Я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры (движения): сочинение

Я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры (движения)

Скачать сочинение
Тип: Свободная тема

Подростковый возраст – один из самых сложных и противоречивых периодов в человеческой жизни. Взрослеющему человеку хочется быть «не как все», отличаться от взрослых, диктующих «единственно правильные» законы жизни. Но, в то же время, подросток глубоко неуверен в себе, потому что только ищет, определяет, «нащупывает» свое. Поэтому для молодых людей так важно чувствовать поддержку таких же, как он, – тех, кто разделяет его взгляды и убеждения.
Именно в этом, как мне кажется, кроется секрет существования молодежных субкультур, движений. Большинство из них характеризуются эпатажем (во внешнем виде и поведении), максимализмом, небрежением к общепринятым стандартам и так далее. Стоит сказать также, что большинство молодых людей, повзрослев, «перерастают» свое увлечение той или иной субкультурой, приходят к принятию ценностей «отцов».
Для начала разберемся, что же такое субкультура? Википедия определяет это понятие как «часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей». Субкультура, как правило, обладает собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими характерными признаками, которые позволяют «маркировать» и находить «своих» в толпе.
Самыми распространенными молодежными движениями являются так называемые «музыкальные», то есть основанные на любви к определенному направлению в музыке, к той эстетике и миропониманию, которые в этой музыке заложены. Сейчас наиболее популярными и распространенными являются движения готов, реперов, эмо, а также панков и металлистов, Кроме «музыкальных» субкультур существуют и те, что основаны на увлечении определенным видом искусства. Так, очень популярны сейчас поклонники японских мультфильмов аниме, составляющих субкультуру отаку.
К представителям субкультуры можно отнеси и футбольных фанатов, а также байкеров, поклонников Паркура и так далее.
Несмотря на то, что присоединение к той или иной субкультуре характерно для большого количества подростков, сейчас, на мой взгляд, она резко уменьшилась. Это связано, как мне кажется с «ростом самосознания» у молодых людей. Сейчас ценится индивидуальность, собственный взгляд на мир, забота о своем будущем.
Присоединение же к субкультуре говорит, я думаю, о том, что у человека какие-то проблемы с окружающим миром, взрослыми людьми или с самим собой и что он не может с ними справиться. Не находя поддержку в семье, юный человек уходит к таким же как он в надежде найти там понимание, сочувствие и любовь. Однако, как мне кажется, это происходит далеко не всегда.
Жизнь в той или иной субкультуре – это обезличивание. Ты должен быть как все, выглядеть как все, думать как все, действовать как все. Это непреложный закон. А если ты не согласен с общим мнением? Это, я думаю, никого не интересует – «или как все, или против нас». А такое противостояние может запросто перерасти во вражду, преследование, месть. Из человека могут сделать изгоя, которому нет места среди его «друзей». Такой расклад юным человеком воспринимается очень драматично и может привести к трагедии, даже самоубийству.
Но даже если подросток хочет быть «как все» и таковым является, к чему это может привести? Мне кажется, он привыкнет быть лишь частью толпы, «винтиком», не имеющим своего мнения. Такому человеку гораздо сложнее будет стать личностью, найти свою индивидуальность в дальнейшем.
Кроме того, часто опасность субкультур кроется в их философии, мировоззрении. Известно, что подростковая психология максималистична – в этом возрасте человеку не свойственно ценить свою жизнь, он очень глубоко переживает конфликты с другими людьми, у него появляется интерес к смерти. С другой стороны, подростку свойственны эксперименты, постоянные испытания себя. Все это может привести к негативным последствиям – злоупотреблению и зависимостью от алкоголя, наркотиков. А это уже по-настоящему страшные вещи, разрушающие и уничтожающие человека.
Важно и то, что зачастую подростками в субкультурах манипулируют взрослые люди ради своих, далеко не альтруистических, целей. Ведь, к сожалению, скинхеды – это тоже субкультура, основанная на националистических и шовинистских убеждениях. В незрелые юношеские головы вкладывается, что фашизм – это хорошо и правильно, что убить человека другой расы или другой культуры – это благо во имя Родины. И подростки, как правило, верят этому, с радостью выплескивая свою агрессию и комплексы на окружающих, ни в чем не виноватых, людей.
Таким образом, на мой взгляд, не стоит быть частью какой-либо субкультуры или движения. Ведь можно интересоваться готической музыкой или футболом и получать удовольствие от своего хобби, не присоединяясь ни к одной субкультуре. Тем самым, мне кажется, можно обезопасить себя от обезличивания и манипуляций со стороны других людей, зачастую преступных. Важно быть личностью, нести ответственность за себя, свою жизнь, свое будущее. Лишь это может сделать человека по-настоящему счастливым.
На мой взгляд, так думает все больше моих ровесников. Именно поэтому я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Новые молодежные субкультуры: кто такие АУЕ, винишки, воркаутеры

В 2017 году эксперты Высшей школы экономики опубликовали результаты исследования: около 75% молодежи, принявших участие в опросе, включены в субкультурные группы. Выяснилось, что аутсайдерами молодежного движения стали готы, эмо, панки – пик популярности данных субкультур пришелся на 2007 год, теперь на авансцене новые герои: «винишки», «воркаутеры», «шмоты» и т.д. Рассказать обо всем многообразии видов и типов молодежных субкультур невозможно, однако, важно разделить наиболее распространенные молодежные движения на «деструктивные» и «созидательные».

Радикалы: АУЕ, «ельцинисты», «Поясни за шмот»

«Прямо из школы сына привезли на операционный стол – рассказала Тамара – Нос сломан, черепно-мозговая травма. Сын несколько дней не узнавал меня и мужа». Побоище в одной из барнаульских школ произошло в октябре этого года: 15 подростков подкараулили 2 сверстников и жестоко избили. Страшное зверство: у одного избитого школьника были сломаны нос и челюсть, второго доставили в больницу без сознания. Делом занялась прокуратура. Напавшие подростки признались: они – сторонники АУЕ, «арестантского уркаганского единства» (АУЕ – подростковая субкультура, пропагандирующая среди несовершеннолетних тюремные и воровские понятия российской криминальной среды).

Аббревиатура, вбитая в поисковик, не оставляет сомнений: подростковые банды терроризируют полстраны. В 2017 году в башкирском Салавате «блатные» подростки избили подростка арматурой. 2 октября 2018 года в Югре несовершеннолетние «ауешники» пытали сверстников паяльником и гаечным ключом. В августе этого года в Петербурге банда напала на прохожих в Таврическом саду, едва не запинав тех до смерти.

В 2017 году в «ВК» были десятки групп АУЕ, но после серии правонарушений крупные сообщества по решению суда были заблокированы, однако, небольшие паблики с аудиторией от 100 человек и выше до сих пор активны. На аватаре одного сообщества «Жизнь-ворам, шпане-дорогу» – фото ребенка с пистолетом и эпиграф «Храни Господь ты пацанов и дай им Божьей силы. А подлых грязных фраеров карай по полной воле!» (орф и пункт. сохранены). Контент – шансон, обсуждение тату, высказывания Саши Севера и Япончика. Вопрос администратору группы – кто вы и кто ваши подписчики – остался без ответа.

А вот админ паблика «Анти-АУЕ», выступающий против банд, поделился: «Мы публикуем мнения о движении, истории отсидевших и советы юристов – тем, кто угодил в группу и хочет выйти. Вот что пишут пользователи:

Михаил: «Я в 15 хотел в тюрьму. Шансон слушал, мечтал, что наколку сделаю. Пошел в протест против семьи. Прошло время. Сейчас ни образования, ни работы нормальной, потому что в юности этим д…ом промаялся. Детей надо вырывать из этого. Ставить цели».

Александр: «Они просто оправдывают свою лень отсутствием социальных лифтов. Не надо напрягаться, жилы рвать. Простой вариант – стать шестеркой в банде».

Ирина: «По телевизору целыми днями показывают сериалы о бандитах, сюжеты о золотой молодежи. Да у нас кругом зона, и дети ее копируют. Деградация начинается с родителей, а дети – это уже следствие».

Радикальные молодежные группировки появились не вчера: в советское время были сильны казанские «Тяп-Ляп» и «Хади Такташ», в Московской области – «Ждань» и «Любера», в Удмуртии – «Автозавод», позже появились скинхеды. Новые радикалы, появившиеся пару лет назад – Yeltsin Death Brigades и «Поясни за шмот». Идеология «ельцинистов» – троллинг политики: Россию они называют «психушкой», на странице в соцсети публикуют опусы в стиле «Такого, как Ельцин – чтобы бухал, такого, как Ельцин – чтоб не просыхал!» и периодически устраивают уличные драки. «Поясни за шмот» – еще одна группировка молодых, которые избивали людей всего лишь за определенные бренды одежды.

Александр Полозов, блогер, делает вывод: «Это все – «неогопники». Провинция, да и окраины многих мегаполисов до сих пор живут в 90-х. Панк и рок-движение уменьшилось, эмо и готов – единицы, а гопники оказались живучими».

Вадим Арустамов, руководитель МОО «Мы – дети России», негодует: агрессия подростков – это нормально, вот только направлять ее нужно в правильное русло, но никому дела нет: «Дальше будет больше и хуже! Работа с молодежью не ведется! Молодежь предоставлена сама себе – нет ни мотивации, ни заинтересованности государства в ней. Предлагаемые реальные программы рубятся на корню. Все спортивные и досуговые клубы – платные! Если не будет внятной, понятной идеологии и молодежной политики у самого государства, то через 5-10 лет сегодняшняя молодежь сметет эту власть!»

«Виртуалы»: винишки-тян, хипстеры, «ванильки»

В январе 2018 года в СМИ и блогосфере обсуждалась трагедия: Артем, студент Бауманки, убил свою бывшую возлюбленную Таню. Тогда многие впервые услышали о субкультуре «винишко-тян», к которой якобы относила себя Татьяна. Девушка, судя по контенту в соцсетях, действительно следовала тренду: носила каре розового цвета, очки без диоптрий, позировала с бутылкой вина и сигаретой на фоне музейных картин и на питерских крышах. На своей странице писала о смерти и одиночестве, выглядела сложной и тонкой натурой, как и большинство девушек – «винишек».

Кто же такие винишки? Блогер Анастасия Свирская рассказывает, что эти субкультурные девушки всегда были объектом сарказма: «Носят в сумках книги Кафки или Бродского, загнув страницу, как будто читают. Фотографируются на фоне картин, даже не узнав имя художника. Многие романтизируют психические расстройства, что возмутительно: ой, у меня депрессия, я умираю от биполярки. Некоторые пропагандируют селфхарм – публикуют фото с порезами на руках и ногах. Часто популяризируют анорексию – одна моя знакомая довела себя до истощения и теперь радостно постит фото мед. заключений и пишет, как ей плохо. «Живут» в соцсетях и готовы на все ради подписчиков».

Такая субкультура искусственная – говорят эксперты, поскольку родилась не внутри молодежной тусовки, а в голове острых на язык блогеров – как издевательство, карикатура. «Образ «винишко-тян» действительно был придуман кем-то из анонимов нашего форума,– рассказал Нариман Назимов, владелец имиджборда «Двач», – он был создан как высмеивающий стереотипных девушек».

Психолог Марина Воложанина говорит, что «винишек», как и их предшественников «ванилек» с «хипстерами», действительно часто упрекают в позерстве, инфантильности и поверхностности, поскольку в отличие от героев классических субкультур – панков, рокеров и байкеров, объединенных общими интересами, принципами, реальными делами – новые неформалы часто живут исключительно в виртуальном пространстве и ради него. «Классические субкультуры несли в себе некий социальный контекст, а чаще протест, представители же новых движений в субкультуру скорее играют». Психолог констатирует: поколение виртуальных неформалов болезненно зависимо от соцсетей, и трагедия Тани и Артема – тому подтверждение: роман пары, их разрыв, и даже убийство девушки транслировались в соцсетях почти в жанре реалити. Даже в предсмертном письме Артема волнует реакция подписчиков: «Интересно, насколько вы ох…ете от прочитанного, я бы ох…ел».

Психолог Артем Тараянц считает, что винить в трагедии Тани и Артема субкультуру – позиция и верная, и ошибочная: «Внутренняя система ценностей субкультур, безусловно, влияет на мотивацию и поступки молодых. Но тут, вполне вероятно, имело место психическое расстройство и дурманящие разум вещества. Возможно, девочке казалось, что его чувства к ней делают его безвредным. Но это была ошибка».

Психолог Марина Воложанина резюмирует: «Часто взрослые возмущаются: молодые с жиру бесятся, все у них есть! Таня и Артем – из обеспеченных семей, учились в престижных вузах – Бауманке и ВШЭ, путешествовали и развлекались. Откуда посты о смерти, что за депрессия, когда есть гаджеты, интернет, масса возможностей общаться и учиться, а они грустят. Взрослые просто забыли о том, что сами, будучи подростками, тайком пили, ругались с родителями, думали о самоубийстве из-за неразделенной любви. Чего им самим не хватало в юности? Любви и понимания. У современной молодежи – те же страхи, комплексы и мечты, что и у подростков 20-30-50 лет назад». И правда, «анимешки», «хипстеры», «ванильки» когда-то смоют макияж, срежут разноцветные волосы, переоденутся в обычную одежду. Если переживут этот трудный период – молодость.

Эвелина Галикова – неформалка со «стажем», делится своими выводами: «10 лет назад я перебывала во всех тусовках, которые были в нашем городе. Тусовалась с «эмо», «роллерами, «готами». Как-то сидели на кладбище с друзьями-готами. Выпивали, было скучно, и я пошла домой. Сумерки, я даже немного поплутала, разыскивая выход. И вдруг представила, как в ужасе разбегутся прохожие, разглядев выходящую с кладбища фигуру в черном. Было смешно и грустно. Многие молодые, как и я, переходили из тусовки в тусовку, потому что жили скучно или плохо. У кого родители пили, кого-то в школе гнобили, кому-то просто хотелось выделиться. Но все эти тусовки, в которых я была, не избавили меня от личных проблем и скуки. Вылечило время и познание себя».

Созидатели: волонтеры, воркаутеры, фанаты ЗОЖ

«В 2014 году одноклассница предложила мне составить ей компанию – записаться на курсы вожатых. Я согласилась. Оказалось, что руководитель курса был еще и руководителем одной из волонтерских организаций. Тогда я впервые узнала о добровольчестве. Вливаться в движение было легко», – рассказывает Апполинария Залевская, волонтер-медик.

Вот уже четыре года девушка, уже студентка Ивановского медицинского колледжа, работает добровольцем в различных учреждениях города и области: ребята помогают в благоустройстве сельских фельдшерско-акушерских пунктов, присутствуют в качестве медиков на крупных мероприятиях, по необходимости оказывают первую помощь, ведут просветительскую работу, рассказывая о симптомах и профилактике различных заболеваний. Апполинария говорит, что люди всегда прислушиваются к рекомендациям: «Например, человек переживает из-за диагноза «диабет», а мне нужно его успокоить, объяснить, что с этим диагнозом люди полноценно живут и работают. Иногда для того, чтобы помочь, необходимо просто поговорить. Как медик, могу сказать, что слова порой излечивают лучше лекарств. Волонтер – это человек, человек милосердный».

По самым скромным подсчетам, сегодня в стране около 4 миллионов молодых волонтеров. Они действуют везде, где не могут или успевают государственные структуры – от детских домов до экологических союзов. Попасть в отряд добровольцев просто – было бы время и желание. «Мы находим наших молодых активистов, устраивая ежегодные недели волонтерства, где каждый желающий может записаться и прийти на собрание. А нам остается лишь направить ребят, учитывая их знания, возможности и интересы, – рассказывает Анастасия Рабцевич, пресс-секретарь Ивановского регионального центра «Волонтеры-медики», – необходимые знания и инструкции ребята получают в школе волонтеров, от более опытных товарищей». Именно волонтеры – молодежь, каждый день встречающиеся с болью и страданиями людей, как правило – убежденные оптимисты, альтруисты и трудоголики. Апполинария Залевская из колледжа спешит на задание – свободного времени у нее мало, но девушка не жалеет.

Читайте также:  С. Д. Довлатов Зона: сочинение

У Якова Воронова жизнь тоже расписана на месяцы вперед – он профессиональный воркаутер, уличный атлет. Молодой человек признается: в детстве его дразнили «кощеем». «Меня начал тренировать отец – рассказывает Яков – Купил гантели, повесил грушу. Потом я перешел на дворовую площадку, где мне понравилось заниматься больше». Однажды «на район» пришли ребята, которые провели мастер-класс по воркауту, и Яков решил, что будет профессиональным спортсменом. Сегодня молодой человек – многократный призер всероссийских и международных соревнований, и готовится к Чемпионату мира. Яков считает важным популяризировать воркаут, поэтому проводит мастер-классы в учебных учреждениях, объясняет молодежи преимущества этого вида спорта: платить за фитнес не надо, заниматься можно в любое время, вся экипировка – спортивный костюм и перчатки. Яков признается, тренерство ему доставляет большое удовольствие: «Уже около года тренирую учеников, мечтаю воспитать чемпионов мира. Что касается неформальных молодежных объединений – я как-то не вникал, времени не было».

Психологи советуют родителям: дайте детям переболеть субкультурой, как вирусом, но будьте рядом, если появятся симптомы осложнения.

Наглядный пример семьи «со стальными нервами». Этот ученик презирал школьную форму и демонстративно носил джинсы. Он издевался над учителями, распевая песни Джаггера прямо во время уроков. Чтобы скопировать прическу кумира, он зачесывал волосы назад и намазывал их маргарином. В юности стал рокером, пел в группе «Безобразные слухи» и называл своим кумиром Льва Троцкого. Бунтарь, дикарь, оторви и выбрось. И все это – о британском политике Тони Блэре. «Боюсь, если станут известны все подробности моей студенческой жизни, избиратели точно за меня не проголосуют», – шутил политик в период предвыборной гонки.

Эссе “Молодежная субкультура”
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему

Эссе “Молодежная субкультура”

Скачать:

ВложениеРазмер
sochinenie.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила Шилова Н.М.

Эссе «Молодежная субкультура в ученической среде».

Прежде чем говорить о молодежной субкультуре, надо определить, что же это за явление? Для начала рассмотрим, что называют субкультурой. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Субкультуры воздействует на формирование личности члена группы и сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ – это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время молодежь стала объединяться в так называемые “неформальные” группировки. Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по- своему борются с коррупцией. “НЕФОРМАЛЫ” – это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. В качестве причин становления “неформалами”, молодёжь называет: вызов обществу, протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желание утвердится в новой среде; привлечь к себе внимание; не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране; копирование западных структур, течений, культуры; религиозные идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур, хулиганство; возрастные увлечения. Подростковая субкультура – одна из важных составляющих общей культуры. Ф.Райс дает две точки зрения на данный предмет. Согласно одной из них – подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставление ценностям взрослых. Исследователь утверждает, что такого рода субкультура характерна для небольшого сообщества, когда «большинство важных взаимодействий происходит внутри него, с внешним миром взрослых оно связано лишь несколькими нитями». Подростки формируют собственную культуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не взрослых – со своим собственным языком, модой, системой ценностей. Другая точка зрения противоположна и состоит в отрицании самого факта существования субкультуры подросткового сообщества: подростки разделяют ценности, убеждения и обычаи взрослых, поэтому теория отдельной подростковой субкультуры относится к области мифов. Мы почему-то считаем действия неформалов непременно антисоциальными. А они в большинстве случаев естественны, просты и полностью правомерны. Им хочется того же, что и любому из нас: завести друга, компанию, которая обеспечивает общение и хотя бы минимальную защиту, найти девушку и, наконец, самоутвердиться — то есть как бы узаконить в глазах окружающих сам факт своего пребывания на земле. Поэтому неформальное объединение — всего лишь способ достижения этих целей. Правда формы их достижения бывают спорными. А почему столь хаотична смена пристрастий, почему после музыки-стрижка, а потом танец, а потом гоняют на мотоциклах, а потом нитка на запястье и манера жить? Да просто потому, что все это не имеет значения .Разумеется, подростки не собираются на некую конференцию для выработки новой идеи и униформы. Просто из циркулирующих в обществе разнородных идей какая-то начинает одерживать верх — а там уж срабатывает закон толпы, и растерянные новобранцы собираются именно под победное знамя. Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования. В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем». В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений.

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ – это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время молодежь стала объединяться в так называемые “неформальные” группировки. Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по- своему борются с коррупцией.

“НЕФОРМАЛЫ” – это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

В качестве причин становления “неформалами”, молодёжь называет: вызов обществу, протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желание утвердится в новой среде; привлечь к себе внимание; не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране; копирование западных структур, течений, культуры; религиозные идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур, хулиганство; возрастные увлечения.

Рассмотрим виды подобных групп:

1. Асоциальные – стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки (девиз: “Живем здесь, сейчас и сегодня”), мажоры (это люди, которые проповедуют высокий уровень жизни), они умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни), рокоббили (поклонники рок-н-ролла, девиз: “Сочетание изящества со свободным поведением”), рокеры, хиппи.

2. Антисоциальные – ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота. Банды – представители антисоциальных групп.

3. Просоциальные – неформальные клубы или объединения – это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы. ).

Неформалы художественной направленности.

Проблема молодёжи, и в частности, молодёжной контркультуры сегодня носит глобальный характер и порождена в первую очередь кризисом всех существующих моделей социализации.

Мы почему-то считаем действия неформалов непременно антисоциальными. А они в большинстве случаев естественны, просты и полностью правомерны. Им хочется того же, что и любому из нас: завести друга, компанию, которая обеспечивает общение и хотя бы минимальную защиту, найти девушку и, наконец, самоутвердиться — то есть как бы узаконить в глазах окружающих сам факт своего пребывания на земле. Поэтому неформальное объединение — всего лишь способ достижения этих целей. Правда формы их достижения бывают спорными.

А почему столь хаотична смена пристрастий, почему после музыки стрижка, а потом танец, а потом гоняют на мотоциклах, а потом нитка на запястье и манера жить? Да просто потому, что все это не имеет значения.

Разумеется, подростки не собираются на некую конференцию для выработки новой идеи и униформы. Просто из циркулирующих в обществе разнородных идей какая-то начинает одерживать верх — а там уж срабатывает закон толпы, и растерянные новобранцы собираются именно под победное знамя.

1.2 Семья в процессе социализации подростков

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда – эгоцентризм детей.

Одна из крупнейших и острейших проблем семьи – проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях – сироты при обоих родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу.

В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

1.3 Своеобразия речевой субкультуры

Подростковая субкультура – одна из важных составляющих общей культуры. Ф.Райс дает две точки зрения на данный предмет. Согласно одной из них – подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставление ценностям взрослых. Исследователь утверждает, что такого рода субкультура характерна для небольшого сообщества, когда «большинство важных взаимодействий происходит внутри него, с внешним миром взрослых оно связано лишь несколькими нитями». Подростки формируют собственную культуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не взрослых – со своим собственным языком, модой, системой ценностей. Другая точка зрения противоположна и состоит в отрицании самого факта существования субкультуры подросткового сообщества: подростки разделяют ценности, убеждения и обычаи взрослых, поэтому теория отдельной подростковой субкультуры относится к области мифов.

Нормы и ценности разных малых социальных групп могут не совпадать или даже резко противоречить друг другу. Поэтому в своем поведении, в том числе речевом, школьник-подросток как конкретная языковая личность вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям. В речи это проявляется как феномен «переключения кода». Школьник-подросток в различных коммуникативных ситуациях и в соответствии с речевыми требованиями конкретных малых социогрупп использует разный набор речевых форм, средств.

Так, в семье школьник, как член семьи, использует лексический код, выражающий принятую систему речевого общения в данной семье – то, что называют «домашний» язык или «ойколект». Обычной формой общения в семье является устная разговорная речь, более или менее приближенная к литературной речи, или просторечие, регионально окрашенная речь (в зависимости от социального происхождения, образования, уровня культуры членов семьи). Типов семейного общения множество: это зависит от взаимоотношений в семье, ролевых параметров членов семьи и т.п. Нередко встречается и инвективный тип семейного речевого общения, т.е. агрессивные формы общения с использованием оскорбления, угроз, брани (чаще проявляющийся в недружных семьях). Следует иметь в виду, что ученический контингент формируют дети из семей с различными типами речевого общения, а правила речевого поведения формируются, как известно, в семье и впоследствии проецируются на иные сферы коммуникативного общения.

Общаясь в кругу друзей, приятелей, сверстников, школьник-подросток переключается на другой код, с использованием лексических средств – сленга или жаргона. Общение в учебной группе, в классе (в ситуациях, возникающих в рамках учебно-воспитательного процесса) требует использования литературной формы речи или профессионально окрашенного её варианта. Если же это неформальное общение, то, в основном, используются лексические средства школьного сленга. Переключение может происходить и тогда, когда за коммуникативным общением стоит одно и то же событийное содержание. Это не свидетельствует о каком-либо «приспособленчестве» или «двуязычии» школьника как языковой личности – у него есть определенные предпочтения в речи и речевом поведении, соответствующие нормам и ценностям той социальной микрогруппы, с которой он чувствует себя связанным и мнением которой дорожит. Здесь речь идет о «диглоссии», отражающей языковую компетентность школьника в разных сферах речевого общения.

Обычно для школьника референтной группой является круг его друзей, сверстников, одноклассников или тех, с которыми он связан общими интересами (музыка, спорт, какое-либо увлечение), т.е. так называемые «корпоративные группы». В подобной референтной группе обычно складываются такие формы речи и речевого общения, которые являются для неё специфическими («своими» в противовес «чужим») и определяют речевое поведение членов этой группы. Таким образом, формируется общность языковых средств и сходство правил их использования.

В речи участников конкретной группы часто образуются определенные речевые шаблоны и стереотипы речевого поведения: нужно следовать тем правилам, которые приняты в данной группе, иначе тебя перестанут считать «своим». Кроме того, формируются и «свой» лексикон, который служит языковым воплощением и речевых шаблонов, и вербальных проявлений стереотипов речевого поведения, и тех речевых высказываний, которые школьник-подросток в целом, как коллективная языковая личность (т.е. сочетающая в себе индивидуальные и групповые черты), производит в своем общении с другими коммуникантами в различных сферах этого общения.

Конечно, одновременно школьник является носителем и индивидуальной формы речи (идиолекта), отражающей его социальное, региональное и этническое происхождение, уровень его образования и культуры и т.д. Такая двойственность школьника как языковой личности обусловила определенные особенности его идиолекта, который включает в себя элементы разных форм русской национальной речи: литературный язык, устную разговорную речь, групповые жаргоны и т.п., а также особую характеристику речевого портрета современного школьника.

ГЛАВА 2. Практическое задание

Внимательно изучив факторы, влияющие на вступление подростком в субкультуры, я провела анкетирование в трех параллельных 11 классах СОШ №116. Моя задача была выявить взаимоотношения в их семьях, увлечения, интересы.

В последние годы, в результате социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Мне было интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

Молодёжные субкультуры: “за” или “против”?

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить учащихся с понятием молодежной субкультуры и видами молодежных субкультур.

Задачи:

1) выяснить исходный уровень информированности учеников по проблеме «Молодежные субкультуры»;

2) повысить уровень информированности учащихся по проблеме «Молодежные субкультуры»;

3) создание психологический портрет представителей молодежных субкультур;

4) воспитать чувство толерантности к различным видам субкультур;

5) формировать представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе; формировать неприятие таких асоциальных явлений как отрицание общекультурных ценностей, цинизм, злоба, инфантилизм, агрессия, национализм, наркомания, сексуальная распущенность;

6) способствовать развитию нравственного самосознания;

7) учить детей размышлять над смыслом жизни, не бояться высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения;

8) помочь разобраться в многообразии современных молодёжных течений, выяснить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений, обозначить портрет современника.

Методы:

1) Обсуждение в группах;

2) Обучение практикой действий;

4) Коллективные групповые задания с элементами ролевой игры;

Ход мероприятия

1. Вступление

Добрый день, ребята!

2. Актуализация проблемы (мотивация проблемы)

Тема, которую мы с вами сегодня затронем на нашей секции поднята не спроста.

Все вы, рано или поздно, покинете школу, кто то после 9 класса, кто то после 11. Но всех вас ожидает в будущем встреча с новыми людьми, с совсем другим, уже не школьным коллективом. У вас появятся друзья – это могут быть люди с разными взглядами на жизнь, на многие вопросы. Чтобы лучше понять этих людей, и, понять, нужно ли вам их общество и их общение – вот для этого наша сегодняшняя тема. Можете сами её назвать, увидев 1 слайд. Тема работы нашей секции – «Молодёжные субкультуры: ЗА или ПРОТИВ?»

Сегодня мы постараемся разобраться в том, что несут молодежные субкультуры вам, молодым людям, для того, чтобы вы не оказались в опасных ситуациях, которые могут нанести вред вашему здоровью: физическому и моральному, разрушить вашу личность. Вы должны уметь отделить «хорошее» от «плохого», понимать, чему следует подражать, а чего следует опасаться.

3. Основная часть

Познакомимся с историей возникновения термина «молодёжные субкультуры».

3 слайд. В 1950 г. американский социолог Дэвид Райэмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры, как группы людей преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Дик Хэрбидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» писал – субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

4 слайд. Итак, молодёжная субкультура это культура определённого молодого поколения, обладающего общностью: стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

– Ребята, чем же отличаются друг от друга субкультуры? 5 слайд

  • Стилем одежды;
  • Поклонение различным жанрам музыки;
  • Манера поведения;
  • Определённый сленг;
  • Общественные убеждения

Когда и как возникли 1-е молодёжные субкультуры в России? 6 слайд

Всё началось с появления в 1950-е годы «стиляг» – эпатажной и контркультурной группы городской молодёжи. Они и стали символов первой волны неформалов. Одевались они стильно, за что и получили кличку «стиляги». Музыкальным пристрастием стиляг был «джаз», а затем «рок-н-ролл». Основное обвинение, которое предъявлялось им – это преклонение перед Западом. В конце 50-х годов появились КСПэшники. КСП – это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи). КСПэшник мог не писать стихов,и песен, не играть на гитаре, но он должен был присутствовать на вечерах постоянных для каждого клуба. Высоцкий, Окуджава тоже посещали КСП, но они не участвовали в жизни этих объединений.

С середины 60-х годов молодёжное движение приобретает важную составляющую – рок-музыку. Появляется советская хипповская субкультура под названием «Система». 7 слайд

Вскоре за хипповским движением возникает движение панков, имеющих более мощную социальную базу – молодёжь индустриальных центров.

Всплеск молодёжной субкультуры в СССР относится ко 2 половине 1980-х годов. Тогда начал рушиться «железный занавес». В страну начали массово проникать западные культурные реалии, ослабел идеологический контроль. Одной из ведущих субкультур того времени стали – металлисты – поклонники тяжёлого рока. Чаще всего металлистами становились выходцы из рабочей среды, учащиеся ПТУ. 8 слайд

В 1986 году существование неформальных групп было признано официально. Российские неформалы стремились копировать характер течений западной молодёжной культуры.

Во всем мире насчитывается более 70 молодёжных субкультур. Вот некоторые из них:

Все субкультуры можно разделить по их основной направленности: 10 слайд

  • музыкальные, сюда относятся поклонники различных стилей и жанров музыки;
  • субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх;
  • субкультуры, выделяющиеся по стилю в одежде и поведению – имиджевые;
  • политические и мировоззренческие;
  • субкультуры хулиганов.

Каковы же причины объединения молодых людей в неформальные группы?

  • Нежелание быть как все
  • Одиночество
  • Непонимание в семье
  • Неуспеваемость в школе и отчуждение школьного коллектива
  • Желание утвердиться, привлечь к себе внимание
  • Дань моде
  • Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональны впечатлениях
  • Вызов обществу, возможность проявить протест
  • Идейные убеждения
  • Отсутствие интереса к чему либо и цели в жизни
  • Копирование образцов западной культуры
  • Способ развлечься

Работа в группах (дети получают задания)

Ребята, все вы разделены на команды. 4-е команды будут представлять какую-либо молодёжную субкультуру, 5-я команда – это эксперты, они выслушав ваши сообщения, выразят своё мнение по поводу вопросов «ЗА» или «ПРОТИВ».

У вас на столах лежат необходимые материалы, обсудите их в команде и подготовьте небольшое сообщение о данной молодёжной субкультуре по данному плану. Через 8-10 минут мы все их заслушаем.

Обсудите в группе и подготовьте сообщение о молодёжной субкультуре.

  • Почему данная субкультура так называется?
  • Какое это течение? (музыкальное, имиджевое, хулиганское, политическое и мировоззренческое, хобби и др. )
  • Идеология (философия) этой субкультуры
  • Описание внешнего вида и атрибутика
  • Что вам нравится в этом молодёжном течении?
  • Что отталкивает?

Выступление команд (25 мин) озвучивают презентацию.

Заключение

А теперь, слово экспертам. (Выступают эксперты)

Изучив многие аспекты этой темы, мы приведём аргументы, как в пользу молодёжных субкультур, так и против.

Молодежная субкультура – проявление свободы личности:

– Причастность к какому-либо неформальному объединению позволяет реализовать право человека на свободу самовыражения.

– Участие в неформальных объединениях – хороший способ найти новых друзей и единомышленников.

– Принадлежность к выбранной субкультуре дает подросткам и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал.

– Молодежные субкультуры помогают ребятам избавиться от комплекса неполноценности.

– Субкультура удовлетворяет юношескую потребность в поиске смысла жизни, новых ощущений и удовольствий.

– Молодежные субкультуры являются источником новых знаний. Учёные считают, что участие в молодёжных группах способствует социализации.

Молодежная субкультура – результат вседозволенности:

– Представители отдельных субкультур (гопники, скинхеды) переходят границы, установленные действующим законодательством.

– Поиск новых ощущений и попытка найти себя зачастую приводит к появлению вредных привычек.

– Эпатажный внешний вид, свойственный представителям многих субкультур, вызывает непонимание со стороны общества и провоцирует ссоры с родителями.

– Некоторые молодежные субкультуры являются опасными для здоровья.

– Молодежная субкультура – всего лишь способ уйти из реального мира, погрузившись в мир своих увлечений и грез.

– Чрезмерное увлечение некоторыми субкультурами может привести к депрессии и суициду.

– поклонение и фанатизм уничтожает личность… в Библии сказано…не сотвори себе кумира.

Ребята, мы видим, что у субкультур есть как положительные, так и отрицательные черты.

И, конечно же, неформальные объединения имеют право на существование – мы ведь все разные и это очень хорошо! За исключением криминальных субкультур, которые унижают, оскорбляют человеческое достоинство, угрожают здоровью и жизни людей.

С какими бы людьми вас не сталкивала жизнь…помните, выбор всегда за вами. Какими вы будете, с кем вы будете… зависит только от вас. Сделайте правильный выбор!

Раздаю листы. На этих листочках написаны замечательные слова:

Всего доброго! И помните выбор всегда за вами!

Тупик или выход.
Молодежные субкультуры

Субкультура молодежи – при этом словосочетании в уме возникают картины подвалов с граффити, цветные ирокезы, кожаные куртки с металлическими клепками, запах табака или чего покрепче и тяжелая музыка. Среди всего этого дикий смех, жаргон и грубые манеры глотающих пиво из горла каких-то чудовищ, некогда бывших нашими детьми. Как избежать этого зловонного дыхания бездны, проникающего не только в дома рабочих, офисных сотрудников, учителей и врачей, но и в респектабельные семьи через ТВ, интернет, радио, журналы? Субкультуры – это семейные трагедии, когда родители бьют себя в грудь с криком «Не уберегли! Плохо воспитали!» или некая сила, разрушающая социум посредством молодежи?

Субкультура – это своего рода детская республика, где бунтом свергнут диктат правительств, родителей, учителей и вообще взрослых. Но бунт порой агрессивный, уничтожающий не только все окружающее, но и самих бунтарей, а двигатель этого бунта – отчасти жажда справедливости, а отчасти, как ни прискорбно, гордыня.

Начался этот бунт в шестидесятых годах ХХ века, когда молодежь Франции вышла на баррикады с лозунгом Альбера Камю: «Бунтую – значит существую!». Те события были вызваны кризисом западного сознания – крахом веры в земной прогресс, в науку, которая как оказалось, наоборот, поставила мир на грань гибели, Кризис явил разочарование в политической сфере, так как ХХ век ознаменовался страшными войнами и ядерной угрозой, а демократическое устройство общества показало все свое несовершенство. В западной жизни христианская католическая и протестантская этика стала частью буржуазной мирской морали, утратив свое сакральное измерение, а рациональная секулярная наука лишила человека права на эту сферу жизни. Разочарование в старом порядке вызвало свержение норм морали, сохранявшей связи с христианством и дало право обратиться к сфере дохристианской языческой чувственности и новым формам иррационального опыта. Бунт молодежи сопровождался сексуальной и рок революциями, на волне которых в поисках полноты жизненных ощущений стали популярны психоделическая музыка, ритуальные ритмы Африки, разнообразные наркотики как средство «расширения» сознания и т.д. Все это воспринималось и трактовалось как средство возвращения к истинной природе человека, утраченной с развитием цивилизации, и как метод преодоления политических и гражданских проблем.

На первый взгляд бунт молодежи шестидесятых годов кончился ничем – капитализм не пошатнулся, многие лидеры рок-движения сгинули молодыми, хиппи оказались цветами, не несущими плода, часть романтиков вернулась в «нормальную жизнь». Но эти революции сделали свое дело: плотина рухнула, были открыты барьеры для проникновения в широкие круги таких норм, которые адекватно воспринимались ранее лишь в субкультурах: всесторонняя распущенность и мнение о том, что человек может делать со своим телом и душей все, что захочет.

Уровень современной нравственности тесно связан с тем, что происходило всего лишь сорок лет назад. Современные субкультуры – остатки некогда мощного движения, продолжающие начатую тогда разрушительную работу. Бунт шестидесятых продолжается, но проявляется он не в уличных сражениях, не в бое витрин, а во внешнем виде – в костюме и поведении. Своим внешним видом молодые люди заявляют, что они родом из другого мира с совершенно иными ценностями и понятиями о норме, что их субкультура – зерно, способное прорасти при благоприятных условиях и разрушить все то, с чем она не согласна. В этой манифестации есть вызов общепринятым ценностям, немой крик с угрозой: «Эй, ты, там на том берегу!».

События шестидесятых заставили ученых всерьез заняться проблемой молодежных субкультур. Их интересовал вопрос: как получается, что дети вполне благонадежных буржуа и рабочих становятся бунтарями и разрушителями порядка? И было открыто, что субкультуры молодежи – порождение нового технократического общества. Их не было, когда общество было более патриархальным, простым и понятным, когда перед человеком не стояли сложные и искусственные задачи длительного получения образования. Молодой человек в крестьянской семье, освоив сызмальства у отца все необходимые навыки хозяина и главы семейства, входил в общество естественно и незаметно, а будучи в подмастерьях он мог обрести достаточную квалификацию и нужный опыт.

Система современного образования породила некоторый искусственный процесс социализации человека: выйдя из семьи, он должен в течение длительного времени обретать общепринятый уровень знаний, профессию для того чтобы стать полноправным членом общества. И чем более сложным становится общество, тем более трудным и болезненным становится этот процесс, который имеет тенденцию удлиняться во времени.

Именно в промежутке между детством и взрослостью, когда ребенок становится школьником, или молодой человек – студентом, и возникают субкультуры как механизм безболезненной социализации. Ведь жизнь недавнего ребенка во взрослом мире невероятно трудна (она трудна и для взрослых). К тому же в связи с интенсивным развитием общества опыт отцов зачастую неприменим для детей. У молодого человека нет необходимых знаний, духовных и моральных сил, а если к тому же у него нет четких нравственных ориентиров, заложенных в семье, то жизнь может стать плаванием по безбрежному океану на утлом судне без управления и знания цели. Выжить в этих сложных условиях, выработать смысловую и мировоззренческую структуру, совместными усилиями разрешить стоящие перед молодым человеком задачи помогает субкультура. Это своего рода тихая заводь и бухта среди вод океана, в которой он спасается, когда семья родителей не может помочь решать его проблемы. Здесь удовлетворяется его потребность в формировании представлений о мире, в выработке ценностей.

Но субкультура – это еще и альтернативная система координат, выполняющая роль компенсации: молодые люди, совершенно не успешные и слабые в большом мире, в субкультуре могут стать героями или получить признание. Общность с единомышленниками дает молодому человеку ощущение силы, которого он не имеет в одиночестве.

Итак, субкультура с научной точки зрения – всего форма социализации молодежи. Разрушительной или созидательной для общества ее делает система ценностей, образующая ее структуру. До шестидесятых годов ХХ века субкультуры воспринимались как явление сугубо положительное на фоне все уменьшающейся в обществе роли семьи в воспитании человека. Считалось, что в субкультуре молодежь сможет воспринять «моральный код общества».

Волнения шестидесятых годов показали, что молодежь усвоила не «моральный код» буржуазного общества, а нечто иное. С этого времени субкультура стала восприниматься как разрушающее общество элемент, как противостоящая материнской культуре контркультура.

Современные формы бунта

Существует теория «сопротивления посредством ритуалов», которая утверждает, что субкультуры сопротивляются ценностям доминирующей культуры не активным действием, а специфическими символами, знаками, которые несут смысловую и ценностную нагрузку. «Ритуалами» – стилем, одеждой, жаргоном, представители субкультур нарушают коды поведения и общепринятые законы, тем самым выражая протест против не устраивающей их действительности.

Одежда с древнейших времен была культурным средством идентификации, чаще всего она отражала социальный статус человека, принадлежность его к тому или иному социальному слою, была признаком религиозной ориентации человека. Вспомним, что иудеи в Римской империи сильно отличались своим внешним видом, вызывая раздражение римлян. В современности мы также можем отличить мусульманина от иудея, христианина от мусульманина, поскольку одежда по-прежнему выполняет символически-опознавательную роль. Ничем иным не являются стили одежды молодежных субкультур – это средство идентификации, то есть отличия «своих» от «чужих». Кроме того, одежда субкультуры во многом есть средство бунта, не прямого, но скрытого, на уровне «пощечины общественному вкусу».

«Хиппи», как известно, одеваются в свободные одежды, рваные джинсы, которые отражают их свободу от общепринятых норм, тяготение к природе. Для «панков» характерна большая акцентуация, эпатаж, тяготение к девиантному поведению как протесту; для «готов» – больший эстетизм и лиризм, что в какой-то мере является реакцией и отторжением набившей оскомину грубости панков и металлистов. Представители культуры «New Age» носят яркие одежды, но часто это яркость и дисгармоничность красок есть отражение культуры искусственных наркотиков – экстази и ЛСД; черно-розовый стиль «эмо» тоже есть игра в неуравновешенных подростков, ориентированных на сверхчувственность и депрессивность. «Растаманы» с львиными гривами-дреддами носят одежду в гамме эфиопского флага (красный, желтый, зеленый), взглянув на них, мы вспоминаем ритмы рэгги и листья конопли. Брутальные молодчики с бритыми черепами и массивными ботинками заставляют сразу занять оборонительную позу. Любители культуры индейцев заставляют задуматься о несправедливости проявленной европейцами к коренному населению Америки. Все они предлагают свои средства преодоления несовершенств современного мира, одни – силой, другие – ничего неделаньем и трубкой мира с марихуаной, третьи – возвратом к ценностям альтернативных культур.

В одежде членов субкультуры проявляется разделение мира на «добро – зло», «мы – они», «свои – чужие». И маркировочной полосой этого разделения являются ценности субкультуры. «Своими» являются те, кто принимает ценности субкультуры, «чужими» – весь оставшийся мир. Разделение мира на «героев» и «толпу», на «критически» и «не критически мыслящие» личности – это типичные примеры разделения мира на «мы» и «они», известные в России еще с ХIХ века. Тогда юноши-революционеры написали:

«Да, не поймем мы никогда друг друга.
Они для нас практичные дельцы,
А мы для них рушители порядка,
Мечтатели, наивные юнцы…»

Тогда молодежь, верившая в революцию, тоже отличалась своим внешним видом. Обыкновенный вид молодого представителя революционного кружка был протестного свойства – клетчатые плед, синие очки, сухость и мрачность, вызывающая неопрятность, стрижка в кружок и т.д.

Бунт против пошлости или против Бога?

Одежда – внешний признак бунта, но что же стоит за наружной оболочкой, чем движим этот бунт? Анализируя современные субкультуры молодежи, мы видим, что многие из них движимы стремлением преодолеть заданность времени и пространства, социального положения, способностей, которые выпали человеку от рождения. Например, некоторые ребята учатся прыгать по стенам и крышам и таким образом перемещаются по городу, некоторые живут в виртуальной реальности, в компьютерных играх, где у них появляются невероятные возможности – командовать армиями, расстреливать многочисленных врагов, в очередной раз спасать мир; другие, изготовив средневековый костюм, присваивают себе имя и образ какого-то героя из выдуманной страны, получают возможность проявить свою мужественность, ловкость и смекалку в бою на мечах, в ориентировании в лесу, обрести аристократическое достоинство, которого они лишены в реальности, являясь всего лишь жителями одного из спальных районов. Все это – способ получить то, чего лишают современного подростка каменные джунгли городов-мегаполисов, что совершенно не ценится учителями и одноклассниками в школе. В таких субкультурах молодые люди пытаются вспомнить что-то архаичное, взрастить в себе нечто забытое отцами, ведь зачастую у них отнята необходимость быть мужественным и сильным. И таковые субкультуры есть бунт против социальных несуразностей, использование фантазии для украшения своей жизни. Для многих подростков ценности их субкультуры гораздо выше тех, что может предложить им семья, особенно если она неблагополучная… Еще в ХIХ веке девицы бежали из семей в революционные общины, поскольку ничего дельного в своих семьях не видели, но горели жаждой посвятить себя служению обществу. Можно только надеяться, что современные искатели приключений обретут то, к чему действительно стремится их душа и не заплутают на средневековых дорогах, крышах мегаполисов или во всемирной сети.

Но есть молодежные сообщества другого рода, которые делают все, чтобы поругать человеческое достоинство, принизить его, культивируя нормальное восприятие пороков. И это уже не только бунт против общепринятых норм, но сопротивление Богу. Ряд молодежных субкультур с презрением относится к своей человеческой природе, к тому, что им дано от рождения. Такие проявления мы встречаем в субкультуре «киборгов» или «кибер-панков», в которых степень «крутости» определяется количеством металлических предметов, вживленных в тело, ящерообразно разрезанным на половинки языком, многочисленными и шокирующими татуировками. Цель – минимизировать свою человеческую сущность, стереть образ Божий, который дан человеку и зримо проявить личину чего-то иного. Интересно, что «киборги» стремятся преодолеть болевые рефлексы, так как представители этих субкультур могут познавать «Абсолют» лишь будучи подвешенным за кожу на крюках. Как ни страшно, но в этом изменении своего облика и обретении привычки к мукам на крюках можно угадать подготовку к будущему, которое уготовано в вечности.

«Готов» по названию можно принять за субкультуру, ориентированную на память о германских племенах готов, которые пройдя через наш Крым, заселились в Европе и стали основой германской нации. Но на деле мы видим в этой субкультуре лишь игру в вампиров-полумертвецов, пришельцев преисподней, самым дорогим местом для которых являются кладбища, а торжества сопровождаются пригублением бокала с кровью вместо вина. Не редки в этой субкультуре самоубийства, которые вполне логичны, ведь ценности этой субкультуры ориентированы не на жизнь, а на смерть, на ожидание ее пришествия. «Готы» соответственно ненавидят мир как Божие творение и готовятся ко встрече с демонами, так как уже при жизни согласились отчасти принять их природу, изображая из себя вампиров. Опасным в этой субкультуре является эстетика, которая и заманивает многих романтичных молодых людей – строгие красивые одежды, философская направленность, благородство и аристократизм. Но это лишь эстетичная форма, сутью является тупик.

Нужно сказать, что эстетика погибельных вещей привлекает не только молодежь, но и взрослых. И в данном случае ответственность за погибшие души лежит на авторах музыкальных произведений, на литераторах и кинорежиссерах, которые эстетизируют заведомо ложные ценности. Некоторые становятся поклонниками немецкого нацизма из-за красоты и элегантности эсесовской формы: много поклонников фашизма появилось после фильма «Ночной портье». «Готы» возрастают на английской готской литературе и красиво снятых фильмах о вампирах, «кибер-панки» – на впечатлениях детского сознания от фильмов про терминаторов и киборгов. Нужно сказать, что для России – это пройденный урок, в ХIХ веке огромное число молодых людей становилось революционерами и метало бомбы под влиянием беллетристики и классических литературных произведений того же И.С.Тургенева и других авторов, героизирующих революционеров и молодых убийц, приносящих себя в жертву обществу и революции.

Теперь литературу вытесняет кино, и его всходы мы пожнем через некоторое время. Можно предположить, какие субкультуры появятся в ближайшие годы – не так давно были очень популярны фильмы про киллеров, чего же ожидать в будущем?

Таким образом, есть субкультуры, уводящие человека в виртуальность, есть субкультуры, разрушающие лишь их адептов («готы», «эмо» чрезвычайно склонны к самоубийствам) и субкультуры, нацеленные на разрушение мира или общества. Последние, как правило, являются политическими субкультурами и в основе их ценностной системы стоят политические понятия. Это профашистски настроенные группы, которым не чужды фашистская эстетика и стремление к брутальности, идеология расизма и применения насилия для разрешения социальных проблем. Здесь проявление силы означает протест потребительскому миру, превращающему человека в бессильную пустую оболочку, принижающему его до уровня машины желаний.

Вполне очевидно, что цель человека, попадающего в субкультуры – приобрести некоторые качества, отсутствующие у толпы. Он хочет возвыситься над ней, гордо и невозмутимо стоять на вершине, над морем людей, копошащихся в суете: родителей, одноклассников, учителей – всех, кто не смог стать сверхчеловеком.

Печально, что все эти субкультуры есть побирание по чужим землям – в ХIХ веке итогом побирания по западным интеллектуальным полям стала копилка революционных идей. «Готы», «скинхеды», «панки» и другие – все это западные проекты, выросшие на почве капиталистических проблем, искусственно внедренные в наше общество. Грустно, что мы потребляем их как ширпотреб, не имея ни собственного вкуса, ни знания своих древних корней.

И нельзя не признать в этом наш проигрыш в войне за сознание русского народа, в котором появились теперь «готы», тяготеющие к кладбищам Европы и туманного Альбиона, «скинхеды», бодрым маршем пришедшие из рабочих кварталов Англии, наци и фаши, боготворящие Германию и т.д. Молодежь не думает о том, чьей пешкой в этой игре жизни и смерти, а также в политической шахматной игре она является.

Что за жесть происходит с молодежью и почему больше нет субкультур

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Каждое новое поколение принято ругать, ведь оно обязательно должно быть хуже предыдущего, тащить мир на дно и обладать просто минимальным количеством светлых голов — ну знаете, это уже многовековая традиция старшего поколения. Но нынешняя молодежь, которая впервые родилась со смартфоном в руках и интернетом в умах, настолько разительно отличается от всех своих предшественников, что и ругать-то его язык не поворачивается. Оно просто дико непонятно!

Мы в AdMe.ru решили изучить, чем же так выделяются молодые люди, с рождения повязанные Всемирной паутиной.

Их миром правит хайп

Если перенести термин «хайп» сквозь пару поколений в прошлое, мы получим слово «ажиотаж». Конечно, ажиотаж был всегда. Но он даже близко не мог сравниться с новостной взрывной скоростью современного хайпа.

Немного примеров: крутая реклама сегодня — это удачно запощенная фотография в интернете (вспомните хотя бы сине-белое платье). Самые актуальные новости — это твиттер-аккаунты. Бомбящее творчество — это просмотры на YouTube. Больше не работают продюсеры и многомиллионные проекты. Работает лишь то, что поймает хайп — поймает эту хаотичную сверхскоростную сетевую волну ажиотажа.

Чтобы быть на гребне этой волны, молодежи приходится постоянно адаптироваться к переменам. Поэтому на наших глазах растут умеющие быстро приспосабливаться ко всему новому и устанавливать новые правила разносторонние молодые люди. Интересную фразу в продолжение этой темы написал в своем посте-рассуждении о молодежи известный SMM-специалист Никита Широбоков.

«Они приходят в среду и обустраивают ее под себя. Мое любимое — скоро они столкнутся с государственными институтами. Ох, я бы не хотел оказаться на месте этих самых институтов. Им *конец».

Им плевать на школу

Как пишет Huffington Post, многие работодатели пророчат, что большой процент подростков войдет на рабочий рынок с онлайн-аттестатом либо и вовсе не закончив школу.

А все потому, что эти ребята точно знают, что им нужно: они не будут тратить лет этак 5 на прогул лекций в институте, чтобы получить заветную корочку не по специальности. Они не будут слушать рассуждения вроде «Дорогой мой, интеллектуалу не пристало ходить без диплома». Это приведет к тому, что в ближайшем будущем традиционный университетский сценарий уступит свое место самообразованию (сюда включаются всевозможные узкоспециализированные курсы).

Им не нужны собственные машины и квартиры

В последние годы продажи новых машин в США снизились практически вдвое. Автомобильные компании всерьез задумываются о том, как же вообще продавать машины этому чертовому поколению. А экономисты твердят, что столь жадных юношей еще свет не видывал.

Они не жадные, просто сегодня сама концепция владения вещами уже неактуальна. Неблагоприятная экономическая ситуация и бешеное развитие технологий привели к тому, что нынешняя молодежь более вдумчиво относится к деньгам и никогда не будет тратить деньги так же щедро, как некогда их родители.

Все покупки заранее анализируются, цены сканируются в сети, ну и сама целесообразность какого-либо приобретения ставится под вопрос первым делом: если квартиру выгоднее снимать, нежели покупать, ее будут снимать, плевать на стереотипы (которые, к слову, тоже теряют свою былую силу). Если новый смартфон круче автомобиля — пошел он подальше, этот автомобиль, побеждает смартфон!

Для желающих продолжить тему рекомендуем нашу статью «Почему молодежь больше не покупает машины и квартиры».

Им тяжело вешать лапшу на уши

Раньше люди верили авторитетам. Верили родителям, верили учителям. Сегодня среднестатистическому учителю порой бывает трудно, так сказать, конкурировать с учеником. Ведь он может проверить любую информацию за десятую долю секунды и доказать совершенно обратное. Вообще проверять полученную информацию — это девиз молодежи. Обмануть их получится, если только вам достанется особо тугой представитель поколения.

У них клиповое мышление

Вот на чем больше всего и сказались технологии, так это на мышлении. Если старшее поколение учило, современное гуглит. Да, возможно, из-за этого знания основной массы поверхностны, а мышление — клиповое, но они всегда владеют самой актуальной информацией. А с ней, стоит отметить, работают они очень круто, что помогает им справиться с поставленными задачами гораздо эффективнее. А учитывая, с какой скоростью движется современный мир, в выигрыше в итоге останется все же далеко не «олд дженерейшн» со своим «Зато мы запоминали!»

Они многозадачны

Нынче подростки напоминают телефон со множеством открытых в нем приложений. Они могут одновременно идти по улице и искать информацию для школьного проекта в Кембриджской онлайн-библиотеке, параллельно слушать лекцию TEDx, в тот же момент обсуждая в чате на Facebook новый альбом хайпового витч-хаус-диджея.

Только представьте, как эти современные Цезари повлияют на развитие нового века!

У них больше нет субкультур

Вы замечаете, что все эти готы, панки, эмо, которые одним своим видом заставляли переживать легкий инфаркт всех завучей школ, резко канули в небытие?

Как отмечает молодежь портала The Question, сам смысл в субкультурах в современном мире просто-напросто отпал, и тому есть две главные причины:

  • Любой субкультуре прошлого века была присуща некая идея, протест, а иногда и агрессия. Сегодня же никто не воспримет чей-то «бунт через платье». Да всем наплевать на ваш внешний вид. Хотите выразиться, хотите что-то сказать? Говорите в сети. Вы думаете, для чего придуманы Twitter, Instagram и Facebook?
  • Разнообразие — вот за что можно ценить эту эпоху. Сейчас подросток может рвать танцпол под Lil Pump вперемешку с техно, плача бить тату под Linkin Park, а затем ехать в метро на лекцию по истории робототехники второй половины нулевых под экзотичный афрохаус. Больше не нужно выбирать, нужно максимально пользоваться всем, что есть вокруг.

Что мы имеем в итоге? Толпу открытых всему новому, забивших на стереотипы, многозадачных, прагматичных, стремительно развивающихся хайповых молодых людей с клиповым мышлением. И вы скажете, что они тащат мир на дно?

Ссылка на основную публикацию
×
×