Смысл названия романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
просмотреть сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Роман «Обыкновенная история» был написан в 1847 году и еще в рукописном варианте показан Белинскому, заслужив его горячее одобрение. Затем этот роман принес молодому писателю И.А. Гончарову широкую известность. Почему же сейчас, спустя столько лет, мы обращаем внимание на это произведение? Почему оно названо «Обыкновенная история», а не более конкретно? Ведь в этом романе рассматривается, в первую очередь, противостояние двух поколений, как в «Отцах и детях» Тургенева, например.
Дело в том, что вариант Гончарова о разногласиях между отцами и детьми был создан писателем в тридцатипятилетнем возрасте. Поколение Гончарова только что само прошло через описанную в романе «обыкновенную историю». Так что писатель лично мог увидеть целый ряд весьма поучительных человеческих метаморфоз, давших ему богатый запас жизненных впечатлений.
Поколение Гончарова в юности отличалось своей романтической экзальтированностью. Тот же А.И. Герцен, однокашник Гончарова по университету, вспоминал в «Былом и думах», как они с Огаревым давали друг другу клятвы, вместе рыдали над судьбами человечества. Но позже именно из пылких юных романтиков 1830-ых годов получилось немало холодных карьеристов и цепких практических дельцов. Мне кажется, что психологически это нисколько не удивительно.
Все это и отразил Гончаров в своем романе. Однако, что более важно, изображенное в романе не привязано лишь к какому-то определенному времени и поколению. Гончаров сумел придать ему универсальный характер, поэтому «Обыкновенная история» сохраняет свою художественную и эстетическую значимость для читателя начала 21 века. И именно эту универсальность писатель подчеркнул в названии своего произведения – «обыкновенная» история. То есть, с одной стороны, обычная, ничем не выделяющаяся, а с другой – та, которая может произойти с любым человеком, типичная, не вызывающая удивления.
Эта «обыкновенность» подчеркивается постоянно, на протяжении всего романа. Юноша Александр Адуев покидает родную деревню и приезжает в Петербург, где является к своему дяде Петру Иванычу, давно здесь живущему и делающему успешную карьеру. Младший Адуев – романтик по натуре. Он сочиняет стихи и прозу, и, в общем-то, его творчество довольно талантливо. Но Петр Адуев постоянно критикует племянника и направляет на «путь истинный». Ведь он сам прошел когда-то через обыкновенную историю. Потому племянник ему предельно ясен: Александру суждено вырасти не в крупного поэта, но в энергичного, делающего успешную карьеру чиновника – «каков есть сам Петр Иваныч».
Александр же инстинктивно сопротивляется попыткам дяди заставить его честно посмотреть на самого себя. Не однозначна позиция и самого дяди: на протяжении романа он не раз пытается буквально «гнать» племянника из Петербурга назад, домой. И дело тут явно не в том, что ему просто не хочется видеться с Александром. Нет! Можно почувствовать, что в глубине души, не умом, а сердцем, дядя не так уж и хочет, чтобы племянник повторил его собственную судьбу, собственную эволюцию. А умом Адуев-старший как раз положительно относится к такому будущему племянника, хотя и не очень верит, что тот выдержит. Петр Иваныч чисто инстинктивно не прочь уберечь Александра как личность от «обыкновенной истории». Иными словами, на самом дне сознания дяди притаилась горечь, ощущение которой он умело гасит в себе и отлично прячет за внешней самоуверенностью человека, всего достигшего, прочно стоящего на ногах.
Да, Петр Иванович многого достиг, но многое и утратил… Утратил человеческую природу и растерял ту систему ценностей, которая пропитывает натуру человека, те моральные и нравственные принципы, которые выглядят в столице столь наивно.
Адуев-младший полностью повторил судьбу своего дяди. В конце романа он вдобавок удачно и не без расчета женился на богатой невесте. Тем самым он лишний раз доказал, что его история – обыкновенная и типичная.
В эпилоге романа довольно неожиданно Гончаров попробовал нарисовать особую скорбную женскую «обыкновенную историю» на примере Лизаветы Александровны. Здесь писатель отразил ту систему отношений в семье, которая сформировалась на основе православия и многие века обеспечивала стабильность и нравственное здоровье. Ведь, несмотря на то, что Лизавета Александровна находится под влиянием своего мужа, даже под его гнетом, она говорит о себе: «Если бы он не был так умен, я была бы спасена…»
Итак, мы видим, что в названии романа «Обыкновенная история» заложен глубокий смысл. «Обыкновенность » же заключается даже не в сюжетном построении, а в идейном содержании. Люди, попадая в другую социальную среду, претерпевают эволюцию как в характере, так и в нравственных принципах. Эту закономерность и хотел показать Гончаров. Потому он назвал свое произведение «Обыкновенная история».
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обыкновенная история / Смысл названия романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
Смотрите также по произведению “Обыкновенная история”:
Cочинение «Смысл названия романа И. Гончарова»
И. А. Гончаров (помимо того, что он великолепный писатель) — мудрый человек и тонкий психолог. Название его первого романа звучит как некий диагноз. Сложно сказать, диагноз ли это “болезни” определенной исторической эпохи или данная “болезнь” характерна для всех времен.
Главному герою романа, Александру Адуеву, “жизнь от пелен улыбалась; мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо; нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя; профессоры твердили, что он пойдет далеко. О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху. ”. В провинции, где он родился, жизнь была спокойна и патриархальна. На становление молодого человека решающее влияние оказала романтическая литература, воспевающая идеализированную дружбу и любовь и устремляющая человека к славе.
Последнее требовало переезда в столицу, и Александр едет в Петербург, к дяде, Петру Ивановичу Адуеву, статскому советнику, умело делающему карьеру. Приезд племянника был для дяди неприятным сюрпризом: здесь ждало молодого человека первое разочарование. Дядя устраивает родственника на скромную должность переписчика бумаг, а все проекты Адуева пошли на оклейку стены. Юный провинциал считал, что у него талант поэта и он может прославиться на этом поприще. Но дядя, прочитав его стихи, посоветовал поступить с ними так же, как и с проектами. И это разочарование перенес Адуев. Он отказывается от своих горячих замыслов чрезвычайно легко, без борьбы. Значит, это были не настоящие, а надуманные идеалы, просто забава молодого, богатого и односторонне образованного мальчика. В чем-то, в своей горячности, Александр Адуев напоминает Чацкого. Но последний — боец, а первый — нет. Однако у юноши есть знание иностранного языка. И опять разочарование. Для перевода вместо пьесы дядя приносит ему статью о картофеле.
Итак, мечты о славе развеялись. Но осталась любовь! Он влюбляется в Наденьку. “Каким светлым умом блестят ее суждения! что за огонь в чувствах! как глубоко понимает она жизнь!” Любовь поглощает все внимание, заброшены служба, журнальные труды. “Его уже обошли местом: он едва приметил это”. И вдруг — новая катастрофа. Мечтам о женитьбе на Наденьке не суждено сбыться: она предпочла графа Новинского. Отчаянию нет предела, невозможно понять такое предательство. К счастью, дядя убеждает его отказаться от мысли вызвать соперника на дуэль, поясняя, чтобы впредь с любовью был поосторожнее.
И вот постепенно совершается, к сожалению, та “обыкновенная история”, когда под влиянием первых же трудностей, несоответствия жизни и мечтаний из романтика рождается трезвый, расчетливый и эгоистичный человек, который теперь больше верит в богатство, должность и умение вести себя в обществе, который стыдится своих бывших идеалов. И первым таким шагом для Александра было согласие “поволочиться” за вдовой Тафаевой, поскольку это выгодно для дядиных дел.
Неожиданно Александр влюбляется вновь. Однако на этот раз изменяет любимой сам. То, что он оказался способен на низость, поражает его. Но история потому и называется обыкновенной, что раз от разу герой совершает все более эгоистичные поступки и все менее способен стыдиться их.
В конце концов, совершив несколько низких поступков, Адуев-младший уезжает в деревню. Но мечты о славе еще живы. И после смерти матери он вновь в столице. Прошло несколько лет. История подходит к концу. “Как он переменился! Как пополнел, оплешивел, как стал румян! С каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее!” Александр — коллежский советник, собирается жениться на девушке из приличной семьи и с хорошим приданым. О любви, конечно, нет и речи. Племянник отлично усвоил уроки дяди. Теперь, когда он занимает высокий чин, ни о каких полезных проектах и не мечтает, сердце свое ничем не беспокоит.
История эта тем и обыкновенна, что актуальна и во времена Гончарова, и после — по сегодняшний день. И это страшно: лучшие, пусть наивные, но искренние чувства гибнут в столкновении с жесткими реалиями бытия, если человек недостаточно силен, чтобы пережить первые разочарования.
Смысл названия романа И. Гончарова “Обыкновенная история”
И. А. Гончаров – мудрый человек и тонкий психолог. Название его первого романа звучит как некий диагноз. Сложно сказать, диагноз ли это “болезни” определенной исторической эпохи или данная “болезнь” характерна для всех времен.
Главному герою романа, Александру Адуеву, “жизнь от пелен улыбалась; мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо; нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя; профессоры твердили, что он пойдет далеко… О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху…”.
На становление молодого человека решающее влияние оказала романтическая литература, воспевающая идеализированную дружбу и любовь и устремляющая человека к славе.
Последнее требовало переезда в столицу, и Александр едет в Петербург, к дяде, Петру Ивановичу Адуеву, статскому советнику, умело делающему карьеру. Приезд племянника был для дяди неприятным сюрпризом: здесь ждало молодого человека первое разочарование. Дядя устраивает родственника на скромную должность переписчика бумаг, а все проекты Адуева пошли на оклейку стены.
В чем-то, в своей горячности, Александр Адуев напоминает Чацкого. Но последний – боец, а первый – нет. Однако у юноши есть знание иностранного языка. И опять разочарование.
Для перевода вместо пьесы дядя приносит ему статью о картофеле.
Итак, мечты о славе развеялись. Но осталась любовь! Он влюбляется в Наденьку. “Каким светлым умом блестят ее суждения! что за огонь в чувствах! как глубоко понимает она жизнь!” Любовь поглощает все внимание, заброшены служба, журнальные труды. “Его уже обошли местом: он едва приметил это”.
И вдруг – новая катастрофа. Мечтам о женитьбе на Наденьке не суждено сбыться: она предпочла графа Новинского. Отчаянию нет предела, невозможно понять такое предательство.
К счастью, дядя убеждает его отказаться от мысли вызвать соперника на дуэль, поясняя, чтобы впредь с любовью был поосторожнее.
И вот постепенно совершается, к сожалению, та “обыкновенная история”, когда под влиянием первых же трудностей, несоответствия жизни и мечтаний из романтика рождается трезвый, расчетливый и эгоистичный человек, который теперь больше верит в богатство, должность и умение вести себя в обществе, который стыдится своих бывших идеалов. И первым таким шагом для Александра было согласие “поволочиться” за вдовой Тафаевой, поскольку это выгодно для дядиных дел.
Неожиданно Александр влюбляется вновь. Однако на этот раз изменяет любимой сам. То, что он оказался способен на низость, поражает его.
Но история потому и называется обыкновенной, что раз от разу герой совершает все более эгоистичные поступки и все менее способен стыдиться их.
В конце концов, совершив несколько низких поступков, Адуев-младший уезжает в деревню. Но мечты о славе еще живы. И после смерти матери он вновь в столице. Прошло несколько лет. История подходит к концу. “Как он переменился!
Как пополнел, оплешивел, как стал румян! С каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее!” Александр – коллежский советник, собирается жениться на девушке из приличной семьи и с хорошим приданым. О любви, конечно, нет и речи. Племянник отлично усвоил уроки дяди.
Теперь, когда он занимает высокий чин, ни о каких полезных проектах и не мечтает, сердце свое ничем не беспокоит.
История эта тем и обыкновенна, что актуальна и во времена Гончарова, и после – по сегодняшний день. И это страшно: лучшие, пусть наивные, но искренние чувства гибнут в столкновении с жесткими реалиями бытия, если человек недостаточно силен, чтобы пережить первые разочарования.
Похожие сочинения:
Главный герой романа И. Гончарова “Обыкновенная история” Произведения Ивана Александровича Гончарова отличают ясность и неторопливость повествования, мягкая, едва уловимая ирония автора и его интерес к повседневной бытовой жизни помещиков, которая показана вне социально-политических конфликтов, – писатель исследует.
Главные герои романа И. Гончарова “Обыкновенная история” Действие романа Гончарова “Обыкновенная история” происходит в конце первой половины XIX века, во время правления Николая I, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический.
Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова “Обыкновенная история” В романе Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” показано своеобразное противостояние двух героев стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие.
“Обыкновенная история” И. А. Гончарова Произведения Ивана Александровича Гончарова отличают сность и неторопливость повествования, мягкая, едва уловимая ирония автора и его интерес к повседневной бытовой жизни помещиков, которая показана вне социально-политических конфликтов; писатель исследует нравственно-бытовые.
Почему роман И. А. Гончарова назван “Обыкновенная история” Несносно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осенью.
Россия в романе И. А. Гончарова “Обыкновенная история” И. А. Гончаров – писатель, который как никто другой понял и принял изменения, произошедшие с Россией, когда в ее размеренный патриархальный уклад стали просачиваться западные веяния. Он очень много путешествовал.
О романе Гончарова “Обыкновенная история” Первый роман И. А. Гончарова “Обыкновенная история” был напечатан на страницах журнала “Современник” в мартовских и апрельских номерах за 1847 год. В центре романа столкновение двух характеров, двух философий жизни.
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА “ОТЦЫ И ДЕТИ”;. ПОЛЕМИКА ВОКРУГ РОМАНА Связь романа с эпохой – недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию для возможности иметь средства к существованию и приносить реальную.
Смысл названия романа “Обломов” И. А. Гончарова По первоначальному замыслу этот роман должен был называться “Обломовщина” и содержать беспощадную характеристику русского патриархального барина. В соответствии с этим замыслом был написан “Сон Обломова”. Во многом этот фрагмент определил.
Две философии жизни в романе И. А. Гончарова “Обыкновенная история” Роман И. А. Гончарова “Обыкновенная история” начинается с того, что герой покидает родной дом и отправляется на поиски счастья. Александр не может вразумительно ответить на вопрос дяди, зачем он приехал.
Организация времени в романе Гончарова “Обыкновенная история”: как время изменяет героев произведения? Герои романа Гончарова “Обыкновенная история” живут в конце первой половины девятнадцатого века, во время правления Николая 1. Начало царствования Николая 1, время страшной реакции после восстания декабристов. Действия, описанные в.
Старая и новая Россия в романе И. А. Гончарова “Обыкновенная история” И. А. Гончаров, на мой взгляд, является писателем, который быстрее других понял изменения русской жизни, связанные с проникновением в старый патриархальный уклад западных буржуазных веяний. Писатель много путешествовал, а потому.
Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова “Обыкновенная история” Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе “Обыкновенная история” противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином , сезоны – полевыми работами, благосостояние.
“Обыкновенная история” Гончарова в кратком содержании Это летнее утро в деревне Грачи начиналось необычно: с рассветом все обитатели дома небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой были уже на ногах. Лишь виновник этой суеты, сын Адуевой, Александр, спал.
Поиски положительных начал русской жизни в романе И. А. Гончарова “Обыкновенная история” Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Н. В. Гоголь И. А. Гончаров для меня – один из самых загадочных русских писателей-классиков. В самом деле, будучи благонамеренным.
Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина “История одного города” “История одного города” для автора всегда была книгой о современности, и Салтыков-Щедрин не стремился создать произведение для потомков. “История одного города” – вершина творчества Щедрина, о чем говорит и то.
Обыкновенная история Александра Адуева …поэта Обыкновенный ждал удел. А. С. Пушкин В. Г. Белинский в статье “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, подчеркивая жизненную верность первого романа И. А. Гончарова, писал, что это произведение.
Смысл названия романа “Тихий дон” М. А. Шолохова Первоначально М. А. Шолохов свой роман назвал “Донщина”. Вскоре он отказался от этого названия. Название “Тихий Дон” символично и одновременно многозначно. Вся жизнь казачества связана с историей Дона. Но Дон.
Смысл названия романа “Ой ты, нала батюшка, тихий Дон!” – так в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за.
Смысл названия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Мнения и суждения Тургенева… дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей. Д. И. Писарев Иван Сергеевич Тургенев – один из замечательнейших писателей XIX.
Смысл названия романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение” написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: “Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и.
Смысл названия романа “Преступление и наказание” Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек – это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” – это роман.
ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ И. А. ГОНЧАРОВ ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ Саша Адуев, герой романа, живет в деревне по-обломовски беспечно. Мать с массой поцелуев и наставлений отправляет его в Петербург к дяде – Петру Ивановичу Адуеву.
Смысл названия романа М. Шолохова “Тихий Дон” Шолохов первоначально назвал роман-эпопею “Донщина”, однако с расширением замысла изменил и название своей главной книги: “Тихий Дон”. Так уж сложилось исторически, что казаки всегда были независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились.
Гуманистический смысл названия романа А. Н. Толстого “Война и мир” А. Н. Толстой великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением в течение его творчества стал роман “Война и мир”, который несет в себе философский характер, так как.
Смысл названия романа “Отцы и дети” Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Я нарочно взял его лучших представителей, чтобы тем вернее доказать мою мысль. И. С. Тургенев Настоящий конфликт начинается тогда, когда обе.
Смысл названия романа “Война и мир” На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона.
Смысл названия романа “Герой нашего времени” Смысл названия романа “Герой нашего времени” исходил из стремления М. Ю. Лермонтова показать типичного представителя своего сословия, олицетворяющего молодую Россию начала девятнадцатого века. Сам писатель неоднократно признавался своим друзьям и.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” “Я старался писать историю народа”, – говорил Лев Николаевич Толстой о замысле романа “Война и мир”. И действительно, его величайшее по.
Смысл названия романа “Война и мир” Л. Н. Толстого Заглавие “Война и мир” удивительно образно и широко передает смысл произведения. Оно включает несколько основных значений. Прежде всего, война, представленная в произведении эпохой наполеоновских войн 1805-1807 и 1812 годов, –.
Анализ романа «Обыкновенная история» (И. А. Гончаров)
Середина и конец девятнадцатого века стали периодом рассвета русской прозы. Именно тогда творили величайшие русские писатели, чьи произведения обогатили не только отечественную, но и всю мировую литературу.
Одним из таких колоссов был Иван Гончаров. И хоть его творческое наследие гораздо скромнее наследия Толстого, Достоевского или Чехова, этого писателя ни в коем случае нельзя недооценивать. Одним из самых известных произведений Гончарова, прославивших его на всю Россию, стал роман «Обыкновенная история», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.
История создания
История написания романа «Обыкновенная история» вмещает в себя интересные факты:
- «Обыкновенная история» стала первой книгой в так называемой трилогии «Три О», в которую вошли «Обломов» и «Обрыв». Она также стала литературным дебютом писателя и предвестницей новой школы в отечественной литературе. Именно после успеха произведения Гончарова Белинский предрек возникновение «натуральной школы», звездой которой стал Н.В. Гоголь.
- Работа над романом началась в 1844 году и заняла сравнительно мало времени по меркам самого Гончарова, всего два года. Однако даже так писатель проявил невероятную скрупулёзность, постоянно редактируя роман даже накануне издания (он был опубликован в «Современнике»).
- Изначально автор передал произведение знаменитому поэту Н.М. Языкову. Но тот, прочитав пару страниц, не был впечатлен произведением и забросил его на долгое время, так и не передав в печать. Потом он отдал ее поэту и редактору Н.А. Некрасову, а тот уже понял, что перед ним совершенно новаторская, редкая по красоте вещь. Столь же восторженно роман «Обыкновенная история» встретил В.Г. Белинский.
Направление и жанр
«Обыкновенная история» являет собой яркий пример реалистического направления в литературе. Автор стремится достоверно отобразить окружающую действительность в своём произведении. Персонажи и диалоги прописаны максимально реалистично, а атмосфера дополняется многочисленными деталями. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. Так знаменитый критик Белинский описал свое отношение к героям «Обыкновенной истории»:
«Нет, не переведутся никогда такие характеры…С течением времени они будут изменяться, но сущность их всегда будет та же самая…»
Жанровую принадлежность «Обыкновенной истории» можно определить, как роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, в сюжете задействовано большое количество персонажей, а объем романа более, чем солидный.
Смысл названия
В своих произведениях Гончаров стремился отобразить тенденции, которые господствовали в русском обществе на момент создания романа. Название романа «Обыкновенная история» подчёркивает повсеместность и типичность описанных событий, чтобы подчеркнуть их опасность и значимость.
Кроме того, автор взывает к памяти читателя: разве он не помнит, каким был в юности, какие мечты утратил с течением времени? История Александра — это вечная история о том, как романтичная молодость уступает место практической зрелости, где нужно не только писать стихи возлюбленной, но и обеспечивать ее.
Суть: о чём роман?
Молодой дворянин – Александр Адуев, почти всю жизнь проживший в провинции, отправляется в Петербург к своему дяде Петру Адуеву, чтобы поступить на государственную службу. Так герой говорит родственникам, но на самом деле он хочет пробиться в литературную среду и стать великим поэтом. Между молодым романтиком Александром и старым циником Петром сразу же возникают разногласия, ведь дядя не планирует содержать племянника, пока он витает в облаках.
Столичная жизнь сильно разочаровывает Александра. Он испытывает отвращение к своей работе, переживает неудачу в писательской карьере, и даже на любовном фронте Адуев-младший терпит поражение.
Александр покидает Петербург и возвращается домой. Однако, проведя в своём имении совсем немного времени, он понимает, что провинциальная жизнь уже совсем не привлекает его, а потому Адуев решает вернуться в столицу.
Спустя много лет перед нами предстаёт новый Александр Адуев – циничный карьерист, которого не волнует ничего, кроме денег и повышения. Старый Адуев восхищается своим племянником, который поднялся выше, чем сам Пётр мог мечтать. Однако теперь старик понял, что упустил в своей жизни в погоне за деньгами. Его жена при смерти, и теперь им остались жалкие крохи времени, оставшиеся после «карьеры».
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Обыкновенная история» воплощена Многомудрым Литреконом в таблице:
главные герои романа «обыкновенная история» | характеристика |
александр адуев | молодой дворянин. симпатичный и чувствительный молодой человек, выросший в глухой провинции, окружённый заботой и достатком. мама воспитала его в тепличных условиях, а сам саша вырос робким, мечтательным и нежным мальчиком. в начале романа он мечтал о любви, государственной службе на благо страны и народа и карьере писателя, однако потерпел поражение во всех своих начинаниях. будучи неспособным отказаться от столичной жизни, александр поддаётся растлевающему влиянию большого города и к концу романа становится одним из тех, кого всегда осуждал – циником и карьеристом. |
пётр адуев | дядя александра. в начале романа предстаёт перед нами циничным, деловым и бездуховным человеком. он умен, проницателен и расчетлив. свою семью он обеспечивает хорошо, но в жизни всего добился сам и шел к повышениям с нуля. такая жизнь сделала его черствым скептиком — рациональным и далеким от семьи. он пророчит наивному александру провал во всех его начинаниях, однако даже помогает племяннику, отправляя его книгу знакомому писателю от своего имени. к концу романа, однако, несколько преображается и отказывается от карьеры, чтобы помочь своей больной жене – елизавете. однако от своих взглядов не отрекается, восхищаясь свои племянником, ставшим его более успешной копией. |
надежда любецкая | восемнадцатилетняя дворянка: кокетливая, смешливая, капризная. ее настроение меняется ежечасно. ничем не примечательная девушка, в которую, однако, без памяти влюбляется неразборчивый александр. после длительных ухаживаний главный герой намеревается сделать ей предложение. но ветреная надежда влюбляется в графа новинского, и отношения с адуевым заканчиваются. |
анна адуева | мать александра. добрая и заботливая женщина, окружившая сына любовью, воспитавшая в нём искреннего и отзывчивого человека. очень возвышенная и поэтичная, мягкая и нежная женщина, привыкшая к мечтаниям и праздности. |
елизавета адуева | молодая жена петра адуева. ласковая и умная женщина, живущая несчастным браком с циничным и холодным мужем. испытывает симпатию к доброте и наивности александра и тяжело переживает его духовное падение. |
Тематика романа «Обыкновенная история» многогранна и интересна даже для сегодняшнего читателя, привыкшего к литературному изобилию:
- Становление личности – основная тема романа. Гончаров показал тот путь, который прошёл человек от мечтательного юноши до расчётливого карьериста. Становление личности, по мнению Гончарова, может быть не только со знаком «плюс», но и со знаком «минус». Под влиянием неудач Александр изменил самому себе.
- Любовь – на протяжении всего произведения юный Адуев неоднократно влюбляется. Однако все его любовные начинания обречены на провал. Потому что, по мнению Гончарова, в столичном обществе Российской империи, погрязшем в цинизме и инфантилизме, нет места по-настоящему глубоким чувствам. Иронично, однако, то, что настоящую любовь в романе демонстрирует именно циничный Пётр Адуев.
- Семья – в столичном обществе, изображённом в романе, нет места настоящей семье. Елизавета несчастна в браке, а Александр в итоге женится по расчёту. С другой стороны, живущая в провинции мама Адуева по-настоящему ценит семью и любит своего сына. Город в очередной раз противопоставляется деревне и терпит поражение в системе ценностей Гончарова.
- Отцы и дети – бесконечные споры юного Александра и видавшего виды Петра символизируют собой столкновение двух поколений, попытку буйной молодости сломать уклад, сформированный старшими. Однако в итоге «отцы» одерживают победу, и «дети» вынуждены идти по их стопам.
- Творчество – попытки Александра стать писателям терпят поражение не только из-за его неопытности, но и от отсутствия воли, чтобы пытаться снова и снова. По мнению писателя, искусство – это долгий и кропотливый труд, к которому нельзя подходить легкомысленно.
- Воспитание – детство оказывает огромное влияние на жизнь человека. Именно то воспитание, которое дала Александру мать, сделало его романтиком и идеалистом, который в итоге не смог сопротивляться растлевающему влиянию общества.
Проблемы
Проблематика романа «Обыкновенная история» не менее интересна. Если Вы хотите ее дополнить, то попросите Многомудрого Литрекона в комментариях.
- Карьеризм – Гончаров испытывает нескрываемое отвращение к карьеристам, лишённым совести и принципов, ограниченных лишь поиском собственной выгоды. В то же время писатель понимает, что зачастую именно такой подход к жизни помогает человеку выжить и добиться успеха. Но какова цена такого успеха? Об этом заставляет задуматься произведение.
- Равнодушие – общество, изображённое Гончаровым, абсолютно безразлично к страданиям людей. Все его члены стремятся лишь к собственному благополучию, а желания других не играют никакой роли. Так живет столица, погрязшая в суете. Это пропагандирует и дядя, который не поддерживает, а высмеивает племянника.
- Мещанство – в лице Петра, а потом и Александра Адуевых Гончаров представляет нам целую касту людей – мещан. В его понимании это мелочные и жалкие люди, с головой ушедшие в быт и работу и позабывшие о каком-либо духовном развитии. Они бесцельно проживают свою жизнь среди тысяч таких же мещан.
- Юношеский максимализм – писатель симпатизирует юному Александру, его идеализму и горячности, но в то же время показывает, что эти качества не приносят ничего, кроме боли и разочарования. Автор призывает читателей соблюдать баланс между душевностью и здоровым цинизмом.
- Городская и деревенская жизнь – Гончаров жёстко противопоставляет город и деревню. Город – обитель порока, в которой нет места по-настоящему хорошему человеку, однако в то же время город крайне притягателен и мало кто способен отказаться от городской суеты. Деревня же в его глазах представлена как идеальная утопия, в которой нет места волнению и страданиям, однако мало какой человек, жаждущий жизни, останется в этом застывшем раю. Писатель вырисовывает две крайности и предлагает читателям самим сделать выбор.
Смысл
Гончаров изобразил дворянское общество Российской империи, насквозь пропитанное цинизмом и мелочностью. Он показал, как оно на корню губит всё доброе и светлое в человеке, извращая его душу и превращая его в часть серой массы. Главная мысль романа «Обыкновенная история» заключается в необходимости сопротивляться растлевающему влиянию города и сохранять себя для близких людей, которые в тебе нуждаются.
Писатель демонстрирует нам две крайности в лице Петра и Александра. Он одинаково отрицает обе, призывая нас жить в реальном мире, здраво смотреть на вещи, но в то же время оставаться людьми, способными мечтать и мыслить. Такова основная идея романа «Обыкновенная история».
Критика
Роман Гончарова был восторженно встречен читающей публикой.
Виссарион Белинский очень хвалил роман за хорошо прописанные женские образы. Однако Белинскому особенно пришёлся по душе образ Петра Аудева, которого он считал лучшим персонажем романа.
Другой известный критик – Дружинин, поставил «Обыкновенную историю» на один уровень с «Евгением Онегиным», за его точное изображение дворянского общества и красивые пейзажи.
Также критики высоко оценили художественное своеобразие романа «Обыкновенная история»:
«Дарование г-на Гончарова — дарование самобытное: он идет своим путем, не подражая никому, ни даже Гоголю, а это не безделица в наше время…» (критик под псевдонимом «В. М.», «Ведомости Санкт-петербургской городской полиции», 8 марта 1847 г., №54)
Однако некоторые рецензенты заметили догматизм автора и его чрезмерное стремление навязать основную мысль:
«…Роман хорош. В молодом авторе есть наблюдательность, много ума; идея кажется нам немного запоздалою, книжною, но проведена ловко. Впрочем, особенное желание автора сохранить свою идею и растолковать ее как можно подробнее придало роману какой-то особенный догматизм и сухость, даже растянуло его. Этого недостатка не выкупает и легкий, почти летучий слог г-на Гончарова. Автор верит действительности, изображает людей как они есть. Петербургские женщины вышли очень удачны…» (анонимный автор под псевдонимом «Н. Н.», «Санкт-Петербургские ведомости», 13 апреля 1847, № 81)
Особенности творчества Гончарова заключаются в его наблюдательности и умении точно передать атмосферу общества и эпохи:
…От наблюдательности г-на Гончарова не ускользает ни одно малейшее движение Евсея, Аграфены, дворника, его жены, ямщика, лодочников. Эти черты наблюдательности тем больше вас поражают, что рядом с ними в то же время главное действие продолжается само собою, идет своим путем; они только перебегают по сцене действия как легкие, неуловимые огоньки, или, лучше, как разнородные, разнохарактерные голоса в толпе. Это разнообразит картины романа и делает эффект их на читателя разностороннее…» (неизвестный автор, рецензия в журнале «Отечественные записки», 1848 г, №3)
История написания произведения по роману Обыкновенная история (Гончаров И. А.)
В середине сороковых годов писатель знакомит друзей с первым серьезным своим романом — «Обыкновенная история», который получил высокую оценку В. Г. Белинского. Герой романа, Александр Адуев, восторженный, мечтательный юноша, приезжает в Петербург к дядюшке Петру Ивановичу Адуеву, крупному дельцу, чтобы начать новую жизнь. Он думает о сильной страсти, даже о подвигах и пользе, которую он принесет отечеству. Дядюшка — человек иного склада, отличающийся практицизмом, враг лирических излияний и беспредметных эмоций.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Он издевается над наивностью, велеречивостью, сентиментальностью, напыщенностью чувств и поведения племянника. В горячих спорах с дядюшкой, в сложных жизненных ситуациях изменяются взгляды и характер Александра Адуева.
Столкновение мечты и действительности для героя повести Гоголя «Невский проспект», как вы помните, заканчивается трагически. Александр Адуев пошел по другому пути. В эпилоге романа к дядюшке является пополневший, румяный, оплешивевший племянник, с выпуклым брюшком, с орденом на шее. Он расстался с юношескими иллюзиями, успешно служит, собирается выгодно жениться. Дядюшка как будто одержал победу. Но Гончаров видит и ущербность позиции Адуева – старшего.
Отрицание романтических чувств оборачивается душевной сухостью. Недаром жена Адуева – старшего под влиянием холодного практицизма мужа начинает душевно гаснуть, и доктор устанавливает психологическую причину нездоровья. К концу романа Петр Иванович Адуев сознает ограниченность своих стремлений, решает продать завод, выйти в отставку и поехать с женой в Италию, чтобы почувствовать прелести жизни с любимым человеком.
Однако содержание романа не укладывается в эту схему. В ней много поэтических страниц о юности, о ее надеждах, мечтах и страданиях. Конфликт дядюшки и племянника — это не только спор о соотношении чувства и разума, слова и дела (кстати, необычайно важный для творчества Гончарова). Этот конфликт можно рассматривать и как столкновение поколений, «отцов» и «детей», и как произведение о взрослении человека, о переходе от юности к зрелости. Правда, в этом конфликте нет победителя: обе стороны и правы и неправы, и решающее слово оценки может произнести только жизнь.
Годы творческого подъема Гончарова были ознаменованы появлением ряда выдающихся художественных произведений.
В 1852 году сбылась давняя мечта писателя: он отправился в кругосветное плавание на трехмачтовом военном паруснике — фрегате, названном в честь античной богини мудрости Афины Паллады. Гончаров должен был в качестве литературного секретаря сопровождать адмирала Путятина в путешествии к берегам Японии для подготовки договора о торговле и границе. К Японии добирались кружным путем, и путешествие заняло около двух лет. Результатом плавания явилась большая книга путевых очерков, куда вошли также письма к друзьям, дневниковые записи, размышления о виденном и пережитом, — «Фрегат “Паллада”».
Писатель отразил быт и нравы далеких народов вплоть до характерных мелочей («как и что делают, как веселятся, едят, пьют»), создал яркие зарисовки экзотической природы. Сообщил ряд важных и интересных географических, исторических и этнографических сведений.
Делясь с читателями небывалыми впечатлениями, писатель время от времени обращается мыслью к родине, сопоставляя увиденное за рубежом с тем, что оставил дома, за океаном. Он восхищался трудолюбием, смелостью, готовностью к самопожертвованию русских моряков. И в то же время перед его умственным взором всплывали картины жизни русского барина, любителя поспать и побездельничать, который, проснувшись, не может найти одного сапога и панталон, забытых, как оказывается, на дровах крепостным Егоркой, — черточки быта будущего Обломова. Недаром во «Фрегате “Паллада”» Гончаров замечает: «Мы так глубоко вросли корнями у себя дома, что куда и как надолго бы я ни уехал, я повсюду унесу почву родной Обломовки на ногах, и никакие океаны не смоют ее!»
Вернувшись в Петербург, Гончаров продолжал государственную службу, был цензором, редактором одной из газет, занимался вопросами книгопечатания. Но, конечно, не успехами по службе прославился писатель.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id4576
Смысл названия романа И. А. Гончарова “Обыкновенная история”
Роман “Обыкновенная история” был написан в 1847 году и еще в рукописном варианте показан Белинскому, заслужив его горячее одобрение. Затем этот роман принес молодому писателю И. А. Гончарову широкую известность. Почему же сейчас, спустя столько лет, мы обращаем внимание на это произведение? Почему оно названо “Обыкновенная история”, а не более конкретно?
Ведь в этом романе рассматривается, в первую очередь, противостояние двух поколений, как в “Отцах и детях” Тургенева, например. Дело в том, что вариант Гончарова о разногласиях
Тот же А. И. Герцен, однокашник Гончарова по университету, вспоминал в “Былом и думах”, как они с Огаревым давали друг другу клятвы, вместе рыдали над судьбами человечества. Но позже именно из пылких юных романтиков
Гончаров сумел придать ему универсальный характер, поэтому “Обыкновенная история” сохраняет свою художественную и эстетическую значимость для читателя начала 21 века. И именно эту универсальность писатель подчеркнул в названии своего произведения – “обыкновенная” история. То есть, с одной стороны, обычная, ничем не выделяющаяся, а с другой – та, которая может произойти с любым человеком, типичная, не вызывающая удивления. Эта “обыкновенность” подчеркивается постоянно, на протяжении всего романа. Юноша Александр Адуев покидает родную деревню и приезжает в Петербург, где является к своему дяде Петру Иванычу, давно здесь живущему и делающему успешную карьеру.
Младший Адуев – романтик по натуре. Он сочиняет стихи и прозу, и, в общем-то, его творчество довольно талантливо. Но Петр Адуев постоянно критикует племянника и направляет на “путь истинный”.
Ведь он сам прошел когда-то через обыкновенную историю. Потому племянник ему предельно ясен: Александру суждено вырасти не в крупного поэта, но в энергичного, делающего успешную карьеру чиновника – “каков есть сам Петр Иваныч”. Александр же инстинктивно сопротивляется попыткам дяди заставить его честно посмотреть на самого себя. Не однозначна позиция и самого дяди: на протяжении романа он не раз пытается буквально “гнать” племянника из Петербурга назад, домой.
И дело тут явно не в том, что ему просто не хочется видеться с Александром. Нет! Можно почувствовать, что в глубине души, не умом, а сердцем, дядя не так уж и хочет, чтобы племянник повторил его собственную судьбу, собственную эволюцию.
А умом Адуев-старший как раз положительно относится к такому будущему племянника, хотя и не очень верит, что тот выдержит. Петр Иваныч чисто инстинктивно не прочь уберечь Александра как личность от “обыкновенной истории”. Иными словами, на самом дне сознания дяди притаилась горечь, ощущение которой он умело гасит в себе и отлично прячет за внешней самоуверенностью человека, всего достигшего, прочно стоящего на ногах. Да, Петр Иванович многого достиг, но многое и утратил…
Утратил человеческую природу и растерял ту систему ценностей, которая пропитывает натуру человека, те моральные и нравственные принципы, которые выглядят в столице столь наивно. Адуев-младший полностью повторил судьбу своего дяди. В конце романа он вдобавок удачно и не без расчета женился на богатой невесте. Тем самым он лишний раз доказал, что его история – обыкновенная и типичная. В эпилоге романа довольно неожиданно Гончаров попробовал нарисовать особую скорбную женскую “обыкновенную историю” на примере Лизаветы Александровны.
Здесь писатель отразил ту систему отношений в семье, которая сформировалась на основе православия и многие века обеспечивала стабильность и нравственное здоровье. Ведь, несмотря на то, что Лизавета Александровна находится под влиянием своего мужа, даже под его гнетом, она говорит о себе: “Если бы он не был так умен, я была бы спасена…” Итак, мы видим, что в названии романа “Обыкновенная история” заложен глубокий смысл. “Обыкновенность ” же заключается даже не в сюжетном построении, а в идейном содержании. Люди, попадая в другую социальную среду, претерпевают эволюцию как в характере, так и в нравственных принципах.
Эту закономерность и хотел показать Гончаров. Потому он назвал свое произведение “Обыкновенная история”.
Философские мотивы лирики А. С. Пушкина Конечно, браться за Пушкина сложно и ответственно, но писать сочинение необходимо. Предлагаемые материалы никак не претендуют на новое слово в пушкинистике, но, может быть, они окажутся полезными, например, начинающему учителю.
История создания поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя В “Авторской исповеди” Гоголь рассказал о том, с каким участием относился Пушкин к его творчеству: “Он уже давно склонял меня приниматься за больше сочинение… он мне сказал: “Как с этой.
Чему учит рассказ Муму С большим удовольствием и буквально на одном дыхании прочитала произведение Тургенева “Муму”. Рассказ очень легко читается и быстро улавливается суть прочитанного текста. В нем раскрывается тема о бесправии крестьян и.
Поиски истины Для М. Булгакова основным источником истины была религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей.
Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова План I. Чехов и сила его таланта. II. Герои Чехова и их судьбы. III. Что автор хочет донести до нас? Сегодня произведения Антона Павловича Чехова многими маститыми писателями, литературными критиками.
Эпизод смерти в романе “Анна Каренина” Смерть Анны Карениной была безальтернативна по закону, который вывел и согласно которому творил Л. Н. Толстой: семья – это самое важное в жизни человека. Этот постулат он с успехом доказал.
Комическое и ужасное в драме А. Н. Островского “Гроза” А. Н. Островский – один из самых известных русских драматургов 19 века. Его пьесы стали литературной и театральной классикой. Они давно вошли во все школьные учебники по русской литературе. Драма.
Сюжет “Потерянного рая” Мильтона Окт Совершенно очевидно, что в “Потерянном рае” Мильтон в соответствии с религиозными идеалами предполагал воспеть покорность благому и милосердному Богу и осудить Сатану. Однако вот уже на протяжении двухсот с.
Краткое содержание рассказа Ю. П. Казакова “Тихое утро” Рассказ Ю. П. Казакова “Тихое утро” предназначен как для маленького, так и для взрослого читателя, потому что в центре повествования – преодоление ребенком совсем не детского, а большого, “настоящего” страха.
“Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…” История государства Российского знает немало войн. И всегда они несли смерть и горе, несчастья и страдания, запечатленные для потомков в летописях, сказаниях, записках очевидцев, свидетельствах современников. Но никто до Л.
Художественный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Эти бедные селенья…” Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои “поэтические упражнения” именовал “бумагомаранием”, печататься не стремился, оценкой собратьев по перу.
Каковы основные черты феодального строя? И так, давайте рассмотрим Основные черты феодального строя. При феодальном строе население делилось на два враждебных класса: феодалов-землевладельцев и зависимых крестьян. Земля принадлежала феодалам. Крестьяне пользовались наделами земли, имели свое.
Древнее пророчество 2000 лет до нашей эры в древнем Египте в самой высокой пирамиде с дырой, откуда выходил ярко-фиолетовый дым, похожий на очертания разных фигур, понятных только злому колдуну. – Рикреэсамбра, галадрива.
Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А. А. Блока Тема России подспудно вызревала в лирике Блока на протяжении всего его творчества. Наиболее полно свое отношение к судьбе России поэт выразил в цикле “Родина” . Эта тема росла в поэте.
“Святому братству верен я…” Обращаясь к теме дружбы в поэзии Александра Сергеевича Пушкина, нельзя не отметить, что истоки понимания поэтом этого чувства берут начало в его счастливых лицейских годах. Именно во время учебы в.
Можно ли обойтись без духовных потребностей, без потребности общения между людьми? Является ли труд потребностью? Человек – существо весьма сложное и противоречивое. Он сочетает в себе признаки биологического существа, социального индивида и духовно развитой индивидуальности. Говоря иначе, у человека имеются биологические, социальные и духовные потребности.
Город Уссурийск шестьдесят лет спустя Хороши все города России, в каждом из них есть своя прелесть, своя особенность. Но больше всего я люблю город Уссурийск, потому что это моя родина. Я искренне считаю, что это.
Петербург в творчестве А. Ахматовой Петербург – город, который более трехсот лет своего существования волновал души поэтов, художников, всех людей, которые хоть раз в нем побывали. О Петербурге писали и в XIX, и в XX.
Смысл названия комедии А. Грибоедова “Горе от ума” Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт – столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого против царского дворянства. Главный герой.
Картина Саврасова “Грачи прилетели” Эта картина вызывает особое, задушевное впечатление. Чем дольше смотришь на нее, тем больше проникаешься любовью чистоте природы. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на ноздреватом снегу выстроились в.
Сейчас вы читаете: Смысл названия романа И. А. Гончарова “Обыкновенная история”
Смысл названия романа И. Гончарова Обыкновенная история.: сочинение Ссылка на основную публикацию