут с извозчиком они встречают красноармейцев, которые захотели расправиться со своим товарищем, они начали стрелять и прострелили Катьке голову. Ваньке удалось все же убежать, а крики вслед разъярённых товарищей только усилил его страх.
Среди красноармейцев находился Петька, который очень сильно любил ту самую Катьку и прострелил ей голову. Вначале его мучает совесть, но вскоре это проходит и он говорит о том, что он готов убивать и грабить. Александр Александрович олицетворяет их как двенадцать апостолов, они хотят полностью уничтожить старый мир.
Блок пишет о том, что в конце своего пути красноармейцы увидели кого-то впереди и начали стрелять, но как оказалось, это был Христос. Ведь именно Христос отвечал за все человеческие грехи. Красноармейцы пытались отпугнуть старый мир, который Александром Александровичем был представлен в виде паршивого пса. Солдаты и прогоняют и пытаются заколоть штыками, но он все равно увязывается за ними и получается, так что старый мир сзади, а Исус Христос ведет народ в новый мир. Все хотят жить хорошо, и представляет себе каждый по-своему эту жизнь. Блок описал метания людей и переход в новую жизнь. Меняться власть и правительство будет постоянно, но очень жаль, что не всегда учитывается желание народа.
Вариант 2
Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.
Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.
Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев. Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.
Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами. Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.
Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа. Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.
Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.
Вариант 3
В 1917 году в России произошла революция и началась гражданская война. Многие русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок. Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией. Под впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.
Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом – готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете». Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».
Образы нового мира – это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя. Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди. Блок даёт им меткую характеристику – идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам. «Ох, большевики загонят в гроб» – причитает она.
В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.
Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.
Анализ стихотворения Блока Двенадцать
Поэма «Двенадцать» – это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.
Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам. Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.
В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.
Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.
Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции. По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.
Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов. В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.
В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.
Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.
Сочинение по поэме Двенадцать Блока
Александр Блок-величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции. Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.
Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен. Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.
Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.
Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать – являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью. Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.
Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.
Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.
В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.
Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ поэмы Блока Двенадцать
Популярные сегодня темы
Существуют люди, которые упиваются несчастьем и страданиями других. Действительно, кому-то доставляет радость, когда остальные счастливы, а другой ищет возможности посмотреть как кому-то плохо.
Н.В. Гоголь в произведении «Мертвые души», практически, не описывает по внешним характеристикам своего героя – Павла Чичикова.
Зима является самым холодным временем года. В это время лютуют сильные морозы и кружат снежные метели. Но, несмотря на холода и снежные бури, многие любят ее. Нравится она всем из—за того, что зимой много
Место женщины в обществе – одна из часто встречающихся проблем русской литературы. Драматическая пьеса «Бесприданница» Александра Островского не сторонится данной темы
Петра Ильича Чайковского можно назвать великим русским композитором, дирижером и музыкальным критиком. Он вошел в историю, как человек, который подарил миру множество ярких и удивительных работ. Стоит сказать, что на сегодняшний день
Вечные вопросы и их решение в поэме А.А. Блока Двенадцать: сочинение Ссылка на основную публикацию