Вечные мотивы в мировой литературе.: сочинение
Каждый народ имеет свои книги, берущие истоки из далекого и древнего фольклора. Национальные литературы отражают специфику жизни – образ мысли людей разных стран, их культуру, быт и традиции. Искусство слова каждого народа оригинально и своеобычно.
Но есть проблемы, которые волнуют всех людей во все времена, независимо от их национальности, условий жизни, социального положения. Каждое поколение вновь и вновь ставит перед собой глубокие философские вопросы: что есть жизнь и смерть, что есть любовь, как устроен мир и человек, в чем смысл жизни, какие ценности стоят превыше всего, что есть Бог… Эти вопросы отражаются, в том числе, и в литературе и носят название «вечных мотивов».
Одним из общепризнанных гениев мировой литературы, раскрывших глубины человеческой души, является англичанин У. Шекспир, живший в 16 веке. Его пьесы – глубоко философские произведения, затрагивающие важные вопросы бытия. Так, трагедия Шекспира «Гамлет» рисует вечный конфликт, противоборство человека и окружающего мира.
Герою трагедии, молодому принцу Гамлету, открывается страшное: он узнает, что его отца, в борьбе за престол, отравил родной брат. В этом преступлении участвовала и мать Гамлета – королева Гертруда.
Юный герой находится в ужасе и полной растерянности. Он разочаровывается во всем мире и всех людях – чего можно ожидать от них, если самые близкие оказались коварными и циничными предателями?
Таким образом, Гамлет оказывается один на один с несправедливым миром, а вернее, со своими иллюзиями относительно этого мира. Он начинает сомневаться в ценности и целесообразности жизни вообще – если зло так сильно и непреодолимо, есть ли смысл жить?
Но постепенно Гамлет понимает и принимает свою миссию – «вправить» вывихнувшиеся суставы «Времени». Он вступает в борьбу со Злом, желая восстановить справедливость, «ход Времени» и соотношение Света и Тьмы. В результате этого противоборства герой решает для себя многие вопросы, основным из которых является вопрос о сущности смерти. В итоге он приходит к осознанию, что смерть превращает человека в ничто, а жизнь – это вечное противоречие между реальностью и идеалами.
Герой другого классика мировой литературы – И. В. Гете- ученый Фауст – тоже стремился познать сущность жизни и смерти, а также узнать все тайны Вселенной. В чем смысл человеческой жизни? Каково предназначение красоты и что есть красота? Что такое творчество и вдохновение? Что есть любовь? Где кончается добро и начинается зло? Что есть человеческая душа и есть ли какая-то ценность дороже ее?
Все эти вопросы возникают перед Фаустом в процессе его изысканий. Герой на себе испытывает все: опускается на самое дно, общаясь с дьяволом, и поднимается на самые вершины, испытывая любовь к Маргарите. В процессе своего жизненного пути он делает много ошибок, но в итоге приходит к осознанию смысла своей жизни – творческого труда на благо людей.
В другой трагедии Шекспира – «Ромео и Джульетта» – автор решает вопрос о том, что есть любовь, какова ее сила и значение в жизни. На примере своих героев великий англичанин показывает, что это чувство прекрасно во всех его проявлениях.
Любовь способны испытывать все люди, независимо от возраста и социального положения, она имеет разные воплощения и обличья (любовь Кормилицы к Джульетте, родителей к своим детям, любовь мужчины и женщины, любовь друзей, любовь герцога к своему народу, любовь священника к своей пастве, наконец, любовь Бога к людям). Более того, это чувство жизненно необходимо каждому, ибо на нем зиждется весь мир.
Шекспир, в духе традиций Возрождения, говорит о том, что прекрасны все проявления любви, и духовные и телесные. Отрицая какую-то из этих составляющих, люди сознательно обедняют себя.
На примере чувства Ромео и Джульетты мы понимаем, что любовь – мощнейшая сила, способная примирить непримиримых врагов (семейства Монтекки и Капулетти) и преодолеть любые козни, даже саму смерть.
Другой классик мировой литературы – француз Ж. Б. Мольер (18 век) – в своей комедии «Тартюф» глубоко раскрыл еще одну «вечную» тему – тему Лицемерия и ее разрушительной силы.
Писатель показывает, что ложь – неотъемлемая часть человеческой натуры и человеческого общества. Но если существует невинная ложь или ложь во благо (уловки Эльмиры, речи Дорины), то существует и разрушающая ложь, калечащая судьбы, покушающаяся на самое святое. Носителем именно такой лжи и других ее проявлений (лицемерия, ханжества) является в комедии святоша Тартюф.
Этот человек, искусно обманывая и лицемеря, добивается своих, сугубо корыстных, целей – заполучить богатство Оргона, развлечься с его женой Эльмирой и так далее. Для Тартюфа нет ничего святого или неприкосновенного – он готов клеветать, унижать, разрушать все на своем пути, безжалостно и методично. Таким образом, этот герой является воплощением абсолютного Зла. Но персонажи Мольера, в отличие от шекспировского Гамлета, побеждают Тартюфа, а значит, пусть и временно, побеждают само Зло. В этом им помогает, конечно же, Добро, которое трактуется драматургом в духе эпохи Просвещения – в лице государства и просвещенного монарха.
Таким образом, вечные мотивы в мировой литературе помогают освещать важные стороны человеческого бытия, связанные с глубокими философскими проблемами. Человеку всегда важно было понять, кто он, где находится и куда идет. Мировая классика отвечает на эти вопросы, помогаю читателю найти свое место в жизни, понять и усвоить непреходящие ценности, расставить свои приоритеты.
Вечные мотивы в мировой литературе
Каждый народ имеет свои книги, берущие истоки из далекого и древнего фольклора. Национальные литературы отражают специфику жизни – образ мысли людей разных стран, их культуру, быт и традиции. Искусство слова каждого народа оригинально и своеобычно.
Но есть проблемы, которые волнуют всех людей во все времена, независимо от их национальности, условий жизни, социального положения. Каждое поколение вновь и вновь ставит перед собой глубокие философские вопросы: что есть жизнь и смерть, что есть любовь, как устроен мир и человек, в чем смысл жизни, какие ценности стоят превыше всего, что есть Бог. Эти вопросы отражаются, в том числе, и в литературе и носят название “вечных мотивов”.
Одним из общепризнанных гениев мировой литературы, раскрывших глубины человеческой души, является англичанин У. Шекспир, живший в 16 веке. Его пьесы – глубоко философские произведения, затрагивающие важные вопросы бытия. Так, трагедия Шекспира “Гамлет” рисует вечный конфликт, противоборство человека и окружающего мира.
Герою трагедии, молодому принцу Гамлету, открывается страшное: он узнает, что его отца, в борьбе за престол, отравил родной брат. В этом преступлении участвовала и мать Гамлета – королева Гертруда.
Юный герой находится в ужасе и полной растерянности. Он разочаровывается во всем мире и всех людях – чего можно ожидать от них, если самые близкие оказались коварными и циничными предателями?
Таким образом, Гамлет оказывается один на один с несправедливым миром, а вернее, со своими иллюзиями относительно этого мира. Он начинает сомневаться в ценности и целесообразности жизни вообще – если зло так сильно и непреодолимо, есть ли смысл жить?
Но постепенно Гамлет понимает и принимает свою миссию – “вправить” вывихнувшиеся суставы “Времени”. Он вступает в борьбу со Злом, желая восстановить справедливость, “ход Времени” и соотношение Света и Тьмы. В результате этого противоборства герой решает для себя многие вопросы, основным из которых является вопрос о сущности смерти. В итоге он приходит к осознанию, что смерть превращает человека в ничто, а жизнь – это вечное противоречие между реальностью и идеалами.
Герой другого классика мировой литературы – И. В. Гете – ученый Фауст – тоже стремился познать сущность жизни и смерти, а также узнать все тайны Вселенной. В чем смысл человеческой жизни? Каково предназначение красоты и что есть красота? Что такое творчество и вдохновение? Что есть любовь? Где кончается добро и начинается зло? Что есть человеческая душа и есть ли какая-то ценность дороже ее?
Все эти вопросы возникают перед Фаустом в процессе его изысканий. Герой на себе испытывает все: опускается на самое дно, общаясь с дьяволом, и поднимается на самые вершины, испытывая любовь к Маргарите. В процессе своего жизненного пути он делает много ошибок, но в итоге приходит к осознанию смысла своей жизни – творческого труда на благо людей.
В другой трагедии Шекспира – “Ромео и Джульетта” – автор решает вопрос о том, что есть любовь, какова ее сила и значение в жизни. На примере своих героев великий англичанин показывает, что это чувство прекрасно во всех его проявлениях.
Любовь способны испытывать все люди, независимо от возраста и социального положения, она имеет разные воплощения и обличья (любовь Кормилицы к Джульетте, родителей к своим детям, любовь мужчины и женщины, любовь друзей, любовь герцога к своему народу, любовь священника к своей пастве, наконец, любовь Бога к людям). Более того, это чувство жизненно необходимо каждому, ибо на нем зиждется весь мир.
Шекспир, в духе традиций Возрождения, говорит о том, что прекрасны все проявления любви, и духовные и телесные. Отрицая какую-то из этих составляющих, люди сознательно обедняют себя.
На примере чувства Ромео и Джульетты мы понимаем, что любовь – мощнейшая сила, способная примирить непримиримых врагов (семейства Монтекки и Капулетти) и преодолеть любые козни, даже саму смерть.
Другой классик мировой литературы – француз Ж. Б. Мольер (18 век) – в своей комедии “Тартюф” глубоко раскрыл еще одну “вечную” тему – тему Лицемерия и ее разрушительной силы.
Писатель показывает, что ложь – неотъемлемая часть человеческой натуры и человеческого общества. Но если существует невинная ложь или ложь во благо (уловки Эльмиры, речи Дорины), то существует и разрушающая ложь, калечащая судьбы, покушающаяся на самое святое. Носителем именно такой лжи и других ее проявлений (лицемерия, ханжества) является в комедии святоша Тартюф.
Этот человек, искусно обманывая и лицемеря, добивается своих, сугубо корыстных, целей – заполучить богатство Оргона, развлечься с его женой Эльмирой и так далее. Для Тартюфа нет ничего святого или неприкосновенного – он готов клеветать, унижать, разрушать все на своем пути, безжалостно и методично. Таким образом, этот герой является воплощением абсолютного Зла. Но персонажи Мольера, в отличие от шекспировского Гамлета, побеждают Тартюфа, а значит, пусть и временно, побеждают само Зло. В этом им помогает, конечно же, Добро, которое трактуется драматургом в духе эпохи Просвещения – в лице государства и просвещенного монарха.
Таким образом, вечные мотивы в мировой литературе помогают освещать важные стороны человеческого бытия, связанные с глубокими философскими проблемами. Человеку всегда важно было понять, кто он, где находится и куда идет. Мировая классика отвечает на эти вопросы, помогаю читателю найти свое место в жизни, понять и усвоить непреходящие ценности, расставить свои приоритеты.
Вечные образы в мировой литературе
Вечные образы — художественные образы произведений мировой литературы. Первичный образ, оригинал и общечеловеческие символы. Архетип, отражающий “генетические” особенности человеческой психики, а также фольклор и художественная литература разных стран.
Рубрика | Литература |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.05.2015 |
Размер файла | 14,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Вечные образы — это художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени. Также это мифологические, библейские, фольклорные и литературные персонажи, ярко выразившие значимое для всего человечества нравственное и мировоззренческое содержание и получившие многократное воплощение в словесности разных народов и эпох. Каждая эпоха и каждый писатель вкладывают свой собственный смысл в трактовку каждого персонажа, в зависимости от того, что они хотят через этот вечный образ донести до окружающего мира.
Архетип – это первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение (глупый король, злая мачеха, верный слуга).
В отличие от архетипа, отражающего, прежде всего «генетические», изначальные особенности человеческой психики, вечные образы всегда являются продуктом сознательной деятельности, имеют свою «национальность», время возникновения и, следовательно, отражают не только общечеловеческое восприятие мира, но и определённый исторический и культурный опыт, закреплённый в художественном образе. Универсальный характер вечным образам придают «родство и общность проблем, стоящих перед человечеством, единство психофизиологических свойств человека.
Однако представители разных социальных слоев в различное время вкладывали в «вечные образы» свое, зачастую уникальное, содержание, т. е. вечные образы не являются абсолютно стабильными и неизменными. Каждому вечному образу присущ особый центральный мотив, который и придает ему соответствующее культурное значение и без которого он теряет свою значимость.
Нельзя не согласиться с тем, что людям той или иной эпохи образ гораздо интереснее сопоставлять с собою тогда, когда они сами попадают в такие же жизненные ситуации. С другой стороны, если вечный образ теряет значимость для большей части какой-либо социальной группы, это вовсе не означает, что он навсегда исчезает из данной культуры.
Каждый вечный образ может испытывать только внешние изменения, так как связанный с ним центральный мотив является той сутью, которая навсегда закрепляет за ним особое качество, например, за Гамлетом «участь» быть философствующим мстителем, Ромео и Джульеттой – вечную любовь, Прометеем – гуманизм. Другое дело, что отношение к самой сути героя может быть разным в каждой культуре.
Мефистофель – один из «вечных образов » мировой литературы. Он является героем трагедии И. В. Гёте «Фауст».
Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном — духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда — его бунт против бога. Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. Имя “Мефистофель” стало синонимом язвительно-злого насмешника. Отсюда же возникли выражения: «мефистофельские смех, улыбка» — язвительно-злые; «мефистофельское выражение лица» — язвительно-насмешливое.
Мефистофель – это падший ангел, который ведет вечный спор с Богом о добре и зле. Он считает, что человек настолько испорчен, что, поддавшись даже небольшому соблазну, может с легкостью отдать ему свою душу. Также он уверен в том, что человечество не стоит спасения. На протяжении всего произведения, Мефистофель показывает, что в человеке нет ничего возвышенного. Он должен доказать на примере Фауста, что человек есть зло. Очень часто в беседах с Фаустом, Мефистофель ведет себя как настоящий философ, который с огромным интересом следит за человеческой жизнью и ее прогрессом. Но это не единственный его образ. В общении с другими героями произведения, он показывает себя совсем с другой стороны. Он ни за что не отстанет от собеседника и сможет поддержать беседу на любую тему. Сам Мефистофель несколько раз говорит о том, что не обладает абсолютной силой. Главное решение всегда зависит от человека, а он может лишь воспользоваться неправильным выбором. Но он не заставлял людей торговать своей душой, грешить, он оставил право выбора за каждым. Каждый человек имеет возможность выбрать именно то, что ему позволит совесть и достоинство. вечный образ художественный архетип
Мне кажется, что образ Мефистофеля будет актуален во все времена, потому что всегда найдется что-то такое, что будет искушать человечество.
Можно привести еще много примеров вечных образов в литературе. Но общее у них одно: все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления, пытаются решить вечные проблемы, которые мучают людей любого поколения.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Вечные образы в мировой литературе. Донжуаны в литературе, в искусстве разных народов. Похождения сердцееда и дуэлянта. Образ Дон Жуана в испанской литературе. Авторы романов Тирсо де Молина и Торренте Бальестер. Подлинная история Хуана Тенорио.
курсовая работа [94,3 K], добавлен 09.02.2012
Значение термина “художественный образ”, его свойства и разновидности. Примеры художественных образов в произведениях русских писателей. Художественные тропы в стилистике и риторике – элементы речевой изобразительности. Образы-символы, виды иносказания.
реферат [27,7 K], добавлен 07.09.2009
Анна Андреевна Ахматова – величайший поэт “серебряного века”, тема любви в творчестве поэтессы. Анализ любовной лирики 1920-1930 гг.: тонкая грация и скрытый трагизм внутренних переживаний. Художественные особенности поэмы “Реквием”, ее биографичность.
реферат [41,2 K], добавлен 12.11.2014
Значение и особенности устного народного творчества; русский, славянский и латышский фольклор, происхождение его персонажей. Образы нечистой силы: Баба Яга, латышская ведьма, их характеристика. Исследование популярности героев национального фольклора.
реферат [3,6 M], добавлен 10.01.2013
Роль мифа и символа в литературе рубежа XIX–XX веков. Место в творчестве К.Д. Бальмонта текстов фольклорной стилизации, мифологические образы в сборнике “Жар-птица” и поэтическом цикле “Фейные сказки”. Типы художественного мифологизма и сквозные мотивы.
дипломная работа [82,6 K], добавлен 27.10.2011
Интерпретация фольклорных образов хозяев земных богатств в сказках П.П. Бажова. Ряд атрибутивных функций представленных сказочных образов. Функции волшебных предметов. Сюжетные мотивы, фантастические образы, народный колорит произведений Бажова.
курсовая работа [52,7 K], добавлен 04.04.2012
Общая характеристика категорий пространства и времени в лирике И. Бродского (1940-1996), а также анализ его произведений сквозь призму “пространственности”. Пространство, вещь и время как философско-художественные образы, их иерархия в работах Бродского.
реферат [25,1 K], добавлен 28.07.2010
Образ Кавказа в творчестве Пушкина А.С. и Толстого Л.Н. Тема кавказской природы в произведениях и живописи М.Ю. Лермонтова. Особенности изображения быта горцев. Образы Казбича, Азамата, Беллы, Печорина и Максима Максимыча в романе. Особый стиль поэта.
доклад [34,8 K], добавлен 24.04.2014
Мифологические образы, используемые в летописи “Слово о полку Игореве”, их значение и роль в произведении. Языческие и божества и христианские мотивы “Слова…”. Мифологическая трактовка плача Ярославны. Место народной поэзии и фольклора в летописи.
реферат [43,6 K], добавлен 01.07.2009
Изучение творчества О.Э. Мандельштама, которое представляет собой редкий пример единства поэзии и судьбы. Культурно-исторические образы в поэзии О. Мандельштама, литературный анализ стихов из сборника “Камень”. Художественная эстетика в творчестве поэта.
курсовая работа [64,2 K], добавлен 21.11.2010
Вечные мотивы в мировой литературе.: сочинение
История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали последующие поколения.
Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно переоценить, потому что в них созданы образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые вдохновляют на творческие поиски художников разных времен. Такие образы имеют название «вечных», потому что они носители черт, всегда присущи человеку.
В нищете и одиночестве доживал свой век Мигель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известен как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько веков, а его герои не только не будут забыты, но станут «самыми популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня даже трудно перечислить, сколько произведений искусства создано под влиянием образов Дон Кихота и Санчо Пансы: к ним обращались Гойя и Пикассо, Массне и Минкус.
Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. И замысел писателя ширилось, и на страницах книги оживала современная ему Испания, менялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа одновременно исторически-конкретный (он отражает современную писателю Испанию) и универсальный (ибо существует в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновение идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью – не идеальной, «земной».
Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно сочетает гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм, бескорисливість, с одной стороны, и наивность, чудачество, приверженность грез и иллюзий – с другой. Внутреннее благородство Дон Кихота сочетается с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только Прекрасную благородную даму).
Второй важный вечный образ романа – остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности.
Совсем другой вечный образ предстает перед нами в трагедии Шекспира «Гамлет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло. Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебания – следствие глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета – это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям. Неслучайно этот образ приобрел особое звучание в XX веке – эпохе социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечный «гамлетовский вопрос».
Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта – все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления. И каждый читатель учится на этих образах понимать не только прошлое, но и современное.
Евангельские мотивы в русской литературе XX века 2 (сочинение)
Евангельские мотивы в русской литературе XX века
Социальные потрясения, вызванные революцией 1917 года, привели к разрушению веками устоявшихся нравственных норм в российском обществе. Революция – это тот рубеж, который заставил людей перечеркнуть свое прошлое. Она почти уничтожила само понятие жизни духа, отделила Церковь от государства и признала религию антизаконным, общественно опасным явлением. Человек не находит источника морали и нравственности, по которому он смог бы строить свою жизнь. Образовавшийся вакуум в мировоззрении людей старательно заполнялся новой коммунистической идеологией. Идея «светлого будущего» была поставлена выше человеческих отношений: семейных уз, любви, дружбы.
Русская литература пытается вернуть интерес своего читателя к вечным нравственным принципам Библии, она в это время проникнута евангельскими мотивами. М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» говорит о том, что человек сам волен выбирать, по каким нравственным законам он будет жить.
В произведении две сюжетные линии. Одна развивается в современном мире, другая – в далеком прошлом. В последней Булгаков, заимствуя евангельский сюжет, по-другому расставляет акценты и излагает собственную версию пришествия Христа. Все произведение Булгаков строит вокруг этой фигуры Спасителя. Уже в первой главе Берлиоз в разговоре с Иваном Бездомным отрицает существование Христа как реально жившего человека, утверждая, что он – выдумка и миф. Именно в этот момент появляется Сатана, принимающий облик профессора Воланда. Этот образ соединяет два сюжетных плана в романе: исторический и современный. Образ Воланда воспринимается неоднозначно. Фигура Сатаны вызывает ассоциации с адом, страшными мучениями, грехопадением и искушениями. Сам Булгаков в эпиграфе к роману дает противоречивую оценку этому образу: автор играет со словами, с устоявшимися взглядами читателя. Воланд – «…часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Из уст профессора читатель вместе с Бездомным и Берлиозом узнает все подробности разговора между Иешуа и Пилатом. Акценты расставлены так, что Сатана является лишь посторонним наблюдателем, а вина за распятие Сына Божиего ложится на людей, не принявших Божьих заповедей. Автор уже с первых страниц романа показывает безнравственность людей, живущих не по евангельским законам.
Булгаков не пытается дать вторую версию распятия Христа, он даже меняет имя Иисуса на Иешуа, а название города Иерусалим заменяет на Ершалаим. Этим, по моему мнению, автор хочет показать, что он не поднимает руку на Евангелие, но и не создает пародию.
Образ Иешуа в романе лишен божественного библейского ореола, но булгаковский Га-Ноцри ближе и понятнее, его воспринимаешь как реально существовавшего человека. Булгаков наполнил образ Иешуа любовью к ближнему и смирением.
В романе присутствуют еще несколько отступлений в прошлое. В одном из них автор вступает в противоречие с библейским трактованием дальнейшей судьбы Иуды: булгаковский Иуда – это нераскаявшийся человек, погибающий таинственной насильственной смертью по приказу Пилата, а не от собственной руки.
Современный план романа насыщен персонажами и богат событиями. Здесь Булгаков уделяет равное внимание нравственной и социальной проблематике. На примере Берлиоза автор показывает, как образование без жизни духа может привести к законченному атеизму. «Каждому по вере воздастся». Берлиоз после смерти уходит в небытие.
Тема творческого предназначения писателя в романе тесно связана с религиозной тематикой. Образы Мастера и Бездомного связаны не только композиционно, но и тематически. Они оба писали о Христе, но Бездомный создавал конъюнктурное произведение, а Мастер действовал лишь в согласии со своим сердцем и разумом. Иван Бездомный – человек, затянутый в круговорот атеистической идеологией, через страдания приходящий к пониманию и осмыслению жизни, к божественным принципам бытия.
Булгаков показывает низменность людей, живущих лишь материальными интересами. Во время представления в театре Воланд говорит: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»
Булгаков делает Воланда предельно объективным, когда он доказывает неизбежность существования зла: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» Новое – это хорошо забытое старое. Эта мысль является основой построения человеческого бытия. «Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются». Не надо выдумывать новых ценностей, просто нужно открыть Евангелие и пропросмотреть Божьи заповеди.
Евангельские мотивы в русской литературе всегда были одной из наиболее интересных и неоднозначных тем.
Тема добра и зла, Иисуса Христа и дьявола так или иначе прослеживалась в творчестве А. Погорельского, Н. Полевого, В. Одоевского. А через такие произведения, как «Гробовщик» и «Пиковая дама» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Петербургские повести», «Портрет» Гоголя, «Двойник» Достоевского, оказала и оказывает воздействие на многих русских писателей
В двадцатые-тридцатые годы XX столетия шла бурная переоценка ценностей, рождались новые идеалы. На творчество русских писателей оказывают влияние кризис мировоззрения, ломка устоявшихся традиций и в то же время романтические настроения общества. Острые противоречия жизни, растерянность и отчаяние, потеря веры в близкие социальные перемены толкали писателей на поиски смысла жизни, путей духовного возрождения людей. Их притягивал мир человеческой личности, постижение собственного «я».
Великолепный мастер слова, автор имеющих огромный успех на сцене пьес, создатель бессмертных романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», Булгаков изображал свое время, как время апокалипсическое, как «время мировых катастроф». Творчество Булгакова делает сегодняшний день для читателя пародией на тот единственный мир, который включает в себя добро и зло, прошлое и будущее. Обращение Булгакова к Евангелию обусловлено потребностью писателя, вытекающей из всей его жизни, его мировоззрения.
Михаил Афанасьевич родился в семье преподавателя Духовной академии, дед его был нищим священником кладбищенской церкви. А родное гнездо имело всегда для Булгакова, по его словам, «значение первостепенно важное».
Булгаков много думал и писал о нелепости и значимости судьбы. Судьба порой являлась ему в виде страшного беспощадного существа, играющего беспомощными человечками.
Роман «Мастер и Маргарита» был задуман в 1928 году, и писался он вплоть до самой смерти писателя (в 1940 году). Жанр определен самим автором как «фантастический роман».
Его история о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри – это роман в романе, это история «пятого прокуратора Иудеи» и бродячего философа. В каждой главе, на каждой странице романа видим мы противопоставления добра и зла, истины правдивой и истины ложной, трусости и смелости. Происходят различные столкновения. В чем суть этих столкновений? Из-за чего они происходят? Кто побеждает в происходящих спорах? Попробуем ответить на все эти вопросы, опираясь на роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Перед нами Понтии Пилат – пятый прокуратор Иудеи. Человек несомненно жестокий, он, однако, по мнению немецкого историка Адольфа Мюллера, и личность возвышенная, необычная. Стоящий перед ним обвиняемый, бедный бродячий философ Га-Ноцри, почему-то кажется ему героем.
Иешуа проповедует истину добрых людей. «Злых людей нет, – говорит он. – А есть несчастные». Таков Понтии Пилат. Спор об истине заканчивается тем, что каждый остается при своем мнении. Этот конфликт как бы потухает с жизнью Иешуа. Однако он разгорается с новой силой, когда до прокуратора доходят слова, сказанные Га-Ноцри перед смертью. «Единственное, что он сказал, – это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Как прав был этот бродячий философ и великолепный психолог! Даже казненный, Иешуа продолжает спор с прокуратором. Он вновь доказывает Пилату, что его истина настоящая.
Игемон хотел спасти Га-Ноцри. Язычник-прокуратор даже склонен спросмотреть арестованного полубогом, и единственное, что заставляет его дать согласие на казнь подсудимого, – это страх перед доносом кесарю. Понтии Пилат совершил «судебное убийство» невиновного, хотя и при смягчающих обстоятельствах. На страницах романа прослеживается сочувственное отношение Булгакова к прокуратору. И он прощает его в конце романа.
И не могло быть по-другому. Сохранилась мысль Булгакова, которая сопровождала его всю жизнь: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, пессимистичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое сосредоточение человеческого в этом человеке».
Понтии Пилат – несчастный человек. Он обрек на смерть невиновного. Слова, сказанные Иешуа перед смертью, обрекают прокуратора на вечные душевные муки. На Ершалаим спускается ночь, а сон не идет к Пилату. После нескольких часов мучений он засыпает. Его сон прекрасен. Прокуратору снится светящаяся дорога, ведущая прямо к луне, по которой идет он с бродячим философом. «Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны!» Прокуратор улыбается во сне. Однако мысль о казни не дает ему покоя. И трусость – «это самый страшный порок».
«- Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
– Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат».
Перед нами уже не тот грозный и великий «пятый прокуратор Иудеи», а несчастный, измученный человек. Все его могущество оказалось мнимым, так же как и его истина оказалась ложной. И все же Понтий Пилат обретает покой. Он прощен за те муки, которые он испытал, за те страдания, которые он перенес.
Другой сюжет Евангелия лег в основу рассказа Л. Н. Андреева «Иуда Искариот,. Автор простым и доступным языком рассказывает об Иисусе и его учениках, их путешествиях и встречах, о предательстве Иуды.
«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы послать их на проповедь. Поставил… и Иуду Искариота, который и предал Его», – написано в Евангелии от Марка.
В своих рассказах «Елизар», «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных» Андреев поднимает животрепещущие общественные вопросы.
Многогранные романы Булгакова, простые и понятные рассказы Андреева, поразительные произведения Шмелева – все они связаны одной темой – темой Евангелия. Их осеняет, как сказал преподобный Сергий из рассказа И. С. Шмелева «Куликово поле», «крест Христов – знамение Спасения, светлое благовестив, милость Господня».
«Если народ теряет веру в Бога, то его постигает бедствие и несчастья, и если не кается, то гибнет и исчезает с земли», – сказано в Библии.
Понятие «Вечный образ» в литературе и искусстве
Согласно современной иллюстрированной энциклопедии «Литература и язык»:
«Вечные образы» – это мифологические, библейские, фольклорные и литературные персонажи, ярко выразившие значимое для всего человечества нравственное и мировоззренческое содержание и получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох (Прометей, Одиссей, Каин, Фауст, Мефистофель, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот и др.). Каждая эпоха и каждый писатель вкладывают в трактовку того или иного вечного образа свой смысл, который обусловлен их многокрасочностью и многозначностью, богатством заложенных в них возможностей (напр., Каин толковался и как завистник-братоубийца, и как смелый богоборец; Фауст – как маг и чудодей, как любитель наслаждений, как учёный, одержимый страстью к познанию, и как искатель смысла человеческой жизни; Дон Кихот – как фигура комическая и трагическая и т.п.). Нередко в литературе создаются персонажи-вариации вечных образов, которым придаются иные нац. черты, или они помещаются в иное время (как правило, более близкое автору нового произведения) и/или в необычную ситуацию («Гамлет Щигровского уезда» И.С. Тургенева, « Антигона» Ж. Ануя), иногда – иронически снижаются или пародируются (сатирическая повесть Н. Елина и В. Кашаева «Ошибка Мефистофеля», 1981). Близки к вечным образам и персонажи, чьи имена стали нарицательными в мировой и нац. литературе: Тартюф и Журден («Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера), Кармен (одноимённая новелла П. Мериме), Молчалин («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Хлестаков, Плюшкин («Ревизор» и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя) и др.
В отличие от архетипа, отражающего прежде всего «генетические», изначальные особенности человеческой психики, вечные образы всегда являются продуктом сознательной деятельности, имеют свою «национальность», время возникновения и, следовательно, отражают не только специфику общечеловеческого восприятия мира, но и определённый исторический и культурный опыт, закреплённый в художественном образе[2].
Справочник литературных терминов дает следующее определение:
«Вечные образы» – художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.
Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; в Антее воплощена неистощимая сила, которую даёт человеку неразрывная связь с его родной землёй, с его народом; в Фаусте – неукротимое стремление человека к познанию мира. Это определяет значение образов Прометея, Антея и Фауста и обращение к ним передовых представителей общественной мысли. Образ Прометея, например, чрезвычайно высоко ценил К. Маркс.
Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI – XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI – начало XVII в.), – нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека. Тартюф, Хлестаков, Плюшкин, Дон-Жуан и подобные им образы живут долгие годы в сознании ряда человеческих поколений, так как в них обобщены типичные недостатки человека прошлого, устойчивые черты человеческого характера, воспитанные феодальным и капиталистическим обществом.
«Вечные образы» создаются в определённой исторической обстановке и только в связи с ней могут быть полностью поняты. Они являются «вечными», т. е. применимыми в другие эпохи, в той мере, в какой являются устойчивыми обобщённые в этих образах черты человеческого характера. В работах классиков марксизма-ленинизма часто встречаются обращения к таким образам для применения их в новой исторической обстановке (например, образы Прометея, Дон-Кихота и др.).[1]
В контексте данной курсовой работы определение «вечных образов» из справочника литературных терминов гораздо ближе по смыслу, чем аналогичное определение современной иллюстрированной энциклопедии, его я и возьму за основу.
Итак, «вечные образы» – это художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений.
Если бы могли встретиться люди разных веков и заговорить о литературе или просто о жизни, то имена Гамлета, Фауста, Дон Жуана объединили бы собеседников. Эти герои будто выходят из произведений и живут своей самостоятельной жизнью их портреты пытаются создать художники и скульпторы, композиторы, драматурги, поэты посвящают им свои произведения. Есть в мире немало и памятников героям, сошедшим со страниц книг.
Трагический Гамлет, распутный Дон Жуан, загадочный Фауст, мечтательный Дон Кихот – именно эти образы я исследовала в своей работе.
Вечные мотивы в мировой литературе.: сочинение Ссылка на основную публикацию