Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия»
просмотреть сочинение | |||
Тип: Идейно-художественный анализ произведения |
Роман «Белая гвардия» М.А. Булгакова был написан в 1923-24 годах. События, легшие в основу романа, были пережиты самим автором в 1918-1919 годах в его родном городе Киеве.
Переосмысление и анализ гражданской войны дан Булгаковым в нетрадиционной для советского времени манере: история рассказана с позиции белых офицеров. Свою авторскую позицию писатель определил как попытку «стать бесстрастно над красными и белыми». Это стремление, с одной стороны, загубило печатную историю произведения: было издано только начало романа. С другой стороны, оно поставило «Белую гвардию» в один ряд с таким великим произведением русской литературы, как «Война и мир» Л.Н. Толстого.
С романом Толстого «Белую гвардию» связывает многое. Неслучайно в романе то заходит речь о произведении этого писателя, то промелькнут бородинские полки на портрете Александра I в гимназии. Два романа сближаются, в первую очередь, своей «беспристрастностью» в описании истории. В отличие от слащавой и напыщенной советской литературы, обличавшей белое движение, исторически «Белая гвардия» более точна.
Поднимается Булгаковым тема истории и личности в романе. Но, в отличие от Толстого, он не столь большой фаталист в истории.
Народные массы в «Белой гвардии» играют важную роль в развитии исторического процесса. Но они направляются не какой-то высшей силой, как утверждается в «Войне и мире», а своими собственными внутренними устремлениями.
В историческом конфликте, по Булгакову, участвуют несколько сил: офицеры, штаб во главе с гетманом и их защищающие немцы. Но есть и «третья сила на громадной шахматной доске» – петлюровцы, которые выражают стремления простых украинских мужиков.
Народная стихия, поддержавшая Петлюру, оказывается в «Белой гвардии» мощной силой, сокрушающей слабую, по-своему тоже стихийную, плохо организованную армию Скоропадского. Именно в недостатке организации обвиняет гетмана герой романа Алексей Турбин.
Но, как и бывает в жизни, от недостатка информации самое главное и не было замечено: как катилась к городу большая грозовая большевистская туча. Булгаков не отрицает того, что, возможно, именно большевики – та власть, которая принесет в Город мир и покой, столь желанные Турбиным. Вместе с тем, Булгаков старался дать понять читателям, что насилие исходило от большевиков никак не в меньшей степени, чем от их противников. Большевистский миф, по цензурным условиям, он вынужден разоблачать иносказательно, намеками на полное сходство красных с петлюровцами (последних ругать не запрещалось).
Это проявилось, в частности, в следующем эпизоде. По дорогам пошло привидение – некий старец Дегтяренко, полный душистым самогоном и словами страшными. Затем этот же Дегтяренко-пророк лежал и выл, и пороли его шомполами люди с красными бантами на груди. И самый хитрый мозг сошел бы с ума над этой закавыкой: ежели красные банты, то ни в коем случае не допустимы шомпола, а ежели шомпола – то невозможны красные банты.
Лейтмотивом «Белой гвардии» становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции. Основной конфликт также строится на противопоставлении дома, семейного очага, сокрытого за «кремовыми шторами», внешнему миру, который «грязен, кровав и бессмыслен».
Композиция романа строится хронологически. В построении композиции также можно заметить перекличку с толстовским произведением. В романе есть сцены, происходящие в доме, – сцены «мира» и сцены за пределами дома – сцены «войны».
Я считаю, что Булгаков в своем романе утвердил человеческую жизнь как абсолютную ценность, возвышающуюся над всякой национальной и классовой идеологией. Одна из самых важных сцен для раскрытия этой мысли – сцена в морге. Подробное описание трупов, уложенных штабелями, и тошнотворного запаха необходимо автору для того, чтобы показать весь ужас смерти. А Война по Булгакову – это и есть смерть.
В художественном отношении в романе также можно отметить влияние поэмы Блока «Двенадцать». Такие образы, как вьюга, ветер, люди в черном со штыками и красными звездами явно напоминают нам знаменитое произведение Блока.
В финале романа автор соглашается со Львом Толстым: только обращение к абсолюту, который символизирует звездное небо, может заставить людей навсегда отказаться от насилия. Однако, наученный опытом революции и гражданской войны, автор «Белой гвардии» вынужден констатировать, что люди не желают взглянуть на звезды над ними и следовать добру.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Булгаков М.А. / Белая гвардия / Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия»
Смотрите также по произведению “Белая гвардия”:
«Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия»»
Роман «Белая гвардия» был написан в 1923−24 годах. События, легшие в основу романа, были пережиты самим автором в 1918—1919 годах в его родном городе Киеве.
Переосмысление и анализ гражданской войны дан Булгаковым в нетрадиционной для советского времени манере: история рассказана с позиции белых офицеров. Свою авторскую позицию писатель определил как попытку «стать бесстрастно над красными и белыми». Это стремление, с одной стороны, загубило печатную историю произведения: было издано только начало романа. С другой стороны, оно поставило «Белую гвардию» в один ряд с таким великим произведением русской литературы, как «Война и мир» .
С романом Толстого «Белую гвардию» связывает многое. Неслучайно в романе то заходит речь о произведении этого писателя, то промелькнут бородинские полки на портрете Александра I в гимназии. Два романа сближаются, в первую очередь, своей «беспристрастностью» в описании истории. В отличие от слащавой и напыщенной советской литературы, обличавшей белое движение, исторически «Белая гвардия» более точна.
Поднимается Булгаковым тема истории и личности в романе. Но, в отличие от Толстого, он не столь большой фаталист в истории.
Народные массы в «Белой гвардии» играют важную роль в развитии исторического процесса. Но они направляются не какой-то высшей силой, как утверждается в «Войне и мире», а своими собственными внутренними устремлениями.
В историческом конфликте, по Булгакову, участвуют несколько сил: офицеры, штаб во главе с гетманом и их защищающие немцы. Но есть и «третья сила на громадной шахматной доске» — петлюровцы, которые выражают стремления простых украинских мужиков.
Народная стихия, поддержавшая Петлюру, оказывается в «Белой гвардии» мощной силой, сокрушающей слабую, по-своему тоже стихийную, плохо организованную армию Скоропадского. Именно в недостатке организации обвиняет гетмана герой романа Алексей Турбин.
Но, как и бывает в жизни, от недостатка информации самое главное и не было замечено: как катилась к городу большая грозовая большевистская туча. Булгаков не отрицает того, что, возможно, именно большевики — та власть, которая принесет в Город мир и покой, столь желанные Турбиным. Вместе с тем, Булгаков старался дать понять читателям, что насилие исходило от большевиков никак не в меньшей степени, чем от их противников. Большевистский миф, по цензурным условиям, он вынужден разоблачать иносказательно, намеками на полное сходство красных с петлюровцами (последних ругать не запрещалось).
Это проявилось, в частности, в следующем эпизоде. По дорогам пошло привидение — некий старец Дегтяренко, полный душистым самогоном и словами страшными… Затем этот же Дегтяренко-пророк лежал и выл, и пороли его шомполами люди с красными бантами на груди. И самый хитрый мозг сошел бы с ума над этой закавыкой: ежели красные банты, то ни в коем случае не допустимы шомпола, а ежели шомпола — то невозможны красные банты.
Лейтмотивом «Белой гвардии» становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции. Основной конфликт также строится на противопоставлении дома, семейного очага, сокрытого за «кремовыми шторами», внешнему миру, который «грязен, кровав и бессмыслен».
Композиция романа строится хронологически. В построении композиции также можно заметить перекличку с толстовским произведением. В романе есть сцены, происходящие в доме, — сцены «мира» и сцены за пределами дома — сцены «войны».
Я считаю, что Булгаков в своем романе утвердил человеческую жизнь как абсолютную ценность, возвышающуюся над всякой национальной и классовой идеологией. Одна из самых важных сцен для раскрытия этой мысли — сцена в морге. Подробное описание трупов, уложенных штабелями, и тошнотворного запаха необходимо автору для того, чтобы показать весь ужас смерти. А Война по Булгакову — это и есть смерть.
В художественном отношении в романе также можно отметить влияние поэмы Блока «Двенадцать». Такие образы, как вьюга, ветер, люди в черном со штыками и красными звездами явно напоминают нам знаменитое произведение Блока.
В финале романа автор соглашается со Львом Толстым: только обращение к абсолюту, который символизирует звездное небо, может заставить людей навсегда отказаться от насилия. Однако, наученный опытом революции и гражданской войны, автор «Белой гвардии» вынужден констатировать, что люди не желают взглянуть на звезды над ними и следовать добру.
Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова “Белая гвардия”
Роман “Белая гвардия” М. А. Булгакова был написан в 1923-24 годах. События, легшие в основу романа, были пережиты самим автором в 1918-1919 годах в его родном городе Киеве. Переосмысление и анализ гражданской войны дан Булгаковым в нетрадиционной для советского времени манере: история рассказана с позиции белых офицеров. Свою авторскую позицию писатель определил как попытку “стать бесстрастно над красными и белыми”. Это стремление, с одной стороны, загубило печатную историю произведения: было издано только начало романа.
С другой стороны,
Два романа сближаются, в первую очередь, своей “беспристрастностью” в описании истории. В отличие от слащавой и напыщенной советской литературы, обличавшей белое движение, исторически “Белая гвардия” более точна. Поднимается Булгаковым тема истории и личности в романе. Но,
Народные массы в “Белой гвардии” играют важную роль в развитии исторического процесса. Но они направляются не какой-то высшей силой, как утверждается в “Войне и мире”, а своими собственными внутренними устремлениями. В историческом конфликте, по Булгакову, участвуют несколько сил: офицеры, штаб во главе с гетманом и их защищающие немцы. Но есть и “третья сила на громадной шахматной доске” – петлюровцы, которые выражают стремления простых украинских мужиков. Народная стихия, поддержавшая Петлюру, оказывается в “Белой гвардии” мощной силой, сокрушающей слабую, по-своему тоже стихийную, плохо организованную армию Скоропадского.
Именно в недостатке организации обвиняет гетмана герой романа Алексей Турбин. Но, как и бывает в жизни, от недостатка информации самое главное и не было замечено: как катилась к городу большая грозовая большевистская туча. Булгаков не отрицает того, что, возможно, именно большевики – та власть, которая принесет в Город мир и покой, столь желанные Турбиным.
Вместе с тем, Булгаков старался дать понять читателям, что насилие исходило от большевиков никак не в меньшей степени, чем от их противников. Большевистский миф, по цензурным условиям, он вынужден разоблачать иносказательно, намеками на полное сходство красных с петлюровцами . Это проявилось, в частности, в следующем эпизоде. По дорогам пошло привидение – некий старец Дегтяренко, полный душистым самогоном и словами страшными…. Затем этот же Дегтяренко-пророк лежал и выл, и пороли его шомполами люди с красными бантами на груди. И самый хитрый мозг сошел бы с ума над этой закавыкой: ежели красные банты, то ни в коем случае не допустимы шомпола, а ежели шомпола – то невозможны красные банты.
Лейтмотивом “Белой гвардии” становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции. Основной конфликт также строится на противопоставлении дома, семейного очага, сокрытого за “кремовыми шторами”, внешнему миру, который “грязен, кровав и бессмыслен”. Композиция романа строится хронологически.
В построении композиции также можно заметить перекличку с толстовским произведением. В романе есть сцены, происходящие в доме, – сцены “мира” и сцены за пределами дома – сцены “войны”. Я считаю, что Булгаков в своем романе утвердил человеческую жизнь как абсолютную ценность, возвышающуюся над всякой национальной и классовой идеологией. Одна из самых важных сцен для раскрытия этой мысли – сцена в морге.
Подробное описание трупов, уложенных штабелями, и тошнотворного запаха необходимо автору для того, чтобы показать весь ужас смерти. А Война по Булгакову – это и есть смерть. В художественном отношении в романе также можно отметить влияние поэмы Блока “Двенадцать”. Такие образы, как вьюга, ветер, люди в черном со штыками и красными звездами явно напоминают нам знаменитое произведение Блока. В финале романа автор соглашается со Львом Толстым: только обращение к абсолюту, который символизирует звездное небо, может заставить людей навсегда отказаться от насилия.
Однако, наученный опытом революции и гражданской войны, автор “Белой гвардии” вынужден констатировать, что люди не желают взглянуть на звезды над ними и следовать добру.
“На зеркало неча пенять, коли рожа крива.” Я думаю, что, когда автор подбирает эпиграф к своему произведению, он проделывает очень кропотливую работу. Ведь эпиграф – это своего рода ключ, с помощью которого читатель может глубже проникнуть в.
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”? Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – один из главных героев комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Еще из “Замечаний для господ актеров” мы узнаем, что городничий – это практичный и неглупый человек.
Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме “Мороз, Красный нос” очень большую роль играет.
“Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…” Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в 1921 году. Над романом он работал в годы Гражданской войны, и поэтому в нем подняты основные проблемы человеческой жизни и будущего России. Произведение.
Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова “Белая гвардия” Тема сновидений героев далеко не случайна в романе М. Булгакова “Белая гвардия”. Сам писатель написал свой роман, когда проснулся после грустного сна: “Мне снился родной город, зима, снег, гражданская война….
Через какие испытания проходят герои романа Тургенева “Отцы и дети”? Своей главной задачей в романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев, на мой взгляд, считал развенчание теории нигилизма – своеобразной “болезни” молодого поколения 60-ых годов 19 века. Писатель считал нигилистические.
Случайности на пути Раскольникова к убийству В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский достигает вершины своего таланта. Он с величайшим мастерством изображает перед читателями душевный мир запутавшегося в своих мыслях и сомнениях человека – Родиона.
Какое место в жизни героев Толстого занимает любовь План. 1. Толстой – писатель, религиозный мыслитель, философ. 2. Тема любви в романе “Война и мир”: 1) любовь – главный критерий оценки героев произведения; 2) Наташа Ростова, Мария Болконская, Пьер.
Тема защита природы в современной прозе Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме: человек и природа. Имена почти всех писателей связаны с живописными местами. Пушкин не отделим от Михайловского, Толстой –.
История отношений Базарова с Одинцовой Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. “Это что за фигура.
Что такое счастье, добро и зло? Наверное, каждый задавался таким вопросом, каждый и отвечал по-разному. У всех есть свое мнение, и это сочинение-рассуждение о моем понятии добра, зла и счастья. Добро и зло это совершенно разные.
Образ уездного города в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” События комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” происходят в 1831 году в некотором уездном городе. Как сказал о нем городничий “Да, отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не.
Философская лирика Н. Заболоцкого Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь – это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда.
Конспект урока по истории “Музеи нашего города” 5 класс План-конспект Открытого урока краеведения в 5 классе Тема: Музеи нашего города. Цель: познакомить учащихся с филиалом краеведческого музея “Арсенал”, краеведческим музеем, домом – музеем В. Л. Дурова, литературным музеем –.
“Патриотизм состоит не в пышных возгласах…” В. Г. Белинский “Как закалялась сталь” – роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент: революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин – один из ярчайших представителей своего поколения. Он и.
Анализ главы “Фотография, на которой меня нет” из книги В. Астафьева “Последний поклон” В книге Виктора Астафьева “Последний поклон” выражается стремление писателя показать истоки народного характера, таких его слагаемых, как сострадание, долг, совесть, красота. В повести много героев, но в центре нашего внимания.
Роман И. Тургенева “Рудин” Работу над “Рудиным” Тургенев начал в 1855 году. Сначала роман назывался “Гениальная натура”. Под гениальностью Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под натурой.
В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского “Идиот”? Среди произведений Достоевского, созданных в шестидесятые годы, важное место занимает роман “Идиот”. Достоевский работал над ним заграницей , откуда с волнением следил за происходящим в России. Писатель предугадывал трагедию современного.
Изображение Кутузова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Л. Н. Толстой в романе “Война и мир” намеренно избегал героизации образа русского полководца. Кутузов является представителем народа, обычным русским человеком, способным понять желания и стремления народа. Народ боялся за.
Поход в дельфинарий План 1. Дельфинарии. 2. Дельфинарий в моем городе. 3. Дельфины – умные млекопитающие. 4. Завораживающее представление. 5. Дети и взрослые в восторге. Бывая в Крыму, в курортных городах, мы с.
Сейчас вы читаете: Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова “Белая гвардия”
Художественный мир романа. Композиция и значение эпиграфов
Роман имеет кольцевую композицию. Он начинается и заканчивается грозными предчувствиями апокалипсиса. В романе присутствует мотив дьявольщины. С ним связаны такие детали, как преисподняя, ад, куда спускаются Николка с сестрой Най-Турса в поисках его тела, «чертова кукла» Тальберг, черт в рясе на колокольне собора, демон – Шполянский, демон – Шервинский.
Символикой апокалипсиса пронизан весь роман, кровавые революционные события изображены как Страшный суд. Однако апокалипсис в романе – это не только гибель, но и спасение, свет. Писатель показывает, что главная цель человеческого бытия ничего не значит. Наступил, казалось бы, конец света. Но семья Турбиных продолжает жить в прежнем времяизмерении.
Булгаков тщательно описывает все бытовые мелочи, сохраненные в семье: печь (сосредоточение всей жизни), сервиз, абажур (символ семейного очага), кремовые шторы, которые как бы закрывают семью, спасают ее от внешних событий. Все эти детали быта, несмотря на внешние потрясения, остаются такими же, какими и были. Быт в романе – это символ бытия. Когда все вокруг рушится, ценности подвергаются переоценке, быт нерушим. Сумма мелочей, составляющих быт Турбиных, – это культура интеллигенции, тот фундамент, который сохраняет в целости характеры героев.
Мир в романе показан как дьвольский карнавал, балаган. Через театрально-балаганные образы автор показывает хаос истории. Сама история показывается в театральной стилистике: неоднократно меняются игрушечные короли, Тальберг называет историю опереткой; многие герои переодеваются. Переодевается и бежит Тальберг, потом гетман и другие белые, затем бегство захватывает всех. Шполянский похож на оперного Онегина. Он актер, постоянно меняющий маски. Но Булгаков показывает, что это не игра, а реальная жизнь.
Турбины даны автором в тот момент, когда семью постигает утрата (смерть матери), когда в дом вторгаются чуждые ему начала хаоса, разлада. Символическим воплощением их становится новый лик Города. Город предстает в романе в двух временных координатах – прошлом и настоящем. В прошлом он не враждебен дому. Город, с его садами, крутыми улочками, днепровскими кручами, Владимирской горкой со статуей святого Владимира, сохраняя неповторимый облик Киева, праматери русских городов, выступает в романе как символ русской государственности, которую грозят уничтожить волны скоропадщины, петлюровщины, «корявый мужичонков гнев».
Текущие события включаются автором в большое время. Трагичные эпизоды в потоке истории Булгаков часто приоткрывает героям через сновидения. Провидческие сны в романе являются одним из способов отражения глубин подсознания героев. Соотнося реальность с идеальными представлениями, они в символической форме раскрывают всечеловеческую истину. Так, размышляя о происходящем в свете проблем бытия, Алексей Турбин из «первой попавшейся ему книги» («Бесов» Достоевского), «бессмысленно возвращаясь к одному и тому же», вычитывает фразу: «Русскому человеку честь – одно только лишнее бремя. » Но явь перетекает в сон, и когда под утро Алексей засыпает, во сне к нему является «маленького роста кошмар в брюках в крупную клетку», говорящий: «Голым профилем на ежа не сядешь. Святая Русь – страна деревянная, нищая и. опасная, а русскому человеку честь – только лишнее бремя». «Ах ты! – вскричал во сне Турбин. – Г-гадина, да я тебя. – Турбин во сне полез в ящик стола доставать браунинг, сонный достал, хотел выстрелить в кошмар, погнался за ним, и кошмар пропал». И снова сон перетекает в явь: «Часа два тек мутный, черный, без сновидений сон, а когда уже начало светать бледно и нежно за окнами комнаты, выходящей на застекленную веранду, Турбину стал сниться Город», – так заканчивается третья глава.
Во снах, прерывающих повествование, выражается авторская позиция. Ключевым является сон Алексея Турбина, когда ему представляется рай, в котором есть Най-Турс и вахмистр Жилин. Рай, в котором есть место и для красных, и для белых, и бог говорит: «Все вы для меня одинаковы, на поле брани убиенные». Один и тот же сон снится и Турбину, и безымянному красноармейцу.
Распад прежней, привычной жизни писатель показывает через разрушение дома, в традициях Бунина («Антоновские яблоки») и Чехова («Вишневый сад»). При этом сам дом Турбиных – тихая «гавань» с кремовыми шторами – становится своего рода центром нравственно-психологической устойчивости автора.
Город, в котором разворачиваются основные события, является пограничной зоной между тихой «гаванью» и кровавым окружающим миром, от которого все бегут. Мотив бега, зарождающийся в этом «внешнем» мире, постепенно углубляется и пронизывает все действие книги. Так в “Белой гвардии” складываются три взаимосвязанных и взаимопроникающих пространственно-временных, сюжетно-событийных и причинно-следственных круга: дом Турбиных, Город и мир. Первый и второй мир имеют четко очерченные границы, а третий без- граничен и потому непонятен. Продолжая традиции романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Булгаков показывает, что в жизни дома отражаются все внешние события, и только дом может служить героям нравственной опорой.
По некоторым реалиям, обозначенным в романе, можно понять, что действие происходит в Киеве. В романе он обозначен просто как Город. Таким образом, пространство разрастается, трансформируя Киев в город вообще, а город – в мир. Происходящие события приобретают космический масштаб. С позиций человеческих ценностей значимость принадлежности человека к социальной группе утрачивается, а писатель оценивает действительность с позиции вечной человеческой жизни, неподвластной разрушительной цели времени.
Эпиграфы к роману имеют особое значение. Роману предпосланы два эпиграфа. Первый укореняет происходящее в русской истории, второй – соотносит его с вечностью. Их наличие служит знаком избранного Булгаковым типа обобщения – от изображения сегодняшнего дня к его проекции на историю, на литературу ради того, чтобы выявить общечеловеческий смысл происходящего.
Первый эпиграф – пушкинский, из «Капитанской дочки»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. “Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”». Этот эпиграф передает не только эмоциональную тональность «смутного времени», но и воспринимается как символ нравственной устойчивости булгаковских героев на трагическом переломе эпохи.
Ключевые слова пушкинского текста («снег», «ветер», «метель», «буран») напоминают о возмущении мужицкой стихии, о счете мужика к барину. Образ разбушевавшейся стихии становится в романе одним из сквозных и напрямую связан с булгаковским пониманием истории, имеющей разрушительный характер. Самим выбором эпиграфа автор подчеркнул, что речь в его первом романе идет о людях, вначале трагически заблудившихся в железном буране революции, но нашедших в ней свое место и дорогу. Этим же эпиграфом писатель указал и на свою непрерывающуюся связь с классической литературой, в частности с традициями Пушкина, с «Капитанской дочкой» – замечательным размышлением великого рус- ского поэта о русской истории и русском народе. Продолжая традиции Пушкина, Булгаков добивается своей художественной правды. Так, в “Белой гвардии” появляется слово «пугачевщина».
Второй эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова» («И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. »), усиливает ощущение кризисности момента. Этот эпиграф акцентирует момент личной ответственности. Тема апокалипсиса все время возникает на страницах романа, не давая забыть, что перед читателем – картины Страшного суда, напоминая, что Суд этот осуществляется «сообразно с делами». Кроме того, в эпиграфе подчеркивается вневременная точка зрения на происходящие события. Примечательно, что в следующем стихе Апокалипсиса, хотя он и не включен в текст романа, говорится следующее: «. и судим был каждый по делам своим». Так в подтексте мотив суда входит в судьбу каждого из героев романа.
Роман открывается величественным образом 1918 года. Не датой, не обозначением времени действия, а именно образом: «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Время и пространство “Белой гвардии” символично перекрещиваются. Уже в самом начале романа линия библейских времен («И судимы были мертвые. ») пересекает синхроническое пространство грозных событий. По мере развития действия пересечение приобретает форму креста (особенно выразителен в финале романа), на котором распята Русь.
Сатирические персонажи романа объединены мотивом «бега». Гротескная картина Города оттеняет трагедию честного офицерства. Используя мотив «бега», Булгаков показывает масштабы паники, охватившей разные слои населения.
Символическим атрибутом изображаемых событий в романе становятся цветовые решения. Трагическая реальность (холод, смерть, кровь) отражается в контрасте мирного заснеженного Города и красно-черных тонов. Одним из наиболее употребительных цветов в романе является белый цвет, являющийся, по мнению автора, символом чистоты и истины. В восприятии автора белый цвет имеет не только политическую окраску, а сокровенный смысл, символизирующий позицию «над схваткой».С белым цветом Булгаков связывал свои представления о Родине, доме, семье, чести. Когда над всем этим нависает угроза, черный цвет (цвет зла, скорби и хаоса) поглощает все остальные краски. Для автора черный цвет является символом нарушения гармонии, а контрастное сочетание белого и черного, черного и красного, красного и голубого подчеркивает трагедию персонажей и передает трагизм событий.
Сочинение «Основная тема романа М. Булгакова «Белая гвардия» для 11 класса.
Роман «Белая Гвардия» рассказывает о событиях Гражданской Войны на Украине. Это первый роман Михаила Булгакова. В предлагаемом сочинении речь пойдет о теме романа. Сочинение предназначено для 11 класса.
«Белая гвардия» — основная тема романа
Михаил Афанасьевич Булгаков — талантливейший писатель и ярчайший представитель русской литературы самой трагической для всей советской эпохи. Родился он в интеллигентной и дружной семье профессора духовной академии в городе Киеве. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением жизни провинциальных городов, каким считался Киев в дореволюционной России. Эти традиции Булгаков сохранил до конца своих дней, несмотря ни на какие трудности и перипетии жизни.
Необыкновенный талант писателя, совместивший в себе и лирика, и сатирика, и фантаста, и философа, был не сразу принял и понят новыми революционными деятелями литературы. Вера его, принципы, художественная натура никак не вписывались в литературу социалистического реализма. Но, оставаясь самим собой, как бы дорого это ему ни стоило, Булгаков заявляет в своей первой повести «Записки на манжетах»: «Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну».
Булгаков серьезно раздумывал о сути и смысле революции и гражданской войны, потрясших нашу Родину. Этим раздумьям посвящен роман писателя «Белая гвардия» и пьеса, созданная по его мотивам «Дни Турбиных». Главной темой этих произведений послужила судьба интеллигентной семьи, живущей в обстановке гражданской войны и всеобщего хаоса 1918 года.
Пора частых кровопролитий при нескончаемой смене власти в городе приносит смерть одним и озлобленность и ожесточение другим. Этому нарастающему насилию небольшая семья Турбиных противопоставляет упорное стремление сохранить все бессмертные общечеловеческие ценности, свой устоявшийся бытовой порядок. Большой дом Турбиных полон тепла и уюта, который привнесла в него еще их мать. Здесь всегда найдет поддержку и ласковое слово любой гость: и неуклюжий Лариосик, и подвыпивший и замерзший капитан Мышлаевский. Здесь, за «креповыми шторами» течет жизнь, полная любви и благородства, пронизанная тревогой и страхом, потому что там, за шторами, бушуют вихри гражданской войны. Здесь «скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна…», здесь любят цветы — символ мира и старого порядка, «утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подходах к городу коварный враг…»
Хранительницей этого уголка семейного счастья являются Елена Турбина, чей муж полковник Тальберг своим малодушием заслужил презрение Булгакова-автора, что выразилось в его словах: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия чести!» Конечно, не все представители интеллигенции сумели сохранить в это смутное время честь и достоинство. Таким оказался и сосед Турбиных Лисович: «Инженер и трус, буржуй и несимпатичный». Но зато полная противоположность им — братья Елены: Алексей и восемнадцатилетний Николка.
Это подлинные русские офицеры, верные своему долгу и чести, болеющие за судьбу России. Алексей Турчанинов глубоко переживает, что не смог в самом начале рассмотреть, осмыслить и понять, «что такое Петлюра». Но теперь он точно знает и убежден, что в нынешней сумятице есть только две реальные силы: бывшие царские военные и новые большевики. Турбин недвусмысленно высказывает предположение о возможной победе этих самых большевиков. К нему присоединяется и капитан Мышлаевский: «Большевики? … Великолепно!… Пусть мобилизуют. По крайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ не с нами. Народ против нас». Волевой, сильный, умный и смелый Алексей Турбин погибает, преданный теми, за кого он сражался.
Но роман завершается на жизнеутверждающей ноте. Булгаков призывает нас в своем произведении хранить те непреходящие жизненные ценности, что вечны и не имеют классовой градации. Не подчиняясь в своем творчестве никаким политическим взглядам, М. Булгаков сумел в своем романе «стать бесстрастно над красными и белыми». Он учит ценить жизнь и общечеловеческие истины, независимо от разных «великих идей».
Роман Михаила Булгакова замечателен своей неординарностью в изображении гражданской войны, самой трагической страницы в истории нашей страны.
Педагогический проект: Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
проект (литература, 11 класс) по теме
Актуальность педагогического проекта: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.
Проект призван помочь обучающимся раскрыть основные проблемы, затронутые автором в романе.
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
pechatat.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «СОШ №103» г. Саратов
Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
учитель русского языка и литературы
- Пояснительная записка.
- Введение
- Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
- Авторская позиция.
- Своеобразие решения темы.
- Тема доблести русского офицерства.
- Символика романа.
- Заключение
- Литература
Урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» на тему «Человек. Семья. История»
Автор помещает в эпиграф знаменитые строки из Апокалипсиса, согласно которым «судим будет каждый сообразно с делами своими». Тема возмездия за содеянное, тема моральной ответственности за свои поступки, за выбор, который человек делает в своей жизни, – ведущая тема романа. Такое обрамление произведения словами Библии придает ему дыхание вечности, соединяет судьбы человеческие в единую цепь, которая питается из глубины веков и становится историей.
Личность на крутом повороте истории, человек в водовороте событий, образ Времени и нравственная ответственность за выбор в момент трагической ломки – вот что волновало писателя в романе.
Актуальность педагогического проекта: основная тема романа –
трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.
Проект призван помочь обучающимся раскрыть основные проблемы, затронутые автором в романе.
Обоснование проекта: сохранение культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.
Цель: показать на примере русской интеллигенции трагедию людей, которые стали жертвами истории.
Задачи: понять, как раскрывается человек в ситуации выбора.
Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об этом свидетельствуют сотни литературоведческих, биографических, методических работ, посвященных писателю. Однако современное булгаковедение характеризуется не только увеличением количества монографий и статей, но и актуализацией новых аспектов интерпретации произведений этого автора.
Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали произведения писателя с идеологической точки зрения, акцентируя социально-историческую проблематику и оставляя без должного внимания проблемы религиозно-философские и онтологические. Такое, несколько поверхностное толкование приводило к искажению художественного мира М. Булгакова.
За последние двадцать лет точка зрения исследователей творчества М. Булгакова на его произведения изменилась. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим принципом всего булгаковедения последних лет: взгляд на человеческую жизнь и исторические события с позиции вневременных ценностей.
Методологической основой исследования послужили труды русских философов рубежа XIX-XX веков Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, М. Гершензона, Н. Трубецкого, П. Струве, П. Флоренского. Литературоведческой базой являются теоретические положения М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова, В.Е. Хализева, Е.Б. Скороспеловой. В исследовании использовались биографический, системно-целостный методы, элементы мотивного, мифопоэтического, интертекстуального анализа, метод религиозно-философской интерпретации текстов.
Методы исследования: анализ методической и художественной литературы.
3. Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
3.1. Авторская позиция.
Обращение М. А. Булгакова к традиционной в 1920-е гг. теме революции и Гражданской войны нашло отражение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» (1925) и пьесе «Дни Турбиных» (1926). Авторская трактовка изображаемых событий расставляла акценты иначе, чем было принято в официальной литературе «нового общества»: белая гвардия не предстает в виде отрицательных персонажей. В пьесе, претерпевшей не одну переработку, автор уделил особое внимание семье Турбиных, о чем писал П. С. Попов, друг М. А. Булгакова: «Дни Турбиных» — одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя. Можно откинуть стиль, воплощение, игру, общественную значимость, идеологическую заостренность, исторический колорит, можно взвесить и взмерить все эти ингредиенты, и все-таки сверх всего остается еще одна изюминка, в которой «вся соль». Воплощена ли она в символе кремовых штор, елки или небесного занавеса, усыпанного звездами, облекающими мир, но тут есть всепокоряющий стимул жизни, он и выступает так мощно, что стягивает все части». Писатель в романе, а затем и в его драматическом переложении показал трагедию людей, которые стали жертвами истории.
Роман М. Булгакова «Белая гвардия» – книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль автора в следующих словах романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» И весь роман – это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.
3.2.Своеобразие решения темы.
Практически все герои романа имели своих прототипов, а сама «Белая гвардия» писалась на автобиографической основе. По сути, М. А. Булгаков создает гимн верности своему долгу, благородству русского воинства, не способного ценой предательства того, во что верили всю жизнь, спасти свои жизни. По стране поднимается буран, метель, за которой не видно дороги, не видно будущего. Не случайно в качестве эпиграфа писатель берет слова из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». И каждый определяет дорогу сам, в соответствии со своими жизненными ценностями. Решению авторской задачи подчинена и своеобразная композиция романа. Летописный стиль повествования придает частным фактам более обобщенное звучание и эпическую глубину.
3.3.Тема доблести русского офицерства.
Образ Дома Турбиных становится главным в структуре романа и противостоит символическому образу Города. Сам М. А. Булгаков отмечал, что роман — это «изображение интеллигентстко-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии». Не столкновение масс изображает писатель в романе, а трагедию конкретных людей. В центре событий оказывается семья Турбиных, автор сделал это намеренно, т.к. считал именно «русскую интеллигенцию самым лучшим слоем в нашей стране». Русское офицерство, предаваемое генералами и используемое в качестве разменной монеты в политических играх, всегда оставалось символом доблести и благородного служения своему народу, своему Отечеству, таковы в романе образы военврача Алексея Турбина, его младшего брата юнкера Николки, поручика Мышлаевского, полковника Най-Турса.
3.4. Символика романа.
В пространстве Дома остается островок прошлой жизни с ее трогательными атрибутами: кремовые шторы, зеленый абажур, печка с изразцами и т.д. За окнами Дома воет вьюга Города, там решается история, там рушится размеренный мир, там решается возможная судьба России. По выражению М. Волошина, М. Булгаков оказался в числе первых русских писателей, кто «запечатлел душу русской усобицы».
Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова Белая гвардия: сочинение Ссылка на основную публикацию