Стихотворение Иннокентиа Анненского Смычок и струны: сочинение

Монографический анализ стихотворения И. Анненского “Смычок и струны”

Школьное сочинение

Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить, что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы “вещного мира”, как и фигуры людей, их голоса, доносящиеся извне, вступают в постоянную перекличку с внутренним миром поэта, вызывают в нем глубокие отзвуки, “я” переплетается с “не я”, одно из них просвечивает сквозь другое, и поэтическое целое создается благодаря лишь этому проникновению. Сложновато, но проще поэзию Анненского и не объяснишь.

Итак, я выбрал стихотворение “Смычок и струны”:

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

Мгновенное впечатление читателя, впервые впитавшего своим воображением эти строки, таково: в мрачной комнате скрипач — со своей скрипкой. На душе печально. Впервые предмет любви, скрипка, в лунном свете, показалась чужой. Столько лет была частью души музыканта, и вдруг. Он, оказывается, совсем ее не знал. Она, оказывается, только притворялась, что они одно целое. Просто была молодость, надежды на лучшую жизнь, благодаря его таланту и ее любви к нему. И вот. все рухнуло. Он талантлив, в этом сомненья нет, значит, причина несостоявшегося счастья — в ней, в этой вещице, от которой только и требовалось, что любить, и все. Оказалось, она была все эти годы так же далека от него, как эти мутные небесные светила. Они хороши, когда на душе светло, и моментально тускнеют, если в душе сумрачно.

Кому ж нас надо? Кто зажег

Два желтых лика, два унылых.

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

Вторая строфа совершенно неожиданна: оказывается, не музыкант, а смычок выступает в роли лирического героя, а музыкант — лишь сила и воля, которая их свела со скрипкой. Но так как он (смычок) полностью зависит от воли музыканта, то все равно в драме участвуют трое, и всем в данной ситуации одинаково сложно разобраться в чувствах

О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

Но здесь явно вопрошает музыкант. Он обращается к скрипке, как бы посредничая между ней и смычком. Он, оставаясь пока в стороне, тем не менее с упреком в голосе констатирует факт иных прошлых отношений между смычком и скрипкой. Но читатель уже чувствует еле уловимую лукавинку, ноту превосходства музыканта над смычком и одновременно — нотку растерянности, потому что музыкант понимает свою первостепенность. Значит, и вина за отчуждение, по сути, вся на нем.

Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? Довольно.

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

Опять я слышу попытки смычка восстановить отношения. Но скрипка понимает, что это зависит не от них, а от музыканта.

Смычок все понял, он затих,

А в скрипке эхо все держалось.

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

Смычок понял то, что скрипка разлюбила его навсегда и что не признается ему в этом лишь из жалости к нему. Он понял также, что всегда его счастье зависело от музыканта, от чужой воли. Он понял, что этот момент рано или поздно должен был наступить, потому что первым разлюбить мог только музыкант, и в тот же миг нелюбовь обрушилась на бедный смычок. Страдания смычка и скрипки усиливаются еще и тем, что музыкант, сближая их, не понимает, что это уже не музыка, а мука двух чужих существ, сводимых против их воли в одно целое. Они вынуждены искать выхода друг у друга, да не в их это силе.

Но человек не погасил

До утра свеч. И струны пели.

Лишь солнце их нашло без сил

На черном бархате постели.

То, что смычок и скрипка понимают и находят в себе силы принять судьбу, вызывает бурный протест у музыканта. Он не может смириться с таким отчуждением против его воли. Он пытается восстановить, найти музыку прошлого, ту самую. Но тщетно. Лишь физическое бессилие прекращает эти муки.

Музыкант — бог для смычка и скрипки, он не может смириться с таким финалом. А выход лишь один: музыкантдолжен вновь полюбить. Ибо без любви нет ничего — ни Бога, ни человека.

Я сделал монографический разбор стихотворения Анненского, пойдя по ассоциативному пути. Вывод таков: смысловая связь между звеньями стихотворения не прерывается, внутренне и внешне все психологические переходы четко мотивированы, создано особое эмоциональное напряжение, обусловленное приведенной житейской ситуацией, ответ на вопрос найден.

Итак, из этого следует, что И. Анненский — поэт большой психологической силы и тонкости. Он не надеется только на интуицию. У него, как показал разбор стихотворения, идет четкий психологический анализ. Анненский — поэт-исследователь, певец и философ “вещного” мира, в котором он ищет нравственный путь к своему подлинному “я”.

«Смычок и струны», анализ стихотворения Анненского

История создания и публикации

Стихотворение впервые опубликовано в альманахе «Белый камень» (1908, № 1) под названием «Скрипка». В посмертном сборнике (И. Анненский. Кипарисовый ларец: Вторая книга стихов. Посмертная. М.: Кн. изд-во «Гриф», 1910), согласно плану автора, стихотворение получило название «Смычок и струны» и вошло в раздел «Кипарисовый ларец» в составе «Трилистника соблазна», который также включает в себя стихотворения «Маки» и «В марте». Сохранилось три недатированных автографа, один из них с вариантами.

Тема, жанр и литературное направление

Тема соблазна, связанная с названием «Трилистника», в который входит данное стихотворение, трактуется в нём широко и в самых разных аспектах.

В жанровом отношении перед нами образчик интимной лирики, в разновидности метафорической истории любви, популярной в европейской лирике XIX века (классический пример – «Ein Fichtenbaum steht einsam…» («Одинокий кедр…») Генриха Гейне).

Смычок и скрипка – отнюдь не абстрактные символы мужского и женского начала, а полноценные персонажи, участвующие в любовном сюжете (впрочем, достаточно условном, чтоб не ломать лирическую структуру ради перерастания в лиро-эпическую миниатюру – балладу), даже с элементами эротизма, усиленным двумя завершающими сточками.

Казалось бы, в основе стихотворения лежит олицетворение: смычок и скрипка переживают всё то. что чувствуют влюблённые: желание, восторг и боль, которые приносит единение, изнеможение после соития.

Но, как всегда в поэзии Анненского, создаваемые им конкретные образы, объединённые в стройную художественную систему, не дают основания для расширительного толкования своего иносказательного, а именно метафорического, значения ни в сторону символа, ни в сторону олицетворения. Основной художественный приём Анненского – ассоциация, о чём точно писал Вячеслав Иванов ещё в 1910 году: «И.Ф. Анненский-лирик является . символистом того направления, которое можно было бы назвать символизмом ассоциативным. Поэт-символист этого типа берёт исходною точкой в процессе своего творчества нечто физически или психологически конкретное и, не определяя его непосредственно, часто даже вовсе не называя, изображает ряд ассоциаций, имеющих с ним такую связь, обнаружение которой помогает многосторонне и ярко осознать душевный смысл явления, ставшего для поэта переживанием, и иногда впервые назвать его — прежде обычным и пустым, ныне же столь многозначительным его именем». Так в данном стихотворении тема эротического соблазна, сливаясь с темой «высокой» любви, всё равно затем раздваивается на «многозначительные» (и созвучные!) имена муки и музыки:

И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Тропы и образы

Образ лирического героя стихотворения сливается с образом скрипача, «одушевившего» музыкальный инструмент. При этом не вполне ясно, для кого он играет. Исходя из последнего стиха предпоследней строфы («…Что людям музыкой казалось»), у него всё же есть слушатели («люди»). С другой стороны, вряд ли они слушали бы его всю ночь:

Но человек не погасил
До утра свеч… И струны пели…

Если он играет для себя, то в предпоследней строфе («И было мукою для них, Что людям музыкой казалось») содержится просто рождённый автором афоризм, а вовсе не описание конкретной ситуации. Наконец, возможен и третий вариант «внешнего» сюжета: скрипач играл для своих гостей, но гости разошлись, а он, вовлечённый во «внутренний» сюжет, разворачивающийся между смычком и скрипкой, не может остановится до утра.

Таким образом, в центре лирического повествования, его «внутреннего» сюжета, всё же смычок и скрипка – не люди, а одушевлённые предметы.

«Там, где у Анненского вещь является не аксессуаром, а лирическим центром, — писала литературовед Лидия Гинзбург, — она не только не декоративна, но и вообще не статична, она вовлечена в движение. Вещи — скрипка, шарманка, будильник, испорченные часы, горящий фитиль, выдыхающийся детский шар — действуют, следовательно, меняются их соотношения с миром внешним и с тем внутренним, психологическим миром, которому они соответствуют. Через сюжетное движение вещей совершается лирическое исследование душевного процесса, детализация и конкретизация отдельных психологических состояний, которые в суммарной своей форме дали бы только отвлечённо-общие поэтические формулы — тоски, страха, разочарования или творческой радости».

Почему в итоговом сборнике поэт отказался от первоначального названия «Скрипка»? Почему скрипка вообще исчезла из названия и заменена струнами? Видимо потому, что «женское начало» должно обнаруживаться постепенно, по мере развития сюжета «слияния». При этом первые четыре строфы «рассказаны» как бы с точки зрения смычка и лишь последние две – с некой объективной, «человеческой» точки зрения.

Любовный экстаз – любовная мука, физически переживаемая скрипкой и смычком, – и она же музыка любви, эстетически переживаемая людьми – скрипачом и его слушателями, – оказывается вызванной некой внешней силой – внешней по отношению к любовникам, лишённым собственной воли. «Тяжёлый, тёмный бред» – вот что такое любовная страсть в первоначальном ощущении смычка (в первой строке стихотворения). И чем дальше образы-персонажи вовлекаются в любовный сюжет, тем больше хочется преодолеть этот «бред», навек сохранить достигнутый миг «слияния», и тем больше обнаруживается невозможность вечной гармонии и независимость любви от воли любящих (ведь «кто-то взял и кто-то слил их»):

«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно?»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.

Размер и рифмовка

Четырёхстопный ямб (с излюбленной Анненским перекрёстной рифмовкой) — традиционный «повествовательный» размер русской лирики.

Банальность большей части рифм (вплоть до глагольных: держалось – казалось) представляется не небрежностью автора стихотворения, а тщательно продуманным фоном, на котором особенно ярко выступает свежая и сюжетно значимая рифма, связанная не только с развитием эротической сцены, но и задающая главный вопрос:

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали».

«Смычок и струны» И. Анненский

«Смычок и струны» Иннокентий Анненский

Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых…
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно. »
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось…
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил
До утра свеч… И струны пели…
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.

Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»

Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие. Однако при этом его поэтические произведения безупречны с точки зрения стилистики символизма, они настолько образны и изящны, что и спустя 100 лет воспринимаются так, будто бы были написаны только вчера. Заслуга в этом не только самого Анненского, но и французских поэтов, которые автор с удовольствием переводил на русский язык, впитывая в себя хрупкость их слога и черпая вдохновение в витиеватых фразах. Что же касается творчества Анненского, то одним из христоматийных произведений, опубликованных при жизни поэта, стало стихотворение «Смычок и скрипка», созданное в 1908 году.

Не секрет, что музыка является одним из способов выражения человеческих чувств. Однако Анненский воспринимал ее как источник вдохновения и один из символов жизни. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Смычок и скрипка» автор провел параллель между людьми и неодушевленными предметами, наделив последних умением ощущать боль и радость, любовь и безразличие.

Героями этого произведения являются скрипка и смычок, которые людьми всегда воспринимаются, как единое целое. Однако это не так, потому что они воссоединяются лишь тогда, когда звучит музыка. Точнее, по воле исполнителя музыка может возникнуть тогда, когда смычок нежно касается струн скрипки. В этом Анненский увидел высший символ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые, встретившись после разлуки, словно скрипка и смычок, не смогли поначалу даже узнать друг друга. Но некто невидимый вновь толкнул их в объятия и «вдруг почувствовал смычок, что кто-то взял и кто-то слил их».

Для всех, кто был очевидцем того, что происходило, не было в увиденном ничего удивительного. Ведь скрипка и смычок рождены для того, чтобы звучала музыка. Но Анненский увидел в этом не просто набор нот и музыкальных фраз, а диалог двух живых душ, которые встретились для того, чтобы вновь расстаться. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось», — отмечает поэт. Он видит гораздо больше, чем другие, поэтому может понять, что на самом деле означает союз скрипки и смычка. Проводя параллель с миром людей, автор делает одно удивительное открытие, убеждаясь, что и в союзе между мужчиной и женщиной всегда присутствует чья-то воля. Когда влюбленные встречаются или же расстаются, мы привыкли считать это судьбой. Но мало кто задумывается о том, что изменить ее не под силу даже тем, кто готов горы свернуть ради своей «половинки». В итоге чувство любви нередко сопровождается ощущением собственного бессилия, ведь нам не дано знать, что произойдет в следующий момент. Смычку и скрипке в этом отношении повезло, так как «человек не погасил до утра свеч… И струны пели». Земная же любовь не может похвастаться таким постоянством и жертвенностью. Ведь каждый человек, в первую очередь, ощущает собственную боль, а уж потом пытается представить, что чувствует в этот момент тот, кого он любит. Плюс ко всему, у скрипки и смычка есть еще одно преимущество: они всегда будут рядом, сложенные в одном футляре. Люди же, расставаясь, уходят друга от друга навсегда, и никакая музыка в мире не может заставить их вновь воссоединиться, забыв взаимные обиды. В этом, по мнению поэта, состоит отличие между одушевленными и неодушевленными предметами. Но при этом любой союз, даже речь идет о скрипке и смычке, является весьма символичным и в нем не может быть ничего случайного.

Анализ стихотворения Анненского Смычок и струны

И.Ф. Анненский был ярким представителем символистов. Данное направление пользовалось популярностью на рубеже XIX и XX веков. Работы И.Ф. Анненского, черпавшего свое вдохновение в творчестве французских символистов, образны и грациозны. Одним из самых ярких произведений автора является стихотворение «Смычок и струны», опубликованное в 1908 г. По свидетельствам знакомых это было одно из наиболее любимых произведений автора.

В этом произведении поэт олицетворяет неодушевленные предметы, наделяя их способностью подобно людям чувствовать боль и счастье, любовь и равнодушие. Скрипка и смычок сравниваются с мужчиной и женщиной. Их отношения сложны, полны боли, «и было мукою для них, что людям музыкой казалось». Однако, несмотря на схожесть этих отношений с пыткой, у влюбленных не выходит разлучиться, ибо сама судьба снова и снова соединяет их воедино («вдруг почувствовал смычок, что кто-то взял и кто-то слил их»). Автор показывает, что в любовном союзе между мужчиной и женщиной всегда присутствует воля высших сил, и влюбленные зачастую не в силах управлять своей судьбой, поскольку не знают, что случится с ними в следующий момент. Любовь делает человека бессильным и беспомощным.

Стихотворение, включающее в себя шесть строф, написано четырехстопным ямбом. В строчках используется излюбленная автором перекрестная рифмовка. Слова в произведении звучат размеренно и мелодично, напоминая игру на скрипке, в строках используется звукопись (повторение гласных «о» и «у»). При чем благодаря преобладанию коротких строк отображается прерывистость этой мелодии. При помощи такого приема автор отражает противоречивость чувств, завладевших героями.

Строки произведения наполнены трагизмом. Автор использует восклицания, чтобы передать всю горечь отношений. В этом поэту помогает и использование различных метафор и эпитетов «тёмный», «тяжёлый», «унылых», рисующих в воображении читателя мрачное помещение, освещенное лишь свечами и лунным светом, в которой музыкант играет на скрипке. Многочисленные многоточия подчеркивают разрыв между героями и связанное с этим чувство одиночества.

Вриант №2

Стихи Иннокентия Анненского похожи на кружево – они изящны и замысловаты. Как все символисты, он был мастером написания сложных лирических образов. К сожалению, он оставил не так много стихов. Зато их можно назвать образцом символизма, настолько идеально стилистически они написаны.

Ярче всего в его творчестве выделяется стихотворение «Смычок и струны». Сам Анненский называет его лирической пьесой. И, в самом деле, перед глазами читателя разворачивается драма. В произведении всего шесть строф, но они буквально пронизаны эмоциями и чувствами.

Два неодушевлённых предмета безмолвно лежат в футляре, пока музыкант не берёт их в руки. Но главное действующее лицо здесь не человек, а скрипка и смычок. Они так долго были разлучены, что сначала даже не узнали друг друга. В полумраке комнаты, в пыльном футляре, они лежали как будто вместе, но-разлучены. Скрипка не может петь без смычка, а смычок бессмысленен без скрипки. Музыкант достаёт их и воссоединяет. Как только смычок касается струн, начинается разговор. Становится очевидно, что Анненский описывает отношения мужчины и женщины. Они наполнены нежностью, любовью и болью. Смычок гладит струны, и струны льнут к смычку. Они не желают больше расставаться никогда! Но затем появляется горькое осознание того, что не всё зависит от желания двух душ, есть какая-то высшая сила, которая управляет ими. Именно она осуществила их встречу. Это заставляет страдать скрипку, хотя слушатели просто наслаждаются чарующими звуками: «И было мукою для них, что людям музыкой казалось». Ведь только музыкант решает, когда встретятся струны и смычок, какой будет мелодия. И будет ли она…

В жизни у влюбленных тоже много препятствий. Иногда обстоятельства бывают сильнее любви. Обязательства, непонимание, обиды, долг… Сколько всего может разрушить хрупкие чувства, развести любящих в разные стороны! Но скрипке и смычку улыбнулась удача, они всю ночь наслаждались друг другом: «Но человек не погасил до утра свеч… И струны пели…». У людей любовь часто заканчивается банально и нелепо. Не сумев простить друг другу обиды, многие расстаются, и уже ничто не сможет их соединить. Даже музыка.

Стихотворение пропитано тоской и горечью. Оно написано так, словно кто-то действительно играет на скрипке в тёмной комнате, тускло освещенной лишь парой свечей и блёклой луной. Инструмент в руках музыканта плачет. Что впереди? Горечь разлуки? Одиночество?

Поэт не верит в счастливый исход. Печальный опыт его отношений раз за разом убеждал его: гармония не вечна, это всего лишь мгновение, тонкий луч света. Он исчезнет и опять наступит мрак. Осознание этого причиняет боль. Хотя любовь редко обходится без страданий. Иногда из этих переплетений рождается музыка.

Стихотворение долго держит под впечатлением. Но, несмотря на пессимизм в нём поэта, понятно, что счастье – вещь хрупкая, его надо беречь. Кто знает, сколько времени отпущено влюбленным? Какие испытания ждут их впереди? Но пока два сердца вместе, надо наслаждаться волшебной музыкой любви.

Картинка к стихотворению Смычок и струны

Популярные темы анализов

Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.

В этом прекрасном и очень глубоком по своему смыслу произведению, автор показывает, как может манятся психология ребенка, который увидел прекрасное, неземное существо, которое делает его более добрым и понимающим.

Произведение «Береза» Есенин пишет в 1913 году, автору тогда только стал совершеннолетним. В это время поэт проживает в столице, но в своем творчестве всегда будет верным родным краям. Стихотворение словно посвящается березе,

Творчество Ивана Алексеевича Бунина началось с раннего детства. Получая домашнее образование, в возрасте семи лет начинающий поэт создавал свои первые стихи. Его кумирами на тот момент являлись Пушкин и Лермонтов.

Начать анализ одного из знаменитых произведений любимой и признанной поэтессы Анны Ахматовой разумнее всего будет с того, что необходимо отметить факт близости её творчества к тому, чтобы статьи одним из символов величия России

Анализ стихотворения «Смычок и струны»

Стихотворение “Смычок и струны” (1909), по свидетельству мемуаристов, было одним из самых любимых созданий И.Ф.Анненского. Будучи по возрасту намного старше всех других поэтов новых течений, он не любил демонстративных проявлений эмоций и обычно хорошо скрывал свои чувства под маской академической корректности. Однако, принимаясь за чтение “Смычка и струн”, поэт не мог сохранить будничного тона, присущего ему декламации собственных стихов.

…”Надрывным голосом, почти переставая владеть собой, произносил Анненский: “И было мукою для них, что людям музыкой казалось…”- вспоминал С.Маяковский. Очевидно, цитируем мемуаристом строчка воспринималась самим автором как эмоциональная кульминация, как смысловое ядро стихотворения.

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег

Два желтых лика, два унылых.

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?»

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? довольно. »

И скрипка отвечала «да»,

Но сердцу скрипки было больно.

Смычок всё понял, он затих,

А в скрипке эхо всё держалось.

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил

До утра свеч. И струны пели.

Лишь солнце их нашло без сил

На черном бархате постели.

Внешне стихотворение сочетает в себе признаки рассказа и драматического диалога (сам Анненский называл свои стихотворения «пьесами»). «Повествовательный» этой лирической пьесы намечен пунктиром глаголов совершенного вида: « зажёг… взял… слил… не погасил… нашло». Интересно, что субъект этой череды действий обозначен предельно общо, неконкретно: сначала неопределённым местоимением «кто-то», а в финале – существительным «человек», почти столь же неопределённым в контексте произведения. Восприятию читателя или слушателя предлагается лишь событийная рамка, как бы минимальная сюжетная мотивировка звучащего в «пьесе» диалога.

Смысл названия стихотворения.

В качестве вечных знаков психологических отношений в нём использована пара «Смычок и струны». Конкретность, вещественность этих предметов контрастирует с крайней зыбкостью человеческого присутствия. Происходит своеобразная инверсия отношений между субъектом и объектом: психологические качества – способность чувствовать, думать, страдать – переносятся на предметы. Сигнал этого переворота отношений – метафорическое использование слова « лики» по отношению к скрипке. «Два желтых лика, два унылых» при этом ассоциируются прежде всего с двумя деками скрипки: жёлтый лак их поверхности тускло отражает свет зажжённых свечей.

Однако благодаря импрессионистической, летучей манере «портретирования» однозначной связи между словом «лики» и конкретной деталью не возникает: ассоциативно оно связывается и с главными «действующими лицами» лирического события – смычком и струнами, и – шире – с любыми двумя тянущимися друг к другу существами.

Лирический сюжет сосредоточен на двух связанных между собой предметах, но сами предметы истолкованы символически, вовлечены в психологическое движение и потому сигнализируют о мире человеческих отношений. Этому способствует и форма драматического диалога, разворачивающегося в центральной части стихотворения.

«Реплики» драматического диалога имитируют прикосновение смычка к струнам. Кажется, что значение слов растворяется в звуковой имитации игры на скрипке. Строки будто пульсируют. Такое ощущение создаётся при помощи использования одно- и двусложных слов, звуковых повторов, сверхсемных ударений, а четырёхстопный ямб будто противодействует этому.

Миг переживаемого счастья неотделим от импульса боли, рождаемого сознанием того, что счастье мимолётно. Мгновение гармонии – кратковременный мираж на фоне «тёмного бреда» повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки – таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха.

Человек в поэтическом мире Анненского жаждет преодолеть своё одиночество. Стремится к слиянию с миром и с родственными ему душами, но вновь и вновь переживает трагические разуверения в возможности счастья. Прежде всего потому, что не может отрешиться от бремени собственного сознания. Автор передаёт это посредством приёмов недоумения и самоиронии. Череда тревожных вопросов, звучащих во второй – четвёртой строфах, поддерживает картину мучительной работы сознания.

Раздельность и слитность становятся двумя внутренними мотивами стихотворения. Момент предельного напряжения между этими мотивами приходится на последние два стиха четвёртой строфы. Они связаны между собой контрастной парой утвердительного «да» и противительного «но».

Форма стихотворения отражает внутреннюю организацию произведения. Самое яркое тому подтверждение – фонетический ряд. Исключительное внимание к звуковому составу слов, к изысканным благозвучиям, ассонансам и аллитерациям – общее свойство поэзии символизма. Движение смысла – особенность лирики Анненского.

Первостепенная роль в звуковом ансамбле стихотворения принадлежит гласным «о» и «у» (ударным в словах заголовка). Характерно, что логические акценты приходятся на те слова, в которых ударными являются эти звуки (« тяжёлый, тёмный, мутно-лунны, столько, струны»). Эти звуки будто противостоят друг другу, на этом противостоянии возникает эмоциональная кульминация. Два неслиянных голоса взаимодействуют: смычок и струны – носители голосов. Реальный эпизод игры на скрипке (точнее, его звуковая имитация) в третьей и четвёртой строфах отмечен новой, нейтральной по отношению к взаимодействующим голосам оркестровкой: наиболее ответственные слова связаны с ассонансом на «а» и аллитерацией на «т» и «л» («ты та ли, та ли»; «ластились, ластясь, трепетали»). Это и есть краткий миг мечты, мимолётного миража, разрушаемого вернувшимся сознанием: понимание восстанавливает разнозвучие.

Нельзя не сказать о череде многоточий в стихотворении. Она подчёркивает возвращение к исходной ситуации одиночества, раздельности. Сигнализируемые ими паузы готовя к финальной картине рассветной тишины.

Истолкование и восприятие.

Современники поэта говорили, что Анненский « был весь неповторим и пленителен» (С.Маковский) Я думаю, что именно так можно сказать и о его творчестве. Отчуждённость от жизни, презрение к «здравому смыслу», мифотворчество, игра ума, неприятие реализма – это было определяющим в его постижении мира. Художник, поэт, творя слово своё и всё, что оно пробуждает в душе, творит единственную ценность – красоту иллюзии. Оттого и прекрасно, что невозможно. С горящими от любопытства глазами он проникает в самые тёмные, самые глухие закоулки человеческой души, для него ненавистно позёрство. Он пишет так, как чувствует. И это, по-моему, первостепенно.

Стихотворение Иннокентия Анненского “Смычок и струны”

Стихотворение Иннокентия Анненского “Смычок и струны”

Во многих стихотворениях Анненского присутствуют музыкальные образы, в том числе и в стихотворении “смычок и струны”.

Мир народной поэзии и музыки был близок Иннокентию (Музыка находится в гармонии с природой и поэзией. Музыка основа всего мира Анненского : и внешнего и внутреннего).

В стихе шесть четверостиший по четыре стиха в каждом.(автор не отходит от заведенного порядка написания стихотворений).

Прочитав первые строки данного стихотворения, мысленно рисуешь себе картину : в темной мрачной комнате скрипач со своей скрипкой, на его душе грусть и тоска.Впервые скрипка, которая была частью его души и жизни, кажется ему совершенно чудой.

Во второй строфе мы понимаем, что в роли лирического героя выступает сам смычок, а не музыкант, как могло показаться на первый взгляд.

Музыкант-лишь тот самый человек, который помог встретиться и соединиться воедино смычку и струнам.

Смычок целиком и полностью зависит от музыканта, от его воли.от его желаний играть или нет.

Музыкант не может понять, что случилось со скрипкой, той ли она осталась или изменилась, что произошло?Это можно увидеть в 3-ем четверостишии.Далее смычок пытается каким-то образом восстановить отношения со скрипкой, но у него ничего не получается.

Любовь, которая была между ними, прошла, но смычок не хочет в это верить.От того, что он сближает их, играя на скрипке, их страдания только увеличиваются и нет уже той музыки, что была раньше.Это не музыка, не красивая музыка, а невыносимое страдание, только музыкант не хочет понимать их. основной темой данного стихотворения переживание, бывшая любовь смычка и струн, которые они очень тяжело переносят.Поэтому и название такое : “Смычок и струны”.Она главные герои данного произведения.На протяжении всего стихотворения настроение – печальное и грустное, нету восторженный фраз счастья.

Слова “боль”, “Расстанемся”, “Тяжелый”, “унылых” создают состояние грусти, тоски.Автор

всего два раза использует восклицательные знаки для того чтобы показать не восторг, а для того, чтобы показать всю горечь происходящего.

Автор в лице музыканта сочувствует им, пытаемся как-то помочь им, но у него ничего не получается.Возможно, он пытается соединить их.

Смысловая связь между звеньями прерывается, создано особое эмоциональное напряжение.

Анненский поэт большой психологиеской силы и тонкости.

В своём стихотворении он человек представлен вроли судьбы или бога, а смычок и скрипка – обычные люди.

Похожие рефераты:

———————————— В творчестве этих двух русских писа­телей прослеживается одна общая тема -тема любви.Необычайная сила и ис­кренность чувства свойственны героям бунинских рассказов.Любовь захваты­вает все помыслы человека,все его силы. Чтобы любовь не выдохлась,необходимо расстат.

Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени” он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи.

Герой меча и магии (как я представляю себе автора “Слова о полку Игореве”) Дотошные учёные уже много лет ведут споры об авторстве “Слова”. Одни ищут его среди современников похода Игоря (конец XII века), другие предполагают позднюю стилизацию. Не хочу вникать в их прозаические ди.

Читая “Слово о полку Игореве”. Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,

В стихотворении “Я встретил вас и всё былое” описывается чувство человека, которому посчастливилось вновь встретиться со своим прошлым. Прошлое

Полтора столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе. Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.

УЕЗДНЫЙ ГОРОД N Город нашего прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город N из гоголевского “Ревизора”, необязательно ехать далеко. Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг. Сразу становится ясно, что город, в котором ты живешь, да и любой другой, и есть тот самый город N. Смыс.

Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить, что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы “вещного мира”, как и фигуры людей, их голоса, доносящиеся извне, вступают в постоянную перекличку с внутренним миром поэта.

Я хотел бы познакомить вас с творчеством Андрея Платоновича. Платонов – это русский советский писатель, в своих произведениях он создает особый мир, который поражает нас и заставляет задуматься.

Сочинение на тему Вечное и “вещное” в произведении И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско” Ученицы 11А класса Школы №147 Гуленковой Анны

Сочинение-опровержение. Из двух друзей, всегда один раб другого. Эту нелепую фразу сказал Печорин – герой произведения М. Ю. Лермонтова “Герои Нашего времени”. Я считаю, что его утверждение не верно, так как дружба основана на равноправии, взаимоуважении и на взаимном доверии. Так.

БЕЛАРУСКІ МУЗЫКА-АРФЕЙ (ПА ПАЭМЕ ЯКУБА КОЛАСА “СЫМОН-МУЗЫКА”) Паэма “Сымон-музыка” ў творчасці Якуба Коласа займае адметнае месца. Яна, як і многія іншыя творы беларускіх пісьменнікаў (“Курган” Я. Купалы, “Люцыян Таполя” М. Танка, “Сады вятроў” Я.

Петербург Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат – символе петровской эпохи – писали А.С.Пушкин (“Медный всадник”), Н.В.Гоголь (“Невский проспект”), Андрей .

ецензия на рассказ Л. Андреева “Бен-Товит” Творчество Леонида Андреева – яркий луч в русской литературе конца XIX начала XX века. В это время в духовной жизни общества происходят разительные перемены. Переосмысление роли поэта приводит к появлению множества новых направлений, которые нер.

И.А. Бунин (1870-1953) 1870 г. 10 октября в городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин 1881-1886 гг. Годы учения в Елецкой гимназии. 1887 г. В газете “Родина” напечатаны первые стихотворения и рассказы Бунина.

Комедия “Горе от ума” создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова “Горе от ума”, несли в общество новые идеи, настроения.

“Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители .

“Петербург Достоевского” (По роману Достоевского “Преступление и наказание”). —————————————- Город пышный,город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Скука, холод и гранит.

Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину “сильным русским характером”? —————————————- В драме Островского показан сложный,тра­гический процесс раскрепощения оживающей души.Здесь мрак борется со светом,взлёты сменяются падениями,здесь сказывается и живучесть морали&qu.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова “И скучно и грустно”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти самого автора – Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. С высоты прожитых лет пытает.

Ссылка на основную публикацию
×
×