Сочинение-размышление на тему Герой нашего времени: сочинение

Сочинение Герой нашего времени по произведению Лермонтова 9, 10 класс

В одном из произведений Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывается про жизнь молодого и красивого офицера Печорина. Как раз его образ был построен на молодом поколении, которое жило в девятнадцатом веке.

Он вышел из аристократического общества, именно поэтому он считает, что является намного выше, чем все остальные люди. Хотя сам Печорин умный и образованный человек, вот только у него имеются и отрицательные стороны, которые также очень сильно видно. Он очень сильно любит себя и порой ему неважно ничье мнение, а свое мнение он считает выше остальных. Кроме этого частенько бывает, что он уверенный в себе, хотя другие понимают, что он не прав, но спорить с ним не решаются.

Он может любому человеку дать характеристику, даже тому, кого видит впервые. Вот только делает он это со злостью и у людей на него всегда имеется большой зуб. Он открыто заявляет про все отрицательные стороны каждого человека, хотя сам человек делал до этого все, чтобы они не проявились. Также он может обозвать или унизить любого человека и считает это вполне нормальным. И за это не считает нужным просить прощения, ведь он сделал все правильно и люди должны быть ему благодарны за это.

Все что происходит с ним он считает ненормальным и старается сделать все для того чтобы его жизнь поменялась в лучшую сторону и ему совсем неважно, что от этого могут пострадать другие люди.

Ему не нравится общество, в котором ему приходится жить и поэтому он считает, что на других людей он совершенно не похож.

У него нет лучших друзей, которые бы смогли не только подсказать ему что и как лучше сделать, но и поддержать в трудную минуту. Ему даже некому дать совет, да в принципе он не нуждается в этом. Многие люди старались поделиться с ним тайнами и секретами, а также спросить его мнение по всему этому вопросу. Но взамен они получали только унижения и оскорбления, а потом об этих тайнах и секретах узнавали еще и другие люди, которым об этом знать не нужно было.

Конечно, бывают моменты, когда он себя контролирует и даже старается в чем-то ограничить, но это очень быстро проходит и все становится на круги своя.

Жизнь его совсем не радует, и поэтому у него нет даже мыслей на будущее и планов. Он живет одним днем. Он считает себя калекой, у которого нет самых лучших органов, при помощи которых можно полноценно и радостно жить.

Ему нравится, когда женщины бегают за ним и унижаются, а он своим видом показывает, что она недостойна его и что ей еще нужно хорошенько постараться чтобы он хотя бы взглянул на нее.

Сочинение 2

Лермонтов Михаил Юрьевич – величайший писатель своего времени, умеющий очень точно раскрывать характеры своих героев. О жизни одного из них, Печорина, как раз рассказывается в произведении «Герой нашего времени». Печорин – весьма умный и умеющий держать себя в обществе человек, однако в нём есть огромный минус – самовлюблённость и чрезмерная самоуверенность. Обладая даром точно оценивать людей, раскрывать их отрицательные черты, Печорин делает это чересчур уж открыто, не стесняясь кого-то обидеть, он часто пользуется сарказмом и злыми шутками, чем напоминает читателю самого Лермонтова, ведь он также, как и его герой, очень резко высказывался о людях, в которых видел что-то дурное, из-за чего даже был убит.

Печорин – разочаровавшийся в жизни молодой человек, который пресытился всем, что в ней есть, ему всё надоело, но так как нужно как-то жить, он сам придумывает себе «развлечения». Во-первых, Печорин старается ещё больше отдалиться от мира, становится особняком, критикует общество, во-вторых, он ломает судьбы, что помогает ему чувствовать себя живым, но, к сожалению, и это ненадолго, поэтому он находит всё новые и новые приключения. С женщинами Григорий Александрович относится совершенно не как добрый человек. Он влюбляет в себя даже тех, кто изначально относится к нему негативно, заставляет их страдать, мучиться и даже быть готовыми «бежать на край света» с ним, но всегда бросает девушек, оставляя им разбитые сердца. Так было, например, с Бэлой. Он не способен любить, он, кажется, вообще не может испытывать чувств, но таким его сделало общество, жизнь.

Даже со своими друзьями Печорин поступает не по-человечески. Ситуация с Максимом Максимычем, когда тот вновь встретил Печорина, очень показательна. Григорий уже остыл, ему не захотелось радушно встречать бывшего товарища. Печорину всё быстро надоедает.

В произведении затронуто много тем, однако главной, на мой взгляд, является тема дурных человеческих черств, особенно таких, как огромное самолюбие и злость. Печорин является таким, но всё это неспроста. Время и общество – факторы, сделавшие его таким. Он не может найти своего жизненного предназначения, из-за чего становится таким и рушит жизни и другим, и себе.

Герой нашего времени по произведению

Популярные сочинения

Александр Сергеевич Пушкин – это, бесспорно, наиглавнейший и самый обожаемый писатель России. На его творческом процессе родилось много поколений лучших ценителей родной письменности.

В этой картине мне нравится всё! Забавное название, лица героев, сама обстановка – праздничная. Замечательная картина! Её можно на открытку!

Григорий Мелехов – один из главных и характерных героев произведения «Тихий Дон». Судьба его отражает всю драматичность в жизни донского казачества. Множество испытаний пришлось вынести Григорию в поисках своего жизненного пути

Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»

Герой нашего времени Лермонтова — это мое любимое произведение писателя. Здесь автор благодаря описанию жизни главного героя Печорина, показывает талантливых и энергичных людей, что не могут в жизни найти себе применение, хотя это способные люди. Писателю удалось создать образ молодого человека тридцатых годов, тем самым вызвав бурю восхищения у прогрессивных людей, так как они увидели в этом произведении правду. А вот критики раскритиковали этот роман, хотя ответ Лермонтова был незамедлителен, ведь он говорит о том, что критики не верят в образ героя, потому что он правдив и в нем правды больше, нежели бы хотелось в действительности.

Герой нашего времени краткое сочинение

Когда читаешь произведение, написанное автором в 1838 году, мы видим желание героя разгадать смысл жизни, но с другой стороны убивает его бесцельное существование. При этом и сегодня встречаются люди, которые бесцельно проживают свою жизнь, поэтому произведение актуально и в наше время.

Роман состоит из нескольких рассказов, которые нас и знакомят с героем произведения Печориным. Так в первой повести Бэлла мы встречаем Печорина впервые. Здесь описывает героя Максим Максимыч. Он рассказывает о Печорине, чья юность прошла в Петербурге. Далее мы узнаем, как его переводят на Кавказ. Здесь герой и встречает Бэллу, чье расположение пытается завоевать, а добившись девушки, скучает и понимает, что это не его и он ошибся в выборе.

В главе Максим Максимыч Печорин нам показан именно так, как видел его Максим Максимыч. Для него это странный человек, который даже во время смеха имел холодный взгляд.
В Журнале Печорина о себе пишет сам главный герой. Эта часть произведения, как дневник, где герой рассказывает историю с контрабандистами. Раскрыв тайну деятельности Янко и его девушки, Печорин разочаровывается, он огорчается своим бессмысленным вмешательством в их жизнь.

Рассказ Княжна Мэри — это, наверное, самая главная повесть, где Печорин начинает анализировать свои поступки и свою жизнь. Он встречает здесь Мэри и опять пытается добиться девушки, но не потому что полюбил, а потому, что она увлечена другим мужчиной. Печорин вступает в борьбу с Грушницким и эта борьба приводит к дуэли, на которой Грушницкий погибает.

Завершается работа автора повестью Фаталист. Здесь герой решает важный философский вопрос о том человек ли решает свою судьбу и пишет ее сам или все зависит от рока.
Печорин предстает перед нами активным человеком, который пытается найти себя в жизни, но у него не получается.

Женские образы в герое нашего времени

Кроме Печорина автор в своем произведении выводит и женские образы. Так мы встречаем смелую контрабандистку с ее ловкостью и хитростью. Это девушка, которая искренне может любить молодого человека и одновременно быть жестокой в отношении стариков и слепых.

Встречаем мы Бэллу, гордую девушку с ее человеческим достоинством, чья судьба завершается трагично.

Есть еще одна девушка, которой удалось постичь глубину души Печорина и это была Вера. Она поняла, кто на самом деле был Печорин и ее любовь к нему не охладела. Вот только была Вера замужней и такая ее любовь до добра не доводит.

Обманутой в своих чувствах остается и княгиня Мэри, которой были свойственны человеческие порывы. Она была благородной, имела проницательный ум, но это ее не уберегло от чувства любви, которое не принесло ей счастья.

Смысл названия романа Герой нашего времени

Если говорить о смысле названия произведения в нашем сочинении по литературе, то здесь все очень просто. Назвав свою работу Герой нашего времени, автор тем самым подчеркнул неразрывную связь образа Печорина с той эпохой, которую описывает писатель. Лермонтов показывает нам жизнь молодого поколения своей эпохи, создав героя своего времени Печорина — противоречивую личность, которая пребывала в поисках истины.

Сочинение Герой нашего времени, 2 вариант

Сегодня мы работаем над сочинением по роману Лермонтова Герой нашего времени, где выделим любимый эпизод, напишем о любимом герое, остановившись подробнее на его описании, а также создадим план сочинения, что облегчит работу по теме Герой нашего времени ученикам 9 класса.

В целом, Лермонтов ставил себе задачу изобразить в романе особенности того времени. А были это тридцатые годы девятнадцатого века, момент, когда новые, назревающие в обществе отношения, подавлялись. Вот и приходилось дворянам прожигать свою жизнь, и не утруждаясь вопросами ее смысла. Среди этого апатичного общества одаренные личности, умные и предприимчивые люди, становились лишними, попадая в атмосферу безысходности. Как раз Лермонтов в романе Герой нашего времени и отразил типичные черты молодежи своей эпохи, показав трагизм жизни молодых людей в образе Печорина.

Герой нашего времени сочинение

Продолжая наше сочинение по роману Герой нашего времени, остановлюсь на необычной композиции. Состоит роман из отдельных частей. Они не объединены общим сюжетом, но их роднит главный герой Григорий Печорин, о чьей жизни мы узнаем из отдельных произведений. При этом главы романа идут не в хронологическом порядке, так как целью автора был не рассказ о жизни героя, а полное раскрытие характера Печорина, который олицетворяет молодое поколение 19 века.

Читайте также:  С. Д. Довлатов Зона: сочинение

Чтобы наилучшим образом раскрыть своего героя, автор описывает лишь самые важные моменты его жизни. Печорин окунается в разную среду, знакомится с разными людьми. В романе мы видим и встречи с контрабандистами, и общение с горцами, офицерами, дворянами. С каждой главой портрет героя нашего времени все больше раскрывается, а читатель начинает понимать, почему же такой парадокс происходит в его душе. В конце концов мы начинаем видеть цельную историю человека, что оказался лишним, чужим для своего времени. А ведь на примере Печорина автор показывает целое поколение, что не нашло своего призвания и было вынуждено губить себя среди пустых развлечений, причиняя не только боль окружающим, но и растрачивая впустую свои таланты. И об этом было невозможно молчать, об этом нужно было говорить, что и сделал Лермонтов в своем романе Герой нашего времени.

Любимые страницы романа Герой нашего времени

Герой нашего времени — интересное произведение, которое читается на одном дыхании. Здесь каждая глава становится любимой страничкой, которую хочется перечитывать вновь и вновь. Однако в сочинении на тему любимые страницы романа Герой нашего времени, я хочу написать о самом запоминающемся мне эпизоде, ведь благодаря ему многие поняли, почему так, а не иначе поступает главный персонаж.

Этот эпизод переносит читателя в ночь накануне дуэли главного героя с Грушницким. Для Печорина это была ночь раздумий, где он размышляет о смысле жизни, но не может найти ответ. Он чувствует в себе силы на большее, но его эпоха пуста, поэтому Печорину скучно. Все что ему могла предложить жизнь он уже испытал, и этот двадцатилетний старик бесстрашно рассуждает о смерти. Он ее попросту не боится. Он пресытился, заскучал, поэтому и развлекается как может, а ради того, чтобы утолить свои желания, совершает поступки, за которые Печорина могут многие осудить. Но осуждать нужно не героя романа, а эпоху, в которой пришлось жить молодым талантам того времени.

Мой любимый герой романа Герой нашего времени

Если говорить в нашем сочинении о любимом герое из романа Герой нашего времени, то однозначный выбор сделать сложно. В целом, в произведении не так уж и много персонажей, и каждый из них заслуживает внимания. Можно долго говорить о Максим Максимыче, человеке с большим сердцем и чудесной душой, и о Бэле, которую приручил Печорин. Как тут не вспомнить Веру, ту единственную женщину, что полюбила того, настоящего Печорина, не навязывая ему своих идеалов и принимая героя как есть. Однако больше всего меня привлекает сам Печорин — этот неординарный человек с удивительным характером. Он сильная личность, образованный, энергичный, смелый, решительный. Его интересуют окружающие, он эрудирован, имеет аналитический склад ума и независимый характер. И именно этот человек мой любимый герой романа Герой нашего времени.

Очень жаль, что Печорин не смог применить в жизни свои таланты, и хоронил в себе все самое лучшее. В итоге он тратит силы на интриги, стычки и дуэли, на любовные похождения. Вся его жизнь мелочна и ничтожна, без высшей цели и пользы человечеству, а его поступки не соответствуют внутреннему богатству и возможностям героя. И Печорин осознает, понимает, что приносит другим лишь несчастья. В своем дневнике он пишет, что подобен камню, брошенному в источник, тем самым нарушая покой окружающих. И этим нельзя не восхищаться. Он проводит самоанализ, замечает свои пороки, постоянно пытается разобраться в себе и в поступках, тем самым теряя способность просто жить. Он перестает радоваться жизни, отвергает тех, кто его любит, погружаясь в одиночество.

Да и что можно требовать от Печорина, который жил среди постоянной лжи и лицемерия? Как должен себя вести герой, когда в обществе низшие помыслы считаются нормой? Несмотря на то, что в Печорине много плохого, у него есть и хорошие качества, за которые он и является моим любимым героем в романе Герой нашего времени.

1, Особенности тридцатых годов девятнадцатого века
2. Ночь перед дуэлью — любимый эпизод романа
3. Почему Печорин лишний в своей эпохе?
4. Почему Печорин привлекает внимание читателя?
5. Положительные и отрицательные стороны любимого персонажа

Сочинение-рассуждение на тему “Герой нашего времени”

Герой нашего времени

1.Размышления о названии романа М.Ю.Лермонтова.

2.Печорин и Бэла.

3.Грушницкий и Мери.

4. « Увы ! он счастия не ищет / И не от счастия бежит !»

А.С.Грибоедов назвал свою комедию «Горе от ума». А.С.Пушкин дал роману имя главного героя. А М.Ю.Лермонтов назвал роман «Герой нашего времени». Услышав этот заголовок, первое, что представит в своём воображении современный подросток, — это фантастичный супергерой, человек, наделённый суперсилами, спасающий людей, борец за справедливость, вынужденный вести двойную жизнь и скрывать своё лицо под маской, личность – под латексным костюмом, а сердце – под замком. Как правило, герою не позволено иметь отношения. Он может влюбляться, но только тогда, когда он обычный человек. Когда же он спасает мир, глядя на людей из прорезей маски, у него не должно быть любимых, родных, друзей или товарищей. Ничего из того, чему грозила бы опасность из-за его геройских действий. Но постепенно углубляясь в содержание романа М.Ю.Лермонтова, понимаешь, что его герой далёк от наших современных стереотипов. На первый взгляд Печорин может показаться ужасным, равнодушным, эгоистичным человеком. Какой же из него герой? Однако истина сокрыта в душе.

Печорину действительно понравилась Бэла. Более того, он в неё влюбился. Да, это была мимолётная влюблённость, но уже указывающая на неравнодушие героя. С каким рвением герой добивался Бэлы, её расположения, её взаимности. Пусть начал Печорин не с лучшего поступка, характеризующего его, как безрассудного, самолюбивого, в какой-то степени даже безумного человека. Быть может, в герое сыграла его импульсивность. Печорин и сам осознаёт, что все его начинания со временем ему наскучивали. Так случилось и с Бэлою. Печорин понимает свою неспособность любить глубоко, ему так сильно надоело собственное непостоянство, что герой не прочь и умереть. Высказанная мысль отчаявшегося человека произвела впечатление даже на Максим Максимыча. Утратить себя и веру в жизнь – ужасная судьба! Но Григорий Александрович живёт с таким тяжёлым бременем, с непониманием и неодобрением окружающих. Да что там окружающих! Он и сам свои поступки не считал хорошими.

Несмотря на свою импульсивность, Печорин не забывает об осторожности. Описывая Грушницкого, Григорий Александрович говорит о том, что не любит его, предсказывая их соперничество за княжну. Но если юнкер действует, руководствуясь истинными чувствами, то мотивов Печорина не осознаёт даже он сам. Дабы повеселить себя и внести красок в ставшую размеренной и скучной жизнь, офицер выбирает себе в жертву Грушницкого. Опять же – ужасный поступок – издеваться над искренними чувствами молодого человека. И ведь Печорин совсем не желает зла. Ему всего лишь интересна реакция юнкера. Герой пишет о том, что часто задумывается, каков же смысл его ухаживаний за княжой. Вдруг в Печорине просыпаются былые чувства к Вере, однако её ревность скоро начинает надоедать ему.

Григорий Александрович далеко не бездушен. Его душа холодна, но не порочна. Печорин понимает, что он далеко не идеал. В его случае сострадание и милосердие меркнут перед возможностью повеселиться. Человек имеет прекрасную способность адаптироваться, подстраиваться под окружающую среду. Думаю, Печорина можно сравнить с хамелеоном. Он действительно настолько хорошо выучил женские повадки, что это пугает. Он умеет найти подход и понравится любой женщине. Их ответы, движения, манеры и привычки он знает наперёд. Может, в этом отношении он и является героем. Однако для нашего времени Григорий Александрович не герой. Кто-то даже скажет, что он – злодей. Бесспорно, действия его несут только страдания, но это лишь бесполезные попытки заполнить пустоту и одиночество в душе. Он считал, что нуждается в чём-то, что избавит его от скуки; я же думаю, что ему нужен был человек, который любил бы его не за что-то, а вопреки всему, что осуждало общество.

Сочинение “Герой нашего времени”.

Данная работа представляет собой попытку переосмыслить произведение классика применительно к современной жизни, ответить на вопрос: “Есть ли герои нашего времени в современной России? Какие черты им присущи?”.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_basnya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как басня, так и жизнь

ценится не за длину,

но за содержание.

У каждого времени свои герои. О них рассказывали писатели, поэты, художники.

Так в произведении Лермонтова « Герой нашего времени», по традиционному мнению, Печорин выступает как герой своего времени. Но автор подчёркивает, что в этом образе дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения начала 19 века. В романе показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин – офицер. Он служит, но не выслуживается. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей: он умён, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие его к людям, неспособность к настоящей любви и дружбе, индивидуализм и эгоизм. Он глубоко несимпатичен нам « жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям.

Сложность и противоречивость характера Печорина можно считать следствием общественно – политических условий 30 годов 19 века, времени мрачной реакции, глубоких потрясений и разочарований.

Человек – по самой своей природе существо общественное, он не способен для самоизоляции, для замкнутого существования в себе самом. Радости и страдания других становятся действительной пищей его жизни лишь тогда, когда отношения его с людьми строятся на основе добра, благородства стремлений, справедливости.

В образе Печорина Лермонтов показал всю тщетность попыток жить в обществе и быть свободным от него.

Читая роман Лермонтова, невольно проводишь параллель с веком двадцать первым и понимаешь, что у нас много общего. Наше время – время больших экономически, политических перемен. Время ускорения объективного развития, которое повышает в цене качества образованности, деловитости. И столь же резко повышает в цене и качества нравственные, неразрывно связанные с социальной сферой жизни, – совесть, честность, человечность. Сложное время…

Но в России были, есть и будет множество героев в самых разных сферах жизни. Герои бывают известными и неизвестными. У каждого человека они свои. Для кого– то им может быть, например, участник боевых действий в Чечне – генерал Романов, актёр Меньшов, фигурист Плющенко, певец Дима Белан, известный политик, учёный, врач, учитель, бизнесмен.

Думается, что сейчас Героем становится человек энергичный, целеустремлённый, хорошо понимающий, что необходимо работать с удовольствием, а где и кем он работает – не важно. Это не обязательно самая высшая должность.

Вот, к примеру, один наш знакомый, которому нет ещё и тридцати. Окончил университет, работал в разных фирмах. Самостоятельно изучил два иностранных языка. Сейчас – коммерческий директор крупной фирмы. Его предприятие процветает. И это – результат его трудолюбия, профессионализма.

Для современного Героя важно иметь хороший дом. Как правило, у него работающая жена и обязательно есть дети. Он понимает, что работает уже не только для себя, но и для своих детей. Он стремится дать своим детям хорошее образование. Для него очень важна семья, так как без семьи человек просто теряет перспективу.

Восхищает в таких людях умение работать так, чтобы получать удовлетворение от своего труда, умение организовать себя так, чтобы найти время на работу и отдых, причём отдых еженедельный с семьёй, детьми, друзьями.

Ему важно, что он не один. Когда человек сам за себя, он ущербен, а когда он может опереться на плечо друга, когда есть на кого надеяться, кому помочь, жизнь становится в радость. Чтобы наша страна стала стабильной, необходимы такие люди.

И таких людей в нашей стране много. Они понимают: чтобы жить успешно и счастливо, необходимо быть интернационалистом. Поэтому из числа Героев вытесняются те люди, которые склонны к ксенофобии.

И друзья у них такие же, как они: честные и порядочные. Именно они являются стержнем, основой нашего общества.

Хочется рассказать о человеке, живущем в нашем родном селе Кутузовка. Это Каргина Ольга Петровна. Успешно окончила МОУ « Кутузовская СОШ» и Омский областной колледж культуры и искусства, сейчас – студентка Омского университета им. Ф. М. Достоевского.

Ольга Петровна уже 8 лет является художественным руководителем Кутузовского сельского Дома культуры. Это человек высокой нравственности, честности и принципиальности. Для своих воспитанников Ольга является примером огромного трудолюбия и преданности своему делу. Хороший организатор, она сплотила вокруг себя ребят, влюблённых в танец. Хореографические коллективы, которыми руководит этот талантливый человек, являются лауреатами, дипломантами не только областных, но и международных конкурсов. Её жизнь – труд, поиск, стремление превзойти себя вчерашнюю. Она и сегодня полна творческих планов и замыслов.

Односельчане же знают Ольгу Петровну как требовательного руководителя и как отзывчивого человека, всегда готового прийти на помощь.

Ольга – человек активной жизненной позиции, инициатор многих интересных дел в селе, заместитель председателя Молодёжной палаты Шербакульского района Омской области.

Глядя на эту хрупкую девушку, невольно думаешь: вот образ Героя нашего времени. Она самостоятельна, деятельна, активна. Имеет нравственные принципы и хорошее образование. И пусть Ольга ещё молода, но сделано в её жизни уже достаточно, чтобы заслужить уважение и любовь людей, среди которых она выросла и живёт. Ведь лишь в работе на благо людей, общества человек с наибольшей полнотой раскрывается как личность, находит смысл своего существования, духовно обогащая себя.

Время Печорина давно прошло. Сегодняшний Герой, обладая нравственными качествами, образованностью, деловитостью, трудолюбием живёт не только для себя, своей семьи, но и для людей, общества, своей страны.

Темы сочинений по роману «Герой нашего времени»

Автор: Guru · Опубликовано 18.04.2017 · Обновлено 19.04.2017

Темы сочинений: «Герой нашего времени» (9 класс)

Каждое произведение из школьной программы может рассматриваться с разных точек зрения. Где-то главную роль играют образы героев, где-то важнее проблематика, взятая автором за основу сюжета произведения, где-то принципиальное значение имеет смысл названия, ведь именно там заложена идея книги. Этим обстоятельством объясняется многообразие тем сочинений на ЕГЭ 2017.

Невозможно предугадать, какая из них попадется на экзамене, поэтому необходимо иметь представление о каждой из них. Нужно знать, как наиболее полно раскрыть поставленную тему: приводить ли цитаты автора, и в каком объеме, пересказывать ли вкратце сюжет или обойтись рассуждениями, «зубрить» ли ФИО героев или учить только самое основное? Все эти тонкости определяют количество баллов и, как следствие, решают судьбу будущего абитуриента.

В данной подборке мы перечислим все темы сочинений по роману Лермонтова «Герой нашего времени» и проанализируем, как правильно их раскрыть, приведя примеры сочинений на егэ 2017.

Образ Григория Печорина

Это самая широко распространенная тема сочинения по роману Лермонтова. Печорин представляет собой тип лишнего человека, характерный для русской литературы, поэтому его охотно берут для рассмотрения как в 9 классе школы, так и в вариантах ЕГЭ для 11 класса. Этот герой хорошо запоминается школьникам, так как раскрытию его характера посвящен целый роман. В качестве примера можно посмотреть сочинение «Образ Печорина» в соответствующем разделе сайта, там же обозначены основные пункты, которые необходимо осветить в работе.

Печорин – герой своего времени

Эта тема по смыслу перекликается с предыдущей. В сочинении нужно будет также охарактеризовать Печорина, однако упор необходимо сделать на то, что этот герой выражает болезнь целого поколения, а не свою личную драму. Для примера можно взять предыдущее сочинение «Образ Печорина», так как в нем автор сконцентрировался на поиске причин трагедии Григория Александровича, доказывая, что в его образе Лермонтов отразил «болезнь века», как сделал это родоначальник жанра исповедального романа Де Мюссе в своей книге «Исповедь сына века». В качестве плана сочинения на тему «Печорин – герой своего времени» можно использовать следующую схему:

— Вступление: кто такой Печорин? Почему его называют «лишним человеком»?
— Основная часть: причины хандры Печорина, влияние исторических событий на его поколение. Почему болезнь Печорина охватила все поколение?
— Заключение: Печорин – романтический герой, наследник Онегина и Байрона.

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

В данном сочинении необходимо описать хотя бы трех главных героинь романа: Бэлу, Веру и княжну Мери. Традиционно именно они привлекают внимание критиков. Все эти образы противоположны, поэтому логику повествования нужно выстраивать на контрастах, сравнивая женщин между собой. В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Там же приведены основные пункты для плана и самостоятельного анализа темы.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

В рамках данной темы рассматривается эволюция образа Печорина, его становление. Необходимо ответить на вопросы: «Какие события из жизни героя повлияли на его судьбу и характер? Почему он стал таким? Кто или что повлияло на его становление?». Рассуждения лучше расположить в хронологическом порядке, начиная с детства Печорина и заканчивая его трагическим финалом. Каждый факт биографии героя необходимо сопроводить своими комментариями, где будет дано объяснение значения этих событий в процессе формирования личности Григория Александровича. План сочинения на тему: История души человеческой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Кто такой Печорин? В чем его недуг?
— Основная часть: детство, юность и зрелые годы Печорина: как события из его жизни повлияли на его судьбу? Почему он стал «лишним человеком»?
— Заключение: Развязка трагедии Печорина.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В сочинении на данную тему объясняется смысл самого романа, то есть неприятный диагноз всему поколению, поставленный Лермонтовым. Необходимо сказать, что трагедия Печорина – беда всех его столь же одаренных сверстников, которые не смогли найти себе ни места, ни применения в мире и сгинули в праздности и спорах с судьбой. Главное, это подчеркнуть универсальность образа лишнего человека в тех реалиях, типичность печоринской хандры. План сочинения на тему: Смысл названия романа «Герой нашего времени»:

— Вступление: Почему в образе Печорина отражена судьба всего поколения?
— Основная часть: Как универсальность образа Печорина отражена в названии? Если герой – пример для подражания, значит, Печорин, как и все подобные герои, отразил моду на романтическое томление по идеалу и ориентацию молодых людей на модный «английский сплин», заимствованный у байронических героев.
— Заключение: Каков приговор Лермонтова обществу его времени?

Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»

В сочинении такого типа нужно описать любимый эпизод или же любимого героя романа. Необходимо аргументировать свой выбор, анализируя предмет описания. Композиция в данной работе свободная, однако, есть уже устоявшийся и привычный шаблон для такого рода тем. План сочинения на темы: Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Мой любимый эпизод или герой – это…
— Основная часть: почему мне нравится этот эпизод или герой? Что я подчерпнул или открыл нового для себя, прочитав этот отрывок или узнав этого героя? Какое место этот фрагмент или персонаж занимает в романе?
— Заключение: зачем Лермонтов изобразил этого персонажа или этот эпизод? Почему он так важен?

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Раскрывая эту тему, читатели обычно анализируют главу «Фаталист», где речь идет о судьбе и предопределении. Важно отразить точку зрения главного героя, к какому выводу он пришел: есть судьба или нет? В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Судьба в романе «Герой нашего времени». Основные пункты для анализа перечислены курсивом в верней части сочинения.

Печорин и Грушницкий

В сочинении необходимо рассмотреть двух героев-антагонистов, а так же разобрать историю их противостояния: кто виноват, в чем причина конфликта, итоги и ваше отношение к случившемуся. Можно провести параллели с биографией Лермонтова, сравнить изображенный конфликт с его смертельной дуэлью и проанализировать сходства характеров автора и героя. План сочинения на тему: Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика):

— Вступление: Кто такие Печорин и Грушницкий? Что их связывает?
— Основная часть: сходства и различия характеров. Причины и последствия конфликта. Реакция Печорина и реакция Грушницкого.
— Заключение: нравственные последствия конфликта для Печорина, ваше отношение к дуэли.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

В данной работе рассматриваются сходства и различия героя поэмы Пушкина Евгения Онегина и героя романа Лермонтова Григория Печорина. Нужно подчеркнуть, что оба героя — лишние люди, и между ними есть определенная преемственность, ведь Лермонтов был большим поклонником творчества Пушкина и создал своего персонажа, опираясь на открытия «солнца русской поэзии». В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Печорин и Онегин.

Психологизм в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

В сочинение на эту тему нужно написать свое определение психологизма и проанализировать, в чем заключается новаторство Лермонтова в изображении психологизма. Необходимо привести примеры, где, по-вашему, необыкновенно широко раскрывается душа скрытного героя, и и где находится применение для мастерства писателя передавать характер через бытоописание героя. Так же стоит уделить внимание психологии Печорина, эмоциональным мотивам его поведения. В качестве примера можно посмотреть сочинение «Психологизм в романе Герой нашего времени«.

Размышления над романом «Герой нашего времени»

“Герой нашего времени” — первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. ” Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.

Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман. Особое место в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника (“Княжна Мери”), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время.

Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”.

Печорин — “лишний человек”. Поведение его непонятно ‘окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” — Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу “лишних людей”, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Герцен тоже назвал Печорина “младшим братом Онегина”.

В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они — представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.

Но на этом сходство заканчивается. Печорин — иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе.

Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что “Онегин скучает, Печорин глубоко страдает”. Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина.

Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо “полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов”.

Печорин — сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, — “нравственный калека”. Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина “не смеялись, когда он смеялся”. Лермонтов говорит: “Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной

“Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен”. Походка Печорина “была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера”. С одной стороны, у Печорина “крепкое сложение”, с другой — “нервическая слабость”. Печорину около тридцати лет, а “в его улыбке что-то детское”.

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: “В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один. “.

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, “болезнь” поколения того времени.

“Целая моя жизнь, — указывает сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”. В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности.

Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: “Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия”. Но у Печорина горячее сердце,

способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, “какая бы горесть ни лежала на сердце, — говорит он, — сакое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко”.

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщиам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, “есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?”

Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, “как безумный, выскочил крыльцо, прыгнул на своего Черкеса. и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск. Одну минуту, еще одну минуту [ видеть ее, проститься, пожать ее руку. При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!” Оставшись без коня в степи, “он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал”.

Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как “нравственного калеку”, у которого “высохла, испарилась, ; умерла” лучшая половина души.

Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы “сделаться героем романа”, старается “производить эффект”. Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость “делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда — тем и другим”. Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, он пишет в своем дневнике: “А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Но Печорин не нашел этого своего “высокого назначения”, не нашел деятельности, достойной его “необъятных сил”. Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь “честных контрабандистов”, похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: “необъятные силы души” и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится “любить весь мир” и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности.

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”.

Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин — человек 30-х годов, типичный представитель своего времени. Время это поставило его перед выбором: “или решительное бездействие, или пустая деятельность”. В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть “предназначение высокое”. Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, так как приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.

Ссылка на основную публикацию
×
×