Тема транспорта в русской литературе XIX века: сочинение

Тема транспорта в русской литературе XIX века

Скачать сочинение
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

Русская классическая литература многогранна и необыкновенно глубока. Темы и проблемы, затронутые в ней, охватывают все сферы человеческой жизни, все стороны и уголки человеческой души. Поэтому, используя слова В.Г. Белинского, русскую литературу 19 века можно назвать «энциклопедией русской жизни».
19 век (особенно его последняя четверть) – век развивающейся техники, век начинающегося бурного прогресса. Изменение условий жизни, конечно, повлекло за собой и изменение психологии человека, его образа жизни и внутреннего уклада. Это отразилось, безусловно, и в произведениях русских писателей.
Так, начало 19 века – это эпоха телег, кибиток, лошадиных упряжек. Еще герой Н.М. Карамзина из «Писем русского путешественника» отправлялся в свое путешествие по разным странам в кибитке – «телеге или санях с крытым верхом». За границей русский путешественник пересел в более цивилизованное транспортное средство – «коляску». Но и оно не спасло его от плохих немецких дорог: «Дороги везде прескверные, так что надобно ехать всё шагом, и даже самые улицы в маленьких городках и местечках так дурны, что с трудом проехать можно».
Герой замечает, что в его время стало модным путешествовать. Карамзин запечатлел в своих «Письмах» тот момент, когда в сознании русского человека произошел важный перелом – границы сознания его соотечественника стали расширяться. Он почувствовал себя не только жителем России, но и гражданином мира, не утрачивая при этом любви к Родине. Думаю, во многом этому способствовала эпоха Просвещения, а также набирающий силу сентиментализм. Прогрессивный современник Карамзина почувствовал потребность не только насытить свой разум, но и душу: обогатиться впечатлениями, познакомится с новыми интересными людьми, насладиться наследием потомков. Транспорт, доступный в то время, способствовал неспешному размеренному путешествию, с долгими остановками на постоялых дворах, обогащению новыми впечатлениями.
Время Пушкина – это тоже эпоха телег и колясок. Поэт, отражая окружающую его реальность, связал воедино человеческую жизнь и телегу в метафоре «телега жизни». В одноименном стихотворении поэт уподобляет жизнь езде на телеге.
Неумолимый ямщик – время – везет телегу жизни. Время не остановится, не сделает передышки, паузы. Поэтому человеческая жизнь пролетает быстро («телега на ходу легка»), несмотря на все тяготы и заботы, которые могут ее сопровождать. С помощью эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм быстротечности человеческой жизни: «ямщик лихой», «седое время».
Вообще, на мой взгляд, это стихотворение наполнено удивительной, только Пушкину присущей, гармонией, любовью к жизни, пониманием и приятием ее законов. Поэтому можно с полной уверенностью говорить об оптимистичности стихотворения «Телега жизни».
В романе Пушкина «Капитанская дочка» основным средством передвижения главного героя – Петра Гринева – служит кибитка, та же самая телега, только с крытым верхом. Это транспортное средство, простое, «без претензий», символизирует, на мой взгляд, людей того времени. Они привыкли жить по старинке, руководствуясь патриархальными законами и традициями. Их темп жизни соответствовал скорости телеги – медленной, размеренной, спокойной. И люди были счастливы, живя такой жизнью. Но исторический вихрь вмешался в жизнь, разрушив привычные устои, каноны, судьбы.
Именно в кибитке, направляясь в Белогорскую крепость, Гринев попал в страшный буран, дикую метель. Как мы помним, вывел на правильную дорогу Петра и Савельича мужик в «худеньком армяке», который оказался самим Пугачевым.
Эта встреча с «государем-императором» стала для Гринева судьбоносной, сделала его участником серьезнейших исторических событий и изменила его личную судьбу.
В «Мертвых душах» Гоголя мы встречаемся с другими видами повозок, запряженных лошадьми. Так, поэма открывается эпизодом, когда на постоялый двор города N въезжает бричка – «легкая полукрытая повозка». В ней в город въехал главный герой произведения – Павел Петрович Чичиков.
Это средство передвижения в какой-то степени, как мне кажется, передает характер героя: легкий на подъем и различные авантюрные идеи, более подвижный, современный. Ведь Чичиков в романе является олицетворением новой силы, нового общественного класса, зарождающегося в России, – капитализма.
В конце первого тома «Мертвых душ» Чичиков и вовсе пересаживается на тройку – «старинную русскую запряжку лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния».
Тройка символизирует саму Россию, несущуюся вдаль. Куда? Зачем? Что ждет ее впереди? Эти вопросы автор оставляет без ответа. Он бы и сам хотел узнать будущее своей Родины, но оно покрыто мраком и для автора.
Знаменательно, что в этой тройке едет Чичиков, вернее, уже не едет, а несется вдаль во всю прыть. Тем самым Гоголь показывает, что будущее страны – за такими дельцами, авантюрными предпринимателями, как этот герой.
Вторая половина 19 века – время ускоренного развития техники, промышленного бума, время новых идей. Начало этой эпохи отразил в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев.
В первой же главе мы встречаем упоминание тарантаса – «четырёхколёсной конной повозки на длинных дрогах (продольной раме), уменьшающих дорожную тряску в длительных путешествиях. Была распространена в России первой половины XIX века». На этой повозке в деревню к отцу приезжает Аркадий Кирсанов и привозит погостить своего друга – Евгения Базарова.
Николай Петрович же приехал на коляске – более «благородном» и «аристократическом» виде транспорта. Сочетание этих двух транспортных средств, таких разных, говорит о сочетании в жизни героев, Кирсановых, в первую очередь, дворянского и деревенского. Ведь Кирсановы давно превратились в помещиков, живущих в своей деревне и редко выезжающих в город. Да и образ жизни их прост и неприхотлив. Даже «аристократ до кончиков пальцев» – Павел Петрович – был вынужден принять эти «правила игры», хотя и пытался вести «светский образ жизни» в деревне.
Знаменательно, что Базаров садится именно в тарантас. Тем самым он, разночинец и нигилист, демонстрирует свою близость к народу, а, скорее, протест против дворянских обычаев, подчеркивает свое отличие от них.
Герой рассказа Чехова «Ионыч» доктор Старцев ездит на «тройке с бубенцами». Это, мне кажется, один из символов его омертвения, деградации. Ведь в то время, когда происходит действие рассказа, этот вид транспорта уходит в прошлое. И лишь в провинциальных городах, до которых еще бог знает когда дойдут новые веяния, люди продолжают жить по старинке. Так и Ионыч, добившись материального благополучия, все больше и больше опускается духовно, деградирует, опошляется, умирает.
Финальная часть рассказа просто потрясает читателя. От прежнего Дмитрия Ионыча не осталось и следа. Перед нами обрюзгший, капризный, злой, бездушный старик, страдающий от ожирения. Чехов подводит итог этой жалкой жизни: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
Таким образом, тема транспорта в русской литературе 19 века чрезвычайно интересна. Она не только дает представление об образе жизни людей той эпохи, но и служит в художественных целях: раскрывает психологическое состояние героев, дает им «внутреннюю» характеристику, прослеживает развитие их характера, выявляет авторский взгляд на происходящее.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / Тема транспорта в русской литературе XIX века

Смотрите также по произведению “19 век”:

Тема транспорта в русской литературе XIX века

Русская классическая литература многогранна и необыкновенно глубока. Темы и проблемы, затронутые в ней, охватывают все сферы человеческой жизни, все стороны и уголки человеческой души. Поэтому, используя слова В.Г. Белинского, русскую литературу 19 века можно назвать «энциклопедией русской жизни».
19 век (особенно его последняя четверть) – век развивающейся техники, век начинающегося бурного прогресса. Изменение условий жизни, конечно, повлекло за собой и изменение психологии человека, его образа жизни и внутреннего уклада. Это отразилось, безусловно, и в произведениях русских писателей.
Так, начало 19 века – это эпоха телег, кибиток, лошадиных упряжек. Еще герой Н.М. Карамзина из «Писем русского путешественника» отправлялся в свое путешествие по разным странам в кибитке – «телеге или санях с крытым верхом». За границей русский путешественник пересел в более цивилизованное транспортное средство – «коляску». Но и оно не спасло его от плохих немецких дорог: «Дороги везде прескверные, так что надобно ехать всё шагом, и даже самые улицы в маленьких городках и местечках так дурны, что с трудом проехать можно».
Герой замечает, что в его время стало модным путешествовать. Карамзин запечатлел в своих «Письмах» тот момент, когда в сознании русского человека произошел важный перелом – границы сознания его соотечественника стали расширяться. Он почувствовал себя не только жителем России, но и гражданином мира, не утрачивая при этом любви к Родине. Думаю, во многом этому способствовала эпоха Просвещения, а также набирающий силу сентиментализм. Прогрессивный современник Карамзина почувствовал потребность не только насытить свой разум, но и душу: обогатиться впечатлениями, познакомится с новыми интересными людьми, насладиться наследием потомков. Транспорт, доступный в то время, способствовал неспешному размеренному путешествию, с долгими остановками на постоялых дворах, обогащению новыми впечатлениями.
Время Пушкина – это тоже эпоха телег и колясок. Поэт, отражая окружающую его реальность, связал воедино человеческую жизнь и телегу в метафоре «телега жизни». В одноименном стихотворении поэт уподобляет жизнь езде на телеге.
Неумолимый ямщик – время – везет телегу жизни. Время не остановится, не сделает передышки, паузы. Поэтому человеческая жизнь пролетает быстро («телега на ходу легка»), несмотря на все тяготы и заботы, которые могут ее сопровождать. С помощью эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм быстротечности человеческой жизни: «ямщик лихой», «седое время».
Вообще, на мой взгляд, это стихотворение наполнено удивительной, только Пушкину присущей, гармонией, любовью к жизни, пониманием и приятием ее законов. Поэтому можно с полной уверенностью говорить об оптимистичности стихотворения «Телега жизни».
В романе Пушкина «Капитанская дочка» основным средством передвижения главного героя – Петра Гринева – служит кибитка, та же самая телега, только с крытым верхом. Это транспортное средство, простое, «без претензий», символизирует, на мой взгляд, людей того времени. Они привыкли жить по старинке, руководствуясь патриархальными законами и традициями. Их темп жизни соответствовал скорости телеги – медленной, размеренной, спокойной. И люди были счастливы, живя такой жизнью. Но исторический вихрь вмешался в жизнь, разрушив привычные устои, каноны, судьбы.
Именно в кибитке, направляясь в Белогорскую крепость, Гринев попал в страшный буран, дикую метель. Как мы помним, вывел на правильную дорогу Петра и Савельича мужик в «худеньком армяке», который оказался самим Пугачевым.
Эта встреча с «государем-императором» стала для Гринева судьбоносной, сделала его участником серьезнейших исторических событий и изменила его личную судьбу.
В «Мертвых душах» Гоголя мы встречаемся с другими видами повозок, запряженных лошадьми. Так, поэма открывается эпизодом, когда на постоялый двор города N въезжает бричка – «легкая полукрытая повозка». В ней в город въехал главный герой произведения – Павел Петрович Чичиков.
Это средство передвижения в какой-то степени, как мне кажется, передает характер героя: легкий на подъем и различные авантюрные идеи, более подвижный, современный. Ведь Чичиков в романе является олицетворением новой силы, нового общественного класса, зарождающегося в России, – капитализма.
В конце первого тома «Мертвых душ» Чичиков и вовсе пересаживается на тройку – «старинную русскую запряжку лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния».
Тройка символизирует саму Россию, несущуюся вдаль. Куда? Зачем? Что ждет ее впереди? Эти вопросы автор оставляет без ответа. Он бы и сам хотел узнать будущее своей Родины, но оно покрыто мраком и для автора.
Знаменательно, что в этой тройке едет Чичиков, вернее, уже не едет, а несется вдаль во всю прыть. Тем самым Гоголь показывает, что будущее страны – за такими дельцами, авантюрными предпринимателями, как этот герой.
Вторая половина 19 века – время ускоренного развития техники, промышленного бума, время новых идей. Начало этой эпохи отразил в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев.
В первой же главе мы встречаем упоминание тарантаса – «четырёхколёсной конной повозки на длинных дрогах (продольной раме), уменьшающих дорожную тряску в длительных путешествиях. Была распространена в России первой половины XIX века». На этой повозке в деревню к отцу приезжает Аркадий Кирсанов и привозит погостить своего друга – Евгения Базарова.
Николай Петрович же приехал на коляске – более «благородном» и «аристократическом» виде транспорта. Сочетание этих двух транспортных средств, таких разных, говорит о сочетании в жизни героев, Кирсановых, в первую очередь, дворянского и деревенского. Ведь Кирсановы давно превратились в помещиков, живущих в своей деревне и редко выезжающих в город. Да и образ жизни их прост и неприхотлив. Даже «аристократ до кончиков пальцев» – Павел Петрович – был вынужден принять эти «правила игры», хотя и пытался вести «светский образ жизни» в деревне.
Знаменательно, что Базаров садится именно в тарантас. Тем самым он, разночинец и нигилист, демонстрирует свою близость к народу, а, скорее, протест против дворянских обычаев, подчеркивает свое отличие от них.
Герой рассказа Чехова «Ионыч» доктор Старцев ездит на «тройке с бубенцами». Это, мне кажется, один из символов его омертвения, деградации. Ведь в то время, когда происходит действие рассказа, этот вид транспорта уходит в прошлое. И лишь в провинциальных городах, до которых еще бог знает когда дойдут новые веяния, люди продолжают жить по старинке. Так и Ионыч, добившись материального благополучия, все больше и больше опускается духовно, деградирует, опошляется, умирает.
Финальная часть рассказа просто потрясает читателя. От прежнего Дмитрия Ионыча не осталось и следа. Перед нами обрюзгший, капризный, злой, бездушный старик, страдающий от ожирения. Чехов подводит итог этой жалкой жизни: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
Таким образом, тема транспорта в русской литературе 19 века чрезвычайно интересна. Она не только дает представление об образе жизни людей той эпохи, но и служит в художественных целях: раскрывает психологическое состояние героев, дает им «внутреннюю» характеристику, прослеживает развитие их характера, выявляет авторский взгляд на происходящее.

Читайте также:  Давайте поклоняться доброте: сочинение

Тема транспорта в русской литературе XIX века

Русская классическая литература многогранна и необыкновенно глубока. Темы и проблемы, затронутые в ней, охватывают все сферы человеческой жизни, все стороны и уголки человеческой души. Поэтому, используя слова В. Г. Белинского, русскую литературу 19 века можно назвать “энциклопедией русской жизни”.

19 век (особенно его последняя четверть) – век развивающейся техники, век начинающегося бурного прогресса. Изменение условий жизни, конечно, повлекло за собой и изменение психологии человека, его образа жизни и внутреннего уклада. Это отразилось, безусловно, и в произведениях русских писателей. Так, начало 19 века – это эпоха телег, кибиток, лошадиных упряжек. Еще герой Н. М. Карамзина из “Писем русского путешественника” отправлялся в свое путешествие по разным странам в кибитке – “телеге или санях с крытым верхом”.

За границей русский путешественник пересел в более цивилизованное транспортное средство – “коляску”. Но и оно не спасло его от плохих немецких дорог: “Дороги везде прескверные, так что надобно ехать все шагом, и даже самые улицы в маленьких

городках и местечках так дурны, что с трудом проехать можно”. Герой замечает, что в его время стало модным путешествовать. Карамзин запечатлел в своих “Письмах” тот момент, когда в сознании русского человека произошел важный перелом – границы сознания его соотечественника стали расширяться. Он почувствовал себя не только жителем России, но и гражданином мира, не утрачивая при этом любви к Родине.

Думаю, во многом этому способствовала эпоха Просвещения, а также набирающий силу сентиментализм. Прогрессивный современник Карамзина почувствовал потребность не только насытить свой разум, но и душу: обогатиться впечатлениями, познакомится с новыми интересными людьми, насладиться наследием потомков. Транспорт, доступный в то время, способствовал неспешному размеренному путешествию, с долгими остановками на постоялых дворах, обогащению новыми впечатлениями. Время Пушкина – это тоже эпоха телег и колясок. Поэт, отражая окружающую его реальность, связал воедино человеческую жизнь и телегу в метафоре “телега жизни”.

В одноименном стихотворении поэт уподобляет жизнь езде на телеге. Неумолимый ямщик – время – везет телегу жизни. Время не остановится, не сделает передышки, паузы.

Поэтому человеческая жизнь пролетает быстро (“телега на ходу легка”), несмотря на все тяготы и заботы, которые могут ее сопровождать. С помощью эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм быстротечности человеческой жизни: “ямщик лихой”, “седое время”. Вообще, на мой взгляд, это стихотворение наполнено удивительной, только Пушкину присущей, гармонией, любовью к жизни, пониманием и приятием ее законов. Поэтому можно с полной уверенностью говорить об оптимистичности стихотворения “Телега жизни”.

В романе Пушкина “Капитанская дочка” основным средством передвижения главного героя – Петра Гринева – служит кибитка, та же самая телега, только с крытым верхом. Это транспортное средство, простое, “без претензий”, символизирует, на мой взгляд, людей того времени. Они привыкли жить по старинке, руководствуясь патриархальными законами и традициями. Их темп жизни соответствовал скорости телеги – медленной, размеренной, спокойной.

И люди были счастливы, живя такой жизнью. Но исторический вихрь вмешался в жизнь, разрушив привычные устои, каноны, судьбы. Именно в кибитке, направляясь в Белогорскую крепость, Гринев попал в страшный буран, дикую метель.

Как мы помним, вывел на правильную дорогу Петра и Савельича мужик в “худеньком армяке”, который оказался самим Пугачевым. Эта встреча с “государем-императором” стала для Гринева судьбоносной, сделала его участником серьезнейших исторических событий и изменила его личную судьбу. В “Мертвых душах” Гоголя мы встречаемся с другими видами повозок, запряженных лошадьми. Так, поэма открывается эпизодом, когда на постоялый двор города N въезжает бричка – “легкая полукрытая повозка”.

В ней в город въехал главный герой произведения – Павел Петрович Чичиков. Это средство передвижения в какой-то степени, как мне кажется, передает характер героя: легкий на подъем и различные авантюрные идеи, более подвижный, современный. Ведь Чичиков в романе является олицетворением новой силы, нового общественного класса, зарождающегося в России, – капитализма. В конце первого тома “Мертвых душ” Чичиков и вовсе пересаживается на тройку – “старинную русскую запряжку лошадей.

Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния”. Тройка символизирует саму Россию, несущуюся вдаль. Куда? Зачем? Что ждет ее впереди?

Эти вопросы автор оставляет без ответа. Он бы и сам хотел узнать будущее своей Родины, но оно покрыто мраком и для автора. Знаменательно, что в этой тройке едет Чичиков, вернее, уже не едет, а несется вдаль во всю прыть. Тем самым Гоголь показывает, что будущее страны – за такими дельцами, авантюрными предпринимателями, как этот герой.

Вторая половина 19 века – время ускоренного развития техники, промышленного бума, время новых идей. Начало этой эпохи отразил в своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев. В первой же главе мы встречаем упоминание тарантаса – “четырехколесной конной повозки на длинных дрогах (продольной раме), уменьшающих дорожную тряску в длительных путешествиях. Была распространена в России первой половины XIX века”.

На этой повозке в деревню к отцу приезжает Аркадий Кирсанов и привозит погостить своего друга – Евгения Базарова. Николай Петрович же приехал на коляске – более “благородном” и “аристократическом” виде транспорта. Сочетание этих двух транспортных средств, таких разных, говорит о сочетании в жизни героев, Кирсановых, в первую очередь, дворянского и деревенского.

Ведь Кирсановы давно превратились в помещиков, живущих в своей деревне и редко выезжающих в город. Да и образ жизни их прост и неприхотлив. Даже “аристократ до кончиков пальцев” – Павел Петрович – был вынужден принять эти “правила игры”, хотя и пытался вести “светский образ жизни” в деревне. Знаменательно, что Базаров садится именно в тарантас. Тем самым он, разночинец и нигилист, демонстрирует свою близость к народу, а, скорее, протест против дворянских обычаев, подчеркивает свое отличие от них.

Читайте также:  Пушкин и Жуковский: сочинение

Герой рассказа Чехова “Ионыч” доктор Старцев ездит на “тройке с бубенцами”. Это, мне кажется, один из символов его омертвения, деградации. Ведь в то время, когда происходит действие рассказа, этот вид транспорта уходит в прошлое. И лишь в провинциальных городах, до которых еще бог знает когда дойдут новые веяния, люди продолжают жить по старинке. Так и Ионыч, добившись материального благополучия, все больше и больше опускается духовно, деградирует, опошляется, умирает.

Финальная часть рассказа просто потрясает читателя. От прежнего Дмитрия Ионыча не осталось и следа. Перед нами обрюзгший, капризный, злой, бездушный старик, страдающий от ожирения.

Чехов подводит итог этой жалкой жизни: “Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует”. Таким образом, тема транспорта в русской литературе 19 века чрезвычайно интересна.

Она не только дает представление об образе жизни людей той эпохи, но и служит в художественных целях: раскрывает психологическое состояние героев, дает им “внутреннюю” характеристику, прослеживает развитие их характера, выявляет авторский взгляд на происходящее.

Тема транспорта в русской литературе XIX века

Русская классическая литература многогранна и необыкновенно глубока. Темы и проблемы, затронутые в ней, охватывают все сферы человеческой жизни, все стороны и уголки человеческой души. Поэтому, используя слова В. Г. Белинского, русскую литературу 19 века можно назвать «энциклопедией русской жизни».
19 век (особенно его последняя четверть) — век развивающейся техники, век начинающегося бурного прогресса. Изменение условий жизни, конечно, повлекло за собой и изменение психологии человека, его образа жизни и внутреннего уклада. Это отразилось,

Похожие сочинения:

Тема денег в русской литературе 19 векаРусская классическая литература (литература 19 века) известна во всем мире как литература души, литература тонкого психологизма, нравственных и философских поисков.

Тема «маленького человека» в русской литературе XIX векаТема «маленького человека» была известна русским писателям еще с допетровского времени. Так, в созданной в XVII веке анонимным автором «Повести.

Тема «маленького человека» в русской литературе 19 векаТема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин.

Тема интеллигенции и революции в русской литературе 20 века (Б. Лавренев «Сорок первый», А. Толстой «Гадюка»)Тема » Интеллигенции и революции» является важной темой в произведениях писателей русской литературы 20 века. Перед представителями интеллигенции вставал острый.

Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx векаИнтеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из.

«Герой времени» в русской литературе 19 векаРусская классическая литература 19 века — это литература поиска. Русские писатели стремились ответить на вечные вопросы бытия: о смысле жизни.

Образ «маленького человека» в русской литературе 19 векаТема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул.

Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе второй половины 20 векаПроблема «отцов и детей» — вечная проблема. Известны надписи на древних папирусах, созданные до нашей эры, о том, что молодое.

Образ «лишних людей» в русской литературе 19 века (на примере Евгения Онегина и Григория Печорина)Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Одним из этих открытий является образ «лишнего человека».

Тема героизма в русской литературеИзображение подвига человека на войне является традиционным еще со времен «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Личный героизм солдата и.

Тема войны в русской литературеОчень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи.

Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 векаТема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Так и.

Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века)Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из.

Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 векаТак в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно.

Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков)Необычно начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную память»… Кого хоронят. «Живаго». На противопоставлении живого и мертвого строится все.

Тема любви в русской литературе…Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих… М. Булгаков Любовь — высокое.

Тема родины в русской литературеРодина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы.

Изменение типа героя в русской литературе XIX века по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. ТургеневаПроблема героя своего времени была одной из самых острых в литературе XIX века. Все крупные писатели, так или иначе, пытались.

Евангельские мотивы в русской литературе xx века…так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. И.

Женские судьбы в русской литературе xx векаЖдет тебя много попреков жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать —.

Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася»)Повесть И. А. Тургенева «Ася» — одно из лучших произведений русской литературы. Творчество писателя конца 50 годов 19 века пронизано.

Тема войны в русской поэзии XIX векаНесмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать (а вместе с тем.

Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов)Большое место в русской литературе XX века занимают произведения о судьбе человека. Каждый писатель по-своему старается раскрыть эту тему. Одни.

Тема войны в русской литературе («Донские рассказы» М. А. Шолохова)(«Донские рассказы» М. А. Шолохова) Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая.

Тема гражданской войны в литературе 20 века (на примере рассказа М. Шолохова «Родинка» и повести Б. Лавренева «Сорок первый»)Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (на примере произведений М. А. Шолохова и В. Быкова)Великая Отечественная война — очень важный этап не только в истории нашей Родины. Жизни миллионов наших соотечественников были положены на.

Историческая тема в русской литературе (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)Писать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что задача автора в этом случае — донести и выложить перед.

Гражданская война в литературе 20 векаРеволюция 1917 года и гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не отразиться в.

Образы двух столиц в русской литературеРоссия за свою многовековую историю не раз меняла столицу. Петр Первый, едва успев заложить новый город — Петербург, — перенес.

«Маленький человек» в русской литературеЛюбовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую.

Характеристика литературы девятнадцатого века (Школьные сочинения)

Девятнадцатое столетие принято называть золотым веком русской литературы, ведь именно в этот период происходят грандиозные битвы и сражения, колоссальные перевороты и восстания, другими словами, события, которые не могли не возбудить в сердцах поэтов и писателей сильнейшие чувства, нашедшие отражение в душе русского народа. Писатели девятнадцатого века особенно отличаются дерзостью мысли и широтой взглядов, и, быть может, именно поэтому произведения, рождённые в этом столетии, — бесценны, а проблемы, рассматриваемые в них, — бессмертны. Девятнадцатый век положил начало двум литературным направлениям, значительно обогатил русскую классику великолепными творениями великих художников слова и выжег на памятнике русской культуры имена тех, чьи творения продолжают жить после смерти творцов.

В конце восемнадцатого века в русской литературе зародилось новое литературное направление, название которого происходит от французского слова «sensation», переводившегося как «чувство». Основателем этого течения принято считать Карамзина, который в 1792 году написал «Бедную Лизу», что по сей день называют шедевром сентиментальной прозы. Повесть о бедной девушке с богатой историей чувств так тронула сердца читателей, что в 1801 году в свет вышла повесть «Бедная Маша» Измайлова, а в 1802 году — «Генриетта» Свечинского.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Идея сентиментализма заключалась в том, чтобы показать духовные терзания человека, обладающего богатым внутренним миром, и с помощью эмоций воздействовать на наблюдателя художественной рукописи. Таким образом, например, Карамзин демонстрирует всю глубину горьких чувств Лизы и внушает читателям ту мысль, что «и крестьянки любить умеют». Сентиментализм в России просуществовал недолго, быстро исчерпав себя и тем самым уступив дорогу новому литературному направлению.

Читайте также:  В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 19 века): сочинение

Отечественная война 1812 года не прошла бесследно для русского народа: разочарование в окружающей действительности дало начало такому культурному явлению, как романтизм. В нём идёт противопоставление двух миров: мира, выдуманного лирическим героем, и мира реального, несовершенного и далёкого от идеала. Лирический герой-романтик, обладая исключительными чертами психологического портрета, вступал в неравную битву с внешним миром и проигрывал. Вся прелесть войны независимой личности с жестокой реальностью была по достоинству оценена русскими писателями, и, кажется, в творчестве каждого литератора можно уловить нотку романтизма. В России отцом этого направления принято считать Жуковского(баллада «Светлана», «Лесной царь»), но надо сказать, что в его романтических произведениях проскальзывает большое количество мистических образов, что, без сомнения, делает его творчество ещё более уникальным и интересным. Острое осознание противоречивости жизни также нельзя не увидеть в творчестве таких мастеров слова, как Пушкин(поэма «Цыганы»), Лермонтов( поэма «Мцыри»), которые точно так же, как другие писатели, не устояли перед обаянием этого культурного течения. В скором времени на смену таинственной природе романтизма пришла суровая действительность реализма.

Считается, что именно «Евгений Онегин» стал первым русским реалистическим романом, так как в этом произведении присутствуют и субъективизм в изображении жизни, и нравственный идеал автора (Татьяна Ларина), и внимание к точности и достоверности детали: можно смело заявить, что в «Евгении Онегине» есть все черты реализма. Хотя впервые тень этого литературного направления пала на творчество Крылова: именно в его баснях можно почувствовать неразбавленную горечь действительности. В «Горе от ума» Грибоедова также можно уловить нотку реализма: пугающая истина жизни здесь обнажена до предела и у одних вызывает горький смех, у других — слёзы отчаяния. Реализм проявлялся в творчестве многих писателей: талантливые сочинители любили изображать реальность и демонстрировать все несовершенства окружающего нас мира и общества, пытаясь эмоционально воздействовать на читателей, возбудить в их сердцах ответные чувства. Таким образом, русские классики раскрывают тему маленького человека в «Станционном смотрителе» (Пушкин), «Шинели» (Гоголь), «Преступлении и наказании» (Достоевский). В то же время говорят о народе и дворянстве в «Муму» (Тургенев), «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Салтыков-Щедрин), «Войне и мире» (Толстой). И не забывают обличить пороки типичных представителей современного им общества в «Евгении Онегине» (Пушкин), «Горе от ума» (Грибоедов), «Отцах и детях» (Тургенев) и «Герое нашего времени» (Лермонтов).

Именно в девятнадцатом веке литература получила стремительное развитие, так как быстрая смена литературных направлений не могла не оказать такого влияния на культуру русского народа. Русская классика девятнадцатого столетия поражает разнообразием взглядов и мнений, жанров и литературных явлений; талантливейшие писатели России создают в этот период великие произведения, не утратившие своей силы слова спустя столетия, но ставшие достоянием русской культуры, гордостью русского общества.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35642

Тема транспорта в русской литературе XIX века: сочинение

Русская классическая литература многогранна и необыкновенно глубока. Темы и проблемы, затронутые в ней, охватывают все сферы человеческой жизни, все стороны и уголки человеческой души. Поэтому, используя слова В.Г. Белинского, русскую литературу 19 века можно назвать «энциклопедией русской жизни».

19 век (особенно его последняя четверть) – век развивающейся техники, век начинающегося бурного прогресса. Изменение условий жизни, конечно, повлекло за собой и изменение психологии человека, его образа жизни и внутреннего уклада. Это отразилось, безусловно, и в произведениях русских писателей.

Так, начало 19 века – это эпоха телег, кибиток, лошадиных упряжек. Еще герой Н.М. Карамзина из «Писем русского путешественника» отправлялся в свое путешествие по разным странам в кибитке – «телеге или санях с крытым верхом». За границей русский путешественник пересел в более цивилизованное транспортное средство – «коляску». Но и оно не спасло его от плохих немецких дорог: «Дороги везде прескверные, так что надобно ехать всё шагом, и даже самые улицы в маленьких городках и местечках так дурны, что с трудом проехать можно».

Герой замечает, что в его время стало модным путешествовать. Карамзин запечатлел в своих «Письмах» тот момент, когда в сознании русского человека произошел важный перелом – границы сознания его соотечественника стали расширяться. Он почувствовал себя не только жителем России, но и гражданином мира, не утрачивая при этом любви к Родине. Думаю, во многом этому способствовала эпоха Просвещения, а также набирающий силу сентиментализм. Прогрессивный современник Карамзина почувствовал потребность не только насытить свой разум, но и душу: обогатиться впечатлениями, познакомится с новыми интересными людьми, насладиться наследием потомков. Транспорт, доступный в то время, способствовал неспешному размеренному путешествию, с долгими остановками на постоялых дворах, обогащению новыми впечатлениями.

Время Пушкина – это тоже эпоха телег и колясок. Поэт, отражая окружающую его реальность, связал воедино человеческую жизнь и телегу в метафоре «телега жизни». В одноименном стихотворении поэт уподобляет жизнь езде на телеге.

Неумолимый ямщик – время – везет телегу жизни. Время не остановится, не сделает передышки, паузы. Поэтому человеческая жизнь пролетает быстро («телега на ходу легка»), несмотря на все тяготы и заботы, которые могут ее сопровождать. С помощью эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм быстротечности человеческой жизни: «ямщик лихой», «седое время».

Вообще, на мой взгляд, это стихотворение наполнено удивительной, только Пушкину присущей, гармонией, любовью к жизни, пониманием и приятием ее законов. Поэтому можно с полной уверенностью говорить об оптимистичности стихотворения «Телега жизни».

В романе Пушкина «Капитанская дочка» основным средством передвижения главного героя – Петра Гринева – служит кибитка, та же самая телега, только с крытым верхом. Это транспортное средство, простое, «без претензий», символизирует, на мой взгляд, людей того времени. Они привыкли жить по старинке, руководствуясь патриархальными законами и традициями. Их темп жизни соответствовал скорости телеги – медленной, размеренной, спокойной. И люди были счастливы, живя такой жизнью. Но исторический вихрь вмешался в жизнь, разрушив привычные устои, каноны, судьбы.

Именно в кибитке, направляясь в Белогорскую крепость, Гринев попал в страшный буран, дикую метель. Как мы помним, вывел на правильную дорогу Петра и Савельича мужик в «худеньком армяке», который оказался самим Пугачевым.

Эта встреча с «государем-императором» стала для Гринева судьбоносной, сделала его участником серьезнейших исторических событий и изменила его личную судьбу.

В «Мертвых душах» Гоголя мы встречаемся с другими видами повозок, запряженных лошадьми. Так, поэма открывается эпизодом, когда на постоялый двор города N въезжает бричка – «легкая полукрытая повозка». В ней в город въехал главный герой произведения – Павел Петрович Чичиков.

Это средство передвижения в какой-то степени, как мне кажется, передает характер героя: легкий на подъем и различные авантюрные идеи, более подвижный, современный. Ведь Чичиков в романе является олицетворением новой силы, нового общественного класса, зарождающегося в России, – капитализма.

В конце первого тома «Мертвых душ» Чичиков и вовсе пересаживается на тройку – «старинную русскую запряжку лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния».

Тройка символизирует саму Россию, несущуюся вдаль. Куда? Зачем? Что ждет ее впереди? Эти вопросы автор оставляет без ответа. Он бы и сам хотел узнать будущее своей Родины, но оно покрыто мраком и для автора.

Знаменательно, что в этой тройке едет Чичиков, вернее, уже не едет, а несется вдаль во всю прыть. Тем самым Гоголь показывает, что будущее страны – за такими дельцами, авантюрными предпринимателями, как этот герой.

Вторая половина 19 века – время ускоренного развития техники, промышленного бума, время новых идей. Начало этой эпохи отразил в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев.

В первой же главе мы встречаем упоминание тарантаса – «четырёхколёсной конной повозки на длинных дрогах (продольной раме), уменьшающих дорожную тряску в длительных путешествиях. Была распространена в России первой половины XIX века». На этой повозке в деревню к отцу приезжает Аркадий Кирсанов и привозит погостить своего друга – Евгения Базарова.

Николай Петрович же приехал на коляске – более «благородном» и «аристократическом» виде транспорта. Сочетание этих двух транспортных средств, таких разных, говорит о сочетании в жизни героев, Кирсановых, в первую очередь, дворянского и деревенского. Ведь Кирсановы давно превратились в помещиков, живущих в своей деревне и редко выезжающих в город. Да и образ жизни их прост и неприхотлив. Даже «аристократ до кончиков пальцев» – Павел Петрович – был вынужден принять эти «правила игры», хотя и пытался вести «светский образ жизни» в деревне.

Знаменательно, что Базаров садится именно в тарантас. Тем самым он, разночинец и нигилист, демонстрирует свою близость к народу, а, скорее, протест против дворянских обычаев, подчеркивает свое отличие от них.

Герой рассказа Чехова «Ионыч» доктор Старцев ездит на «тройке с бубенцами». Это, мне кажется, один из символов его омертвения, деградации. Ведь в то время, когда происходит действие рассказа, этот вид транспорта уходит в прошлое. И лишь в провинциальных городах, до которых еще бог знает когда дойдут новые веяния, люди продолжают жить по старинке. Так и Ионыч, добившись материального благополучия, все больше и больше опускается духовно, деградирует, опошляется, умирает.

Финальная часть рассказа просто потрясает читателя. От прежнего Дмитрия Ионыча не осталось и следа. Перед нами обрюзгший, капризный, злой, бездушный старик, страдающий от ожирения. Чехов подводит итог этой жалкой жизни: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».

Таким образом, тема транспорта в русской литературе 19 века чрезвычайно интересна. Она не только дает представление об образе жизни людей той эпохи, но и служит в художественных целях: раскрывает психологическое состояние героев, дает им «внутреннюю» характеристику, прослеживает развитие их характера, выявляет авторский взгляд на происходящее.

Ссылка на основную публикацию
×
×