«Сатира и юмор в романах Жюля Верна»
Книги Жюля Верна всегда полны злободневных политических намеков и сатирических выпадов. Действие, стянутое во времени, нередко происходит в том самом году, когда романы выходили в свет, или перенесено на несколько лет вперед. Завоевания науки и техники, нарисованные в романах Жюля Верна, отодвинуты не в туманную даль веков, а приурочены к ближайшим годам и десятилетиям. Даже сама датировка действия Говорит о социальном оптимизме писателя, о его вере м научный и технический прогресс.
Жюль Верн — художник широкого диапазона. Его творческие возможности удивительно разнообразны. Манера повествования постоянно варьируется и меняется От романа к роману. Охотнее всего он прибегает, как мы видели, к постепенной подготовке событий, но в некоторых случаях покоряет читателя и держит его в напряжении с первых же слов.
«Таинственный остров» начинается стремительным диалогом:
* «— Мы поднимаемся?
* .— Нет! Напротив! Мы опускаемся!
* — Хуже того, мистер Сайрес: мы падаем!
* — Выбросить балласт!
* — Последний мешок только что опорожнен!
* — Поднимается ли шар?
* — Нет. » и т. д.
Диалогом начинается и роман «Вверх дном». С первых страниц вы попадаете в мир таких поразительных событий, что не можете оторваться от книги, пока ее не закончите.
Манера повествования, язык и стиль меняются в зависимости от личности рассказчика. Когда события излагаются от третьего лица, то есть самим автором, тон бывает чаще всего спокойно-деловитым, серьезным, иногда — добродушно-ироническим. Если о событиях повествует очевидец, то читатель всегда чувствует характер и склонности рассказчика. Профессор Аронакс, любознательный ученый, обстоятельно повествует обо всем, что ему довелось увидеть и пережить во время подводного путешествия, стараясь не пропустить ни одной детали. Речь его льется свободно и живо. Профессор-француз обладает и красноречием, и юмором, и завидной эрудицией.
Полицейский инспектор Строк, которому начальство поручило преследование Робура, не вдается в детали устройства его машины. Он недостаточно сведущ для того, чтобы разобраться во всей сложности -механизма. Несколько суховатый, деловой тон, которого автор придерживается почти на всем протяжении романа «Властелин мира», очень удачно воспроизводит манеру речи исполнительного служаки. Строк догадывается о вещах уже после того, как о них успел догадаться читатель. Отсюда — нарочито затянутая экспозиция: обстоятельно и неторопливо вводит читателей в курсе всех событий, связанных с внезапными появлениями и исчезновениями таинственной машины.
При всех обстоятельствах Жюль Верн пишет ясным, точным языком, без всяких вывертов и ухищрений. Он хочет, чтобы его легко понимали все.
Особенно привлекает в его стиле непосредственность эмоции и искренность тона. Независимо ог того, ведется ли речь от автора или от рассказчика, Жюль Верн не может скрыть своего изумления перед необычным явлением природы или диковинной машиной: Эмоции автора передаются читателям: мы удивляемся вместе с &ро-наксом тайнам подводного мира, восхищаемся «Наутилусом» и его создателем — капитаном Немо. И даже сухой деловитый Строк не может сдержать волнения, когда описывает вездеходную машину Робура.
Стиль Жюля Верна меняется и в зависимости от обстановки, в которой протекает действие. Чаще всего оно развертывается на лоне природы. Точные географические описания чередуются с поэтическими и пейзажными зарисовками. Особенно удается Жюлю Верну изображение полярного ландшафта. Величественно-холодные картины ледяной пустыни, северного сияния, полярной ночи, ослепительно-белой снежной пелены остаются в памяти всех, кто читал «Капитана Гаттераса», «В стране мехов» или «Найденыша с погибшей Цинтии.
Автор «Необыкновенных путешествий» является наг-стоящим мастером реалистической бытовой детали. В романах «Зеленый луч», «Лотерейный билет», «Малыш», в повести «Опыт доктора Окса» художественная манера заметно меняется, так как события здесь локализуются на сравнительно узком участке, и пестрая географическая панорама уступает место более тщательной, чем это бывает обычно, обрксовке бытовых подробностей и характеров действующих лиц.
Например, в романе «Малыш» описываются злоключения и страдания ирландского мальчика-сироты. Правдиво и с глубоким сочувствием изображена скорбная жизнь ирландских крестьян, изнывающих от непосильных налогов, изгоняемых английскими чиновниками с насиженных мест. Тут же, по контрасту, мы видим праздную, беспечную жизнь ирландского помещика-богача, который преследует малыша за мнимую кражу. Здесь роман сознательно выдержан в манере Диккенса и напоминает во многом, и по сюжету, и по стилю, «Оливера Твиста» и «Николаса Никкльби».
В повести «Опыт доктора Окса» реализм бытовой детали целиком подчинен юмористическому замыслу и отличается уже иным характером. События происходят в необозначенном на географической карте захолустном фламандском городке Кикандоне.
Сильной дозы кислорода оказалось достаточно, чтобы внести смуту в этот сонный патриархальный мирок, разрушить до основания те устои, на которых испокон века держалась жизнь в этом городе. Писатель с большим остроумием развенчивает все мещанские «добродетели», показывая в шаржированной форме, до какой степени обывательская психология чужда всему новому, враждебна всякому прогрессу. Едва только опыт доктора Окса, помимо его воли, закончился и подача кислорода прекратилась, в Кикандоне все вернулось в прежнюю колею. В заключение автор обращается к читателям с шутливым вопросом: «Неужели же доблесть, мужество, талант, остроумие, воображение,—все эти замечательные свойства человеческого духа — обусловлены только кислородом?»— и сам же отвечает на это: «Такова теория доктора Окса, но мы вправе не принимать ее, и мы решительно ее отвергаем со всех точек зрения, вопреки фантастическому опыту, которому подвергся почтенный городок Кикандон».
Характеристика этих гротескных персонажей и политическая направленность сатирических выпадов Жюля Верна так ясны, что не требуют комментариев.
Из всего сказанного можно заключить, что поэтика приключенческого повествования, подчиненная новым идейным задачам и обогащенная новыми художественными приемами, по существу становится у Жюля Верна поэтикой нового жанра — научного романа.
Сатира и юмор в романах Жюля Верна
Книги Жюля Верна всегда полны злободневных политических намеков и сатирических выпадов. Действие, стянутое во времени, нередко происходит в том самом году, когда романы выходили в свет, или перенесено на несколько лет вперед. Завоевания науки и техники, нарисованные в романах Жюля Верна, отодвинуты не в туманную даль веков, а приурочены к ближайшим годам и десятилетиям. Даже сама датировка действия Говорит о социальном оптимизме писателя, о его вере м научный и технический прогресс.
Жюль Верн — художник широкого диапазона. Его творческие возможности удивительно разнообразны. Манера повествования постоянно варьируется и меняется От романа к роману. Охотнее всего он прибегает, как мы видели, к постепенной подготовке событий, но в некоторых случаях покоряет читателя и держит его в напряжении с первых же слов.
«Таинственный остров» начинается стремительным диалогом:
* «— Мы поднимаемся?
* .— Нет! Напротив! Мы опускаемся!
* — Хуже того, мистер Сайрес: мы падаем!
* — Выбросить балласт!
* — Последний мешок только что опорожнен!
* — Поднимается ли шар?
* — Нет. » и т. д.
Диалогом начинается и роман «Вверх дном». С первых страниц вы попадаете в мир таких поразительных событий, что не можете оторваться от книги, пока ее не закончите.
Манера повествования, язык и стиль меняются в зависимости от личности рассказчика. Когда события излагаются от третьего лица, то есть самим автором, тон бывает чаще всего спокойно-деловитым, серьезным, иногда — добродушно-ироническим. Если о событиях повествует очевидец, то читатель всегда чувствует характер и склонности рассказчика. Профессор Аронакс, любознательный ученый, обстоятельно повествует обо всем, что ему довелось увидеть и пережить во время подводного путешествия, стараясь не пропустить ни одной детали. Речь его льется свободно и живо. Профессор-француз обладает и красноречием, и юмором, и завидной эрудицией.
Полицейский инспектор Строк, которому начальство поручило преследование Робура, не вдается в детали устройства его машины. Он недостаточно сведущ для того, чтобы разобраться во всей сложности -механизма. Несколько суховатый, деловой тон, которого автор придерживается почти на всем протяжении романа «Властелин мира», очень удачно воспроизводит манеру речи исполнительного служаки. Строк догадывается о вещах уже после того, как о них успел догадаться читатель. Отсюда — нарочито затянутая экспозиция: обстоятельно и неторопливо вводит читателей в курсе всех событий, связанных с внезапными появлениями и исчезновениями таинственной машины.
При всех обстоятельствах Жюль Верн пишет ясным, точным языком, без всяких вывертов и ухищрений. Он хочет, чтобы его легко понимали все.
Особенно привлекает в его стиле непосредственность эмоции и искренность тона. Независимо ог того, ведется ли речь от автора или от рассказчика, Жюль Верн не может скрыть своего изумления перед необычным явлением природы или диковинной машиной: Эмоции автора передаются читателям: мы удивляемся вместе с &ро-наксом тайнам подводного мира, восхищаемся «Наутилусом» и его создателем — капитаном Немо. И даже сухой деловитый Строк не может сдержать волнения, когда описывает вездеходную машину Робура.
Стиль Жюля Верна меняется и в зависимости от обстановки, в которой протекает действие. Чаще всего оно развертывается на лоне природы. Точные географические описания чередуются с поэтическими и пейзажными зарисовками. Особенно удается Жюлю Верну изображение полярного ландшафта. Величественно-холодные картины ледяной пустыни, северного сияния, полярной ночи, ослепительно-белой снежной пелены остаются в памяти всех, кто читал «Капитана Гаттераса», «В стране мехов» или «Найденыша с погибшей Цинтии.
Автор «Необыкновенных путешествий» является наг-стоящим мастером реалистической бытовой детали. В романах «Зеленый луч», «Лотерейный билет», «Малыш», в повести «Опыт доктора Окса» художественная манера заметно меняется, так как события здесь локализуются на сравнительно узком участке, и пестрая географическая панорама уступает место более тщательной, чем это бывает обычно, обрксовке бытовых подробностей и характеров действующих лиц.
Например, в романе «Малыш» описываются злоключения и страдания ирландского мальчика-сироты. Правдиво и с глубоким сочувствием изображена скорбная жизнь ирландских крестьян, изнывающих от непосильных налогов, изгоняемых английскими чиновниками с насиженных мест. Тут же, по контрасту, мы видим праздную, беспечную жизнь ирландского помещика-богача, который преследует малыша за мнимую кражу. Здесь роман сознательно выдержан в манере Диккенса и напоминает во многом, и по сюжету, и по стилю, «Оливера Твиста» и «Николаса Никкльби».
В повести «Опыт доктора Окса» реализм бытовой детали целиком подчинен юмористическому замыслу и отличается уже иным характером. События происходят в необозначенном на географической карте захолустном фламандском городке Кикандоне.
Сильной дозы кислорода оказалось достаточно, чтобы внести смуту в этот сонный патриархальный мирок, разрушить до основания те устои, на которых испокон века держалась жизнь в этом городе. Писатель с большим остроумием развенчивает все мещанские «добродетели», показывая в шаржированной форме, до какой степени обывательская психология чужда всему новому, враждебна всякому прогрессу. Едва только опыт доктора Окса, помимо его воли, закончился и подача кислорода прекратилась, в Кикандоне все вернулось в прежнюю колею. В заключение автор обращается к читателям с шутливым вопросом: «Неужели же доблесть, мужество, талант, остроумие, воображение,—все эти замечательные свойства человеческого духа — обусловлены только кислородом?»— и сам же отвечает на это: «Такова теория доктора Окса, но мы вправе не принимать ее, и мы решительно ее отвергаем со всех точек зрения, вопреки фантастическому опыту, которому подвергся почтенный городок Кикандон».
Характеристика этих гротескных персонажей и политическая направленность сатирических выпадов Жюля Верна так ясны, что не требуют комментариев.
Из всего сказанного можно заключить, что поэтика приключенческого повествования, подчиненная новым идейным задачам и обогащенная новыми художественными приемами, по существу становится у Жюля Верна поэтикой нового жанра — научного романа.
Жюль Верн (сочинение)
Жюль Верн – это мой любимый писатель. Я читала многие из его книг, но больше всех мне понравился роман «Таинственный остров». Он написан в жанре научной фантастики.
Действие романа происходит на острове Линкольна, куда ветер заносит беглецов. Этот остров поражает своими фантазиями, мыслями, загадками,. Главная мысль романа, по-моему, в том, что человек может выжить в любых условиях, если он вооружен знаниями.
На острове собраны все богатства природы, какие только могут понадобиться для труда. Конечно, это фантазия автора, ведь не могут на одном клочке земли в океане собраться многие виды животных и растений чуть ли не со всей планеты.
Благодаря знаниям инженера Смита и своему уму колонисты сумели поставить себе на службу животных, растений, минералов, то есть все три царства природы.
Роман очень увлекателен. Я очень волновалась, когда колонисты искали то сверхъестественное существо, которое столько раз протягивало им руку помощи. И нашли. Так они познакомились с капитаном Немо. Еще автор хочет показать, что как бы далеко не находился человек от Родины, в душе он постоянно с ней. Восхищает меня и трудолюбие колонистов, то упорство, с которым они добиваются своего.
В произведении есть и юмор. Пенкроф очень насмешил меня своими шутками: «Герберт, для меня существует один вид кенгуру – жареный кенгуру, и как раз его нам и надо поймать!»
Очень взволновала меня судьба Айртона, он столько раз жертвовал собой ради колонистов! Он был преступником, но в конце концов исправился, раскаялся в своих поступках! И это главное. Бен Джойс двенадцать лет жил на острове Табор в одиночестве, поэтому он одичал, но благодаря заботам колонистов, Айртон опять стал человеком!
Умирая, капитан Немо говорил Сайресу Смиту: «Одиночество, оторванность от людей – участь печальная, непосильная… Я вот, умираю потому, что вообразил, будто бы можно жить одному.» Люди сильны только в обществе, в коллективе. Тот, кто хочет жить и бороться в одиночку, пусть даже за правое дело, обречен на гибель. К таким выводам приводит читателей Жюль Верн в своем произведении.
Писатель родился восьмого февраля 1828 года в старинном приморском городе Нанте. Матерью Жюля была Софи Верн. Его отец Пьер Верн, был адвокатом. Когда Жулю ему исполнилось 11 лет, он попытался уехать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Коралли», но был возвращен домой через несколько часов. Вскоре он поступает учиться в Нантский лицей. После окончания лицея в 1848 году он поступает в Парижскую школу права. Кое-как он получил диплом правоведа. Но вместо того, чтобы вернуться в Нант и стать компаньоном отца, Жюль Верн остается в Париже. Здесь он работал сначала писцом в нотариальной конторе, затем секретарем маленького театра и, наконец, служителем парижской биржи. Именно тогда, за конторским столом, он начинает писать свои произведения – это были куплеты и песенки, водевили и комические оперы. Так продолжалось пятнадцать лет, Но, Жюль уже давно мечтает быть серьезным писателем и соединить науку с литературой. Он много и упорно работал; накапливал знания по географии, астрономии, навигации, истории техники и научных открытий. И вот, в середине 1850 года, Верн отказался от занимаемой им, должности. Летом 1851 года вышел его первый роман «Пять недель на воздушном шаре». Он имел огромный успех. Писатель, наконец, нашел свою « золотую жилу» и стал ее тщательно разрабатывать. Герои его романов наделены страстью к исследованиям и открытиям. Смешные странности таких героев, как Паганель или Филеас Фогг, вносят шутку в фантастический мир произведений писателя.
С 1863 по 1870 годы он написал семь больших романов: « Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие к центру Земли», « Путешествие капитана Гаттераса», « С земли на луну», «Вокруг луны». В 1867 году Жюль Верн всецело отдался осуществлению своего нового замысла – самого прекрасного и самого поэтического из всех, какие ему приходили в голову. В 1868 году первый из двух томов «Двадцать тысяч лье под водой» был закончен. В 1869 году его опубликовали. Успех романа превзошел все ожидания. Этот роман – жемчужина научной фантастики. Герой романа – капитан Немо. Его образ окутан таинственностью Кто он? Каково его настоящее имя? Где его родина? Тайна капитана Немо раскрывается в романе «Таинственный остров»
Однажды писатель решил вернуться к истории капитана Немо, а заодно связать сюжетные истории линии новой «робинзонады», с «Детьми капитана Гранта». Он немедленно принялся за работу. Жюль в течении полутора лет отдавал ему лучшие свои утренние часы. В 1875 году «Таинственный остров» вышел отдельным изданием. В нем рассказывается история нескольких человек, занесенных на воздушном шаре на необитаемый остров, затерянный в бескрайних просторах южной части Тихого океана. Герои романа во время полета выбросили в море, как балласт, все, вплоть до карманных ножей и спичек. Потерпевшие крушение, попав на остров, не приходят в уныние. Они принимаются за работу и неустанным трудом создают свое благополучие. Остров Линкольна, как называют его колонисты, действительно таинственный, необыкновенный остров. Он как бы специально приспособлен для романов о потерпевших крушение… В самом деле, на островах Тихого океана не живут – да и не могли жить человекообразные обезьяны, однокопытные онагры, кенгуру. Невероятно присутствие многих животных, описываемых в романе. На далеких от материка вулканических островах нет, и не может быть тетеревов, глухарей, жакамаров, куруку. Не могли расти в этой климатической зоне бамбуки, эвкалипты, саговая пальма.
Летом 1870 года началась французско-прусская война, и Жюль Верн был призван на военную службу во флот. Он участвовал в охране побережья Нормандии и бухты Соммы от набегов пруссов.
В 1872 году Верн навсегда покинул Париж, он переселился в Амьен. Там он вел строгий распорядок дня, который нарушался только один раз в год ради того, чтобы выйти на своей крохотной парусной шхуне в открытое море. Жюль Верн любил путешествовать. Много раз он плавал вдоль берегов Италии, Испании, Англии, Скандинавии, побывал в Африке, в Северной Америке.
В 1878 году писатель пишет роман «Пятнадцатилетний капитан», когда во Французских колониях отменили работорговлю, но в других странах продолжало оставаться все по-прежнему. В романе Жюль Верн протестует против работорговли, вступает в защиту негров. В своей книге «Жандага» (1881г.) Верн рассказывает о колониальном захвате, об охоте за людьми.
В 1886 году писатель был тяжело ранен в ногу умалишенным племянником. С путешествиями было покончено, но работа не прерывалась ни на один день. Он писал при помощи специальных увеличительных стекол, а внучки читали ему газеты, письма. Полуослепший, глухой, страдающий от диабета, он почти не спал, но продолжал писать. Но незаметно подкралась и старость. Жюль Верн скончался к семидесяти годам, 24 марта 1905 года.
Труд Жюля Верна поражает своим объемом. Он писал по три книги в год, работая ежедневно с пяти утра до семи вечера…Неутомимо, том за томом Жюль Верн писал все новые и новые произведения. Литературная деятельность Жюля Верна продолжалась около шестидесяти лет. Если собрать все его сочинения, составится библиотека, приблизительно, из ста двадцати томов. Он успевал написать за неделю 800 строк, почти полтора печатных листа. А задумал он ни больше, ни меньше, описать весь земной шар – природу разных климатических зон, животный и растительный мир, нравы и обычаи всех народов планеты. В своих произведениях Жюль Верн нередко предвосхищает будущие изобретения и открытия. Во вступлениях читатель сведения о различных явлениях природы, племенах и странах.
После смерти писателя прошло пол века… Над Землей стали летать огромные воздушные корабли, ввысь взлетать сверкающие вертолеты, в темные пучины океана, спускаться подводные лодки, но и теперь миллионы читателей все с тем же волнением раскрывают книги Жюля Верна, чтобы следовать по ледяной пустыне к полюсу за капитаном Гаттерасом, лететь вокруг земного шара на «Альбатросе» инженера Робура, бродить по подводным лесам вместе с капитаном Немо.
Что же привлекает читателей в творчестве французского писателя? Смелый полет фантазии! Но он уже превзойден нашей необычайной действительностью. Научные сведения. Но наука за последние сто лет прошла гигантский путь, раскрыв перед людьми целые миры, казавшиеся некогда непознаваемыми… Подсчитано, что из 108 идей Жюля Верна сбывались, или скоро сбудутся шестьдесят четыре, тридцать четыре идеи писателя уже осуществились, нереальных же всего десять. Верн сам говорил, что в его сбывшихся идеях не было никаких пророчеств, просто он внимательно следил за развитием науки и старался понять ее движение.
1. Жюль Верн. Роман «Таинственный остров»;
2. Кирилл Андреев. Введение к сборнику романов Жюля Верна;
3. Жюль Верн. Роман «Двадцать тысяч лье под водой»;
Мастер-класс по проекту на тему “Мир науки и фантастики: Жюль Верн – ученый или фантаст?”
Цели проектов:
1. Найти в выбранных произведениях писателя физические законы, гипотезы, явления.
2. Научить учащихся самостоятельно выделять фантастические и научные идеи, искать аналогии в современных технических средствах и технологиях.
3. Уметь делать сравнения и выводы.
4. Научить работать с новыми компьютерными технологиями, которые пригодятся учащимся в процессе обучения в средней и высшей школе.
5. Разработать свои приёмы и методы в создании мультимедийных презентаций и публикаций.
1. Развивать логическое мышление, память, интерес к художественной и научно – популярной литературе.
2. Развивать образную и монологическую речь.
3. Развивать межпредметные связи с историей, литературой, химией, астрономией, ОБЖ, биологией, технологией.
1. Воспитывать самостоятельность при работе с художественной и научно – популярной литературой, находя важные доказательства научности предположений писателя.
2. Воспитывать умение общаться с аудиторией (сверстников и взрослых).
3. Воспитывать умение вести диалог, грамотно, чётко, аргументировано отвечать на вопросы аудитории.
Мастер-класс построен в виде доклада учителя с применением презентации «О жизни и творчестве Жюля Верна»: «Жюль Габриель Верн родился 8 февраля 1828 года в г. Нанте во Франции в семье Пьера и Софи Верн. Профессия юриста в роду Вернов была наследственной, и Жюль тоже должен был стать юристом. В 11-лет он сбежал из дома и нанялся юнгой на шхуну «Корали», отправлявшуюся в Индию. Но отец догнал его на паровом катере и вернул домой. Жюль был выпорот и посажен на хлеб и воду. Хотя он вернулся домой, но сердцем остался на палубе «Корали». Его влекли далёкие страны и необъятные моря. От своего отца он унаследовал любознательность, увлечение наукой и открытиями, любовь к литературе. От матери – живое воображение, отливающее всеми цветами радуги. В 1847 году Жюль отправился в Париж для продолжения учёбы. Там его знакомят с самой колоритной фигурой – Александром Дюма. Именно Дюма посоветовал молодому человеку попробовать себя в литературе. Выйдя как-то от писателя, Верн воскликнул: «То, что он сделал для истории, я сделаю для науки!»
Богатейшее воображение оживляло географические картины, населяло «известные и неизвестные миры» героями – открывателями в географии и науке. Эти отважные люди стали прототипами реальных гениев, достижения которых превзошли позже самые смелые фантазии. В 1863 году вышел его первый роман «Пять недель на воздушном шаре», в котором он ввёл читателей в заблуждение: тогда ещё не было управляемых воздушных шаров. Жюль Верн – основоположник научной фантастики. Однако он подчёркивал: «Я всегда стою одной ногой в действительности». Именно потому, многие из его смелых пророчеств могли в будущем сбыться.
В творчестве писателя можно выделить четыре серии:
- Необыкновенные путешествия и приключения.
- Фантастика.
- История великих событий и путешествий.
- Детективы. Юмор и сатира.
Если собрать все его сочинения – стихи, пьесы, романы, рассказы, географические труды, статьи и очерки – составится библиотека из 120 томов. Жюль Верн оставил неизгладимый след в истории научной мысли. Видные учёные, изобретатели, путешественники с благодарностью вспоминали, что юношеское увлечение Жюлем Верном помогло им найти призвание. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж.Верном, – признался К.Э.Циолковский. – Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему не повела, если бы не встретила помощь со стороны науки».
24 марта 1905 года Жюль Верн умер в Амьене в окружении своих родных от приступа диабета. Незадолго до этого он написал: «Мы умираем, но дела наши продолжают жить, увековеченные теми силами, которые мы вызвали в себе. Мы оставляем на жизненном пути неизгладимые следы. Всё, что происходит, предопределено предшествующими событиями, и будущее – не что иное, как неведомое для нас продолжение прошлого».
Учитель кратко объяснила цели и задачи проекта, рассказала об этапах работы, которая продолжалась в течение двух лет: «Моё внимание и любовь к творчеству Жюля Верна проявилось ещё до проекта, который я представляю Вашему вниманию. На уроках физики я использовала цитаты, фрагменты, описания физических явлений из произведений великого писателя. Например, говоря, о дисперсии света, обращалась к отрывку из рассказа «Зелёный луч», где хорошо описано это редкое природное явление, красочным, поэтичным языком. Объясняя свойства линз, обращалась к фрагментам романов «Путешествие капитана Гаттераса» и «Таинственный остров». Урок становился ярче, а речь богаче и эмоциональнее, что важно для физики – науки формул и определений.
В декабре 2004 года я прошла подготовку по программе Intel «Обучение для будущего». Вот тогда и родилась идея данного проекта, так как компьютерные технологии дают огромные возможности (Приложение 1). Работа над ученическими проектами началась в феврале 2005 года. Сначала каждый ученик выбрал конкретное произведение Жюля Верна, прочитал его, составил план проекта и выполнил его. Все работы были представлены на школьных научно – практических конференциях, где получили высокую оценку и призовые места. А так же использовались при проведении единого классного часа «Мой любимый писатель» для учащихся десятых классов».
После этого выступила Батагаева Таня ученица 11Б класса с презентацией «Наутилус – реальность или вымысел» по роману «Двадцать тысяч лье под водой». Таня провела анализ конструкции «Наутилуса», сделала сравнение с современной подводной лодкой.
Затем представила свою работу Лаптева Валя ученица 11Б класса «Школа выживания по Ж. Верну» по роману «Таинственный остров» (Приложение 2). Валя показала в своей презентации как «робинзонам», потерпевшие крушение на воздушном шаре в воздухе, пришлось пройти весь путь, пройденный человечеством: начать с добывания огня, изготовления лука и стрел, примитивных орудий труда, домашней утвари, а затем создавать более сложное оборудование и приступить к большим работам.
Далее выступила Батагаева Таня с презентацией «Звезда грёз» по роману «Южная звезда» (Приложение 3), в которой идёт объяснение, способа Ж.Верна получения искусственного алмаза и его сравнение с современными технологиями.
Продолжила мастер-класс Лаптева Валя показом своей работы «Железный великан» по роману «Паровой дом». Она очень интересно делает сравнение «технического чуда» писателя с техникой того времени, когда жил Ж.Верн. Сделала вывод, что «Слон» является прототипом современных машин многопрофильного типа и даже началом робототехники. Работы учащихся отличаются высоким уровнем знания произведений писателя, умением находить интересные факты и представить их как научные гипотезы, которые подтверждены и доказаны современной наукой и техникой.
Учащиеся давали чёткие объяснения заинтересованной аудитории учителей, аргументировано отвечали на вопросы, т.е. смогли достойно представить свои работы.
После показа презентаций учитель Чернышева Л.О. продолжила доклад и завершила его хорошими стихами поэта и учёного В.Я.Брюсова, которые прозвучали как гимн фантасту, предугадавшему пути научного технического прогресса:
Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна,
Что тени вымысла плоть обретут для нас;
Что поплывёт судно громадней «Грейт Истерна»;
Что полюс покорит упрямый Гаттерас;
Что новых ламп лучи осветят тьму ночную;
Что по полям пройдёт, влекомый паром, Слон;
Что «Наутилус» нырнёт свободно в глубь морскую;
Что капитан Робур прорежет небосклон.
Свершились все мечты, что были так далёки.
Победный ум прошёл за годы сотни миль:
При электричестве пишу я эти строки,
И у ворот, гудя, стоит автомобиль…
В заключении мастер-класса присутствующие учителя города (30 человек) задавали вопросы учителю, высказывали пожелания, одобрения данной работе и дали высокую оценку.
Жюль Верн и Россия
1.3 Жюль Верн и Россия
Жюль Верн родился 8 февраля 1828 г. в приморском городе Нанте, отец его был адвокатом, по его стопам должен был пойти и будущий писатель, но Жюль Верн отказался от карьеры юриста, отдав предпочтение литературе. В 11 лет он тайком от родителей нанялся юнгой на шхуну, отправляющуюся в Индию, но путешествие не удалось: отец отыскал беглеца через несколько часов и возвратил домой. Получив диплом правоведа в Сорбонне, он занялся литературным трудом.
Рождение Ж. Верна как писателя-фантаста можно спросмотреть осень 1862 года, когда он написал роман «Пять недель на воздушном шаре». Давний покровитель Ж. Верна А. Дюма посоветовал ему обратиться к Этцелю, опытному издателю юношеского «Журнала воспитания и развлечения», где в начале 1863 года и был опубликован роман. Этцель заключил с Верном долгосрочный договор, согласно которому Верн должен был писать три книги в год.
Поселившись в рыбацком поселке Кротуа, Верн с энтузиазмом работал над циклом романов «Необыкновенные путешествия» (первоначальное название – «Путешествия в известные и неизвестные миры»). Однако в 1870 война с Пруссией нарушила планы Верна – он даже патрулировал Ла-Манш на своей яхте «Сен-Мишель». Спустя год Верн окончательно осел в Амьене.
Верн с детства был одержим морем и при первой возможности стремился взойти на борт корабля. В 1859 он совершил путешествие в Англию и Шотландию, а через два года – в Скандинавию. В 1867 вместе с братом Полем пересёк Атлантику от Ливерпуля до Нью-Йорка на борту «Грейт Истерн», самого большого парохода того времени. Но больше всего писатель мечтал обзавестить собственным судном. В 1868 он заказал 9-метровую шлюпку, которую в честь единственного сына назвал «Сен-Мишель».
Жюль Верн проделал не одну тысячу миль по морям и океанам. Но ещё чаще путешествовал в своём воображении. Большинство книг он написал в тиши амьенского дома, черпая необходимые для работы сведения в библиотеке.
Всего Ж. Верн создал около 70 романов. В них он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полеты.
Из 108 научных предвидений Ж. Верна воплощены в жизнь более половины.
Жюль Верн чрезвычайно быстро приобрёл популярность в России, где о его произведениях с большой похвалой отзывались величайшие русские писатели. Первый же его роман был незамедлительно переведен на русский язык и под названием «Воздушное путешествие через Африку» издан в Москве в 1864 году. Вскоре в журнале «Современник», популярном русском литературном издании, возглавляемом поэтом Николаем Некрасовым, появилась рецензия Михаила Салтыкова-Щедрина. Известный русский писатель-сатирик и литературный критик Салтыков-Щедрин дал высокую оценку этому роману. Противопоставляя «Путешествие» господствовавшей тогда детской литературе с ее наивной и фальшивой нравоучительностью, Салтыков-Щедрин отметил, что роман Жюля Верна непременно должен стать настольной детской книгой. Имя Жюля Верна часто фигурирует в русской литературе. Его герои становятся любимыми, незабываемыми типажами.
«Отворяется дверь, и в вагон входит высокая палкообразная фигура в рыжей шляпе и в щегольском пальто, сильно напоминающая опереточных и жюльверновских корреспондентов…» – это строки из рассказа Антона Чехова «Счастливчик» (1886 г.). Герой этого небольшого юмористического рассказа, новобрачный Иван Алексеевич имеет не только «жюльверновскую» внешность, но и один из типичных жюльверновских характеров: он добродушен, чудаковат, весел и чрезвычайно рассеян. На одной из станций он по ошибке садится во встречный поезд.
Антон Чехов и прежде обращался к творчеству Жюля Верна, которого ценил и уважал. В 1883 году Чеховым была написана и опубликована в журнале «Будильник» (№19) пародия под названием «Летающие острова. Сочинение Жюля Верна». Это небольшой забавный рассказ, по стилю и содержанию пародирующий манеру письма Жюля Верна. Необыкновенный талант и чувство юмора, присущие Чехову, позволяют делать это беззлобно, легко и весело. Позже эта пародия не раз переиздавалась и входила в различные сборники.
Очень высокого мнения о книгах Жюля Верна были Лев Толстой и Иван Тургенев. В 1891 году Толстой говорил: «Романы Жюля Верна превосходны, я их читал совсем взрослым, и все-таки, помню, они меня восхищали. В построении интригующей, захватывающей фабулы он удивительный мастер. А послушали бы вы, с каким восторгом отзывается о нем Тургенев! Я прямо не помню, чтобы он кем-нибудь еще так восхищался».
Почти все романы Жюля Верна переводились и печатались в России сразу после их выхода в свет во Франции.
В 1906 году начало издаваться первое (но, к сожалению, единственное в этом роде) полное собрание сочинений Жюля Верна в 88 томах. Эти книги печатались в Санкт-Петербурге в книгоиздательстве П.П. Сойкина в качестве приложения к журналу «Природа и люди», и некоторые переводы были сделаны неточно, с сокращениями. Отдельные романы выходили во многих издательствах. В 1917 году собрание сочинений было издано И.Д. Сытиным в качестве приложения к журналу «Вокруг света». Некоторые романы выходили и с рисунками Беннета.
Русский поэт Валерий Брюсов, автор многих поэтических сборников, рассказов, романов, драм и научных исследований, основную часть своего наследия написал и опубликовал в 90‑х годах XIX и в начале XX века. Брюсов сделал огромное количество переводов в стихах и в прозе, принимал участие в редактировании разных журналов. В своих неопубликованных дневниках Брюсов писал: «Жюль Верн… не знаю писателя (кроме разве Эдгара По), который произвел бы на меня такое впечатление. Я впивал в себя его романы. Некоторые страницы его произведений произвели на меня неотразимейшее действие. «Таинственный остров» заставлял меня леденеть от ужаса. Заключительные слова «Путешествия капитана Граттераса» были для меня высшее – доступной мне поэзией. Последние страницы «20 000 лье под водой», рассказ о «Наутилусе» (подводном корабле), замершем в безмолвии, до сих пор потрясают меня при перечитывании, может быть, по воспоминаниям…».
Ученый-геолог, писатель Владимир Обручев говорил: «Чтение книг Жюля Верна оказало огромное влияние на выбор моей профессии геолога и географа-путешественника». Обручев прожил долгую и плодотворную жизнь, он умер, когда ему исполнилось 93 года. Начал путешествовать Обручев еще молодым геологом, принимал участие в научных экспедициях по Сибири, Средней и Центральной Азии, в Забайкалье и на Тянь-Шане. Все свои путешествия Обручев описал, и не один раз. Он написал около тысячи научных трудов, среди них пятитомная «История геологического исследования Сибири». Кроме того, он был преподавателем. Жюль Верн был одним из любимых писателей Обручева. «В его книгах часто описывались ученые, иногда смешные и донельзя рассеянные. Они знали имена растений и камней, определяли морских рыб через окна «Наутилуса», умели делать взрывчатые вещества и лекарства, находили выход из трудных положений. И мне хотелось сделаться ученым и естествоиспытателем, открывать неизвестные страны, собирать растения, взбираться на высокие горы за редкими камнями».
В 1915 году появляется роман Обручева «Плутония», написать который его побудил роман Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», а точнее, геологические ошибки Жюля Верна (неправдоподобное для геолога описание подземного мира и возвращение на поверхность земли на плоту по раскаленной лаве). До этого случая Обручев ничего не писал для молодых читателей и не собирался этого делать, но позже появляются и другие его научно-фантастические романы.
Писатель Николай Островский так писал о Жюле Верне: «Он был не только моим спасителем в детстве, – он был для меня чем-то большим! Какое место в моей жизни занимали чудесные выдумки Жюля Верна! С каким трепетом читал я его объемистые книги, страдая от того, что чтение рано или поздно должно прийти к концу».
Известно, что Жюль Верн был одним из любимых авторов писателя и драматурга Михаила Булгакова. В 1924 году появляется его маленькая сатирическая повесть «Багровый остров». Действие происходит на неком острове Тихого океана, где неожиданно появляются жюльверновские романтические герои лорд Гленарван, Мишель Ардан, капитан Гаттерас, Паганель и Фелиас Фогг. По воле Булгакова они превращены в интервентов и участвуют в гражданской войне. В конце концов местному населению и удается отстоять свою независимость и прогнать пришельцев. На самом деле содержание повести иносказательно. В эту небольшую антиутопию вошел целый период русской истории, увиденный глазами внимательного и остроумного современника. Позже, в 1927 году, Булгаков пишет пьесу-памфлет под тем же названием, где появляется как бы сам ее автор, незадачливый писатель, взявший псевдоним «Жюль Верн» и принесший в театр для постановки свою пьесу «Багровый остров». Эта пьеса, веселая и трагичная, до сих пор не сходит со сцен московских театров.
В начале 30-х годов издательством «Земля и фабрика» выпускается первое советское собрание сочинений Жюля Верна. («Земля и фабрика» – первое название известного советского издательства «Художественная литература»).
В 1937 году появляется стихотворение советского писателя и поэта Виссариона Саянова «Жюль Верн». Поэтическое творчество Саянова пользовалось огромной популярностью в 20–30‑е годы. Поэт родился в далеких сибирских приисках, в Иркутской губернии, на реке Лене и рос среди золотоискателей и авантюристов. Книги Жюля Верна были неизменными спутниками его детства.
В 1946 году, сразу после войны, в свет вышла научно-художественная книга Николая Верзилина «По следам Робинзона». Ее автор, биолог и педагог, писатель и ученый, тоже вырос когда-то на романах Жюля Верна. В своей книге Верзилин стремится заинтересовать естествознанием и изучением природы молодежь, школьников, увлечь их странствиями по лесным тропам, открытием новых возможностей природного мира, и просто научиться любить, беречь и понимать все живое. В этой книге Верзилин часто обращается к героям романов Жюля Верна, хорошо знакомым его юным читателям, и в частности к героям «робинзонад» Жюля Верна. Человек может умело использовать множество природных материалов, яркий пример тому – роман «Таинственный остров». Верзилин восхищается отвагой и трудолюбием героев Жюля Верна, хотя и отмечает, как «везло им на сундуки»: капитан Немо подарил героям «Таинственного острова» сундучок с необходимыми инструментами и книгами, а в романе «Школа робинзонов» о том же позаботилась кузина Фина.
Кроме того, Верзилин, напоминая читателям, как был найден капитан Грант, предлагает организовать увлекательную игру-поиск, где один из участников оставляет записки (с указанием координат) в бутылке на берегу, скажем, ручья, а остальные стараются отыскать пропавшего товарища по приметам, оставленным в записке, и компасу.
В 1954 году советский писатель-реалист Леонид Соболев пишет повесть «Зеленый луч». Соболев почти всю свою жизнь служил во флоте на штурманских должностях, прошел гражданскую и Великую Отечественную войны, был военным корреспондентом. Его повести и рассказы посвящены морской тематике, они соединяют в себе романтику путешествий и героику труда моряков. Повесть «Зеленый луч» посвящена судьбе Алексея Решетникова, который родился, так же как и сам автор, в глухой сибирской деревне и мечтал о морских странствиях и приключениях вместе со своим другом Васькой. «В минуты раздумья и тишины в душе его поднималась знакомая волнующая мечта о море, просторном и свободном, о плаваниях, далеких и долгих, о незнакомых берегах, о тихих закатах, торжественных и величественных, таящих в себе редчайшее чудо зеленого луча, возможное только в океане и видимое лишь счастливцами. Об этом луче и о связанной с ним легенде Алеша узнал зимой, когда Васька в своих исступленных поисках всяческой морской литературы наткнулся в городской библиотеке на роман Жюля Верна с таким же названием. Книгу приятели проглотили залпом, хотя в ней говорилось не столько о морских приключениях, сколько о каком-то чудаке, который изъездил весь свет, чтобы увидеть последний луч уходящего солнца – зеленый луч, приносящий счастье тому, кто сумеет его поймать».
Потом Алексей становится моряком и артиллеристом, но мысль о зеленом луче живет вместе с ним, и он, как и жюльверновский герой, жадно ловит последний луч заходящего солнца. Во время войны луч зеленого прожектора указывал морякам путь возвращения на корабль после выполнения боевого задания. Зеленый луч – луч надежды и счастья.
С 1954 по 1957 год в Москве выходит новое, двенадцатитомное собрание сочинений Жюля Верна, а в 1958–61 годах в Ленинграде издается отдельно «История великих путешествий» Жюля Верна в трех томах. Последнее крупное издание было в 1980 году (8 томов).
Русским литературоведом и критиком Евгением Брандисом написаны три книги о Жюле Верне «Жюль Верн. Жизнь и творчество», «Жюль Верн. Повесть о великом мечтателе» и «Рядом с Жюлем Верном». Брандис – автор многих статей о Жюле Верне, предисловий и библиографий, член Парижского Жюльверновского Общества.
По романам Жюля Верна снято множество художественных фильмов, практически не проходит и дня, чтобы по радио или телевидению не звучало имя Жюля Верна или имен его героев. Очень популярны радиопостановки «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «В погоне за метеором». Среди них особенно удачна работа Олега Табакова «Пятнадцатилетний капитан». В свердловском Театре музыкальной комедии вот уже многих сезонов идет постановка по роману «Дети капитана Гранта». Музыку к этому спектаклю написали Исаак и Михаил Дунаевские.
В последних литературных альманахах тоже упоминается имя Жюля Верна, печатаются стихи о нем (например, стихотворение Вячеслава Казакевича «На воздушном шаре»). Интерес к творчеству Жюля Верна не ослабевает.
Многим русским и советским всемирно известным ученым Жюль Верн помог выбрать жизненный путь. Высоко ценили писателя Дмитрий Менделеев, ученый химик, педагог, открыватель периодического закона химических элементов, профессор Петербургского университета.
Николай Егорович Жуковский, профессор Московского университета, великий русский ученый, основоположник аэродинамики познакомился с книгами Жюля Верна еще до поступления в университет, они пользовались его особой любовью. Когда Жуковский уже стал всемирно известным ученым, в его научной библиотеке на почетном месте всегда стояла книга «Воздушный корабль» (так назывался в первом издании роман «Робур-завоеватель»).
Ученый и изобретатель, основоположник советской космонавтики Константин Циолковский говорил: «Жюль Верн пробудил мою мысль, заставил ее работать в нужном направлении».
Когда советская космическая ракета впервые передала на Землю фотографии обратной стороны Луны, ученые увековечили память гения научной фантастики, присвоив одному из «потусторонних» лунных кратеров имя «Жюль Верн». Этот кратер примыкает к морю Мечты.
Сатира и юмор в романах Жюля Верна: сочинение
Книжная серия «Библиотека «Огонёк». Библиотека юмора и сатиры» |
||||||||||
› Влад. Гиляровский. Сочинения в четырех томах › Стефан Цвейг. Собрание сочинений в семи томах. › А. С. Грин. Собрание сочинений в шести томах (1980) › Борис Горбатов. Собрание сочинений в четырех томах › Я. Гашек. Собрание сочинений в пяти томах › Н. С. Лесков Собрание сочинений в 5 томах › Джордж Гордон Байрон. Собрание сочинений в четырёх томах › А. К. Толстой. Собрание сочинений в четырех томах › Н. С. Лесков. Библиотека отечественной классики. Библиотека «Огонек» › А. Фадеев. Собрание сочинений в 4 томах › В. В. Маяковский. Собрание сочинений в восьми томах › Мережковский. Собрание сочинений в 4 томах › Виктор Гюго. Собрание сочинений в 10 томах › Н. Гоголь. Собрание сочинений в четырех томах › Альфонс Доде. Собрание сочинений в семи томах › Проспер Мериме. собрание сочинений в шести томах › Сергей Есенин. Собрание сочинений в трех томах › Мигель де Сервантес. Собрание сочинений в пяти томах › Анна Ахматова. Сочинения в двух томах › Гюстав Флобер. Собрание сочинений в четырех томах › Н. Островский. Сочинения в трех томах › И. А. Крылов. Собрание сочинений в двух томах › И. А. Гончаров. Сочинения в четырех томах › [Библиотека юмора и сатиры] › Бажов. Сочинения в трех томах (1976) › Крылов. Сочинения в двух томах › О. Генри Сочинения в трёх томах › Теодор Драйзер. Собрание сочинений в 12 томах › Джек Лондон. Собрание сочинений в 13 томах › Лев Толстой. Собрание сочинений в двенадцати томах › Оноре де Бальзак. Собрание сочинений в 24 томах › Александр Дюма. Собрание сочинений в 15 томах (+ дополнительные) › Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 12 томах › А. Куприн. Собрание сочинений в девяти томах Годы существования: 1991 – 1991 Серия юмористической прозы в составе «Библиотеки «Огонёк», включающая переводные авантюрно-плутовские романы времен античности и средневековья, а также отечественные сатирические рассказы первой половины ХХ века. Тематически серия является смешанной: содержит, в частности, произведения в жанре сказки/притчи. Твёрдая обложка; формат 84×108/32 (130×200 мм). Издания расставлены в алфавитном порядке по авторам и названиям. Изданий в серии:
|
Авторы по алфавиту:
20 марта 2020 г.
Уважаемые лаборанты! Сегодня завершается голосование во втором туре ежегодной премии Книга года по версии сайта Фантлаб.
Сатира и юмор в романах Жюля Верна: сочинение Ссылка на основную публикацию