Поэтический гений Байрона: сочинение

«Поэтический гений Байрона»

Поселившись в Италии, Байрон примкнул к тайной революционной организации итальянских патриотов — карбонариев. Они задумали освободить свою страну от австрийского ига, но в 1821 г. потерпели поражение.

Летом 1823 г. Байрон отправился в Грецию, чтобы принять участие в борьбе греческого народа против владычества турок. Поэт умер в Греции, ее народ оплакивал Байрона как своего национального героя.

В «Паломничестве Чайльд Гарольда» (первые две песни — 1812 г., третья — 1816 г., четвертая — 1818 г.) Байрон, обличая реакцию, прославлял народы Испании, Италии, Греции, которые сражались за свое освобождение от власти чужеземцев. Он вдохновлял на борьбу тех, кто медлил взяться за оружие. Чайльд Гарольд, герой поэмы, разочарованный в светском обществе, многими чертами напоминал своего создателя.

В Гяуре, Корсаре, Ларе — романтических героях одноименных восточных поэм (1813 — 1816) Байрона — нетрудно узнать, по словам В. Г. Белинского, «колоссальную, гордую и непреклонную личность» самого поэта. Эти герои порвали с ненавистным обществом, стали изгнанниками, найдя пристанище на лоне роскошной экзотической природы. Им свойственны бурные страсти. Их гордость, воля, стремление к свободе неукротимы. Они ни перед кем не склонят головы.

Подобные герои захватывали воображение современников Байрона, которые видели в них борцов за освобождение человеческой личности. Автор восточных поэм, по выражению А. С. Пушкина, надолго стал признанным «властителем. дум».

В образах романтических героев — страдальца Бонивара, заточенного в Шильонский замок за республиканские убеждения (поэма «Шильонский узник», 1816), трагически одинокого Манфреда (драматическая поэма «Манфред», 1817), богоборца Каина (драматическая поэма «Каин», 1821) — Байрон славил человеческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков или же против законов самой Вселенной.

В поэзии Байрона раскрылось богатство его души, исполненной гражданских чувств, глубоких страстей, восторга перед красотой искусства и природы.

Незаконченный стихотворный роман «Дон Жуан» (1818 — 1823) Пушкин считал шедевром Байрона, а Гёте — «бесконечно гениальным произведением». Юный Дон Жуан ничем не похож на прежних романтических героев — он самый обыкновенный человек. Его многочисленные приключения в разных странах дают Байрону повод для критики общественной и политической жизни Европы, поэтому лирические отступления порой совсем заслоняют повествование о жизни героя. Байрон — и лирик, воспевающий поэтическую любовь Жуана и Гайдэ, выражающий собственные чувства и мысли о жизни и правах людей, о природе, и сатирик, осмеивающий торгашество, лицемерие, ханжество, бичующий душителей свободы — реакционных правителей европейских государств.

Я возглашаю: камни научу я

Громить тиранов! Пусть не говорит

Никто, что льстил я тронам! Вам кричу я,

Мир в оковах рабской тьмы

Таким, каким был он, показали мы!(«Дон Жуан», перевод Т. Гнедич.)

Общественное значение творчества Байрона, по мнению Белинского, в том, что поэт стремился «не столько к изображению современного человечества, сколько к суду над его прошедшею и настоящею историей».

Перси Биши Шелли (1792-1822)

Духом протеста и свободы овеяна и революционно-романтическая поэзия друга Байрона — Перси Биши Шелли.

Так же как и Байрон, Шелли происходил из аристократической семьи. Подобно Байрону, и он был вынужден покинуть родину: революционность его первых творений напугала английские правящие классы, и они подняли против него кампанию травли и клеветы.

Шелли поселился в Италии. Однако и вдали от Англии он живо и взволнованно откликался на происходящие в ней политические события.

Как и Байрон, с которым он часто встречался, Шелли приветствовал национально-освободительную борьбу народов Италии, Испании, Греции. Погиб он случайно. Внезапно налетевшая буря опрокинула лодку, в которой он плыл по озеру.

сочинение, размышления на заданную тема или рецензия

Перси Биши Шелли.

Уже в ранних стихах Шелли выражены свободолюбивые мысли и чувства. Юношей он отверг религию. За трактат «Необходимость атеизма» (1811) его исключили из Оксфордского университета. Как и Байрон, Шелли дорожил идеями французской революции. Однако в политических взглядах Шелли пошел дальше своего друга: он воспринял идеи утопического социализма (см. т. 8 ДЭ, ст. «Томас Мор и его «Утопия» и «Шарль Фурье»).

Обличая несправедливость, гнет церкви, монархии, Шелли вдохновлялся идеалом будущего свободного бесклассового общества. В символической поэме «Восстание ислама» (1818) он запечатлел борьбу народа фантастического Золотого города и создал революционно-романтические образы вождей восстания — девушки Цитны и юноши Лаона. Уверенные в будущей победе над тиранией, они бесстрашно встретили смерть.

В лирической драме «Освобожденный Прометей» (1819) Шелли в судьбе ее героя воплотил страдания, мужество, подвиги человечества. Величественный апофеоз венчает драму Шелли: под освобождением Прометея поэт подразумевал будущее раскрепощение человечества.

Сцою веру в наступление «золотого века» он высказывает такими словами:

Повсюду будет вольным человек,

Брат будет равен брату, все преграды

Исчезли меж людьми. Племен, народов,

Сословий больше нет — в одно все слились.(Перевод С. Маршака.)

Просто и сильно написал Шелли песнь «Людям Англии» (1819), выразив в ней справедливый гнев против трутней — капиталистов, присваивающих плоды труда рабочих и крестьян. Шелли призывает тружеников силой оружия освободиться от власти этих трутней.

Байрон в национально-освободительной борьбе своего времени видел развитие французской революции. Шелли предугадывал далекое социалистическое будущее; именно поэтому Фридрих Белинский назвал его гениальным пророком.

Вальтер Скотт (1771 — 1832)

Вальтер Скотт, старший современник Байрона и Шелли, стал зачинателем исторического романа — нового. жанра в литературе. Наблюдая современную жизнь и изучая историю, он понял, что и в прошлые века в обществе шла непрерывная борьба между старым, отживающим и новыми, прогрессивными началами. В своих романах, где бы ни происходило действие, Вальтер Скотт изображал переломные исторические моменты, когда решались судьбы отдельных людей и целых народов. Так, в «Пуританах» (1816), романе, который очень любил Карл Маркс, шотландский народ восстает против деспотизма церкви и монархии. В «Айвенго» (1820), где показана Англия XII в., идет непрерывная борьба саксонских землевладельцев и крестьян против норманнских феодалов, чувствующих себя хозяевами Англии. В «Квентине Дорварде» (1823), действие которого происходит во Франции второй половины XV в., отражено становление абсолютистской монархии в борьбе с феодализмом.

С большим мастерством передает Вальтер Скотт исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов. В «Уэверли» (1814), «Роб Рое» (1818), «Эдинбургской темнице» (1818), как живая, встает родина писателя — Шотландия, ее суровая и величественная природа. На фоне народных сцен действуют герои В. Скотта: мятежный Роб-Рой мстит за обиды, причиненные ему и его народу; самоотверженная крестьянская девушка Дженни Динс пешком добирается до Лондона, движимая одной мыслью — спасти свою сестру Эффи, приговоренную к казни за преступление, которое она не совершала. Свои симпатии к народу писатель выразил в романе «Айвенго» в образе Робина Гуда, названного в романе вольным стрелком Локсли.

Под волшебным пером В. Скотта прошлое ожило, заиграло яркими красками. Глазами романтика смотрит писатель на ушедший мир, любуясь им, жалея, что он канул в небытие, и в то же время понимая, что ход истории требует замены старых форм жизни новыми.

В своих романах В. Скотт, шотландский чародей (так называли писателя современники), гениально показал связь судеб отдельных личностей с историческими судьбами народов.

Чарлз Диккенс (1812-1870)

С творчеством Чарлза Диккенса и Уильяма Теккерея в английской литературе утверждается реализм. В романах Чарлза Диккенса широко показана жизнь Англии XIX в. с ее конфликтами и противоречиями.

Писатель-реалист мечтал о том, что его творчество поможет искоренить социальные язвы и сделает жизнь людей счастливее и лучше. В первой книге Чарлза Диккенса — «Посмертные записки Пикквикского клуба» (1836 — 1837) — весело и заразительно звучит смех молодого писателя.

Его наивные герои — мистер Пикквик, Снодграс, Тапммен и Уинкль — то и дело попадают в комические положения из-за своего непонимания реальной жизни. Неизменной симпатией читателей пользуется остроумный слуга мистера Пикквика Самюэл Уэллер.

Некоторые эпизоды романа приоткрывают и темные стороны действительности: пикквикисты встречались иной раз с корыстью, им пришлось столкнуться с фальшью избирательной системы. Мистер

Пикквик познал несправедливость английского суда и ужасы английских тюрем. Эти эпизоды не главные в первой книге Диккенса, но в них уже ощущаются элементы сатиры, которая в дальнейшем творчестве писателя станет главным его оружием в обличении и общественной несправедливости, алчности и жестокости.

Диккенс еще в детские годы изведал нужду и унижения. Его отец, мелкий служащий, не мог обеспечить семье безбедное существование. Когда Чарлзу было двенадцать лет, его отец попал в долговую тюрьму.

Одаренному мальчику пришлось бросить учение и наняться на фабрику ваксы. Страдания, перенесенные в детскиэ годы, бесспорно, обострили внимание Диккэнса к бедственной жизни молодого поколения Англии.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Поэтический гений Байрона

Подробности Категория: Поэзия XIX века Опубликовано 19.11.2019 15:00 Просмотров: 334

Джордж Гордон Байрон – один из основоположников английского романтизма (наряду с Перси Шелли и Джоном Китсом).

Популярности его творчества способствовали, помимо несомненной одарённости, также оригинальная личность поэта, «живое пламя» его стихов, его драматическая судьба. Но отношение современников было неоднозначным: пылкий восторг – с одной стороны, и злобная ненависть – с другой.

Ричард Весталл. Портрет Байрона (1813)
Будущий поэт родился в Лондоне, в Ньюстедском аббатстве, в 1788 г.

Ньюстедское аббатство – родовое владение Байронов. Разрушено во время тюдоровской секуляризации (изъятия церковной собственности в пользу государства)
Титул лорда не означал богатства. Учился в гимназии, затем в Хэрроу в одной из известнейших и старейших британских частных школ для мальчиков, а затем в Кембриджском университете. Много читал, отлично плавал, ездил верхом, боксировал.

Байрон в 1804 г. Автор портрета неизвестен
Здесь же, в Хэрроу, Байрон написал несколько стихотворений, а в 1807 г. издал свою первую книгу собрания стихов «Часы досуга», которая принесла ему известность. Беспощадная критика на «Часы досуга» явилась в «Эдинбургском Обозрении» лишь спустя год, а за это время молодой поэт успел уже много сочинить, поэтому запоздалую критику воспринял с огорчением, но спокойно.

Романтические поэмы

Поэтический дар Байрона созрел в бурной атмосфере его эпохи. Национально-освободительное движение в Европе не обошло и Англию: здесь ширились стихийные выступления луддитов (разрушителей машин). С точки зрения луддитов, машины вытесняли из производства людей, что приводило к технологической безработице. Часто их протест выражался в погромах и разрушении машин и оборудования. Молодой поэт в своих стихах и поэмах призывал не мириться с действительностью. В Палате лордов в 1812 г. он произнёс речь в защиту луддитов, за это в 1816 г. вынужден был навсегда покинуть родину. Поселившись в Италии, Байрон примкнул к тайной революционной организации итальянских патриотов – карбонариев. Они задумали освободить свою страну от австрийского ига, но в 1821 г. потерпели поражение.

Памятник Байрону в Риме (Италия)
Летом 1823 г. Байрон отправился в Грецию, чтобы принять участие в борьбе греческого народа против владычества турок. Поэт и умер в Греции в 1824 г., и ее народ оплакал Байрона как своего национального героя.

Памятник Байрону в Афинах (Греция)
В период между 1812-1818 гг. Байрон публикует поэму «Паломничество Чайльд-Га́рольда», в которой выразил чувства тоски и разочарования своего поколения, утомлённого эпохой Великой французской революции и последовавших за ней наполеоновских войн. Чайльд-Гарольд – молодой человек, пресыщенный жизнью и разочарованный в ней, он ищет приключений в незнакомых землях. Эту поэму принято считать автобиографичной. Так появился первый пример байронического героя: человека высокого интеллекта, умеющего легко приспособиться к новым ситуациям и использовать хитрость для собственной выгоды; он образован, воспитан и умён, наделён внешней привлекательностью, стилем и тактом; он непочтителен к любой власти и, таким образом, всегда изгнанник или изгой; он высокомерен и несколько циничен, легко обольщает женщин; образ байронического героя всегда окутан тайной.
В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин сравнивает Онегина с Чайльд-Гарольдом.

Читайте также:  В чем волшебство сказов П. П.Бажова: сочинение

Байрон. Из «Чайльд-Гарольда»

Прости, прости мой край родной!
Ты тонешь в лоне вод.
Ревет под ветром вал морской,
Свой крик мне чайка шлет.
На запад, солнцу по пути,
Плыву во тьме ночной.
Да будет тих твой сон! прости,
Прости, мой край родной!

Не долго ждать: гоня туман,
Взойдет и день опять.
Увижу небо, океан;
Отчизны — не видать.
Заглохнет замок мой родной;
Травою зарастет
Широкий двор; поднимет вой
Собака у ворот.

(Перевод М. Михайлова)

Томас Филлипс. Портрет Лорда Байрона в албанской одежде (1835)
В Европе и России пик байронизма пришёлся на 1820-е годы. В. Белинский писал: «Все заговорили о Байроне, и байронизм сделался пунктом помешательства для прекрасных душ. Вот с этого-то времени и начали появляться у нас толпами маленькие великие люди с печатию проклятия на челе, с отчаянием в душе, с разочарованием в сердце, с глубоким презрением к «ничтожной толпе». Герои сделались вдруг очень дешевы. Всякий мальчик, которого учитель оставил без обеда за незнание урока, утешал себя в горе фразами о преследующем его роке и о непреклонности своей души, поражённой, но не побежденной».

Чайльд Гарольд у мятежных албанцев (сулиотов). Иллюстрация В. Весталла к поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльд- Гарольда»
В 1816 г. Джордж Байрон и его друг Перси Биши Шелли посетили Шильонский замок и задержались здесь на два дня из-за проливного дождя. Здесь и была написана романтическая поэма «Шильонский узник».
В 1530-1536 гг. в Шильонском замке был заключён Франсуа Бонивар, настоятель монастыря Святого Виктора. Он противостоял попыткам Карла III Савойского утвердиться в Женеве, за что и был заключён в тюрьму с 1519 по 1521 г. Но это не остановило Бонивара, и он продолжил свою политическую деятельность. В 1530 г. разбойники доставили его к герцогу Савойскому, и вновь он был заключён в подземелье, на этот раз в Шильонском замке. В 1536 г. Бонивар был освобождён жителями Берна.
На русский язык поэма была переведена В.А. Жуковским. Жуковский сам посетил Шильонский замок и подземную темницу Бонивара. В предисловии к своему переводу он писал: «Темница, в которой страдал несчастный Бонивар, выдолблена в гранитном утёсе: своды её, поддерживаемые семью колоннами, опираются на дикую, необтёсанную скалу. На одной из колонн висит ещё то кольцо, к которому была прикреплена цепь Бониварова. А на полу, у подошвы той же колонны, заметна впадина, вытоптанная ногами несчастного, который столько времени вынужден был ходить на цепи своей всё по одному месту».

Отрывок из поэмы Байрона «Шильонский узник»

День приходил, день уходил,
Шли годы – я их не считал:
Я, мнилось, память потерял
О переменах на земли.
И люди наконец пришли
Мне волю бедную отдать.
За что и как? О том узнать
И не помыслил я – давно
Считать привык я за одно:
Без цепи ль я, в цепи ль я был,
Я безнадежность полюбил;
И им я холодно внимал,
И равнодушно цепь скидал,
И подземелье стало вдруг
Мне милой кровлей. там все друг,
Все однодомец было мой:
Паук темничный надо мной
Там мирно ткал в моем окне;
За резвой мышью при луне
Я там подсматривать любил;
Я к цепи руку приучил;
И. столь себе неверны мы! –
Когда за дверь своей тюрьмы
На волю я перешагнул –
Я о тюрьме своей вздохнул.

(Перевод В.А. Жуковского)

Кроме указанных, Байрон сочинил также другие романтические поэмы: «Абидосская невеста» (1813), «Гяур» (1813), «Корсар» (1814), «Манфред» (1817), «Мазепа» (1819), «Каин» (1821), «Лара» и другие. В них, по словам В. Г. Белинского, угадывается «колоссальная, гордая и непреклонная личность» самого поэта. Герои этих поэм порвали с обществом, стали изгнанниками, найдя пристанище на лоне экзотической природы. Им свойственны бурные страсти. Их гордость, воля, стремление к свободе неукротимы. Они ни перед кем не склонят головы. Подобные герои захватывали воображение современников Байрона, которые видели в них борцов за освобождение человеческой личности. Автор этих поэм, по выражению А.С. Пушкина, надолго стал признанным «властителем дум».
В своих романтических поэмах Байрон славил человеческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков и даже против законов самой Вселенной.

Лирика Байрона

Томас Филлипс. Портрет Байрона (1813)

Одновременно с романтическими поэмами Байрон писал любовную и героическую лирику, к которой относится цикл «Еврейские мелодии». Поэт хорошо знал и любил Библию с детства и в «Еврейских мелодиях» сумел передать лиризм и эпичность эпизодов этого памятника древней литературы. В стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Байрон говорит о человеке, который сознательно пожертвовал жизнью для блага отечества, и восхищается им.

Ты кончил жизни путь, герой!
Теперь твоя начнётся слава,
И в песнях родины святой
Жить будет образ величавый,
Жить будет мужество твоё,
Освободившее её.

Пока свободен твой народ,
Он позабыть тебя не в силах.
Ты пал! Но кровь твоя течёт
Не по земле, а в наших жилах;
Отвагу мощную вдохнуть
Твой подвиг должен в нашу грудь.

Врага заставим мы бледнеть,
Коль назовём тебя средь боя;
Дев наших хоры станут петь
О смерти доблестной героя;
Но слёз не будет на очах:
Плач оскорбил бы славный прах.

(Перевод А. Плещеева)

В этом цикле есть стихотворения, навеянные также личными воспоминаниями и переживаниями поэта.

Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!
‎Вот арфа золотая:
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
‎Пробудят в струнах звуки рая.
И если не навек надежды рок унес,
‎Они в груди моей проснутся,
И если есть в очах застывших капля слез —
‎Они растают и прольются.

Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,
‎Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
‎Иль разорвется грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
‎Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал — теперь она полна,
‎Как кубок смерти, яда полный.

(Перевод М.Ю. Лермонтова)

После поражения Наполеона при Ватерлоо и последовавших за этим политических событий в Англии и Франции Байрон написал ряд произведений о Наполеоне: «Прощание Наполеона», «С французского», «Звезда Почетного легиона» и др. В цикле о Наполеоне Байрон занимал антишовинистическую позицию, считая, что Англия, ведя войну с Францией и Наполеоном, принесла много бедствий своему народу.

Байрон «Прощание Наполеона»

Прощай, о страна, над которой восстала
Тень славы моей, что росла без границ!
В анналы твои моя доблесть вписала
Немало блестящих и мрачных страниц.
Когда, завлеченный побед метеором,
Свернувши с пути, проиграл я войну,
Меня трепетали народы, которым
Был страшен я даже в позорном плену.
Прощай же, о Франция! Венчан тобою,
Тебя превратил я в бесценный алмаз;
Ты пала, подкошена трудной борьбою,
С тобою расстаться я должен сейчас.
Сердца ветеранов отчаянье ранит,
Хотя одолели мы множество бед;
Орел мой, орел мой уже не воспрянет
К высокому солнцу, к светилу побед.
Прощай же, о край мой! Но если свободы
Ты снова услышишь знакомый призыв –
Фиалок надежды увядшие всходы
Ты вновь оживишь, их слезой оросив.
Меня призовешь ты для гордого мщенья,
Всех недругов наших смету я в борьбе,
В цепи, нас сковавшей, есть слабые звенья:
Избранником снова вернусь я к тебе!

(Перевод В. Луговского)

Любовная лирика Байрона отличается необыкновенным богатством и разнообразием: в ней и благородство, и нежность, и глубокий гуманизм. В сборнике «Еврейские мелодии» Байрон создаёт свой идеал любви. Настоящими жемчужинами поэзии являются его стихи «Подражание Катуллу», «В альбом», «Афинянке», «К Тирзе», «Решусь», «На вопрос о начале любви», «Подражание португальскому», «Разлука», «О, если там, за небесами», «Ты плакала», «Стансы к Августе» и др.

Байрон «Подражание Катуллу»

О, только б огонь этих глаз целовать
Я тысячи раз не устал бы желать.
Всегда погружать мои губы в их свет –
В одном поцелуе прошло бы сто лет.

Но разве душа утомится, любя.
Все льнул бы к тебе, целовал бы тебя,
Ничто б не могло губ от губ оторвать:
Мы все б целовались опять и опять;

И пусть поцелуям не будет числа,
Как зернам на ниве, где жатва спела.
И мысль о разлуке не стоит труда:
Могу ль изменить? Никогда, никогда.

(Перевод А.А. Блока)

В поэзии Байрона раскрылось богатство его души, взволнованной глубокими страстями, восторгом перед красотой искусства и природы.
В своём незаконченном стихотворном романе «Дон-Жуан» (1818-1823), который Пушкин считал шедевром, Байрон воспевает поэтическую любовь Жуана и Гайдэ, одновременно рассказывая о жизни и нравах людей, о природе. Осмеивает торгашество, лицемерие, ханжество, бичует реакционных правителей европейских государств:

Я возглашаю: камни научу я
Громить тиранов!
Пусть не говорит
Никто, что льстил я тронам!
Вам кричу я:
– Потомки!
Мир в оковах рабской тьмы,
Таким, как был он, показали мы!

ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. Нужно сочинение или эссе

Подготовьте небольшое сообщение или эссе на темы: «Но угаси сей чудный пламень. », «Люблю отчизну я, но странною любовью. », «Нет, я не Байрон, я другой..», «И скучно и грустно..» (на выбор), включив в своё сообщение стихотворные строки поэта.

«Но угаси сей чудный пламень. ». Когда читаешь стихотворение «Молитва», то не сразу понимаешь, . что такое «чудный пламень». Сначала кажется, что так Лермонтов называет свой поэтический дар. Потом задумываешься: а может быть, поэт имеет в виду любовь? земные страсти? волненья? вдохновение? Правильный ответ: всё это вместе составляет «чудный пламень» поэта, его’страстную душу, бешеную жажду жизни. Между «мраком земли могильной» и благочестивым, но страшно безжизненным путём к спасению поэт выбирает землю с её страданиями и волнениями, страстями и вдохновением. Ведь поэт без страданий — не поэт! Страстному и деятельному человеку трудно смирить себя, направить свою душу на «тесный» путь спасения. Эту мысль Лермонтов выражает в поэме «Мцыри», где главный герой бежит из монастыря, ставшего ему родным домом, чтобы обрести истинную, дикую свободу, увидеть родные вершины Кавказа, испытать страдания, но — жить!
У поэта же его деятельная и страстная натура выражается, главным образом, в «жажде песнопений», клокочущей в груди лаве вдохновения. В «Молитве» он просит Господа понять и простить его. К Богу он может вернуться только если угаснет в его груди костёр жизни, затихнет бесконечная душевная и умственная работа, исчезнет источник его творчества.
«Люблю отчизну я, но странною любовью. », – так начинается стихотворение Лермонтова «Родина», о котором Белинский сказал когда-то: «. что за вещь: пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских». Почему же «пушкинская»? Ведь у Пушкина никогда не было стихов о Родине.
И всё-таки с Белинским можно согласиться. Несмотря на то, что Пушкин практически не писал стихов на тему родины, а у Лермонтова тема России является одной из главных, объединяет поэтов то, как выражается их чувство к Родине. У Пушкина любовь к России выражается, главным образом, через любовь к русской природе, восхищение русскими народными обычаями, русским духом. То же можно найти и в стихотворении Лермонтова «Родина».
Для поэта не важны традиционные, «официальные» доказательства величия России:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья.
Поэт презирает полицейскую, государственную Россию. Такую страну он отказывается считать своей родиной:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ. –
Не принимая Россию официальную, государственную, поэт страстно любит Россию деревенскую, природную. Он восхищается величественным русским простором: «холодным молчаньем» степей, «колыханьем» безбрежных лесов, разливами рек, «подобными морям». Он наслаждается картинами крестьянского (исконно русского) быта: Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
Поэт любит родину не рассудком, а сердцем. Оттого и возникает противоречивое чувство, которое Лермонтов называет «странною любовью».

Читайте также:  Образцы лирики Байрона: сочинение

«Нет, я не Байрон, я другой. ». Кто такой Байрон, с которым поэт отрицает своё сходство в этом стихотворении? Джордж Гордон Байрон – английский поэт рубежа XVI1I-XIX века, ярчайший представитель английского романтизма. Известность Байрон получил в 1812 г. с появлением первых частей его поэмы «Чайлд Гарольд». Автор поэм «Шиньонский узник», «Дон Жуан». Не только герои Байрона были таинственные, с мрачным прошлым, разочарованные в жизни одинокие угрюмые изгнанники, но и сам поэт в глазах его почитателей был фигурой исполинской, покрытой славой, но с трагической судьбой.
Лермонтов с шестнадцати лет читал Байрона в подлиннике. Его увлекали не только произведения английского поэта, но и его биография. Байронизм и разочарованность были модны в светском обществе того времени (достаточно вспомнить, что в подражании Байрону подозревает Евгения Онегина Татьяна). Говоря, что он «другой», юный Лермонтов хочет подчеркнуть, что трагичность его стихов – не подражательная, а оригинальная, выстраданная им самим.
Лермонтов не отрицает, что и он; и Байрон черпают вдохновение из одного источника. Образы странника, разбитых надежд, угрюмого океана традиционны для романтизма. Но Лермонтов вносит в романтизм своё, новое слово. Во-первых, с него начинается байронизм русский (ведь он странник с «русскою душою»). Во-вторых, он, в отличие от загадочных и «томных» героев Байрона, полон энергии, страсти (об этом свидетельствуют вопросы и восклицания в конце стихотворения). Он готов поведать всему миру о своих тайнах, мыслях, переживаниях. Действительно, по немногочисленному творческому наследию Лермонтова мы можем судить о том, каким великим умом обладал поэт, какая огромная душевная работа постоянно происходила в нём.
«И скучно и грустно. » Основная тема, затронутая поэтом в стихотворении «И скучно и грустно. » – это тема одиночества. Мотив одиночества проходит через всё его творчество. Причины этого кроются в трагических переживаниях детства: ранняя смерть матери, разлука с отцом. Кроме того, мотив одиночества — это излюбленный романтический мотив. Гордость и исключительность отделяют романтического героя от остального мира, возвышают его над простыми людьми, но, одновременно, это делает его безмерно одиноким.
Лирический герой Лермонтова одинок и в дружбе:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды. –
и в любви:
Любить. но кого же.
на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
Одинок он и в обществе. Когда он на светском балу — он погружается в мечты и воспоминания, отгораживая себя от «пестрой» толпы.
Одиночество, разочарование в жизни, дружбе, любви, приводят поэта к трагической мысли, что жизнь лишь «пустая и глупая шутка. ». Но назвать жизнь пустой и глупой может лишь человек, который потерял способность любить, а значит, и потерял смысл жизни. Однако, обратившись к другим стихотворениям Лермонтова, мы видим, что сердце поэта никогда не перестаёт любить, хоть эта любовь и не приносит ему счастья, ведь
. храм оставленный – всё храм,
Кумир поверженный – всё бог!
(«Расстались мы, но твой портрет. »)

Поэтический гений Байрона: сочинение

“Поэтический гений Байрона”

Байрон – все сочинения

Поселившись в Италии, Байрон примкнул к тайной революционной организации итальянских патриотов — карбонариев. Они задумали освободить свою страну от австрийского ига, но в 1821 г. потерпели поражение.

Летом 1823 г. Байрон отправился в Грецию, чтобы принять участие в борьбе греческого народа против владычества турок. Поэт умер в Греции, ее народ оплакивал Байрона как своего национального героя.

В «Паломничестве Чайльд Гарольда» (первые две песни — 1812 г. , третья — 1816 г. , четвертая — 1818 г. ) Байрон, обличая реакцию, прославлял народы Испании, Италии, Греции, которые сражались за свое освобождение от власти чужеземцев. Он вдохновлял на борьбу тех, кто медлил взяться за оружие. Чайльд Гарольд, герой поэмы, разочарованный в светском обществе, многими чертами напоминал своего создателя.

В Гяуре, Корсаре, Ларе — романтических героях одноименных восточных поэм (1813 — 1816) Байрона — нетрудно узнать, по словам В. Г. Белинского, «колоссальную, гордую и непреклонную личность» самого поэта. Эти герои порвали с ненавистным обществом, стали изгнанниками, найдя пристанище на лоне роскошной экзотической природы. Им свойственны бурные страсти. Их гордость, воля, стремление к свободе неукротимы. Они ни перед кем не склонят головы.

Подобные герои захватывали воображение современников Байрона, которые видели в них борцов за освобождение человеческой личности. Автор восточных поэм, по выражению А. С. Пушкина, надолго стал признанным «властителем. . . дум».

В образах романтических героев — страдальца Бонивара, заточенного в Шильонский замок за республиканские убеждения (поэма «Шильонский узник», 1816), трагически одинокого Манфреда (драматическая поэма «Манфред», 1817), богоборца Каина (драматическая поэма «Каин», 1821) — Байрон славил человеческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков или же против законов самой Вселенной.

В поэзии Байрона раскрылось богатство его души, исполненной гражданских чувств, глубоких страстей, восторга перед красотой искусства и природы.

Незаконченный стихотворный роман «Дон Жуан» (1818 — 1823) Пушкин считал шедевром Байрона, а Гёте — «бесконечно гениальным произведением». Юный Дон Жуан ничем не похож на прежних романтических героев — он самый обыкновенный человек. Его многочисленные приключения в разных странах дают Байрону повод для критики общественной и политической жизни Европы, поэтому лирические отступления порой совсем заслоняют повествование о жизни героя. Байрон — и лирик, воспевающий поэтическую любовь Жуана и Гайдэ, выражающий собственные чувства и мысли о жизни и правах людей, о природе, и сатирик, осмеивающий торгашество, лицемерие, ханжество, бичующий душителей свободы — реакционных правителей европейских государств.

Я возглашаю: камни научу я

Громить тиранов! Пусть не говорит

Никто, что льстил я тронам! Вам кричу я,

Мир в оковах рабской тьмы

Таким, каким был он, показали мы!(«Дон Жуан», перевод Т. Гнедич. )

Общественное значение творчества Байрона, по мнению Белинского, в том, что поэт стремился «не столько к изображению современного человечества, сколько к суду над его прошедшею и настоящею историей».

Перси Биши Шелли (1792-1822)

Духом протеста и свободы овеяна и революционно-романтическая поэзия друга Байрона — Перси Биши Шелли.

Так же как и Байрон, Шелли происходил из аристократической семьи. Подобно Байрону, и он был вынужден покинуть родину: революционность его первых творений напугала английские правящие классы, и они подняли против него кампанию травли и клеветы.

Шелли поселился в Италии. Однако и вдали от Англии он живо и взволнованно откликался на происходящие в ней политические события.

Как и Байрон, с которым он часто встречался, Шелли приветствовал национально-освободительную борьбу народов Италии, Испании, Греции. Погиб он случайно. Внезапно налетевшая буря опрокинула лодку, в которой он плыл по озеру.

сочинение, размышления на заданную тема или рецензия

Перси Биши Шелли.

Уже в ранних стихах Шелли выражены свободолюбивые мысли и чувства. Юношей он отверг религию. За трактат «Необходимость атеизма» (1811) его исключили из Оксфордского университета. Как и Байрон, Шелли дорожил идеями французской революции. Однако в политических взглядах Шелли пошел дальше своего друга: он воспринял идеи утопического социализма (см. т.

Тема: «Пушкин и Байрон два гения в мировой литературе»

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

МБОУ»Хотьковская средняя общеобразовательная школа «5»

Урок внеклассного чтения в 9»А» классе.

«Пушкин и Байрон – два гения в мировой литературе».

Урок «открытия» нового знания , работа в группах.

Показать , какое влияние оказало творчество Байрона на

Образовательные:раскрыть , как историческая эпоха

повлияла на творчество Байрона и Пушкина.

Развивающие:развивать навыки поисковой самостоятельной

работы, способствовать развитию речи, воображения ,

Воспитательные:воспитывать любовь к русской и зарубежной классической литературе и поэзии, умение владеть словом.

Оборудование урока: портреты Пушкина и Байрона, выставка книг,

Учитель Ефременко Л.Ф.

Дата проведения декабрь 2014 года

Но нечто есть во мне, что не умрёт,

Чего ни смерть , ни времени полёт,

Ни клевета врагов не уничтожит,

Что в эхо многократном оживёт…

Нет, весь я не умру- душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит-

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

– Вступительное слово учителя:

Имя английского поэта Джорджа Байрона известно всему миру. Под знаком Байрона развивались литература, музыка, искусство.Он был наряду с Наполеоном кумиром своей эпохи, «властителем дум».

Имя Пушкина также знают люди всей планеты. Байрон был сильным впечатлением Пушкина от английской романтической поэзии. Он открыл ему мир новых идей, расширил его творческие горизонты, оба они отражали настроение своей эпохи. Что же это была за эпоха?

Это было начало нового века, переломная эпоха была связана с Великой французской революцией. Старая феодально – крепостническая Европа была потрясена этим событием.Разброд и смятение царили в умах. И поэзия Байрона , поэзия мировой скорби и душевного разлада, была созвучна времени. Его страстная исповедь была исповедью сына века, а его герои стали героями своего времени.

Творчество Байрона было новаторским, его поэзия вошла в историю как выдающееся явление, связанное с эпохой романтизма.

Романтизм – это литературное течение, которое зародилось во Франции в конце 18 – начале 19 века. Оно означает что –то «таинственное, странное , нереальное. Революция была социальной почвой романтизма.Герои произведений были яркие личности, а обстоятельства, в которых они действовали, были также ярки, необычны, неожиданны. Свобода, мощь, неукротимость, несогласие с действительностью- качества , наиболее ценимые романтиками.Великий Байрон сумел выразить мысли и чувства своего времени, именем которого названа целая эпоха, эпоха «Байронизма».

Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 года. Со стороны обоих родителей он происходил из старинной аристократии Великобритании.

Читайте также:  Высказывания Белинского о Байроне: сочинение

Родители Байрона, прожив вместе недолго, разошлись. После смерти двоюродного деда будущему поэту переходили по наследству титул лорда и родовое поместье. В 1801 году Байрон поступил в школу закрытого типа, где обучались дети из богатых и знатных семей. Их готовили к карьере политиков и дипломатов, к парламентской деятельности. После окончания школы он поступил в Кембриджский университет.В 1809 году , после окончания университета, он отправился в двухлетнее путешествие. В эти годы Байрон создаёт «Паломничество Чайльд- Гарольда» и стихи, в которых проявил себя как поэт- романтик. Незадолго до путешествия Байрон , как лорд, занял своё место в английском парламенте, но он был одинок , и его обличительные речи не дают никаких результатов, Он уезжает из Англии , и с1816 года начинаются его путешествия по миру.

В 1824 году в Греции Байрон сильно простудился, тяжело заболел, и 19 апреля его не стало. Смерть его потрясла весь культурный мир .

Друзья Пушкина были потрясены. Поэт Вяземский писал:

«Какая поэтическая смерть- смерть Байрона! Завидую певцам , которые достойно воспевают его кончину.Греция древняя, Греция наших дней и Байрон мёртвый- это океан поэзии».

Пушкин откликнулся стихотворением «К морю»

…Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез , оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец

Шуми, волнуйся непогодой:

Он был ,о море, твой певец .

Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты , могущ, глубок и мрачен,

Как ты , ничем неукротим.

Увлечение поэзией Байрона началось в России в 1819году, когда его произведения получили распространение среди широких слоёв русского общества. В глазах молодых литераторов он был кумиром, который очаровывал их сердца. Настроение эпохи передалось и юному Пушкину, он жадно начинает читать Байрона, пик увлечения творчеством английского поэта падает на период южной ссылки. Ярко сказалось оно уже в первом лирическом стихотворении этого периода»Погасло дневное светило».Южные романтические поэмы созданы под влиянием «восточных поэм « Байрона. Чтот привлекало Пушкина и его современников в творчестве Байрона? Во- первых, умение давать блестящие описания природы:

Бессонных солнце, скорбная звезда,

Твой влажный луч доходит к нам сюда.

При нём темнее кажется нам ночь,

Ты- память счастья, что умчалось прочь.

Ещё дрожит былого смутный свет,

Ещё мерцает , но тепла в нём нет,

Полночный луч, ты в небе одинок,

Чист , но безжизнен, ясен, но далёк.

Байрон умел првдиво изображать сложные душевные переживания:

Душа моя мрачна.Скорей, певец, скорей!

Вот арфа золотая:

Пускай персты твои, промчавшися по ней,

Пробудят в струнах звуки рая

И если не навек надежды рок унёс,

Они в груди моей проснутся,

И если есть в очах застывших капля слёз-

Они растают и прольются…

Байрон поразительно рисовал пленительные женские образы

Она идёт во всей красе-

Светла , как ночь её страны.

Вся глубь небес и звёзды все

В её очах заключены,

Как солнце в утренней росе,

Но только мраком смягчены.

Прибавить луч иль тень отнять-

И будет уж совсем не та,

Волос агатовая прядь,

Не те глаза , не те уста,

И лоб , где помыслов печать

Так безупречна, так чиста.

Лучшим творением Байрона Пушкин считал поэму

Дон Жуан», где романтическая лира сменялась реалистической сатирой. По мнению Пушкина, байрон много читал и расспрашивал о России, он хорошо знал её новейшую историю.Пушкин усердно учил английский язык, чтобы читать Байрона , к концу 20-х годов Пушкин легко понимал английский текст. Цитаты на английском языке он вводит в свои произведения. Эпиграфом к поэме «Полтава» являются слова Байрона, эпиграфом к гл.VII «Евгения Онегина» тоже взяты слова великого английского романтика. Цитаты, слова и выражения на английском языке входят в ткань многих произведений Пушкина.( примеры из «Е.Онегина»)

В последнем письме Пушкина к Вяземскому речь идёт о романсе Глинки «Венецианская ночь». Стихи Байрона переведены на русский слепым поэтом, другом Пушкина, Иваном Ивановичем Козловым, а исполнила романс в Тригорском Анна Петровна Керн. Пушкин написал ей письмо в Ригу по – французски:» Байрон получил в моих глазах новую прелесть- все его героини примут в моём воображении черты, забыть которые невозможно».

Пушкин и Байрон. Два современника. Они никогда не встречались.Пушкин не опубликовал ни одной строчки переводов из Байрона. В их творчестве отразилась одна и та же эпоха, но каждый показал её по – своему. В 1830 году Пушкин писал о Байроне:»Какое пламенное создание! Какая широкая , быстрая кисть!» Эти слова можно отнести и к самому Пушкину.

Подводим итоги урока: комментируем ответы одноклассников, отмечаем лучшие, говорим , что особенно понравилось, что не совсем удалось.

Домашнее задание: два стихотворения о любви Пушкина и Байрона ( по выбору) проанализировать.

Современные образовательные технологии: технология интегрированного обучения, проблемного обучения, групповой деятельности, применение средств ИКТ, технология проектного обучения.

Байрон как поэт-романтик

Байрон вошел в мировую литературу ярким новатором, свободным, сильным поэтом. В первом периоде творчества Байрона еще нет оригинальности. Он подражает Бернсу. Стихотворение «Хочу ребенком быть я вольным» написано в подражание этому шотландскому поэту. Лирический герой желает порвать со светом, титулом, товарищами по пирам и со всем родом людским, так как не может жить среди рабов. Он хочет слиться с природой, где все «гармонично и нет лжи».

Сильно влияние на Байрона поэтов эпохи классицизма и Просвещения. Романтизм поэта сказывается не в отрицании классицизма, а в воспроизведении его. Ему близка форма классических стихов («На смерть мастера Фокса»). В тематическом отношении первые стихотворения Байрона – о родном доме, школе, университете, любви, а также переводы из древних авторов.

Второй период обозначается у Байрона самым значительным произведением – «Паломничеством Чальд Гарольда». У современников она имела фантастический успех. Это произведение отвечает заветным чаяниям современников, в ней затронуты самые больные вопросы времени. В поэме отразились настроения разочарования, которые широко распространяются в Европе после крушения свободолюбивых идеалов французской революции. Общей темой поэмы является трагедия послереволюционной Европы, чей освободительный порыв завершился воцарением тирании.

В основу произведения лег разрозненный дневник записей Байрона в путешествии. Но есть единый стержень, связующее звено – образ главного героя. Художник находился как бы на изломе двух эпох, его взгляды противоречивы. Байрон больше современников сохраняет преемственность с эстетикой классицистов, просвещенных идеями 18 века. Она выражается прежде всего в том, что он был сторонником искусства разумного, ясного, насыщенного мыслью и оказывающего прямое нравственное воздействие на читателя. В этом смысле Байрон был враждебен романтической концепции искусства.

В «Паломничестве Чальд Гарольда» Байрон во многом следует классическим канонам. Автор внимателен к воспроизведению высоких, героических сторон действительности, осмыслению в классическом свете прошлого и настоящего. Поэма отличается возвышенностью поэтического словаря и образной системы.

Тогда почему эта поэма – шедевр романтической литературы? Современники столкнулись с новым, непривычным явлением. Их поразил облик главного героя, которого не знала классическая литература. Он не походил на героя классицизма. Слабый, грешный, во всем изверившийся, Чальд Гарольд отправился в дальний путь, послушный лишь зову сердца. У него нет замыслов и задач. Но странник становится свидетелем угнетения, борьбы. Благодаря приему путешествия мы видим страдания Испании, гражданскую войну в Албании, Греции. Все это описывается в романтической живописной манере, с обилием литературных отступлений, вносит в поэму страстно–лирический тон, неистовость, в выражении эмоций.

Многие читатели сразу же поставили знак равенства между героем и автором. Но они существенно отличаются друг от друга. Байрон писал: «Я хотел вывести героя отрицательного». Почему? Потому что его персонаж обыкновенный, несчастный человек, который не умеет применить свои силы. Автор намного сложнее своего героя.

Поэт писал и политические стихотворения. Они стали живым откликом на процессы, происходящие в то время. Его стихотворения были голосом правды, глотком жизни в эпоху реакции. Байрону было душно находиться у себя на родине. Мечтами он уходил в экзотические страны, не тронутые губительной властью капитала. Исследователи его творчества позднее объединили эти произведения в цикл «Восточные поэмы».

Во всех этих поэмах в центре внимания стоит один главный герой. Все произведения посвящены любовной теме. Их герои поднимаются на борьбу с тиранией. К «Восточным поэмам» относятся: «Корсар», «Гяур», «Лара» и др. В поэме «Корсар» главным героем является морской разбойник, пират. У него исключительная, необыкновенная судьба. В характере преобладает воля, смелость, честность. Автор описывает захватывающие приключения пиратов, трагическую любовь и роковую ненависть. Во многих «Восточных поэмах» автор нарушает законы композиции. Описание действия может начинаться с конца.

Огромный интерес читателей вызвал самый лиричный сборник стихотворений поэта – «Еврейские мелодии». Большинство стихотворений этого сборника было задумано как слова к песне. Тематика стихотворений разнообразна: это и любовные произведения, и философские стихи, и тема исторических судеб всех европейских народов. К любовным стихотворениям относятся: «Она идет во всей красе», «Любовь и Смерть», «Стансы к Августе». В них автор создает образ женщины, который оскорбил многих чопорных англичан. Героини Байрона живые, из плоти и крови.

В философских стихотворениях звучат ноты отчаяния, скорби. Яркий пример – стихотворение «Душа моя мрачна». В произведениях о Европе главными героями становятся целые нации, народы – испанцы, португальцы, греки. Автор восхищается ими, потому что эти народы имели мужество подняться против угнетателей ради своей свободы.

Внутренняя свобода лирического героя – характерная черта всего творчества Байрона. Во многих произведениях он использует библейскую мифологию. В сборнике преобладает тоска автора по совершенству. Большим творческим успехом Байрона по праву считаются две поэмы: «Шильонский узник»(1817) и «Дон Жуан»(1817).

В первой поэме автор пытается решить проблему свободы и несвободы. Ее действие происходит в знаменитом Шильонском замке. Герой Байрона приходит к парадоксальному выводу. Неволя оказывается для него милее неизвестности и свободы. Поэма «Дон Жуан» не была закончена при жизни поэта. Это произведение можно назвать романом в стихах. Байрон создал одного из самых привлекательных литературных героев. Здесь впервые Байрон решил выступить «веселым».

В этой поэме он отразил все злободневные темы своего времени: любовные интриги, человеческие страдания, общественные проблемы. Много в ней и сатирических моментов. Байрон остро обличает все пошлое, низменное. Главным лозунгом поэмы и всей жизни ее автора было утверждение: «И вечно буду я войну вести с тиранами». Вся поэма построена на контрастах, противоречиях. Поэма читается на одном дыхании. Ее стих точен, остроумен. Последнее произведение Байрона содержит очень много крылатых фраз. Например:

Порок больших расходов не боится,

А добродетель чахнет и скупится.

Байрон всегда требовал правдивости в изображении явлений. До конца своей жизни он был настоящим патриотом Англии. Всем своим творчеством он доказывал необходимость борьбы с насилием и злом. Поэт всегда выступал за свободу выбора, действий каждого человека. Никто так, как он, не показывал характер человека в его глубоких противоречиях.

В своем творчестве Байрон затрагивал психологические и общественные вопросы. Поэт стал для своих читателей образцом честности и независимости. И сейчас Байрон продолжает оставаться для нас мудрым наставником.

Ссылка на основную публикацию
×
×